Введение 6
1. Положение семьи с ребенком-инвалидом или ребенком с ограниченными
возможностями здровья с современном обществе 9
1.1. Семья с ребенком-инвалидом или ребенком с ограниченными возможностями здоровья: жизненный цикл, проблемы и система государственной помощи такой семье .9
1.2. Системы, формы и методы воспитания ребенка 22
2. Материнство и отцовство: сравнительный анализ 36
2.1. Материнство и отцовство как социально-психологический феномен 36
2.2. Сравнительный анализ материнских и отцовских методов и форм воспитания
ребенка-инвалида или ребенка с ограниченными возможностями здоровья 47
Заключение 63
Список использованной литературы и источников 67
Приложение А Программа исследования 76
Приложение Б Анкета 80
Приложение В Таблицы обработки
В настоящее время остается актуальным вопрос о детской инвалидности и семейном воспитании детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья. По официальным данным Росстата, на 1 января 2017 года число детей- инвалидов составило около 628 тысяч человек. Если сравнивать с показателями предыдущих лет, то явно заметен рост численности детей с инвалидностью, так в 2015 году - 590 тыс. человек, а в 2016 - 613 тысяч. Согласно Федеральному закону РФ «О социальной защите инвалидов в РФ» от 24 ноября 1995 года №181. Ребенок-инвалид - ребенок, который имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящие к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость в его социальной защите. Но также есть и еще одна категория детей - дети с ограниченными возможностями здоровья. Согласно ст. 2 Федерального закона РФ от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» ребенок с ограниченными возможностями здоровья - это ребенок, имеющий недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий. Несмотря на то, что это разные категории детей, в данной работе автор рассматривает процесс внутрисемейного воспитания, который относится как к семье, воспитывающей ребенка с инвалидностью, так и к семье, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
Воспитание ребенка - одна из самых важных обязанностей родителей. Родители имеют право на определение форм, методов и способов воспитания своего ребенка. На определение модели воспитательного поведения родителя особым образом влияют социальное положение семьи, ее материальная составляющая, психологические особенности родителей, и даже принадлежность к религии. В данной работе автор рассматривает в основе подхода к воспитанию ребенка-инвалида или ребенка с ограниченными возможностями здоровья половые (гендерные) различия.
Семья, имеющая ребенка с особыми потребностями - это семья с особым статусом, проблемы которой определяются не только особенностями всех ее членов, но и характером взаимоотношений между ними. Также можно сказать что семьи с ребенком- инвалидом или ребенком с ограниченными возможностями здоровья имеют другие проблемы, в отличие от семей с условно здоровым ребенком. Они переживают разные кризисные ситуации и сама форма внутрисемейной организации у семей, имеющих ребенка-инвалида или ребенка с ограниченными возможностями отлична от других семей. Поэтому, независимо от того, имеет ребенок статус инвалида или ребенка с ограниченными возможностями, формы, методы и способы воспитания таких детей иные, чем у семей с условно здоровыми детьми.
В настоящее время на основании нормативной базы, работают различные учреждения и организации социальной помощи, которые помогают семьям, имеющим ребенка с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью реабилитироваться и существовать в обществе. Но, все же, главными участниками в жизни и реабилитации ребенка являются его родители. На основании гендерных различий супругов можно определить методы воспитания матери и отца ребенка-инвалида или ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
Проблема данной работы - каковы особенности материнского и отцовского воспитания ребенка-инвалида или ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
Цель: Рассмотреть, какие методы воспитания ребенка-инвалида или ребенка с ограниченными возможностями здоровья применяют отцы и матери.
Объект: Материнство и отцовство как социальные институты.
Предмет: Материнские и отцовские методы воспитательного процесса ребенка- инвалида или ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
Задачи:
1. Проанализировать жизненный цикл и проблемы семьи, имеющей ребенка- инвалида или ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
2. Рассмотреть государственную систему помощи, семьям, имеющим ребенка- инвалида или ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
3. Выявить психологические факторы отношения к детям-инвалидам и детям с ограниченными возможностями здоровья.
4. Изучить основные формы и методы воспитательного процесса.
5. Рассмотреть материнство и отцовство как социальные институты.
6. Провести сравнительный анализ материнского и отцовского подхода к
воспитанию ребенка-инвалида или ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
Тема воспитания ребенка-инвалида или ребенка с ограниченными возможностями здоровья освещалась в трудах таких исследователей, как: Л.М. Шипицина (взаимоотношения в семьях, где воспитываются дети с умственной отсталостью; личностные особенности матерей, воспитывающих детей с умственной отсталостью) , В. А. Вишневский и В. В. Ткачева (возникновение у родителей детей-инвалидов личностных нарушений, определенных характерологических черт личности) и другими.
В основном, вопросами воспитания, ухода и реабилитации ребенка-инвалида или ребенка с ограниченными возможностями традиционно занимается мать. Многие исследователи, такие как: О.Ю. Кочерова, О.М. Филькина, Н.В. Долотова, А.И. Малышкина, Е.Н. Антышева, изучая воспитание ребенка-инвалида или ребенка с ограниченными возможностями, рассматривают воспитательный процесс через призму материнского подхода. Т.е. определяют психологические особенности матерей, имеющих ребенка-инвалида или ребенка с ограниченными возможностями, стили поведения и применяемые методы воспитания. Актуальность данной работы заключатся в том, что автор исследует не только формы и методы воспитания, используемые матерью, но и методы воспитания, используемые отцами детей-инвалидов или детей с ограниченными возможностями здоровья.
Итак, проблема данного исследования - каковы особенности материнского и отцовского воспитания ребенка-инвалида или ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Исходя из этого, целью являлось определить применяемые методы и формы воспитательного процесса, используемые матерью и отцом ребенка-инвалида или ребенка с ограниченными возможностями здоровья, а также их сравнение между собой.
Первая часть работы, решила такие задачи как: анализ жизненных циклов и проблем семей, имеющих ребенка-инвалида или ребенка с ограниченными возможностями здоровья, анализ государственной системы помощи, семьям, имеющим ребенка инвалида или ребенка с ограниченными возможностями здоровья и общественное отношение к детям-инвалидам и детям с ограниченными возможностями здоровья. Семья, имеющая ребенка-инвалида или ребенка с ограниченными возможностями здоровья, проживает несколько стадий жизненного цикла, имеющих специфические особенности. (Столкновение, или встреча с заболеванием - получение точного диагноза, раннее детское развитие, поступление в школу, подростковый возраст, начало взрослой жизни и взрослая жизнь). Также как и семьи с условно здоровыми детьми, семьи, имеющие ребенка- инвалида или ребенка с ограниченными возможностями здоровья, сталкиваются с различными проблемами (материальные, бытовые, профессиональные, медицинские и психологические). Некоторые их них, разрешаются в таких семьях сложнее, чем в семьях с условно здоровыми детьми. Семьи, имеющие ребенка-инвалида или ребенка с ограниченными возможностями здоровья, вправе самостоятельно определять пути разрешения своих проблем. Но, также можно сказать, что государство оказывает поддержку детям-инвалидам и семьям, имеющим ребенка-инвалида в разных сферах жизнедеятельности семьи. Эта поддержка оказывается на материальном уровне в виде: пособий, компенсаций и льгот.
Задача рассмотреть материнство и отцовство как социальные институты была выполнена во второй части работы. Были рассмотрены особенности становления материнства и отцовства как социально-психологического феномена. Материнство и отцовство - это готовность матерей и отцов к рождению ребенка. Они включают в себя особенности и функции, а также готовность к материнству и отцовству. Готовность - это сложное, динамичное психическое образование, которое включает устойчивую положительную мотивацию к материнству и отцовству. Формирование социально-психологических компонентов материнства и отцовства необходимо для реализации базовых функций, также для развития личностных качеств матерей и отцов, их способности к эмоциональному пониманию ребенка и самообладанию.
Также, во второй части был выполнен сравнительный анализ материнского и отцовского подхода к воспитанию ребенка-инвалида или ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
Каждая семья и каждый член семьи уникальны, но на основании проведенного автором исследования, можно составить социальный портрет родителя, воспитывающего ребенка-инвалида или ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Это родитель возраста от 25 до 45 лет и имеющий среднее профессиональное или высшее образование, около 70% из них проживают в полной семье и воспитывают ребенка-инвалида или ребенка с ограниченными возможностями здоровья вместе с супругом. Большинство семей, прежде всего, сталкиваются с проблемами медицинского характера, которые заключаются в получении соответствующей медицинской помощи и в приобретении специальных технических средств для ребенка. Поэтому, стереотип, что дети-инвалиды в основном воспитываются в неблагополучных и не полных семьях результатами данного исследования не подтвержден.
Основной уход за ребенком-инвалидом или ребенком с ограниченными возможностями здоровья осуществляет мать. Но в полных семьях практически все отцы помогают и оказывают поддержку в уходе за ребенком. Это подтверждает первую гипотезу исследования. В не полных материнских и отцовских семьях большую помощь в уходе оказывают близкие родственники. Это свидетельствует о том, что в настоящее время, действительно, отцы проявляют внимание и интерес к воспитанию и развитию ребенка. И в таких семьях, где родители воспитывают ребенка-инвалида или ребенка с ограниченными возможностями, отцы чаще всего остаются в семье.
В семьях, воспитывающих ребенка-инвалида или ребенка с ограниченными возможностями здоровья, преобладает атмосфера взаимопонимания, и члены семьи стараются одерживать друг друга. Однако, мужчины чаще отмечают то, что между супругами существуют проблемы, такие как эмоциональное и психологическое отчуждение и частые ссоры в семье. Из этого, можно предполагать, что женщины либо не чувствуют проблем во взаимоотношениях, либо не хотят это афишировать.
При возникновении конфликтной ситуации, на основании результатов исследования, можно сказать, что мужчины и женщины практически в одинаковом иерархическом порядке, прибегают к таким методам воспитания, как: беседа, убеждение при помощи разговора; воздействие на ребенка личным примером; поиск видов
стимулирования ребенка; вовлечение ребенка в общий труд с родителями; определение поручения для ребенка и требование к его обязательному исполнению.
Отличается отношение к такому воспитательному методу как наказание ребенка. Выявлено, что мужчины чаще наказывают своего ребенка, в отличие от женщин. Это частично подтверждает вторую гипотезу исследования, потому что отцы хоть и чаще матерей наказывают ребенка, все же приоритетными являются более мягкие методы воспитания. Но и при анализе видов наказания выявлено, что мужчины и женщины практически одинаково относятся к использованию таких видов наказания как: вербальное, лишение благ и привилегий, аффективное и физическое. При этом, чаще всего матери и отцы наказывают ребенка и помощи слов, и редко прибегают к физическому воздействию на ребенка. Это положение полностью опровергает третью гипотезу исследования, которая заключается в том, что мужчины чаще женщин физически наказывают своих детей. Также, они в равной мере считают, что психологическое наказание посредствам лишения ребенка родительской заботы и внимания является не приемлемой формой наказания, негативно сказывающееся на развитии ребенка. Это свидетельствует о том, что мужчины, как и женщины, используют более мягкие формы наказания для своего ребенка-инвалида или ребенка с ограниченными возможностями здоровья. И это опровергает гипотезу, что мужчины чаще прибегают к жестким формам наказания своего ребенка.
Но отношение к поощрению ребенка-инвалида или ребенка с ограниченными возможностями здоровья у отцов и матерей различается. Приоритетным методом поощрения для своего ребенка мужчины и женщины выбирают словесную похвалу, но женщины, в большей мере, чем мужчины проявляют ласку по отношению к ребенку. Это может быть следствием того, что женщины, в большинстве своем имеют мягкий характер, в отличие от мужчин, тем самым подтверждая четвертую гипотезу исследования. Различается отношение мужчин и женщин к такому виду как материальное поощрение. Мужчины чаще женщин считают, что поощрять ребенка возможно при помощи материальных благ. Также, из анализа исследования видно, что некоторые мужчины вообще не поощряют своего ребенка-инвалида или ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
На основании результатов исследования можно сделать вывод у отцов и матерей, воспитывающих ребенка-инвалида или ребенка с ограниченными возможностями здоровья, одинаковое представление о роли матери и отца в семье. Так, мужчины и женщины определяют отца как главу семьи, который имеет неприкасаемый авторитет. Также, отец - это главный кормилец в семье. Но, женщины чаще мужчин считают, что отец - пример для детей и объект их любви и заботы. Определяя роль матери в семье, воспитывающей ребенка-инвалида или ребенка с ограниченными возможностями здоровья, мужчины и женщины считают, что мать является примером для детей, и все заботы о воспитании ребенка взяла на себя. Также мужчины и женщины считают, что мать ребенка должна стараться повысить авторитет отца в семье и опираться на его мнение в воспитании детей. Это дает нам основания считать, что подтверждается пятая гипотеза исследования, которая говорит о том, что в общественном сознании лидирует представление о традиционных ролях отцов и матерей в семье
Таким образом, можно сделать вывод, что происходит трансформация института отцовства в современном обществе. Но, по-прежнему, лидирующую роль в определении воспитательного процесса занимает мать ребенка-инвалида или ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Хотя, методы и формы воспитания у мужчин и женщин все чаще совпадают, современное отцовство - «включенное отцовство», где отец наравне с матерью ухаживает за ребенком и воспитывает его. Но все же, несмотря на эти изменения, в общественном сознании еще присутствуют представления о традиционных ролях отца и матери в семье. Где у отца главная цель - это материальное обеспечение семьи, а мать занимается вопросами воспитания ребенка.
1. Декларация о правах инвалидов от 9 декабря 1975 [Электронный ресурс] //
Официальный сайт Организации Объединенных Наций. - Электрон. данные - URL: http://www.un.org/ru/documents/decl conv/declarations/disabled.shtml (дата обращения:
21.04.2015).
2. О социальной защите инвалидов в Российской Федерации [Электронный ресурс]: федер. закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ : (ред. от 21.07.2014) // КонсультантПлюс справ. правовая система. - Версия Проф. - Электрон. данные. - М., 2016. - Доступ из локальной сети Науч. б-ки Том. гос. ун-та.
3. Об утверждении Порядка выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оказанную услугу, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации [Электронный ресурс] : приказ Минздравсоцразвития РФ от 31 января 2011 года №57н : в ред. от 24 октября 2014 года. Доступ из справ. правовой системы «КонсультантПлюс».
4. О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации [Электронный ресурс] : федер. закон от 15 дек. 2001 года №166 (ред. от 28.11.2015) // КонсультантПлюс справ. правовая система. - Версия Проф. - Электрон. данные. - М., 2016. - Доступ из локальной сети Науч. б-ки Том. гос. ун-та.
5. О порядке предоставления компенсационных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами [Электронный ресурс] : пост. прав. РФ от 25 мая 1994г. № 549 (ред. от 21.09.2000) // КонсультантПлюс справ. правовая система. - Версия Проф. - Электрон. данные. - М., 2016. - Доступ из локальной сети Науч. б-ки Том. гос. ун-та.
6. Об образовании в Российской Федерации [Электронный ресурс] : федер. закон РФ от 29 дек. 2012 года №273-ФЗ // КонсультантПлюс справ. правовая система. - Версия Проф. - Электрон. данные. - М., 2016. - Доступ из локальной сети Науч. б-ки Том. гос. ун-та.
7. О благотворительной деятельности и благотворительных организациях [Электронный ресурс] : федер. закон РФ от 11 авг. 1995г №135 ФЗ (ред. от 05.05.2014) // КонсультантПлюс справ. правовая система. - Версия Проф. - Электрон. данные. - М., 2016. - Доступ из локальной сети Науч. б-ки Том. гос. ун-та.
8. Об утверждении порядка воспитания и обучения детей-инвалидов на дому и в негосударственных образовательных учреждениях [Электронный ресурс] : пост. прав. РФ от 18 июл. 1995г. №861 // КонсультантПлюс справ. правовая система. - Версия Проф. - Электрон. данные. - М., 2016. - Доступ из локальной сети Науч. б-ки Том. гос. ун-та.
9. О ежемесячных выплатах лицам, осуществляющим уход за детьми- инвалидами и инвалидами с детства 1 группы [Электронный ресурс] : указ президента от 26 фев. 2013 N 175 (ред. от 31.12.2014). // КонсультантПлюс справ. правовая система. - Версия Проф. - Электрон. данные. - М., 2016. - Доступ из локальной сети Науч. б-ки Том. гос. ун-та.
10. О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд [Электронный ресурс]: федер. закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ : (ред. от 05.04.2016) // КонсультантПлюс : справ. правовая система. - Версия Проф. - Электрон. данные. - М., 2016. - Доступ из локальной сети Науч. б-ки Том. гос. ун-та.
11. Государственная программа Российской Федерации «Доступная среда» на
2011 - 2015 годы [Электронный ресурс]: постановление Правительства Российской
Федерации от 17 марта 2011 г. N 175 // КонсультантПлюс : справ. правовая система. - Версия Проф. - Электрон. данные. - М., 2016. - Доступ из локальной сети Науч. б-ки Том. гос. ун-та.
12. Об утверждении государственной программы Российской Федерации
«Доступная среда» на 2011 - 2020 годы [Электронный ресурс]: постановление
Правительства РФ от 1 декабря 2015 г. N 1297 // КонсультантПлюс: справ. правовая система. - Версия Проф. - Электрон. данные. - М., 2015. -Доступ из локальной сети Науч. б-ки Том. гос. ун-та.
13. Об утверждении порядка разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, и их форм: приказ Минтруда России от 31.07.2015 N 528н (ред. от 27.01.2016) // КонсультантПлюс : справ. правовая система. - Версия Проф. - Электрон. данные. - М., 2016. - Доступ из локальной сети Науч. б-ки Том. гос. ун-та.
14. Об утверждении долгосрочной целевой программы «Право быть равным на 2013 - 2016 годы» : постановление администрации Томской области от 11.12.2012 № 510а. [Электронный ресурс] // Официальный сайт Законодательной Думы Томской области - Электрон. данные. - URL: http://duma.tomsk.rU/video/other/edocs/2014/Others/20140514/1.pdf (дата обращения: 02.12.2016).
15. Айшервуд М. М. Полноценная жизнь инвалида : [Пер. с англ. ] / Милисент М. Айшервуд. - М. : Педагогика, 1991. - 86,[1] с.: ил.
...84