Аннотация
ВВЕДЕНИЕ 8
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ЛЕКСИКИ В ИСТОРИЧЕСКОМ, КОГНИТИВНОМ И
ЛИНГВОКУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОМ АСПЕКТАХ 12
1.1. ИСТОРИКО-ЛЕКСИКОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ 12
1.2. КОГНИТИВНЫЙ АСПЕКТ 15
1.3. ЛИНГВОКУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ 16
1.4. ОСОБЕННОСТИ ПОНЯТИЯ «ПОКОРНОСТЬ» 16
ГЛАВА 2 СИНОНИМИЧЕСКИЙ РЯД ПОКОРНОСТЬ В ИСТОРИИ
РУССКОГО ЯЗЫКА 18
2.1. СИНОНИМИЧЕСКИЙ РЯД ПОКОРНОСТЬ В СОВРЕМЕННОМ
РУССКОМ ЛИТЕРАТУРНОМ ЯЗЫКЕ 18
2.1.1. Покорность 18
2.1.2. Послушание 19
2.1.3. Кротость 20
2.1.4. Смирение, смиренность 20
2.1.5. Синонимы с семантикой отсутствия вербального сопротивления:
безропотность, безотказность, безответность, непрекословие 21
2.1.6. Повиновение 21
2.1.7. Подчинение 22
2.1.8. Резиньяция 22
2.1.9. Вывод по современном русскому литературному языку 23
2.2 ЗАИМСТВОВАНИЕ СИНОНИМИЧЕСКОГО РЯДА ПОКОРНОСТЬ В
ДРЕВНЕРУССКИЙ ИЗ СТАРОСЛАВЯНСКОГО 23
2.2.1. Старославянские лексемы съмЬрение, съмЬреномждростие,
съмЬреномждростьство, съмЬреномждрьствие 25
2.2.2. Древнерусские лексемы съмЬрение, съмЬреномудрие,
съмЬреномудрство и съмЬреномудрствие 27
2.2.3. Старославянские лексемы покорение, покоръ 28
2.2.4. Древнерусские лексемы покорение, покора 29
2.2.5. Оумиление в старославянском языке 29
2.2.6. Умиление в древнерусском 30
2.2.7. Послоушание в старославянском 30
2.2.8. Послушание в древнерусском 31
2.2.9. Повиновение (повинование) в старославянском 31
2.2.10. Повиновение (повинование) в древнерусском 32
2.2.11. Кротость в старославянском и древнерусском 33
2.2.12. Старославянские и древнерусские лексемы тихость, тихота .... 34
2.2.13. Съмотрьливое, съмотрение в старославянском и древнерусском 34
2.2.14. Незълобие, безълобие в старославянском и древнерусском 35
2.2.15. Выводы по синонимическому ряду, отражающему понятие
«покорность», в старославянском и древнерусском языках 35
2.3 СИНОНИМИЧЕСКИЙ РЯД ПОКОРНОСТЬ В СТАРОРУССКИЙ
ПЕРИОД 37
2.3.1 Покорение, покорность, покорство 38
2.3.2 СмЬрение/смирение 41
2.3.3 Подчинство 43
2.3.4 Послушание 44
2.3.5 Повиновение 45
2.3.6 Кротость 46
2.3.7 Тихость и тихота 46
2.3.8 Незлобие, незлобоимЬнство, беззлобие (беззлобство) 47
2.3.9 Выводы по старорусскому периоду 47
2.4 СИНОНИМИЧЕСКИЙ РЯД ПОКОРНОСТЬ В РУССКОМ ЯЗЫКЕ
XVIII ВЕКА 49
2.4.1. Покорность, покорство, покорливость 49
2.4.2. Подчинение 50
2.4.3. Синонимы с корнем (по-)слуш- 51
2.4.4. Повиновение 52
2.4.5. Смирение 53
2.4.6. Кротость 53
2.4.7. Выводы по синонимическому ряду покорность в русском языке
XVIII в 54
2.5. СИНОНИМИЧЕСКИЙ РЯД ПОКОРНОСТЬ В РУССКОМ ЯЗЫКЕ XIX
В 55
2.5.1. Лексемы покорность, покорливость 56
2.5.2. Подчинение, подчиненность 56
2.5.3. Послушание, послушность, послушливость 57
2.5.4. Повиновение 58
2.5.5. Синонимы, образованные с помощью приставки без- 59
2.5.6. Смирение, смиренность, смиренство, смирность 61
2.5.7. Кротость 61
2.5.8. Вывод по русскому языку XIX в 62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 66
Данная работа посвящена исследованию формирования синонимического ряда покорность в истории русского языка. Синонимический ряд, отражающий понятие «покорность», исследуется на каждом этапе развития русского языка, на основе чего делается вывод об эволюции понятия.
Цель исследования - рассмотреть становление понятия «покорность» через призму исторических изменений синонимического ряда с доминантой покорность в русском языке.
Для достижения цели необходимо выполнить следующие задачи:
1. Определить состав синонимического ряда, отражающего понятие «покорность», и его доминанту на каждом этапе развития русского языка;
2. проанализировать отношения и семантику единиц внутри данного синонимического ряда на каждом этапе развития русского языка;
3. сопоставить синонимические ряды разных этапов развития языка и выявить структурные изменения;
4. выявить причины этих изменений, опираясь на социокультурные особенности русского народа каждой эпохи;
5. на основе проведенного исследования сделать выводы о формировании понятия «покорность» в русской лингвокультуре.
Объектом нашего исследования является синонимический ряд с доминантой покорность в разные периоды развития русского языка.
Предметом нашего исследования являются изменения в структуре анализируемого синонимического ряда как отражение эволюции понятия «покорность» в сознании русского народа разных эпох.
Для решения поставленных задач мы используем интегрированный метод диахронического исследования, который включает сравнительноисторический метод, системно-структурный метод, приемы ареальной лингвистики, внутреннюю и внешнюю реконструкцию, а также функционально-когнитивный анализ.
Антропоцентрический подход к языку ставит цель выявить как отражены в языке мышление и культуры человека, его восприятие мира, мысли и ценности. Изучению языка в данном аспекте посвящали свои работы такие ученые, Н. Д. Арутюнова, Ю. Д. Апресян, Т. И. Вендина, А. Д. Шмелев и др. Актуальность данного исследования обуславливается изучением изменения культурно значимого понятия «покорность» в сознании русского человека на протяжении истории, что соотносится с интересом современной лингвистики в изучении языка в историческом, когнитивном и лингвокультурологическом аспектах.
История вопроса
Исследования лингвистической репрезентации понятия «покорность».
Понятию «покорность», а также лексике, его репрезентирующей посвящено множество различных лингвистических работ. Так, например, слово покорность рассматривается Н. В. Семеновой как лексика самооценки - в триаде «смирение-покорность-гордость» [30]. В статье представлено исследование лексемы покорность в истории русского языка, на основе которого делается вывод, что «именно покорность является поведенческой основой смирения, кротости, послушания и т.д.» [30].
Лексема смирение, входящая в синонимический ряд покорность тщательно исследуется в связи с ее этической нагрузкой. Такие исследователи, как А. Д. Шмелев, В. Л. Карякина, И. С. Шевченко, говорят о семантической двуплановости лексемы смирение, связанной с религиозным и светским употреблением. [77; 15; 76] А. Д. Шмелев в полемике с А.
Вежбицкой устанавливает, что в языке проявляется «плюрализм этических систем», то есть объем понятия разнится в зависимости от контекста употребления, этических представлениях (христианских или секулярных). [77] На основе анализа данных словарей и контекстов к тому же выводу приходит В. Л. Карякина: понятие «покорность» «варьируется в зависимости от контекста употребления». [15] Если в религиозной сфере «покорность» рассматривается как добродетель, то в публицистике и художественной литературе, понятие имеет отрицательную оценку, понимается как «препятствующее позитивной динамике общества». [15]
В. И. Карасик исследует понятие «покорность» через призму лексемы кротость. [14] Анализируя контексты употребления и данные
ассоциативных словарей исследователь приходит к выводу о проявлении различных ценностных установок человека, о том, что в современную эпоху наблюдается отрицательное отношение к «покорности», которое объясняется состязательностью в современном обществе. [14]
Исследования понятия «покорность» в сопоставительном и диахроническом аспектах.
Исследователями понятие «покорность» рассматривается в сопоставительном аспекте. С. А. Толстик рассматривает эволюцию понятия «покорный» на материале синонимичных прилагательных покорный- покорливый-резингнованный в русинском и в родственных языках. [73] Выявляется, что причиной изменений в понятии являются экстралингвистические факторы, а конкретно - отмена крепостного права на территории Закарпатья. [73]
И. Е. Колесникова сравнивала отражение понятия «покорность» во фразеологических единицах украинского и английского языков. [17] Активная вербализация понятия в обеих лингвокультурах также обуславливается экстралингвистически - социальной иерархией общества. [17]
Исследование понятия «покорность» в нелингвистических работах.
Понятие «покорность» исследуется в работах, посвященных религии. Религиозное осмысление понятия изучали, например, такие исследователи, как А. Ф. и П. А. Поломошновы [28], О. Н. Ордина [26], определяя «покорность»/«смирение» как христианскую добродетель, заключающуюся в победе над гордостью, самоуничижении. Н. Д. Апраксина отмечает, что «в современном мире смирение и кротость ставятся ниже гордости и самолюбия» [3] (заметим, однако, что с лингвистической точки зрения в работе представлены ненаучные заявления, с которыми мы не согласны).
П. О. Лизгунов рассматривает становление понятия «смирение» в истории, сравнивает его понимание в древности, Новом времени и современности. Если в древности смирение понималось как христианская добродетель, сталкиваясь с античными представлениями о человеке, то в Новое время критиковалось, и сейчас исследуется новое понимание смирения, имеющее место в либерально-демократическом обществе. [20]
Понятие «покорность» также широко рассматривается в психологии и философии такими исследователями, как А. О. Яковлев [79], М. И. Резник [29].
Новизна данного исследования заключается в изучении эволюции понятия «покорность» на основе развития синонимического ряда с доминантой покорность в русском языке.
Для исследования синонимического ряда привлекается материал лексикографических источников таких как толковые словари СРЛЯ (БАС, МАС, словарь Ушакова, словарь Ожегова), исторические толковые словари (словарь Даля, Академии Российской, XI-XVII вв., XI-XIV вв., Старославянского языка), словари синонимов русского языка (словари З. Е. Александровой, А. С. Гавриловой, А. П. Евгеньевой Ю. Д. Апресяна), этимологические словари (ЭССЯ, словарь М. Фасмера, словарь П. Я. Черных), диалектные словари (СРНГ).
Итак, мы рассмотрели синонимический ряд покорность на каждом этапе развития русского языка и выделили объем понятия, отраженный в лексике каждого периода.
Понятие «покорность» прошло долгий путь становления, связанный с развитием разных языковых сфер общения и письменности. Первые памятники понятия «покорность» мы встречаем в религиозной среде, в библейских, православных текстах, где оно передается лексемами, заимствованными из старославянского: смирение,
съмЪреномудрие/съмЪреномудрство/съмЪреномудрствие, покорение,
покора, умиление, послушание, послоушьство, повиновение, кротость, незлобие, беззълобие, смотрьливьное, смотрение, тихота, тихость и обозначает христианскую добродетель, противоположность греху гордыне, который необходимо победить в себе посредством самоуничижения. Поэтому в качестве доминанты для обозначения данного понятия были выбраны лексемы с этимологическим значением ‘унижения, упрека’, имеющие в простонародной сфере негативные коннотации.
Далее, в XV-XVII вв., в период развития государственности, социальных перемен и книгопечатания, начинает происходить переосмысление понятия в связи с использованием в светских контекстах лексем, которые существовали до этого преимущественно в религиозном дискурсе. Низкое положение человека акцентируется уже не в связи с самоуничижением, а в связи с его социальным положением, соблюдение заповедей/законов и труд/выполнение требований понимаются не как способ победить в себе гордость, а как вынужденное состояние. Лексемы используются в военных контекстах, контекстах завоевания одного народа другим, порабощения. В данный период появляются лексемы, описывающие состояние зависимости (подчинение, покорность). Лексема смирение и смирение сближаются и в результате народной этимологии начинают
ассоциироваться с миром, примирением, а позицию доминанты занимает лексема покорность.
В XVIII и XIX вв. аспект подчинения, зависимости развивался, однако не отграничивался полностью от христианского понятия. Такие лексемы, как смирение и кротость все также часто встречались в религиозных контекстах, а в словарях фиксировались значения в обеих сферах употребления. Тем не менее уже в XIX в. в синонимический ряд начинают входить такие слова, как безропотность, беспрекословие, характеризующие отсутствие протеста.
Этот аспект стал центральным в понятии в период XX-XXI вв., практически каждая лексема в ряду обозначала примирение с обстоятельствами, безропотное исполнение требований. Акцент
практически полностью смещается с описания социальных отношений на характеристику человека, не имеющего власти в этих отношениях, зависимого. Происходит сдвиг с «внешнего» проявления «покорности» (как нахождение в чьей-то власти под влиянием силы) к «внутреннему» (нахождение во власти по воле самого подчиняющегося).
Такое качество человека, как безответность, непротивление расценивается носителями языка как негативное. Оно связывается с бесхарактерностью и приносит ущерб в условиях конкуренции и необходимости личностного роста.
Таким образом мы рассмотрели, как эволюционировало важное для христианства понятие о добродетели и самоуничижении в секулярное представление об отсутствии протеста в подвластном состоянии. На основе языковых данных, структурном представлении о языке (парадигматических, синтагматических и деривационных отношений), мы смогли описать, как представлялось понятие в сознании русского человека разных эпох, как изменялось его сознание от теологического к общественному, светскому, и как в зависимости от сферы употребления меняется структура понятия и репрезентирующие его языковые единицы.
1. Абрамов Н. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений: около 5 000 синонимических рядов: более 20 000 синонимов / Н. Абрамов. - 8-е изд., стер. - М.: Русские словари [и др.], - 665 с.
2. Александрова З. Е. Словарь синонимов русского языка: Практический справочник: Ок. 11000 синоним. рядов. / З. Е. Александрова - 11-е изд., перераб. и доп. изд. - М.: Рус. яз., 2001. - 568 с.
3. Апраксина, Н. Д. Смирение и гордость // Вестник МГУКИ. - 2012. - №6 (50). - С. 61-64.
4. Апресян Ю. Д. Избранные труды: в 2-х томах / Ю. Д. Апресян. Том 1. - Школа «Языки русской культуры», Изд. фирма «Восточная литература» РАН, 1995. - 472 с.
5. Баркова К. И. Феномен покорности: раскадровка тематического поля // Молодёжь третьего тысячелетия: сборник научных статей XLII региональной студенческой научно-практической конференции, Омск, 02-27 апреля 2018 года. - Омск: Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского, 2018. - С. 508-511.
6. Барнет В. К вопросу о методологии синхронного среза в диахронии // Языкознание в Чехословакии. 1956-1974, под ред. А. Г. Широковой. - М.: Прогресс, 1978. - С. 134-141.
7. Большой толковый словарь русского языка. / Сост. и гл. ред. С. А. Кузнецов - СПб.: Норинт, 2000 - 1536 с.
8. Вендина Т. И. Средневековый человек в зеркале старославянского языка. / Т. И. Вендина - М.: Индрик, 2002. - 336 с.
9. Виноградов В. В. Слово и значение как предмет историколексикологического исследования // Вопросы языкознания. - 1995. - №1. - С. 3-36.
10. Войшвилло Е. К. Понятие как форма мышления: логикогносеологический анализ. / Е. К. Войшвилло - М.: Изд-во МГУ, 1989. - 239 с.
11. Гаврилова А. С. Словарь синонимов и антонимов современного русского языка. 50000 слов. / под ред. А. С. Гавриловой - М.: Аделант, 2013. - 800 с.
12. Дронова Л. П. Диахроническое представление концепта: к методике анализа // Вопросы когнитивной лингвистики. - 2014. - №3. - С. 59-64.
13. Дьяченко Г. М. Полный церковно-славянский словарь (со внесением в него важнейших древне-русских слов и выражений). / Г. М. Дьяченко - М.: Тип. Вильде, 1900. - 1120 с.
14. Карасик В. И. Кротость: концепт ушедшей эпохи // Лингвистика в эпоху глобанглизации: сборник статей к юбилею Виктора Владимировича Кабакчи / под редакцией Е. В. Белоглазовой. - СПб: Санкт-Петербургский государственный экономический университет, 2018. - С. 51-61.
15. Карякина В. Л. Концепт покорность в русской языковой картине мира // Поволжский педагогический вестник. - 2021. - №4 (33). - С. 82-88....79