Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


А.П. БЫЧКОВ: АДМИНИСТРАТОР, ПЕДАГОГ, ОБЩЕСТВЕННЫЙ ДЕЯТЕЛЬ (1921-2009)

Работа №185260

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

история

Объем работы109
Год сдачи2021
Стоимость4910 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
5
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


АННОТАЦИЯ 3
Введение 3
1 Формирование А.П. Бычкова в качестве выдающегося отечественного ученого и педагога 13
1.1 Краткие биографические сведения об А. П. Бычкове 13
1.2 Вклад А.П. Бычкова в деятельность экономического направления Томского университета 19
2 Деятельность А.П. Бычкова на посту ректора Томского государственного университета 25
2.1 Деятельность А.П. Бычкова в организации и строительстве новых университетских зданий 25
2.2 Деятельность А.П. Бычкова в формировании новых факультетов и подразделений университета 30
2.3 Научно-методическая работа по повышению кадров Томского университета 36
3 Научно-исследовательская деятельность А.П. Бычкова в Томске 41
3.1 Преподавательская деятельность А.П. Бычкова в Томском университете 41
3.2 Научно-исследовательская деятельность А.П. Бычкова в Томском университете 44
3.3 Вклад А.П. Бычкова в развитие общественно-политической жизни Томска 48
Заключение 55
Список источников и литературы 57
Приложение А Биографические сведения о семье А.П. Бычкова 65
Приложение Б Список наград, полученных А.П. Бычковым 71
Приложение В Список конференций, в которых принял участие А.П. Бычков 81
Приложение Г Сравнительная таблица деятельности А.П. Бычкова
с другими ректорами ТГУ 87
Приложение Д Список научных и научно-популярных статей, написанных А.П. Бычковым 95
Приложение Е Список памятных адресов и поздравлений, присланных к юбилеям А.П. Бычкова 107


Актуальность исследования. Долгое время в отечественных научно-исторических исследованиях на первый план выдвигались объективные закономерности общественного развития, которые отождествлялись с внеличностностью и бессознательностью исторического процесса. При этом, несмотря на то, что характеристикам исторических личностей в учебно-методической литературе уделялось некоторое внимание, главный акцент делался не на индивидуальном своеобразии, неповторимости и уникальности самой личности, а на сосредоточии в ней типичных черт и признаков представителя того или иного класса.
При изучении большинства проектов, решений или открытий на первый план всегда выходил сам человек. Независимо от масштаба рассматриваемого события большинство проектов реализуется энтузиастами своего дела, людьми, радеющими за реализацию поставленных перед ними задач. В связи с этим, история Томского государственного университета не является исключением.
В 1960-1985 гг. произошел своеобразный бум в развитии Томского университета, связанный не только с послевоенным восстановлением его деятельности, но и активным приходом к руководству и управлению университетом поколения, так называемых фронтовиков. Не маловажную роль в этом процессе сыграл ректор Томского университета А.П. Бычкова (1967-1983), который принял деятельное участие не только в колоссальном расширении материально-технической базы университета, но и формировании новых факультетов, научно-исследовательских направлений, а также повышении качества работы сотрудников этого высшего учебного заведения .
В настоящее время происходят схожие по масштабу и динамике процессы. В период ректорства Э.В. Галажинского Томский университет стал участником проекта 5-100, возглавил процесс создания «Большого университета». Под его руководством были возведены два новых студенческих общежития, корпус Института экономики и менеджмента, строится учебно-лабораторный корпус Creative Media Hall.
В связи с этим возрастает актуальность исследования личностного вклада ректора университета в процесс развития и трансформации подконтрольного ему высшего учебного заведения.
Научная новизна исследования заключается не только в том, что в научный оборот будут введены ранее не опубликованные исторические источники, но и в том, что в процессе работы будет проанализирован вклад А.П. Бычкова в развитие Томского университета в сравнении с деятельностью других ректоров этого учебного заведения (А.И. Данилов, Ю.А. Макушкин, Г.В. Майер, Э.В. Галажинский). Выделены характерные черты, позволяющие Томскому университету на протяжении десятилетий развиваться поступательно и динамично, сохраняя преемственность поколений.
Историография. Данная тема является малоизученной. Существует ряд статей, заметок, томских ученых, писателей, изучающих деятельность А.П. Бычкова в контексте общей истории Томского университета. Однако в большинстве своем данные работы изобилуют множеством пробелов и неточностей, которые дают большое поле для построения исследования.
В-первую очередь, стоит отметить книгу А.И. Бычковой «Бежецкие крестьяне Бычковы-Русаковы и их потомки», выпущенную в 2010 г. В книге исследуется генеалогическое древо семьи Бычковых-Русаковых. Отдельной главой автор работы освещает отдельные моменты из жизни Александра Петровича, а именно его семью, родителей, детство, школьные годы, работу директором школы в селе Константиновка и педагогическую деятельность в Ленинграде, однако, работа в стенах Томского университета освещена намного слабее и более поверхностно .
К 100-летнему юбилею со дня основания Томского университета была выпущена коллективная монография «Развитие общественных и гуманитарных наук в Томском университете» (Томск, 1980), опубликованная под редакцией профессора Б.Г. Могильницкого, в которой в том числе подробно рассматривается работа кафедры политэкономии, которую с 1966 г. возглавлял А.П. Бычков. Однако общая биография А.П. Бычкова, его деятельность на посту ректора университета не исследуется .
Кроме того, к 100-летию Томского университета была также выпущена коллективная монография «Томский университет. 1880-1980» (Томск, 1980), изданная под редакцией профессора М.Е. Плотниковой. В работе упоминается о защите в 1966 г. А.П. Бычковым первой докторской диссертации по экономическим наукам в Томске, дается обзор всех достижений Томского университета за 1970-е гг., а также приводится краткая характеристика деятельности А.П. Бычкова в качестве ректора университета. Тем не менее, к сожалению, завершающий раздел монографии написан в духе марксиско - коммунистической идеологии, что несколько затрудняет вычленение объективной оценки периода .
Большую ценность для формирования представления о деятельности А.П. Бычкова, представляет монография коллектива авторов экономического факультета Томского государственного университета «Сто лет экономическому образованию и науке в Сибири» (Томск, 1998), написанная под редакцией профессора К.И. Могильницкой. В монографии реконструируется не только научно-исследовательская работа А.П. Бычкова, как члена кафедры политэкономии, но и большое внимание уделяется формированию научной школы под его руководством. Кроме того, в работе приводятся сведения о его преподавательской и общественной деятельности. Тем не менее, работа А.П. Бычкова на посту ректора университета освещена по остаточному принципу .
К юбилею А.П. Бычкова был также издан памятный буклет: «А.П. Бычков 85 лет. Университет в моей жизни». В нем приводится не только биография бывшего ректора, описываются его фронтовые годы, но и приводятся сведения об основных направлениях научных исследований, дается характеристика его деятельности на посту ректора Томского университета. Тем не менее, в силу своего не большого объема (26 с.) приведенная в буклете информация носит не полный, схематичный характер .
В начале 2000-х гг. огромная работа по реконструированную биографии А.П. Бычкова была проделана профессором С.Ф. Фоминых. В биографических словарях «Профессора Томского университета. Том 3» и «Ректоры Томского университета», написанных под его редакцией, были приведены две достаточно полные биографии А.П. Бычкова, содержащие информацию не только о его научно-педагогической работе, но и его крупнейших достижениях на посту ректора университета . Тем не менее, в связи со спецификой формата биографического словаря, приведенная в нем информация также дана схематично и обрывочно.
Кроме того, краткая биография А.П. Бычкова приводится в книге «Через века, через года - помните!» (Томск, 2000), однако, в данном случае основной фокус биографии был сосредоточен на его участии в Советско-Японской войне (1945) . Биография А.П. Бычкова была также размещена и на страницах «Электронной энциклопедии Томского государственного университета», однако, она в основном повторяет информацию, приведенную в биографическом словаре «Профессора Томского университета. Т. 3» .
Отдельно отметим, что работа А.П. Бычкова на посту ректора Томского университета, направленная на повышение квалификации научно-педагогических кадров для вузов Сибири, Дальнего Востока и Средней Азии и для университетов Западно-Сибирского региона, во многом рассматривается в монографии Н.А. Цехового «Подготовка научных и научно-педагогических кадров в СССР (1920-е - 1991 гг.):
Региональный опыт». Однако остальные аспекты деятельности А.П. Бычкова в работе не рассматриваются .
Последняя изданная работа, посвященная анализу деятельности А.П. Бычкова, вышла в 2021 г. к 100-летию А.П, Бычкова за авторством профессоров С.А. Некрылова и Г.В. Майера. В статье приводятся в основном общеизвестные факты о биографии бывшего ректора, описываются его военные годы и работа в Томском университете. Таким образом статья носит общий обзорный характер биографии А.П. Бычкова .
В заключении историографического обзора хочется отметить, что в последние годы количество работ, посвященных изучению педагогической, административной и научной деятельности руководителя крупнейшего университета Сибири А.П. Бычкова значительно расширилось. Тем не менее, в настоящее время отсутствует комплексное исследование, посвященное непосредственному вкладу А.П. Бычкова в укрепление, создание и совершенствование материальной базы, развитию науки и образования в Томском государственном университете.
Объектом исследования является история развития науки и высшего образования в СССР во второй половине XX в.
Предмет исследования является административная, педагогическая и общественная деятельность А.П. Бычкова.
Цель данной работы: исследовать влияние личности А.П. Бычкова на развитие Томского государственного университета.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
1. Охарактеризовать этапы становления А.П. Бычкова качестве ученого, педагога и общественного деятеля до его избрания доцентом Томского университета.
2. Изучить вклад А.П. Бычкова в развитие кафедры политэкономии Томского университета, а также его участие в развитии и популяризации экономических знаний на территории Западной Сибири.
3. Выявить вклад А.П. Бычкова в развитие Томского университета в качестве его ректора. В том числе проанализировать его роль в организации строительства новых университетских зданий, формировании новых факультетов и подразделений университета, а также в научно-методической работе по повышению качества работы сотрудников университета.
4. Исследовать личный вклад А.П. Бычкова в развитие науки, образования и общественной жизни Томска, в качестве доцента, а затем профессора Томского университета.
5. Сопоставить и сравнить вклад А.П. Бычкова в развитие Томского университета с аналогичной деятельностью других ректоров данного высшего учебного заведения (А.И. Данилов, Ю.С. Макушкин, Г.В. Майер).
В связи с тем, что в центре изучения находится деятельность отдельной, конкретной личности, то хронологические рамки исследования охватывают весь период жизни главного героя исследования, а именно с 13 февраля 1921 г. по 27 декабря 2009 г.
Территориальные рамки исследования охватывают территорию Западной Сибири. Поскольку в период активной деятельности А.П. Бычкова Томский государственный университет, выполняя роль научно-образовательного центра Западно-Сибирского региона, оказывал помощь многим научным учреждениям, включая университеты Барнаула, Кемерово, Красноярска, Омска, Тюмени .
Методы исследования. Определение методов и подходов, примененных в настоящем исследовании, обусловлено спецификой изучаемого предмета. Основываясь на принципах историзма, в данной работе были использованы следующие специально исторические методы. Во-первых, историко-биографический метод, который позволил не только грамотно выстроить биографию А.П. Бычкова, но и раскрыть ряд уникальных качеств личности. Во-вторых, сравнительно-исторический метод, который позволил выявить и исследовать вклад А.П. Бычкова в развитие Томского университета по отношению к аналогичной деятельности других ректоров Томского университета. В - третьих, корреляционный метод, который позволил выявить и корректно сопоставить количественные и качественные данные относительно деятельности А.П. Бычкова и других ректоров Томского государственного университета. В-четвертых, историко-хронологический метод, который позволил раскрыть причинно-следственные связи между историческими событиями периода деятельности А.П. Бычкова. Кроме того, в работе были использованы такие общенаучные методы познания, как дедукция, индукция, анализ, синтез, абстрагирования, сравнения и обобщения.
Источниковедческая база выпускной квалификационной работы сформировалась в процессе изучения широкого круга источников и материалов. К первой небольшой группе источников необходимо отнести законодательные акты, а именно документы, регламентирующие работу Томского университета. Среди них можно выделить «Устав Томского государственного университета», утвержденный 25 февраля 1982 г. Министерством высшего и среднего специального образования РСФСР , а также положение «Об утверждении положения о высших учебных заведениях СССР» от 22 января 1969 г. Среди задач, которые эти документы определяли перед университетом были: подготовка высококвалифицированных специалистов для народного хозяйства, вузов, учреждений культуры, школ, научно-исследовательских институтов; выполнение научно-исследовательских работ, соответствующих задачам народного хозяйства страны; повышение научной квалификации преподавательского состава и т.д.
Не менее важным в данном исследовании источником является делопроизводственная документация. Так, документы, хранящиеся в Государственном архиве Томской области, в отдельном фонде, посвященном А.П. Бычкову, позволили не только реконструировать процесс решения проблем, связанных с развитием университета, но и вычленить роль А.П. Бычков в этом процессе. Например, это предложения об открытии новых научно исследовательских институтов и факультетов при Томском университете, сметы и техническая документация, связанная со строительством новых зданий, а также предложения о совершенствовании научной и методической работы университета .
Дополнили складывающуюся картину документы, переданные в Музей истории ТГУ. Так, среди нескольких папок, посвященных А.П. Бычкову, были найдены отчеты, проекты и планы, посвященные его научно-образовательной деятельности в стенах Томского университета. Например, в его отчете о научно-исследовательской работе в университетах Канады были представлены не только сухие факты об осуществлённой им поездке, но и его планы об организации финансирования научных исследований в университете. Полученные материалы стали основой для написания 2 и 3 главы
выпускного квалификационного исследования.
Особенно отметим источники личного происхождения: дневники и письма А.П. Бычкова, которые он, намерено, сохранил для потомков, которые будут изучать историю Томского университета. В настоящее время часть личного архива А.П. Бычкова хранится в Государственном архиве Томской области (ГАТО), часть архива храниться в Музее истории ТГУ, а часть материалов хранятся у его дочери Т.А. Бычковой. Рассмотрим каждую часть архива по-отдельности.
В Государственном архиве Томской области хранятся, во-первых, рабочие записи
A. П. Бычкова и письма, адресованные ему как ректору университета, во-вторых, полученные А.П. Бычковым почетные грамоты и свидетельства, в-третьих, письма И.А. Бычковой о родословной рода Шамшевых, черновые наброски для книги «Бежецкие крестьяне Бычковы-Русаковы и их потомки»
В Музее истории Томского государственного университета, также хранится деловая переписка А.П. Бычкова, например, с министром высшего и среднего специального образования
B. П. Елютиным, а также фрагментарные обрывки проектов об открытии в университете новых направлений. Кроме того, в музей истории ТГУ передана богатейшая коллекция памятных адресов, писем, телеграмм с поздравлениями А.П. Бычкова с 60-летним, 70 -летним и 80¬летним юбилеями . Список поздравлений в Приложении Е таблица Е. 1.
В личном архиве Т.А. Бычковой, дочери А.П. Бычкова, хранятся вырезки из газеты «Красное Знамя», посвященные Томскому университету в контексте развития региона, республики и страны, а также заметки и статьи о многочисленных соболезнованиях в связи с уходом из жизни А.П. Бычкова. Вырезки же из газеты «За Советскую науку» в основном сосредоточены на описании повседневной жизни университета, строительстве корпусов и общежитий, а также многочисленных митингах, организуемых в то время в стенах Томского университета.
Кроме того, в личном архиве Т.А. Бычковой были найдены два дневника А.П. Бычкова за 1975 и 1995 гг., а также записная книжка А.П. Бычкова. Так, в своих дневниках, он ежедневно записывал собственные размышления и отношения к событиям, происходящим с ним в течении года. Например, в дневнике за 1975 г. подобно описана поездка в Канаду с посещением университетов. В записной книжке содержатся многочисленные стихи и поздравления для сотрудников своей кафедры и университета, что является весьма ценным для личностной характеристики А.П. Бычкова.
Таким образом, найденные материалы в данном архиве в первую очередь использовались при написании 2 и 3 главы данного выпускного квалификационного исследования .
Кроме того, воспоминания А.П. Бычкова были приведены в книге «Не забыть нам дорог фронтовых: воспоминания участников Великой Отечественной войны - ветеранов Томского государственного университета», вышедшей к 60-летию победы в Великой Отечественной войне, приводятся и воспоминания А.П. Бычкова. В своих воспоминаниях А.П. Бычков рассказал о своем участии в войне с Японией, описывал наблюдения о быте и нравах мирного населения Маньчжурии, Японии. Рассказывал о послевоенных годах и службе в армии, о том, как в 1948 г. решил реализовать свое призвание к научно-педагогической работе и учебе в Высшем военно-педагогическом институте (ВВПИ) в Ленинграде на факультете политической экономии .
Таким образом, все вышеприведенные источники личного происхождения смогли «очеловечить» работу, показать А.П. Бычкова сложной многогранной личностью, выходящей за рамки сухих цифр.
К особой группе источников можно отнести периодическую печать. Для изучения работы А.П. Бычкова были просмотрены все номера газеты «Красное знамя» и «За Советскую науку» (с 1991 г. - «Alma Mater») с 1957 г., когда он прибыл в Томск, вплоть до 2009 г. Всего было выявлено порядка 350 публикаций в обеих газетах, освещающих работу А.П. Бычкова.
Отметим, что в газете «За Советскую науку» зачастую встречаются статьи, посвященные выступлениям ректора на различных университетских мероприятиях и научных конференциях Томского университета. Позднее, когда газета «За Советскую науку» была переименована «Alma Mater», статьи о А.П. Бычкове в основном стали посвящены празднованию Дня Победы в стенах ТГУ, а также его юбилеям. Список конференций можно посмотреть в Приложении В таблица В.1.
С другой стороны, в газете «Красное знамя» зачастую публиковались резолюции областных партийных собраний, совещаний, в которых отражалась деятельность Томского университета. Кроме того, освящались наиболее крупные, масштабные проекты и успехи университета, которые во многом влияли на городскую и областную жизнь томичей и жителей Западной Сибири в целом.
Таким образом, материалы событий на страницах периодической печати позволили осветить, как деятельность А.А. Бычкова воспринималась не только внутри университета, но и на городском и областном уровне, давая возможность сопоставить сухие факты с тем, как это воспринимает общество .
Таким образом, все вышеперечисленные источники позволяют поэтапно реконструировать и проанализировать процесс, как Томский университет получил столько возможностей для своего развития как крупнейшего учебно-научного центра, и выявить какой вклад для Томска и Сибири внес Александр Петрович Бычков.
Структура работы соответствует поставленным целям и задачам. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и литературы, приложений.
В первой главе рассматривается становление А.П. Бычкова. Описываются детские годы и годы юности Александра Петровича в период 1921-1939 гг. Участие в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Ленинградский период жизни в период 1947-1957 гг., а также работа А.П. Бычкова в качестве заведующего кафедрой политэкономии Томского университета (1957-1993). Вторая глава посвящена административно-хозяйственная деятельность А.П. Бычкова на посту ректора Томского университета, куда входит работа, направленная на расширение материально-технической базы университета, организацию новых факультетов и научно-исследовательских институтов, а также научно-методическая работа по повышению квалификации сотрудников университета. В третьей главе происходит изучение личной научно-организаторской деятельности А.П. Бычкова. Рассматриваются основные направления его преподавательской деятельности, затрагивается научно-исследовательская и общественная деятельность А.П. Бычкова.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Исследование деятельности А.П. Бычкова на посту ректора ТГУ через призму архивных источников, периодической печати и источников личного происхождения, позволил оценить его роль в развитии Томского университета. Деятельность А.П. Бычкова брала начало из традиций, заложенных ранее, однако в процессе работы трансформировала и модернизировала их.
Самым значительным был вклад профессора А.П. Бычкова в развитие материально - технической базы университета, в строительство учебных корпусов, лабораторий и оснащения комплекса зданий Томского университета новыми технологиями. Повышение качества учебной и научной работы в ТГУ напрямую зависело от необходимости улучшения его материальной и технической базы. Отсутствие необходимого количества лабораторий и кабинетов существенно тормозило развитие научных исследований в ТГУ, о чем свидетельствуют архивные документы.
Строительство новых учебных корпусов в Томском университете, открывало новые возможности развития исследований в самых различных областях науки, были созданы благоприятные условия для подготовки специалистов. Университет получил возможность развивать новые направления в науке, открывать новые кафедры, расширять подготовку молодых специалистов. С открытием в университете новых факультетов, значительно увеличился прием студентов, на работу приглашались талантливые ученые. Современное научное оборудование позволило развернуть комплексные исследования, теснее связать науку и практику.
Параллельно происходила модернизация и образовательного процесса, который стал сильнее связываться с научно-исследовательской деятельностью. Так, особенностью развития Томского университета под руководством А.П. Бычкова стало вовлечение студентов в научно-исследовательскую деятельность университета. Их участие в разработке отдельных тем кафедр, самостоятельная работа в научных студенческих обществах, участие во многих студенческих конференциях становилась неотъемлемой частью учебного процесса, что позволяло руководству кафедр еще в процессе обучения выявлять из числа студентов наиболее талантливых.
В исследуемый период 1960-е - 1980-е гг., руководящая роль пропагандистско- агитационной работы, которая имела решающее значение в идейном воспитании студенчества и профессорско-преподавательского состава, принадлежала ректорату и партийной организации ТГУ. Единство научной и учебной работы Томского университета стало главной целью административных нововведений в период ректорства А.П. Бычкова. В новой системе управления научной и учебной работой факультетов ректор опирался на своих помощников, каждый из которых имел четко определенные функции.
Кроме того, следует подчеркнуть, что А.П. Бычков работал во многом, опираясь на имеющиеся кадры, на протяжении своей столетней истории коллектив университета стремился к тесному сочетанию работы по подготовке высококвалифицированных специалистов широкого профиля с проведением научных исследований. Понимая эту тенденцию, А.П. Бычков всегда старался развивать университет, опираясь на людей, работавших в нем, находя им наиболее верные профессиональные позиции. Отметим, что во многом этому способствовала сама организационная структура университета, включающая как учебные, так и научные подразделения. «Наш университет располагал всем необходимым для того, чтобы внести существенный вклад в развитие науки и высшего образования в стране», отмечал в своей статье в газете «За советскую науку» ректор Томского университета А.П. Бычков .
Кроме того, важно учитывать, что работал А.П. Бычков при крайне лояльной администрации области, которая была заинтересована в развитии Томска и Томской области. Более того, личная дружба с первым секретарем Обкома КПСС Е.К. Лигачевым позволяла получить поддержку партии в реализации наиболее прорывных и амбициозных проектов университета.
Таким образом, личная заинтересованность А.П. Бычкова, совмещение административной и научно-образовательной деятельности, высочайшая погруженность в процессы, поддержка администрации, зачастую определяла успешность его деятельности.
Изменения в системе управления и организации учебно-научной работы в Томском университете, позитивно сказались на укреплении университетского образования. Постепенно Томский государственный университет стал не только сердцем отечественной системы образования, но и первым в Сибири и Дальнем Востоке ведущим научным и учебным центром.
Для современного общества важнейшую роль в развитии основных социальных структур играет сфера образования. В этом отношении первостепенное значение имеет сфера управления высшим учебным заведением и положительный опыт, накопленный в предшествующее время. Следовательно, преобразования в области управления крупным высшим учебным заведением - Томским университетом в 1960-1980 гг. представляют ценный материал для исследования исторического опыта и его анализа с точки зрения современности.



1. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора экономических наук, Ленинград // Государственный архив Томской области. - Ф. Р. 1997.
- Оп. 1. - Д. 33.
2. Благодарственные грамоты // Государственный архив Томской области. - Ф. Р. 1997. - Оп. 1. - Д. 294.
3. Бычков А. П. Отчет научно-исследовательская работа в университетах Канады за 1975 г.// Музей истории Томского Государственного университета.
4. Бычков А.П. «О работе Томского университета по подготовке специалистов для народного хозяйства. Отчет на Президиума Совета министров РСФСР» // Государственный архив Томской области. - Ф. Р. 1997. - Оп. 1. - Д. 214.
5. Бычков Александр Петрович // Электронный банк документов «Память
народа 1941-1945». - Москва, 2020. - URL: https://pamyat-naroda.ru/heroes/podvig-
chelovek_kartoteka1011248365 (дата обращения 01.10.2020).
6. Бычков Александр Петрович // Электронный банк документов «Подвиг
народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.». - Москва, 2020. - URL:
http://podvignaroda.ru/?#id=1011248365&tab=navDetailManCard (дата обращения:
01.10.2020).
7. Выступление А.П. Бычкова по случаю вручения ордена Трудового Красного знамени // Государственный архив Томской области. - Ф. Р. 1997. - Оп. 1. - Д. 43.
8. Диплом кандидата экономических наук, выданный на имя А. П. Бычкова // Государственный архив Томской области. - Ф. Р. 1997. - Оп. 1. - Д. 25.
9. Диссертационные документы Т.А. Бычковой (отзывы, личный листок по учету кадров, явочный лист, аннотация, протокол) // Государственный архив Томской области - Ф. Р. - 1997. - Оп. 1. - Д. 296.
10. Документы (письмо, обоснование) об открытии философского факультета // Государственный архив Томской области. - Ф. Р. 1997. - Оп. 1. - Д. 213.
11. Документы (предложения, письмо, список рабочих групп) по работе экономических специальностей // Государственный архив Томской области. - Ф. Р. 1997.
- Оп. 1. - Д. 218.
12. Документы (решения, план, устав ТГУ от 25.02.1982) ученого совета Томского государственного университета // Государственный архив Томской области. - Ф. Р. 1997. - Оп. 1. - Д. 224.
13. Документы подготовительной работы к празднованию 100-летия Томского государственного университета (газеты, историческая справка, письма, сведения, доклад) // Государственный архив Томской области. - Ф. Р. 1997. - Оп. 1. - Д. 247.
14. Записная книжка А. П. Бычкова // Личный архив Т. А. Бычковой.
15. Личный дневник А. П. Бычкова за 1995 г. // Личный архив Т. А. Бычковой
..102


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ