Введение 3
Глава 1. Интерактивные карты в контексте новых медиа 7
1.1 Новые медиа: характеристики и взаимодействие с аудиторией
1.2 Уровень интерфейса и мультимедиа в построении комплексной модели
1.3 Реализация возможностей интерактивных карт в путеводителях по городам
Глава 2. Особенности разработки интерактивного путеводителя на примере путеводителя «Гуляй. Маршруты по Томску»
2.1 Интерактивный путеводитель «Гуляй. Маршруты по Томску»: цели и задачи проекта
2.2 Комплексная модель интерактивного путеводителя «Гуляй» 31
Заключение 42
Библиографический список 45
Приложение 48
Развитие информационных технологий существенно изменило медиасреду. В связи с их ростом, в журналистике появляется большое количество новых возможностей для передачи информации различными путями. В дополнение к печатным периодическим изданиям, телевидению и радиовещанию пришли электронные СМИ, позволяющие существенно увеличивать потенциальную аудиторию, применять технологии, которые были бы недоступны в «классических» версиях, а также создавать новые форматы и жанры.
Интернет-издания, цифровые издания и мобильные приложения в совокупности занимают первое место в системе СМИ. Они свободно используют различные формы подачи информации: в них представлены тексты, фото, мультимедиа, а также важное место занимает пласт интерактивного взаимодействия. Цифровая среда предоставляет уникальные возможности для взаимодействия аудитории и изданий. Издания используют возможности взаимодействия с разной степенью успеха: некоторые управляются с новыми технологиями чересчур осторожно, из-за чего их контент не сильно отличается от «классических» форматов, другие используют с перебором. Есть и эталонные издания (например, The New York Times'),которые активно исследуют возможности интерактивного взаимодействия с пользователем и эффективно используют их в своих проектах.
Самые богатые возможности для представления и визуализации данных предоставляет интерактивная инфографика, в частности — интерактивные карты. Сейчас с их помощью стало возможным рассказывать крупные интерактивные истории, где реализованы возможности классической инфографики, картографии, интерфейса взаимодействия и анимации.
Поскольку 1) новые медиа всё глубже входят в реальную жизнь пользователя (человек каждый день заказывает такси, ищет дорогу по карте, смотрит погоду — причём это уже действия, вошедшие в привычку); и 2) из-за огромного предложения порог установки новых приложений на смартфоны чрезвычайно высок (если оно не так же жизненно необходимо, как поисковик, установка подвергается большому сомнению), при создании интерактивного журналистского продукта встает вопрос: «Как добиться такой же глубины пользования при полном отсутствии дополнительного приложения в смартфоне пользователя?».
Актуальность исследования объясняется ростом технических возможностей, которые позволяют создавать интерактив между медиапродуктом и читателем. Журналисты сегодня активно используют социальные сети, трансляции, чат-боты с искусственным интеллектом, различные формы подписки, привязку новостей к геолокации и возможности GPS. Также возникли и формы взаимодействия пользователя с цифровой средой такие как интерактивные формы медиа, тактильные свойства электронных устройств, виртуальная реальность и др. Всё это говорит о необходимости изучения интерактивности в медиапродуктах.
Объект исследования — интерактивные карты в электронной среде.
Предмет исследования — интерактивный путеводитель по городу «Гуляй. Маршруты по Томску».
Цель исследования — создать интерактивный путеводитель, который будет совмещать в себе особенности интерактивности, картографии и обращаться к оффлайновой жизни пользователя.
«Гуляй. Маршруты по Томску» [7] — экспериментальный проект. Этот интерактивный путеводитель создавался студентами в рамках спецпрактикума «Мультимедийный дизайн». Его аудитория — приезжие абитуриенты, которые не знакомы с Томском. В данной работе мы поняли, что соперничать с «2Гис», «Гугл-» и «Яндекс.Картами» нет смысла, поэтому взяли «Яндекс.Карты» за основу продукта. Отличие же «Гуляй» от «Гугла», «Maps.me», «Яндекса» и «2Гис» в том, что это информационно-развлекательный медиапродукт, не подразумевающий описания всей местности. Его цель — рассказать о студенческом городе через конкретные маршруты. Путеводитель «Гуляй» состоит из четырех маршрутов с описаниями локаций, фотографиями и иллюстрациями. Маршруты после просмотра на десктопе можно скачать в смартфон и пройти по ним, ориентируясь на «Я.Карты».
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
1. Дать характеристику новым медиа — понять, какие тренды сейчас преобладают;
2. Выявить характеристики интерактивности;
3. Обозначить принципы создания карты;
4. Проанализировать путеводители Urban Walksи «Атлас» (Медуза) — выявить набор элементов, необходимых в формате путеводителя;
5. Классифицировать возможности взаимодействия с интерфейсом интерактивных карт;
6. Применить интерактив, принципы картографии и собственную классификацию на практике.
Степень разработанности темы — в данной работе изучены материалы о проектировании пользовательского интерфейса взаимодействия. Такая литература полезна для выявления характеристик интерфейса и критериев его успешного проектирования. Здесь важно отметить книги Льва Мановича The Language of New Mediaи «Теории софт-культуры», Алана Купера, Роберта Реймана, Дэвида Кронина и Кристофера Носсела «Интерфейс. Основы проектирования взаимодействия» и Дональда Нормана «Дизайн привычных вещей».
Также существует большой пласт работ по визуализации данных практического характера, где авторами выступают дизайнеры, которые дают практические советы по созданию инфографики, в частности карт. Среди таких авторов мы опираемся на труды Альберто Кэйро The Functional Art, The Truthful Art,Франческо Франки Designing News,Эдварда Тафти Envisioning informationи Марио Гарсиа Pure Design.
Данная работа посвящена изучению особенностей внедрения интерактивных карт в информационный медиапродукт. Это было сделано на примере проекта «Гуляй. Маршруты по Томску». В ходе исследования был поставлен ряд задач, который позволил достичь цели. Таким образом, были сделаны следующие выводы:
1) Процесс моделирования, адаптации и выпуска интерактивного путеводителя представляет собой часть цифрового медиаканала и схож с проектированием традиционных и цифровых изданий: газет, журналов.
2) Новые медиа состоят из двух уровней: культурного и компьютерного. Эти уровни взаимовлияют друг на друга. Компьютерный слой может оказывать влияние на культурный слой новых медиа, их контент, организацию, жанр.
3) При разработке комплексной модели интерактивного путеводителя допустимо использовать пятиуровневую методику комплексного моделирования, но добавляется еще один уровень проектирования: уровень интерфейса и мультимедиа, который требует осознанного подхода, и по мнению автора этой работы, должен учитываться изначально при создании модели. Кроме того, в проектировании интерактивных медиапродуктов появляются свои особенности и на других уровнях комплексной модели: в типологическом добавляется выбор подходящей платформы в зависимости от задачи проекта, в тематическом определяется каким образом тематика и проблематика проекта будет соотноситься с его интерактивными возможностями, в жанровом — какие жанры могут быть поданы в мультимедийном формате, в композиционном добавляется вид верстки материалов, а также выстраивание структуры (линейная, нелинейная, вертикальная, горизонтальная), организация навигации по проекту и все, что относится к структурированию и иерархии потока контента, в графическом уровне добавляется внешний вид навигационного интерфейса и элементов навигации.
4) Интерфейс цифрового издания делится на основной (навигационный интерфейс, элементы навигации) и дополнительный (вид верстки статей, ориентация). Дизайн UI предполагает создание максимально простой, удобной и понятной системы навигации, которая позволяет читателю: 1) ориентироваться в структуре издания; 2) ориентироваться в контенте. Проблема UI в интерактивных картах и в целом интерактивных медиапродуктах заключается в том, что они не обладают устойчивыми принципами и правилами навигации в виду своей неосвоенности, поэтому разработчикам приходится постоянно дорабатывать интерфейс методом проб и ошибок.
Основными результатами данной практической работы можно считать следующее:
1. Создание классификации возможностей цифровой среды для взаимодействия с картой;
2. Описание комплексной модели интерактивного путеводителя и особенностей его создания;
3. Разработка интерактивного путеводителя для абитуриентов «Гуляй. Маршруты по Томску» (версия для десктопа).
Полученные результаты могут стать подспорьем для изучения студентами мультимедийного дизайна и могут помочь при разработке интерактивных медиапродуктов. Перспективы развития этой темы я вижу в глубоком и детальном изучении всех аспектов разработки интерфейсов взаимодействия: проектирования взаимодействия на компьютерах, на мобильных устройствах, особенностей дизайна UI, создания контента для интерактивных изданий, варьирования структуры проекта в зависимости от носителя и т. д.
1. Атлас [Мобильное приложение]. — URL: https://atlas.meduza.io/(Дата обращения: 10.04.2018)
2. Бирман И. Пользовательский интерфейс. M.: Издательство Бюро Горбунова [Текст], 2017. 363 с.
3. Вартанова Е.Л. К чему ведет конвергенция СМИ? [Текст] // Информационное общество. - 1999. - Вып. 5. - С. 11-14.
4. Вершинин В. А. Экспериментальный медиапроект в сфере цифрового паблишинга: опыт внедрения в учебный процесс на факультете журналистики [Текст] / В. А. Вершинин // Медиадизайн: история, теория и практика : сборник статей / под ред. В. В. Тулупова, В. В. Волковой. - Воронеж, 2016. - С. 12-27.
5. Вершинин В.А. Метод эксперимента в проектировании печатных и цифровых изданий [Текст]: диссертация ... кандидата Филологических наук: 10.01.10 [Место защиты: ФГБОУ ВО «Воронежский государственный университет»], 2018
6. Вырковский А.В., Любимцева М.А. Предпочтения интернет-аудитории российских качественных СМИ в отношении различных видов медиатекстов [Электронный ресурс] // Медиаскоп. — 2015. — №. 2. — С. 8. URL: http://www.mediascope.ru/1726#4 (дата обращения: 13.03.2018).
7. Гуляй. Маршруты по Томску [Электронный ресурс]. — URL: http://gulyai.tilda.ws/(Дата обращения: 17.06.2018)
8. Давлетшина С.Р. «Новые медиа» и тенденции развития мультимедийных жанров. [Текст] // Актуальные вопросы современной филологии и журналистики — Воронеж, 2017. — Вып. 2 (25) — С. 86-91
9. Купер А., Рейман Р., Кронин Д., Носсел К. Интерфейс. Основы проектирования взаимодействия [Текст]. СПб.: Питер, 2017. С. 720.
10. Лапина-Кратасюк Е. Как эпоха новых медиа меняет коммуникацию между людьми? [Электронный ресурс] // URL: https://postnauka.ru/video/38005 (Дата обращения: 10.04.2018)
11. Манович Л. Теории софт-культуры [Текст] — Нижний Новгород: Красная ласточка, 2017. — 208 с., ил. — (Новые медиа).
12. Мясников Ю.Н. Технология матричного комплексного проектирования прессы региона [Текст] : учеб. пособие / Ю. Н. Мясников - Томск : Учебно-экспериментальное издательство, 2013. - 164 с.
13. Никитенко А.А. Интерактивность, мультимедийность, гипертекстуальность как детерминирующие типологические признаки сетевых изданий [Текст] // Вестник ВГУ. Серия: Филология. Журналистика. — 2009. — Вып.1. — С. 159-166.
14. Норман Д. Дизайн привычных вещей [Текст]. М.: Литрес, 2013. 536 с.
15. Носовец С.Г. Новые медиа: к определению понятия // Коммуникативные исследования. 2016. № 4 (10). С. 39-47.
16. Смикиклас М. Инфографика. Коммуникация и влияние при помощи изображений [Текст]. СПб.: Издательский дом Питер, 2013. 152 с.
Источники на иностранном языке:
17. Berners-Lee T., Weaving the Web [Text]. New York: HarperOne, 1999. P. 240.
18. Cairo A., The Functional Art [Text]. New York: New Riders, 2013. P. 363.
19. Cairo A., The Truthful Art [Text]. New York: New Riders, 2016. P. 400.
20. Franchi, F. Designing News. Changing the World of Editorial Design and Information Graphics [Text] / F. Franchi. - Berlin : Gestalten, 2013. - 240 p.
21. Garcia, M. iPad Design Lab [Text] / Mario Garcia. - Basic : Storytelling in the Age of the Tablet. North Light Books, 2012. - 378 p.
22. Manovich L. The Language of New Media. The MIT Press, 2002.
23. Moreno H. The Gap between UI and UX Design - Know the Difference [Electronic resource]. — URL: http://www.onextrapixel.com/2014/04/24/the-gapbetween-ui-and-ux-design-know-the-difference/ (access date: 10.05.2018)
24. Tufte E. R., Envisioning Information. Cheshire: Graphics Press, 1990. P. 126.
25. Urban Walks [Mobile app] // URL: http://urban-walks.com/#about(Дата обращения: 06.06.2018)