ПОРТРЕТЫ ГЕРОЕВ В РАССКАЗЕ А.И. КУПРИНА «ТАПЁР»
|
ВВЕДЕНИЕ 5
Глава 1. Теоретические основания исследования 8
1.1. Понятие портрета персонажа, его виды и функции в художественном
произведении 8
1.2 Лингвистические термины исследования литературного персонажа... 10
1.3 Этапы анализа портретов персонажей 12
Выводы 13
2 Языковые средства создания литературных портретов в рассказе
Куприна «Тапёр» 14
2.1 Структурно-семантическое представление портретов персонажей 14
2.2. Функционирование языковых средств в портретах персонажей 40
Выводы 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 52
Глава 1. Теоретические основания исследования 8
1.1. Понятие портрета персонажа, его виды и функции в художественном
произведении 8
1.2 Лингвистические термины исследования литературного персонажа... 10
1.3 Этапы анализа портретов персонажей 12
Выводы 13
2 Языковые средства создания литературных портретов в рассказе
Куприна «Тапёр» 14
2.1 Структурно-семантическое представление портретов персонажей 14
2.2. Функционирование языковых средств в портретах персонажей 40
Выводы 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 52
Данная работа посвящена изучению портретной характеристики персонажа художественного произведения в творчестве известного русского писателя Александра Ивановича Куприна.
Художественный текст издавна привлекает внимание и читателей, и исследователей как явление национальной и мировой культуры. Литература, которую называют искусством слова, тесно связана с обществом и его развитием. Она помогает сохранять связи между поколениями, изучать окружающий мир, развивает чувство прекрасного.
Большой интерес у лингвистов и литературоведов вызывают неповторимые особенности стилей талантливых писателей, в творчестве которых с помощью разнообразных языковых средств и приемов отображения действительности отражаются общечеловеческие и индивидуальные ценности ярких личностей художников слова.
Актуальным является и изучение литературных портретов, поскольку они, во- первых, занимают важное место в художественном тексте, находясь в тесной связи с его сюжетом, композицией, языковыми средствами, идейным содержанием произведения, а во- вторых, отражают черты идиостиля и мировоззрения авторов этих произведений.
Лингвисты, изучающие идиостиль лучших художников слова, анализировали лексические средства создания портрета в прозе А.П. Чехова [Быкова, URL], И.А. Бунина [Родионова, 1999], А.С. Грина [Петрусь, 2020], В.М. Шукшина [Серикова, 2004] и других авторов. Что касается произведений Куприна, то портреты его героев еще недостаточно изучены, как и его творчество в целом.
В обзорном очерке Т.А. Каймановой о развитии куприноведения [Кайманова, 2016] говорится о том, что активное изучение наследия А.И. Куприна началось только в 40-50-е годы ХХ века, после его возвращения из эмиграции на родину. В это время появились работы, посвященные его биографии и прозе - в основном раннего периода творчества. Анализировались прежде всего произведения писателя, в которых отражалась критика устройства общества в дореволюционной России. Только в 90-е годы стала изучаться политическая публицистика эмигрантского периода писателя. В последние десятилетия появились крупные исследования, посвященные жанровым особенностям творчества Куприна, влиянию фольклорной традиции в его творчестве, переводческой деятельности писателя, его драматургии и др. В то же время отмечается, что ученые обращаются к узкому кругу анализируемых работ, «многие темы и проблемы в творчестве Куприна остаются без внимания ученых. (...) Актуальными остаются вопросы исследования поэтики, языка купринской прозы» [Кайманова, 2016, с. 302].
К числу недостаточно изученных можно отнести проблему изучения портретных характеристик героев в произведениях писателя. О.Н. Шинкевич замечает: «Несмотря на неугасаемую актуальность изучения творчества Александра Ивановича, проблеме исследования портрета персонажа в его произведениях должного внимания не уделялось» [Шинкевич, 2017. С. 87]. Опубликованы статьи с анализом портрета-описания на материале ранних повестей Куприна «Впотьмах», «Молох», «Прапорщик армейский» и «Олеся» [Шинкевич, 2017]; портретов детей в повести «На переломе» [Култышева, Шинкевич, 2019]. Г.С. Зуева в обзорном описании литературных портретов из повестей «Олеся», «Молох», «Гранатовый браслет» рассматривает функции этих портретов и типичные для автора приемы портретирования. Среди таких приемов она называет частое выделение формы и цвета лица, использование цветовой символики, создание контрастных портретов героев, не похожих друг на друга; повторяющееся подчеркивание какой-нибудь яркой, выразительной детали, отражающей сущность персонажа и др. [Зуева, 2016]. Исследователь делает вывод о «мастерстве писателя в создании литературного портрета» [там же, с. 482].
Цель данного исследования - выявление состава, структуры и функционирования языковых средств портретов персонажей в рассказе А.И. Куприна «Тапёр».
В соответствии с поставленной целью в работе решаются следующие задачи:
1. Ознакомиться с текстом рассказа для понимания его смысла и лексического наполнения.
2. Охарактеризовать базовые теоретические понятия, используемые в работе.
3. Выявить в анализируемом тексте рассказа лексические единицы, составляющие портрет Юрия Азагарова, определить их значение в тексте.
4. Систематизировать полученную в результате выборки лексику в виде семантического поля.
Объектом исследования является портреты персонажей в рассказе А.И. Куприна «Тапер», предметом исследования - система лексических средств портретной характеристики.
Методы исследования. При сборе материала использовался метод сплошной выборки из текста рассказа лексем, относящихся к описанию персонажа. При изучении лексических единиц использовались методы структурно-семантического анализа и описательный метод с приемами наблюдения, сопоставления, классификации и обобщения.
Новизна данной работы определяется тем, что в ней впервые выявлены и проанализированы особенности структуры и состава лексических средств портретной характеристики главного героя в рассказе А.И. Куприна «Тапёр».
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и литературы.
Художественный текст издавна привлекает внимание и читателей, и исследователей как явление национальной и мировой культуры. Литература, которую называют искусством слова, тесно связана с обществом и его развитием. Она помогает сохранять связи между поколениями, изучать окружающий мир, развивает чувство прекрасного.
Большой интерес у лингвистов и литературоведов вызывают неповторимые особенности стилей талантливых писателей, в творчестве которых с помощью разнообразных языковых средств и приемов отображения действительности отражаются общечеловеческие и индивидуальные ценности ярких личностей художников слова.
Актуальным является и изучение литературных портретов, поскольку они, во- первых, занимают важное место в художественном тексте, находясь в тесной связи с его сюжетом, композицией, языковыми средствами, идейным содержанием произведения, а во- вторых, отражают черты идиостиля и мировоззрения авторов этих произведений.
Лингвисты, изучающие идиостиль лучших художников слова, анализировали лексические средства создания портрета в прозе А.П. Чехова [Быкова, URL], И.А. Бунина [Родионова, 1999], А.С. Грина [Петрусь, 2020], В.М. Шукшина [Серикова, 2004] и других авторов. Что касается произведений Куприна, то портреты его героев еще недостаточно изучены, как и его творчество в целом.
В обзорном очерке Т.А. Каймановой о развитии куприноведения [Кайманова, 2016] говорится о том, что активное изучение наследия А.И. Куприна началось только в 40-50-е годы ХХ века, после его возвращения из эмиграции на родину. В это время появились работы, посвященные его биографии и прозе - в основном раннего периода творчества. Анализировались прежде всего произведения писателя, в которых отражалась критика устройства общества в дореволюционной России. Только в 90-е годы стала изучаться политическая публицистика эмигрантского периода писателя. В последние десятилетия появились крупные исследования, посвященные жанровым особенностям творчества Куприна, влиянию фольклорной традиции в его творчестве, переводческой деятельности писателя, его драматургии и др. В то же время отмечается, что ученые обращаются к узкому кругу анализируемых работ, «многие темы и проблемы в творчестве Куприна остаются без внимания ученых. (...) Актуальными остаются вопросы исследования поэтики, языка купринской прозы» [Кайманова, 2016, с. 302].
К числу недостаточно изученных можно отнести проблему изучения портретных характеристик героев в произведениях писателя. О.Н. Шинкевич замечает: «Несмотря на неугасаемую актуальность изучения творчества Александра Ивановича, проблеме исследования портрета персонажа в его произведениях должного внимания не уделялось» [Шинкевич, 2017. С. 87]. Опубликованы статьи с анализом портрета-описания на материале ранних повестей Куприна «Впотьмах», «Молох», «Прапорщик армейский» и «Олеся» [Шинкевич, 2017]; портретов детей в повести «На переломе» [Култышева, Шинкевич, 2019]. Г.С. Зуева в обзорном описании литературных портретов из повестей «Олеся», «Молох», «Гранатовый браслет» рассматривает функции этих портретов и типичные для автора приемы портретирования. Среди таких приемов она называет частое выделение формы и цвета лица, использование цветовой символики, создание контрастных портретов героев, не похожих друг на друга; повторяющееся подчеркивание какой-нибудь яркой, выразительной детали, отражающей сущность персонажа и др. [Зуева, 2016]. Исследователь делает вывод о «мастерстве писателя в создании литературного портрета» [там же, с. 482].
Цель данного исследования - выявление состава, структуры и функционирования языковых средств портретов персонажей в рассказе А.И. Куприна «Тапёр».
В соответствии с поставленной целью в работе решаются следующие задачи:
1. Ознакомиться с текстом рассказа для понимания его смысла и лексического наполнения.
2. Охарактеризовать базовые теоретические понятия, используемые в работе.
3. Выявить в анализируемом тексте рассказа лексические единицы, составляющие портрет Юрия Азагарова, определить их значение в тексте.
4. Систематизировать полученную в результате выборки лексику в виде семантического поля.
Объектом исследования является портреты персонажей в рассказе А.И. Куприна «Тапер», предметом исследования - система лексических средств портретной характеристики.
Методы исследования. При сборе материала использовался метод сплошной выборки из текста рассказа лексем, относящихся к описанию персонажа. При изучении лексических единиц использовались методы структурно-семантического анализа и описательный метод с приемами наблюдения, сопоставления, классификации и обобщения.
Новизна данной работы определяется тем, что в ней впервые выявлены и проанализированы особенности структуры и состава лексических средств портретной характеристики главного героя в рассказе А.И. Куприна «Тапёр».
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и литературы.
Анализ литературных портретов в рассказе А.И. Куприна отражает многие черты идиостиля писателя, которые отмечены исследователями: это реалистичность
повествования, широкое привлечение диалога и привлечение средств выразительности речи. Знакомство с рассказом «Тапёр» отражает черты личности его создателя - его любовь к музыке.
Текст рассказа говорит о богатстве и разнообразии языка Куприна, в особенно важных моментах автор привлекает образные средства, лексику высокого стиля.
Исследование литературных портретов в других, еще не изученных произведениях А.И. Куприна, может дать новые сведения о языке и творчестве этого талантливого мастера слова, позволит лучше понять русскую культуру.
повествования, широкое привлечение диалога и привлечение средств выразительности речи. Знакомство с рассказом «Тапёр» отражает черты личности его создателя - его любовь к музыке.
Текст рассказа говорит о богатстве и разнообразии языка Куприна, в особенно важных моментах автор привлекает образные средства, лексику высокого стиля.
Исследование литературных портретов в других, еще не изученных произведениях А.И. Куприна, может дать новые сведения о языке и творчестве этого талантливого мастера слова, позволит лучше понять русскую культуру.





