АННОТАЦИЯ 3
ВВЕДЕНИЕ 3
1 Теоретические аспекты формирования и продвижения персонального бренда в интернете 7
1.1 Понятие и сущность персонального бренда 7
1.2 Цели, функции и задачи персонального бренда 13
1.3 Технологии и инструменты продвижения персонального бренда в интернете 15
1.4 Понятие и сущность терминов: стриминг, стрим, стример, видеостриминговая платформа 24
2 Анализ и разработка концепции по формированию и продвижению персонального бренда игрового стримера в интернете на примере игрового стримера «rukopashka»... 27
2.1 Анализ деятельности базисного субъекта игрового стримера «rukopashka» 27
2.2 Анализ персональных брендов конкурентов среди игровых стримеров на
видеостриминговой платформе Twitch.tv 31
2.3 Разработка концепции по формированию и продвижению персонального бренда игрового
стримера в интернете на примере канала «rukopashka» 42
3 Реализация проекта и оценка результатов по формированию персонального бренда игрового стримера в интернете на примере Twitch канала «rukopashka» 45
3.1 Поэтапный план реализации проекта по формированию персонального бренда 45
3.2 Критерии эффективности результатов проекта по формированию персонального бренда
55
3.3 Оценка результатов проекта по формированию персонального бренда 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 65
ПРИЛОЖЕНИЯ 69
Нельзя игнорировать тот факт, что на сегодняшний день видеоигры прочно закрепились в культурной среде по всему миру. Согласно свежему исследованию проведенному аналитической компанией DFC Intelligence, к середине 2020 года количество людей по всему миру, играющих в видеоигры выросло до 3,1 миллиарда. Учитывая статистические данные об уровне населенности планеты выходит, что видеоиграми увлекается примерно 40% населения.
Глобальное развитие новых медиа и игровой индустрии привело к появлению различных технологий и возможностей. Так, например, в последнее время активно развивается сфера игрового стриминга и специализированные видеостриминговые сервисы. Это явление в частности обусловлено техническими особенностями самих платформ. Например, на популярном стриминговом сервисе Twitch.tv зрители могут потреблять контент в реальном времени и вести прямую коммуникацию со всеми участниками процесса, будь то другие зрители или сам стример . Такой формат подачи и потребления контента позитивно воспринимается аудиторией, так как все построено на живом общении, а сами трансляции не выглядит как заранее спланированные постановочные видео с прописанным сценарием, дорогими декорациями, командой операторов и качественным монтажом. Это способствует выстраиванию более доверительных отношений между создателем контента и его потребителями.
Стример является публичной персоной и выступает в роли лидера мнений в своем кругу. Это в свою очередь открывает много возможностей для рекламодателей. Интегрируя прямую рекламу на своем канале во время реальной онлайн трансляции и /или став официальным партнером платформы стример может обеспечить себе достойный заработок, а рекламодатель получить траффик для реализации своих продуктов и услуг. Вследствие чего наблюдается большой приток стримеров на стриминговые площадки, а это в свою очередь создает конкуренцию.
Отсюда следует, что, как и в любой другой сфере, для получения популярности и создания положительного образа игрового стримера необходимо комплексное применение различных рекламных и PR инструментов. Одним из таких является формирование и продвижение персонального бренда.
Актуальность данной работы обусловлена необходимостью и важностью формирования и продвижения персонального бренда в сфере стриминга. Связано это с тем, что на сегодняшний день активно развиваются медиа, а индустрия развлечения выходит на первый план за счет научно-технического прогресса. Персональный бренд помогает выстроить доверительные отношения с аудиторией, взрастить «адвокатов бренда», повысить узнаваемость и создать определенную репутацию в глазах потребителей. Достижение этих целей важно для стримера, как для эксперта в своей области и как для лидера мнений. Персональный бренд поможет стриминговому каналу идентифицироваться и отстроиться от конкурентов, предложить аудитории уникальный контент и интересный образ за счет набора атрибутов бренда, таких как: фирменный стиль, оформление канала, логотип, интересная внешность, манера речи и юмор. Каналы, имеющие сформированный персональный бренд больше других привлекают внимание рекламодателей. Рекламодателям выгодно продвигать свой продукт через лидеров мнений с постоянной, широкой аудиторией, которая подражает и доверяет своему кумиру. А стримерам выгодно тем самым монетизировать свое творчество и привлекать новые инвестиции для развития канала.
Проблемой, рассматриваемой в исследовании, является неполнота знаний об особенностях формирования персонального бренда в сфере игрового стриминга, и как следствие отсутствие понимания игровыми стримерами важности формирования и продвижения персонального бренда в среде высокой конкуренции.
Объектом данной работы является формирование и продвижение персонального бренда.
Предметом данной работы является формирование и продвижение персонального бренда игрового стримера в интернете на примере канала «rukopashka».
Цель - выявление технологий и особенностей формирования и продвижения персонального бренда игрового стримера в интернете на примере канала «rukopashka».
Исходя из указанной цели были поставленные следующие задачи:
1. Изучить теоретические аспекты формирования персонального бренда в интернете.
2. Проанализировать технологии и инструменты продвижения персонального бренда в интернете.
3. Определить сущность и дать описание понятиям: стриминг, стример, видеостриминговая платформа.
4. Проанализировать деятельность базисного субъекта (канал игрового стримера «rukopashka» на видеостриминговой платформе Twitch.tv).
5. С целью выявления ожиданий к образу игрового стримера со стороны целевой аудитории провести онлайн-опрос.
6. Проанализировать конкурирующие персональные бренды среди игровых стримеров на видеостриминговой платформе Twitch.tv.
7. Разработать и реализовать концепцию по формированию и продвижению персонального бренда игрового стримера в интернете на примере канала «rukopashka».
8. Сформулировать критерии оценки эффективности результатов деятельности по формированию и продвижению персонального бренда игрового стримера в интернете на примере канала «rukopashka».
9. Провести оценку эффективности деятельности по продвижению персонального бренда игрового стримера в интернете на примере канала «rukopashka».
Продуктом выпускной квалификационной работы выступает гайд по формированию и продвижению персонального бренда игрового стримера в интернете.
Методы исследования: анализ, синтез и обобщение литературных источников, социологический опрос, SWOT-анализ, наблюдение, конкурентный анализ.
Анализ, синтез и обобщение литературных источников - решают задачу по изучению теоретических аспектов формирования и продвижения персонального бренда.
Социологический опрос - служит для выявления благоприятного образа игрового стримера в глазах контактной целевой аудитории.
SWOT-анализ, наблюдение, конкурентный анализ - необходимы для анализа деятельности базисного субъекта и анализа конкурирующих персональных брендов в сфере игрового стриминга.
Методологической и теоретической базой исследования послужили работы как отечественных, так и зарубежных авторов. Так, на формирование взгляда автора относительно теоретических аспектов брендинга, в том числе персонального, повлияли работы Д. Аакера, Ф. Котлера, В. Домнина и Г. Тульчинского.
Сфера практических аспектов формирования персонального бренда была рассмотрена с помощью работ Т. Питерса, В. Тамберга, В. Кирилловой (Ники Зебры) и А. Рябых.
Помимо научных работ отечественных и зарубежных исследователей на электронном ресурсе «Cyberleninka» были изучены работы таких авторов как В. Масловой «Формирование и продвижение персонального бренда», И. Савельевой «Продвижение персонального бренда в социальных медиа», М. Болычевой «Стриминговое вещание как феномен современной медиасреды».
Практическая значимость данной работы заключается в помощи игровым стримерам или тем, кто только думает начать заниматься данной деятельностью, а также специалистам в сфере рекламы и PR перед которым стоит задача в продвижении персонального бренда игрового стримера.
Структура работы состоит из:
• Введения
• Первой главы, в которой автор рассматривает теоретические аспекты формирования и продвижения персонального бренда игрового стримера в интернете. А также раскрывает такие понятия как: стриминг, стример, стриминговая платформа.
• Второй главы, посвященной анализу персональных брендов конкурентов среди игровых стримеров на стриминговой платформе Twitch, а также анализу базисного субъекта исследования и разработке концепции реализации проекта.
• Третьей главы, в которой описывается реализация проекта по формированию и продвижению персонального бренда на примере игрового стримера «rukopashka», а также оценивается эффективность проделанной работы.
• Заключения
• Списка литературы
• Приложений
Невозможно недооценить важность формирования и продвижения личного бренда в абсолютно любых сферах деятельности, в том числе и в сфере игрового стриминга. Персональный бренд поможет стриминговому каналу идентифицироваться и отстроиться от конкурентов, предложить аудитории уникальный контент и интересный образ за счет набора атрибутов бренда, таких как: фирменный стиль, оформление канала, логотип, интересная внешность, манера речи и юмор.
Сформированный личный бренд стримера способен вызывать эмоции в сознании людей, выстроить доверительные отношения с аудиторией и создать некую эмоциональную связь, выгодно себя позиционировать, создать определенную репутацию, которая в конечном итоге поможет персоне стать известной и узнаваемой.
Каналы, имеющие сформированный персональный бренд также больше других привлекают внимание рекламодателей. Рекламодателям выгодно продвигать свой продукт через лидеров мнений с постоянной, широкой аудиторией, которая подражает и доверяет своему кумиру. А стримерам выгодно тем самым монетизировать свое творчество и привлекать новые инвестиции для развития канала.
В связи с чем, актуальным стал вопрос о формировании и продвижении персонального бренда игрового стримера в интернете на примере канала «rukopashka».
Для выполнения поставленной цели автором данной работы были выполнены следующие задачи:
1. Изучены теоретические аспекты формирования персонального бренда в интернете.
Даны определения понятиям бренд и персональный бренд, выявлены цели, функции и задачи персонального бренда. Сделан вывод, что хоть и феномен «персонального бренда» не так глобально отражен в научных трудах, как общее понятие «бренда», все же наблюдается тенденция к приобретению им статуса фактического явления, поскольку его формирование и продвижение дает множество возможностей. Например, таких как:
• привлечение и удержание аудитории;
• повышение авторитета в профессиональной сфере деятельности;
• формирование успешного образа для привлечения спонсоров.
2. Проанализированы технологии и инструменты продвижения персонального бренда в интернете.
На основе проведенного анализа были сделаны следующие выводы. Во - первых, в настоящий момент социальные медиа обладают достаточно большим выбором инструментов для работы с личным брендом и не только для продвижения брендов компаний, а также отлично справляются с продвижением отдельных персоналий. Их можно использовать как площадку для создания экспертного образа, продвижения в рамках профессионального сообщества.
Во-вторых, в отличии от любых других площадок, социальные сети позволяют использовать сразу несколько видов контакта с аудиторией, например, визуальный и аудиальный. Благодаря данному преимуществу, работа с брендом в социальных медиа становится еще эффективнее.
Таким образом, социальные медиа не просто так выбраны в качестве основного канала для формирования и продвижения персонального бренда игрового стримера в интернете. Благодаря гибкости инструментария и исходя из специфики базисного субъекта, они являются наиболее эффективным каналом.
К основным преимуществам интернет-продвижения можно отнести:
• Возможность быстро и недорого заявить о себе в профессиональной среде;
• Расширение охвата аудитории в короткие сроки;
• Возможность дополнительной монетизации деятельности;
• Быстрая обратная связь от аудитории;
• Возможность использования цветных изображений, звука, видео материалов для расширения уровня информативности предоставляемого продукта аудитории.
3. Определена сущность и дано описание понятиям: стриминг, стример, видеостриминговая платформа.
Таким образом, как было указано ранее в работе можно сделать вывод о том, что стриминг - это процесс при котором мультимедийные данные доставляются от поставщика цифрового контента до пользователя в режиме реального времени. Стример - это организатор онлайн-трансляций, ведущий, человек, который транслирует себя онлайн в прямой трансляции. Существуют различные категории стримеров по жанрам. Видеостриминговая платформа - это платформа, обеспечивающая потоковую трансляцию различных событий в режиме реального времени. Службы являются медиаиздателями и способом распространения видеоконтента.
4. Проанализирована деятельность базисного субъекта (канал игрового стримера «rukopashka» на видеостриминговой платформе Twitch.tv).
В результате анализа автору работы удалось дать основную характеристику видеостримингового канала «rukopashka», проанализировать целевую аудиторию, выделить имеющиеся атрибуты и определить используемые каналы продвижения персонального бренда.
Так, например, целевую аудиторию составляют в основном мужчины в возрасте от 15 до 30 лет, увлекается видеоиграми, настольными играми, художественной литературой и кинематографом. Являются активными потребителями цифрового контента и пользователями сети Интернет. Предпочитают смотреть прохождение и обозревание новинок в сфере видеоигр, а также прохождение старых игр, кооперативное прохождение и многопользовательский режим. Не имеют жанровых предпочтений среди самих видеоигр.
Что касается имеющихся маркеров персонально бренда, на данный момент у канала и ведущего сформированы некоторые визуальные и аудиальные атрибуты персонального бренда. Например, если говорить про атрибуты самого канала, то они заключаются в следующем: персональные эмодзи, оформленный задний фон при проведении трансляции с веб-камерой. Такие элементы персонального оформления канала как логотип, дизайн концепт, описание, иконки отсутствуют.
Что касается образа ведущего, то сам стример не пренебрегает внешним видом и всегда выходит на трансляцию в опрятной одежде, часто привнося в свой образ цепляющий взгляд детали. Например, очки, различные украшения, одежда с надписью, головные уборы.
В качестве аудиальных атрибутов можно выделить внятную , хоть и быструю речь, стиль и манеру речи, которые выражены в повышенной эмоциональности, неоднородности, частой смене тональности.
5. При помощи онлайн опроса выявлены ожидания к образу игрового стримера со стороны целевой аудитории.
Таким образом, удалось выяснить, что аудитория предпочитает смотреть прохождение и обозревание новинок в сфере видеоигр, а также прохождение старых игр, кооперативное прохождение и многопользовательский режим. Не имеет жанровых предпочтений среди самих видеоигр.
Также удалось выяснить, что подавляющее большинство считает, что интересный контент и взаимодействие с аудиторией важнее внешности, активности в чате и оформления канала. Многие также отметили, что обращают большое внимание на качество картинки и звука самих трансляций.
6. Проанализированы конкурирующие персональные бренды среди игровых стримеров на видеостриминговой платформе Twitch.tv.
Для анализа были отобраны персональные бренды таких видеостриминговых каналов как «BlackUFA», «Kuplinov», «simple». Была составлена сводная таблица по ключевым особенностям и атрибутам личных брендов вышеуказанных каналов. В качестве вывода, можно отметить, что аудитория склонна отдавать предпочтения визуально оформленным каналам, с интересным описанием, привлекательным дизайном. Также, аудитория крайне требовательно к наличию и качеству аудиальных атрибутов, таких как внятная манера речи , голос, тембр, общая стилистика. Все остальные аспекты, такие как личность стримера, контент, жанр стриминга в основном индивидуальны и оцениваются исходя из субъективных суждений.
7. Разработана и реализована концепция по формированию и продвижению персонального бренда игрового стримера в интернете на примере канала «rukopashka».
Автором работы была сформулирована концепция под названием «Личный бренд игрового стримера». Целью проекта являлась - реализация концепции по формированию и продвижению персонального бренда игрового стримера в интернете на примере канала «rukopashka». Конечным продуктом проекта выступил сформированный персональный бренд в интернете на примере игрового стримера «rukopashka».
В результате реализации проекта выросла аудитория на Twitch канале базисного субъекта, был сформирован фирменный стиль канала, выбраны и наполнены основные каналы коммуникации в социальных медиа, создан контент-план и разработаны промо-ролики для анонса трансляций и будущей рекламы.
8. Сформулированы критерии оценки эффективности результатов деятельности по формированию и продвижению персонального бренда игрового стри мера в интернете на примере канала «rukopashka».
Всего сформулировано 5 критериев оценки эффективности, среди них такие как:
• Степень сформированности идентичности бренда;
• Наличие фирменного стиля и визуальных маркеров личного бренда на Twitch канале;
• Степень наполнения и оформления основных каналов коммуникации в социальных медиа;
• Уровень заинтересованности и количество просмотров промо-роликов в разделе «Клипы» ВКонтакте для анонса трансляций и будущей рекламы;
• Количество подписчиков на Twitch канале базисного субъекта.
9. Дана оценка эффективности деятельности по формированию и продвижению персонального бренда игрового стримера в интернете на примере канала «rukopashka».
Был сформирована идентичность персонального бренда игрового стримера «rukopashka», которая включает в себя следующие элементы: миссия, цель, позиционирование, ценности и упаковка бренда.
Также, оценка эффективности позволила проследить тенденцию к увеличению охватов и количества подписчиков. Визуальная составляющая канала стала намного привлекательней и структурированней, а промо-ролики показали неплохие показатели по количеству просмотров и как следствие заинтересованности аудитории. Это говорит о том, что их в дальнейшем можно успешно использовать в качестве креативов к таргетированной рекламе в социальной сети ВКонтакте.
Спустя 2 месяца после разработки и внедрения фирменного стиля, наполнения каналов коммуникации в социальных медиа и создания промо-роликов аудитория канала увеличилась на 170 подписчиков и на данный момент составляет 607 человек, а охват всех промо-роликов составил 9151 просмотр.
Оценка промежуточных результатов проекта «Личный бренд игрового стримера» показала, что формирование и продвижение персонального бренда положительно сказалась на приросте аудитории. Фирменный стиль как визуальный маркер личного бренда является эффективным инструментом для повышения узнаваемости и запоминаемости персоны. Это то, что аудитория оценивает и на что обращает внимание в первую очередь, решает стоит ли продолжать знакомство с брендом или нет.
Таким образом, все поставленные задачи были выполнены, а проект полностью реализован. Опираясь на все вышесказанное и взяв во внимание полученные результаты можно сделать вывод, что формирование и продвижение персонального бренда абсолютно необходимо для игровых стримеров. Личный бренд является мощным инструментом для повышения лояльности, узнаваемости и продвижения. Помогает выстраивать и закладывать в умы аудитории тот образ, который наиболее выгоден личности этот образ транслирующий.
Итоговым продуктом написания выпускной квалификационной работы стал предложенный гайд и рекомендации по формированию и продвижению персонального бренда игрового стримера в интернете.
1. А. Н. Чумиков Имидж - репутация - бренд: традиционные подходы и новые технологии. 2015. — 43 с.
2. А. Н. Вихров Бренд в системе современного маркетинга: концептуальные основы и политическая практика. - 58 с.
3. Аакер Д. Создание сильных брендов / Дэвид Аакер, Эрик Йохимштайлер. - М.: Гребенников, 2008. — 128 с.
4. Акулич М. Интернет-маркетинг. Учебник / М. Акулич. — М.: Дашков и К. — 2016. — 336 с.
5. Андрей Рябых, Ника Зебра Персональный бренд. Создание и продвижение / / Интернет-буржуй Андрей Рябых, Ника Зебра. -М.: Манн, Иванов, Фербер, 2019.
6. В. Данилова Self-брендинг, или Маркетинг индивидуальности. / Виктория Данилова. -Ростов-на-Дону: Феникс, 2014. — 83 с.
7. Виды социальных сетей: классификация и представители URL: / Dark site of
marketing. - Режим доступа: http://darksiteofnarketing.com/stati/vidy-socialnyh-setei-
klassfikacija ipredstaviteli.html (дата обращения: 26.03.2021).
8. Гиллен, П. Новые агенты влияния [Текст] / П. Гиллен // USA: Society for New Communications Research. - 2009. - 80 c.
9. Горчакова В. Г., Психология создания персонального бренда: Учеб. пособие для вузов / В.Г. Горчакова. -, 2010. — 7 с.
10. Гусева О. Концепция брэндинга // Рекламные идеи - YES! 1998. — 6 с.
11. Домнин В. Н. Брендинг. Учебник и практикум. — 161 с.
12. Домнин В. Н. Брендинг: новые технологии в России / В. Н. Домнин. -2-е изд. - СПб.Питер, 2004. -38 с.
13. Дэвид Огилви Откровения рекламного агента. 2012.
14. Инструменты продвижения персонального бренда в социальных медиа / SEO Оптимус URL: — Режим доступа: http://seooptimus.ru/instrumenty-prodvizheniya-personalnogo- brenda-v-sotsialnyh-media-chast-1 (дата обращения: 26.03.2021).
15. Инструменты продвижения персонального бренда в социальных медиа / SEO Оптимус URL: — Режим доступа: http://seooptimus.ru/instrumenty-prodvizheniya-personalnogo- brenda-v-sotsialnyh-media-chast-2 (дата обращения: 26.03.2021).
..51