РАЗРАБОТКА ФИРМЕННОГО СТИЛЯ ОБЩЕСТВЕННОГО ИСТОРИЧЕСКОГО ПАРКА «ЗАМОК ИНСТЕРБУРГ»
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ФИРМЕННЫЙ СТИЛЬ ИСТОРИЧЕСКОГО ОБЪЕКТА КАК
ИНСТРУМЕНТ ФОРМИРОВАНИЯ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗА 6
1.1 Понятие «фирменный стиль», его задачи и функции 6
1.2 Элементы фирменного стиля, этапы его разработки, дизайн-методы 10
1.3 Анализ фирменных стилей пространств-аналогов 16
2 РАЗРАБОТКА ФИРМЕННОГО СТИЛЯ ОБЩЕСТВЕННОГО ИСТОРИЧЕСОГО ПАРКА «ЗАМОК ИНСТЕРУРГ» 25
2.1 РАЗРАБОТКА КОНЦЕПЦИИ И ФОРМИРОВАНИЕ ПЛАТФОРМЫ БРЕНДА 25
2.1.1 Замок Инстербург - как социокультурный феномен 25
2.1.2 Особенности творческой ситуации 29
2.2 Разработка логотипа: поиск идеи, разработка вариантов, итоговый
знак 32
2.3 Разработка фирменного стиля 37
2.3 Развитие фирменного стиля, создание паттерна, эскизы
применения фирменного стиля на носителях 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 48
ПРИЛОЖЕНИЕ А 52
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 53
ПРИЛОЖЕНИЕ В 56
ПРИЛОЖЕНИЕ Г 64
ПРИЛОЖЕНИЕ Д 66
ГЛАВА 1 ФИРМЕННЫЙ СТИЛЬ ИСТОРИЧЕСКОГО ОБЪЕКТА КАК
ИНСТРУМЕНТ ФОРМИРОВАНИЯ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗА 6
1.1 Понятие «фирменный стиль», его задачи и функции 6
1.2 Элементы фирменного стиля, этапы его разработки, дизайн-методы 10
1.3 Анализ фирменных стилей пространств-аналогов 16
2 РАЗРАБОТКА ФИРМЕННОГО СТИЛЯ ОБЩЕСТВЕННОГО ИСТОРИЧЕСОГО ПАРКА «ЗАМОК ИНСТЕРУРГ» 25
2.1 РАЗРАБОТКА КОНЦЕПЦИИ И ФОРМИРОВАНИЕ ПЛАТФОРМЫ БРЕНДА 25
2.1.1 Замок Инстербург - как социокультурный феномен 25
2.1.2 Особенности творческой ситуации 29
2.2 Разработка логотипа: поиск идеи, разработка вариантов, итоговый
знак 32
2.3 Разработка фирменного стиля 37
2.3 Развитие фирменного стиля, создание паттерна, эскизы
применения фирменного стиля на носителях 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 48
ПРИЛОЖЕНИЕ А 52
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 53
ПРИЛОЖЕНИЕ В 56
ПРИЛОЖЕНИЕ Г 64
ПРИЛОЖЕНИЕ Д 66
За последние два года из-за пандемии коронавируса, санкций и нестабильной геополитической ситуации в мире многие туристы по всему миру пересмотрели привычные направления отдыха. Россияне стали чаще проводить отпуск в России, и Калининградская область - один из регионов, где существенно увеличился приток отдыхающих. Приток туристов ставит новые задачи перед объектами культуры. Требуется привлечение новых способов коммуникации, в том числе визуальной.
Одним из популярных направлений на востоке области является город Черняховск. Черняховск сам по себе привлекателен для туристов - в отличие от Калининграда он неплохо сохранился после войны, там есть интересные архитектурны строения, два замка Тевтонского ордена. Один из них - замок Инстербург - является сосредоточением культурной жизни современного Черняховска. Встаёт необходимость разработать единую визуальную систему, фирменный стиль общественного исторического парка «Замок Инстербург», который, с одной стороны, выделял бы замок среди других культурных явлений области, с другой, служил бы средством коммуникации со спонсорами, грантодателями, властью. Вышесказанное подчёркивает актуальность проекта.
Таким образом, цель данной работы - создание фирменного стиля для общественно-исторического парка «Замок Инстербург». Важно подчеркнуть, что фирменный стиль должен быть системой визуальных принципов, легко воспроизводимых людьми без специальных знаний и оборудования. Фирменный стиль должен работать после того, как дизайнер покинет проект.
Объект - фирменный стиль общественного исторического парка «Замок Инстербург». Предмет - приемы сочетания историчности и современности в одном фирменном стиле.
Данная дипломная работа состоит из двух глав: теоретико¬аналитической и практической, введения, заключения и приложения, где представлены проектные разработки. В рамках работы последовательно были решены следующие задачи:
- охарактеризовать понятия «фирменный стиль», «брендинг», современные подходы к их разработке;
- провести обзорный анализ фирменных стилей общественных пространств, приемы сочетания их исторической ценности и современных трендов графического дизайна;
- составить бриф на основе интервью с заказчиком и анализа оформления существующих каналов коммуникации с аудиторией;
- разработать и презентовать фирменный стиль, на перечне носителей представить варианты его внедрения;
- разработать документ, регламентирующий и упрощающий использование фирменного стиля (гайдлайн).
Степень изученности темы. Для написания данной работы была использована литература по разработке логотипа и фирменного стиля, а также описание конкретных кейсов разработки айдентики дизайн-агентств. Особо стоит выделить следующие труды:
- Д. Эйри «Логотип и фирменный стиль. Руководство дизайнера». Автор подробно останавливается на каждом шаге разработки логотипа и фирменного стиля. В работе над фирменным стилем замка Инстербург этапы были построены с опорой именно на эту книгу. Книга также помогла при выборе некоторых методов работы.
- Книга Б. Мартин и Б. Ханнингтона «Универсальные методы дизайна» была также использована при выборе методов. В книге представлены 100 методов дизайна, каждый из них отнесён к конкретному этапу (или этапам) исследования и подробно описан.
- Книга М. Эвами «LOGO. Создание логотипов. Самые современные разработки» была написана в 2009 году, и с этой точки зрения формулировка «самые современные» уже не точна. Тем не менее в книге рассмотрение множества логотипов сопровождается описанием процесса их создания, отсылками к другим проектам, уточнениями и мыслями самого автора. Для работы над логотипом эти описания были очень полезны.
- Монография А. Кумовой «Айдентика» представляет собой сборник из 15 текстов, в которых повествование сфокусировано на рабочем процессе, а не конечном результате. Книга построена согласно принципу сторителлинга - информация подаётся не как абстрактное правило, она вплетена в конкретные истории.
- Также были использованы идеи из книги Э. Лупман «Графический дизайн от идеи до воплощения». В книге говорится о методах дизайна, о способах генерации идей, приводится много примеров из практики.
Помимо литературных источников были также использованы интернет- ресурсы, среди которых отдельно стоит отметить статьи дизайн-агентств с описанием своих работ. Они были использованы прежде всего при поиске и анализе пространств-аналогов.
Теоретические методы, лежащие в основе разработки фирменного стиля: изучение и анализ источников, анализ аналогов, наблюдение. Эмпирические методы разработки фирменного стиля, использованные в работе: проведение брифинга и интервью, составление мудборда и ассоциативной карты.
Практическая значимость работы заключается в том, что был создан не только фирменный стиль общественного исторического парка «Замок Инстербург», но и гайдлайн, в котором описаны принципы использования фирменного стиля. Система фирменного стиля построена исходя из особенностей замка Инстербург. Она достаточно гибкая, простая и ориентирована на бесплатный понятный софт, что делает фирменный стиль удобным в использовании даже людьми, не имеющими навыков работы с графикой.
Одним из популярных направлений на востоке области является город Черняховск. Черняховск сам по себе привлекателен для туристов - в отличие от Калининграда он неплохо сохранился после войны, там есть интересные архитектурны строения, два замка Тевтонского ордена. Один из них - замок Инстербург - является сосредоточением культурной жизни современного Черняховска. Встаёт необходимость разработать единую визуальную систему, фирменный стиль общественного исторического парка «Замок Инстербург», который, с одной стороны, выделял бы замок среди других культурных явлений области, с другой, служил бы средством коммуникации со спонсорами, грантодателями, властью. Вышесказанное подчёркивает актуальность проекта.
Таким образом, цель данной работы - создание фирменного стиля для общественно-исторического парка «Замок Инстербург». Важно подчеркнуть, что фирменный стиль должен быть системой визуальных принципов, легко воспроизводимых людьми без специальных знаний и оборудования. Фирменный стиль должен работать после того, как дизайнер покинет проект.
Объект - фирменный стиль общественного исторического парка «Замок Инстербург». Предмет - приемы сочетания историчности и современности в одном фирменном стиле.
Данная дипломная работа состоит из двух глав: теоретико¬аналитической и практической, введения, заключения и приложения, где представлены проектные разработки. В рамках работы последовательно были решены следующие задачи:
- охарактеризовать понятия «фирменный стиль», «брендинг», современные подходы к их разработке;
- провести обзорный анализ фирменных стилей общественных пространств, приемы сочетания их исторической ценности и современных трендов графического дизайна;
- составить бриф на основе интервью с заказчиком и анализа оформления существующих каналов коммуникации с аудиторией;
- разработать и презентовать фирменный стиль, на перечне носителей представить варианты его внедрения;
- разработать документ, регламентирующий и упрощающий использование фирменного стиля (гайдлайн).
Степень изученности темы. Для написания данной работы была использована литература по разработке логотипа и фирменного стиля, а также описание конкретных кейсов разработки айдентики дизайн-агентств. Особо стоит выделить следующие труды:
- Д. Эйри «Логотип и фирменный стиль. Руководство дизайнера». Автор подробно останавливается на каждом шаге разработки логотипа и фирменного стиля. В работе над фирменным стилем замка Инстербург этапы были построены с опорой именно на эту книгу. Книга также помогла при выборе некоторых методов работы.
- Книга Б. Мартин и Б. Ханнингтона «Универсальные методы дизайна» была также использована при выборе методов. В книге представлены 100 методов дизайна, каждый из них отнесён к конкретному этапу (или этапам) исследования и подробно описан.
- Книга М. Эвами «LOGO. Создание логотипов. Самые современные разработки» была написана в 2009 году, и с этой точки зрения формулировка «самые современные» уже не точна. Тем не менее в книге рассмотрение множества логотипов сопровождается описанием процесса их создания, отсылками к другим проектам, уточнениями и мыслями самого автора. Для работы над логотипом эти описания были очень полезны.
- Монография А. Кумовой «Айдентика» представляет собой сборник из 15 текстов, в которых повествование сфокусировано на рабочем процессе, а не конечном результате. Книга построена согласно принципу сторителлинга - информация подаётся не как абстрактное правило, она вплетена в конкретные истории.
- Также были использованы идеи из книги Э. Лупман «Графический дизайн от идеи до воплощения». В книге говорится о методах дизайна, о способах генерации идей, приводится много примеров из практики.
Помимо литературных источников были также использованы интернет- ресурсы, среди которых отдельно стоит отметить статьи дизайн-агентств с описанием своих работ. Они были использованы прежде всего при поиске и анализе пространств-аналогов.
Теоретические методы, лежащие в основе разработки фирменного стиля: изучение и анализ источников, анализ аналогов, наблюдение. Эмпирические методы разработки фирменного стиля, использованные в работе: проведение брифинга и интервью, составление мудборда и ассоциативной карты.
Практическая значимость работы заключается в том, что был создан не только фирменный стиль общественного исторического парка «Замок Инстербург», но и гайдлайн, в котором описаны принципы использования фирменного стиля. Система фирменного стиля построена исходя из особенностей замка Инстербург. Она достаточно гибкая, простая и ориентирована на бесплатный понятный софт, что делает фирменный стиль удобным в использовании даже людьми, не имеющими навыков работы с графикой.
Создание фирменного стиля общественного исторического парка «Замок Инстербург» подразумевало несколько этапов. Была изучена литература и онлайн источники, посвящённые созданию айдентике и отдельно логотипам, шрифтам. Несмотря на то, что проект не касается вопроса формирования бренда, было важным изучить литературу, относящуюся к брендингу и бренд-менеджменту, поскольку часто айдентика рассматривается в этих контекстах, и это добавило новых идей и знаний в процессе предварительного исследования.
Важным шагом стал анализ пространств-аналогов. Это позволило обратить внимание на опыт других проектов, не только с визуальной точки зрения, но и с точки зрения стратегии поиска визуальных решений, их выбора и внедрения. Выбор аналогов руководствовался двумя критериями. Это должны быть объекты культуры и/или истории, для которых важно само место, где они находятся. И второй — айдентика должна быть разработана профессиональным дизайн-агентством. Фокусом анализа стало то, как разные дизайнеры решают проблему совмещения историчности и современности.
Работа над фирменным стилем подразумевает погружение в контекст. Заказчиком был заполнен бриф, но в процессе работы оказалось, что одного брифа недостаточно, поэтому было проведено интервью для лучшего понимания специфики организации. Важным шагом было изучение исторического контекста, поскольку одно из пожеланий заказчика - сделать фирменный стиль, связывающий прошлое и будущее замка Инстербург. Помимо этого, был произведён анализ существующих средств визуальной коммуникации.
Работа над фирменным стилем началась с ребрендинга логотипа. За основу было взято изображение замка Инстербург XVI века, которое впоследствии было перерисовано. Новый знак стал более геометричным и современным, по сравнению с предыдущим. К знаку в логотипе были подобраны шрифты для текстовой части логотипа и дескриптора.
Следующим шагом был поиск графических решений для айдентики, подбор шрифта и цветов, создание паттерна. Все процессы происходили поэтапно. Этапы работы были сформированы с опорой на книгу Д. Эйри «Логотип и фирменный стиль. Руководство дизайнера» и адоптированы под конкретный проект.
Разработанный фирменный стиль - гибкая система, работающая на разных носителей. Были созданы варианты применения фирменного стиля для разных носителей. Для заказчика было важно, чтобы фирменный стиль был простым - чтобы волонтёры замка, не имеющие специальных навыков, могли бы сами его воспроизводить. На эту цель сработал, с одной стороны, принцип контейнера - гибкий шаблон для размещения информации. С другой - гайдлайн, который был создан для облегчения и ускорения работы с фирменным стилем. В качестве приложения для работы была выбрана фигма, поскольку она бесплатна, не требует установки, можно работать группой людей. Фигма позволяет оптимизировать процесс с помощью работы с компонентами в случае необходимости создания типовых макетов.
Таким образом, была достигнута цель работы - создание фирменного стиля общественного исторического парка «Замок Инстербург». Задачи, поставленные для достижения этой цели, в процессе работы были решены. В дальнейшем ожидается обсуждение с заказчиком использования фирменного стиля, знакомство с интерфейсом и возможностями фигмы и решение вопросов, связанных с внедрением фирменного стиля.
Важным шагом стал анализ пространств-аналогов. Это позволило обратить внимание на опыт других проектов, не только с визуальной точки зрения, но и с точки зрения стратегии поиска визуальных решений, их выбора и внедрения. Выбор аналогов руководствовался двумя критериями. Это должны быть объекты культуры и/или истории, для которых важно само место, где они находятся. И второй — айдентика должна быть разработана профессиональным дизайн-агентством. Фокусом анализа стало то, как разные дизайнеры решают проблему совмещения историчности и современности.
Работа над фирменным стилем подразумевает погружение в контекст. Заказчиком был заполнен бриф, но в процессе работы оказалось, что одного брифа недостаточно, поэтому было проведено интервью для лучшего понимания специфики организации. Важным шагом было изучение исторического контекста, поскольку одно из пожеланий заказчика - сделать фирменный стиль, связывающий прошлое и будущее замка Инстербург. Помимо этого, был произведён анализ существующих средств визуальной коммуникации.
Работа над фирменным стилем началась с ребрендинга логотипа. За основу было взято изображение замка Инстербург XVI века, которое впоследствии было перерисовано. Новый знак стал более геометричным и современным, по сравнению с предыдущим. К знаку в логотипе были подобраны шрифты для текстовой части логотипа и дескриптора.
Следующим шагом был поиск графических решений для айдентики, подбор шрифта и цветов, создание паттерна. Все процессы происходили поэтапно. Этапы работы были сформированы с опорой на книгу Д. Эйри «Логотип и фирменный стиль. Руководство дизайнера» и адоптированы под конкретный проект.
Разработанный фирменный стиль - гибкая система, работающая на разных носителей. Были созданы варианты применения фирменного стиля для разных носителей. Для заказчика было важно, чтобы фирменный стиль был простым - чтобы волонтёры замка, не имеющие специальных навыков, могли бы сами его воспроизводить. На эту цель сработал, с одной стороны, принцип контейнера - гибкий шаблон для размещения информации. С другой - гайдлайн, который был создан для облегчения и ускорения работы с фирменным стилем. В качестве приложения для работы была выбрана фигма, поскольку она бесплатна, не требует установки, можно работать группой людей. Фигма позволяет оптимизировать процесс с помощью работы с компонентами в случае необходимости создания типовых макетов.
Таким образом, была достигнута цель работы - создание фирменного стиля общественного исторического парка «Замок Инстербург». Задачи, поставленные для достижения этой цели, в процессе работы были решены. В дальнейшем ожидается обсуждение с заказчиком использования фирменного стиля, знакомство с интерфейсом и возможностями фигмы и решение вопросов, связанных с внедрением фирменного стиля.



