АННОТАЦИЯ 3
ВВЕДЕНИЕ 2
Глава 1. Исторические и идеологические условия формирования культуры династии Тан 9
1.1 Исторические условия 10
1.2 Идеологические условия 16
1.3 Традиционные учения 19
1.4 Буддизм 27
Глава 2. Основные жанры традиционной культуры эпохи Тан 30
2.1 Проза 30
2.2 Поэзия 40
2.3 Живопись 56
Глава 3. Мировосприятие эпохи Тан в культуре 70
3.1 Отражение философских течений в художественной литературе 70
3.2 Тематизм поэзии 72
3.3 Символизм в живописи 79
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 81
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: 86
ПРИЛОЖЕНИЕ 93
Актуальность темы исследования находится в плоскости понимания значимости традиционного искусства и философских учений в современном мире. Искусства, как художественного языка, отражающего внутренний мир человека, его мысли, переживания и размышления. Философских учений, как неотъемлемой составляющей в системе мировоззрения китайской цивилизации.
Дипломная работа синтезирует многоэтапную работу, складывая и обобщая воедино наработки в сфере прозы, поэзии и живописи, цельно раскрывая общие тенденции, отличающие мировоззрение китайцев и понимания их себя в мире, помогающих лучше осмыслить, осознать менталитет народа.
Существует ряд причин, актуализирующих изучение традиционного искусства.
• Сложности протекания глобальных социокультурных процессов заставляют обращаться к истокам, как к базе данных, хранилищу ответов на многие вопросы современного общества.
• Традиции, являются фундаментом прогрессивного культурно-цивилизационного развития. Опора на традиционное искусство, как национальную философию, рассматривается как ключ к решению глобальных нравственных, экологических и других проблем, стоящих перед человечеством.
Проблемы будущего человечества будут решаться не в экономической или политической сферах, а в сфере культуры . Эту мысль председатель КНР Си Цзиньпин сформулировал так: «Нужно четко понимать, что исторические традиции, культурные особенности, накопленные в течение продолжительного периода времени, основная государственная специфика каждой страны и нации - все это формировалось по-разному, и каждый из этих путей развития обязательно имеет свои особенности» .
Китайская цивилизация в XXI в. оказалась перед рядом фундаментальных вызовов, связанных и с определением ее места в мировом сообществе, и с защитой собственной самобытности в условиях интенсификации глобальных финансово -экономических, культурно информационных, политических процессов . Социокультурная идентичность является основой консолидации общества, сохранения государственности и самобытности.
Эпоха Тан является периодом расцвета в истории искусства Китая. Соцветие великих поэтов, талантливых новеллистов, утончённых живописцев притягивает исследователей, представляя собой глубокий, значимый исторический пласт.
Степень изученности темы остаётся недостаточно разработанной. Однако научные труды отечественных и зарубежных востоковедов и историков оказали существенную помощь при написании данной работы.
Особенно ценным материалом представился труд Белозёровой Веры Георгиевны, «Традиционное искусство Китая» в двух томах. Художественная традиция Китая рассматривается автором, как целостный культурный феномен, обладающий национальной пластической спецификой и уникальной историей. Излагаются базовые принципы теории китайского искусства. Первый том охватывает эпоху от неолита по IX в. включительно, второй — X-XIX вв .
Интересен курс лекций Зубко Галины Васильевны «Искусство Востока», в котором ёмко представлено искусство индуизма, буддизма, ислама, Китая и Японии .
В отечественной китаистике интересны работы следующих авторов: Алексеева В. М. «Китайская народная картина. Духовная жизнь старого Китая в народных изображениях»; «Китайская поэма о поэте. Стансы Сыкун Ту »; «Наука о Востоке» ; «Китайская литература» ; Васильева Л.С. «Культы, религии, традиции в Китае» ; «История религий Востока» ; Деменовой В.В. «Искусство Азии: Китай и Япония» ; Рыкова С. Ю.
«Древнекитайская философия» , Торчинова Е. А. «Пути философии Востока и Запада: познание запредельного» ; «Даосизм» ; Мелетинского Е.М. «Историческая поэтика новеллы» ; и др.
Особое значение при написании курсовой работы имели также работы следующих авторов: Завадской Евгении Владимировны «Эстетические проблемы живописи старого Китая» и Виноградовой Надежды Анатольевны «Китайская пейзажная живопись» .
Европейская синология, использованная при написании дипломной работы, представлена трудами следующих ученых XX века: Giles H. A history of Chinese literature. /Г. Джайльс «История китайской литературы»/ , Owen Stephen. The great age of Chinese poetry: the High T’ang. New Haven.
Важными и значимыми оказались статьи следующих китайских авторов: Ван Цзянь «Символизм китайской живописи» , Ли Дэцзя «Искусство и идеология. Духовная идеология китайской живописи» , Пинфань Пин «Сопоставительный анализ основ китайской и европейской живописи» . Следует также выделить аналитические разборы жизни и творчества отдельных поэтов - монографию Ван Ши-и .
Совокупность исследований отечественных и зарубежных ученых позволили сформулировать цель, объект и предмет исследования
Объектом исследования является традиционная культура Китая эпохи Тан.
Предметом исследования служит духовная культура танского общества в том виде, в каком она нашла отражение в художественном наследии данного периода, а именно живописи и литературе.
Цель исследования
Выявить характерные черты духовной культуры (традиционного менталитета) китайцев эпохи династии Тан, которые нашли отражение в живописи и литературе.
Задачи исследования:
• изучить исторические аспекты эпохи правления династии Тан;
• выявить основные аспекты процесса взаимодействия таких религиозно - философских учений, как конфуцианство, даосизм и буддизм в период эпохи Тан;
• изучить образцы художественного наследия;
• выявить основные периоды развития живописи и проанализировать их особенности;
• выявить основные аспекты взаимосвязей и взаимодействия литературы и живописи как ведущих форм художественной культуры средневекового Китая эпохи Тан;
• проанализировать характер и особенности влияния религиозно-философских учений на художественное наследие эпохи Тан;
Хронологические рамки. Эпоха Тан. Периоды эпохи:
• Начальный период - Чу Тан (618 — 713);
• Период Расцвета - Шэн Тан (713 — 766);
• Средний период - Чжун Тан (766 — 827);
• Поздний период - Вань Тан (827 — 907);
Каждый из четырех периодов, традиционно выделяемых в танской истории, ассоциируется с определенным, характерным для него литературным направлением, новым витком школы живописи.
Территориальные рамки - территория Китая, на которой правила династия Тан в VII - X века. /приложение Рисунок 1/
Методология и методы исследования
Методология исследования построена на принципе историзма, универсальность и системность которого, позволяет изучить художественное наследие эпохи Тан, с позиций их влияния на менталитет.
Для понимания менталитета китайцев привлекаются теоретические работы, посвящённые характеристике менталитета, идентичности.
Важнейшим аспектом, под влиянием которого формируется культурная идентичность современного китайского общества, является древняя китайская культура и традиции. Э. Эриксон, который впервые ввел в науку понятие идентичности, говорил, что историчность - это один из главных факторов понимания ее сути. «В любом анализе (социологическом, философском, филологическом) идентичность нельзя представить, как результат или достижение. Главный фактор ее сохранения - историчность. Каждый индивид включен в историю, в поток социальных изменений», - писал Эриксон .
Современная китайская идентичность, это «многоуровневая сложная система» - включающая глобальный, цивилизационный, национальный, этнический, региональный, личностный уровни.
Известный российский ученый - политолог В. Н. Лукин выделяет две основные черты современной идентичности китайского общества:
1) политическая идентичность в форме государственной национальной идентичности;
2) культурная национальная идентичность, которая в силу своей специфики (древность и глубинность национальной китайской культуры), способна выступать детерминирующим фактором национальной интеграции в контексте экономической модернизации и демократизации современного Китая .
В работе использованы следующие методы исследования:
Общенаучные: анализ и синтез и специальные: сравнительно-исторический метод - метод исследования, позволяющий выявлять с помощью сравнения общее и особенное в исторических явлениях, ступени и тенденции их развития; историко¬типологический метод - основной задачей метода является выявление и анализ социально-экономических и социально-культурных исторических типов.
Источники
Основополагающими письменными источниками по истории Китая, являются сочинения, определяемые в традиции как «стандартные истории» (чжэнши). В отечественной научной литературе их называют «образцовыми историописаниями», «династийными историями».
Традиция «стандартных историй» восходит к знаменитому труду Сыма Цяня «Ши цзи» («Исторические записки»), заложившие базовые подходы к освещению исторического процесса и общие композиционные принципы «стандартной истории» .
О различных сферах жизни династии Тан и о сформировавшейся в эту эпоху культурной традиции имеется целый ряд письменных источников: Китайские исторические изыскания общего характера: «Дао цзя вэньхуа яньцзю» (Исследования по даосизму) ; Жизнеописания монархов: «Фоцзяо шисань цзин» (Тринадцать буддийских сутр) ; книги Тан Хао-мина ; Фундаментальной является работа теоретика раннего средневековья Се Хэ «Записи о классификации старой живописи» , которая известна также как «Шесть законов живописи».
Многие ученые Древнего Китая обращались к изучению духовного потенциала пейзажной живописи. Исследования по этой теме: Цзун Бин «Предуведомление к изображению гор и вод» - одно из первых в Китае сочинений, посвященных теории живописи, Ван Вэй «О живописи» ; Се Хе «Шесть законов живописи» ; Шэнь Гуа «О живописи»; Хуан Юэ «Фазы живописца» .
В качестве источников использовались альбомы китайской традиционной живописи: Альбом: «Китайская живопись» ; Глухарева О. Изобразительное искусство Китая , Виноградова Н.А. Искусство Китая ;
Сборники поэзии и прозы следующих авторов: Эйдлин Л.З. «Поэзия эпохи Тан» ; Чистый поток: Поэзия эпохи Тан (VII — X вв.) ; Фишман О. Л. Ли Бо. Жизнь и творчество ; Бо Цзюй-и. Стихотворения; Ду Фу. Лирика ; Ли Бо. Избранная лирика , Фишман О.М. Танские новеллы .
Большим подспорьем в написании дипломной работы, явились материалы энциклопедии Китая, в которой материал информативен и доступно структурирован .
Структура дипломной работы
Дипломная работа состоит из трёх глав, каждая глава подразделяется на подпункты.
Первая глава посвящена вопросам исторических и идеологических условий формирования культуры Тан.
Вторая глава освещает основные жанры традиционной культуры эпохи Тан. Заключительная, третья глава, посвящена мировосприятию эпохи Тан в культуре.
Эпоха Тан - период исторических противоречий, привлекает исследователей как исторический феномен. Соцветие мудрых императоров, переплетение религиозных учений - благодатный синтез для пышного расцвета империи, толчок роста всех векторов искусства. Акт творчества, как уникум человечества, является платформой отражения исторический перипетий, нашедших отклик в сердцах людей.
Искусство эпохи Тан, привлекает современников глубиной, многомерностью считываемой информации. И проза, и поэзия, и живопись эпохи Тан, это закодированное пространство.
Дипломная работа является итогом многоэтапной деятельности, по осмыслению культуры эпохи Тан. Изначально была предпринята попытка изучить историческую составляющую эпохи, а именно проследить взлёты и падения в параллели правления императоров.
Осмыслить, как историческая событийность отражалась в искусстве, а именно в прозе, поэзии и живописи. В дипломной работе к синтезу задач прибавляется ещё одна, выявить проявление особенностей менталитета китайцев, через полученные знания. Важным составляющим звеном, объединяющим все направления работы, являлось погружение в сферу синтеза философских учений, а именно: конфуцианства, даосизма и буддизма.
Расцвет искусства эпохи Тан обусловлен множеством различных социокультурных факторов, таких как: объединение страны, стабилизация ее политического и экономического положения, удачные военные действия и развитие торговли, способствовавшие культурным контактам с другими странами и народами, плодотворный религиозно-философский диалог конфуцианства, даосизма и буддизма, тесная взаимосвязь философии, литературы и искусства в мировоззрении и повседневной жизни культурного человека средневекового Китая.
Исторические условия эпохи Тан рассмотрены и представлены параллельно в двух направлениях: внутренняя и внешняя политики. Предпринята попытка проследить динамику взлётов и падений и выявить следственно причинную связь.
Отдельными подглавами рассматривались основы трёх учений. Можно однозначно утверждать, что важнейшие художественные концепты в литературе эпохи Тан были производными философских концептов Трех великих учений - конфуцианства, буддизма и даосизма. Каждое из Трех учений привнесло свои философские категории в осмыслениелитературного процесса, непосредственно связанные не только с толкованием методов работы со словом, но и с пониманием сущности творческого процесса как такового.
Отражения философских учений в прозе:
Конфуцианство Даосизм Буддизм
Создание литературного произведения - как сакральный акт.
Техника работы со словом-безупречна и должна согласовываться с принципами естественности и ненапряжённости, как проявления Абсолюта.
Происходит рождение новых жанров и форм: среди жанров «Новые Юэфу», среди форм - уставные стихи, люйши.
Появляются сюжеты, осмысляющие роль любви и конфликта между сердечной привязанностью и долгом перед социумом. Создание литературного произведения - как возможность построить собственную Вселенную, обладающую абсолютной степенью реальности и подчинённой лишь воле его творца.
Задача художника заключается в определении «вех» - максимально лаконичных символов, задающие «опорные точки» создаваемого мира.
Роль слова трактуется в прикладном ключе; задача слова - указывать направление к Пустоте, отсюда тяготение к предельной лаконичности, минимализму выразительных средств.
Круг тем. Рассказы о кармическом воздаянии и перерождениях. Художественное творчество отражается в стремлении создавать тексты, исполненные пустотности, как выражения близости Абсолюту (Дао).
Пустотность - расширенное смысловое поле, избыточность смыслов и ассоциаций, способную сообщать читателю намного больше, чем слова.
Новые идеи в литературе: воспевание уединённости вдали от мирских забот, тема одиночества. Сюжеты с описание магических практик, рассказы о возможности путешествий в тонком теле и последующего воссоединения с плотской основой.
Рассматривая прозу, поэзию и живопись эпохи Тан, можно проследить и выявить определённую цикличность, которая в точности соответствует исторической цикличности, и отражается условно в следующей формуле: ранние формы, как зарождение - расцвет - возвращение к древности, как важный феномен ментальности - трансформация на новом уровне, как основа для перерождения на новом витке развития. /Приложение Таблица №4/
Для танских новеллистов характерно жизнеутверждение, воспевание действия, инициативы, героики. Отражается сложная противоречивость времени через недовольство жизнью, стремление людей к иному положению в обществе, мечту о счастье, бунт против феодальных ограничений и социальной несправедливости. Протест горожан, ремесленников и купцов против власти аристократии, протест молодежи против старшего поколения находит свое выражение и в фантастической, и в любовной, и в героической новелле. Новые идеи и веяния шли вразрез с устоями феодальной морали, с кодексом нравственности, господствовавшим в обществе.
Писатели близки к народу, знали его нужды, разделяли его надежды. Отсюда демократизм их идей, и относительная простота языка, и реализм в показе жизни, нравов и этических воззрений эпохи.
Если ранние фантастические танские новеллы, создававшиеся в VII веке («Древнее зеркало», «Белая обезьяна», «Душа, которая рассталась с телом»), тесно связанные с народными легендами и древними рассказами о чудесах, имели несложную фабулу, то новеллы VIII—IX веков представляют собой сюжетно разработанные произведения.
В отличие от рассказов о чудесах фантастические новеллы VIII века уже ориентировались на действительность; поэтому фантастика в них выступает не как самоцель, а как средство показа общественной жизни, часто даже с критических позиций.
Герои большинства фантастических новелл недовольны своим положением в обществе, вступают в конфликт с действительностью. Фантастика служит авторам новелл способом восстановить справедливость, наградить достойных или наказать виновных.
Огромное, мощное и активное в своей завоевательной политике Танское государство, жило широкой международной жизнью. Искусство стремилось впитать в себя и переосмыслить множество внешних явлений. Духом повествовательности, интересом ко всем проявлениям земной жизни проникнута танская живопись. Ей свойственны усилившееся внимание к красоте природы, стремление охватить и систематизировать многообразие событий и аспектов жизни, воплотить в чёткой канонизации живописных жанров, сближающихся с жанрами поэзии и прозы эпохи.
Живопись по праву можно считать синтезом духовного наследия, поскольку она сочетает в себе и каллиграфию, и поэзию, и сама по себе является уникальным феноменом. Живопись - это зеркало отражающее уровень социальной реальности, через образный мир, идеалы красоты, драматургию художественных полотен.
Тысячелетия китайцы прибывали в жёстких ментальных матрицах описания мира. Китайская цивилизационная парадигма построена на ценностях совершенно противоположных западной парадигме, что и обуславливает восприятие китайской ментальности, как нечто особенное. Особенное, так как сосуд ментальности, наполнен иными ценностями. При вдумчивом погружение в понятийное пространство китайской ментальности, приходит осознание спокойствия, так как получаешь ответы на вопросы, сталкиваешься с бесконечностью, которая учит созерцанию жизни, как потока. На основании вышеизложенного, интерес к прозе, поэзии, живописи Китая просматривается по иным углом восприятия.
Китайская цивилизационная парадигма про время, как феномен. Про время, ощутимое как поток, идущий через человека. Тело - полупроводник времени. Одна из характерных особенностей китайского менталитета - чувствовать время. Китайская парадигма сохранила механизм описания времени, через календарную математику.
Чёткая система ценностей пронизывает все сферы жизни общества, отражается в словах и поступках китайцев. «Луньюй» Конфуция, «Дао Дэ Цзин» Лао Цзы, написанные более двух тысяч лет назад, и ряд других древних книг до сих пор оказывают влияние на мышление и поведение китайцев.
Религия, является технологией управления потоками сознания во времени. Диалектическое мышление, отраженное в конфуцианстве, буддизме и даосизме, основных течениях традиционной культуры, сформировало традиционный китайский менталитет.
Традиционная китайская философия признает существование всеобщего базового противоречия в качестве основы бытия, стремится в условиях взаимодействия противоречий познать и охватить единство и закономерность вселенной, познать единство и закономерность добродетельной жизни, неба и человечества.
Чжу Жуйшуан определяет основные базовые характеристики китайского
121 менталитета:
• Сосредоточенность на упорядоченности. В отношениях между человеком и природой китайский традиционный образ мышления сосредоточивает внимание на «единстве Неба и Человека», «взаимодействии Неба и Человека», «гармонии между Небом и Человеком», при этом не только рассматривает весь внешний естественный мир как одно целое, но и воспринимает все человеческое общество как взаимодействие с внешним естественным миром.
• Тенденция к реалистическому образу мышления. Даосизм уделяет внимание способу самозащиты, закону успеха и искусству управления людьми, а конфуцианство - это, прежде всего, учение о стратегии управления господствующего класса.
• Эклектический образ мышления. В рамках традиционного мышления китайцы стремятся гармонизировать различные противоречивые философскими представления.
• Диалектический образ мышления. Китайцы стремятся к гармонии в каждом человеке, к мировой гармонии.
Китайцам свойственен коллективный дух. Поскольку образ мышления китайцев стремится к единству, при наличии разных вариантов трудно сделать выбор, в результате возникает ментальность «срединного пути».
В традиционной китайской культуре конфуцианское подчеркивает необходимость для определенного человека послушания, самоотречения, соблюдения ритуала, чтобы найти свое место в жизни. Даосизм подразумевает обретение спокойствия за счет гармонии с природой. Согласно буддийским учениям, окончательное освобождение людей заключено в пепле, полностью лишенном человеческой жизни нирване в обмен на духовное утешение.
Духовная жизнь Китая насыщена и интенсивна. Концентрация материальных и духовных ценностей побуждает современников вновь и вновь возвращаться в прошлое, которое есть настоящее и будущее. Побуждает черпать силы к познанию и размышлению, находить ответы о смысле жизни, находить себя во временном
1. Авходеева Е.А. К вопросу о формировании механизма сохранения национально -
культурной идентичности Китая. [Электронный ресурс] URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-formirovanii-mehanizma-sohraneniya-natsionalno- kulturnoy-identichnosti-kitaya (дата обращения: 24.11.2018г.)
2. Алексеев В.М. Труды по китайской литературе. В 2 книгах. 2002. - 515с.
3. Алексеев В.М. «Китайская поэма о поэте. Стансы Сыкун Ту» [Электронный
ресурс] URL: http://www.history-library. com/index.php?id1=3 &category=istoriya-
kitaya&author=alekseev-vn&book= 1978&page= 107
4. Алексеев В.М. Наука о Востоке. Статьи и документы. // М.: ГРВЛ. 1982. - 536 с.
[Электронный ресурс] URL: http://kronk. spb.ru/library/alekseev-vm- 1982.htm (дата
обращения: 26.11.2018г.)
5. Алимов И., Кравцова М. - История китайской классической литературы с древности и до XIII века. Поэзия, проза. В 2 частях. 2014. - 1408с.
6. Алимов И.А. Бесы, лисы, духи в текстах Сунского Китая. СПб.: Изд-во «Наука». 2008. - 284с.
7. Альбом: «Китайская живопись». Изд-во «Феникс», - Ростов н/Д, 2006. - 160с.
8. Аникина Г.П., Воробьёва И.Ю. - Китайская классическая литература: Учебно-методическое пособие.2008. - 153с.
9. Белозёрова В. Традиционное искусство Китая. Том 1. Неолит - IX век /Белозёрова В. / Москва Университет Дмитрия Пожарского 2016 ISBN: 978-5-91244-159-2 649с.
10. Бо Цзюй-и. Стихотворения в пер. с кит. Л. Эйдлина. Вступит, статья и примеч. Л. Эйдлина. Москва, 1978. - 292с.
11. Ван Вэй. О живописи // Китайское искусство: Принципы. Школы. Мастера / Сост., пер. с кит. и англ., вступ. ст., очерки и комм. В.В. Малявина. М: «ОАО Люкс», 2004. - 432 с.
12. Ван Вэй. Тайны живописи / Пер. с кит. В.М. Алексеева // В.М. Алексеев. Труды по китайской литературе. М.: Восточная литература, Книга 2. 2003. - 48-50с.
13. Ван Цзянь Символизм китайской живописи/ Ван Цзянь [Текст]: Вестник ЧитГУ №6 (57) [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/simvolizm-kitayskoy- zhivopisi (дата обращения: 07.12.2018г.)
14. Ван Цзянь Философско-мировоззренческие установки даосизма в памятниках китайской культуры «Дао-дэ цзин» и «Чжуан-цзы» Философские науки УДК 75(510)
[Электронный ресурс] URL: file:///C:/Users/User/Downloads/filosofsko-mirovozzrencheskie- ustanovki-daosizma-v-pamyatnikah-kitayskoy-kultury-dao-de-tszin-i-chzhuan-tszy.pdf (дата
обращения: 12.12.2018г.)
15. Ван Ши-и. Юань Чжэнь луньгао (Рассуждения о Юань Чжэне). Сиань, 1994.
..87