Аннотация
ВВЕДЕНИЕ 5
ГЛАВА 1. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ (ИТ) 9
1.1 Понятие и классификация информационных технологий 9
1.2Проблемы использования информационных технологий 16
1.3 Применение информационных технологий в системе образования 21
Заключение по главе 1 37
ГЛАВА 2. ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА И ИНФОРМАЦИОННЫЕ
ТЕХНОЛОГИИ 39
2.1Факторы ИТ, которые влияют на здоровье человека 39
2.2 Влияние информационных технологий на развитие личности 42
2.3 Влияние информационных технологий на эмоциональное развитие 55
2.4 Психологическое здоровье в современном мире 74
Заключение по главе 2 79
ГЛАВА 3. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ И
ОТНОШЕНИЯ ИТ К ЗДОРОВЬЮ ЛЮДЕЙ 81
3.1 Процедура исследования 81
3.2 Результаты исследования и их анализ 84
Заключение по главе 3 98
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 100
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 103
Приложения 108
Компьютер и компьютерные технологии стали необходимой и важной частью для жизни человека. В настоящее время ни одна работа человека не обходится без использования компьютерной техники. Компьютер может помочь человеку при выполнении множества задач, упрощает его работу и в разы сокращает время, раскрывает «свежие» горизонты для раздумий и поступков, дает возможность освоить множество новых знаний и способностей.
Но конечно же необходимо знать все стороны применения компьютерных технологий, необходимо изучить и исследовать все стороны влияния компьютерных технологий на психологическое здоровье человека, и к каким изменениям в организме может привести это влияние, так же рассмотреть компьютерную зависимость. Необходимо изучить меры по организации безопасных условий работы на компьютере.
Компьютеризация и воздействие компьютерных технологий на самочувствие человека считаются одной из самых важных и актуальных задач нашего времени. Компьютер хоть и упрощает человеку жизнь, но в то же время имеет возможность вызвать достаточно много проблем для здоровья. Окунаясь в виртуальный мир, человек как бы отгораживается от действительности, перестает проявлять интерес к обстоятельствам, которые его окружают. В данном вопросе наиболее уязвимы дети и молодые люди, которые ещё не сложились как личности и просто поддаются губительному воздействию. Но так ли пагубны компьютерные технологии на самом деле? Ведь они помогают упростить жизнь человеку.
Компьютеры очень быстро внедрились в жизнь современного человека. Сейчас уже стало вполне обычным делом, что человек взаимодействует с компьютерной техникой каждый день - на работе, у себя дома, и в том числе, и в машине. Уже сейчас компьютер стал не отъемлемой частью жизни людей и компьютерные технологии всё более стремительно развиваются и становятся неотъемлемой частью нашей жизни не только взрослого человека, но и ребенка.
Актуальность.
Вопросы компьютеризации, воздействие компьютерный технологий на психологическое и физиологическое самочувствие человека считаются одной из весомых задач нашего времени. Компьютер хоть и упрощает человеку жизнь, но в то же время имеет возможность вызвать огромную опасность для здоровья человека. Окунаясь в виртуальный мир, человек как бы отгораживается от действительности, перестает проявлять интерес к происходящему вокруг. И тем более уязвимы в данном вопросе дети и подростки, которые ещё не сложились как личности и просто поддаются губительному воздействию. Компьютерная вселенная заманивает, её мир красочен и увлекателен.
Компьютер воздействует на все биологические свойства организма человека, и в первую очередь, на его телесное и психическое состояние здоровья.
Цель:
Рассмотреть проблему влияние компьютерных технологий на здоровье людей, изучить влияние на физиологическое и психологическое здоровье современного человека.
Задачи:
• Изучение литературы и определение роли компьютера
и компьютерных технологий в жизни современного человека.
• Материалы и методы исследования (Формирование
выборки исследования и обоснование программы психодиагностики).
• Рассмотреть отношение к влиянию на психологическое и
физиологическое здоровье человека.
• Определить взаимосвязь отношения к компьютерным
технологиям и здоровья человека.
Предмет исследования: Взаимосвязь отношения к информационным технологиям и психического здоровья людей
Методы исследования:
Общетеоретические: анализ специальной литературы, изучение терминологии.
Анкетирование: «отношение людей к информационным технологиям»
Методика Угроза депрессии;
Методика Самооценка психического здоровья.
Методика определения типа личности «А» и «В»
Организация исследования
Выборка состоит из 104 человек. Ввиду необходимости сравнения «1» группы чья работа связанна с информационными технологиями и репрезентативной группы лиц, не являющихся специалистами в профессии не связанной с информационными технологиями, была собрана 2-ая группа из испытуемых различных профессий, не включающих в себя сферу информационных технологий, для качественной обработки влияния конкретной профессии на свойства группы сравнения.
• В группе «1» специалистов присутствовало 21 женщина и
31 мужчины.
• Группа «2» состояла из 22 мужчины и 30 женщин
соответственно.
• В исследовании принимали участие испытуемые в
возрасте от 18 до 30 лет включительно, трудоустроенные и имеющие любой стаж в своей области.
• Испытуемым были отправлены методики в электронном
виде, в связи ситуацией в мире.
• Для статистического анализа, были выбраны
математические методы критерия различий Манна- Уитни и коэффициента ранговой корреляции Спирмена.
Практическая значимость работы:
Заключается в том, что:
• полученные результаты исследования могут быть в
дальнейшем использованы в практической деятельности психолога. Полученные материалы позволяют повысить эффективность мероприятий, направленных на коррекцию интернет аддикций.
• Полученные в работе данные могут быть использованы
педагогами, родителями, социальными работниками для профилактики и предотвращения выявленных болезней при работе с информационными технологиями;
• Полученные данные могут быть использованы в качестве
практического руководства и для составления необходимых рекомендаций.
• Могут быть использованы для разработки программ по
сохранению здоровья учеников и предотвращения развития заболеваний.
существование информационных и
телекоммуникационных технологий в наше время это уже обыденность. Появилось крупное число организаций, специализирующихся на той или иной сфере компьютерных технологий, причиной этого - наиболее действенное, шагающее вперед, направление. Еще лет 20-30 назад общество и представить не могло, что компьютерные технологии смогут вместиться на ладони, я говорю компьютер, так как обычный мобильный телефон поддерживает очень много функций, чем первые компьютеры. Некоторые страны перешли на них. «информационное общество», кое- какие - в ходе перехода, в связи с этими факторами, действующие на то или иное население. Меньше уделяется внимания печатным изданиям: ученные говорят про то, что лет через 30 газеты, журналы, книжки запропадут с прилавков их уже не так стало заметно. С одной стороны, электрические странички - это превосходно, меньше ущерба наносится окружающей среде, конечно и хранить большое количество информации намного удобнее в электронном виде. С другой стороны - общество становится день ото дня зависимым от техники. Некоторые даже представить себе не имеют возможности, что будут делать, если, например, позабудут дома телефон, такое приравнивается к трагедии. немалое количество тех, кто просто убивает время в социальных сетях, жизненное общение сменяется набором букв на компьютере, а жесты и пантомима - смайликами. Да, такое отлично для тех, кто находится вдали друг от друга, либо вследствие каких - то других первопричин элементарно физически не могут увидеться. Но мы злоупотребляем таковыми благами, так как, живя близко - разговариваем средством сети и устройств. Люди элементарно перестали ходить в гости и просто видеться. Стоит заметить, что информационные технологии, основательно закрепившись в нашей жизни облегчили нашу жизнь. Однако сколько сил и времени уходило на вычисление экономических процессов, так как включается немало факторов, воздействующих на экономику, а если и подсчитать когда-то итоги экономических процессов одного предприятия, так на уровне одного региона или всей страны вычисления производились несколькими днями, к тому же пунктуальность данных вычислений оставляла желать лучшего. На сегодняшний период каждые вычисления проделываются посредством компьютеров. При всем при этом итоги точные, и вычисляются за считанные секунды. Построены программы, помогающие банковским работникам, экономистам, бухгалтерам, проектировщикам, а об изучении космоса поголовно человечество могло исключительно мечтать. Данный перечень возможно продлевать долго и перечислить все профессии, причинность информационные технологии проникли действительны во все сферы человечной жизни. познание компьютера - преимущественно необходимое условие при трудоустройстве. Очередная из сфер, на которую воздействовали информативные технологии - образование. В школах приступили водить электронные дневники учеников, с поддержкой которых родители выясняют об успеваемости своего ребенка. В ВУЗах и прочих учебных заведениях учителя всегда велико практикуют скидывание лекций на электронные носители, и практикуется независимое исследование тем. Следовательно, надобность в посещении лекций уменьшается. Сдавая курсовую или дипломную работу для проверки, студент сможет элементарно скинуть свою работу учителю на электронную почту, уменьшая при этом время, какое расходуется на поездку к месту учебы, и время преподавателя: ему предоставляется возможность проверить работу в любое время и переслать студенту с предписаниями после доработке. Вообще говоря, разность промежду очной и позаглазной конфигурациями преподавания уменьшается: и в том, и в другом случае учащиеся самостоятельно штудируют темы. Да стоит обозначить авторитетность дистанционного обучения. У людей с ограниченными способностями появился шанс приобрести образование, интеллектуально развиваться. Да информационные технологии безгранично воздействовали на качество расследований правонарушений любых мастей, от мелких нарушений на дороге до тяжелых преступлений, объединенных с погибелью человека. Возникли многообразного рода сенсоры лжи, программы, даровитые обнаружить местопребывание человека, дозволяющие протянуть множество вариантов экспертиз, вследствие чему понижается доля погрешностей при ведении следствий. Процент погрешностей сократился в расследованиях и аналогично в медицине. Это ещё одна сфера, где большой прорыв и переход вперед был сделан вследствие информативных технологий. Стали проводить операции для жизненно важные органов: от чего раньше помирали - сейчас лечится. В России, например, в всё больших регионах возникают реанимобили, оборудованные по последнему слову техники, что дает еще более шансов заболевшему выжить. Возникла вероятность диагностировать каждый орган и обнаружить болезнь. И в выводе хотелось бы отметить и выделить один многозначительный критерий, играющий в нашей жизни величественную роль: всё в наших руках. То, сколь мы будем зависимы от компьютера - определяем мы сами. Человек сам определяет, на что тратить время. И если употреблять информационные технологии и прочие блага исключительно в полезных целях и в меру - жить станется лучше не лишь нам, но также грядущим поколениям, и им не придется бедствовать от нашей рассеянности и лени.
1. Коптелова Н.И. собенности компьютерной игровой зависимости среди подростков // Молодой ученый. - 2014. - №20. - С. 547-549.
2. Ковтун Е.В. Азарт в Стране Советов. - М.: Олимп-Бизнес, 2012. - 312 с.
3. Крайг Г. Психология развития. - 3-е изд. - СПб.: Питер Ком, 2010. - 416 с.
4. Малыгина М.А. О причинах компьютерной онлайн-зависимости. - 2-е изд. - М.: Авант, 2011. - 170 с.
5. Марьина О.В. Профилактика интернет-зависимости молодежи - путь преодоления виртуальных девиаций // Педагогика: традиции и инновации: материалы междунар. науч. конф. - Челябинск: Два комсомольца, 2011. - С. 17-22.
6. Сураткина Ю.Н. Взаимосвязь компьютерной зависимости и совладающего поведения подростков : дис. ... канд. психол. наук : 19.00.07 / Ю.Н. Сураткина. - Сургут, 2010. - 154 с.
7. Трафимчик Ж.И. Интегративный подход к проблемам Я-концепции личности с игровой компьютерной зависимостью // Психология. -
2011. - №4. - С. 24-28.
8. Тришина А.В. Психологические факторы возникновения и преодоления игровой компьютерной зависимости в младшем подростковом возрасте : дис. ... канд. психол. наук : 19.00.07 / А.В. Гришина. - Нижний Новгород, 2011. - 196 с.
9. Уткина Т.А. Личностная сфера подростков, склонных к развитию компьютерной зависимости : дис. ... канд. психол. наук : 19.00.13 / Т.А. Уткина. Московский городской психологопедагогический университет]. - Москва, 2013. - 136 с.
10. Федоров А.Ф. Проблемы игровой компьютерной интернет- зависимости у подростков // Молодой ученый. - 2013. - №5. - С. 785789.
11. Шайдулина А.Ф. Интернет-зависимость - новая форма аддиктивного поведения подростков // Вопросы психологии. - 2011. - №4. - С. 79-87.
12. Щелина С.О., Любаев А.В. Изучение феномена интернет- зависимости у подростков с девиантным поведением в условиях СОШ // Теория и практика психолого-социальной работы в современном обществе. Материалы международной заочной научно-практической конференции. - Арзамас: Арзамасский филиал ННГУ, 2015. - С. 280285.
13. Щелина Т.Т., Любаев А.В. Психологическая характеристика подростков с зависимостью от онлайн-игр // Профилактическая и коррекционная работа с детьми «группы риска»: опыт, проблемы и перспективы Материалы Всероссийской заочной научно-практической конференции с международным участием. - Арзамас: Арзамасский филиал ННГУ, 2016. - С. 330-338.
14. Баранова Ю. М. Общение подростков в социальных Интернет-сетях как особый вид коммуникации // Науч. пробл. гуманитар. исслед. -
2012. - № 4. - С. 105-110
15. Лимаренко О.Ю. Интернет как компонент микросреды социализации личности подростка : [киберсоциализация] // Детство как антропологический, культурологический, психолого-педагогический феномен : материалы Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием, Самара, 24-25 окт. 2012 г....53