ЯЗЫКОВАЯ ЛИЧНОСТЬ ВАСИЛИЯ КАСЬЯНОВА НА МАТЕРИАЛЕ ЕГО ДНЕВНИКОВ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОСНОВНОЙ НАУЧНЫЙ КОНТЕКСТ РАБОТЫ 7
1.1. Языковая личность как предмет лингвистики 7
1.1.1. Научные парадигмы в языкознании 7
1.1.2. «Личность и язык» в истории языкознания 10
1.1.3. Проблема определения понятия «языковая личность» и её
структура 13
1.1.4. Лингвоперсонология как раздел науки о языковой личности 18
1.1.5. Отечественные лингвистические школы изучения языковой личности 24
1.2. Дневник как речевой жанр 29
1.2.1. Становления жанра дневника 31
1.2.2. Жанровые и функциональные особенности дневника 34
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 37
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ЯЗЫКОВОЙ ЛИЧНОСТИ ВАСИЛИЯ КАСЬЯНОВА НА МАТЕРИАЛЕ ЕГО ДНЕВНИКОВ 38
2.1. Личность В.Д. Касьянова и его «летопись нравов» 39
2.2. Особенности языковой личности Василия Касьянова 40
2.2.1. Вербально-семантический уровень языковой личности 40
2.2.2. Лингвокогнитивный уровень языковой личности 45
2.2.3. Мотивационно-прагматический уровень языковой
личности 65
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 77
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 79
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 82
ГЛАВА 1. ОСНОВНОЙ НАУЧНЫЙ КОНТЕКСТ РАБОТЫ 7
1.1. Языковая личность как предмет лингвистики 7
1.1.1. Научные парадигмы в языкознании 7
1.1.2. «Личность и язык» в истории языкознания 10
1.1.3. Проблема определения понятия «языковая личность» и её
структура 13
1.1.4. Лингвоперсонология как раздел науки о языковой личности 18
1.1.5. Отечественные лингвистические школы изучения языковой личности 24
1.2. Дневник как речевой жанр 29
1.2.1. Становления жанра дневника 31
1.2.2. Жанровые и функциональные особенности дневника 34
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 37
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ЯЗЫКОВОЙ ЛИЧНОСТИ ВАСИЛИЯ КАСЬЯНОВА НА МАТЕРИАЛЕ ЕГО ДНЕВНИКОВ 38
2.1. Личность В.Д. Касьянова и его «летопись нравов» 39
2.2. Особенности языковой личности Василия Касьянова 40
2.2.1. Вербально-семантический уровень языковой личности 40
2.2.2. Лингвокогнитивный уровень языковой личности 45
2.2.3. Мотивационно-прагматический уровень языковой
личности 65
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 77
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 79
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 82
Дневник наряду с автобиографией и воспоминаниями является частью мемуарной литературы. Они напрямую связаны с личностью автора, так как отражают не только стиль письма, но мировоззрение и чувства. Дневниковые записи как жанр обыденной сферы речевого поведения могут принадлежать не только профессиональным писателям.
Дневник сосредотачивает в себе признаки других жанров, «сохраняя искренность исповеди, направленность на собственное жизнеописание, свойственную автобиографии, и характерную для хроник соотнесенность с конкретным моментом времени» [Ромашкина, 2016: 4]. Изучением дневникового жанра занимаются учёные разных научных дисциплин: историки, социологи, лингвисты, литературоведы, философы и культурологи. Для лингвистов дневники являются особенным материалом для изучения языковой личности.
В настоящее время наблюдается огромный интерес учёных к человеческому фактору в языке. Под влиянием изучения языковой личности формируется лингвистическая персонология - новейшее научное направление, в рамках которого выполнена данная работа. Термин введён российским лингвистом В.П. Нерознаком в 1996 г. и впервые был упомянут в его статье «Лингвистическая персонология: к определению статуса дисциплины» [Нерознак, 1996]. В 2010 г. издано ученое пособие Е.В. Иванцовой «Лингвоперсонология: Основы теории языковой личности», в котором даётся теоретическое осмысление лингвистической персонологии. Данная научная область касается таких исследований, где во внимание берётся личность и её проявление в языке. Языковая личность - это основное понятие лингвоперсонологии.
В нашей работе мы рассматривали дневниковые записи протоиерея Василия Дмитриевича Касьянова, жившего в Красноярске с 1857 по 1897 гг. Он вошёл в историю нашего края не только как священник, но и как
грамотнейший человек, в чьих дневниках отражена история Приенисейского края и всей Российской империи XIX века. Василий Касьянов родился в 1817 г. в селе Пировском Енисейского округа. После окончания духовной семинарии и посвящения в иереи в 1839 г. он жил в Енисейске, затем с 1857 года и до конца жизни - в г. Красноярске, где служил кафедральным протоиереем Богородице-Рождественского собора. С 1870 года В.Д. Касьянов вёл записи о подробностях «церковной, общественной и повседневной жизни одной из самых тогда больших епархий России» [Броднева, 2012: 7]. В эпоху Советской России имя Василия Касьянова оказалось забыто: красноярцы гораздо больше знали о его внуке Петре Красикове - революционере и советском общественном деятеле - нежели о протоиерее.
В 2000-е годы в Красноярском крае возрос интерес общества к церковной истории. Учитывая, что дневники Василия Касьянова - почти единственный рукописный памятник, внушительный по объёму и содержанию, написанный человеком глубоко воцерковлённым, было принято создать проект публикации рукописи дневников В.Д. Касьянова с необходимыми комментариями. В 2012 г. было опубликовано 2 тома дневниковых записей протоиерея издательским домом «Восточная Сибирь».
Таким образом, актуальность темы дипломной работы обусловлена возросшим интересом к личности В.Д. Касьянова в результате публикации его дневниковых записей. Изучение дневников Василия Касьянова в лингвистическом аспекте позволяет проанализировать языковую личность представителя локального духовенства XIX в.
О В.Д. Касьянове существуют комментарии историков, краеведов, религиоведов: его дневники являются ценным материалом для исследования истории Приенисейского края, духовенства, торговли и промышленности XIX в. Изучение дневниковых записей В.Д. Касьянова в лингвистическом аспекте составляет новизну дипломной работы.
Объектом работы является языковая личность В.Д. Касьянова.
Предмет работы - описание языковых способностей В.Д. Касьянова.
Цель - анализ языковой личности В.Д. Касьянова на материале дневников 1870-1897 гг.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. изучить теоретическую литературу по лингвоперсонологии и теории языковой личности;
2. рассмотреть особенности дневника как речевого жанра;
3. обозначить роль Василия Касьянова в духовенстве Сибири XIX в.;
4. описать особенности языковой личности Василия Касьянова.
Материалом работы послужили записи Касьянова из дневников 1870¬1897 гг. с комментариями автора-составителя А.В. Бродневой,опубликованные издательским домом «Восточная Сибирь» в 2012 г.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: теоретические (изучение литературы по проблематике исследования), описательный метод, метод языкового портретирования, стилистический анализ текста, метод контекстуального анализа.
Теоретическая значимость данного исследования состоит в том, что оно участвует в разработке ключевых вопросов лингвоперсонологии.
Практическая значимость дипломной работы определяется тем, что её результаты и положения можно применить в курсах лингвоперсонологии. Также результаты могут быть полезны при составлении работ по истории Красноярского края.
Структура работы. Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы. Первая глава посвящена изучению теории языковой личности, становления лингвоперсонологии, рассматривается теория речевых жанров, и жанрообразующие особенности личного дневника. Во второй главе дана краткая биография В.Д. Касьянова и анализ его языковой личности в трёх аспектах. В заключении подводятся итоги дипломной работы.
Апробация работы. Результаты исследования были взяты за основу доклада на конференции «Язык, дискурс, (интер)культура в коммуникативном пространстве человека» (СФУ, Красноярск, 2017 г.).
Дневник сосредотачивает в себе признаки других жанров, «сохраняя искренность исповеди, направленность на собственное жизнеописание, свойственную автобиографии, и характерную для хроник соотнесенность с конкретным моментом времени» [Ромашкина, 2016: 4]. Изучением дневникового жанра занимаются учёные разных научных дисциплин: историки, социологи, лингвисты, литературоведы, философы и культурологи. Для лингвистов дневники являются особенным материалом для изучения языковой личности.
В настоящее время наблюдается огромный интерес учёных к человеческому фактору в языке. Под влиянием изучения языковой личности формируется лингвистическая персонология - новейшее научное направление, в рамках которого выполнена данная работа. Термин введён российским лингвистом В.П. Нерознаком в 1996 г. и впервые был упомянут в его статье «Лингвистическая персонология: к определению статуса дисциплины» [Нерознак, 1996]. В 2010 г. издано ученое пособие Е.В. Иванцовой «Лингвоперсонология: Основы теории языковой личности», в котором даётся теоретическое осмысление лингвистической персонологии. Данная научная область касается таких исследований, где во внимание берётся личность и её проявление в языке. Языковая личность - это основное понятие лингвоперсонологии.
В нашей работе мы рассматривали дневниковые записи протоиерея Василия Дмитриевича Касьянова, жившего в Красноярске с 1857 по 1897 гг. Он вошёл в историю нашего края не только как священник, но и как
грамотнейший человек, в чьих дневниках отражена история Приенисейского края и всей Российской империи XIX века. Василий Касьянов родился в 1817 г. в селе Пировском Енисейского округа. После окончания духовной семинарии и посвящения в иереи в 1839 г. он жил в Енисейске, затем с 1857 года и до конца жизни - в г. Красноярске, где служил кафедральным протоиереем Богородице-Рождественского собора. С 1870 года В.Д. Касьянов вёл записи о подробностях «церковной, общественной и повседневной жизни одной из самых тогда больших епархий России» [Броднева, 2012: 7]. В эпоху Советской России имя Василия Касьянова оказалось забыто: красноярцы гораздо больше знали о его внуке Петре Красикове - революционере и советском общественном деятеле - нежели о протоиерее.
В 2000-е годы в Красноярском крае возрос интерес общества к церковной истории. Учитывая, что дневники Василия Касьянова - почти единственный рукописный памятник, внушительный по объёму и содержанию, написанный человеком глубоко воцерковлённым, было принято создать проект публикации рукописи дневников В.Д. Касьянова с необходимыми комментариями. В 2012 г. было опубликовано 2 тома дневниковых записей протоиерея издательским домом «Восточная Сибирь».
Таким образом, актуальность темы дипломной работы обусловлена возросшим интересом к личности В.Д. Касьянова в результате публикации его дневниковых записей. Изучение дневников Василия Касьянова в лингвистическом аспекте позволяет проанализировать языковую личность представителя локального духовенства XIX в.
О В.Д. Касьянове существуют комментарии историков, краеведов, религиоведов: его дневники являются ценным материалом для исследования истории Приенисейского края, духовенства, торговли и промышленности XIX в. Изучение дневниковых записей В.Д. Касьянова в лингвистическом аспекте составляет новизну дипломной работы.
Объектом работы является языковая личность В.Д. Касьянова.
Предмет работы - описание языковых способностей В.Д. Касьянова.
Цель - анализ языковой личности В.Д. Касьянова на материале дневников 1870-1897 гг.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. изучить теоретическую литературу по лингвоперсонологии и теории языковой личности;
2. рассмотреть особенности дневника как речевого жанра;
3. обозначить роль Василия Касьянова в духовенстве Сибири XIX в.;
4. описать особенности языковой личности Василия Касьянова.
Материалом работы послужили записи Касьянова из дневников 1870¬1897 гг. с комментариями автора-составителя А.В. Бродневой,опубликованные издательским домом «Восточная Сибирь» в 2012 г.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: теоретические (изучение литературы по проблематике исследования), описательный метод, метод языкового портретирования, стилистический анализ текста, метод контекстуального анализа.
Теоретическая значимость данного исследования состоит в том, что оно участвует в разработке ключевых вопросов лингвоперсонологии.
Практическая значимость дипломной работы определяется тем, что её результаты и положения можно применить в курсах лингвоперсонологии. Также результаты могут быть полезны при составлении работ по истории Красноярского края.
Структура работы. Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы. Первая глава посвящена изучению теории языковой личности, становления лингвоперсонологии, рассматривается теория речевых жанров, и жанрообразующие особенности личного дневника. Во второй главе дана краткая биография В.Д. Касьянова и анализ его языковой личности в трёх аспектах. В заключении подводятся итоги дипломной работы.
Апробация работы. Результаты исследования были взяты за основу доклада на конференции «Язык, дискурс, (интер)культура в коммуникативном пространстве человека» (СФУ, Красноярск, 2017 г.).
Данная выпускная квалификационная работа выполнена с целью анализа языковой личности протоиерея Василия Касьянова на материале его дневниковых записей 1870-1897 гг. В результате их публикации возрос интерес историков и религиоведов к личности этого священника. Изучение дневников Василия Касьянова в лингвоперсонологическом аспекте позволяет проанализировать языковую личность представителя локального духовенства XIX в.
О необходимости исследования языка личности учёные заговорили ещё в XIX в., тогда появились первые предпосылки изучения феномена языковой личности. Изучение языка в связи с деятельностью человека привело к формированию антропоцентрической мегапарадигмы в лингвистике. Это способствовало становлению новых дисциплин на стыке двух научных областей, объектом изучения которых оказывается языковая личность. Одной из таких дисциплин является лингвоперсонология.
Материалом для данного исследования послужили дневники В.Д. Касьянова 1870-1897 гг., священника, который был известен как «вселенский протоиерей» благодаря его учёности и ведению переписки со многими людьми. Записи, которые он вёл в течение 27 лет, отражают многие исторические события страны и Приенисейского края, а также разные стороны жизни Василия Касьянова.
Анализ рассматриваемой языковой личности на основе концепции Ю.Н. Караулова позволил изучить языковые особенности протоиерея на трёх уровнях: вербально-семантическом, лингвокогнитивном и мотивационно¬прагматическом.
В результате анализа языковой личности протоиерея были сделаны выводы о том, что лексика письменной речи Василия Касьянова разнообразна. В его дневниковых записях используются устаревшие слова, церковнославянизмы, высокая и сниженная лексика. В.Д Касьянов создаёт окказионализмы, которые подчёркивают индивидуальный авторский стиль. Автор заимствует флексии из церковнославянского языка, использует уменьшительно-ласкательные суффиксы при описаниях природы и погоды, что является характерными чертами дневников Василия Касьянова. Кроме того, для записей протоиерея характерны фрагментарность и неполнота конструкций, которые свойственны речевому жанру личного дневника.
Рассмотрение дневников В.Д. Касьянова на наличие прецедентных текстов показало, что протоиерей часто цитирует Библию: размышляя о жизни и семье, Василий Касьянов обращается к Богу с молитвой и просьбами. Автор предстаёт перед читателем праведным человеком, для которого богослужения являются важным делом всей жизни.
В текстах Василия Касьянова актуализируются такие концепты, как «вера», «смерть», «семья», «Россия». Они отражают важные темы дневников протоиерея. Для его записей характерны размышления о собственной смерти, которой не избежать; о судьбах дочери и внуков; о Родине и нравах людей, которые живут с ним на одной земле. В.Д. Касьянов не оставляет без внимания события, происходящие в России и в других странах, в политике, промышленности, что доказывает его образованность и широкий круг интересов.
Анализ языковой личности Василия Касьянова показал наличие нескольких речевых стратегий, которые используются в письменной речи В.Д. Касьянова: диалогическая (псевдодиалогическая), достижение эмоционального комфорта, нарративная, стратегия оценивания. Каждая из них соответствует определённому намерению автора: познать себя, конструировать Я-образ в процессе общения с самим собой, «открыть душу», осмыслить содержание дневниковых записей. Речевая стратегия оценивания доказывает независимость мнения Василия Касьянова не только о конкретных людях, но и о событиях в стране и мире. Совокупность вышеперечисленных стратегий делает возможным осуществление самопрезентации, формирование Я-образа автора.
Данный анализ выполнен на классической трёхуровневой модели языковой личности. Перспективы дальнейшего исследования заключаются в изучении языковой личности протоиерея Василия Касьянова в разных аспектах: лингвокультурологическом и психолингвистическом.
О необходимости исследования языка личности учёные заговорили ещё в XIX в., тогда появились первые предпосылки изучения феномена языковой личности. Изучение языка в связи с деятельностью человека привело к формированию антропоцентрической мегапарадигмы в лингвистике. Это способствовало становлению новых дисциплин на стыке двух научных областей, объектом изучения которых оказывается языковая личность. Одной из таких дисциплин является лингвоперсонология.
Материалом для данного исследования послужили дневники В.Д. Касьянова 1870-1897 гг., священника, который был известен как «вселенский протоиерей» благодаря его учёности и ведению переписки со многими людьми. Записи, которые он вёл в течение 27 лет, отражают многие исторические события страны и Приенисейского края, а также разные стороны жизни Василия Касьянова.
Анализ рассматриваемой языковой личности на основе концепции Ю.Н. Караулова позволил изучить языковые особенности протоиерея на трёх уровнях: вербально-семантическом, лингвокогнитивном и мотивационно¬прагматическом.
В результате анализа языковой личности протоиерея были сделаны выводы о том, что лексика письменной речи Василия Касьянова разнообразна. В его дневниковых записях используются устаревшие слова, церковнославянизмы, высокая и сниженная лексика. В.Д Касьянов создаёт окказионализмы, которые подчёркивают индивидуальный авторский стиль. Автор заимствует флексии из церковнославянского языка, использует уменьшительно-ласкательные суффиксы при описаниях природы и погоды, что является характерными чертами дневников Василия Касьянова. Кроме того, для записей протоиерея характерны фрагментарность и неполнота конструкций, которые свойственны речевому жанру личного дневника.
Рассмотрение дневников В.Д. Касьянова на наличие прецедентных текстов показало, что протоиерей часто цитирует Библию: размышляя о жизни и семье, Василий Касьянов обращается к Богу с молитвой и просьбами. Автор предстаёт перед читателем праведным человеком, для которого богослужения являются важным делом всей жизни.
В текстах Василия Касьянова актуализируются такие концепты, как «вера», «смерть», «семья», «Россия». Они отражают важные темы дневников протоиерея. Для его записей характерны размышления о собственной смерти, которой не избежать; о судьбах дочери и внуков; о Родине и нравах людей, которые живут с ним на одной земле. В.Д. Касьянов не оставляет без внимания события, происходящие в России и в других странах, в политике, промышленности, что доказывает его образованность и широкий круг интересов.
Анализ языковой личности Василия Касьянова показал наличие нескольких речевых стратегий, которые используются в письменной речи В.Д. Касьянова: диалогическая (псевдодиалогическая), достижение эмоционального комфорта, нарративная, стратегия оценивания. Каждая из них соответствует определённому намерению автора: познать себя, конструировать Я-образ в процессе общения с самим собой, «открыть душу», осмыслить содержание дневниковых записей. Речевая стратегия оценивания доказывает независимость мнения Василия Касьянова не только о конкретных людях, но и о событиях в стране и мире. Совокупность вышеперечисленных стратегий делает возможным осуществление самопрезентации, формирование Я-образа автора.
Данный анализ выполнен на классической трёхуровневой модели языковой личности. Перспективы дальнейшего исследования заключаются в изучении языковой личности протоиерея Василия Касьянова в разных аспектах: лингвокультурологическом и психолингвистическом.



