Аннотация 3
ВВЕДЕНИЕ 4
Глава 1 Концептуальные основания исторического академического подкастинга 13
1.1 Подкастинг как вещательный жанр 13
1.2 Гуманитарные и исторические подкасты: ретроспектива и российские реалии 15
1.3 Audio Academia: особенности типологизации гуманитарных подкастов 20
Глава 2 Проектная записка 25
2.1 Основания для формирования цикла подкастов 25
2.2 Темы и проблемное содержание выпусков 26
2.3 SWOT-анализ подкастингового проекта 33
Глава 3 Подкастинг как инструмент популяризации исторических исследований 37
3.1 Ресурсы и инструменты: социальные сети и сбор метрики 37
3.2 Анализ собранной метрики социальных сетей 38
3.3 Эффективный подкастинг: выводы 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 53
ПРИЛОЖЕНИЕ А. Данные метрики социальных сетей 60
Актуальность исследования. Процессы производства и создания контента предоставляют новые свободы в отношении передачи знаний. Разнообразие мысли, звука и текста в медиасфере способствует обмену идеями, выходящими за рамки того, что возможно в чисто письменной форме. На данный момент подкастинг затрагивает в процессе устного общения нечто фундаментальное, претерпевающее значительные изменения в эпоху цифровых технологий. «Подкаст-пространство», как обозначают данное явление авторы книги «Новые звуковые культуры и цифровые медиа» , создает место для обсуждения, которое не определяется культурой мгновенной и анонимной реакции.
Зачастую подкаст отличается от официально зарегистрированного радиовещания гибкостью прослушивания и отсутствием редакционного и формального контроля, что характеризует подкасты как более актуальную культурную сущность по сравнению с радио. Кроме того, специфика создания подкастов образует иллюзию личностной связи между подкастером и слушателем, в результате чего возникает разговорная и неформальная атмосфера.
Подкастинг также иллюстрирует принцип «специфического универсального» (the specific is universal) , ориентированный на специфические культуры, но при этом представляющий интерес для широкой аудитории. Независимо от того, насколько глубоки или специфичны интересы человека, для него в большинстве случаев найдется интересующая тематика подкастов. Культура подкастинга таким образом может быть как личной, так и общественной, позволяя одновременно быть а) молчаливым участником разговора и б) сопричастным к чему-то массовому (по крайней мере, насколько этому соответствуют тема подкастов и вовлеченность слушателя в него).
Возможно, такое погружение во внутреннее и внешнее звуковое восприятие стало основной причиной, по которой подкасты стали сегодня такими популярными: они предлагают слушателю возможность выстраивать свое информационное поле и личную точку зрения, обеспечивая точки опоры в хаосе цифрового и материального массива текстовых данных, которые становятся все более размытыми. В этом смысле подкастинг предлагает новый способ коммуникации в эпоху цифровых технологий.
Подкастинг, имея однозначные положительные стороны аудиоформата, описанные выше, лишен основного минуса радиовещания или классической аудиторной лекции: подкаст не привязан к времени и пространству, и информация, размещенная в открытых источниках, становится доступной для прослушивания в любое время из любой точки мира. Специализированные научно-популярные подкасты могут быть гармонично внедрены в образовательный процесс : лектор сможет один раз записать основную образовательную траекторию курса, периодически обновляя детали, в то время как студент - обратиться к материалу в любое удобное время и повторить прослушанный курс перед экзаменами.
Кроме того, специфика подкастинга заключается в том, что на всех популярных платформах подборки выпусков формируются под конкретного пользователя, алгоритмы берут в расчет только его интересы, а не географическое положение, и становятся отличным инструментом для популяризации исследований региональных университетов.
Подкасты научно-популярного жанра дают возможность рассказывать о свежих исследованиях. Притом целевой аудиторией подкастов являются все пользователи стриминговых платформ, заинтересованные в прослушивании научно-популярных подкастов на историческую тематику, в отличие от классических форм популяризации исследований кафедры, к которым можно отнести открытые лекции, семинары, выставки и т.д. - их целевая аудитория формируется по географическому признаку и состоит только из заинтересованных в данной тематике людей.
Немаловажен еще один аспект подкастинга как жанра - он как один из инструментов популяризации истории предоставляет возможность специалисту распространять в доступной форме знания на широкую аудиторию. Таким образом, подкастинг в потенциале обладает возможностью помочь историку реализовать свою социальную миссию - подчеркивать объективные исторические обстоятельства, приведшие к формированию актуальной политической ситуации. Особенно важна подобная просветительская работа в рамках исторических исследований, традиционно далеких от массового российского слушателя - из-за присущего школьному образованию европоцентризма широкие слои населения имеют слабые представления об истории стран Ближнего и Среднего Востока.
В настоящее время большинство научной информации распространяется в виде научных статей и монографий через специализированные интернет-сервисы: цифровые версии научных журналов, ресурсы электронных библиотек или библиографические базы данных. Между тем подобные сервисы остаются недоступными и невостребованными широкой аудиторией. Подкастинг как один из современных и доступных массовому слушателю форматов обладает потенциалом преподносить научно-историческое знание широкой аудитории.
Однако не стоит упускать из виду, что создание популярных (то есть, обладающих хорошими метрическими показателями, большим количеством охватов, просмотров, прослушиваний) подкастов требует серьезного вложения сил и средств - необходима звукозаписывающая аппаратура, рекламная кампания, профессиональные навыки ведущего. При этом остается вопрос: насколько внушительными должны быть вышеперечисленные вложения для создания востребованного аудиторией подкаста?
Резюмируя, актуальность данной выпускной квалификационной работы можно сформулировать следующим образом: в настоящее время в связи с активным развитием коммуникационных технологий появляется множество популярных форматов для распространения информации. Одним из таких форматов является подкастинг - запись и распространение аудиоматериалов, по своему формату приближенных к лекции и/или интервью, посвященных конкретной теме, длительностью 20-30 минут.
Подкастинг в определенном смысле является продолжением традиций разговорных радиопередач с той разницей, что подкаст может быть прослушан с любого устройства, имеющего доступ к сети Интернет. В западной историографии, изучающей феномен подкастинга, сложилась точка зрения, что подкаст как форма распространения научных знаний может быть успешно и органично внедрен в академическую среду. Такое внедрение может служить первоочередной социальной цели историка - гармонизировать общество через распространение научного знания о сути происхождении текущих социальных, политических и культурных обстоятельств.
История стран Ближнего Востока является отличным иллюстративным материалом для данной цели, поскольку конфликтогенность и нестабильность данного региона вызывают о нем множество предрассудков и заблуждений. Между тем историками- востоковедами достаточно изучена природа актуальных конфликтов в данном регионе. В данном случае подкастинг является тем инструментом, с помощью которого профессиональное сообщество может распространить историческое знание на широкую аудиторию.
Степень изученности. Проведенный историографический обзор показал, что на данную тему написано несколько монографий в зарубежной историографии, которые можно привести в качестве примера.
В англо-американской историографии в теме изучения подкастинга превалируют культурологические исследования, через призму которых происходит осмысление теоретических основ жанра. Для многих ученых, рассматривающих подкастинг в рамках этой традиции, подкаст становится принципиально иным способом передачи информации, чем текст.
Одна из ключевых работ даже озаглавлена соответствующим образом - «Цифровые голоса» . Для С. Лемерона и Л. Руркса подкаст является средством выражения «голоса», личностного аспекта, в отличие от более отстраненного от автора текста. Авторы интересуются вопросами создания подкаста не с точки зрения технических решений, а скорее сквозь призму взаимодействия автора, продукта и аудитории слушателей.
Также красной нитью через работу проходит идея внедрения подкастинга в образовательную среду, где подкастерами будут и студенты, и курирующий преподаватель.
В похожем духе написана монография «Новая звуковые культуры и цифровые медиа» . В ней авторы не так сильно сконцентрированы на отношении между автором и продуктом, а больше нацелены сформулировать основы жанра подкастинга, попутно описывая основы цифровых медиа в контексте развития подкастинга и взаимного влияния данного формата на медиа.
Другая коллективная монография, посвященная теории подкастинга, «Сохраняя свежее звучание» также предоставляет широкий спектр мнений о подкастинге как явлении мировой интернет-культуры.
Выход монографии во многом «спровоцирован» локальным скандалом, связанным с попыткой приватизации прав на распространение аудиоматериалов одной из американских продюсерских компаний. В ответ на эти действия была запущена краудфандинговая кампания, призванная оградить права создателей аудиоконтента. Это подтолкнуло ряд ученых к изучению и осмыслению теоретических основ подкастинга. Ряд важных идей сформулированы в этой монографии, в частности, отображена концепция Audio Academia, на которую в том числе опирается данное исследование.
Отдельно стоит упомянуть бельгийскую историографию - это связано с тем, что в странах Бенилюкса подкасты с сер. 2010-х гг. внедрены в образовательную среду, в частности, студентам многих вузов в рамках обучения на разных специальностях предлагается в качестве одного из заданий записывать подкасты на заданную тему. В качестве примера можно привести монографию «Развиваясь как цифровой ученый» .
Данное исследование зародилось благодаря тому, что его авторы постоянно участвовали в работе различных семинаров, связанных с созданием подкастов. Таким образом, монография является систематизацией накопленного практического опыта, на основе которого и создаются теоретические основы подкастинга, а также рекомендации по его внедрению в образовательный и исследовательский процесс.
В отечественной литературе интерес к феномену подкастинга в большинстве работ проявляется в рассмотрении частных сюжетов, исследуя применение подкастов в журналистике , внедрение в курсы по иностранным языкам , коммерциализацию и формирование рынка российского подкастинга .
Однако в последние годы намечается обратная тенденция, связанная с появлением статей, привносящих новые способы классификации подкастов и их концептуализацию . В частности, отдельного упоминания заслуживают ряд работ В. Ю. Баль, в которых оценивается роль аудиоконтента в современной культуре .
Также стоит отметить, что в настоящее время в России регулярно издается научный журнал «Меди@льманах» , посвященный изучению феномена подкастинга и другим цифровым медиа, что говорит об определенном интересе к данной тематике в современном российском научном сообществе.
Учитывая вышеизложенное, научная гипотеза данной выпускной квалификационной работы формулируется следующим образом: подкастинг является эффективным инструментом популяризации исторических исследований. Однако видится невозможным утверждать, что подкастинг станет однозначно эффективным инструментом популяризации российских исследований истории стран Ближнего и Среднего Востока в социальной сети «Вконтакте» - существует ряд технических решений, принимаемых при создании и распространении подкастов, которые влияют на популярность готового продукта.
Эффективность инструмента популяризации истории определяется метрическими показателями, предоставляемыми инструментарием социальной сети «Вконтакте», а именно:
• виральный охват - неподписанные на сообщество пользователи, просмотревшие пост в ленте или на чьей-либо странице;
• удержание аудитории - статистический показатель, который репрезентует среднее время прослушивания подкаста аудиторией относительно всей продолжительности выпуска.
• количество репостов - статистический показатель, показывающий количество людей, поделившихся постом;
• прирост участников - статистический показатель, который рассчитывается как математическая разность между новыми и вышедшими участниками сообщества;
• комментарии к публикациям.
Объектом исследования является подкастинг - запись и распространение на специализированных интернет-платформах аудиоматериалов, по своему формату приближенных к лекции и/или интервью, посвященных конкретной теме, длительностью 20-30 минут.
Предмет исследования - потенциал подкастинга как инструмента популяризации исследований истории стран Ближнего и Среднего Востока.
Цель исследования - апробировать подкастинг в качестве формата популяризации исторических исследований, а также выявить потенциал жанра, его плюсы и минусы.
Для достижения цели ставятся следующие задачи:
1. после записи и публикации цикла подкастов изучить особенности распространения продукта: провести анализ цифровой метрики, чтобы выявить потенциал подкастинга в качестве инструмента популяризации исторических исследований;
2. записать и опубликовать цикл подкастов, посвященных актуальным российским исследованиям истории стран Ближнего Востока;
3. охарактеризовать историю и фундаментальные особенности жанра подкастинга, провести анализ «рынка подкастов» с целью выделить наиболее успешные подходы и форматы, т.е. сформулировать теоретические основы подкастинга.
В данной работе в качестве методов исследования используются следующие:
1) проблемно-тематический подход к анализу историографии. При выполнении первой задачи исследования, а именно создания краткой исторической справки о феномене подкастинга, а также формирования теоретических основ жанра;
2) историко-генетический. Метод применяется для рассмотрения феномена подкастинга в его развитии, а также для обозначения его состояния на современном этапе;
3) контент-анализ (количественный). Метод используется для выделения,
категоризации и тематической группировки гуманитарных и исторических подкастов;
4) контент-анализ (качественный). В рамках проведенной категоризации позволяет выделить те подкасты, которые можно причислить к историко-академическим;
5) сравнительный и статистический. Применяются при анализе метрических показателей социальных сетей, свидетельствующих об эффективности распространения подкастов.
Применяемая в первой главе выпускной квалификационной работы методология, на основе которой проводится анализ отечественного подкастинга, будет строиться на концепции Мака Хейгуда Audio Academia, которая означает «инициативы, направленные на создание и распространение научных знаний с помощью электронного аудио в форме подкастов, аудиокниг, онлайн-лекций» .
Источниковая база исследования базируется на электронных ресурсах - в первую очередь на самих подкастах, а также на сайтах, служащих для их систематизации и распространения.
Проведенный анализ и категоризация этих источников позволяют проследить историю подкастинга, сформулировать основы жанра, провести типологизацию научно-популярных и историко-академических подкастов.
Источниками для практической части исследования служат статистические данные на платформе «ВКонтакте», где распространялся созданный в рамках данного исследования проект «Современный Восток: так вышло». Сервис предоставляет количественные данные, такие как: виральный охват, количество прослушиваний, подписчики и репосты, удержание слушателей, комментарии к публикациям.
Научная новизна данного исследования заключена в следующих основных пунктах:
1. феномен подкастинга, несмотря на свою массовость и широкое распространение в интернет-пространстве, до сих пор недостаточно изучен как в зарубежной, так и в отечественной историографии. Существующие работы, сосредоточены на изучении узкоспециализированных сюжетов или концепций подкастинга, в данной же работе приведена история развития подкастинга как явления в целом;
2. в данном исследовании был апробирован теоретический подход Audio Academia, и, в частности, подкаст «третьего жанра», предполагающий совмещение экспертности и академичности с публицистическим стилем вещания.
Получение результатов обеспечивается:
1) привлечением источников статистического характера - метрических показателей социальных сетей, количества просмотров публикаций с подкастами, прослушиваний самих подкастов, «репостов» - показателя дальнейшего распространения информации. Эти данные наглядно показывают охват аудитории и позволяют утверждать о эффективности или неэффективности распространения информации. Показателем охвата и вовлеченности аудитории служат комментарии к публикациям, само их наличие и количество уже позволяет использовать их как статистический источник, свидетельствующий о актуальности выбранных тем для подкастов и живом интересе массового слушателя. Метрические данные социальных сетей будут сравниваться с наукометрическими показателями, также являющимися источником статистического характера;
2) использованием проблемно-тематического подхода к анализу историографии. В первую очередь привлекаются исследования, посвященные осмыслению теоретических основ подкастинга - данные работы позволяют обозначить специфику жанра и создать подходящий продукт.
Структура работы. Данная работа включает в себя введение, три главы (каждая из которых состоит из трех подразделов), заключение, список источников и литературы, приложение.
Следует отметить, что данная ВКР является коллективной. В рамках выполнения совместной работы по проекту роль А. В. Маринина заключалась в составлении темы и сценария подкастов с учетом научных изысканий приглашенного гостя. Изначально коллективом был составлен общий тематический план цикла подкастов, однако не на все темы удалось найти и подтвердить участие приглашенных специалистов. Поэтому А. В. Маринин подготавливал сценарии интервью, исходя из научных интересов и пожеланий подтвержденных гостей.
Роль Д. А. Ступина заключалась в техническом обеспечении записи и монтаже подкастов - создание готового выпуска длительностью 20-30 минут требовало внушительного объема технической работы, связанной как с записью встречи, так и обработкой звуковой дорожки, монтажом и тематическим разделением выпусков.
Роль Г. А. Безденежных заключалась в интервьюировании приглашенных специалистов - с каждым гостем проводились беседы через сервис онлайн-звонков ZOOM, в среднем разговор длился около двух часов. Каждая беседа требовала подготовки, погружения в тему выпуска, заочного знакомства с личностью и научными изысканиями приглашенного специалиста.
Роль Е. Д. Платонова заключалась в поиске приглашенных специалистов, достижения договоренности о встрече и записи подкаста. На этом этапе были проведены переговоры более чем с 20 специалистами, с каждым была согласована тема, время, формат онлайн-встречи.
При написании текста ВКР роль А. В. Маринина заключалась в написании и корректировке текста I главы работы, а также общая редактура текста ВКР на предмет соответствия существующим требованиям к оформлению выпускных квалификационных работ.; роль Е. Д. Платонова - в написании и корректировке текста II главы работы; роль Д. А. Ступина - в написании и корректировке текста III главы работы; роль Г. А. - Безденежных в написании и корректировке введения, заключения, списка источников и литературы, оформлении приложений к работе.
Подводя итоги проведенного исследования, как его теоретического, так и практического этапа, стоит выделить ряд следующих выводов.
Во-первых, подкастинг является относительно молодой формой создания и распространения контента. В относительно современном виде, соответствующему критериям жанра, подкасты существуют в интернет-пространстве около 20 лет. Несмотря на гораздо более старших представителей жанра, предвосхитивших появление подкастинга , первые массовые подкасты возникают в сер. 2000-х гг. С этого времени жанр активно развивается, приобретая с каждым годом все большее количество слушателей, особенно бурный рост прослушиваний стал возможен с массовым распространением стриминговых платформ во второй половине 2010-х гг.
Также немаловажным внешним фактором развития подкастинга послужила пандемия COVID-19 и связанные с ней изменения привычного образа жизни. Параллельно с развитием подкастинга как жанра в целом, стал формироваться его особый подвид - академический подкастинг. В англоязычной историографии прослеживаются попытки осмысления как теоретических основ академического подкастинга, так и изучение вопросов внедрения подкастинга в образовательный процесс. Отечественная историография также проявляет осторожный интерес к феномену подкастинга, поднимая ряд вопросов о развитии и влиянии жанра. Проведенный анализ позволил сформулировать теоретические основы жанра, а также создать типологию академических гуманитарных подкастов, что в свою очередь позволило приступить к практической части исследования.
Опираясь на концепцию Audio Academia, исследовательская группа приступила к созданию цикла подкастов, посвященных популяризации отечественных исследований истории стран Ближнего и Среднего Востока, в рамках которых предполагалось соединить доступность и легкость повествования в научно-популярном стиле с экспертностью и глубиной погружения в рассматриваемый предмет. Данные подкасты, созданные в рамках концепции «третьего жанра», призваны через популяризацию академических исторических знаний реализовать социальную миссию историка - гармонизацию общества через привнесение знаний о сущности и истоках нынешних социально-политических событий.
В рамках создания серии подкастов «Современный Восток: так вышло» было опубликовано 13 подкастов, продолжительностью от 20 до 39 минут, посвященных исследованиям истории стран Востока: истории Египта в XX в., истории арабо-израильского конфликта и возникновения Государства Израиль, истории Ирака. Каждый подкаст представлял собой интервью с приглашенным исследователем из ведущих научно¬исследовательских центров России.
Достаточно трудоемкий процесс создания подкастов включал в себя следующие этапы: проблемно-тематическая выборка потенциальных тем и спикеров, достижение договоренности с приглашенным специалистом, подготовка к интервью, создание и согласование плана беседы, непосредственно интервью и его запись, монтаж и редактура записанного материала, распространение готового подкаста. Весь технический процесс подробно описан во второй главе «Проектная записка». Там же приведен SWOT-анализ (анализ рисков и сильных сторон) полученного медиапродукта.
Далее был проведен анализ количественных показателей, свидетельствующих о эффективности распространения произведенных подкастов. Был выбран широкий ряд показателей, предоставляемых платформой, на которой были размещены подкасты - социальная сеть и включенный в нее стриминговый сервис «ВКонтакте». Проведенный анализ количественных показателей дал понять, что полученный медиапродукт не достиг высоких результатов распространения. Из этой предпосылки был проведен дисфункциональный анализ - иными словами, был дан ответ на вопрос, какие факторы вызвали низкую эффективность распространения. Основным таким фактором стало отсутствие выборки подходящей аудитории, заинтересованной в изучении истории стран Ближнего и Среднего Востока.
Группа, в которой размещались подкасты, ранее была посвящена смежной, но все же неподходящей тематике - культуре стран Средней Азии. Также на низкую эффективность распространения повлияли отсутствие постоянной и крупномасштабной PR-кампании, сведение серии подкастов в одну публикацию, недостаточное качество звука в некоторых подкастах. Помимо этого, немаловажными факторами послужили отсутствие должного оформления, внушительная продолжительность некоторых выпусков.
Исходя из вышеизложенного, был сделан вывод, что для эффективного распространения подкастов на широкую аудиторию необходимо учитывать эти ошибки, более тщательно подходить к привлечению целевой аудитории, оформлению и распространению подкастов.
Таким образом, несмотря на недостаточный успех полученного в ходе исследования медиапродукта, тем не менее можно говорить о том, что гипотеза исследования подтвердилась. Подкастинг действительно является эффективным инструментом популяризации исторических исследований. Об этом говорит опыт внедрения подкастинга в образовательный процесс, приведенная дискуссия в научном сообществе о влиянии академического подкастинга на современную медиасреду, а также горячо проявленный интерес всех приглашенных специалистов к участию в подобном формате.
Подтверждается и вторая часть гипотезы - применяемые технические решения при создании подкаста серьезно влияют на эффективность его распространения. Однако возможные ошибки при создании и распространении подкастов были выявлены, поэтому в будущем представляется возможность их избегать и реализовывать весь потенциал подкастинга в рамках популяризации исторических исследований.