Введение 3
1 Теоретические основы цифровизации налогового администрирования 5
1.1 Влияние цифровой экономики на содержание понятия «налоговое
администрирование» 5
1.2 Изменения налогового администрирования в России в настоящее время 9
1.3 Использование цифровых технологий в налоговом администрировании 14
2 Действующая практика взаимодействия налогоплательщиков и налоговых органов в
условиях цифровизации 24
2.1 Эволюция цифровой налоговой среды в России 24
2.3 Препятствия для расширения цифровой налоговой среды в России 36
3 Основные направления цифровой трансформации налогового администрирования в
российской федерации 47
3.1 Модель вовлечения налогоплательщиков в цифровую налоговую среду 47
3.2 Перспективы цифровизации налогового администрирования в России 57
Заключение 65
Список использованных источников и литературы 68
Приложение А Примеры анкет налогоплательщиков для проведения мониторинга
В условиях цифровизации экономики налоговые органы все больше используют цифровые технологии для решения необходимых задач в процессе осуществления налогового администрирования. Наиболее значимые направления налоговой политики, где требуется использование цифровых технологий, определены в Основных направлениях бюджетной, налоговой и таможеннотарифной политики на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов. К ним относятся: создание справедливой конкурентной среды и сокращение теневого сектора экономики; улучшение условий ведения бизнеса и повышение уровня прозрачности экономики за счет расширения цифровой налоговой среды; разработка новых цифровых решений для налогоплательщиков с целью осуществления преобразований в рамках налогового администрирования. Однако в настоящее время в практической деятельности ФНС России редко рассматриваются аспекты, связанные со спросом налогоплательщиков на предлагаемые цифровые сервисы. В теоретических исследованиях российских ученых также в недостаточной степени освещены вопросы мотивации налогоплательщиков к взаимодействию с налоговыми органами в цифровой среде. Вместе с тем создание условий для реализации мотивационной функции налогового администрирования способствовало бы в целом совершенствованию методов налогового контроля посредством расширения цифровой налоговой среды, обеспечивая повышение уровня соблюдения налогового законодательства.
Таким образом, актуальность темы выпускной работы обусловлена необходимостью:
- исследования теоретических основ цифровизации налогового администрирования и расширения цифровой налоговой среды;
- оценки существующей практики расширения цифровой налоговой среды в России и в мире;
- поиска новых способов взаимодействия налогоплательщиков и налоговых органов посредством использования цифровых технологий в России;
- разработки методов развития налогового администрирования в условиях цифровизации экономики в Российской Федерации.
Цель выпускной работы состоит разработке теоретических положений и практических рекомендаций по развитию цифровизации налогового администрирования в России
Для реализации этой цели поставлены и решались следующие задачи:
- уточнить понятие «цифровые налоговые сервисы»;
- выявить новые способы взаимодействия налогоплательщиков с налоговыми органами в цифровой среде в России на основе мирового опыта;
- определить риски взаимодействия налоговых органов и налогоплательщиков в цифровой налоговой среде, препятствующие развитию цифровизации;
- разработать меры по совершенствованию цифровых налоговых сервисов с целью расширения цифровой налоговой среды
Объектом исследования выступает налоговое администрирование.
Предметом исследования явилась эволюция налогового администрирования в условиях цифровой трансформации экономики.
Исследование российской и зарубежной научной литературы, а также практического опыта различных стран мира, включая современную российскую практику, в сфере внедрения цифровых технологий в процесс налогового администрирования позволило сформулировать и обосновать следующие выводы и рекомендации:
1. Показано влияние процесса цифровизации экономки на содержание понятия «налоговое администрирование». Процесс цифровизации не оказывает влияние на изменение содержания понятия «налоговое администрирование». К множеству элементов, которые отражает содержание относятся четыре функции налогового администрирования, выведенные из функций управления: контроль (главная по отношению к остальным функция), планирование, организация и мотивация, которые остаются неизменными и в условиях цифровизации экономики. Процесс цифровизации, не изменяя существующие функции налогового администрирования лишь вносит новые способы их реализации.
2. Цифровые налоговые сервисы определены как услуги налоговых органов, предоставляемые налогоплательщикам через интернет.
3. Классификация цифровых налоговых сервисов должна осуществляться по следующим шести признакам:
- категории налогоплательщиков (юридические лица, физические лица; индивидуальные предприниматели; и самозанятые (налоговый режим «Налог на профессиональный доход»));
- способ использования налоговых сервисов (обязательное или добровольное использование);
- широта охвата налогоплательщиков (сервисы для индивидуального использования; и сервисы для массового использования);
- структура налоговых сервисов (простые и сложные цифровые сервисы);
- доступ к цифровым сервисам (открытый и закрытый доступ);
- размещение (размещение на официальном интернет-портале ФНС и мобильных приложениях;
- размещение на сторонних интернет-порталах и мобильных приложениях).
4. Препятствиями развития цифровых налоговых сервисов в России являются:
- отсутствие доступа налогоплательщиков к инфраструктуре ИКТ;
- высокие издержки внедрения и использования для налогоплательщиков цифровых технологий;
- сложность и технические недостатки в работе цифровых сервисов;
- привычный образ жизни и традиции налогоплательщиков).
Возникновение перечисленных препятствий во многом обусловлено отсутствием необходимой технической поддержки налогоплательщиков при использовании ими цифровых налоговых сервисов, отсутствием у налоговых органов информации об ожиданиях, текущих проблемах и финансовых возможностях налогоплательщиков, наличием правовых ограничений при осуществлении цифровых преобразований в рамках налогового администрирования. Для устранения или смягчения существующих препятствий необходимо создание в рамках мониторинга работы цифровых сервисов обратной связи с налогоплательщиками. Обратная связь должна быть такой, чтобы налоговым органам было возможно, во-первых, привлекать налогоплательщиков к обсуждению создаваемых цифровых сервисов (особенно это важно для обязательных сервисов), а во-вторых, принимать идеи налогоплательщиков по развитию налогового администрирования.
5. Привлечению широкого круга лиц с целью повышения качества внедряемых в налоговую сферу цифровых технологий способствует такой инструмент, как цифровая платформа. Платформа необходима для привлечения проектов от налогоплательщиков, в рамках которых бы предлагались идеи о новых разработках, а также обсуждались бы вопросы, связанные с недостатками налогового администрирования и возможными мерами по их устранению. В целом платформа необходима для обеспечения адаптации цифровых технологий, внедряемых налоговыми органами для различных категорий налогоплательщиков.
6. Для вовлечения налогоплательщиков в цифровую налоговую среду в выпускной работе предложена модель на основе трех элементов:
- мониторинг работы цифровой среды;
- улучшение дизайна сервисов;
- управление каналами взаимодействия.
При разработке цифровых технологий налоговыми органами важно не просто наличие в рамках проводимой налоговой политики по совершенствованию налогового администрирования этих трех элементов, но и взаимосвязь между ними. Элементы должны быть встроены в модель и иметь логические связи между собой. В этом случае становится возможным решение задачи по смягчению существующих препятствий расширения цифровой налоговой среды. Кроме наличия основных взаимозависимых элементов значимым моментом является необходимость использования традиционных каналов взаимодействия для всех категорий налогоплательщиков. Использование традиционных каналов взаимодействия для расширения цифровой среды необходимо вследствие того, что у налогоплательщиков, как физических лиц, так и представителей бизнес-сектора могут возникать затруднения при взаимодействии в цифровой среде как в силу отсутствия навыков, так и технических сбоев в работе цифровых сервисов.
7. Выявлены перспективы развития налогового администрирования в условиях цифровизации экономики в России и роль модели вовлечения налогоплательщиков в цифровую налоговую среду и отдельных ее элементов для совершенствования цифровых технологий. Значимым инструментом, который относится и к элементу мониторинга, и к элементу улучшения дизайна цифровых сервисов, является цифровая платформа, благодаря наличию которой у налогоплательщиков появляется возможность предлагать принципиально новые цифровые проекты и направления совершенствования налогового администрирования в условиях цифровизации, что в итоге будет способствовать изменениям в налоговой сфере в сторону упрощения соблюдения налогового законодательства для налогоплательщиков. Использование модели в целом в конечном итоге может помочь в создании стратегического плана развития цифровых технологий в налоговом администрировании.
Таким образом, в настоящем исследовании раскрыто значение цифровых процессов в налоговом администрировании для вовлечения налогоплательщиков во взаимодействие с налоговыми органами в цифровой среде и расширения цифровой налоговой среды. Представленные меры по развитию цифровых технологий в налоговом администрировании должны способствовать снижению издержек взаимодействия налогоплательщиков с налоговыми органами и совершенствованию налогового контроля за счет усиления функции мотивации налогового администрирования.
1. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть первая : текст с изм. и доп. на 2
июля 2021 г. : [принят Государственной думой 16 июля 1998 г. : одобрен Советом
Федерации 17 июля 1998 г.]. // КонсультантПлюс : офиц. сайт. - URL:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19671/(дата обращения: 29.05.2022).
2. О бухгалтерском учете : Федеральный закон от 6 декабря 2011 № 402-ФЗ (последняя ред.) : [принят Государственной думой 22 ноября 2011 г. : одобрен Советом Федерации 29 ноября 2011 г.] // КонсультантПлюс : офиц. сайт. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_122855/(дата обращения: 05.05.2022).
3. О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования : Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 137-ФЗ (последняя ред.) : [принят Государственной думой 7 июля 2006 г. : одобрен Советом Федерации 14 июля 2006 г.] // КонсультантПлюс : офиц. сайт. - URL:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_61787/ (дата обращения: 05.05.2022).
4. О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в
Российской Федерации : Федеральный закон от 22 мая 2003 года № 54-ФЗ (последняя ред.) : [принят Государственной думой 25 апреля 2003 г. : одобрен Советом Федерации 14 мая 2003 г.] // КонсультантПлюс : офиц. сайт. - URL:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_42359/ (дата обращения: 05.05.2022).
5. О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход» : Федеральный закон от 27 ноября 2018 № 422 -ФЗ (последняя ред.) : [принят Государственной думой 15 ноября 2018 г. : одобрен Советом Федерации 23 ноября 2018 г.] // Официальный интернет портал правовой информации : офиц. сайт. - URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102488108&intelsearch (дата обращения: 05.05.2022).
6. О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы : Указ Президента Российской Федерации от 09 мая 2017 г. № 203 // Официальный интернет-портал правовой информации : офиц. сайт. - URL: http://www.pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102431687(дата обращения: 05.05.2022).
7. Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации : Указ Президента Российской Федерации от 07 февраля 2008 № Пр-212 // Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации : офиц. сайт. - URL: https://digital.gov.ru/ru/documents/3004/ (дата обращения: 05.05.2022).
8. Об организации работы по налоговому администрированию крупнейших налогоплательщиков и утверждении критериев отнесения организаций к крупнейшим налогоплательщикам : Приказ МНС России от 16 апреля 2004 № САЭ3-30/290@ // ФНС России : офиц. сайт. - URL: https://www.nalog.gov.ru/rn77/about_fts/docs/9951024/ (дата обращения: 05.05.2022).
9. Об утверждении Положения о Реестре доверенных операторов юридически значимого электронного документооборота : Приказ от 23 октября 2020 № ЕД-7-26/775@ / ФНС России : офиц. сайт.:https://www.nalog.gov.ru/rn77/about_fts/docs/10121345/ (дата обращения: 05.05.2022).
10. Адвокатова А. С. Развитие моделей налогового контроля как фактора снижения уровня теневых экономических процессов в условиях цифровизации / А. С. Адвокатова // Экономика. Налоги. Право. - 2018. - Т. 11, - № 5. - С. 136-145.
11. Анисимова А. А., Колчин С.П. Вовлечение налогоплательщиков в цифровую налоговую среду: инструменты поведенческой экономики / А.А. Анисимова, С.П. Колчин // Налоги и налогообложение. - 2020. - № 5. - С. 76-87.
12. Анисимова, А. А., Колчин С. П. Развитие цифровых налоговых сервисов в России на фоне общемировых трендов / А. А. Анисимова, С. П. Колчин // Налоги и налогообложение. - 2020. - № 2. - С. 40-51.
13. Анисимова А. А. Возможности и перспективы перехода России к безналичному обществу / А. А. Анисимова // Финансовый журнал - 2020 - Т. 12, -№ 5. - С. 30-42.
14. Анисимова А. А. Качество налогового администрирования в условиях цифровизации экономики: мировой опыт/А. А. Анисимова // Финансы и кредит - 2019. - Т. 25, - № 11 (791). - С. 2508-2520.
15. Анисимова, А. А. Методы совершенствования цифровых налоговых сервисов в современной практике налогового администрирования / А. А. Анисимова // Налоги и налогообложение. - 2021. - № 1. - С. 71-80.
16. Буздалина О. Б. Усиление налогового администрирования / О. Б. Буздалина // Все о налогах. - 2004. - № 5. - С. 60-63.
17. Бурцев, Д.Г. Проблемы совершенствования налогового администрирования / Д. Г. Бурцев. - СПб.: Центр подготовки персонала Федеральной налоговой службы, г. Санкт- Петербург, 2007. - 163 с. - ISBN 978-5- 94226-025-5. 23. Варнавский, А.В. Налоговое администрирование — конфронтация или взаимодействие? / А. В. Варнавский // Экономика. Налоги. Право - 2017. - № 10 (1). - С. 144-150.
18. Гашенко И. В., Оробинская И. В., Зима Ю.С. Достижение эффективности налогового администрирования НДС в условиях атомизации и цифровизации налоговых процессов / И. В. Гашенко, И. В. Оробинская, Ю. С. Зима // Налоги и налогообложение. - 2019. - № 11. - С. 1-7.
19. Голодникова А. Е., Цыганков Д.Б., Юнусова М.А. Потенциал использования концепции «Nudge» в государственном регулировании / А. Е. Голодникова, Д. Б .Цыганков, М. А. Юнусова // Вопросы государственного и муниципального управления. - 2018. - № 3. - С. 7 - 31.
20. Взаимодействие хозяйствующих субъектов с налоговыми органами / ФНС России - URL: https://www.nalog.gov.ru/rn77/related_activities/el_doc/ed_interaction/(дата обращения: 05.05.2022).
21. Демография / Росстат - URL: https://rosstat.gov.ru/folder/12781 (дата обращения: 05.05.2022).
22. Концепция развития электронного документооборота в хозяйственной
деятельности / ФНС России - URL:
https://data.nalog.ru/html/sites/www.new.nalog.ru/docs/edo/edoconcept.pdf (дата обращения: 05.05.2022).
23. Мишустин оценил эффект от цифровизации налогового администрирования / Российская газета - URL: https://rg.ru/2019/03/27/mishustinocenil-effekt-ot-cifrovizacii- nalogovogo-administrirovaniia.html(дата обращения: 05.05.2022).
24. Налог на профессиональный доход / ФНС России - URL: https://npd.nalog.ru/(дата обращения: 05.05.2022).
25. Налогообложение / Всемирный банк и PwC - URL: https://russian.doingbusiness.org/ru/methodology/paying-taxes(дата обращения: 20.08.2021). (дата обращения: 05.05.2022).
26. Онлайн-кассы используют менее половины участников третьего этапа кассовой реформы / НАФИ - URL: https://nafi.ru/analytics/onlayn-kassy-ispolzuyutmenee-poloviny- uchastnikov-tretego-etapa-kassovoy-reformy/(дата обращения: 05.05.2022).
27. Опыт налоговых служб в цифровой трансформации обсудили на семинаре
Всемирного банка/ФНС России - URL:
https://www.nalog.gov.ru/rn77/news/international_activities/10439467/(дата обращения: 05.05.2022).
28. Официальный сайт ФНС России / ФНС России - URL: https://www.nalog.ru/(дата обращения: 05.05.2022).
29. Почти половина российских компаний не использует системы электронного документооборота / Infostart Journal - URL: https://infostart.ru/journal/news/mir1s/pochti- polovina-rossiyskikh-kompaniy-neispolzuet-sistemy-elektronnogo-dokumentooborota_1260530/(дата обращения: 05.05.2022).
30. Представление налоговой и бухгалтерской отчетности в электронной форме / ФНС России - URL: https://www.nalog.gov.ru/rn77/service/pred_elv. (дата обращения: 05.05.2022).
31. Российский мониторинг экономического положения и здоровья населения НИУ ВШЭ / ВШЭ - URL: https://www.hse.ru/rlms/. (дата обращения: 05.05.2022).
32. Специальный налоговый режим для самозанятых граждан / Налог на профессиональный доход - URL: https://npd.nalog.ru(дата обращения: 05.05.2022).
33. ФНС предложит бизнесу электронный кошелек для оплаты налоговых долгов /
Ведомости - URL: https://www.vedomosti.ru/economics/articles/2020/02/20/823567-fns-
predlozhit (дата обращения: 05.05.2022).
34. Цифровая экономика Российской Федерации / Федеральная служба государственной статистики - URL: https://rosstat.gov.ru/anketa1-4(дата обращения: 05.05.2022).
35. Цифровизация госказне в помощь / Коммерсантъ - URL: https://www.kommersant.ru/doc/3681736(дата обращения: 20.08.2021). (дата обращения: 05.05.2022).
36. Explaining the Shadow Economy in Europe: Size, Causes and Policy Options/ B.
Kelmanson, K. Kirabaeva, L. Medina, B. Mircheva, J. Weiss // International Monetary Fund - 2019 - 29 p. - URL: https://www.imf.org/en/Publications/WP/Issues/2019/12/1 3/Explaining-the- Shadow-Economy-in-Europe-Size-Causes-and-Policy-Options-48821 (дата обращения:
05.05.2022).
37. Digital Government Transformation / Government Technology Agency - URL: https://www.tech.gov.sg/digital-government-transformation/(дата обращения: 05.05.2022).
38. Digital Operations Strategic Plan: 2018-2022 / Government of Canada - URL: https://www.canada.ca/en/government/system/digital-government/governmentcanada-digital- operations-strategic-plans/digital-operations-strategic-plan-2018- 2022.html (дата обращения: 05.05.2022).
39. Digital Strategy 2016 - 2020 / Danish Ministry of Finance, Local Government Denmark and Danish Regions - URL: https://digst.dk/media/16165/ds_singlepage_uk_web.pdf(дата обращения: 20.08.2021).
40. Digital Transformation Strategy 2018—2025 / Digital Transformation Agency of Australian Government - URL: https://dta-www-drupal20180130215411153400000001.s3.ap- southeast-2.amazonaws.com/s3fspublic/files/digital-transformation-strategy/digital- transformation-strategy.pdf(дата обращения: 05.05.2022).
41. Digitised Austria / Federal Ministry for Digital and Economic Affairs - URL: https://www.bmdw.gv.at/en/Topics/Digitalisation/Digitised-Austria.html(дата обращения: 05.05.2022).
42. Dutch Digitalisation Strategy / Nederland Digitaal - URL:
https://www.nederlanddigitaal.nl/documenten/publicaties/2019/09/30/english-versionof-the- dutch-digitalisation-strategy(дата обращения: 05.05.2022).
43. Eight Top Social Media Scheduling Tools to Save Time / Sprout Blog - URL: https://sproutsocial.com/insights/social-media-scheduling-tools/(дата обращения: 05.05.2022).
44. HMRC Information Technology Strategy / HMRC - URL: https://hmrcdigital.blog.gov.uk/wp-content/uploads/sites/20/2016/02/HMRC-ITStrategy- 2016.pdf(дата обращения: 05.05.2022).
45. Cash, Freedom and Crime - Use and Impact of Cash in a World Going Digital. Deutsche Bank Research./H. Mai // EU Monitor - Global financial markets. - 2016. - URL: https://www.dbresearch.com/PROD/RPS_ENPROD/PROD0000000000441785/Cash%2C_freed om_and_crime%3A_Use_and_impact_of_cash_in.pdf?undefined&realload=EbMIbU530xG8t58 OHY9tamuR/5K/1wRXXp tqy8UrnnFWCL4zsewdzermFOOeXGKn (дата обращения: 05.05.2022).
46. Matthews, David R. Electronically stored information: the complete guide to management, understanding, acquisition, storage, search, and retrieval / David Robert Matthews. - Auerbach Publications, 2020. - 318 p. - ISBN 9780367658489 (дата обращения: 05.05.2022).
47. National Digital Strategy / Department of the Environment, Climate and Communications - URL: https://www.gov.ie/en/publication/f4a16b-national-digitalstrategy/(дата обращения: 05.05.2022).
48. Increasing Taxpayers' Use of Self-service Channels/OECD. - OECD Publishing, Paris,
2014 - DOI: https://doi.org/10.1787/9789264223288-en. - URL: https://read.oecd-
ilibrary.org/taxation/increasing-the-use-of-self-service-channels-bytaxpayers_9789264223288- en#page4(дата обращения: 05.05.2022).
49. Overall ranking and data tables / PwC - URL: https://www.pwc.com/gx/en/services/tax/publications/paying-taxes-2020/overallranking-and- data-tables.html(дата обращения: 05.05.2022).
50. Technologies for Better Tax Administration: A Practical Guide for Revenue Bodies/OECD. - OECD Publishing, Paris, 2016. - DOI: https://doi.org/10.1787/9789264256439- en. - URL: https://read.oecdilibrary.org/taxation/technologies-for-better-tax-
administration_9789264256439- en#page1 (дата обращения: 05.05.2022).
51. The Difference Between "Digital"&"Electronic" Documents / TIE Kinetix - URL: https://tiekinetix.com/en/difference-between-digital-electronic-documents(дата обращения: 05.05.2022).
52. The e3lab co-creation platform / Federal Ministry of Finance, Austria - URL: https://crowdsourcingoesterreich.gv.at/login?/servlet/hype/IMT?userAction=BrowseCurrentUser&templateN ame=MenuItem&sourceApp=bmf (дата обращения: 05.05.2022).
53. Services Marketing. Integrating Customer Focus across the Firm/ Valarie A. Zeithaml, Mary Jo Bitner, Dwayne D. Gremler. - 7rd ed. -New York: McGraw-Hill, 2017. - ISBN 978-0¬07-811210-2.(дата обращения: 05.05.2022).
54. Working smarter in revenue administration— Using demand management strategies to meet service delivery goals / OECD - URL: https://www.oecd.org/tax/forum-on-tax- administration/publications-andproducts/service/49428187.pdf(дата обращения: 05.05.2022).