ЛИНГВОКРЕАТЕМЫ В ТВОРЧЕСКИХ РАБОТАХ СОВРЕМЕННЫХ ШКОЛЬНИКОВ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ЛИНГВИСТИКА КРЕАТИВА КАК НАПРАВЛЕНИЕ ЯЗЫКОЗНАНИЯ 10
1.1. Фокус внимания лингвистики креатива. Понятие лингвокреатемы 10
1.2. Языковые техники и технологии лингвистики креатива 15
1.3. Языковая игра как технология лингвистики креатива 22
1.4. Языковая игра на уровне словообразования. Специфика метода корнесловия 33
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 38
ГЛАВА 2. ЛИНГВОКРЕАТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ШКОЛЬНИКОВ 40
2.1. Коммуникативная компетенция школьника и лингвокреативная деятельность 40
2.2. Корнесловие как метод развития коммуникативной компетенции 45
2.3. Лингвокреатемы в творческих работах подростков 50
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 71
ПРИЛОЖЕНИЯ 81
ГЛАВА 1. ЛИНГВИСТИКА КРЕАТИВА КАК НАПРАВЛЕНИЕ ЯЗЫКОЗНАНИЯ 10
1.1. Фокус внимания лингвистики креатива. Понятие лингвокреатемы 10
1.2. Языковые техники и технологии лингвистики креатива 15
1.3. Языковая игра как технология лингвистики креатива 22
1.4. Языковая игра на уровне словообразования. Специфика метода корнесловия 33
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 38
ГЛАВА 2. ЛИНГВОКРЕАТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ШКОЛЬНИКОВ 40
2.1. Коммуникативная компетенция школьника и лингвокреативная деятельность 40
2.2. Корнесловие как метод развития коммуникативной компетенции 45
2.3. Лингвокреатемы в творческих работах подростков 50
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 71
ПРИЛОЖЕНИЯ 81
Настоящая работа выполнена в русле развивающегося направления «лингвистика креатива», которое выделилось из коммуникативной лингвистики.
Актуальность исследования. О творческом характере языка и речи активно стали говорить с развитием антропоцентризма. В последние 15-20 лет часто можно встретить в лингвистических исследованиях формулы «язык как творчество» и «речевая деятельность как творчество». Сегодня «творческие свойства языковой деятельности уже осознаются как неотъемлемая характерная черта коммуникации между людьми» [Фещенко, 2012: 85]. Разные проявления творчества в языке подведены под понятие «креативность», которое в самом конце XX века, в первую очередь, связывали с термином «языковая игра». Этот термин был введен в научный оборот еще Л. фон Витгенштейном [Витгенштейн, 1985], однако понимание философом языка этого термина отличалось от современных толкований, имеющих место в многочисленных работах по языковой игре. Эти исследования дали основание оформлению нового направления в языкознании - «лингвистика креатива».
Первые концептуальные исследования по вопросам, развиваемым в рамках данного направления, появились в 2008 г. Терминологическое же сочетание «лингвистика креатива» впервые зафиксировано в 2009 г. в одноименной направлению работе «Лингвистика креатива». Новому всплеску интереса к творческому проявлению языка способствовали стремительные изменения в экономической, политической, культурной жизни страны, когда на фоне большого информационного потока возникла необходимость выделиться из толпы, быть запоминаемым, доносить информацию как можно быстрее и при этом воздействовать на человека. Исследователями на сегодняшний день описан ряд техник и технологий, при помощи которых создаются креативные языковые единицы.
Кроме того, в связи с научно-техническим прогрессом, в частности появлением новых форм коммуникации и каналов связи, возникла еще одна проблема: в русский язык хлынул поток новых слов, в частности заимствований. Этот поток настолько мощный, что современные филологи (М.А. Кронгауз, Л.П. Крысин, М.Н. Эпштейн и мн. др.) начали бить тревогу. Связано это, по словам М.Н. Эпштейна, с «делексикацией» языка, т. е. убылью лексики (по сравнению с XIX веком). Ученый утверждает, что «язык жив до тех пор, пока его корни продолжают разветвляться и плодоносить в новых словах. Недостаточно пользоваться языком как орудием художественного или научного творчества; необходимо творческое обновление самого языка. <...> Русскому языку нужно расти из своих собственных корней» [Эпштейн. URL: https://goo.gl/X4eLPX]. Формулируя данную проблему, М.Н. Эпштейн предлагает в качестве одного из способов обогащения языка создание слов из русских корней путем корнесловия. Корнесловие мы рассматриваем в исследовании как один из приемов лингвистики креатива.
Исследованию креативных проявлений языковой личности посвящено множество работ, однако большинство научных изысканий направлено на изучение речи детей дошкольного возраста, в то время как изучению лингвокреативных способностей школьников, уделяется недостаточно внимания. Существует точка зрения, что наиболее активно лингвокреативные способности, особенно словотворчество, проявляется именно в детской речи. Это связано с тем, что «в сфере детской речи язык проявляет себя «свободно», не будучи «скованным» нормативными ограничениями» [Гридина, 2012: 5]. По мнению Т.А. Гридиной, «парадоксы детской речи кардинально отличают ее от речи взрослых» [Там же], т. е. дети, становясь старше, все реже и реже используют в речи новообразования, а именно такие единицы являются одним из средств привлечения внимания к речи. На наш взгляд, подобные факты детской речи, скорее, отражают процесс «творения» слов, а не акт языкотворчества. Творчество, как представляется, связано с процессом осознанного создания креативных единиц, высказываний или текстов. Дети же в процессе коммуникации устанавливают неожиданные для взрослого человека связи, потому что так чувствуют язык. Такие проявления важны для понимания механизмов мышления, для осмысления процесса изучения языка ребенком. К лингвистике креатива факты детской речи (здесь мы говорим о речи детей дошкольного возраста), скорее всего, имеют отношение лишь в связи с анализом потенций языка. А вот изучение придуманных и использованных в речи слов и конструкций школьниками, в частности подростками - детьми уже изучившими основы грамматики и намеренно идущими на создание фактов языкотворчества, на наш взгляд, позволяет ответить на ряд частных проблемных вопросов лингвистики креатива. Среди таких вопросов выделим следующие: функции лингвокреативных фактов в речи подростков, способы создания творческих единиц школьниками, степень сформированное™ языкотворческой деятельности у школьников разного возраста, пути развития этого вида деятельности у учащихся школ, а также критерии креативности языкового мышления. В свете сказанного выше считаем тему представляемого исследования актуальной.
Объектом исследования выступают лингвокреативные техники.
Предмет работы - лингвокреатемы в творческих работах современных школьников.
Цель - исследовать сформированное™ лингвокреативных навыков в речевой деятельности школьников.
Достижению заданной цели служат следующие задачи:
1) познакомиться с основными задачами лингвистики креатива;
2) изучить основные техники лингвистики креатива;
3) рассмотреть корнесловие как метод развития коммуникативной компетенции школьника;
4) провести экспериментальное исследование, направленное на выявление сформированное™ навыка создавать новые слова современными школьниками;
5) исследовать творческие работы подростков на сайте wattpad.com на предмет использования наиболее частотных лингвокреативных технологий.
Материалом исследования явились лингвокреатемы (т. е. результат вербальной (языковой/речевой) креативности), содержащиеся в творческих работах подростков, размещенных на сайте wattpad.com (всего выявлено 140 единиц), а также новообразования (всего - 309 единиц), созданные школьниками в ходе экспериментальной работы.
Методологической базой исследования выступили работы таких отечественных лингвистов, как Т.А. Гридина, Е.А. Земская,
А.П. Сковородников, С.Н. Цейтлин, В.З. Санников и др. исследователей, чьи труды связаны с вопросами функционирования креатива в разных типах дискурса и видах речевой деятельности, анализом творческого потенциала языковой личности.
Исследование вписывается в современную научную парадигму - антропоцентрическую. Как отмечал Ю.С. Степанов, язык человека и наука о нем являются творчески переживаемыми и творчески развиваемыми [Степанов, 2008]. Одним из основополагающих источников такого взгляда на язык явились достижения когнитивной лингвистики, исследующей связь процессов, происходящих в языке и мышлении, с порождением новых знаний об окружающем нас мире. Лингвокреативная деятельность непосредственно связана с понятиями «языковая личность», «деятельностный принцип». Важной задачей явился анализ познавательной и коммуникативной деятельности человека. В тексте диссертации прослеживаются функциональный принцип (исследование идет в направлении от изучения речи к формальным показателям и конкретным языковым средствам), принцип экспланаторности (так как мы не только описываем тот или иной факт языка, но и стараемся найти ему объяснение) и статико-комбинаторный, а также принцип семантикоцентризма (в данном исследовании мы обращаем внимание не только на форму, с помощью которой выражено творчество в языке, но и на то, какое значение и какие коннотации содержат лингвокреатемы).
На этапе сбора языкового материала (здесь речь идет о лингвокреатемах, почерпнутых из творческих работ подростков на сайте www.wattpad.com) мы пользовались методом сплошной выборки. Обработка материала, полученного методом лингвистического эксперимента, а также характеристика фактов речетворчества подростков, выделенных из их текстов, осуществлялось описательно-аналитическим методом.
Лингвистический эксперимент позволил выявить особенности осознания лексической семантики языковой единицы и способы создания школьниками новых единиц.
Теоретическая значимость
Результаты проведенного исследования способствуют развитию теоретических положений лингвистики креатива, развиваемой в рамках коммуникативной лингвистики. В магистерской диссертации
(1) рассмотрены разные техники лингвистики креатива, (2) посредством анализа творческих текстов подростков выявлены наиболее частотные способы лингвокреативных решений учащихся, (3) демонстрируется
возможность использования метода корнесловия в развитии коммуникативных компетенций школьников.
Практическое применение
Апробированная на практике методика создания новых слов посредством метода корнесловия может быть использована при составлении текстов творческого характера (PR-тексты). Результаты исследования могут послужить основой для развития творческих способностей учащихся при обучении русскому языку в школе, что будет содействовать более осознанному пониманию нормы языка детьми.
Апробация исследования
Основные практические результаты были представлены на трех международных конференциях:
Международная научная студенческая конференция МНСК-2016 (г. Новосибирск, апрель 2016 г.);
Международная научная студенческая конференция «Молодежь и наука: проспект Свободный 2016» (г. Красноярск, апрель 2016 г.);
Международная научно-практическая конференция молодых исследователей «Язык, дискурс, (интер)культура в коммуникативном пространстве человека» (г. Красноярск, апрель 2017 г.).
По итогам конференций опубликовано 2 статьи по теме исследования:
Шароглазова Т.А. Корнесловие как метод развития коммуникативной компетенции школьника // Материалы 54-й Международной научной студенческой конференции МНСК-2016: Языкознание/ Новосиб. гос. ун-т. Новосибирск , 2016. С. 35-36.
Шароглазова Т.А. Развитие коммуникативной компетенции школьника посредством лингвокреативной деятельности // Проспект Свободный-2016: материалы научной конференции, посвященной Г оду образования в Содружестве Независимых Государств (15-25 апреля) [Электронный ресурс] / отв.ред. А.Н. Тамаровская. Красноярск: Сиб. федер. ун-т, 2016. С. 38-41.
Статья по теме «Лингвокреатемы в творческих работах подростков» находится в печати.
Структура исследования
Настоящая работа состоит из введения, двух глав и заключения.
Первая глава «Лингвистика креатива как направление языкознания» посвящена анализу научной литературы, касающейся теоретических вопросов лингвистики креатива, а также описанию таких лингвокреативных технологий, как языковая игра, графо-орфографические игры и авторский маскарад. Фокус внимания данного исследования в большей степени сосредоточен на корнесловии как одном из приемов лингвокреативной деятельности.
Вторая глава «Развитие коммуникативной компетенции школьника посредством лингвокреативной деятельности» состоит из трех параграфов. В первом параграфе «Коммуникативная компетенция школьника и лингвокреативная деятельность» обосновывается значимость развития лингвокреативной деятельности в школе, в частности словотворчества. Во втором параграфе «Корнесловие как метод развития коммуникативной компетенции» рассматривается один из методов создания новообразований - корнесловие, представлен и описан материал, созданный школьниками в ходе лингвистического эксперимента посредством данного метода. Третий параграф «Лингвокреатемы в творческих работах подростков» содержит анализ языкового материала, собранного в ходе работы с творческими сочинениями подростков на сайте www.wattpad.com, описаны лингвокреатемы, созданные при помощи разных техник и технологий лингвистики креатива.
В заключении представлены выводы и результаты проведенного исследования.
Список литературы содержит 95 источников научного и научно-методического характера.
В работе имеются 2 приложения. В первом приложении представлен список лингвокреатем, выявленных в творческих работах. Во втором приложении размещены созданные детьми новообразования в ходе лингвистического эксперимента.
Актуальность исследования. О творческом характере языка и речи активно стали говорить с развитием антропоцентризма. В последние 15-20 лет часто можно встретить в лингвистических исследованиях формулы «язык как творчество» и «речевая деятельность как творчество». Сегодня «творческие свойства языковой деятельности уже осознаются как неотъемлемая характерная черта коммуникации между людьми» [Фещенко, 2012: 85]. Разные проявления творчества в языке подведены под понятие «креативность», которое в самом конце XX века, в первую очередь, связывали с термином «языковая игра». Этот термин был введен в научный оборот еще Л. фон Витгенштейном [Витгенштейн, 1985], однако понимание философом языка этого термина отличалось от современных толкований, имеющих место в многочисленных работах по языковой игре. Эти исследования дали основание оформлению нового направления в языкознании - «лингвистика креатива».
Первые концептуальные исследования по вопросам, развиваемым в рамках данного направления, появились в 2008 г. Терминологическое же сочетание «лингвистика креатива» впервые зафиксировано в 2009 г. в одноименной направлению работе «Лингвистика креатива». Новому всплеску интереса к творческому проявлению языка способствовали стремительные изменения в экономической, политической, культурной жизни страны, когда на фоне большого информационного потока возникла необходимость выделиться из толпы, быть запоминаемым, доносить информацию как можно быстрее и при этом воздействовать на человека. Исследователями на сегодняшний день описан ряд техник и технологий, при помощи которых создаются креативные языковые единицы.
Кроме того, в связи с научно-техническим прогрессом, в частности появлением новых форм коммуникации и каналов связи, возникла еще одна проблема: в русский язык хлынул поток новых слов, в частности заимствований. Этот поток настолько мощный, что современные филологи (М.А. Кронгауз, Л.П. Крысин, М.Н. Эпштейн и мн. др.) начали бить тревогу. Связано это, по словам М.Н. Эпштейна, с «делексикацией» языка, т. е. убылью лексики (по сравнению с XIX веком). Ученый утверждает, что «язык жив до тех пор, пока его корни продолжают разветвляться и плодоносить в новых словах. Недостаточно пользоваться языком как орудием художественного или научного творчества; необходимо творческое обновление самого языка. <...> Русскому языку нужно расти из своих собственных корней» [Эпштейн. URL: https://goo.gl/X4eLPX]. Формулируя данную проблему, М.Н. Эпштейн предлагает в качестве одного из способов обогащения языка создание слов из русских корней путем корнесловия. Корнесловие мы рассматриваем в исследовании как один из приемов лингвистики креатива.
Исследованию креативных проявлений языковой личности посвящено множество работ, однако большинство научных изысканий направлено на изучение речи детей дошкольного возраста, в то время как изучению лингвокреативных способностей школьников, уделяется недостаточно внимания. Существует точка зрения, что наиболее активно лингвокреативные способности, особенно словотворчество, проявляется именно в детской речи. Это связано с тем, что «в сфере детской речи язык проявляет себя «свободно», не будучи «скованным» нормативными ограничениями» [Гридина, 2012: 5]. По мнению Т.А. Гридиной, «парадоксы детской речи кардинально отличают ее от речи взрослых» [Там же], т. е. дети, становясь старше, все реже и реже используют в речи новообразования, а именно такие единицы являются одним из средств привлечения внимания к речи. На наш взгляд, подобные факты детской речи, скорее, отражают процесс «творения» слов, а не акт языкотворчества. Творчество, как представляется, связано с процессом осознанного создания креативных единиц, высказываний или текстов. Дети же в процессе коммуникации устанавливают неожиданные для взрослого человека связи, потому что так чувствуют язык. Такие проявления важны для понимания механизмов мышления, для осмысления процесса изучения языка ребенком. К лингвистике креатива факты детской речи (здесь мы говорим о речи детей дошкольного возраста), скорее всего, имеют отношение лишь в связи с анализом потенций языка. А вот изучение придуманных и использованных в речи слов и конструкций школьниками, в частности подростками - детьми уже изучившими основы грамматики и намеренно идущими на создание фактов языкотворчества, на наш взгляд, позволяет ответить на ряд частных проблемных вопросов лингвистики креатива. Среди таких вопросов выделим следующие: функции лингвокреативных фактов в речи подростков, способы создания творческих единиц школьниками, степень сформированное™ языкотворческой деятельности у школьников разного возраста, пути развития этого вида деятельности у учащихся школ, а также критерии креативности языкового мышления. В свете сказанного выше считаем тему представляемого исследования актуальной.
Объектом исследования выступают лингвокреативные техники.
Предмет работы - лингвокреатемы в творческих работах современных школьников.
Цель - исследовать сформированное™ лингвокреативных навыков в речевой деятельности школьников.
Достижению заданной цели служат следующие задачи:
1) познакомиться с основными задачами лингвистики креатива;
2) изучить основные техники лингвистики креатива;
3) рассмотреть корнесловие как метод развития коммуникативной компетенции школьника;
4) провести экспериментальное исследование, направленное на выявление сформированное™ навыка создавать новые слова современными школьниками;
5) исследовать творческие работы подростков на сайте wattpad.com на предмет использования наиболее частотных лингвокреативных технологий.
Материалом исследования явились лингвокреатемы (т. е. результат вербальной (языковой/речевой) креативности), содержащиеся в творческих работах подростков, размещенных на сайте wattpad.com (всего выявлено 140 единиц), а также новообразования (всего - 309 единиц), созданные школьниками в ходе экспериментальной работы.
Методологической базой исследования выступили работы таких отечественных лингвистов, как Т.А. Гридина, Е.А. Земская,
А.П. Сковородников, С.Н. Цейтлин, В.З. Санников и др. исследователей, чьи труды связаны с вопросами функционирования креатива в разных типах дискурса и видах речевой деятельности, анализом творческого потенциала языковой личности.
Исследование вписывается в современную научную парадигму - антропоцентрическую. Как отмечал Ю.С. Степанов, язык человека и наука о нем являются творчески переживаемыми и творчески развиваемыми [Степанов, 2008]. Одним из основополагающих источников такого взгляда на язык явились достижения когнитивной лингвистики, исследующей связь процессов, происходящих в языке и мышлении, с порождением новых знаний об окружающем нас мире. Лингвокреативная деятельность непосредственно связана с понятиями «языковая личность», «деятельностный принцип». Важной задачей явился анализ познавательной и коммуникативной деятельности человека. В тексте диссертации прослеживаются функциональный принцип (исследование идет в направлении от изучения речи к формальным показателям и конкретным языковым средствам), принцип экспланаторности (так как мы не только описываем тот или иной факт языка, но и стараемся найти ему объяснение) и статико-комбинаторный, а также принцип семантикоцентризма (в данном исследовании мы обращаем внимание не только на форму, с помощью которой выражено творчество в языке, но и на то, какое значение и какие коннотации содержат лингвокреатемы).
На этапе сбора языкового материала (здесь речь идет о лингвокреатемах, почерпнутых из творческих работ подростков на сайте www.wattpad.com) мы пользовались методом сплошной выборки. Обработка материала, полученного методом лингвистического эксперимента, а также характеристика фактов речетворчества подростков, выделенных из их текстов, осуществлялось описательно-аналитическим методом.
Лингвистический эксперимент позволил выявить особенности осознания лексической семантики языковой единицы и способы создания школьниками новых единиц.
Теоретическая значимость
Результаты проведенного исследования способствуют развитию теоретических положений лингвистики креатива, развиваемой в рамках коммуникативной лингвистики. В магистерской диссертации
(1) рассмотрены разные техники лингвистики креатива, (2) посредством анализа творческих текстов подростков выявлены наиболее частотные способы лингвокреативных решений учащихся, (3) демонстрируется
возможность использования метода корнесловия в развитии коммуникативных компетенций школьников.
Практическое применение
Апробированная на практике методика создания новых слов посредством метода корнесловия может быть использована при составлении текстов творческого характера (PR-тексты). Результаты исследования могут послужить основой для развития творческих способностей учащихся при обучении русскому языку в школе, что будет содействовать более осознанному пониманию нормы языка детьми.
Апробация исследования
Основные практические результаты были представлены на трех международных конференциях:
Международная научная студенческая конференция МНСК-2016 (г. Новосибирск, апрель 2016 г.);
Международная научная студенческая конференция «Молодежь и наука: проспект Свободный 2016» (г. Красноярск, апрель 2016 г.);
Международная научно-практическая конференция молодых исследователей «Язык, дискурс, (интер)культура в коммуникативном пространстве человека» (г. Красноярск, апрель 2017 г.).
По итогам конференций опубликовано 2 статьи по теме исследования:
Шароглазова Т.А. Корнесловие как метод развития коммуникативной компетенции школьника // Материалы 54-й Международной научной студенческой конференции МНСК-2016: Языкознание/ Новосиб. гос. ун-т. Новосибирск , 2016. С. 35-36.
Шароглазова Т.А. Развитие коммуникативной компетенции школьника посредством лингвокреативной деятельности // Проспект Свободный-2016: материалы научной конференции, посвященной Г оду образования в Содружестве Независимых Государств (15-25 апреля) [Электронный ресурс] / отв.ред. А.Н. Тамаровская. Красноярск: Сиб. федер. ун-т, 2016. С. 38-41.
Статья по теме «Лингвокреатемы в творческих работах подростков» находится в печати.
Структура исследования
Настоящая работа состоит из введения, двух глав и заключения.
Первая глава «Лингвистика креатива как направление языкознания» посвящена анализу научной литературы, касающейся теоретических вопросов лингвистики креатива, а также описанию таких лингвокреативных технологий, как языковая игра, графо-орфографические игры и авторский маскарад. Фокус внимания данного исследования в большей степени сосредоточен на корнесловии как одном из приемов лингвокреативной деятельности.
Вторая глава «Развитие коммуникативной компетенции школьника посредством лингвокреативной деятельности» состоит из трех параграфов. В первом параграфе «Коммуникативная компетенция школьника и лингвокреативная деятельность» обосновывается значимость развития лингвокреативной деятельности в школе, в частности словотворчества. Во втором параграфе «Корнесловие как метод развития коммуникативной компетенции» рассматривается один из методов создания новообразований - корнесловие, представлен и описан материал, созданный школьниками в ходе лингвистического эксперимента посредством данного метода. Третий параграф «Лингвокреатемы в творческих работах подростков» содержит анализ языкового материала, собранного в ходе работы с творческими сочинениями подростков на сайте www.wattpad.com, описаны лингвокреатемы, созданные при помощи разных техник и технологий лингвистики креатива.
В заключении представлены выводы и результаты проведенного исследования.
Список литературы содержит 95 источников научного и научно-методического характера.
В работе имеются 2 приложения. В первом приложении представлен список лингвокреатем, выявленных в творческих работах. Во втором приложении размещены созданные детьми новообразования в ходе лингвистического эксперимента.
Целью магистерской диссертацией было исследовать сформированность лингвокреативных навыков в речевой деятельности школьников.
На основании вышеизложенного исследования можно сделать следующие выводы:
В лингвистике креатива исследованию речи школьников, особенно подростков, уделено недостаточно внимания, в то время как данный возраст - это переходный этап между детством и взрослой жизнью, и, по- нашему мнению, является благоприятным периодом для развития креативности, так как одним из признаков данного возраста называют стремление выделиться из толпы. Дети в данном возрасте обладают высоким потенциалом к творческому использованию языка в связи с тем, что они не боятся сделать ошибку и легко экспериментируют с формой и содержанием языковых единиц. Об этом свидетельствует характер лингвокреатем, созданных учащимися в ходе проведенной нами
экспериментальной работы, а также творческих единиц, выделенных в творческих работах школьников.
Описанный лингвистический эксперимент демонстрирует возможности корнесловия как метода создания новых слов для развития лингвокретивности. Большое количество лексем, созданных этим методом, говорит о том, что, с одной стороны, учащиеся готовы творить новые слова, с другой стороны, полученные новообразования не вполне отвечают критериям креативности. В основном они не соответствуют таким важным критериям, как функциональная ценность, взаимосоответствие формы и содержания, эстетическая значимость. Образованные лексемы характеризуются семантической опустошенностью и часто труднопроизносимой формой. Необходимо отметить, что качество лингвокреатем зависит от возраста учащихся.
Что касается удачных примеров лингвокреативности, то созданные новообразования характеризуются сложением основ, присоединением суффиксов и префиксов к основе.
Метод корнесловия отвечает требованиям современного образования, так как позволяет учащимся усваивать не готовый материал, а самим создавать и анализировать собственные лингвокреатемы. Он также легко вписывается в компетентностный подход благодаря тому, что позволяет усвоить знания на словообразовательном уровне, при этом делая акцент на смыслообразование, а также применять языковые инновации в контексте, например, творческих работах (языковой и речевой уровни). Данный метод помогает подстроиться под ситуацию общения и при необходимости стать более заметным для окружающих (дискурсивный уровень). Новообразования созданный методом корнесловия отражают культурные аспекты, внутренние психологические настроения и современную ситуацию (культуроведческий уровень). И, наконец, в зависимости от цели и ситуации общения развивает способность осознанно создавать, произносить и анализировать речевые новации (риторический уровень).
Среди выявленных в текстах работ лингвокреатемам свойственно доведение известного риторического приема до крайности. Наиболее активными способами создания лингвокреатем являются оксюморон, гипербола, ролевые маски, капитализация, использование паралогических приемов.
Помимо языковых данных, лингвокреатемы позволяют выделить наиболее характерные признаки данного возраста и объяснить поведение подростков, помогают увидеть отношение к конкретной проблеме или ситуации, понять интересы детей.
Многие лингвокреатемы в творческих работах являются удачными, так как легко отгадываются намерения автора в применении того или иного приема. Однако языкотворческие способности относительно новообразований нуждаются в практике, в оттачивании способов их создания, что видится в осмыслении, толковании и описании новообразований.
Мы видим перспективу дальнейших исследований в изучении других техник и технологий языкового креатива в плане развития творческого потенциала у школьников. Также перспективным может быть дальнейшее внедрение методик развития вербальной креативности в образовательный процесс, что может решить проблему развития языковой личности.
На основании вышеизложенного исследования можно сделать следующие выводы:
В лингвистике креатива исследованию речи школьников, особенно подростков, уделено недостаточно внимания, в то время как данный возраст - это переходный этап между детством и взрослой жизнью, и, по- нашему мнению, является благоприятным периодом для развития креативности, так как одним из признаков данного возраста называют стремление выделиться из толпы. Дети в данном возрасте обладают высоким потенциалом к творческому использованию языка в связи с тем, что они не боятся сделать ошибку и легко экспериментируют с формой и содержанием языковых единиц. Об этом свидетельствует характер лингвокреатем, созданных учащимися в ходе проведенной нами
экспериментальной работы, а также творческих единиц, выделенных в творческих работах школьников.
Описанный лингвистический эксперимент демонстрирует возможности корнесловия как метода создания новых слов для развития лингвокретивности. Большое количество лексем, созданных этим методом, говорит о том, что, с одной стороны, учащиеся готовы творить новые слова, с другой стороны, полученные новообразования не вполне отвечают критериям креативности. В основном они не соответствуют таким важным критериям, как функциональная ценность, взаимосоответствие формы и содержания, эстетическая значимость. Образованные лексемы характеризуются семантической опустошенностью и часто труднопроизносимой формой. Необходимо отметить, что качество лингвокреатем зависит от возраста учащихся.
Что касается удачных примеров лингвокреативности, то созданные новообразования характеризуются сложением основ, присоединением суффиксов и префиксов к основе.
Метод корнесловия отвечает требованиям современного образования, так как позволяет учащимся усваивать не готовый материал, а самим создавать и анализировать собственные лингвокреатемы. Он также легко вписывается в компетентностный подход благодаря тому, что позволяет усвоить знания на словообразовательном уровне, при этом делая акцент на смыслообразование, а также применять языковые инновации в контексте, например, творческих работах (языковой и речевой уровни). Данный метод помогает подстроиться под ситуацию общения и при необходимости стать более заметным для окружающих (дискурсивный уровень). Новообразования созданный методом корнесловия отражают культурные аспекты, внутренние психологические настроения и современную ситуацию (культуроведческий уровень). И, наконец, в зависимости от цели и ситуации общения развивает способность осознанно создавать, произносить и анализировать речевые новации (риторический уровень).
Среди выявленных в текстах работ лингвокреатемам свойственно доведение известного риторического приема до крайности. Наиболее активными способами создания лингвокреатем являются оксюморон, гипербола, ролевые маски, капитализация, использование паралогических приемов.
Помимо языковых данных, лингвокреатемы позволяют выделить наиболее характерные признаки данного возраста и объяснить поведение подростков, помогают увидеть отношение к конкретной проблеме или ситуации, понять интересы детей.
Многие лингвокреатемы в творческих работах являются удачными, так как легко отгадываются намерения автора в применении того или иного приема. Однако языкотворческие способности относительно новообразований нуждаются в практике, в оттачивании способов их создания, что видится в осмыслении, толковании и описании новообразований.
Мы видим перспективу дальнейших исследований в изучении других техник и технологий языкового креатива в плане развития творческого потенциала у школьников. Также перспективным может быть дальнейшее внедрение методик развития вербальной креативности в образовательный процесс, что может решить проблему развития языковой личности.



