ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ЛИНГВИСТИКА КРЕАТИВА КАК НАПРАВЛЕНИЕ ЯЗЫКОЗНАНИЯ 10
1.1. Фокус внимания лингвистики креатива. Понятие лингвокреатемы 10
1.2. Языковые техники и технологии лингвистики креатива 15
1.3. Языковая игра как технология лингвистики креатива 22
1.4. Языковая игра на уровне словообразования. Специфика метода корнесловия 33
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 38
ГЛАВА 2. ЛИНГВОКРЕАТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ШКОЛЬНИКОВ 40
2.1. Коммуникативная компетенция школьника и лингвокреативная деятельность 40
2.2. Корнесловие как метод развития коммуникативной компетенции 45
2.3. Лингвокреатемы в творческих работах подростков 50
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 71
ПРИЛОЖЕНИЯ 81
Настоящая работа выполнена в русле развивающегося направления «лингвистика креатива», которое выделилось из коммуникативной лингвистики.
Актуальность исследования. О творческом характере языка и речи активно стали говорить с развитием антропоцентризма. В последние 15-20 лет часто можно встретить в лингвистических исследованиях формулы «язык как творчество» и «речевая деятельность как творчество». Сегодня «творческие свойства языковой деятельности уже осознаются как неотъемлемая характерная черта коммуникации между людьми» [Фещенко, 2012: 85]. Разные проявления творчества в языке подведены под понятие «креативность», которое в самом конце XX века, в первую очередь, связывали с термином «языковая игра». Этот термин был введен в научный оборот еще Л. фон Витгенштейном [Витгенштейн, 1985], однако понимание философом языка этого термина отличалось от современных толкований, имеющих место в многочисленных работах по языковой игре. Эти исследования дали основание оформлению нового направления в языкознании - «лингвистика креатива».
Первые концептуальные исследования по вопросам, развиваемым в рамках данного направления, появились в 2008 г. Терминологическое же сочетание «лингвистика креатива» впервые зафиксировано в 2009 г. в одноименной направлению работе «Лингвистика креатива». Новому всплеску интереса к творческому проявлению языка способствовали стремительные изменения в экономической, политической, культурной жизни страны, когда на фоне большого информационного потока возникла необходимость выделиться из толпы, быть запоминаемым, доносить информацию как можно быстрее и при этом воздействовать на человека. Исследователями на сегодняшний день описан ряд техник и технологий, при помощи которых создаются креативные языковые единицы.
Кроме того, в связи с научно-техническим прогрессом, в частности появлением новых форм коммуникации и каналов связи, возникла еще одна проблема: в русский язык хлынул поток новых слов, в частности заимствований. Этот поток настолько мощный, что современные филологи (М.А. Кронгауз, Л.П. Крысин, М.Н. Эпштейн и мн. др.) начали бить тревогу. Связано это, по словам М.Н. Эпштейна, с «делексикацией» языка, т. е. убылью лексики (по сравнению с XIX веком). Ученый утверждает, что «язык жив до тех пор, пока его корни продолжают разветвляться и плодоносить в новых словах. Недостаточно пользоваться языком как орудием художественного или научного творчества; необходимо творческое обновление самого языка. <...> Русскому языку нужно расти из своих собственных корней» [Эпштейн. URL: https://goo.gl/X4eLPX]. Формулируя данную проблему, М.Н. Эпштейн предлагает в качестве одного из способов обогащения языка создание слов из русских корней путем корнесловия. Корнесловие мы рассматриваем в исследовании как один из приемов лингвистики креатива.
Исследованию креативных проявлений языковой личности посвящено множество работ, однако большинство научных изысканий направлено на изучение речи детей дошкольного возраста, в то время как изучению лингвокреативных способностей школьников, уделяется недостаточно внимания. Существует точка зрения, что наиболее активно лингвокреативные способности, особенно словотворчество, проявляется именно в детской речи. Это связано с тем, что «в сфере детской речи язык проявляет себя «свободно», не будучи «скованным» нормативными ограничениями» [Гридина, 2012: 5]. По мнению Т.А. Гридиной, «парадоксы детской речи кардинально отличают ее от речи взрослых» [Там же], т. е. дети, становясь старше, все реже и реже используют в речи новообразования, а именно такие единицы являются одним из средств привлечения внимания к речи. На наш взгляд, подобные факты детской речи, скорее, отражают процесс «творения» слов, а не акт языкотворчества. Творчество, как представляется, связано с процессом осознанного создания креативных единиц, высказываний или текстов. Дети же в процессе коммуникации устанавливают неожиданные для взрослого человека связи, потому что так чувствуют язык. Такие проявления важны для понимания механизмов мышления, для осмысления процесса изучения языка ребенком. К лингвистике креатива факты детской речи (здесь мы говорим о речи детей дошкольного возраста), скорее всего, имеют отношение лишь в связи с анализом потенций языка. А вот изучение придуманных и использованных в речи слов и конструкций школьниками, в частности подростками - детьми уже изучившими основы грамматики и намеренно идущими на создание фактов языкотворчества, на наш взгляд, позволяет ответить на ряд частных проблемных вопросов лингвистики креатива. Среди таких вопросов выделим следующие: функции лингвокреативных фактов в речи подростков, способы создания творческих единиц школьниками, степень сформированное™ языкотворческой деятельности у школьников разного возраста, пути развития этого вида деятельности у учащихся школ, а также критерии креативности языкового мышления. В свете сказанного выше считаем тему представляемого исследования актуальной.
Объектом исследования выступают лингвокреативные техники.
Предмет работы - лингвокреатемы в творческих работах современных школьников.
Цель - исследовать сформированное™ лингвокреативных навыков в речевой деятельности школьников.
Достижению заданной цели служат следующие задачи:
1) познакомиться с основными задачами лингвистики креатива;
2) изучить основные техники лингвистики креатива;
3) рассмотреть корнесловие как метод развития коммуникативной компетенции школьника;
4) провести экспериментальное исследование, направленное на выявление сформированное™ навыка создавать новые слова современными школьниками;
5) исследовать творческие работы подростков на сайте wattpad.com на предмет использования наиболее частотных лингвокреативных технологий.
Материалом исследования явились лингвокреатемы (т. е. результат вербальной (языковой/речевой) креативности), содержащиеся в творческих работах подростков, размещенных на сайте wattpad.com (всего выявлено 140 единиц), а также новообразования (всего - 309 единиц), созданные школьниками в ходе экспериментальной работы.
Методологической базой исследования выступили работы таких отечественных лингвистов, как Т.А. Гридина, Е.А. Земская,
А.П. Сковородников, С.Н. Цейтлин, В.З. Санников и др. исследователей, чьи труды связаны с вопросами функционирования креатива в разных типах дискурса и видах речевой деятельности, анализом творческого потенциала языковой личности.
Исследование вписывается в современную научную парадигму - антропоцентрическую. Как отмечал Ю.С. Степанов, язык человека и наука о нем являются творчески переживаемыми и творчески развиваемыми [Степанов, 2008]. Одним из основополагающих источников такого взгляда на язык явились достижения когнитивной лингвистики, исследующей связь процессов, происходящих в языке и мышлении, с порождением новых знаний об окружающем нас мире. Лингвокреативная деятельность непосредственно связана с понятиями «языковая личность», «деятельностный принцип». Важной задачей явился анализ познавательной и коммуникативной деятельности человека. В тексте диссертации прослеживаются функциональный принцип (исследование идет в направлении от изучения речи к формальным показателям и конкретным языковым средствам), принцип экспланаторности (так как мы не только описываем тот или иной факт языка, но и стараемся найти ему объяснение) и статико-комбинаторный, а также принцип семантикоцентризма (в данном исследовании мы обращаем внимание не только на форму, с помощью которой выражено творчество в языке, но и на то, какое значение и какие коннотации содержат лингвокреатемы).
На этапе сбора языкового материала (здесь речь идет о лингвокреатемах, почерпнутых из творческих работ подростков на сайте www.wattpad.com) мы пользовались методом сплошной выборки. Обработка материала, полученного методом лингвистического эксперимента, а также характеристика фактов речетворчества подростков, выделенных из их текстов, осуществлялось описательно-аналитическим методом.
Лингвистический эксперимент позволил выявить особенности осознания лексической семантики языковой единицы и способы создания школьниками новых единиц.
Теоретическая значимость
Результаты проведенного исследования способствуют развитию теоретических положений лингвистики креатива, развиваемой в рамках коммуникативной лингвистики. В магистерской диссертации
(1) рассмотрены разные техники лингвистики креатива, (2) посредством анализа творческих текстов подростков выявлены наиболее частотные способы лингвокреативных решений учащихся, (3) демонстрируется
возможность использования метода корнесловия в развитии коммуникативных компетенций школьников.
Практическое применение
Апробированная на практике методика создания новых слов посредством метода корнесловия может быть использована при составлении текстов творческого характера (PR-тексты). Результаты исследования могут послужить основой для развития творческих способностей учащихся при обучении русскому языку в школе, что будет содействовать более осознанному пониманию нормы языка детьми.
Апробация исследования
Основные практические результаты были представлены на трех международных конференциях:
Международная научная студенческая конференция МНСК-2016 (г. Новосибирск, апрель 2016 г.);
Международная научная студенческая конференция «Молодежь и наука: проспект Свободный 2016» (г. Красноярск, апрель 2016 г.);
Международная научно-практическая конференция молодых исследователей «Язык, дискурс, (интер)культура в коммуникативном пространстве человека» (г. Красноярск, апрель 2017 г.).
По итогам конференций опубликовано 2 статьи по теме исследования:
Шароглазова Т.А. Корнесловие как метод развития коммуникативной компетенции школьника // Материалы 54-й Международной научной студенческой конференции МНСК-2016: Языкознание/ Новосиб. гос. ун-т. Новосибирск , 2016. С. 35-36.
Шароглазова Т.А. Развитие коммуникативной компетенции школьника посредством лингвокреативной деятельности // Проспект Свободный-2016: материалы научной конференции, посвященной Г оду образования в Содружестве Независимых Государств (15-25 апреля) [Электронный ресурс] / отв.ред. А.Н. Тамаровская. Красноярск: Сиб. федер. ун-т, 2016. С. 38-41. Статья по теме «Лингвокреатемы в творческих работах подростков» находится в печати.
Структура исследования
Настоящая работа состоит из введения, двух глав и заключения.
Первая глава «Лингвистика креатива как направление языкознания» посвящена анализу научной литературы, касающейся теоретических вопросов лингвистики креатива, а также описанию таких лингвокреативных технологий, как языковая игра, графо-орфографические игры и авторский маскарад. Фокус внимания данного исследования в большей степени сосредоточен на корнесловии как одном из приемов лингвокреативной деятельности.
Вторая глава «Развитие коммуникативной компетенции школьника посредством лингвокреативной деятельности» состоит из трех параграфов. В первом параграфе «Коммуникативная компетенция школьника и лингвокреативная деятельность» обосновывается значимость развития лингвокреативной деятельности в школе, в частности словотворчества. Во втором параграфе «Корнесловие как метод развития коммуникативной компетенции» рассматривается один из методов создания новообразований - корнесловие, представлен и описан материал, созданный школьниками в ходе лингвистического эксперимента посредством данного метода. Третий параграф «Лингвокреатемы в творческих работах подростков» содержит анализ языкового материала, собранного в ходе работы с творческими сочинениями подростков на сайте www.wattpad.com, описаны лингвокреатемы, созданные при помощи разных техник и технологий лингвистики креатива.
В заключении представлены выводы и результаты проведенного исследования.
Список литературы содержит 95 источников научного и научно-методического характера.
В работе имеются 2 приложения. В первом приложении представлен список лингвокреатем, выявленных в творческих работах. Во втором приложении размещены созданные детьми новообразования в ходе лингвистического эксперимента.
Целью магистерской диссертацией было исследовать сформированность лингвокреативных навыков в речевой деятельности школьников.
На основании вышеизложенного исследования можно сделать следующие выводы:
В лингвистике креатива исследованию речи школьников, особенно подростков, уделено недостаточно внимания, в то время как данный возраст - это переходный этап между детством и взрослой жизнью, и, по- нашему мнению, является благоприятным периодом для развития креативности, так как одним из признаков данного возраста называют стремление выделиться из толпы. Дети в данном возрасте обладают высоким потенциалом к творческому использованию языка в связи с тем, что они не боятся сделать ошибку и легко экспериментируют с формой и содержанием языковых единиц. Об этом свидетельствует характер лингвокреатем, созданных учащимися в ходе проведенной нами
экспериментальной работы, а также творческих единиц, выделенных в творческих работах школьников.
Описанный лингвистический эксперимент демонстрирует возможности корнесловия как метода создания новых слов для развития лингвокретивности. Большое количество лексем, созданных этим методом, говорит о том, что, с одной стороны, учащиеся готовы творить новые слова, с другой стороны, полученные новообразования не вполне отвечают критериям креативности. В основном они не соответствуют таким важным критериям, как функциональная ценность, взаимосоответствие формы и содержания, эстетическая значимость. Образованные лексемы характеризуются семантической опустошенностью и часто труднопроизносимой формой. Необходимо отметить, что качество лингвокреатем зависит от возраста учащихся.
Что касается удачных примеров лингвокреативности, то созданные новообразования характеризуются сложением основ, присоединением суффиксов и префиксов к основе.
Метод корнесловия отвечает требованиям современного образования, так как позволяет учащимся усваивать не готовый материал, а самим создавать и анализировать собственные лингвокреатемы. Он также легко вписывается в компетентностный подход благодаря тому, что позволяет усвоить знания на словообразовательном уровне, при этом делая акцент на смыслообразование, а также применять языковые инновации в контексте, например, творческих работах (языковой и речевой уровни). Данный метод помогает подстроиться под ситуацию общения и при необходимости стать более заметным для окружающих (дискурсивный уровень). Новообразования созданный методом корнесловия отражают культурные аспекты, внутренние психологические настроения и современную ситуацию (культуроведческий уровень). И, наконец, в зависимости от цели и ситуации общения развивает способность осознанно создавать, произносить и анализировать речевые новации (риторический уровень).
Среди выявленных в текстах работ лингвокреатемам свойственно доведение известного риторического приема до крайности. Наиболее активными способами создания лингвокреатем являются оксюморон, гипербола, ролевые маски, капитализация, использование паралогических приемов.
Помимо языковых данных, лингвокреатемы позволяют выделить наиболее характерные признаки данного возраста и объяснить поведение подростков, помогают увидеть отношение к конкретной проблеме или ситуации, понять интересы детей.
Многие лингвокреатемы в творческих работах являются удачными, так как легко отгадываются намерения автора в применении того или иного приема. Однако языкотворческие способности относительно новообразований нуждаются в практике, в оттачивании способов их создания, что видится в осмыслении, толковании и описании новообразований.
Мы видим перспективу дальнейших исследований в изучении других техник и технологий языкового креатива в плане развития творческого потенциала у школьников. Также перспективным может быть дальнейшее внедрение методик развития вербальной креативности в образовательный процесс, что может решить проблему развития языковой личности.
1. Аверинцев С.С. Бахтин и русское отношение к смеху // От мифа к литературе: сборник в честь 75-летия е. М. Мелетинского . М.: Российский университет, 1993. С.341-345.
2. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества / прим.С.С. Аверинцева, С.Г. Бочарова. М.: Искусство, 1990. 424 с.
3. Бобровская Г.В. «Игра с жанром» как прием текстообразования в газетной рекламе // Игра как прием текстопорождения: коллективная монография / под ред. А.П. Сковородникова. Красноярск: Сиб. Федер. ун-т,2010. С.175-180.
4. Богин Г.И. Тексты, возникшие в ходе языковой игры // Филология. Краснодар: СО РАН, 1998. №14. С. 29-36.
5. Бондарко А.В. Семантика лица // Теория функциональной грамматики. Персональность. Залоговость. СПб., 1991. С. 5-40.
6. ВепреваИ.Т., Купина Н.А. Социально-психологическое безразличие: игровые формы речевой репрезентации // Лингвистика креатива-2: Коллективная моногр. / под общей ред. проф. Т.А. Гридиной. 2-е изд. Екатеринбург: ФГБОУ ВПО «Урал. гос. пед. ун-т», 2012. С.165-176.
7. Витгенштейн Л. Философские исследования // Новое в зарубежной лингвистике. Вып. 16. М.: Прогресс, 1985. С. 79-128.
8. Выготский Л.С. Обучение и развитие в дошкольном возрасте // Выготский Л.С. / сост. А.А. Леонтьев. М: Изд. Дом Шалвы Амонашвили, 1996. С. 123-135.
9. Голомидова М.В. Имятворчество в эргонимии: традиции vs актуальные тренды // Лингвистика креатива-2: Коллективная моногр. / под общей ред. проф. Т.А. Гридиной. 2-е изд. Екатеринбург: ФГБОУ ВПО «Урал. гос. пед. ун-т», 2012. С. 63-73.
10. Гридина Т.А., Пипко Е.И. Экспериментальное исследование вербальной креативности: словотворчество и речепорождение //Психолигвистика в образовании. Филологический класс. Екатеринбург:
ФГБОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет», 2012. №3 (29). С.12-18.
11. Гридина Т.А. Языковая игра: стереотип и творчество /
Т.А. Гридина. Екатеринбург: Изд-во Уральского гос. педагог. ун-та, 1996. 225 с.
12. Гридина Т.А. Языковая игра как лингвокреативная деятельность / Т.А. Гридина // Язык. Система. Личность. Языковая игра как лингвокреативная деятельность. Формирование языковой личности в онтогенезе. Екатеринбург: Изд-во Уральского гос. педагог. ун-та, 2002. С. 26-27.
13. Гридина Т.А. Логика языкового парадокса в детской речи // Лингвистика креатива-2: Коллективная моногр. / под общей ред. проф. Т.А. Гридиной. 2-е изд. Екатеринбург: ФГБОУ ВПО «Урал. гос. пед. ун-т», 2012. С. 5-32.
14. Гридина Т.А. Лингвокреативные механизмы порождения текста: экспериментальный ресурс языковой игры // Труды Института русского языка им. В.В. Виноградова. Вып. 7. М.: Институт русского языка имени В.В. Виноградова, 2016. С.143-156.
15. Гусейнов Г.Г. «Берлога веблога»: Введение в эрратическую семантику [Электронный ресурс] // «Говорим по-русски». 2005. URL: http://www.speakrus.ru/gg/microprosa_erratica-1.htm (дата обращения: 23.07.2016) .
16. Данилевская Н.В. Языковая игра // Стилистический энциклопедический словарь русского языка / под. ред. М.Н. Кожиной. М.: Флинта, 2003. С. 657-660.
17. Данилевская Н.В., Овсянникова С.Е. Аксиологический потенциал языковой игры в газетном заголовке // Игра как прием текстопорождения: коллективная монография / под ред. А.П. Сковородникова. Красноярск: Сиб. федер. ун-т, 2010. С. 150-157.
18. Дедушкина Т.А. Языковая игра: современное состояние вопроса // Studia Linguistica. Вып.6. Киев: Издательско-полиграфический центр «Киевский университет»., 2012. С. 88-92.
19. Доброва Г.Р. Креативность языковой личности в аспекте вариативности речевого онтогенеза // Лингвистика креатива-2: Коллективная моногр. / под общей ред. проф. Т.А. Гридиной. 2-е изд. Екатеринбург: ФГБОУ ВПО «Урал. гос. пед. ун-т», 2012. С. 33-48.
20. Дубчак И.Е. Дискурс досуговых субкультур в интернет¬пространстве. С. 786-787. URL:
www.philol.msu.ru/~rlc2010/abstracts/rlc2010_abstracts_ sem24.pdf (Дата
обращения: 25.05.16).
21. Евсеева И.В. Развитие языковой личности школьника
посредством лингвокреативной деятельности // Языковая личность: Моделирование. Типология, портретирование. Сибирская лингвоперсонология. Вып. 2. М.: Общество с ограниченной
ответственностью «Ленанд», 2016. С. 373-384.
22. Евсеева И.В. Словотворчество как средство развития потенциала личности // В мире научных открытий. 2012. № 11.5 (35). С. 52-69.
23. Егоров Н. Творец или «креативный менеджер»? // ЛГ. 2014. № 1.
24. Емельянова О.Н. Использование устаревшей лексики в разных
формах языковой игры (на материале текстов российских СМИ) // Игра как прием текстопорождения: коллективная монография / под ред.
А.П. Сковородникова. Красноярск: Сиб. Федер. ун-т, 2010. С.247-253.
25. Жирмунский В.М. Метафора в поэтике русских символистов // НЛО. 1999. № 35. С. 222-249. URL:
http://magazines.russ.ru/nlo/1999/35/zhir.html (дата обращения: 15.12.2015).
26. Залесова О.В. Языковая игра в творчестве В. Аксенова: автореф...канд. филол.наук: 10.02.01 Ростов-на-Дону, 2002. 22с.
27. Земская Е.А., Китайгородская М.В., Розанова Н.Н. Языковая игра // Русская разговорная речь. М.: Наука, 1983. С. 172-214.
28. Земская Е.А. Словообразование как деятельность. М.; ЛКИ, 2007.224 с.
29. Ильясова С.В. Словообразовательная игра как феномен языка современных СМИ: автореф. дне. ... д-ра филол. наук: 10.02.01. Ростов-на- Дону, 2002. 55 с.
30. Ильясова С.В., Амири Л.П. Языковая игра в коммуникативном пространстве СМИ и рекламы. М.: Флинта: Наука, 2009. 295 с.
31. Иссерс О.С. Лингвокогнитивные игры в пространстве Интернета: от смешного до серьезного // Лингвистика креатива-2: Коллективная моногр. / под общей ред. проф. Т.А. Гридиной. 2-е изд. Екатеринбург: ФГБОУ ВПО «Урал. гос. пед. ун-т», 2012. С. 101-121.
32. Каверина Е.А. Феномен креатива и приемы создания креативных идей для специальных событий // Вопросы культурологи. 2009. №12.С.18-21.
33. Казакова Д.В. Категория комического в медицинском дискурсе: автореф. дис...канд. филол. наук: 10.02.19, Красноярск, 2013. 20 с.
34. Кара-Мурза Е. С. Дивный новый мир русской рекламы: социо-культурные, стилистические, культурно-речевые аспекты // Словарь и культура. М.: Индрик, 2001. С.164-186.
35. Кара-Мурза Е.С. Трансформация прототипического сценария рекламы как прием языковой игры // Игра как прием текстопорождения: коллективная монография / под ред. А.П. Сковородникова. Красноярск: Сиб. федер. ун-т, 2010. С. 180-191.
36. Кара-Мурза Е.С. Язык современной русской рекламы // Язык массовой и межличностной коммуникации: Коллективная монография/ Под ред. Г.Я. Солганика. М.: Медиамир, 2007. С. 479-552.
37. Карасик В.И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс. Волгоград: «Перемена», 2002. 477 с.
38. Китайгородская М.В., Розанова Н.Н. Игровое поведение в коммуникативном пространстве города // Stylistika X. 2001. С. 79-108.
39. Кияшко Л.В. Языковая игра как одно из средств развития языковой компетенции учащихся: дис ... канд. филол. наук: 10.02.01. Ростов- на-Дону, 2010. 202 с.
40. Костомаров В.Г. Русский язык на газетной полосе. М.: Московский Государственный Университет, 1971. 268 с.
41. Кронгауз М. А. Неполное понимание как коммуникативная стратегия // Лингвистическая полифония. М.: Языки славянских культур,2007. С. 960-969.
42. Крысин Л.П. Русская литературная норма и современная речевая практика // Русский язык в научном освещении. М.: Языки славянской культуры,2007. №2(14). С. 5-17.
43. Кузьмина Н.А. «Детские» стихи современных поэтов как
пространство лингвокреативной деятельности // Лингвистика креатива-2: Коллективная моногр. / под общей ред. проф. Т.А. Гридиной. 2-е изд. Екатеринбург: ФГБОУ ВПО «Урал. гос. пед. ун-т», 2012 С. 121-146.
44. Культура русской речи: энциклопедический словарь-справочник / под ред. Л.Ю. Иванова, А.П. Сковородникова, Е.Н. Ширяева и др. М.: Флинта, 2003. 840 с.
45. Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. М.: Просвещение, 1969. 214 с.
46. Либшнер А. Социальные сети: языковые особенности коммуникации в интернет-сообществах С. 787-788. URL:
www.philol.msu.ru/~rlc2010/abstracts/rlc2010_abstracts_sem24.pdf (Дата обращения: 25.05.16).
47. Лингвистика креатива-2: коллективная моногр. / под общей ред. проф. Т.А. Еридиной. 2-е изд. Екатеринбург: ФЕБОУ ВПО «Урал. гос. пед. ун-т», 2012. 379 с.
48. Лингвистика креатива: коллективная монография / отв. ред. Т.А. Еридина. Екатеринбург: Уральский гос. пед. ун-т, 2009. 368 с.
49. Лингвистика креатива-3: коллективная монография / под общ. ред. Т.А. Гридиной. Екатеринбург: Уральский гос. пед. ун-т, 2014. 343 с.
50. Лисоченко Л.В. , Лисоченко О.В. Языковая игра на газетной полосе (в свете металингвистики и теории коммуникации). 2000. [Электронный ресурс]. URL: http://teneta.rinet.ru/rus/le/lisochenko_jaee.htm (дата обращения: 23.07.2016).
51. Лотман Ю.М. Внутри мыслящих миров. М.: «Языки русской культуры», 1996. 464 с.
52. Нельсон Р. Креатив - искусство прагматика или...Как сотворить
продающуюся рекламную идею. [Электронный ресурс]. URL:
https://goo.gl/jjk1Uh (дата обращения: 15.05.2017).
53. Нестерова Ю.О. Языковая игра в современной русской разговорной речи: дис. ... канд. филол. наук : 10.02.01 Владивосток, 2001. 225 с.
54. Николина Н.А., Агеева Е.А. Языковая игра в современной русской прозе // Русский язык сегодня: Сборник статей. Вып. 1. М. «Азбуковник», 2000. С. 551-561.
55. Норман Б.Ю. Игра на гранях языка / Б.Ю. Норман. М.: Флинта; Наука, 2006. 344 с.
56. Норман Б.Ю. Лингвистика поэзии: прозрения и заблуждения // Лингвистика креатива-2: Коллективная моногр. / под общей ред. проф. Т.А. Еридиной. 2-е изд. Екатеринбург: ФЕБОУ ВПО «Урал. гос. пед. ун-т», 2012. С.177-199
57. Осетрова Е.В., Капошко Е.В. Игровая манипуляция в Интернете: типичные ситуации и коммуникативные функции // Игра как прием текстопорождения: коллективная монография / под ред.
А.П. Сковородникова. Красноярск: Сиб. федер. ун-т, 2010. С. 167-175.
58. Пирогова Ю.К. Речевое воздействие и игровые приемы в рекламе // Рекламный текст. Семиотика и лингвистика. М.:«Издательский дом Еребенникова, 2000. С. 167-191.
59. Попова Т.В. Современные графо-орфографические игры:коммуникативные удачи и неудачи (на материале графиксатов русского языка рубежа XX-XXI вв. // Лингвистика креатива-2: Коллективная моногр. / под общей ред. проф. Т.А. Гридиной. 2-е изд. Екатеринбург: ФГБОУ ВПО «Урал. гос. пед. ун-т», 2012. С. 199-234.
60. Рахимкулова Г.Ф. Языковая игра в прозе Владимира Набокова (к
проблеме игрового стиля): автореф дис....д-ра филол. наук: 10.02.01, 10.02.19. Ростов-на-Дону, 2004. 48 с.
61. Саблина М.В. Цитата как средство языковой игры (на материале современный российских газетных текстов) // Игра как прием текстопорождения: коллективная монография / под ред.
A. П. Сковородникова. Красноярск: Сиб. Федер. ун-т, 2010. С. 258-262.
62. Сальникова О.А. Что включает в себя коммуникативная компетенция / О. А. Сальникова // Начальная школа плюс До и После. 2012. №7. С. 66-70.
63. Санников В.З. Русский язык в зеркале языковой игры /
B. З. Санников. М.: Языки славянской культуры, 2002. 552 с.
64. Сковородников А.П. О понятии и термине «Языковая игра» // Филологические науки. 2004. №2. С. 79-87.
65. Сковородников А.П. Об определении понятия «языковая игра» // Игра как прием текстопорождения: коллективная монография / под ред. А.П. Сковородникова. Красноярск: Сиб. федер. ун-т, 2010. С. 50-62.
66. Сковородников А.П. Языковая игра // Культура русской речи:Энциклопедический словарь-справочник / под ред. Л.Ю. Иванова,А.П. Сковородникова, Е.Н. Ширяева и др. М.: Флинта: наука, 2003 С. 796-803.
67. Сковородников А.П. Языковая игра // Энциклопедический словарь-справочник. Выразительные средства русского языка и речевые ошибки и недочеты / под ред. А.П. Сковородникова. М.:Флинта: наука, 2005.С. 388-389.
68. Сковородников А.П. Экология русского языка: монография / А.П. Сковородников. Красноярск: Сиб. федер. ун-т, 2016. 388 с.
69. Слышкин Г.Г. Лингвокультурные концепты прецедентных текстов. М.: Academia, 2000. 139 с.
70. Сперанская А.Н. Инографема в коммерческом нейминге
Красноярска: языковая игра или повседневная практика? // Игра как прием текстопорождения: коллективная монография / под ред.
А.П. Сковородникова. Красноярск: Сиб. федер. ун-т, 2010. С. 263-268.
71. Степанов Ю.С. Творчество. Вступительное слово к Конференции 25 января 2008 г. // Творчество вне традиционных классификаций гуманитарных наук. М.: Изд-во «Эйдос», 2008. С. 148-163.
72. Стилистический энциклопедический словарь русского языка / под ред. М.Н. Кожиной. М.: Флинта; Наука, 2006. 696 с.
73. Теоретическая культурология. М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга; РНК, 2005. 624 с.
74. Тимофеева Е.Е. Языковая игра как средство развития лингвокреативных способностей учащихся: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02. М., 2006. 174 с.
75. Трубецкой Н.С. Европа и человечество // Русский мир: сборник. М.: Эксмо; СПб.:Тегга Fantastica, 2003. С. 663-737.
76. Фатеева Н.А. Норма, потенциальность и новаторство (к новому изданию книги Е.О. Винокура «Маяковский - новатор языка» // Проблемы языковой нормы: тез .докл. Междунар. конф. «Седьмые Шмелевские чтения» / под. ред. Л.П. Крысина. М.: Институт русского языка им. В.В. Виноградова,
2006. С. 141-143.
77. Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования: Проект / Разработан Институтом стратегических исследований в образовании РАО. М., 2011 [Электронный ресурс]. URL: http://MHHo6pHayKH^^OKyMeHTbi/543. (Дата обращения: 20.02.2016).
78. Фещенко В.В. Язык как творчество и творчество в языке: к истории лингвистической идеи // Критика и семиотика. Вып. 17. 2012. С. 84-94.
79. Харченко В.К. Креатив разговорного дискурса // Лингвистика креатива-2: коллективная моногр. / под общей ред. проф. Т.А. Гридиной. 2-е изд. Екатеринбург: ФГБОУ ВПО «Урал. гос. пед. ун-т», 2012. С. 147-165.
80. Хейзинга Й. Homo ludens в тени завтрашнего дня. М.: «Прогресс», 1992. 464 с.
81. Цейтлин С.Н. Детские инновации: к истории изучения // Лингвистика креатива-2: коллективная моногр. / под общей ред. проф. Т.А. Гридиной. 2-е изд. Екатеринбург: ФГБОУ ВПО «Урал. гос. пед. ун-т», 2012. С. 49-62.
82. Цейтлин С.Н. Очерки по словообразованию и формообразованию. М.: Знак, 2009. 592 с.
83. Чернейко Л.О. «Лексическая ассимиляция»: сфера действия и основания для типологии // Труды Института русского языка им.
В.В. Виноградова. Вып. 7. М. Институт русского языка им. В.В. Виноградова, 2016. С. 208-223.
84. Шаталова Ю.Н. Словотворчество в повседневной речи:
структурно-семантический и функциональный аспекты: дне. ... канд. филол. наук: 10.02.01. Белгород, 2013. 200 с.
85. Шаховский В. И. Лингвистическая теория эмоций / В.И. Шаховский. М.: Гнозис, 2008. 414 с.
86. Ширяева О.В. Прецедентные тесты как элемент языковой игры в рекламном дискурсе // Игра как прием текстопорождения: коллективная монография / под ред. А.П. Сковородникова. Красноярск: Сиб. федер. ун-т, 2010. С.191-196.
87. Шишкина Л.И. Креативность и творчество: соотношение понятий // Управленческое консультирование. Вып. 4. 2015.С. 176-182.
88. Шмелева Т.В. Авторский маскарад // Лингвистика креатива-2:
Коллективная моногр. / под общей ред. проф. Т.А. Гридиной.
2-е изд. Екатеринбург: ФГБОУ ВПО «Урал. гос. пед. ун-т», 2012. С. 238-259.
89. Шмелева Т.В. Письменность городской среды // Фонетика - орфоэпия - письмо в теории и практике: Межвузовский сборник научных трудов. Вып.1. Красноярск, 1997. С.114-123.
90. Шпильман М.В. Об особенностях использования языковой личностью разных типов речевых масок // Язык. Система. Личность: Лингвистика креатива. Уральский филологический вестник. Екатеринбург: ФЕБОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет», 2012. №3. С. 79-82.
91. ШтифельЕ.А. Языковая игра в «олбанском языке» С. 793-794 [Электронный ресурс]. URL: www.philol.msu.ru/~rlc2010/abstracts/rlc2010_ abstracts_sem24.pdf (Дата обращения: 25.05.16).
92. Щербакова Н.Н. Морфемная и семантическая деривация в процессе языковой игры // Лингвистика креатива-2: Коллективная моногр. / под общей ред. проф. Т.А. Еридиной. 2-е изд. Екатеринбург: ФЕБОУ ВПО «Урал. гос. пед. ун-т», 2012. С. 259-271.
93. Эпштейн М.Н. Медитация о русском слове [Электронный ресурс] / М.Н. Эпштейн // Дар слова. Проективный лексикон русского языка. 2004. URL: http://www.emory.edu. (Дата обращения 18.04.16)
94. Эпштейн М.Н. О творческом потенциале русского языка URL: https://goo.gl/X4eLPX (дата обращения 18.04.16)
95. Эффективное речевое общение (базовые компетенции): словарь- справочник [Электронный ресурс] / под ред. А.П. Сковородникова. - 2-е изд., перераб. и доп. Красноярск: Сиб. федер. ун-т, 2014. 852 с.