Аннотация
Введение 4
Глава 1. Теоретические основы студенческого самоуправления
1.1. Студенческое самоуправление и его особенности в системе
высшего образования 7
1.2. Теоретические характеристики терминов «лидерство» и
«руководство» 14
1.3. Влияние интолерантности к неопределенности на эффективное
руководство в студенческих объединениях 19
Глава 2. Программа, направленная на развитие эффективного руководства в студенческом самоуправлении у молодых людей в условиях неопределенности
2.1. Описание программы для снижения уровня интолерантности к
неопределенности у студентов-руководителей в студенческом самоуправлении 25
2.2. Оценка значимости и актуальности выбранной темы
исследования 27
2.3. Реализация специально-организованного интенсива для
студенческой молодежи на руководящих должностях в студенческом самоуправлении 34
Заключение 48
Список используемой литературы 51
Приложение А 56
Приложение Б 58
Приложение В 60
Приложение Г 61
Современный мир характеризуется высокой динамичностью и наличием большого количества внешних раздражителей и неоднозначных ситуаций, которые существуют во всех сферах человеческой жизни. Каждый день студенческая молодежь сталкивается с осуществлением выбора, с решением непредсказуемых ситуаций и с конструктивным взаимодействием с окружающими людьми, особенно это проявляется в студенческом самоуправлении, где студентам необходимо самостоятельно нести ответственность за себя и за окружающих. Все возрастающие потоки информации, стремительное увеличение темпа жизни и перемены в жизни российского общества породили проблему глобальной неопределенности. Особенно актуальной эта проблема становится для студенческой молодежи, которая находится на этапе становления личностных качеств, познания общественной жизни, профессионального самоопределения и участия в студенческом самоуправлении. Студенческое самоуправление становится для молодежи периодом жизни, который наполнен вызовами и возможностями, именно в университетской среде, в атмосфере поиска и открытий, происходит взросление и приобретение жизненно -необходимых навыков.
Высшие образовательные учреждения закладывают фундамент личностного развития студента на этапе взросления, создавая множество неопределенных ситуаций ввиду специфики своей деятельности, а также создают платформу для раскрытия своего лидерского потенциала, участвуя в студенческих объединениях. Таким образом, университеты включают в себя множество дополнительных образовательных траекторий, которые позволяют развивать спортивные, интеллектуальные и творческие компетенции обучающихся. Студенческие объединения являются неотъемлемой частью студенческой жизни и позволяют студентам раскрывать свои творческие, лидерские и управленческие навыки, а также
способность работать в команде. Студенческое самоуправление является почвой для развития компетенций студентов. Оно позволяет получить практические знания, раскрыть скрытые таланты молодежи и найти свое предназначение. Тему самоуправления, в своих трудах, затрагивали многие ученые, считая данную тему основополагающей в педагогике. Например, Зубок Ю.А. в одной из своих научных статей говорила: «Представления о смыслах образования студентов вузов рассмотрены в соотношении с институциональной регуляцией высшей школы. Сделан вывод о том, что устойчивая тенденция инструментализации отношения студенческой молодёжи к образованию согласуется с таким направлением целенаправленной регуляции высшей школы, как
практикоориентированность образовательных программ. Образование понимается как средство повышения управляемости своей жизнью, а значит - повышения уровня социальной определённости». В таком случае, студенческое самоуправление, как важная составляющая высшего образования, является возможность повысить уровень социальной определенности в контексте терминального смысла образования [34].
Самоуправление — это внутреннее, своими собственными силами управление делами в какой-нибудь организации, коллективе [23]. Таким образом, студенческое самоуправление, ввиду специфики деятельности, требует наличие у своих участников критического мышления, умения работать в экстренных и неопределенных ситуациях и нести ответственность за свои действия, благодаря этому возрастает риск проявления интолерантности к неопределенности в условиях постоянной непредсказуемости.
Исследования в области психологии, касающиеся неопределенности, начались с экспериментальных условий, проведенных такими авторами, как Эпштейн С. и Рупениан А., Олбрих С. и Лазарус Р., они стремились к поиску связи между неопределенностью и тревогой со стрессом. Монат, Аверилл и Лазарус Р определили неопределенность, как период ожидания перед столкновением с потенциально угрожающим событием. Позже концепция нетерпимости к неопределенности была определена как способ, которым люди понимают и обрабатывают информацию в ситуациях, которые можно охарактеризовать как неопределенные, и как они реагируют набором когнитивных, эмоциональных и поведенческих реакций [13].
Актуальность данной темы вызвана тем, что вступая на руководящую должность в студенческом объединении, студенту необходимо нести ответственность за команду людей, уметь предвидеть потенциальные риски и принимать решения в короткие сроки и в условиях дефицита информации. Перечень названных умений отталкивает студенческую молодежь от вступления на руководящую должность ввиду неопределенности и страха не справиться со своими должностными обязанностями. Единая статистика, которая сможет наглядно показать правомерность данного тезиса, к сожалению, отсутствует в современных реалиях, но согласно особенностям развития и жизни молодых людей, а также исследованию, проведенному нами в 2024 году, данный тезис является актуальным. Вступая на руководящую должность, руководители студенческих объединений могут испытывать трудности в принятии решений, проявлении лидерских качеств, позиционировании себя, как человека, за которым студенты захотят идти. Руководители могут испытывать нехватку времени, ресурсов и должной поддержки при выполнении необходимого плана. Все эти факторы способствуют развитию интолерантности к неопределенности и приводят к ухудшению внутренней составляющей студенческого объединения.
Объект: интолерантность к неопределенности
Предмет: проявление интолерантности к неопределенности у молодых людей на руководящей должности в студенческом самоуправлении
Цель: разработать программу, позволяющую минимизировать степень проявления интолерантности к неопределенности и обеспечить эффективное руководство молодых людей в условиях неопределенности в студенческих объединениях.
Задачи:
1. Провести теоретический анализ феноменов «лидерство» и «руководство»
2. Раскрыть роль лидерства и руководства в студенческом
самоуправлении
3. Выявить способы и методы влияния интолерантности к неопределенности на эффективное руководство в студенческих объединениях
4. Разработать и апробировать программу, направленную на снижение уровня интолерантности к неопределенности у молодых людей в студенческом самоуправлении
Гипотеза исследования:
Влияние специально-организованного сопровождения позволит минимизировать проявление интолерантности к неопределенности у студенческой молодежи в студенческом самоуправлении.
Методы исследования: анализ научной литературы, наблюдение, анкетирование, качественный анализ данных.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, по 3 параграфа в каждой главе, заключения, списка использованных источников и литературы, приложений. В конце каждой главы дается общий вывод.
В рамках данной выпускной квалификационной работы был проведен теоретический анализ феномена «интолерантность к неопределенности», выявление его характерных особенностей, изучение различных научных исследований согласно данной проблематике и углубленное изучение истории возникновения данного феномена. Были введены новые термины «студенческое самоуправление», «лидерство» и «руководство», которые также подверглись детальному изучению особенностей. Согласно теоретическому анализу, студенческое самоуправление представляет собой сложную и многогранную систему. Оно стало главным инструментом для личностного и профессионального роста студенческой молодежи, и предоставило возможности управления университетом и развития
гражданской активности студентов. Несмотря на специфику существования студенческого самоуправления, в современном мире оно является важной частью профессионального и социального самоопределения и развития компетенций учащихся. Обращаясь к понятиям «лидерство» и «руководство», важно отметить существование данных терминов в пределах разных подходов в управлении деятельностью и людьми, это связанные, но не идентичные понятия. У любого руководителя в команде всегда есть явный лидер, способный закрыть все дефициты. В идеальной картине мира руководитель и есть лидер, возможность сочетать формальную и неформальную власть - это высший уровень руководства. Разграничение этих понятий имеет важное значение в исследовательской и повседневной деятельности для понимания динамики управления и влияния в организациях и объединениях.
В процессе исследования удалось проследить степень влияния интолерантности к неопределенности на молодых людей на руководящей должности в студенческом самоуправлении. Интолерантность к неопределенности является существенным фактором, усугубляющим руководство в студенческих объединениях, становится барьером для 48
развития лидерских, творческих, интеллектуальных компетенций, и усложняет развитие коммуникативных, профессиональных и управленческих навыков.
С целью развития эффективного руководства у молодых людей в условиях неопределенности в 2024 году было проведено онлайн- анкетирование студентов высших учебных заведений. Анкетирование позволило выделить процент студентов, принимающих участие в студенческом самоуправлении, уровень знакомства с термином «интолерантность к неопределенности», а также выявить влияние активной позиции в университете на проявление интолерантности к неопределенности. Как показали результаты исследования, студенческие сообщества и объединения являются популярными среди молодежи, все респонденты состоят в студенческих объединениях и считаются студентами, проявляющими активную лидерскую позицию. Данные результаты позволили выделить дефициты и некоторые рекомендации, исходя из исследуемой проблематики и поставленным целям. Согласно особенностям результатов данного анкетирования составлялась программа исследования в рамках выпускной квалификационной работы. Анкетирование позволило определить запрос студенческой молодежи в рамках исследуемой проблематики,
Форматом исследования и реализации программы был выбран специально-организованный интенсив. Согласно особенностям интенсива, который характеризуется коротким и концентрированным промежутком времени (несколько часов/дней), быстрое погружение и освоение конкретных навыков, а также фокус на определенной теме, он идеально подходил под цели и задачи программы. Из-за недостаточной изученности темы «интолерантность к неопределенности» в долговременном и глубоком погружении, как в технологии тренинга, не заключается основная работа. Руководителям необходимо уметь быстро перерабатывать информацию и использовать её на благо своей команды.
Специально-организованный интенсив был направлен на более эффективную работу в ситуации неопределенности у молодых лидеров, а также на развитие навыков принятия решений и эффективного управления коллективом. Реализация интенсива происходила в несколько этапов с использованием разных выборок. Первичная выборка составляла 90 студентов-руководителей студенческих объединений из Краснодарского края, вторичная выборка была в количестве 15 человек, обучающихся в Томском государственном университете. Программа для двух выборок была выстроена по одним и тем же этапам. Целью интенсива стало развитие у студенческой молодежи навыков эффективного управления в условиях неопределенности и стресса.
В ходе проведения специально-организованного интенсива, направленного на минимизацию проявлений интолерантности к неопределенности у студенческой молодежи, которая занимает руководящие должности в студенческом самоуправлении, была реализована комплексная программа, которая включала в себя теоретические знания, диагностику, практические упражнения, командные и индивидуальные задания. Реализация интенсива позволила подтвердить актуальность исследования и выявить у студентов-руководителей уровень интолерантности к неопределенности. Особое внимание было уделено развитию навыков, способствующих легко адаптироваться в ситуациях неопределенности, детальному разбору непредвиденных ситуаций и возможные реакции на них, стимулированию креативности и импровизации, а также умению эффективного руководства студенческим объединением, несмотря на кризисы и вызовы, возникающие в результате деятельности.
Итогом исследования стала положительная динамика участников согласно входному и выходному анонимным эссе, в которых прослеживается уровень осознанности, понимания и желания спокойно реагировать на любые вызовы, которые возникают в современном мире, особенно находясь на руководящей должности.
1. Азимов Т. А., Безнощук Л. Ю. Эффективное принятие управленческих решений // Молодой ученый. — 2016. — № 10 (114). — С. 500-503.
2. Бабосов Е. М. Социология управления / Е. М. Бабосов. — Минск : ТетраСистемс, 2000. — 288 с.
3. Барнард Ч. Функции руководителя: власть, стимулы и ценности в организации / Ч. Барнард ; пер. с англ. В. Кошкина. — Москва : Социум, 2008. — 334 с.
4. Блондель Ж. Политическое лидерство: путь к всеобъемлющему анализу / пер. с англ. Г. М. Квашнина. — Москва : Российская академия управления, 1992. — 3 с.
5. Бугаенко Н. П. Педагогические условия и организационные формы развития студенческого самоуправления в современном вузе : монография / Н. П. Бугаенко. — Пятигорск, 2005. — 35 с.
6. Бурякова О. А. Студенческое самоуправление: теория и практика : монография / О. А. Бурякова. — Белгород : ИПЦ «ПОЛИТЕРРА», 2010. — 264 с.
7. Быков А. В. Качества руководителя и успех деятельности. — М. : УРАО, 2001.
8. Воспитательная среда университета: традиции и инновации : монография / А. В. Пономарев [и др.]. — Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2015. — 408 с.
9. Друкер П. Ф. Менеджмент : учебник / П. Ф. Друкер, Д. А. Макьярелло. — Москва : Вильямс, 2020. — 704 с.
10. Закунова Е. Д., Анисимова А. Е., Слюзнева К. В., Гордеев К. С.,
Жидков А. А. Роль студенческих объединений в ВУЗе // Современные научные исследования и инновации. — 2018. — № 12. — URL:
https://web.snauka.ru/issues/2018/12/88388
11. Злобина М. В. Взаимосвязь толерантности и интолерантности к неопределенности и черт большой пятерки // Reflexio. — 2019. — Т. 12, № 1.
12. Исаев А. А. Студенческое самоуправление в процессе профессионального образования в туристском вузе : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08 / А. А. Исаев. — Москва, 2010.
13. Казнова М. Л., Пачеко Л. С., Коста П., Лоутом Р., Фариа Ж. Л. С. Факториальная валидность и инвариантность измерения шкалы реагирования на неопределенность // [Журнал не указан]. — 2019. — № 23.
14. Колмогорова О. А. Студенческое самоуправление в вузе как средство профессионального становления личности специалиста : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08 / О. А. Колмогорова. — Магнитогорск, 2007.
15. Корнилова Т. В., Чумакова М. А. Шкалы толерантности и интолерантности к неопределенности в модификации опросника С. Баднера // Экспериментальная психология. — 2014. — № 1. — С. 92-110....50