Введение 7
1 Теоретическая часть. Теоретические аспекты
управления конкурентоспособностью предприятия 9
1.1 Основные понятия конкурентоспособности 9
1.2 Показатели конкурентоспособности предприятия 13
1.3 Эффективное управление конкурентоспособностью 18
2 Аналитическая часть. Анализ финансово-хозяйственной
деятельности ООО «Губернский хлеб» 26
2.1 Характеристика предприятия 26
2.2 Анализ финансового состояния 28
2.3 Управленческий анализ 38
2.4 Заключительная оценка деятельности предприятия 42
2.5 Вопросы охраны окружающей среды 43
3 Проектная часть. Разработка старатегии по
повышению конкурентоспособности ООО «Губернский хлеб» 47
3.1 Обоснование предложенного мероприятия 47
3.2 Расчет основных показателей 49
3.3 Эффективность предложенного мероприятия 52
Заключение 54
Список сокращений 56
Список использованных источников 57
Приложения
В современных экономических условиях деятельность любого хозяйственного субъекта считается предметом интереса широкого круга участников рыночных взаимодействий, заинтересованных в итогах его функционирования.
В связи с этим основным направлением финансово-экономической и производственно-сбытовой стратегии любой компании становится рост конкурентоспособности с целью укрепления его позиций на рынке для извлечения наибольшей прибыли. Управление конкурентоспособностью компании представляет собой область знаний и профессиональной деятельности, направленных на развитие и обеспечение достижения целей по росту конкурентоспособности компании [9].
Конкурентоспособность организации по структуре и содержанию является взаимодействием двух составляющих: конкурентоспособности продукции и ресурсных возможностей организации.
Конкуренция выступает важным условием экономической эффективности и финансового формирования, требующим не только сосредотачивать внимание на внутреннем состоянии дел на компании, но и формировать стратегию долговременного развития, которая позволяла бы не отставать от преобразований, происходящих в его окружении конкурентных преимуществ в стремительно меняющейся внешней среде.
Актуальность данной работы обосновывается необходимостью оперативного и эффективного применения инструментов конкурентоспособности, а также управления ими на современном предприятии.
Научная новизна исследования заключается в том, что в нем, в рамках существующих теоретических подходов к управлению
конкурентоспособностью получило развитие исследование значимых
теоретико-методических и методологических вопросов обеспечения
повышения конкурентоспособности предприятия.
Объектом исследования научной работы является ООО «Губернский хлеб», специализирующееся на производстве хлебобулочных изделий.
Предметом являются механизмы и методы оценки повышения конкурентоспособности организации.
Целью данной работы является разработка мероприятий, направленных на повышение конкурентоспособности исследуемого предприятия.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
• исследовать и обобщить основные понятия конкурентоспособности;
• рассмотреть основные типы стратегий развития конкурентоспособности;
• рассмотреть методы анализа конкуренции;
• провести анализ финансово-хозяйственной деятельности
предприятия;
• оценить положение предприятия на рынке и его конкурентные
позиции;
• выявить и предложить мероприятия по повышению
конкурентоспособности предприятия;
• произвести оценку эффективности представленного мероприятия.
Источниками информации послужили данные внутренней отчетности
организации.
При написании работы была использована учебная литература и статьи периодических изданий. В целях применения современных подходов к исследованию темы в работе используются такие методы исследования, как аналитический метод, метод статистической обработки информации, экономико-математический, а также системного анализа.
В условиях активно формирующейся конкурентной среды следует проводить анализ конкурентоспособности своей компании в сравнении с другими представителями данного сектора рынка. Это дает возможность получать информацию, о том, что притягивает покупателя к продукции или услуге данной компании, и каким превосходством обладают его конкуренты [18].
Анализ необходим, для того чтобы на его основе можно было улучшить те факторы, которые воздействуют на снижение конкурентоспособности. Исходя из этого, осуществление такого анализа считается жизненно необходимым элементом любой компании, так как, не понимая того, что необходимо покупателю и какие конкурентные преимущества имеют соперники, не стремясь исправить сформировавшейся не самое лучшее положение можно прийти к банкротству [23].
Целью данной работы являлась разработка мероприятий по повышению конкурентоспособности на примере ООО «Губернский хлеб» и обоснование их экономической эффективности. В процессе написания научной работы данная цель была решена за счет выполнения следующих задач:
• исследовать и обобщить основные понятия конкурентоспособности;
• рассмотреть основные типы стратегий развития конкурентоспособности;
• рассмотреть методы анализа конкуренции;
• провести анализ финансово-хозяйственной деятельности
предприятия;
• оценить положение предприятия на рынке и его конкурентные
позиции;
• выявить и предложить мероприятия по повышению конкурентоспособности предприятия;
• произвести оценку эффективности представленного мероприятия.
По результатам исследований в ООО «Губернский хлеб» были выделены следующие проблемы:
• снижение за 2016 год оплаты труда на предприятии;
• снижение темпа роста выручки;
• снижение коэффициентов деловой активности, коэффициента
оборачиваемости собственного капитала;
• предприятие является неликвидным;
• снижение рентабельности активов и рентабельности собственного
капитала;
• слабая маркетинговая политика.
С целью решения данных проблем было предложено проведение стратегии исследования рекламы.
В итоге планируемая прибыль от проведения данной стратегии составила 4 206,27 тыс. руб.
Реализация от требуемых мероприятий обеспечит развитие рынка хлебобулочных изделий, путем привлечения новых покупателей, удерживая при этом и в дальнейшем усиливая позиции выпускаемой продукции и тем самым содействовать повышению доходов компании.
1. Алтунина, Л. Н. Управление качеством продукции промышленного предприятия в целях повышения его конкурентоспособности : монография. / Л. Н. Алтунина. - Курск : РОСИ, 2013. - 151 с.
2. Габибова, М. Ш. Пути повышения конкурентоспособности предприятия : материалы III Междунар. науч. конф. / М. Ш. Габибова. - Москва : Буки-Веди, 2015. - 87 с.
3. Герасимов, Г. Е. Все о качестве. Зарубежный опыт. Планирование качества. Выпуск 5 / Г. Е. Герасимов. - Москва : НТК Трек, 2012. - 96 с.
4. Емельянова, Л. А. Психология конкуренции и
конкурентоспособности / Л. А. Емельянова. - Москва : Изд-во МГОУ, 2013. - 441 с.
5. Ефремов, В. С. Стратегия бизнеса. Концепции и методы планирования : Учеб. пособие / В.С. Ефремов, - Москва : Финпресс, 2012. - 191
с.
6. Захаров, А. Н, Конкурентоспособность предприятия : сущность, методы оценки и механизмы увеличения / А. Н. Захаров, А. А. Зокин. - Москва : Бизнес и банки, 2013. - № 1-2.
7. Инновация и конкурентоспособность предприятий / под ред. Н. А. Кравченко. - Новосибирск: ИЭОПП СО РАН, 2013. - 322 с.
8. Керимов, В. Э. Методы управления затратами и качеством продукции : учебное пособие / В. Э. Керимов. - Москва : Изд.-торг. центр «Маркетинг», 2011. - 402 с.
9. Кожевников, А. Н. Формирование и мониторинг системы управления качеством продукции промышленного предприятия : монография / А. Н. Кожевников. - Тамбов : Изд-во Тамбовполиграфиздат, 2012. - 96 с.
10. Корабельников, В. М. Формирование стратегии конкуренции Коммерческая деятельность и предпринимательство : Сб. науч. тр. / В. М. Корабельников. - Санкт-Петербург : СПбГИЭА, 2012. - 34 с.
11. Королев, С. В. Издержки производства в системе конкурентоспособности компании : зарубежный опыт и российская практика / С. В. Королев. - Внешнеэкономический бюллетень. 2013. - №6. - 38 с.
12. Кравец, Л. Г. Конкурентоспособность предпринимательства и конкурентная разведка / Л. Г. Кравец, С. А, Обрезанов. - Москва : 2012. - 184 с.
13. Криворотов, В. В. Механизм повышения конкурентоспособности отечественных предприятий / В. В. Криворотов. - Екатеринбург : УГТУ-УПИ, 2013 - 27 с.
14. Крюков, А. Ф. Управление маркетингом / А. Ф. Крюков. - Москва : Кнорус, 2012. - 422 с.
15. Маракулин, М. В. Оптимизация структуры компании в целях повышения конкурентоспособности : Маркетинг в России и за рубежом / М. В. Маракулин. - 2013. - № 1. - 25 с.
16. Маркова, В. Д. Стратегический менеджмент: Курс лекций / В. Д. Маркова, С. А. Кузнецова - Москва : ИНФРА - М, 2010. - 286 с.
17. Минченкова, О. Ю. Повышение конкурентоспособности организации на основе управления знаниями / О. Ю. Минченкова. - Москва : Изд-во ГУУ, 2012. - 222 с.
18. Миронов, М. Г. Ваша конкурентоспособность / М. Г. Миронов. - Москва : Издательство «Альфа-Пресс». - 2011. - 160с.
19. Моисеева, Н. К. Современное предприятие :
конкурентоспособность, маркетинг, обновление / Н. К. Моисеева, Ю. П. Анискин. - Москва : Внешторгиздат, 2012. - 304 с.
20. Петрова, М. А. Конкурентоспособность компании как ее жизнеспособность : Российское предпринимательство / М. А. Петрова - 2010. - № 5. Ч. 1. - 33 с.
21. Попадюк, Т. Г. Конкурентоспособность в новой экономике : вопросы управления / Т. Г. Попадюк - Москва : МГСУ, 2013. - 200 с.
22. Портер, М. Конкуренция : учебник / М. Портер. - Москва : Издательский дом «Вильямс», 2014. - 608 с.
23. Сафиуллин, Н. З. Конкурентные преимущества и конкурентоспособность / Н. З. Сафиуллин, Л. Н. Сафиуллин. - Казань : Изд-во Казанск. ун-та, 2012. - 68 с.
24. Степанов, Л. В. Конкурентоспособность предприятия в условиях рынка / Л. В. Степанов. - Воронеж: Научная книга, 2013. - 203 с.
25. Степанов, В. И. Логистика : учебник для высших учебных заведений по направлению подготовки «Экономика» и экономическим специальностям / В. И. Степанов. - Москва : Проспект, 2010. - 487 с.
26. Степусь, А. Ф. Система обеспечения ценностной конкурентоспособности предприятия / А. Ф. Степусь. - Ижевск : Удмуртский ун-т, 2013. - 227 с.
27. Ултургашева, О. Г. Приоритетные стратегии
конкурентоспособности предприятий / О. Г. Ултургашева. - Красноярск: Изд- во Красноярского гос. аграрного ун-та, 2013. - 199 с.
28. Финансовая энциклопедия. Конкурентоспособность [Электронный ресурс] : энциклопедия. - Режим доступа : http://www.financialguide.ru
29. Вопросы маркетинга [Электронный ресурс] - Режим доступа : http://www.dl5.ru/293-konkurenciya.html
30. «Газета-курьер» [Электронный ресурс] - Режим доступа :
http://газета-курьер.рф/postad
31. ПК «Колосок» [Электронный ресурс] - Режим доступа : http://www.pkkolosok.ru