ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЯЮЩИХ ФУНКЦИЙ У ДЕТЕЙ В РАЗЛИЧНЫЕ ВОЗРАСТНЫЕ ПЕРИОДЫ
|
Введение 3
Глава 1 Общие сведения о нейроанатомии лобных долей 6
1.1 Общие сведения о нейроанатомии лобных долей 6
1.2 Формирование лобных долей в онтогенезе 9
Глава 2 Связь когнитивных функций с нейроанатомией лобных долей 12
Глава 3 Управляющие функции 16
3.1 Управляющие функции и концепция трех блоков мозга А. Р. Лурии ... 16
3.2 Управляющие функции 18
Глава 4 Методики, направленные на исследование управляющих функций . 22
Глава 5 Экспериментальное исследование управляющих функций у детей младшего, среднего и старшего школьного возраста 29
5.1 Программа эмпирического исследования 29
5.2 Результаты исследования 33
5.3 Обсуждение результатов исследования 51
5.4 Выводы 52
Заключение 54
Список использованной литературы 56
Глава 1 Общие сведения о нейроанатомии лобных долей 6
1.1 Общие сведения о нейроанатомии лобных долей 6
1.2 Формирование лобных долей в онтогенезе 9
Глава 2 Связь когнитивных функций с нейроанатомией лобных долей 12
Глава 3 Управляющие функции 16
3.1 Управляющие функции и концепция трех блоков мозга А. Р. Лурии ... 16
3.2 Управляющие функции 18
Глава 4 Методики, направленные на исследование управляющих функций . 22
Глава 5 Экспериментальное исследование управляющих функций у детей младшего, среднего и старшего школьного возраста 29
5.1 Программа эмпирического исследования 29
5.2 Результаты исследования 33
5.3 Обсуждение результатов исследования 51
5.4 Выводы 52
Заключение 54
Список использованной литературы 56
Проблема управляющих функций является достаточно актуальной на сегодняшний день для нейронаук. В особенности это касается полного и исчерпывающего описания мозговых структур, с которыми связаны и с помощью которых происходит управляющее функционирование. Особенно важен вопрос о том, как и в какие возрастные периоды происходит созревание этих мозговых структур. Ведь, если у нас будет чёткое представление о том, что и когда формируется, то мы сможем сформировать видение того, как развиваются собственно сами управляющие функции.
Знания о механизмах и причинах формирования способностей планирования, программирования и выработки когнитивных стратегий в младшем, среднем и старшем школьном возрасте могут быть очень полезны в различных областях, например, в педагогике, детской психологии, нейропсихологии и нейропсихологической коррекции. Они могут быть применены для улучшения качества учебного процесса в образовательных организациях [23]. Управляющие функции играют значительную роль в формировании математических способностей у детей, так что верная выработка стратегии развития способностей планирования и программирования действий у детей может существенно повлиять на процесс обучения[42].
Необходимо также отметить, что в последние годы растёт количество детей, у которых наблюдаются различные трудности в обучении, дислексии, дисграфии, дискалькулии [10, 23, 26]. И для нейропсихологической
коррекции данных нарушений чрезвычайно важно знать нормативные показатели того, как развиваются управляющие функции и какие есть особенности в различные возрастные периоды. Ведь управляющие функции непосредственно участвуют в функционировании рабочей памяти [42], без которой арифметические операции, составление логичных и развёрнутых высказываний просто невозможно.
Также стоит упомянуть, что рассматриваемая проблематика очень важна для понимания механизмов развития процессов саморегуляции [57]. Способность выработки когнитивных стратегий, когнитивная гибкость и умение решать различные задачи, возникающие в новых обстоятельствах, чрезвычайно влияют на развитие у человека социальных компетенций. Из этого следует, что управляющие функции играют очень важную роль в жизни человека [50].
Нейропсихология как в России, так и за рубежом достигла значительных успехов в разработке проблемы управляющих функций. Однако, существует множество вопросов и трудностей связанных с этой тематикой.
Данное исследование может наметить пути практического использования знаний об управляющих функциях в области образования, детской психологии, нейропсихологической коррекции и реабилитации.
Цель исследования: изучение состояния управляющих функций у детей младшего, среднего и старшего школьного возраста с помощью анализа литературных источников, а также проведения тестирования с использованием методик на выявление когнитивной гибкости, способности к переключению, определение уровня работоспособности.
Объект исследования: управляющие функции.
Предмет исследования: оценка состояния управляющих функций у детей младшего, среднего и старшего школьного возраста.
Гипотезы исследования:
1. Развитие управляющих функций у детей младшего, среднего и старшего школьного возраста происходит неравномерно.
2. Развитие управляющих функций затормаживается у детей среднего школьного возраста.
3. Скорость графомоторных способностей с увеличением возраста у детей будет возрастать.
4. У детей младшего школьного возраста к 4-5 классу достигается достаточно высокий уровень развития управляющих функций.
Задачи исследования:
1. Описание нейроанатомии лобных долей.
2. Установление связи лобных долей с управляющими функциями.
3. Установление сути управляющих функций и их влияние на поведение взрослого человека, а также детей и подростков.
4. Выявление особенностей управляющих функций у детей, младшего, среднего и старшего школьного возраста .
В данном исследовании проведен анализ литературных источников, а также были применены специальные методики, с помощью которых предполагается выявить особенности управляющих функций у детей младшего, среднего и старшего школьного возраста .
Знания о механизмах и причинах формирования способностей планирования, программирования и выработки когнитивных стратегий в младшем, среднем и старшем школьном возрасте могут быть очень полезны в различных областях, например, в педагогике, детской психологии, нейропсихологии и нейропсихологической коррекции. Они могут быть применены для улучшения качества учебного процесса в образовательных организациях [23]. Управляющие функции играют значительную роль в формировании математических способностей у детей, так что верная выработка стратегии развития способностей планирования и программирования действий у детей может существенно повлиять на процесс обучения[42].
Необходимо также отметить, что в последние годы растёт количество детей, у которых наблюдаются различные трудности в обучении, дислексии, дисграфии, дискалькулии [10, 23, 26]. И для нейропсихологической
коррекции данных нарушений чрезвычайно важно знать нормативные показатели того, как развиваются управляющие функции и какие есть особенности в различные возрастные периоды. Ведь управляющие функции непосредственно участвуют в функционировании рабочей памяти [42], без которой арифметические операции, составление логичных и развёрнутых высказываний просто невозможно.
Также стоит упомянуть, что рассматриваемая проблематика очень важна для понимания механизмов развития процессов саморегуляции [57]. Способность выработки когнитивных стратегий, когнитивная гибкость и умение решать различные задачи, возникающие в новых обстоятельствах, чрезвычайно влияют на развитие у человека социальных компетенций. Из этого следует, что управляющие функции играют очень важную роль в жизни человека [50].
Нейропсихология как в России, так и за рубежом достигла значительных успехов в разработке проблемы управляющих функций. Однако, существует множество вопросов и трудностей связанных с этой тематикой.
Данное исследование может наметить пути практического использования знаний об управляющих функциях в области образования, детской психологии, нейропсихологической коррекции и реабилитации.
Цель исследования: изучение состояния управляющих функций у детей младшего, среднего и старшего школьного возраста с помощью анализа литературных источников, а также проведения тестирования с использованием методик на выявление когнитивной гибкости, способности к переключению, определение уровня работоспособности.
Объект исследования: управляющие функции.
Предмет исследования: оценка состояния управляющих функций у детей младшего, среднего и старшего школьного возраста.
Гипотезы исследования:
1. Развитие управляющих функций у детей младшего, среднего и старшего школьного возраста происходит неравномерно.
2. Развитие управляющих функций затормаживается у детей среднего школьного возраста.
3. Скорость графомоторных способностей с увеличением возраста у детей будет возрастать.
4. У детей младшего школьного возраста к 4-5 классу достигается достаточно высокий уровень развития управляющих функций.
Задачи исследования:
1. Описание нейроанатомии лобных долей.
2. Установление связи лобных долей с управляющими функциями.
3. Установление сути управляющих функций и их влияние на поведение взрослого человека, а также детей и подростков.
4. Выявление особенностей управляющих функций у детей, младшего, среднего и старшего школьного возраста .
В данном исследовании проведен анализ литературных источников, а также были применены специальные методики, с помощью которых предполагается выявить особенности управляющих функций у детей младшего, среднего и старшего школьного возраста .
Таким образом, проблема управляющих функций является многосторонней, она затрагивает совершенно разные науки, например, нейропсихологию и неврологию. Поэтому данную проблему в дальнейших исследованиях следует рассматривать совершенно с разных сторон.
Так, необходим анализ функционирования головного мозга, в особенности его лобных долей. Данные области являются материальным субстратом для управляющих функций. Особенно важную роль в программировании, регуляции и контроле деятельности играют префронтальные отделы лобных долей головного мозга.
Также стоит отметить, что развитие управляющих функций происходит постепенно с созреванием лобных долей, хотя и отмечаются некоторые признаки управляющего функционирования до созревания определенных областей, ответственных за программирование, контроль и регуляцию деятельности. Интересно, что развитие управляющих функций происходит циклами, на что указывают многие авторы и проведенные исследования. А пик развития управляющих функций приходится на возраст примерно 6 - 8 лет. В данном исследовании было показано, что существуют свои специфические особенности управляющих функций в младший школьный, средний и старший школьный возраст. В 10 лет у детей отмечается высокий уровень развития когнитивной гибкости, способности к переключению, высокая работоспособность. Затем отмечается некоторый спад в возрасте 12-13 лет, что, видимо, связано с процессами созревания структур, относящихся к префронтальной области, так что в данный период происходит подготовка для нового этапа развития лобных долей. В 14 лет происходит максимальная миелинизация нервных клеток головного мозга, что также влияет на повышение уровня когнитивных функций, что наблюдается у детей из 8 класса. Необходимо отметить также, что существует некоторый спад в развитии управляющих функций у старших 54
школьников, что подтверждают результаты выполненных методик испытуемыми из 10 и 11 классов. В данный период происходит переход на следующий этап созревания структур, относящихся к лобных долям головного мозга.
С помощью 3 тестовых методик в данном исследовании удалось выявить свои специфические закономерности процесса развития управляющих функций. Из результатов настоящего исследования можно сделать вывод, что есть различия между разными возрастными группами. При этом имеется связь вербальных способностей детей и их графомоторным функциями. Их развитие происходит практически одновременно. Так что развитие и функционирование способностей, относящихся к программированию, регуляции и контролю над психической деятельностью, неразрывно связано с созреванием структур головного мозга, а также с психосоциальным развитием человека.
Так, необходим анализ функционирования головного мозга, в особенности его лобных долей. Данные области являются материальным субстратом для управляющих функций. Особенно важную роль в программировании, регуляции и контроле деятельности играют префронтальные отделы лобных долей головного мозга.
Также стоит отметить, что развитие управляющих функций происходит постепенно с созреванием лобных долей, хотя и отмечаются некоторые признаки управляющего функционирования до созревания определенных областей, ответственных за программирование, контроль и регуляцию деятельности. Интересно, что развитие управляющих функций происходит циклами, на что указывают многие авторы и проведенные исследования. А пик развития управляющих функций приходится на возраст примерно 6 - 8 лет. В данном исследовании было показано, что существуют свои специфические особенности управляющих функций в младший школьный, средний и старший школьный возраст. В 10 лет у детей отмечается высокий уровень развития когнитивной гибкости, способности к переключению, высокая работоспособность. Затем отмечается некоторый спад в возрасте 12-13 лет, что, видимо, связано с процессами созревания структур, относящихся к префронтальной области, так что в данный период происходит подготовка для нового этапа развития лобных долей. В 14 лет происходит максимальная миелинизация нервных клеток головного мозга, что также влияет на повышение уровня когнитивных функций, что наблюдается у детей из 8 класса. Необходимо отметить также, что существует некоторый спад в развитии управляющих функций у старших 54
школьников, что подтверждают результаты выполненных методик испытуемыми из 10 и 11 классов. В данный период происходит переход на следующий этап созревания структур, относящихся к лобных долям головного мозга.
С помощью 3 тестовых методик в данном исследовании удалось выявить свои специфические закономерности процесса развития управляющих функций. Из результатов настоящего исследования можно сделать вывод, что есть различия между разными возрастными группами. При этом имеется связь вербальных способностей детей и их графомоторным функциями. Их развитие происходит практически одновременно. Так что развитие и функционирование способностей, относящихся к программированию, регуляции и контролю над психической деятельностью, неразрывно связано с созреванием структур головного мозга, а также с психосоциальным развитием человека.
Подобные работы
- Особенности эмоциональной сферы детей младшего школьного возраста посещающих учреждения дополнительного образования музыкально- эстетической направленности
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 7300 р. Год сдачи: 2019 - Изучение проявления эмоций у младших школьников с нарушением зрения (Специальная психология, Алтайский Государственный Педагогический Университет)
Курсовые работы, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 450 р. Год сдачи: 2018 - КОРРЕКЦИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫХ УМЕНИЙ ПОСРЕДСТВОМ КОНДУКТИВНОЙ ПЕДАГОГИКИ У ДЕТЕЙ 5-7 ЛЕТ С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ
Магистерская диссертация, дошкольная педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5650 р. Год сдачи: 2017 - Театрализованная деятельность как средство развития психоэмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста (Сургутский государственный педагогический университет)
Курсовые работы, дошкольная педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2022 - Проблемы развития координации у обучающихся в начальной школе
Курсовые работы, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2018 - РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРЕДЛОЖНО-ПАДЕЖНЫХ КОНСТРУКЦИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2020 - Психолого-педагогическое сопровождение детей с СДВГ в условиях дошкольного образовательного учреждения
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4960 р. Год сдачи: 2020 - Связь межполушарной асимметрии и когнитивных функций в старшем школьном возрасте
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4345 р. Год сдачи: 2018 - Особенности игровой деятельности дошкольников с разным уровнем регуляторных функций
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018





