АННОТАЦИЯ 3
Введение 3
1 Теоретические аспекты изучения деловой коммуникации 5
1.1 Понятие и виды деловых коммуникаций 5
1.3 Средства коммуникации 16
1.4 Трансформация деловых коммуникаций в период пандемии 19
1.5 Выводы по главе 1 19
2 Общая характеристика деятельности и структура управления предприятия ООО
«Газпром трансгаз Томск» 24
2.1 Общая информация о Группе Газпром 24
2.2 Каналы связи в ООО «Газпром трансгаз Томск» 32
2.3 Деятельность ООО «Газпром трансгаз Томск» в период пандемии 35
2.4 Выводы по главе 2 39
3 Трансформации деловых коммуникаций в период пандемии в ООО «Газпром трансгаз
Томск» 41
3.1 Изменения рабочего процесса и поддержание психоэмоционального состояния
вахтового персонала в период пандемии ООО «Газпром трансгаз Томск» 41
3.2 Анализ опроса сотрудников на тему пандемии в ООО «Газпром трансгаз Томск». ..44
3.3 Выводы по главе 3 56
Заключение 56
Список использованных источников и литературы 59
Ведение деловых коммуникаций является одним из самых важных элементов развития любого бизнеса. До момента начала пандемии в любой компании был четко отработанный план и полное понимание процесса ведения переговоров, однако события 2019 года заставили абсолютно каждого управленца искать выход из сложившейся ситуации. Это связано с тем, что процесс ведения бизнеса неустойчив к ошибкам и должен быстро реагировать на изменения во внешней среде. За это время необходимо четко все сформулировать, продумать риски и способы реализации той или иной идеи и приступить к ее воплощению. Немного помедлив, можно сильно отстать от своих конкурентов в то время, когда нужно идти вперед не оглядываясь.
Пандемия сильно ускорила переход деловых коммуникаций в онлайн формат, если бы не возникла эпидемиологическая катастрофа, то у организаций была бы возможность тщательно всё разработать и постепенно вводить дистанционный формат работы. Но у ситуации пандемии свои правила, она заставила компании в срочном порядке менять формат работы, что сильно повлияло на производительность и эффективность, для всех организации это была большая проверка на гибкость и умения адаптироваться к условиям быстроменяющейся среды. Резкий переход в онлайн формат работы выявил, что у многих компаний не хватает ресурсов, а также проблемы с поддержанием связи с сотрудниками и ведением качественных деловых коммуникаций, что вызывает большие трудности в работе.
Актуальность исследования с точки зрения теории заключается в изучении классических концепций внутренних коммуникаций и выявлении современных тенденций в условиях мирового кризиса, рассмотрении эффективности перехода на дистанционный формат работы и всего рабочего процесса в онлайн.
Целью данной ВКР является изучение признаков трансформации деловых коммуникаций в период пандемии.
Задачами данной ВКР являются:
1. Изучение современных теоретических подходов к деловым коммуникациям;
2. Изучить новые виды деловых коммуникаций, характерные для ситуации пандемии;
3. Рассмотреть структуру деловых коммуникаций на примере ООО «Газпром трансгаз Томск»;
4. Изучение изменений, которые потерпели деловые коммуникации в период пандемии в ООО «Газпром трансгаз Томск».
Теоретической основой работы послужили научные труды по исследуемой теме: С.А. Азаренко, Р.Ш. Бикметов, А.Я. Большунов, Жернакова М.Б.
Основными литературными источниками для данного исследования были выбраны научные статьи, учебные пособия в области деловых коммуникаций.
Объект исследования - деловые коммуникации в организации.
Предмет исследования - трансформация деловых коммуникаций в ситуации пандемии.
Методы исследования: теоретические (анализ и синтез опроса сотрудников на тему пандемии, эмпирические (анализ документов о действиях организации во время пребывании вахтового персонала в ситуации пандемии).
Структура работы подчинена решению цели и задач исследования. Работа состоит из введения, трёх глав, заключения и списка использованных источников и литературы, и приложению.
Научная новизна исследования состоит в том, что были выявлены изменения, которые претерпевали деловые коммуникации в связи с возникшей эпидемиологичес кой ситуации в мире. Проведенный анализ и синтез опроса сотрудников в ООО «Газпром трансгаз Томск» позволил увидеть какие появились виды деловых коммуникаций и были ли действия организации эффективны для сохранения рабочего процесса. Практическая значимость полученных результатов состоит в рассмотрение новых видов деловых коммуникации и опыта ООО «Газпром трансгаз Томск» в новой возникшей ситуации пандемии, в разработке рекомендаций для руководителей организаций и специалистов HR по переходу на дистанционный формат работы, сохранения эффективных деловых коммуникаций и психоэмоционал ьного состояния сотрудников в быстроменяющихся условиях.
Нынешний кризис затронул всех нас так, как мы и представить себе не могли. Уже с первых недель компании начали сталкиваться с такими проблемами, которые, пожалуй, не описаны ни в одном учебнике по экономике. Резкий переход в режим онлайн, потеря привычного рабочего места, постоянный информационный шум, невозможность общаться как раньше привело к тому, что сотрудники начали испытывать стресс и тревожность, а из-за постоянного мониторинга новостей стали менее внимательны к работе.
Были изучены современный теоретические подходы к деловым коммуникациям и новые виды деловых коммуникаций в ситуации пандемии, такие как переход на дистанционный формат работы и трудности, связанные с ним. Было выявлено, что резкий переход в онлайн формат работы повлёк за собой множество проблем, таких как нехватка ресурсов для перевода сотрудников на дистанционный формат и недостаточном обеспечении эффективной, бесперебойной работы в условиях онлайна. Была рассмотрена структура деловых коммуникаций на примере ООО «Газпром трансгаз Томск», изучены каналы связи в организации и были сделаны выводы о том, что у компании достаточно эффективно налажены деловые коммуникации. Были изучены изменения, которые потерпели деловые коммуникации в период пандемии в ООО «Газпром трансгаз Томск», такие как переход на дистанционной формат работы, сокращения числа сотрудников, находящихся в офисе, что повлияло на деловые коммуникации и заставило компанию переходить в дистанционный формат общения и передачи информации сотрудникам. После изучения были выписаны итоги и рекомендации для улучшения деловых коммуникаций в условиях пандемии.
Была достигнута цель дипломной работы: изучены признаки трансформации деловых коммуникации в период пандемии, такие как переход с устной речи на письменную, увеличение каналов связи, преимущественно онлайн, новые потребности сотрудников (в стабильном интернете, в ресурсах для дистанционной работы), необходимость постоянного информирования сотрудников о действиях компании и ситуации в мире, увеличение количества совещаний и планерок, увеличение информационного шума, что вызвало необходимость частого информирования сотрудников и поддержание вовлеченности для сохранения эффективности труда сотрудников.
Компания ООО «Газпром трансгаз Томск» не стала исключением, хоть организация и смогла быстро отреагировать на возникшую эпидемиологическую ситуацию: вывести некоторых сотрудников на дистанционную работу, предоставить необходимую технику для удаленной работы, внедрить плавающие рабочие графики, что позволило сотрудникам не пересекаться, позаботиться о вахтовом персонале и обеспечить безопасное пребывание на вахте. Однако, даже всё это не помогло избежать возникших трудностей: высокий уровень информационного шума, повышенный нервозность, постоянная тревожность, вызванная страхом заболеть и заразить близких, а также страхом неопределенности перед будущем. Невозможность узнать или предугадать дальнейшее развитие ситуации в мире тоже накладывало отпечаток на психоэмоциональное состояние сотрудников. Смена привычных коммуникаций, где сотрудники могли находится рядом, рассчитывать на помощь коллег, решать вопросы быстро и получать обратную связь от руководителя, где могли спокойной общаться без масок и считывать эмоции друг друга по выражению лица, а также не бояться заболеть, на более отстраненное и запутанное.
В результате прохождения написания дипломной работы и прохождения практики в ООО «Газпром трансгаз Томск» в отделе кадров в группе оценки персонала отдела кадров и трудовых отношений управления по работе с персоналом, мной были закреплены теоретические знания и практические умения, рассмотрены деловые коммуникации, а также были изучены изменения, которые потерпели деловые коммуникации в период пандемии в ООО «Газпром трансгаз Томск». Была изучена организационная структура компании, проделана работа с опросом сотрудником на тему пандемии, а также был изучен доклад о сопровождении вахтового персонала в период пандемии, всё это помогло увидеть какие изменения претерпевали деловые коммуникации, каким образом компания связывалась и узнавала о состоянии своих сотрудников во время пандемии, какие меры вводила организация и как в принципе решала все трудности.
1. Азаренко С.А Коммуникация [Электронный ресурс]. URL: https://gtmarket.ru concepts/7132 (Дата обращения: 15.04.2022).
2. Белорусский государственный экономический университет, тема 1, файловый архив студентов [Электронный ресурс] / URL: https ://studfile.net/ preview/ 7341587/ page:2 (дата обращения: 13.03.2022)
3. Бикметов, Р. Ш. Креативный стиль управления персоналом организации в современных условиях / Р. Ш. Бикметов // Лидерство и менеджмент. - 2020. - Т. 7. - № 3. - С. 427-438.
4. Бикметов, Р. Ш. Удаленный режим работы компании как один из важнейших триггеров ее успеха в современных условиях / Р. Ш. Бикметов // Креативная экономика. - 2021. - Т. 15. - № 2. - С. 513-526.
5. Бикметов, Р. Ш. Факторы появления транснациональных компаний в среде
малого и среднего бизнеса / Р. Ш. Бикметов // Экономика,
предпринимательство и право. - 2020. - Т. 10. - № 4. - С. 1205-1216.
6. Большунов, А.Я. Деловые коммуникации: учебник для бакалавров
[Электронный ресурс] / Под редакцией доцента Л.И. Чернышовой. — М.: Финансовый университет, Департамент социологии, 2018. — 338 с. URL: http://www.fa.ru/org/dep/soc/Documents (Дата обращения: 15.04.2022).
7. Василькова В. В., Демидова И. Д. Социология коммуникаций - дисциплинарный статус и методологические очертания / Социология и общество. Тезисы Первого Всероссийского социологического конгресса «Общество и социология: новые реалии и новые идеи». СПб., 2000. С. 348-349.
8. Габисов А. К., Дзуцева Г. Н. Сущность организационной структуры управления предприятием / Молодой ученый. - 2016. - №4. - С. 464 - 466. - URL: https://moluch.ru/archive/108/26297/ (дата обращения: 25.11.2021).
9. Гапоненко А. Л. Менеджмент: учебник и практикум для СПО / А. Л. Гапоненко; отв. ред. А. Л. Гапоненко. - Москва: Издательство Юрайт, 2019. - 396 с.
10. Герберт А. Саймон, Дональд У. Смитбург, Виктор А. Томпсон. Менеджмент в организациях. М., 1995. С.169-210.
11. Деловые коммуникации. Практикум. (Бакалавриат). Учебное пособие | Чернышова Лидия Ивановна Издательство КноРус, 2021 г
12. Деловые коммуникации. Учебное пособие | Тимофеев М. И. Издательство РИОР, Инфра-М, 2016 г
13. Деловые коммуникации: учебное пособие / И. А. Журавлева. - Иркутск: Изд- во. Иркут. гос. ун-та, 2016. - 121 с.
14. Джумиго Н.А., Петрова Л.И. Организационная структура как объект стратегических изменений / Управление современной организацией: опыт, проблемы и перспективы. 2017. № 2 (8). С. 111 - 118.
15. Емельянова, Е. А. Деловые коммуникации: Учебное пособие [Электронный ресурс] / Е. А. Емельянова. — Томск: ТУСУР, 2014. — 122 с. — URL: https://edu.tusur.ru/publications/4572 (Дата обращения: 13.03.2022)
..50