АННОТАЦИЯ 3
Введение 5
1 Теоретико-методологические основания изучения вовлечённости в молодёжную политику 8
1.1 Молодёжь как социально-демографическая группа 8
1.2 Молодёжная политика в России 12
1.3 Операционализация понятия «вовлечённость» 17
2 Вовлечённость молодёжи г. Томска в мероприятия молодёжной политики 20
2.1 Портреты вовлечённых и невовлечённых глазами экспертов 20
2.2 Портреты вовлечённых и невовлечённых глазами молодёжи 25
2.3 Специфика вовлечённости в разрезе по возрастным группам 29
2.4 Драйверы и барьеры вовлечённости в молодёжную политику 34
2.5 Концептуализация полученных результатов 43
Заключение 45
Список использованных источников и литературы 47
Приложение А Программа исследования 51
Приложение Б Гайд интервью 54
Приложение В Список информантов 58
Приложение Г Список участников проекта 59
Приложение Д Расшифровки интервью 60
Актуальность: вовлечение молодёжи в проекты молодёжной политики является одним из ключевых аспектов развития как России в целом, так и Томской области в частности, поскольку молодёжь является стратегическим ресурсом развития любого государства. Эффективные меры молодёжной политики позволяют молодым поколениям использовать свой потенциал в выгодном русле для себя, общества и государства.
Общая сумма инвестиций в России в молодежную политику в 2024 году составила около 99,19 млрд рублей [10]. Несмотря на значительную на первый взгляд сумму, на данный момент в проектах молодёжной политики задействованы 23 млн человека, в то время как 25 млн остаются вне её фокуса. Одной из проблем молодёжной политики является выпадение более старших групп (26 -35 лет) из поля зрения молодёжной политики, хотя данная возрастная группа является самой многочисленной (рис.1) [37]. Такая ситуация
может быть связана как с недостаточным информированием [6], так и с полномасштабным появлением «проблем взрослой жизни» [2 3] или переориентацией молодежной политики от фокуса самореализации молодежи к решению задач государства [31].
Рисунок 1 - Численность детей и молодёжи по возрастным категориям
Проблемная ситуация: с одной стороны, в Томске реализуется множество мероприятий в рамках молодежной политики, направленных на развитие гражданской активности, профессионального самоопределения и социального участия молодежи. Органы власти и общественные организации предлагают разнообразные возможности для самореализации: форумы, грантовые конкурсы, образовательные программы, волонтерские акции и другие инициативы. С другой стороны, значительная часть молодёжи остаётся
невовлечённой в эти активности в силу разных причин. Значительная часть молодых людей либо не осведомлена о таких возможностях, либо не проявляет к ним интереса по причине недостаточной мотивации или конкуренции со стороны альтернативных досуговых и образовательных активностей. В связи с этим актуализируется вопрос о специфике вовлечённости молодежи в мероприятия молодежной политики в Томске.
Проблема: какова специфика вовлечённости молодежи Томска в проекты
молодёжной политики?
Объект: молодёжь Томска в возрасте от 14 до 35 лет
Предмет: специфика вовлечённости молодёжи Томска в проекты молодёжной политики
Цель: выявить специфику вовлечённости молодежи в проекты молодежной политики
Задачи:
1. Описать молодёжь как социально-демографическую группу
2. Изучить этапы становления молодёжной политики в России
3. Описать портрет вовлечённого и невовлечённого человека
4. Описать особенности работы с различными возрастными группами
5. Выявить драйверы и барьеры вовлечённости в молодёжную политику
Гипотезы:
1. Недостаточный уровень информированности молодежи Томска о мероприятиях молодежной политики является одним из ключевых барьеров
2. Молодежь Томска вовлекается в проекты молодежной политики в первую очередь из-за возможности профессионального роста
Научная новизна: На основании проведённого исследования выделена специфика вовлечённости разных возрастных групп в молодёжную политику; выявлены драйверы и барьеры вовлечённости в мероприятия молодёжной политики. Также новизна исследования заключается в фокусе на локальной специфике Томска.
Теоретико-методологические основания: Описание понятия молодёжь и её свойств производилось согласно трудам Д.С. Баевой, В.Т. Лисовского, И.М. Ильинского. Для установления понятийных границ молодёжной политики помимо нормативно-правовых актов взяты работы А.П. Скробова и В.Т. Лисовского. Определение понятие «мотив» и его типология выделена согласно А. Шюцу. За основу модели вовлечённости взята разработка У.Кана. Также выделены уровни вовлечённости в соответствии с теориями А. Шюца, Р. Мёртона, Э. Гидденса.
Практическая значимость: Данная работа выполнена в рамках направления «Социология молодёжи» мероприятия «Мастерская молодёжной политики ТГУ». Нашей задачей были разработка и реализация новых идей в области молодежной политики на уровне вуза, региона и страны. Данная работа может служить инструментом регулирования молодёжной политики с учётом интересов и возможностей каждой возрастной группы. Понимание драйверов и барьеров вовлечённости даёт возможность оптимизировать систему информирования и создать более привлекательные форматы мероприятий. На основе проведённого исследования можно составить рекомендации для организаторов по повышению привлекательности мероприятий молодежной политики.
Таким образом, проведённое исследование позволило выявить специфику вовлечённости молодёжи по возрастным группам. Специфика вовлечённости включает в себя мотивы, драйверы и барьеры. В качестве теории мотивации была выбрана классификация мотивов А.Шюца, поскольку она наглядно описывает разницу между вовлечённостью и участием. Вовлечённость, в отличие от участия, предполагает выход за рамки, это готовность делать больше положенного.
Была проведена попытка установления ключевой мотивации вовлечённых и невовлечённых. У вовлечённых, за исключением одного информанта, преобладают мотивы «для-того-чтобы». У невовлечённых картина похожая, только за исключением уже двух информантов.
Анализ показал, что вовлечённость отличается в разных возрастных группах: у школьников (14-17 лет), у студентов (18-24 года) и у работающей молодёжи (25 -35 лет). Все эти группы имеют разные интересы, актуальные проблемы и цели, что и делает необходимым использовать для каждой группы свой уникальный подход.
Школьники ориентированы на учёбу и самореализацию через хобби, кроме того они зависимы от родителей и своего окружения, для них очень важна поддержка и участие в мероприятиях их друзей. Помимо друзей завлечь их также можно интересными форматами, возможностью путешествовать и развиваться. Отталкивает их принудительное вовлечение, нехватка времени из-за учебной нагрузки и недостаточная информированность о мероприятиях.
Студенты, обладая большей свободой действий, стремятся к построению карьеры и самореализации через работу или творчество. Привлекательными в проектах для них являются интересные форматы, материальные стимулы, возможности для нетворкинга и развития навыков. Мешает их вовлечению недостаточная информированность, нехватка времени и отсутствие перспектив в молодёжной политике.
Работающая молодёжь является самой трудной для вовлечения группой. Её интересы сосредоточены вокруг семьи, карьеры и материального благополучия, однако драйвером для участия также может служить самореализация. Но барьеров для них оказалось гораздо больше чем драйверов: помимо недостаточной информированности и нехватки времени, свойственных двум предыдущим группам, прибавляется отсутствие интереса и выгоды, непонимание смысла молодёжной политики.
Гипотезы исследования подтвердились: недостаточная информированность является одним из ключевых барьеров для всех возрастных групп. Возможность профессионального роста выступает в качестве драйвера для студенческой группы.
Практическая значимость работы заключается в возможности использования её результатов для разработки адресных подходов к вовлечению возрастных групп. На основе анализа результатов исследования можно сделать вывод о том, что повысить вовлечённость могла бы помочь более эффективная рекламная политика (использовать актуальные для вовлечения каналы и исключить дискриминацию невовлечённых, при составлении рекламной кампании учитывать интересы и особенности целевой аудитории). Также возможно стоит пересмотреть подход к системе молодёжной политика в целом и вместо вовлечения молодёжи в уже готовые мероприятия, дать больше пространства для молодёжных инициатив. Конечно, сейчас существует грантовая система, с помощью которой молодёжь может получать финансирование на создание своих проектов, однако вход в данную систему ограничен, кроме того, большое число проектов всё ещё «спускаются сверху», а не инициируются самой молодёжью.
Социологическая значимость данного исследования заключается в рассмотрении вовлеченности молодежи через призму когнитивных, аффективных и поведенческих компонентов модели У. Кана, дополненной анализом мотивов, драйверов и барьеров. Полученные результаты обогащают имеющееся знание в социологии молодежи, подчеркивая, что вовлеченность не сводится к формальному участию, а определяется взаимодействием индивидуальных мотивов (по классификации А. Щюца «потому -что» и «для-того-чтобы») и контекстуальных факторов среды, таких как доступ к информации и социальная поддержка. Также были соотнесены уровни вовлечённости (индивидуальный, социальный, институциональный) с уровнями анализа в социологии (микро-, мезо- и макроуровень). На всех этих уровнях есть факторы, влияющие на вовлечённость, что важно учитывать при создании мероприятий и организаций.
Таким образом, проведённое исследование показало, что молодёжная политика нуждается в адресном подходе к каждой возрастной группе, именно это позволит достичь более успешных результатов по вовлечению молодёжи Томска в проекты молодёжной политики
1. Адамович Б. П. Методы и инструменты реализации молодёжной политики в регионе // Вестник науки. - 2024. - № 4 (73). - С. 372-377.
2. Алексеёнок А. А. Основные направления совершенствования молодежной
политики: социологический анализ результатов всероссийского исследования //
Среднерусский вестник общественных наук. - 2021. - № 5. - С. 30-40.
3. Аристотель. Политика / Аристотель; пер. с древнегреч. С. А. Жебелева. - М.: АСТ,
2019. - 384 с.
4. Баева Д. С. Молодёжь как особая социально -возрастная группа // Актуальные научные исследования: сб. материалов междунар. (заоч.) науч. -практ. конф., Краснодар, 7 апреля 2018 г. - К., 2018.- С. 84.
5. Борисова У. С. Вовлеченность персонала организации: социологический анализ / У . С. Борисова, Л. Н. Васильева // Общество: социология, психология, педагогика. - 2017. - №
5. - С. 13-15.
6. В волонтеры я б пошел! // ВЦИОМ. - Москва, 2022. - URL:
https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/v-volontery-ja-b-poshel (дата обращения: 02.04.2025).
7. Васильева В. А. Социологическая концептуализация понятия «драйвер» в контексте развития социогуманитарных исследований в российских университетах / В. А. Васильева, М. А. Кашина, С. Ткач // Управленческое консультирование. - 2024. - № 3 (183). - С. 162¬178.
8. Вебер М. Политика как призвание и профессия / М. Вебер; пер. с нем. А. Ф. Филиппова - М.: Прогресс, 1990. - 644-706 с.
9. Выявление причин повышенной критичности представителей возрастной группы
«25-34 года» // ВЦИОМ. - Москва, 2022. - URL: https://wciom.ru (дата обращения:
02.04.2025).
10. В профильном комитете подчеркнули недопустимость снижения расходов на молодежную политику // Государственная Дума Российской Федерации. - Москва, 2023. - URL: https://duma.gov.ru/news/58045/ (дата обращения: 02.04.2025).
11. Гидденс, Э. / Э. Гидденс, пер. с англ. И. В. Кашинцева. - Устроение общества: Очерк теории структурации. - 2-е изд. - М.: Академический Проект, 2005. - 528 с.
12. Гречихин В. Г. Современная молодежная политика в России // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. - 2021. - № 5. - С. 18-21.
13. Грошева А. В. Политейнмент-дискурс: к определению понятия // Знак: проблемное поле медиаобразования. - 2022. - № 4 (46). - С. 31-37.
14. Гущин О. В. Государственная молодежная политика в регионе: проблемы моделирования в современных условиях / О. В. Гущин. - М.: Астрель, 2017. - 120 с.
15. Доля населения, информированного о возможностях, механизмах и путях самореализации молодежи в России // ВЦИОМ. - Москва, 2022. - URL: https://wciom.ru (дата обращения: 02.04.2025).
..47