Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


СПОСОБНОСТЬ К ОБУЧЕНИЮ У ПАЦИЕНТОВ С РАССЕЯННЫМ СКЛЕРОЗОМ

Работа №185099

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы60
Год сдачи2020
Стоимость4600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
12
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава 1 Теоретические основы трудностей в обучении 8
1.1 История изучения трудностей в обучении 8
1.2 Этиология и патогенез рассеянного склероза 10
1.3 Нарушение когнитивных функций при рассеянном склерозе 11
1.4 Современные исследования трудностей в обучении 20
Глава 2. Исследование способности к обучению у лиц, страдающих рассеянным склерозом 22
2.1 Выборка 22
2.2 Процедура исследования 22
2.3 Методы исследования 23
2.3.1 CVLT test 23
2.3.2 Клипец 24
2.3.3 Методика Выготского-Сахарова 25
2.3.4 Тест Векслера (Шифровка) 26
2.4 Статистический анализ данных 27
Глава 3. Описание результатов исследования 28
Глава 4. Обсуждение результатов исследования 33
Выводы 35
Заключение 37
Список литературы 39
Приложения 52


Актуальность. Современные условия предоставляют высокие требования к процессу обучения человека в любой сфере. В связи с интенсивными темпами развития информационных технологий появляется потребность в постоянном повышении квалификации.
Sorenson в своем исследовании подчеркивает, что способность к обучению достигает своего пика в младшем детском возрасте. Далее у кривой обучения наблюдается эффект плато и спад после сорока лет. [1]
Таким образом можно сделать вывод, что взрослому человеку обучение дается с большим трудом, чем подростку, а его утрата может привести к дезадаптации, которую невозможно компенсировать в дальнейшем.
В тоже время во всем мире насчитывается около двух миллионов пациентов, страдающих рассеянным склерозом. [117] Данное заболевание вызывает ряд когнитивный расстройств [7], в список которых входит нарушение способности к обучению [87-88], а также приводит к инвалидизации пациентов.
Принимая во внимание вышеизложенные факты, можно заключить, что пациенты, страдающие рассеянным склерозом помимо двигательных нарушений [5], дефицита памяти [7, 20, 21], внимания [13-14] и нарушения умственной работоспособности [13, 15, 16], имеют проблемы с ориентировкой в условиях задачи и усвоением воспринимаемого материала. [87-88] Из-за вышеупомянутых нарушений пациенты, страдающие РС испытывают трудности при трудоустройстве, работе, а также при выполнении ежедневных бытовых дел. [87, 88, 89, 93]
Проблема исследования. Большинство современных исследований, посвященных изучению когнитивных нарушений у пациентов с РС, включают в список когнитивных нарушений дефицит памяти, внимания и умственной
работоспособности, [5, 7, 13, 14, 15, 16, 20, 21] в то время как лишь
незначительная часть работ [87-88] посвящена нарушению способности к обучению у пациентов с РС.
Вышеуказанное противоречие требует тщательного изучения, ввиду определения маршрута для дальнейшей коррекционной работы, посредством устранения первичных нарушений.
Теоретико-методологические основания работы. Мозг человека является продуктом, на который оказывают влияния биологические и социокультурные факторы. Если рассматривать и изучать мозг зрелого и воспитанного в определенной социокультурной среде человека, то исследователь может сделать заключение о тех или иных закономерностях поведения, присущих данной личности.
Совсем другие результаты могут получиться у исследователя, наблюдающего за психикой в процессе онтогенеза или при изучении пациентов с локальными поражениями мозга. Экспериментатор может проследить за тем как развиваются и функционируют высшие психические функции (4).
Поскольку в данной работе рассматривается психика с позиции нейропсихологии, в исследовании будут изучаться пациенты с локальными поражениями мозга. Это значит, что в работе будут рассмотрены нарушения уже сформированными психическими функциями.
Изучая аномальные процессы, и сравнивая их с нормальным процессами, появляется возможность определить точную локализацию отделов мозга, отвечающих за способность к обучению, добиться более четкой дифференциации нарушений и дать прогноз течения дефицита.
Объект данной работы. Способность к обучению как психологический феномен.
Предмет данной работы. Трудности в обучении и ориентации в условиях задачи у пациентов с рассеянным склерозом.
Целью данного исследования является изучение взаимосвязи между дефицитом белого вещества и нарушением способностей к обучению.
Задачи.
• Провести теоретический анализ нарушения способности к обучению.
• Провести теоретический анализ нарушения когнитивных функций у больных с рассеянным склерозом.
• Провести теоретический анализ нарушения способности к обучению у больных с рассеянным склерозом.
• Подобрать методики, выявляющие нарушения способности к обучению.
• Установить взаимосвязь между дефицитом белого вещества мозга и нарушением способности к обучению.
Гипотезы.
Существует прямая взаимосвязь между наличием у испытуемого диагноза «Рассеянный склероз» и нарушением способности к обучению:
• У пациентов, страдающих РС снижается способность к обучению в слухоречевой модальности.
• У пациентов, страдающих РС снижается способность к обучению при восприятии визуальных стимулов.
• У пациентов, страдающих РС снижается способность к обучению при попытках классифицировать объекты.
• Нарушения способности к обучению являются первичными по отношению к нарушениям памяти и умственной работоспособности.
Структура работы. Работа состоит из 4 глав и заключения. Список литературы включает 117 источников.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Способность к обучению - это набор высших психических функций, работающий как единое целое и осуществляющий ориентацию в условиях задачи, скорость распространения нейронных импульсов для обеспечения быстрой реакции на происходящее событие, поддержание необходимого психического тонуса для аккомодации, функция, помогающая образовывать новые нейронные связи для актуализации и сохранения опыта.
Данный набор ВПФ необходим человеку для выполнения ежедневных задач, работы и учебы. Нарушение данного механизма неуклонно ведет к дезадаптации человека, которую крайне сложно предотвратить. [ 87, 88, 89, 93]
В постоянно изменяющемся мире человеку необходимо постоянно перестраивать свое поведение, алгоритмы действий и образ мысли. Способность к обучению является важным элементом вышеупомянутого механизма.
В результате исследования, проведенного в данной работе было выяснено, что зачастую способность к обучению, у пациентов, страдающих рассеянным склерозом, является первичным нарушением, по отношению к вторично нарушающимся процессам памяти и умственной работоспособности.
Диагноз рассеянный склероз по мимо инвалидизации грозит пациенту нарушением сразу нескольких когнитивных функций, что может пагубно отразиться на процессе реабилитации.
Результаты данной работы открывают широкую перспективу дальнейших исследований. Результаты исследования свидетельствуют о том, что нарушение способности к обучению не является модально-специфическим нарушением. В виду этого обстоятельства следует более подробно изучить данный феномен для присвоения ему определенного нейропсихологического фактора.
По результатам данного исследования видно, что испытуемые, страдающие РС, испытывают трудности, связанные со способностью к обучению. Рассеянный склероз - это хроническое демиелинизирующее заболевание, развивающееся вследствие вредного патогенетического фактора на генетически предрасположенный организм. [5] Данное обстоятельство может открыть перспективу для дальнейших исследований, направленных на выявление нейрофизиологических механизмов обучения.



1) Sorenson H. Adult ages as a factor in learning //Journal of Educational Psychology. - 1930. - Т. 21. - №. 6. - С. 451
2) Степанов И. И., Гаврилова И. В., Лосев Н. А., Сапронов Н. С. и др. Методология изучения памяти при фармакологической коррекции ее нарушений у больных алкоголизмом, перенесших черепно-мозговую травму // Обзоры по клин. фармакол. и лек. терапии. — 2012. — Т. 10, № 1. — С 39-46.
3) Ванюшкин В. А. Коррекция координационных способностей учащихся с недостатками интеллектуального развития //Автореф. Дисс... канд. пед. наук,- Екатеринбург. - 1999.
4) Зинченко Ю. П., Первичко Е. И. Постнеклассическая методология в клинической психологии: научная школа ЛС Выготского АР Лурия //Национальный психологический журнал. - 2012. - №. 2. С 45.
5) Гусев Е. И., Коновалов А.Н., Бурд Г.С. (2000). Неврология и нейрохирургия. Медицина. 656 с. ISBN 5-225-00969-7
6) МКБ-10. Классификация психических и поведенческих расстройств. Исследовательские диагностические критерии. Женева: Всемирная Организация Здравоохранения, 1994. - 208с.
7) Shevil E., Finlayson M. Perceptions of persons with multiple sclerosis on cognitive changes and their impact on daily life //Disability and Rehabilitation. - 2006. - Т. 28. - №. 12. - С. 779-788.
8) Peyser JM, Rao SM, LaRocca NG, Kaplan E. Guidelines for neuropsychological research in multiple sclerosis. Arch Neurol 1990; 47: 94-97.
9) Rao S, Leo G, Bernardin L, Unverzagt F. Cognitive dysfunction in multiple sclerosis: frequency, patterns, and predictions. Neurology 1991; 41: 685-91.
10) Benedict RH, Cookfair D, Gavett R, et al. Validity of the minimal assessment of cognitive function in multiple sclerosis. J Int Neuropsychol Soc 2006; 12: 549¬58.
11) Pelosi L, Geesken JM, Holly M, Hayward M, Blumhardt LD. Working memory impairment in early multiple-sclerosis. Evidence from an event-related potential study of patients with clinically isolated myelopathy. Brain 1997; 120: 2039-58.
12) Piras MR, Magnano I, Canu ED, et al. Longitudinal study of cognitive dysfunction in multiple sclerosis: neuropsychological, neuroradiological, and neurophysiological fi ndings. J Neurol Neurosurg Psychiatry 2003; 74: 878-85.
13) Litvan I, Grafman J, Vendrell P, Martinez JM. Slowed information processing in multiple sclerosis. Arch Neurol 1988; 45: 281-85.
14) Beatty WW, Wilbanks SL, Blanco CR, Hames KA, Tivis R, Paul RH. Memory disturbance in multiple sclerosis: reconsideration of patterns of performance on the selective reminding test. J Clin Exp Neuropsychol 1996; 18: 56-62.
15) Diamond BJ, DeLuca J, Kim H, Kelley SM. The question of disproportionate impairments in visual and auditory information processing in multiple sclerosis. J Clin Exp Neuropsychol 1997; 19: 34-42...117



Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ