ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ У МОЛОДЕЖИ ПРИ
ПОМОЩИ HR-ТЕХНОЛОГИЙ 6
1.1. СОДЕРЖАНИЕ ПОНЯТИЯ «HR-ТЕХНОЛОГИЯ»,
КЛАССИФИКАЦИИ ТЕХНОЛОГИЙ В СФЕРЕ УПРАВЛЕНИЯ
ЧЕЛОВЕЧЕСКИМИ РЕСУРСАМИ 6
1.2. СОДЕРЖАНИЕ ПОНЯТИЯ «ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИЕ
НАВЫКИ». ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩАЯ НА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ И ЕГО ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ 19
2. ПРАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗРАБОТКИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО БИЗНЕС-КУРСА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ НАВЫКОВ У МОЛОДЕЖИ ТОМСКА ПРИ ПОМОЩИ HR-ТЕХНОЛОГИЙ 25
2.1 ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ НАВЫКОВ У МОЛОДЕЖИ ТОМСКА ПРИ ПОМОЩИ HR-ТЕХНОЛОГИЙ В БИЗНЕС-
КУРСЕ START UP 25
2.2 ОПИСАНИЕ ПЕРЕЧНЯ НЕОБХОДИМЫХ HR-ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ
РЕАЛИЗАЦИИ КУРСА START UP 35
2.3 РАЗРАБОТКА БИЗНЕС-КУРСА, ОСНОВАННОГО НА
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СТАНДАРТАХ СПЕЦИАЛИСТА ПО УПРАВЛЕНИЮ ПЕРСОНАЛА, МАРКЕТОЛОГА И БИЗНЕС - АНАЛИТИКА 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 71
ПРИЛОЖЕНИЕ 74
В современной российской действительности много говорится о том, что малый бизнес открыть сложно, высокие налоги и низкая государственная поддержка оказывает высокое давление на самозанятых и владельцев небольших ИП. Доля желающих открыть свой бизнес постепенно снижается: в 2008 году уйти в предпринимательство хотели 32% опрошенных социологами, в 2017 — уже 22% - пишет глобальный мониторинг предпринимательства. [21] Об этом мы ежедневно читаем в интернет сообществах, слышим по телевидению, и в голове у молодого поколения складывается стереотип того, что невозможно в России построить собственное дело, если у тебя нет связей и больших ресурсов. Не каждый из этих молодых людей понимает, что имеет потенциал к такого рода деятельности, имеет тот или иной набор навыков и компетенций для того, чтобы создать собственный стартап.
Большое количество научно-практических конференций, бизнес- курсов, кейс-чемпионатов показывает, что у молодого поколения (учеников старших классов и студентов первых курсов) есть идеи, которые можно переложить в реальные коммерческие проекты. Чего не хватает этим людям для того, чтобы открыть собственное дело? Не хватает теоретически - практической базы, понимания того, с чего начать, знания последовательности шагов. Образовательные лекции, вебинары и короткие теоретические курсы дают большую базу знаний, однако, в большинстве случаев, не обеспечивают практической реализации полученных знаний. Курс, о котором мы будем говорить ниже проводился дважды для школьников 8-11 классов и для студентов 1-4 курсов бакалавриата. По окончании этих курсов у участников были реально работающие проекты, и заработанные деньги. За время проведения курса, участниками было заработано суммарно более 500 тыс. рублей. Проекты продолжают работать и в настоящий момент, приносят прибыль их создателям. Многие участники после завершения курса определились с тем, кем они хотят быть в дальнейшей жизни, куда хотят поступать. Именно поэтому такой курс помогает с профориентацией его участников. Студенты, принимающие участие в курсе в качестве наставников, получили практический опыт ведения небольших команд, большой опыт организации мероприятий и методического описания коммерческих и социальных проектов.
Цель: разработка образовательного бизнес курса по формированию предпринимательских навыков у молодежи города Томска при помощи HR- технологий
Объект: развитие предпринимательских навыков.
Предмет: образовательный бизнес-курс по формированию
предпринимательских навыков.
Задачи:
1) Определить теоретические основания разработки бизнес-курса по формированию предпринимательских навыков.
2) Проанализировать профессиональные стандарты специалиста по управлению персоналом, маркетолога и бизнес-аналитика для формирования общего перечня предпринимательских компетенций.
3) Разработать и апробировать бизнес-курс по формированию предпринимательских навыков (START UP).
4) Проанализировать проведенные образовательные курсы START UP, собрать обратную связь от участников и экспертов курса.
5) Разработать новый образовательный бизнес-курс на основе START UP.
Данная работа выполнялась в рамках проекта Института экономики и менеджмента НИ ТГУ. Поскольку работа над проектом носила коллективный характер, то, согласно Положению о выпускной квалификационной работе бакалавра и специалиста в Национальном исследовательском Томском государственном университете (п. 1.1), работа выполнена в соавторстве.
Вклад в выполнении исследования и оформления его результатов: Вареник Елизавета Евгеньевна:
1. Поиск и анализ тематической литературы
2. Разработка анкет и вопросов для интервью с предпринимателями, экспертами курса.
3. Проведение интервью с экспертами
4. Обработка данных, с проведенных онлайн опросов
5. Анализ профессиональных стандартов специалиста по управлению персоналом, маркетолога и бизнес-аналитика
6. Описание общей характеристики нового курса Start Up
7. Анализ данных, полученных в результате опроса участников
8. Проведение интервью с наставниками курса
9. Составление презентации для представления программы нового курса Start Up
...
За время проведения исследования все поставленные задачи были исполнены:
• Были определены теоретические основания разработки бизнес-курса по формированию предпринимательских навыков.
• Для того, чтобы написать программу нового курса были проанализированы профессиональные стандарты специалиста по управлению персоналом, маркетолога и бизнес-аналитика и был сформирован общий перечень предпринимательских компетенций.
• Было разработано и апробировано два бизнес-курса по формированию предпринимательских навыков (START UP).
• После, проведенные образовательные курсы START UP, были проанализированы, была собрана обратную связь от участников и экспертов курса.
• Был разработан новый образовательный бизнес-курс на основе двух проведенных START UP.
Комплексное исследование двух курсов START UP показало актуальность получения предпринимательских навыков среди молодежи Томска. После проведения этих курсов в Томске появилось сообщество заинтересованных молодых людей:
• более 550 участников курса
• более 50 студентов-наставников
• более 20 предпринимателей - экспертов
Кроме этого более 3000 школьников и студентов Томска оказались около этого сообщества, благодаря другим проектам, которые реализовывали наставники курса START UP.
Новый START UP даст возможность студентам -первокурсникам работать со школьниками и уже с первого месяца обучения в университете получать практический опыт ведения коллективов, создания и управления командами.
Разработка такого курса дала нам возможность получить опыт в написании образовательных программ, а также проведения исследований нескольких типов: онлайн исследования, глубинное интервью, тестирование, работа со статистическими данными.
Помимо всего вышесказанного данное исследование было проведено нами по методике «Дизайн-мышление». После проведения первого START UP мы выявили его недостатки и заново разработали второй курс, после чего снова провели START UP, нашли его недочеты и прописали новый START UP, учитывая все особенности предыдущих двух курсов. Метод «Дизайн- мышления» позволяет тестировать прототипы продуктов, а затем возвращаться к началу деятельности и пробовать внедрение доработанного продукта.
Проведение такого курса, а впоследствии разработка нового позволяет посмотреть процесс создания и организации полного курса обучения. Помимо этого, написание курса в современных условиях предполагает заранее продумывать все возможные пути его реализации. И этот курс перекладывается в онлайн-формат за несколько дней. Кроме мастер -классов нами были разработаны формы для командообразования, неформальные мероприятия, а также развлекательно-образовательные события, которые также проводятся онлайн и дистанционно.
HR-технологии, которые используются участниками и организаторами этого курса, позволяют строить свою будущую профессиональную деятельность более практично, дают новые инструменты, которые позволят эффективно работать не только в проектной деятельности, но и в любой современной компании. Одним из ключевых преимуществ данного курса является то, что HR-технологиям не учатся, они интуитивно применяются во время деятельности. И именно поэтому участники привыкают их применять в дальнейшей деятельности.
В настоящий момент, помимо разработанного нами курса, ведется работа над другими проектами, которые уже в сентябре начнут действовать, как части большого проекта «Школа дела». В этом проекте будут принимать участие студенты Томска. Каждый из них будет курировать определенное учебное заведение (школы, заведения дополнительного образования, школы подготовки к ЕГЭ и другие).
1. Билл Фрэнкс Революция в аналитике. Как в эпоху Big Data улучшить ваш бизнес с помощью операционной аналитики. - М.: Альпина паблишер,
2018. - 320 с.
2. Брайан Моран, Майкл Леннингтон 12 недель в году. Как за 12 недель сделать больше, чем другие успевают за 12 месяцев. - М.: Изд. Манн, Иванов и Фербер, 2017. - 208 с.
3. Гай Кавасаки, Пег Фицпатрик Искусство плести социальные сети. - М.: Эксмо, 2017.
4. Говард Бехар Дело не в кофе. Корпоративная культура Starbucks. - М.: Альпина паблишер, 2018. - 190 с.
5. Драновский Кирилл Гуру инстаграм и скрипт больших продаж. - М.: Питер, 2019. - 240 с.
6. Курбатова М.Б., Магура М.И. Организация обучения персонала компании. / М.Б. Курбатова, М.И. Магура. - М.: Бизнес-школа «Интел-Синтез», 2002. - 101-155 с.
7. Майкл Портер Конкурентная стратегия. Методика анализа отраслей конкурентов. - М.: Альпина паблишер, 2019. - 454 с.
8. Матанцев А.Н. Анализ рынка. Настольная книга маркетолога / А.Н. Матанцев. - М.: АльфаПресс, 2009.
9. Микаловиц Майк Стартап без бюджета. - М.: Изд. Манн, Иванов и Фербер, 2011. - 200 с.
10. Миссия и цели организации [Электронный ресурс] / www.Grandars.ru. -
URL: http://www.grandars.ru/student/marketing/missiya-organizacii.html
(режим доступа: свободный, дата обращения:24.04.2020)
11. Развитие персонала. Понятие, цель и задачи развития персонала. [Электронный ресурс] / Лекции.Ком 2014-2020. - URL: http://lektsii.com/2- 5565.html (режим доступа: свободный, дата обращения: 10.05.2020)
12. Солодар М.А. Воронка продаж в интернете. Инструменты автоматизации продаж и повышения среднего чека в бизнесе / М.А. Солодар. - М.: Бизнес Молодость, 2018.
13. Стивен Р. Кови, Стив Джонс Фокус. Достижение приоритетных целей. - М.: Изд. Манн, Иванов и Фербер, 2019. - 176 с.
14. Тони Шей Доставляя счастье. От нуля до миллиарда. История создания выдающейся компании из первых рук. - М.: Изд. Манн, Иванов и Фербер, 2018.
15. Трусова Л.А. Трусова, Л.А. Формирование предпринимательских компетенций школьников в условиях социального партнерства: автореферат дис. ... канд. пед. наук13.00.05 [Текст] / Л.А. Трусова - Москва, 2012. - 23 с.
... всего 21 источников