Введение 3
1 Комментарий к практике 7
1.1 Авторы 7
1.2 Опыт 10
1.3 Особенности творческой ситуации 15
1.4 Позиция 17
2 Презентация практики 24
2.1 Замысел фильма 19
2.2 Организация процесса работы 21
2.3 Съемочная группа и техника 26
2.4 Раскрытие героя 26
2.5 Принцип монтажа 27
3 Итог работы 30
3.1 Художественная задача 30
3.2 Содержание кадров в фильме 30
3.3 Геометрия в фильме 37
Заключение 42
Список фильмов 44
Список использованных источников и литературы 44
Тема
Создание документального фильма с приёмами длительного наблюдения и скрытой съёмки.
Актуальность
Документальное кино изучает разные стороны жизни и передаёт происходящее различными подходами и приёмами так, чтобы зритель увидел реалистичность, действительность. В данной работе выбраны два метода съёмки: длительное наблюдение и скрытая камера. Объектами же
исследования выбраны три семьи.
Выбор объекта исследования обусловлен тем, что мне хотелось изучить то, что находится у каждого человека на виду каждый день. Мы часто общаемся с своими семьями, семьями своих друзей, но мы не задумываемся насколько они разные. К различным бытовым ситуациям у каждой ячейки общества может быть свой подход и своя реакция на происходящее.
Но как же передать то, что происходит внутри каждой семьи по- настоящему? Так, чтобы семья практически не замечала оператора и не обращала внимания. Вела себя естественно и на все ситуации реагировала бы как в реальности. Ведь задача режиссёра - соответствие экранного образа героя реальном. Само присутствие камеры на локации уже меняет ход событий.
Таким образом, моя исследовательская работа актуальна из -за ситуации, когда документалисту нужно передать действительность в своём фильме, но герои могут закрыться от камеры или же начать «играть» на неё.
Использование методов длительного наблюдения и скрытой съёмки может помочь преодолеть эти трудности. Длительное наблюдение позволяет документалисту установить доверительные отношения с героями, привыкнуть к их поведению и запечатлеть естественные, неподдельные моменты их жизни. Скрытая съёмка, в свою очередь, позволяет снимать без ведома героев, что минимизирует вероятность их искусственного поведения перед камерой.
Моя работа исследует эффективность этих методов и демонстрирует, как они могут быть использованы для создания более достоверного и глубокого документального фильма, отражающего реальность без искажений.
Цель
Исследовать приёмы длительного наблюдения и скрытой съёмки для передачи своей идеи. Данным фильмом мне хотелось передать, что в браке нужно слушать и слышать друг друга. Относиться с пониманием и стараться избегать ссор, пассивной агрессии по отношению друг к другу.
Для реализации цели были решены следующие задачи:
1. Наблюдение за тремя семьями без камеры, изучение их поведения
2. Выбор ключевых эпизодов быта, которые можно использовать в каждой из семей.
3. Выбор методов съёмки.
4. Съёмка героев.
5. Отбор кадров.
6. Создание истории с помощью монтажа.
Характеристики проекта
Фильм снимался в двух городах: Томск и Новосибирск, так как молодая семья проживает в Томске, а две другие в Новосибирске. Первые съемки произведены мае 2024 года в Томске. До момента съёмок я наблюдала за семьёй, приходила к ним в гости, чтобы оценить какие ключевые моменты для своего фильма можно отобрать. Вторые съёмки проходили в Новосибирске с средней семьёй. Концепция та же, долгое время наблюдала и сопоставляла какие моменты можно выбрать и в итоге приступила к съёмкам. Третий этап - старшая семья. Та же методика, но конкретно в их случае нужно было думать над скрытой съёмкой. По-другому этих героев не получилось бы раскрыть полностью.
Хронометраж фильма около 15 минут. Жанр фильма - монтажный
фильм.
Целью моей работы является исследовать приёмы длительного наблюдения и скрытой съёмки для передачи своей идеи. Данным фильмом мне хотелось передать, что в браке нужно слушать и слышать друг друга. Относиться с пониманием и стараться избегать ссор, пассивной агрессии по отношению друг к другу.
Так же своим фильмом я хочу показать, что использование методов съёмки, таких как длительное наблюдение и скрытая съёмка, позволяет передать всю действительность происходящего, даже если герои закрываются от камеры и не проявляют себя и свои эмоции на полную.
Основные методы, которыми я пользовалась - наблюдение. Я не пыталась вмешаться в ситуацию. Я просто записывала то, что происходит в каждой из семей. Так же использовался метод скрытой съёмки, что помогло передать действительность лучше и показательнее.
Во время обучения на специализации документального кино, нам рассказывали, что документалист передаёт суть ситуации, не вмешиваясь в неё, не нарушая реальность происходящего. Нельзя, чтобы во время съёмок герой стеснялся или надевал маску. Обстановка должна быть максимально расслабленной. Такой, чтобы герой не закрывался в себе и передавал суть на сто процентов достоверной. Именно для этого в некоторых моментах я использовала скрытую съёмку, так как я знала, что в эти моменты герои могут закрыться от камеры.
Так же в перерывах от съёмки я разговаривала с героями, проводила с ними время, чтобы они были более расслаблены во время записи. Это хорошо помогало им раскрыться. Здесь я пользовалась техникой режиссёра Виталия Манского. В перерывах между съёмками я открывалась героям, а во время съёмок они мне. Даже во время съёмок я иногда вела с ними беседы, но не вставляла эти моменты в финальный монтаж.
В своих фильмах я часто прибегаю к приёмам геометрии. Это помогало выстроить приятную глазу картинку и передать в некоторых семьях их любовь к дисциплине и другим вещам.
Съёмочная группа состояла из одного человека - меня. Мне так было проще передать суть того, что я хотела донести. Так же проще было организовать процесс поездки в Новосибирск и назад в Томск. Героям тоже таким образом было проще открыться для меня.
Этот фильм является результатом моего обучения по специальности «Документальное кино». Он основан на опыте и знаниях, полученных мною в рамках учебной программы.
Я применила методы и техники документального кинопроизводства, изученные во время обучения, чтобы создать фильм, который отражает окружающую реальность. Этот проект стал итогом моего обучения и демонстрирует мое понимание принципов и практики документального кино.
1. Ковалева А.В. Методы и приемы создания документального фильма: дис. жур. наук: 42.03.02. — СПб., 2015. — с. 130
2. Меркель М.М. Вечное движение. Съемочный дневник об ансамбле И. Моисеева. - М., 1972. С. 36.
3. С. Борисов. Технология Создания Документального Фильма //
archive.org URL:
https ://archive. org/details/Borisov_S_I_Tekhnologia_sozdania_dokumentalnogo_fi lma/page/62/mode/2up (дата обращения: 18.06.2024).
4. Кузнецов, Д. Язык кино. Как понимать кино и получать удовольствие от просмотра — Москва : Эксмо, 2019. — с. 112
5. Казючиц М.Ф. Прямое кино: автор и идеология в системе телевизионного вещания США 1960-х гг // Театр. Живопись. Кино. Музыка. - 2019. - №2. - С. 148-160.
6. Дробашенко С.В. Феномен достоверности. Очерки теории документального фильма. -М., 1972. С. 156.
7. Тарковский А.А. Уроки режиссуры. М.: ВИППК, 1993. С. 20.
8. «Запечатленное время» // Медиа-архив «Андрей Тарковский». 2008. URL.: http ://tarkovskiy. su/texty/vrema/vrema4-2.html