Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПРАВОСЛАВНЫЕ ПОГРЕБАЛЬНЫЕ ПАМЯТНИКИ ГОРОДА ТАРЫ КОНЦА XVI-XVIII ВВ. КАК АРХЕОЛОГИЧЕСКИЙ ИСТОЧНИК

Работа №185170

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

история

Объем работы99
Год сдачи2025
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
13
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Аннотация
Введение 3
1 История археологического изучения городских православных погребальных памятников
Сибири конца XVI-XVIII вв 11
1.1 Исследования городских православных погребальных памятников Сибири 11
1.2 Проблемы и перспективы изучения городских православных погребальных
памятников Сибири 21
2 Археологические православные погребальные памятники города Тары конца XVI-XVIII
вв 32
2.1 Проблемы локализации и взаимосвязи с культовыми зданиями 32
2.2 Особенности формирования погребальных памятников г. Тары 36
2.3 Погребальный обряд населения города Тары по материалам православных
погребальных памятников конца XVI-XVIII вв 55
Заключение 68
Список использованных источников и литературы 72
Приложение А 81
Приложение Б 92


Археологическое изучение погребальных памятников русского населения Сибири сейчас является одним из перспективных направлений. Появляется всё больше учёных, интересующихся этой проблематикой, увеличивается количество изученных погребальных памятников, расширяется территория, охваченная исследованиями. Всё это происходит в рамках динамично развивающегося направления сибиреведения - «русской археологии». Активно изучаются городские некрополи. Накоплены материалы по погребальной практике жителей Тюмени, Тобольска, Тары, Томска, Кузнецка, Енисейска, Красноярска, Иркутска, Илимска, Каинска.
Актуальность работы. Традиционно в исследованиях по археологии русских рассматриваются проблемы, связанные с изучением погребальной обрядности как в целом, так и связанные с отдельными сюжетами: использованием нательных крестов, ориентацией погребений, расположением рук. Наряду с этим начинают подниматься вопросы, связанные со спецификой формирования прихрамовых кладбищ. Однако материалы некрополей конкретных городов рассматриваются, за редким исключением, в отдельных разобщённых работах, значительный массив накопленных материалов не введён в научный оборот, что существенно затрудняет возможности для исследований в целом. В отношении Тары мы имеем особую ситуацию: в городе так или иначе археологически исследованы все существовавшие православные церкви и прилегающие к ним территории. Это обстоятельство открывает возможности для комплексного изучения православных погребальных памятников города. Материалы раскопок опубликованы в ряде работ, затрагивающих отдельные исследовательские проблемы. Актуальность работы состоит в систематизации, обобщении и комплексном анализе всех имеющихся к настоящему моменту археологических материалов раскопок разных лет. Идентификация погребальных памятников, выявление особенностей формирования и развития территорий городских кладбищ, изучение погребальной обрядности на основе корреляции с письменными, картографическими и фотографическими источниками представляется перспективным с точки зрения корректной интерпретации археологических источников. Установление основных принципов расположения и развития некрополей расширит представления о планиграфии русского сибирского города.
Историография. Впервые интерес к изучению православных погребальных памятников Сибири проявился в конце XIX - начале XX вв. и был связан с исследованиями прозектора Томского императорского университета С.М. Чугунова. В 1905 г. им была опубликована монография «Антропологический состав населения города Томска по данным пяти старинных православных кладбищ». В последующее время археологическим изучением городских православных погребальных памятников Сибири конца XVI-XVIII вв. занимались А.А. Адамов, А.Р. Артемьев, Б.А. Базаров, И.В. Балюнов, И.М. Бердников, А.П. Бородовский, А.А. Воробьёв-Исаев, С.В. Горохов, П.Г. Данилов, А.П. Дульзон, Е.П. Загваздин, Д.Н. Лысенко, А.В. Матвеев, В.И. Молодин, Г.Х. Самигулов, В.И. Семёнова, А.Ю. Тарасов, Н.П. Турова, Ю.В. Ширин. Результаты их исследований подробно рассматриваются в первой главе данной работы.
В отношении г. Тары историографическую базу составляют исследования С.Ф. Татаурова, С.С. Тихонова, Ф.С. Татаурова и М.П. Чёрной. Первые археологические изыскания в городе Таре, проведённые в 2007 г., были нацелены на обнаружение фундамента Никольской церкви. В ходе этих работ был впервые археологически выявлен некрополь, относящийся к этому храму Начиная с 2007 г. археологические изыскания то были направлены на изучение археологических остатков церквей и погребальных памятников, расположенных радом с ними, то переключались на исследование оборонительных, жилых и хозяйственных комплексов. Первые оценки и интерпретации археологических материалов православных погребальных памятников сначала появились в работах, посвящённых итогам полевых исследований, затем - в отдельных статьях.
В работе 2020 г. С.Ф. Татауров, Ф.С. Татауров, С.С. Тихонов и М.П. Чёрная соотнесли три погребения, изученных около культурно-досугового центра «Север», с деревянной Пятницкой церковью. На основе использования перекрёстного анализа различных видов источников успешно был обнаружен каменный фундамент Пятницкой церкви, который по отношению к месту расположения старого здания располагался в новом месте.
В работе 2022 г. С.Ф. Татауров, С.С. Тихонов и М.П. Чёрная выявленный в раскопе 2021-2022 гг. погребальный комплекс соотнесли с прихрамовым кладбищем Успенского собора, которое возможно было самым ранним в городе. Соотнесение каменного фундамента церковной ограды, места расположения каменного здания собора и планиграфия могил позволили подтвердить предположение о том, что каменный храм был построен на месте деревянного. Отсутствие нательных крестов в 32 погребениях из 33-х исследователи объясняют тем, что на ранних этапах освоения Сибири нательных крестиков не хватало и возможно они передавались родственникам умерших. На основе состояния зубочелюстной системы сделан вывод о серьёзных проблемах с питанием жителей Тары.
В 2023 г. С.Ф. Татауров впервые подвёл итоги многолетних работ в отношении православных храмовых комплексов в Таре. Исследователь пришёл к выводу, что тарские деревянные церкви стояли на больших незастроенных площадках, что было связано с необходимостью проведения церковных служб и соблюдением пожарной безопасности. У всех церквей (за исключением Казанской) выявлены кладбища. По мнению археолога, с появлением каменных храмов связан переход от использования колод к гробам вследствие широкого распространения лучковых пил и более лёгкого изготовления гробов из досок.
В 2024 г. С.Ф. Татауров обозначил необходимость подхода к археологическим православным кладбищам как к комплексным системным объектам. Найденная С.Ф. Татауровым карта Тары 1747 г. позволила ему выявить факт одновременного расположения рядом двух зданий (старого и строящегося нового) Успенского собора. Анализ всех известных к настоящему времени карт города Тары позволил описать динамику изменения прихрамовых кладбищенских территорий. С.Ф. Татауровым был поставлен вопрос о необходимости специального анализа метрических книг и корреляции их данных с археологическими материалами.
Изучению ряда вопросов, связанных с православными погребальными памятниками городов Сибири в целом и Тары в частности посвящен ряд работ автора данной выпускной работы.
Новизна работы состоит в попытке обобщающего анализа массива имеющихся на данный момент археологических источников и их корреляции с письменными, картографическими источниками и погребальным законодательным регулированием Русского государства и Российской империи в пределах одного из сибирских городов - Тары. Работы, посвящённые конкретно специфике формирования прихрамовых кладбищ, почти отсутствуют. Соответствующие вопросы рассматриваются исследователями как сопутствующие сюжеты при анализе погребальной обрядности или при вводе источников в научный оборот. Исключением являются исследования тобольских некрополей.
Объект исследования - археологические материалы православных кладбищ г. Тары конца XVI-XVIII вв.
Предмет исследования - христианская погребальная практика населения города Тары конца XVI-XVIII вв.
Цель исследования - выявление и определение особенностей погребальной практики жителей города Тары конца XVI-XVIII вв.
Задачи:
1. обобщить опыт археологического изучения городских православных погребальных памятников Сибири конца XVI-XVIII вв.;
2. рассмотреть проблемы датирования, локализации православных погребальных археологических памятников города Тары конца XVI-XVIII вв. и их взаимосвязи с культовыми зданиями;
3. рассмотреть особенности формирования православных погребальных памятников города Тары конца XVI-XVIII вв.;
4. охарактеризовать погребальный обряд населения города Тары конца XVIXVIII вв. на основе материалов православных кладбищ.
Хронологические рамки охватывают конец XVI-XVIII вв. Нижняя хронологическая граница определяется временем основания Тары (1594 г.), верхняя - указом Екатерины II 1771 г., согласно которому городские кладбища прекращали функционирование и выносились за пределы города. После этого за пределами Тары было организовано Тихвинское кладбище.
Территориальные рамки исследования на уровне анализа конкретного материала ограничены г. Тарой. Такой выбор обусловлен проведением в этом городе целенаправленных многолетних работ по изучению церквей и погребальных памятников коллективом исследователей под руководством С.Ф. Татаурова. На уровне истории археологического изучения городских погребальных памятников рассматриваются материалы Сибири в границах от берегов Северного ледовитого океана на севере до государственной границы России с Казахстаном, Китаем, Монголией на юге, от Уральских гор на западе до хребтов Тихоокеанского водораздела на востоке . Границы Сибири рассматриваемого периода отследить сложно, так как в конце XVI-XVIII вв. они динамично менялись и определялись русским освоением сибирских пространств и присоединением новых территорий.
Практическая значимость. Работа позволяет составить представление о специфике функционирования прихрамовых кладбищ г. Тары во временной перспективе. Полученные наблюдения, выводы и вопросы будут способствовать дальнейшему углубленному изучению проблематики. Материалы работы могут быть востребованными в рамках выставочной музейной деятельности в г. Тара, где большое внимание уделяется результатам археологических исследований. А также в культурно-просветительских мероприятиях омского центра «Служилые люди Сибири», члены которого являются активными участниками раскопок в Таре.
Источниковую базу работы составляют материалы многолетних археологических раскопок С.Ф. Татаурова и С.С. Тихонова, проводившихся с 2007 г. Они отражают не только комплексы захоронений, но и окружающий археологический контекст, в том числе кирпичные фундаменты церквей и остатки расположенных рядом сооружений. На Успенском кладбище выявлено 117 погребений, на Никольском 26 погребений, на кладбище церкви Параскевы Пятницы 3 погребения, на Спасском 5 погребений. Всего 151 погребение. Привлечены для анализа и данные раскопок Борисоглебской церкви, где погребения не выявлены.
Из письменных источников использованы Дозорные книги Тарского уезда 1624 и 1701 г., Описная книга Тары 1688 г, царские грамоты XVII века, а таже ряд делопроизводственных источников («Именная книга о хлебных и соляных окладах», «Отписка Тобольских воевод», «Роспись запасов»). Они помогают рассмотреть вопросы локализации, датировки и формирования православных храмовых комплексов. Привлечены данные метрических книг соборной Богородице-Успенской с 1723 г., 1725, 1727 гг.; 18271832 гг. (всего 9 книг); Свято-Никольской с 1725 г. по 1920 г. (всего 167 книг); Пятницкой с 1722 г. по 1919 г. (всего 166 книг); Спасской с 1727 г. по 1919 г. (всего 162 книги). Несмотря на содержащийся в них огромный массив информации, её корреляция с конкретными археологическими материалами затруднена и в данной работе они использованы как вспомогательные источники. Изучение метрических книг, выходящих за пределы XVIII в., было обусловлено необходимостью выявления случаев совершения экстраординарных погребений на территории недействующих старых внутригородских кладбищ. В качестве вспомогательного материала к разделу об истории изучения городских православных погребальных памятников Сибири были использованы данные из газет первой четверти XXI в.
Для локализации и идентификации храмов Тары и определения участков прицерковных кладбищ использованы картографические источники: планы Николааса Витсена 1687 г., Семёна Ремезова 1701 г. и последующие планы вплоть до начала XX в.
В целях установления конфигурации православных храмов Тары, определения их местонахождений и расположения относительно других объектов в работе привлечены фотографии Тары в период с 1886 по 1925 гг.
Методологической основой исследования является принцип историзма, который используется как обоснование глубинной связи времён. В отношении археологических источников данный принцип заключается в рассмотрении археологических объектов в их развитии и становлении в контексте конкретно-исторической обусловленности и индивидуальности . Археологические источники представляют отдельную группу специфических вещественных источников, извлечение информации из которых затруднено. Однако в отличие от археологии дописьменного периода, характеризующегося разрывом связи между изучаемыми объектами и историческими условиями их функционирования, в археологии периода российского освоения Сибири данная связь не утрачена или утрачена частично. Уникальность археологии русских состоит в возможности на основе корреляции археологических данных с письменными и этнографическими источниками реконструировать те исторические процессы, которые в полной мере не нашли отражение ни в письменных, ни в и этнографических источниках. Понимание особенностей событий прошлого позволяет выявить и объяснить их влияние на формирование, развитие прихрамовых кладбищ и особенности погребальной практики. В исследовании использованы методы планиграфического и статистического анализа, ретроспективный, стратиграфический, сравнительно-исторический и картографический методы. Использована корреляция с письменными источниками актового, делопроизводственного, метрического и законодательного характера.
На данный момент в отношении археологических объектов существует проблема понимания и разграничения таких важных понятий, используемых в этой работе, как «город», «острог», «крепость», «кремль . Признавая объективные сложности в этом вопросе вследствие существующей вариативности археологических признаков, соотносимых с этими понятиями, мы в целом придерживаемся подхода, сформулированного М.П. Чёрной.
Вслед за ней под городом в широком смысле мы понимаем населённый пункт рангом выше острога, административный центр округа с широким спектром различных функций.
В узком смысле город - это центральное укреплённое ядро поселения, обычно имеющего острожную и посадскую части. М.П. Чёрная предложила именовать эту часть города «кремлём». В письменных источниках, в том числе по Таре, она именуется собственно «городом».
Острог - это укреплённое поселение по административному статусу ниже города, либо составная укреплённая часть города, прилегающая к центральному ядру поселения «городу-кремлю».
Крепость - укрепление для военных целей.
Разграничение понятий необходимо как для отбора памятников по истории археологического изучения городских православных погребальных памятников Сибири, так и для корректного сопоставления с археологическими источниками.
Выделение изучения православных городских некрополей в отдельное направление обусловлено их формированием и функционированием в особых условиях городской застройки, привязкой большинства из них к конкретным православным храмам и относительно большей степенью сохранности имеющих к ним отношение письменных и картографических источников.
Методические аспекты проблемы локализации исторических объектов рассматривались М.П. Чёрной, которая сформулировала следующие положения, которых мы придерживались в данной работе. Необходимо учитывать специфику пространственного отображения в разных источниках. В археологизированном виде пространственные координаты представлены предельно конкретно, но требуется доказательная идентификация раскапываемых объектов. Письменные источники, называя объект, не дают точных данных для его пространственной локализации. Чертежи XVII в. привязывают город на местности, но условно. Чтобы получить проверяемую достоверную информацию, необходим перекрёстный анализ источников. Коррелирующий синтез источников и вписанность любой научной реконструкции в «живой» контекст прошлого дают верный методический подход в поиске местоположения конкретного города и в решении общей проблемы локализации памятников....


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Археологические материалы городских православных кладбищ являются важнейшим источником для изучения жизни русских поселенцев в Сибири и содержат обширный объем потенциальной информации о религиозных верованиях, социальной структуре, быте и культурных контактах населения Сибири. Хотя первый опыт изучения был получен уже в конце XIX в., полномасштабные археологические раскопки городских православных погребальных памятников в Сибири развернулись в конце XX - начале XXI вв. К настоящему времени усилиями археологов накоплены материалы по православным погребальным памятникам конца XVI-XVIII вв. городов из разных точек Сибири. При этом в территориальном отношении исследования характеризуются неравномерностью.
Наибольшей степенью изученности выделяется Восточносибирское пространство, что проявляется в большем количестве открытых памятников и собранных материалов в сравнении с Западносибирским. Север Западной Сибири исследован слабо. Так, в Берёзове и Мангазее, несмотря на обширный опыт археологических исследований, погребальные памятники не изучены совсем. Остальная часть Западносибирского пространства в контексте нашей темы примечательна плодотворными раскопками в Тюмени, Тобольске, Кузнецке и Каинске. На Востоке по объему археологических материалов лидирует Красноярск, при этом наибольшую систематизацию и внимание в научных работах получили результаты раскопок в Иркутске и Илимске. Известно также о масштабных работах в Енисейске, которые ведутся ещё с 2004 г., однако часть результатов остаётся неопубликованной.
В результате обобщения опыта исследований выявлена хронологическая закономерность. С периодом конца XIX-XX вв. связаны, как правило, случаи единичных находок, эпизодических обследований территорий при строительных работах. Пик археологических работ на православных погребальных памятниках сибирских городов приходятся на 1990-2000-е гг Этот период стал знаковым, точкой отсчёта развития в целом отдельного направления археологии русских Сибири, когда были заложены её основы и накоплен внушительный объём материалов, благодаря которому спустя некоторое время появятся весомые монографии и диссертации. Начиная с 2010-х прирост материалов резко сокращается и в настоящее время, обобщая ситуацию по всей Сибири, в отношении археологических изысканий наблюдается спад.
Исследователи православных городских некрополей Сибири конца XVI-XVIII вв. сталкиваются с рядом методологических и источниковедческих трудностей. Датировка захоронений осложняется безынвентарностью, проблемой хронологической недифференцированности русского предметного комплекса и ограниченным количеством надёжных маркеров, таких как монеты или вещи с датами. В этой ситуации археологи вынуждены прибегать к перекрёстному анализу данных о расположении могил, инвентаре, архитектурных объектах, антропологии и картографии. Перспективным направлением стало изучение химического анализа сплавов нательных крестов. Однако важно учитывать, что корреляция химического состава сплава с датировкой некрополей по письменным источникам требует осторожности, так как исходные хронологические рамки других памятников могут быть условными.
На основе перекрёстного анализа различных видов источников рассматриваемые в этой работе православные погребальные памятники и фундаменты каменных зданий утраченных церквей Успенской, Никольской, Параскевы Пятницы локализованы на местности, идентифицированы как исторические объекты и установлена их прямая взаимосвязь. В отношении Успенской и Никольской церквей установлено, что они располагаются на месте или в непосредственной близости от предшествующих деревянных зданий. В отношении Спасской церкви и Пятницкой церкви установлены факты постройки каменных зданий на новых местах. Предшествующее деревянное здание Спасской церкви располагалось в тридцати саженях (около 64 метров) на восток от нового каменного храма. Погребения выявлены непосредственно возле каменного здания. Деревянное здание церкви Параскевы Пятницы располагалось в пятидесяти четырёх саженях (около 115 метров) на юго-юго-восток от нового каменного храма. Погребения выявлены около места предшествующего деревянного здания.
На основе археологических данных г. Тары выявлено два варианта формирования православных погребальных памятников: внутри города-крепости и внутри острога. В первом варианте происходило осуществление самых первых на новой территории захоронений. Изначально на кладбище внутри крепости хоронили вне зависимости от социального статуса, позднее, начиная с правления Михаила Фёдоровича Романова, с появлением церквей и кладбищ в острожной и посадской частях здесь хоронили, вероятно, людей высокого статуса и имеющих заслуги перед государством. Со временем количество захоронений на самом престижном кладбище сокращалось.
Во втором варианте на кладбищах в острожной части происходило изначально захоронение служилых и простых людей. Захоронения совершались на ограниченной огороженной территории, что приводило к бережному использованию каждого отведённого клочка земли под погребения, но без нарушения предшествующих захоронений. В противоположность первому варианту здесь сложилась чёткая структура захоронений.
Точно установлено, что первым храмом Тары является соборная церковь Успения Пресвятой Богородицы 1595 г. постройки, в соответствии с этим здесь сформировалось и самое раннее кладбище города. Три острожных церкви, Борисоглебская, Никольская и Параскевы Пятницы, и одна посадская, Спасская, возникли в период с 1613 по 1624 г. по указу Михаила Фёдоровича Романова. Это значит, что до этого периода в Таре захоронения осуществлялись только возле Успенской соборной церкви. Начиная с их функционирования начинается формирование прихрамовых «приходских» кладбищ, а за Успенским кладбищем сохранился особо престижный статус.
Прослеживаемая на уровне археологических источников на всём протяжении их формирования погребальная обрядность населения города Тары в своей основе соответствует традиционному представлению о православном обряде погребения. Общая модель православной обрядности, прослеженная по археологическим материалам Тары, состоит в следующем. Погребения совершались по обряду ингумации, вытянуто, лёжа на спине головой на запад (лицом к востоку), в ряде случаев есть вероятно «сезонные» отклонения. Руки скрещены на теле, в большинстве случаев правая рука перекрывает левую. Умершие помещались в деревянные выдолбленные колоды с крышками, либо реже в гробы, скреплённые железными гвоздями. Во многих случаях прослеживается то, что тела буквально втискивали в колоду. Гробы, либо колоды опускались в выкопанные в земле относительно неглубокие ямы. Большинство погребений были безынвентарными.
Примерно с начала XVIII в. в погребениях стали появляться медные нательные крестики. Однако их помещение в могилу так и не стало общепринятым. Анализ ряда групп погребений позволяет предполагать связь между погребёнными и считать эти группы сформированными на «родовых» участках. Прослеживается традиция подхоранивания детей к погребениям взрослых, вероятно их родственников.
Уникальной чертой кладбища Успенского собора являются критичные отклонения ориентации части погребений практически до оси север-юг. Все они локализуются на самом раннем участке кладбища конца XVI-XVII вв. В ряде случаев прослежено, что именно они составляют наиболее ранний ярус погребений. Это в совокупности с безынвентарностью погребений свидетельствует о существования на раннем этапе истории Тары варианта обрядности с ориентацией, поперечной традиционной, причём с ориентацией головы на юг. Такое кардинальное отклонение явно не может быть объяснено сезонными факторами. Количество погребений не позволяет их рассматривать как случайность. При этом вся остальная совокупность признаков соответствует основному массиву погребений традиционной ориентации. В результате проведённого анализа не подтвердилась гипотеза о возможной принадлежности этих захоронений старообрядцам. Была поставлена новая гипотеза, проверка которой в будущем будет требовать большой работы на стыке с антропологией. Не могут ли погребения, ориентированные головой на юг принадлежать такой категории тарского служилого населения, как «Литва»? Эта категория существовала как раз на ранних этапах истории Тары и постепенно размывалась. Изначально под «Литвой» понимались выходцы из Речи Посполитой, попавшие в Сибирь по результатам русско-польских войн. Косвенным доказательством такой возможности является ориентация головой на юг одного из погребений XII-XIV вв., обнаруженных в Гродно. При этом необходимо учитывать и существенные отклонения в ориентации погребений внутри христианских храмов Европы. Интересной и необычной чертой обрядности является также использование кенотафа.
Таким образом, археологические материалы православных погребальных памятников Тары конца XVI-XVIII вв. являются важными источниками, позволяющими на основе перекрёстного анализа с другими видами источников выйти на уровень реконструкции процессов и явлений, знания о которых не могут быть получены иным путём.


1. «Первый день раскопок»: в центре Тюмени археологи обнаружили кусок могильной плиты и древнюю монету // Комсомольская правда - Тюмень, 2024. - URL: https://www.tumen.kp.ru/daily/27604/4930597/ (дата обращения: 20.04.2025).
2. Археологи в Красноярске обнаружили возможную границу старейшего
некрополя в городе // ТАСС Наука - Красноярск, 2024. - URL:
https://nauka.tass.ru/nauka/21382203 (дата обращения: 30.04.2025).
3. Грамота на Тюмень воеводе князю Луке Щербатову о построении на Тюмени храма во имя Бориса и Глеба. 1601. 29 января // Миллер Г. Х. История Сибири. Т. 2. - М. : Восточная литература, 2000. - С. 193.
4. Грамота тобольским воеводам об увеличении отпуска церковнаго вина, ладану и воску, для церквей в Таре. 1627, мая 10 // Русская историческая библиотека. - СПб., 1884. - Т. 8. - Стб. 461-463.
5. Дозорная книга Тарского уезда 1701 года Ивана Качанова // Российский государственный архив древних актов. - Ф. 214. - Оп. 1. - Д. 1182. - Л. 1-347.
6. Извлечение из писцовой книги письма и меры Ивана Васильевича Дровнина с описанием псковскаго пригорода Гдова // Сборник Московского архива Министерства юстиции. - М. : Печатная А. Снегирёвой, 1914. - Т. 6. - Кн. 2 - С. 309-312.
7. Именная книга о хлебных и соляных окладах служилым людям города Тары 1685 года // Российский государственный архив древних актов. - Ф. 214. - Оп. 1. - Д. 809. - Л. 193-240.
8. Описная книга Тары 1688 года // Бережнова М. Л. Тарское Прииртышье в Петровскую эпоху: статика перемен / М. Л. Бережнова, Н. В. Кабакова, С. Н. Корусенко. - Омск : Издательский дом «Наука», 2022. - С. 284-326.
9. Отписка тобольских воевод о пожаре в Таре, с приложением росписи огнестрельных орудий в этом городе и Тобольске // Русская историческая библиотека. - СПб., 1884. - Т. 8. - Стб. 584-586.
10. План г. Тары 1747 г. // Российский государственный военно-исторический архив. - Ф. 349. - Оп. 39. - Д. 247.
11. Роспись количества хлебных запасов, соли, пороху, свинцу, церковных припасов и проч., посланных в Сибирские города: в Тобольск, в Тару, Сургут, Березов, Тюмень, Пелым и Лозву. 1596, ноября 30 // Русская историческая библиотека. - СПб., 1884. - Т. 2. - Стб. 126-137.
12. Старинные гравюры и карты Тары // Тарагород. - [Тара], 2024. - URL: https://taragorod.ru/vintage maps (дата обращения: 20.05.2025).
13. Тайны под асфальтом. Что археологи находят в центре Тюмени? // Аргументы и факты - Тюмень, 2024. - URL: https://tmn.aif.ru/society/tayny-pod-asfaltom-chto-arheologi- nahodyat-v-centre-tyumeni (дата обращения: 20.04.2025).
14. Тара. Церковь Успения Пресвятой Богородицы. Успенская церковь //
Соборы.ру. Народный каталог православной архитектуры. - [Б. м.], 2022. - URL:
https://sobory.ru/article/?object=37614 (дата обращения: 20.05.2025).
15. Тарская дозорная книга 1624 г., составленная Василием Тырковым //
Российский государственный архив древних актов. - Ф. 214. - Оп. 1. - Д. 5. - Л. 315-400 об....98



Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ