Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ТРАНСФОРМАЦИЯ ОБРАЗА ЖАННЫ Д’АРК В ЕВРОПЕЙСКОМ КИНОИСКУССТВЕ XX ВЕКА

Работа №185215

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

история

Объем работы73
Год сдачи2024
Стоимость4215 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
21
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
1 Эволюция образа Жанны д'Арк от средних веков до начала двадцатого
столетия 11
1.1 От последних лет Жанны к восстановлению ее имени 11
1.2 На пути к становлению национальной героини 21
2 Образ Жанны в век кинематографа 35
2.1 Воплощение Жанны д'Арк в европейском кино XX века 35
2.2 Киновоплощения Жанны и историческая память в XX веке 50
Заключение 59
Список использованных источников и литературы 64

Жизнь и смерть Жанны д'Арк устойчиво вызывали бурный к себе интерес писателей, поэтов, художников с XV в. по наши дни. К примеру, известная французская поэтесса и писательница, мыслительница Кристина Пизанская еще в 1429 году написала сочинение, известное как “Песнь о Жанне”, в котором прославляется и возвеличивается Жанна д'Арк еще за два года до ее погибели . Анонимом в 50-х годах XV века была написана поэма о снятии осады с Орлеана, в которой Жанна наравне с другими святыми играет важную роль . Далее Шекспир, а затем и такие известные творцы, как Фридрих Шиллер , Марк Твен и Бернард Шоу посвятили ей свои значимые творения писательского искусства. В первые десятилетия после смерти Жанны д'Арк начали появляться ее изображения. Далее ей было посвящено множество известных шедевров изобразительного искусства, такие как “Жанна д'Арк во время молитвы” Питера Рубенса или “Жанна д'Арк целует меч избавления” Данте Россетти.
Образ Жанны д'Арк играет важную роль в символической политике Франции Новейшего времени. 14 апреля 1920 года президент Лиги патриотов Морис Баррес такими словами защищал идею законопроекта об установлении официального праздника в честь Жанны д'Арк: «Нет ни одного француза, к какой бы религиозной, политической или философской конвенции он не принадлежал, в ком Жанна д'Арк не вызывала бы глубочайшего поклонения. Каждый из нас может персонифицировать в ней свой идеал. Вы католик? Это святая и мученица, которую Церковь только что вознесла на свой алтарь. Вы роялист? Это героиня, короновавшая сына Святого Людовика галликанским помазанием в Реймсе. Вы отрицаете сверхъестественное? Ни один человек никогда не был таким реалистом, как эта верующая: она практична, критична по отношению к власти и насмешлива, как любой солдат наших походов. Для республиканцев это дитя народа, превосходящая своим величием всякие пределы величия. Наконец, социалисты не могут забыть, как она говорила: «Я послана в утешение нищим и убогим». Итак, все партии могут считать себя преемниками Жанны д'Арк. Но она не сводима ни к одной из них. И ни одна из них не может целиком забрать ее себе. Поэтому сегодня вокруг ее знамени может произойти, как и пять веков назад, чудо национального объединения».
Будучи важнейшей исторической личностью, Жанна репрезентировалась различными образами, трансформируясь во времени. Важную роль в этом сыграло массовое кино XX века, побудившее многих людей по-новому взглянуть на фигуру героической девушки из прошлого. Данный факт дает основание сформировать цель исследования дальнейшей работы.
Актуальность работы обусловлена тем, что память о Жанне имеет важное место в современной символической политике Франции и современном французском обществе, а также в современной западной культуре в целом. Ведущие французские политики, такие как Макрон и Ле Пен регулярно обращаются к памяти о Жанне с целью увеличения собственного политико-символического капитала, мобилизации электората и убеждению масс путем аффективного обращения к важным символам прошлого . Фигура Жанны становится все более влиятельной за пределами Франции, выполняя в той или иной степени запросы общества. Жанне ставят памятники за пределами Франции (к примеру памятник в Санкт- Петербурге) , она становится персонажем произведений массовой культуры. Особенно это проявляется в киноискусстве. Уже более века образ Жанны привлекает кинорежиссеров. Фильмы и телесериалы, посвященные ей, собрали большую аудиторию и значимые финансовые вложения и прибыли. Кино во многом определило восприятие Жанны людьми как во Франции, так и за ее пределами, трансформируя тем самым историческую память о ней.
Данное положение дел обосновывает актуальность работы.
Историографическую базу составляют работы, посвященные изучению истории самой Жанны или же исторической памяти о ней. Как пишет О.И. Тогоева, серьезное научное исследование Жанны д’Арк началось с середины XX века благодаря исследовательской деятельности Режин Перну, которая внесла большой вклад в иоаннистику благодаря публикации большого количества источников и собиранию значительного количества фактической информации. Также значим вклад представителей “Анналов”, которые активно исследовали культурную и ментальную составляющие французского общества XV века . Можно отметить работу такого историка, как Мишель Винок, под названием «Жанна д’Арк». Автор проводил исследование с точки зрения подхода мест памяти Пьера Нора.
Весьма влиятельной работой стала книга Марины Уорнер под названием «Joan of Arc. The image of female heroism» . Также важной оказалась работы исследователя трансформации образа Жанны Робин Блац. Особенно значима ее работа «Visions of the maid. Joan of Arc in American film and Culture», в которой проведена большая работа по изучению Жанны в американском кинематографе. Также немалый вклад в изучении трансформации образа Жанны во времени внесли такие исследователи, как Джон Аберт и Джордж Хапперт .
Из отечественных исследователей большой вклад в изучении восприятия Жанны людьми ее эпохи внесли такие исследователи, как В.И.Райцес и П.В. Крылов. Отечественный исследователь О.И.Тогоева является автором известной книги, посвященной трансформации образа Жанны во времени. Результаты ее работ также активно используются в данном исследовании.
Объект исследования - историческая память народов Западной Европы
Предмет исследования - воплощение образа Жанны д'Арк в европейском кино XX века
Цель исследования - выявить причины трансформации образа Жанны д'Арк в европейском кино ХХ века.
Задачи:
1. Реконструировать трансформацию образа Жанны д'Арк в исторической памяти от XV века до конца XIX века;
2. Выявить общие черты и особенности интерпретации образа Жанны д'Арк в европейском кино XX века;
3. Выявить причинно-следственные связи в процессе трансформации образа Жанны д'Арк в исторической памяти массового общества XX века.
Хронологические рамки обусловлены датами появления Жанны на исторической арене и завершением XX века, названным «веком кино». Нижняя граница - весна 1429 года. Верхняя - 2000 год. Нижняя граница обоснована тем, что Жанна именно весной 1429 года впервые оказывается на политической арене исторической Европы XV века, положив тем самым сразу же начало стремительному процессу мифологизации своей личности. Уже в 1429 году начали складываться в коллективной памяти собирательные образы Жанны как, к примеру, святой (или ведьмы) через призму процедуры различения духа или «амазонки» . Верхняя граница обоснована тем, что контекст XXI века являет собой уникальные исторические условия, связанные, в частности, с широким распространением сети Интернет и резкой трансформацией восприятия вопросов гендерной идентичности в странах Западной Европы, в связи с чем рассмотрение исторической памяти о Жанне в XXI веке требует отдельного исследования.
Источниковую базу исследования составляли аудиовизуальные материалы, связанные с кинематографическим представлением образа Жанны д'Арк. Основной акцент был сделан на европейских фильмах, созданных в XX веке. Были использованы такие кинематографические произведения, как «Жанна д’Арк» («Jeanne d'Arc», реж. Жорж Мельес, 1900), Страсти Жанны д’Арк» («La passion de Jeanne d'Arc», реж. Карл Теодор Дрейер, 1928), «Девушка Йоханна” («Das Madchen Johanna», реж. Густав Учицки, 1934), «Волшебная жизнь Жанны Д'Арк, дочери Лотарингии» («La merveilleuse vie de Jeanne d'Arc», реж. Марко де Гастин, 1929), «Жанна д'Арк на костре» («Giovanna d'Arco al rogo», реж.Роберто Роселлини, 1954), ’’Процесс Жанны д'Арк» («Proces de Jeanne d'Arc»,реж. Робер Брессон, 1962) и «Жанна д’Арк» («The Messenger: The Story of Joan of Arc», реж. Люк Бессон, 1999).
Также были привлечены различные источники, такие как «Генрих VI, часть 1 Шекспира или «Орлеанская девственница» Вольтера . Привлечение разнообразных видов источников было необходимо для более разностороннего изучения трансформации репрезентаций Жанны во времени.
Методологической основой исследования является историко-сравнительный метод. Его использование обосновано необходимостью сравнения репрезентаций Жанны и выявления их сходства и различия.
В исследовании используется историко-генетический метод, применение которого обосновывается необходимостью выявления того, как именно трансформировались репрезентации Жанны во времени.
В исследовании используются подходы и методы истории памяти. Обосновано это тем, что в исследовании изучается исторический образ Жанны и его трансформация во времени. Активно применяются подходы, разработанные такими теоретиками в области исследования памяти, как Морис Хальбвакс, Пьер Нора и Алейда Ассман.
Исследователь исторической памяти Алейда Ассман, которая в своем подходе отталкивается от концепции социальных рамок памяти Мориса Хальбвакса, различает данные виды памяти по следующим составляющим: основа и проработка. На основе биологического опосредования зиждятся память индивидуальная и память коммуникативная, которые в свою очередь различны тем, что за инидвидуальную память отвечает нейронная проработка, в то время как за социальную память отвечает коммуникативная проработка. При этом Ассман подчеркивает условность разделения индивидуальной и социальной памяти, так как Хальбвакс показал, что индивидуальная память в своем развитии и формировании неотделима от социальных рамок, контекста социальной коммуникации. Политическая и культурная виды памяти функционируют благодаря символическому опосредованию, отделяя тем самым от живых носителей: тексты, монументы, ритуалы, изображения. Если социальная память жива несколько поколений, пока живы носители индивидуальных воспоминаний и существует межпоколенческая коммуникация, пока происходит в этом случае, как пишет Ассман, “обогащение личного опыта за счет опыта других, а также использование собственного опыта и его перспективизация через призму чужих воспоминаний”, то культурная и политическая виды памяти, отделенных от смертных носителей с помощью материальных носителей, являются потенциально вечными. Различие между политической и культурной видами памяти можно провести, указав на разницу в их проработке. Если культурная память усваивается индивидуально через обращение к символическим носителям информации прошлого, то политическая имеет коллективную проработку. Алейда Ассман пишет: “В узком смысле “коллективным” можно назвать формат памяти, связанный с сильными императивами лояльности и крайне унифицирующей “Мы” - идентичностью”. Исследователь Питер Новик указывал на упрощение как на важнейшую черту коллективной памяти. Ментальные образы при ее содействие превращаются в “иконы”, а нарративы превращаются в мифы, имеющие мощное аффективное действие.
Концепция мест памяти, разработанная Пьером Нора, релевантна в рамках данного исследования по той причине, что Жанна, как и ряд символов и пространств сами по себе стала местом памяти. Мифы о Жанне устанавливают связь людей современности с эпохой яростной борьбы французского народа за свой суверенитет. Согласно Пьеру Нора, место памяти являет собой некие останки прошлого, для которых ключевым является то, что они суть “крайняя форма, в которой существует коммеморативное сознание в истории, игнорирующей его, но нуждающейся в нем”. Пьер Нора считал, что существование мест памяти является следствием “деритуализации нашего мира”. Место памяти хоть и отсылает к прошлому, все же является объектом современной эпохи. Место памяти поддерживает свою жизнь благодаря насущному желанию той или иной социальной группы помнить. Согласно Нора, необходимым условием для того, чтобы тот или иной объект стал местом памяти, является установка людей тех или иных социальных групп на то, чтобы ассоциировать объект с тем или иным прошлым: «Даже место, внешне совершенно материальное, как, например, архивное хранилище, не является местом памяти, если воображение не наделит его символической аурой».
С Жанной стали тесно связаны такие пространства, как Орлеан, Домреми и Руан, памятники, установленных в них, а также различные ритуальные действия. Все это является релевантным предметом анализа с точки зрения концепции мест памяти Пьера Нора.
Для анализа образа Жанны в кино был применен метод системного киноанализа, описанный Гельмутом Корте .
Структура исследования. Работа состоит из двух глав, разделенных по структурному принципу. Первая глава посвящена трансформации образа Жанны с XV в. по XIX в., тогда как вторая предназначена для выявления особенностей репрезентации Жанны в связи с массовым кино в XX веке.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Жизнь Жанны д’Арк трагически оборвалась, когда ей было всего лишь 19 лет, но уже в этом возрасте она успела стать легендарной, уникальной личностью, образ которой уже с 17 лет начал подвергаться необратимому процессу мифологизации. Уже через несколько месяцев после появления на политической арене ее слава гремела во многих странах Западной Европы. Жанна вдохновила не одно поколение своим беспрецедентным примером того, как простой, но весьма мотивированный человек может существенным образом повлиять на ход истории.
Жанна д’Арк стала образцом горячей веры, носительницы большой горячей любви к своей родине. Жанна д’Арк также впечатлила человечество своей способностью состязаться с мужчинами в рамках патриархального общества и одерживать над ними победу. Именно эти варианты рассмотрения ее личности обращали на себя особое внимание и откладывались в культурной и политической памяти. Различные исторические условия, формировавшие социальные рамки памяти, детерминировали различные возможные варианты восприятия Жанны. Реалии Франции Позднего Средневековья диктовали первоочередным образом рассматривать женщин - мистиков через призму так называемой процедуры “различения духа” — discretio spirituum. С точки зрения данной процедуры ведьма или еретичка — это практически та же святая, но “со знаком минус”. Если для сторонников династии Валуа Жанна д’Арк (как святая) была девственницей, правдивым человеком и милосердной, то противников династии Валуа — англичан и бургундцев, — она была крайне развратной особой, лживой и злобной женщиной.
Процесс реабилитации Жанны д’Арк во многом фиксировал коллективную (политическую) память о Жанне, как во многом стереотипной христианской святой, при этом со спецификой так называемого “активного” пророка, подобного ветхозаветной Деборе.
Совсем скоро после освобождения от осады Орлеан превратился в важнейшее место памяти, в котором закрепляющие историческую память ритуалы c небольшим перерывом в революционные годы проводятся с XV века вплоть по наши дни. Не сразу, но со времени местами памяти также стали Домреми, Руан, Реймс и прочие локации, через которые пролегал биографический путь Жанны д’Арк.
Ренессанс через итальянских авторов активно развил миф о Жанне - амазонке, или же о Деве-воине (Virago). Далее Реформация развязала войну памяти между католиками и протестантами. В то же время англичане, в том числе и великий Шекспир, продолжали транслировать представления о Жанне, согласно которым она все еще оставалась ведьмой, особенно подчеркивалась ее якобы развратная личность.
После Вольтера мощным потоком пошел процесс секуляризации памяти о Жанне, особенной новацией было то, что ее девственность становилась совершенно неважной для того, чтобы причислять или не причислять ее к пантеону героев. Активно развивались республиканские представления о Жанне, память о Жанне как истинного патриота французской нации. Бурное развитие национализма и капитализма в итоге привели к тому, что в рамках войн памяти католический образ Жанны (как прямое продолжение классического средневекового образа Жанны как святой) сильно уступил место секулярному рассмотрению. Также характерно изменение рассмотрения Жанны в Британии, где, начиная со второй половины XVIII века отношение к ней начало меняться явно в положительную сторону, в результате придя к очень хорошему к ней как к героине из прошлого и предвестнике протестантизма в первой половине XX века.
Будет справедливо сказать, что к концу XIX века мы можем наблюдать устоявшийся агиографический канон относительно Жанны д’Арк, а также совокупность собирательных образов, которые часто в той или иной степени смешивались друг с другом. В первую очередь, это образ святой (как правило через призму католического рассмотрения, но встречались и протестантские вариации), ведущий свое наследие от образа Virgo - святой девственницы, рассматриваемой через призму процедуры discretio spirituum и являющейся полной противоположностью ведьмы, которая рассматривается так же через discretio spirrituum. Еще с XV века, во многом благодаря Ренессансу, распростренен был образ Жанны как Virago. Virago являл собой образ девственной воительницы, амазонки, любящей сражения и традиционные мужские занятия. Девственность в таком случае символизировала независимость женщины от господства мужчин. Также, получил большое влияние образ Жанны-патриота нации, имеющий свои истоки в полностью секулярном рассмотрении Вольтером Жанны, при котором ее девственность и набожность становятся неважными качествами. После “Орлеанской девственницы” Вольтера большое количество людей уже смотрели на Жанну как на спасительницу Франции, которая боролась за ее свободу (часто к этому добавлялось убеждение в предательстве ее элитами). Патриотический образ имел различные вариации, как республиканский, так и различные левые. Особенно выделялся ультраправый вариант, при котором Жанна становилась “арийкой”, Кошон становился якобы евреем и масоном, а сама Жанна являлась предвестником французского варианта фашизма и антисемитизма.
Кино, посвященное Жанне д’Арк, стало одним из проводников исторической памяти о ней. Поражение во Франко-прусской войне, ставшее практически национальным унижением и источником травмы для французского национального самосознания. Сложившиеся социальные рамки памяти поощряют память о самопожертвенном героизме из прошлого, что было на благо памяти о Жанне и ее популярности для режиссеров. Уже на заре кинематографа было зафиксировано большое количество обращений к ее фигуре. Во время Первой мировой войны киноэкранный образ Жанны - патриота, как и фигура Жанны в целом оказался вдохновляющим для французских, британских и американских солдат. Жанна, продемонстрированная датским режиссером Теодором Карлом Дрейером, стал иконой французских роялистов. Жанна также оказалась используема нацистким режиссером с целью ее уничижения в рамках войн памяти между Францией и Германией. Во время интенсификации памяти о Жанне кино было призвано удовлетворять запросам массового общества, закрепляя те или иные желаемые коллективной памяти мифы. Память о Жанне трансформировалась, будучи детерминированной социальными рамками памяти. Время популярности республиканского патриотизма и ультраправых идей, католической идеологии, подпитывали образ святой и патриота своей нации. Спад же их популярности закономерно приводил режиссеров к постепенному отходу от этих канонов, зачастую оказываясь на краю перед их деконструкцией.
При этом, все же образ Жанны не является столь переменчивым, каким он мог быть. В основном, наблюдая за ней в рамках европейского кинофильма, мы видим в подавляющем большинстве все те же образы святой (часто на грани безумия), истинной патриотки своей нации и той, что заставила современников и людей более поздних эпох задуматься о природе гендерных норм и отношений (берет свои истоки в Virago).
В течение XX века можно наблюдать сначала яркую вспышку популярности образа Жанны-патриота, а затем спад его влияния, особенно республиканского варианта. Практически, образ Жанны присвоили себе французские ультраправые. Это объясняется прежде спадом позиций республиканизма, особенно после 60-х, увеличением доли мигрантов и их потомков, особенно небелых, а также активной деятельностью Ле Пен по эксплуатации образа Жанны в своей политической пропаганде. При этом, республиканская и левая модели все равно имеют место быть на конец XX века и, возможно, уже в XXI веке мы сможем увидеть “реконкисту” республиканцев по отношению к ультраправым по вопросу присвоения себе Жанны. Так же влияние, ожидаемо, снизилось у образа Жанны как святой в связи с продолжающимся процессом секуляризации общества.
Влияние кино, посвященного Жанне и влияние контекста исторического XX века были взаимопроникающими. С одной стороны, мы можем видеть явные репрезентации сложившихся к началу XX века образов Жанны в тех или иных сочетаниях, таких как: образ Жанны как Virgo, образ Жанны как Virago, Жанна в качестве предвестника республиканского или националистического патриотизма. При этом кино все же существенным образом внесло вклад в развитие образа Орлеанской девы, новым образом осмыслив ее гендерную идентичность, ее взаимоотношения с Богом, ее человеческую натуру.
Мифологизация Жанны д'Арк продолжилась и после XX века и продолжается нынче. Правомерно подтвердить наличие плюрализма образов Жанны д'Арк, среди которых остается и образ Жанны как активного пророка, и образ условной амазонки, и героини за освобождение порабощенных в глазах левых, и героиней нации в глазах правых. Массовое европейское кино XX веке оказалось хорошим дополнением к основной исторической памяти о Жанне.



1. «Волшебная жизнь Жанны Д'Арк, дочери Лотарингии» («La merveilleuse vie de Jeanne d'Arc» , реж. Марко де Гастин, 1929).
2. Шоу Б. Святая Иоанна //М.: АСТ. - 2010.
3. «Дева Жанна («Jeanne la pucelle», реж. Жак Риветт, 1994).
4. «Девушка Йоханна» («Das Madchen Johanna», реж. Густав Учицки, 1934).
5. «Жанна д'Арк на костре» («Giovanna d'Arco al rogo», реж.Роберто Роселлини, 1954).
6. «Жанна Д'Арк» («Joan of Arc», реж. Виктор Флемминг, 1948).
7. «Процесс Жанны д'Арк» «’’Proces de Jeanne d'Arc» ,реж. Робер Брессон, 1962)
8. «Жанна д’Арк» («Jeanne d'Arc», реж. Жорж Мельес, 1900).
9. «Жанна д’Арк» (’The Messenger: The Story of Joan of Arc”, реж. Люк Бессон, 1999).
10. «Страсти Жанны д’Арк» («La passion de Jeanne d'Arc», реж. Карл Теодор Дрейер, 1928).
11. Вольтер. Орлеанская девственница / Пер. с фр. под ред. М. Лозинского. СПб., 2005. С. 26.
12. Генрих V. Перевод Е. Бируковой // Шекспир У. Полное собрание сочинений в восьми томах. М.:Искусство, 1959.
13. Твен М. Личные воспоминания о Жанне д'Арк сьера Луи де Конта, её пажа и секретаря. - FTM, 2013.
14. Шиллер И. Ф. Орлеанская дева. - Strelbytskyy Multimedia
Publishing, 2018.
Литература
15. Андерсон Б. Воображаемые сообщества. Размышления об
истоках и распространении национализма. - 2001.
16. Ассман А. Длинная тень прошлого. Мемориальная культура и историческая политика. - Новое Литературное Обозрение, 2014.
17. Гусак В. А. Метод, стиль, мировоззрение в авторском кино Робера Брессона //Известия Российского государственного педагогического университета им. АИ Герцена. - 2008. - №. 55.
18. Винок М. Жанна д'Арк //Франция-память. СПб. - 1999.
19. Нуждин О. И. Жанна д’Арк: а был ли пророк? Размышления над монографией ОИ Тогоевой" Еретичка, ставшая святой" //Научный диалог. - 2019. - №. 4. - С. 300-311.
20. Корте Г. Введение в системный киноанализ //М.: Изд. дом Высшей школы экономики. - 2018
21. Крылов П. В. Exempla incarnata: эпопея Жанны д'Арк и мир средневекового человека. - 2017.
22. Крылов П. В. Святость на экране. Визуализация образа Жанны д’Арк в кинематографе //Религия. Церковь. Общество. - 2021. - №. 10. - С. 184-210.
23. Михеева Ю. В. Робер Брессон: Homo silentii французского кинематографа //Человек. - 2015. - №. 3. - С. 148-163.
24. Разлогов К. Э. Боги и дьяволы в зеркале экрана: Кино в западной религиозной пропаганде. - Изд-во полит. лит-ры, 1982.
25. Райцес В. И. Жанна дАрк. Факты, легенды, гипотезы. - 1982.
26. Сабанчеев Р. Ю. Концепция" мест памяти" Пьера Нора как способ исторической реконструкции //Гуманитарные исследования в Восточной Сибири и на Дальнем востоке. - 2018. - №. 1 (43). - С. 33-38.
27. Сагаачева В. М. Проблема репрезентации исторического лица на примере фильма Жака Риветта «Жанна Дева» //Артикульт. - 2014. - №. 3 (15). - С. 39-44.
28. Скульптуру Жанны д'Арк открыли в Петербурге // Spbdnevnik URL: https:// spbdnevnik.ru/news/2023-10-13/skulpturu-zhanny-dark-ustanovili-v- peterburge(дата обращения: 12.06.2023).
29. Тогоева О. И. Вольтер, Жанна д’Арк и осел. К истории одного мотива //Французский ежегодник. - 2008. - Т 2008. - С. 25-46.
30. Тогоева О. И. Еретичка, ставшая святой //Две жизни Жанны д’Арк. М., СПб.: Центр гуманитарных инициатив. - 2016.
31. Тогоева О. И. Карл VII и Жанна д’Арк: утрата девственности как утрата власти //Поблекшее сияние власти: мат-лы круглого стола/отв. ред. МА Бойцов. М.: ИВИ РАН. - 2006. - С. 52-83.
32. Тогоева О. И. Путешествие как миссия в эпопее Жанны д'Арк //Одиссей: Человек в истории. - 2009
33. Тогоева О. Первый памятник Жанне д’Арк и проблема сакральности ее образа во Франции Нового времени //Вестник РГГУ. Серия: Литературоведение. Языкознание. Культурология. - 2018. - №. 7 (40). - С. 104-125.
34. Тогоева О. И. Сконструированный культ: организация почитания Жанны д’Арк во Франции XIX в //ВЕСТНИК РГГУ. Серия «Литературоведение. Языкознание. Культурология». - 2023. - №. 9 (2). - С. 232-245.
35. Тогоева О. И. Формирование культа святой Жанны д’Арк и политическая культура Франции //Автореф. дисс.... докт. ист. наук. М. - 2013.
36. Тогоева О.И. "Дева со знаменем". История Франции XV-XXI вв. в портретах Жанны д’Арк. - "Новое литературное обозрение", 2023. - 432 с. - С. 372-375.
37. Хальбвакс М. Социальные рамки памяти. - 2007.
38. Aberth J. A knight at the movies: medieval history on film. - Routledge, 2012. - С.257-298.
39. Barstow A. L. Joan of Arc and female mysticism //Journal of Feminist Studies in Religion. - 1985. - Т 1. - №. 2.
40. Blaetz R. Joan of Arc and the Cinema //Joan of Arc, a saint for all reasons: studies in myth and politics.
41. Blaetz R. Visions of the Maid: Joan of Arc in American Film and Culture. - University of Virginia Press, 2001.
42. Clarke D. Joan goes to Hollywood: Cecil B. DeMille’s Joan the Woman (1916) as Heritage Melodrama.
43. Hayward S., Powrie P (ed.). The films of Luc Besson: master of spectacle. - Manchester University Press, 2019.
44. Huppert G. The idea of perfect history: historical erudition and historical philosophy in Renaissance France. - 1970. - С. 198-213.
45. Kilgore J. Joan of Arc as Propaganda Motif from the Dreyfus Affair to the Second World War //Revue LISA/LISA e-journal. Litteratures, Histoire des Idees, Images, Societes du Monde Anglophone-Literature, History of Ideas, Images and Societies of the English-speaking World. - 2008. - Т 6. - №. 1. - С. 279-296.
46. Meltzer F. For fear of the fire: Joan of Arc and the limits of subjectivity. - University of Chicago Press, 2001.
47. Midgley A. Joan of Arc through the Ages: In Art and Imagination //The Saber and Scroll Journal. - 2017. - Т. 6. - №. 1.
48. Pinto M. Nationalist Symbol of a Nation Divided: The Paradox of France's Joan of Arc, 1940-1944 : дис. - 2012.
49. Thibodeau T. M. Apocalypse Then, Apocalypse Now: Rethinking Joan of Arc in the Twenty-First Century //Quidditas. - 2017. - Т 38. - №. 1.
50. Thomsen B. M. On the Transmigration of Images: Flesh, Spirit and Haptic Vision in Dreyer’s Jeanne d’Arc and von Trier’s Golden Heart Trilogy //Northern Constellations: New Readings in Nordic Cinema. - 2006. - С. 43-57.
51. Warner M. Joan of Arc: The image of female heroism. - Academic, 2013.
52. Wilson-Smith T. Joan of Arc: Maid, Myth and History. - The History Press, 2011.P 129-191.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ