Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ВИДЫ ИННОВАЦИЙ В СОВРЕМЕННЫХ РОССИЙСКИХ ИЗДАТЕЛЬСТВАХ И ОЦЕНКА ИХ ЭФФЕКТИВНОСТИ

Работа №184811

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

книжное дело

Объем работы91
Год сдачи2019
Стоимость4600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
13
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Часть первая. Виды инноваций в современных российских издательствах и оценка их эффективности 6
Аннотация 7
Введение 8
Глава I. Уровни инноваций современных российских издательств 15
1.1. Инновации в сфере производства книжной продукции 15
1.2. Инновации в сфере менеджмента 21
1.3. Инновации в сфере маркетинга 25
Вывод 29
Глава II. Критерии и методики оценки инновационности современных российских издательств 31
2.1. Анализ новизны инноваций в современных российских издательствах 31
2.2. Оценка глубины инноваций 35
2.3. Оценка эффективности инноваций 37
2.4. Определение алгоритма оценки инноваций 42
Вывод 45
Глава III. Опыт оценки инновационности современных российских издательств («Просвещение» и «Дрофа») 46
3.1. Специфика издательской отрасли и учебных издательств 46
3.2. Анализ издательства «Просвещение» 48
Инновации на производстве и оценка их инновационности 49
Инновации в менеджменте и оценка их инновационности 52
Инновации в маркетинге и оценка их инновационности 53
Эффективность инновационной деятельности издательства «Просвещение» 55
3.3. Анализ издательства «Дрофа» 58
Инновации на производстве и оценка их инновационности 59
Инновации в менеджменте и оценка их инновационности 62
Инновации в маркетинге и оценка их инновационности 63
Эффективность инновационной деятельности издательства «Дрофа» 65
3.4. Сравнительный анализ инновационности издательств «Просвещение» и «Дрофа» 66
Вывод 71
Заключение 73
Приложение 76
Список использованной литературы и источников. Редактура статей для издания «Guadeamus Igitur», 2019 г., №1 «Теория и практика современного дизайна» 84
Редакционное заключение на статью Е.Н. Полякова, Ю.Е. Крюковой «Планировочная структура древнеримских военных лагерей» 85
Редакционное заключение на статью Е.Н. Полякова, Ю.Е. Сухоруковой «Александрия
Египетская - творение зодчего Дейнократа» 86
Редакционное заключение на статью А.Е. Шатохина «Концепция использования пустующих промышленных территорий в городе Томске» 87
Часть третья. Экономический расчет себестоимости издания «Guadeamus Igitur», 2019 г., №1 «Теория и практика современного дизайна» 88
1. Описание издания 89
2. Расчет объема издания 89
3. Расчет себестоимости по статьям затрат 90
4. Редакционные расходы 91
5. Определение прибыли и отпускной цены 77



Работа посвящена комплексному изучению инновационной деятельности в издательском деле. Инновационная деятельность на сегодняшний день является одним из перспективных направлений развития любого предприятия. Однако при этом в науке не существует однозначного понимания, что собой представляет инновационность, в чем суть инновационных процессов, их взаимосвязей и взаимодействия, при наличии разработанных отельных параметров анализа инновационности отсутствует методика комплексного подхода к оценке ее влияния на организацию, в том числе книгоиздающую. Исследователи фокусируются в основном на оценке эффективности инноваций, обращают внимание на инновационный потенциал организации, который при этом не отличают от ее инвестиционного потенциала. Из сферы внимания почти всегда выпадает оценки инновационности внедряемых на предприятии новшеств. На практике организации часто занимаются инновационной деятельностью непоследовательно, «очагово», совершают ошибки, которые ведут к потерям, как финансовым, так и социальным, имиджевым, что отталкивает предприятия и даже целые отрасли от инноваций.
Актуальность нашей работы обусловлена, с одной стороны, стабильно высоким интересом отечественного бизнеса, развивающегося в условиях рыночной конкуренции (во всех отраслях), к инновационной деятельности на уровне производства, распространения товара, управления компанией, с другой стороны, отсутствием исследований ее влияния на эффективность организации.
В частности, без подобного рода исследований невозможно эффективное развитие инновационной деятельности в издательской отрасли. Этот аспект инновационности российской экономики актуализирует вопрос об эффективном развитии отечественного книгоиздания. Вместе с тем, его решение может внести вклад в понимание названных выше общих теоретических и прикладных проблем инновационности российского бизнеса.
Прежде чем формулировать цель и задачи нашей работы, необходимо определиться с ее терминологическим аппаратом.
В настоящее время нет единого мнения в понимании самого термина «инновации», существует множество подходов к ее определению, к выделению видов инноваций, так что ученые даже предпринимают попытки классифицировать их в зависимости от понимания объекта и предмета инноваций.
Первым классифицировал инновации Й. Шумпетер, выделив 5 основных типов: внедрение нового товара, внедрение нового метода производства, освоение нового рынка, овладение новым источником сырья, освоение новых методов организации хозяйственной деятельности .
Вслед за Шумпетером классификацию инноваций выдвигает немецкий ученый М. Хучек. Он выделяет 3 группы инноваций: базисные, улучшающие и псевдоинновации . Как видим, здесь виды инноваций разделяются по степени их новизны. Однако стоит обратить внимание, что группу базисных инноваций он разделяет на технологические и нетехнологические инновации . Это вновь отсылает нас к классификации Шумпетера, потому что обе классификации коррелируют между собой и условно делят все классификации по предметному признаку. В обоих случаях речь идет об инновациях на производстве, то есть о материально-технических (у Хучека это технологические инновации, у Шумпетера выделены более конкретные подвиды - внедрение нового товара, метода производства, овладение новым источником сырья) и об инновациях в сфере управления организацией и продвижения товара (у Хучека эти инновации обозначаются нетехнологическими, у Шумпетера к ним относятся освоение нового рынка и новых методов организации хозяйственной деятельности).
По мнению отечественного ученого В. Г. Медынского, инновации в теории рассматриваются:
• как процесс,
• как система,
• как изменение,
• как результат .
По мнению другого исследователя, Д. В. Гашко, такая классификация представляется избыточной. Он предлагает делить все виды на «понимающие под инновацией конечный результат некоторой деятельности ... и некоторую деятельность, направленную на достижение определенного конечного результата» .
Для анализа конкретных видов инноваций удобнее всего, как нам представляется, использовать именно данные классификации инноваций, так как они проясняют суть инновации в организации. Поэтому в нашем исследовании мы обращаемся к новшествам на таких уровнях, как производственный процесс, менеджмент и маркетинг.
Помимо приведенных классификаций, выделяющих инновации по предметному признаку, существует еще множество других, базирующихся на других основаниях. Например, инновации делят по типу и сфере внедрения (технические, социальные, экологические и т.д.), по степени интенсивности (бум, массовые, равномерные, слабые), по типу новшества (социальные, экономические, педагогические и т.д.), по назначению (усовершенствование, дополнение, замещение, вытеснение) . Примеры подобных классификаций, основывающихся на совершенно разнообразных признаках, можно продолжать.
Однако принимая ту или иную классификацию видов инноваций, прежде всего, следует определиться с пониманием терминов, таких, как «инновационная деятельность» и «инновационный продукт» в их соотношении с понятием «инновации».
Исследователь В. И. Аверченков утверждает, что термины «инновации» и «инновационный продукт» синонимичны . Д. В Гашко, анализируя определения, относящиеся к инновационному процессу, выделяет следующие термины , которые в нашей работе мы примем за базовые:
1. Инновация (инновационный продукт) - новый или значительно усовершенствованный продукт (услуга, технология, управленческое, организационное, маркетинговое или иное решение), созданный на основе результатов НИОКР, внедренный или потенциально пригодный для практического внедрения, способный при достаточно масштабной реализации обеспечить положительный коммерческий, социально-экономический, научно-технический эффект.
2. Инновационная деятельность - деятельность, связанная с созданием, развитием или коммерциализацией инновации (инновационного продукта).
3. Инновационный проект - комплекс мероприятий, осуществляемых в рамках инновационной деятельности, направленных на внедрение или разработку и внедрение инновации (инновационного продукта).
Однако помимо перечисленных терминов, исследователи, например, В. И. Аверченков подчеркивает, что в области инновационной деятельности есть еще и другие понятия, играющие значимую роль в теории инновационности. Он выделяет, в частности, новшество и нововведение.
Под новшеством понимается «оформленный результат фундаментальных, прикладных исследований, разработок или экспериментальных работ в какой-либо сфере деятельности по повышению ее эффективности» . «Оформленный результат» означает наличие соответствующих зарегистрированных в установленном порядке открытий, патентов, товарных знаков и прочих документов.
Соответственно, нововведение определяется как «процесс внедрения, распространения и использования новшеств с целью непосредственного удовлетворения общественных потребностей в продуктах, услугах, процессах более высокого качественного уровня» . Данными терминами мы также будем оперировать в своей работе.
При описании современного состояния инновационной деятельности мы уже упоминали такую проблему, как отсутствие подходов к систематизированной и комплексной оценке инновационной деятельности в современных российских издательствах. Проблема заключается в фокусировке на отдельных критериях и классификационных признаках инноваций.
Например, самые распространенные варианты оценки инновационных внедрений - это оценка экономической эффективности и инновационного потенциала, основывающаяся на анализе бухгалтерской отчетности. Однако очевидным является, что такая оценка не дает понимание процесса движения инновационной деятельности, при таких, исключительно количественных (финансовых) подходах, невозможно проследить динамику изменений качественных показателей, а они, между тем, всегда помогают выявлять проблемы, как минимум, в корпоративных системах.
В связи с этим, целью исследования мы видим выявление и анализ видов инноваций (технологических и нетехнологических), применяемых в современных российских издательствах, разработку и апробацию (на примере издательств «Просвещение» и «Дрофа») алгоритма системной и комплексной оценки их инновационности, влияющей на общую, многофакторную, эффективность работы издательств.
Исходя из этого, можно выделить следующие задачи:
1. Выявление уровней и видов инноваций, применяемых в современных российских издательствах (в области производства, менеджмента и маркетинга), а также признаков псевдоинноваций.
2. Анализ существующих критериев и методик оценки инноваций и разработка на основе этого критериев и алгоритма оценки инновационной деятельности издательства.
3. Анализ инновационной деятельности издательств «Просвещение» и «Дрофа» с применением разработанного алгоритма.
4. Оценка эффективности разработанного алгоритма.
Материалом исследования послужили данные, представленные на сайтах, в социальных сетях современных российских издательств, прежде всего, анализируемых в ВКР «Просвещения» и «Дрофы» , а также базы данных, содержащие бухгалтерские отчеты издательств (представленные в открытом доступе в интернете), аналитические статьи специализированных журналов («Университетская книга» и «Pro-Books»), посвященные издательствам «Дрофа» и «Просвещение».
Объектом исследования дипломной работы является инновационная деятельность современных российских издательств, предметом - оценка инновационности внедряемых новшеств (на примере инноваций издательств «Просвещение» и «Дрофа»).
Изучение история вопроса показывает, что наиболее изученными на данный момент являются общие вопросы инновационности экономики. Это работы по теории инновационности, теоретическим проблемам инновационного производства, менеджмента и маркетинга зарубежных и российских авторов: Б. Санто , Й. Шумпетера , А.И. Пригожина , Г. Хэмила , И. Г. Салимьяновой, Е. А. Дячук , А. Г. Латкина , В. М. Каткова , Ф. Котлера , М. Хучека и др.
Вторую группу источников для нашей ВКР составили работы по проблемам оценки инновационной деятельности предприятий в связи с их экономическим ростом. Это труды С. Глазьева, Б. Н. Кузыка и Ю. В. Яковца, С. Н. Салимова, Б. П. Плышевского, Ф. Янсена, Р. Нельсона, И. Шумпетера, И. С. Иванченко, Н. А. Пашкус и др. Инновационной деятельности в издательской отрасли также посвящен ряд работ, хотя и небольшой. Так, О. В. Горлова рассматривает проблемы планирования инновационной деятельности издательств, проблемы издательств в организации инновационного процесса . Курашова С. А. исследует вопросы инновационного управления издательством на основе стратегических инструментов менеджмента, ее интересуют эволюция и современные методы управления инновациями в издательском деле . Труды Л. В. Рудаковой посвящены совершенствованию управления инновационной деятельностью издательства на основе разработки рекламной стратегии. Она останавливается на особенностях и проблемах формирования управления инновационной деятельностью издательства, специфике инновационного развития его организационных структур, роли инновационных стратегий издательства в условиях рынка, специфике инновационных рисков издательства .
Интерес для нашего исследования также представили отраслевые нормативные материалы, законодательные документы Российской Федерации, документация и официальные электронные ресурсы издательств.
Методологическую основу исследования составили описательно-аналитический метод, метод сравнительного анализа с привлечением методов наблюдения, интерпретации, систематизации. В исследовании использованы такие методы анализа, как контент-анализ, анализ документов, системный анализ, сопоставительный и комплексный подходы к материалу.
Научная новизна работы заключается:
• в комплексном подходе к изучению инновационной деятельности издательств, а также к методам ее оценки;
• в разработке критериев и методики анализа новизны, глубины и
эффективности инноваций в издательском деле: в сфере производства,
менеджмента и маркетинга;
• во впервые предпринятом анализе внедрения разных видов инноваций в современных российских издательствах «Просвещение» и «Дрофа» - с применением созданного алгоритма.
Теоретическое и практическое значение работы определяется тем, что она вносит свой посильный вклад в понимание общих теоретических проблем инновационности российского бизнеса, в частности, издательского (комплексное изучение инновационной деятельности издательства, проблема ее влияния на эффективность работы предприятия, вопросы классификации видов инноваций, терминологический аппарат) и предлагает разработанный алгоритм и систему критериев оценки инновационной деятельности издательства и опыт его апробации на примере крупнейших российских издательств, специализирующихся на издании учебной литературы: «Просвещение» и «Дрофа».
Структура дипломной работы обусловлена логикой исследования и ходом выполнения поставленных задач. Исследование включает в себя введение, три главы и заключение.
Введение раскрывает актуальность и степень изученности проблемы, описывает новизну ее решения, материал исследования.
Первая глава посвящена анализу инноваций современных издательств на разных уровнях, согласно выбранной во введении классификации, рассматривались инновации на производстве, в менеджменте, маркетинге. Во второй главе проанализирована теория инновационности, на основе которой рассмотрены существующие на данный момент методы оценки инновации, разработан алгоритм оценки инновационной деятельности издательства. В третьей главе проанализирована инновационная деятельность двух издательств: «Просвещение» и «Дрофа» - с применением созданного алгоритма. Проведен также сравнительный анализ инновационности названных предприятий, в ходе которого выявлены схожие черты и отличия, позволяющие дать комплексную оценку их деятельности в аспекте взаимосвязи инновационности и эффективности работы. Дана оценка и разработанному алгоритму анализа инновационности издательской деятельности. В заключении приведены общие итоги проведенного исследования.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Изучение инновационной деятельности современных российских издательств и оценка ее эффективности является сложной научной задачей, решение которой требует комплексного рассмотрения в широком контексте развития российского книгоиздания и экономики в целом. Не претендуя, разумеется, в своей работе на решение этой задачи в полном объеме, мы сосредоточились на осмыслении видов инноваций, применяемых в современной отечественной издательской отрасли и разработке критериев и алгоритма оценки их инновационности и эффективности на примере двух крупных специализированных издательств с разной формой собственности - «Просвещения» и Дрофы».
Проведенное исследование показало, прежде всего, что интерес российских предприятий, в том числе и книгоиздающих, к инновациям в условиях рыночных отношений является, во-первых, очевидным фактом, а во-вторых, естественным способом борьбы за конкурентоспособность. Работа демонстрирует, что сегодня инновационные внедрения занимают все большее место в деятельности организации, в том числе в издательском деле, на всех уровнях, начиная с производства и кончая менеджментом и маркетингом.
Основным типами инноваций в российских издательствах являются именно технологические (или технические) и нетехнологические (внедряемые в области управления предприятием, продвижения и распространения производимой продукции).
Технологические инновации, внедряемые в области книгопроизводства, в целом характеризуются теоретиками и практиками как самый простой и очевидный путь развития предприятия в условиях жесткой конкуренции. Как показал наш анализ, на практике, действительно, технологические инновации (как процессов на производстве, так и конечных продуктов) внедряются в отечественных издательствах в первую очередь. Причем это инновации совершенно разного формата - от инноваций в издательском репертуаре до процессов непосредственного создания книги или другого издательского продукта. Также определилась четкая тенденция интереса российских издательских организаций к развитию в области новых технологий, прежде всего, цифровых. В связи с этим сам процесс книгопечатания претерпевает в рассмотренных нами издательствах значительную трансформацию в результате совмещения новых (цифровых) технологий с традиционными, принятыми в бумажном книгопроизводстве.
Составляющими инновационной деятельности отечественных издательств другого порядка - нетехнологического, являются инновации в маркетинге и менеджменте, в отрыве от которых, по сути, недостижима эффективность внедрения технических инноваций. В работе были определены теоретические установки в понимании нетехнологических инноваций, так маркетинг мы обозначили как управление организацией на основе внешних факторов рынка при поддержке жизнеспособного уровня конкуренции с помощью рекламы и планирования сбыта продукции. Менеджмент рассматривается нами в связи с внутренними факторами, такими, как структура организации, корпоративная культура и бизнес-процессы.
При анализе практик внедрения инноваций на всех выделенных нами уровнях стали заметны существующие на сегодняшний день тенденции этих процессов, прежде всего, их явная ориентация на западные модели инноваций, а также приоритет влияния человеческого фактора в их реализации.
Проведенный аналитический обзор инновационной деятельности современных российских издательств сфокусировал наше внимание на проблеме ее комплексной оценки с точки зрения инновационности и взаимосвязи с оценкой эффективности работы предприятий. Поскольку универсальных или хотя бы комплексных методик оценки инновационности книгоиздающих организаций нами не было обнаружено, мы обратились к составлению комплекса критериев и алгоритма подобного анализа издательской деятельности.
Важным моментом в этой работе считаем выделение таких основных критериев оценки инноваций в издательской отрасли, как новизна, глубина и эффективность. Не менее важной, по нашему мнению, является разработка для каждого критерия системы показателей, характеризующих их, которая была сделана в опоре на теоретические исследования.
При описании критериев (и их показателей) была учтена их взаимосвязь: фундаментальный признак новизны всегда зависит от глубины инновационности, анализ новизны и глубины инновационности тесно связан с эффективностью инновационной деятельности.
На основании этого, в отсутствии универсальных методик оценки инновационной деятельности издательства и в русле общей тенденции к разработке частных методик анализа инновационности для отдельной отрасли нами предложен алгоритм анализа инновационной деятельности издательства, базирующийся на оценке инноваций по выделенным критериям и показателям, с учетом контекста, в котором существует организация.
Алгоритм сводится к следующим шагам:
1. Установить цель оценки инновационности издательства.
2. Проанализировать изучаемое издательство: определить его специфику, провести анализ инновационной политики и стратегии.
3. Выделить виды инноваций, которые внедряет анализируемое издательство.
4. Дать оценку инноваций, опираясь на критерии инновационности и их показатели.
5. Соотнести полученные результаты с целью анализа и на основании этого сделать выводы о характере и состоянии инновационной деятельности в издательстве (см. Приложение).
Предложенный алгоритм был апробирован в третьей главе работы на материале двух российских издательств: «Просвещение» и «Дрофа» и оценен в соответствии с уровнем его эффективности. Применение алгоритма на практике позволило оценить инновационность и эффективность внедрения разных типов и видов инноваций на разных уровнях жизнедеятельности рассмотренных издательств. Дополнение проведенной оценки сравнительным анализом расширило и дополнило картину инновационной деятельности обеих организаций. Кроме того, апробация алгоритма показала его достоинства и недостатки, большая часть из которых объясняется отсутствием доступа к необходимой информации, а следовательно, устранима в условиях реальной (неучебной) оценки. К достоинствам разработанного алгоритма можно отнести его относительную универсальность. По нашему мнению, алгоритм можно использовать применительно к разным по специализации, масштабу, форме собственности издательствам, так как изначально он строго не ограничивает анализируемый объект. Но при отсутствии жестких параметров оценки специфики издательства, кроме нескольких основополагающих, следует учитывать, что ответственность за полноту проведенного анализа предприятия ложится на аналитика, его профессионализм и добросовестность. Положительным моментом считаем также то, что предпринятая нами попытка разработать комплексный подход к анализу инновационной деятельности издательства обращает внимание на существование поставленной в нашей работе проблемы и дает теоретическую и практическую основу для ее дальнейшего изучения. Результаты исследования могут быть полезны менеджерам и аналитикам работы издательства при оценке ее эффективности с учетом инновационной деятельности
Проведенное исследование намечает перспективы дальнейшего рассмотрения темы. Во-первых, заслуживает отдельного изучения проблема комплексного подхода к оценке инновационной деятельности издательств. Во-вторых, продуктивным считаем корректировку предложенного алгоритма в аспекте его применения к другим видам издательств.



1. Automated Insights [Электронный ресурс]. URL: https://automatedinsights.com.
2. ICON Group International [Электронный ресурс]. URL:
https://www.icongrouponline.com.
3. LECTA [Электронный ресурс]. URL: https://lecta.ru.
4. NarrativeScience [Электронный ресурс]. URL: https://narrativescience.com.
5. Издательский сервис «Ridero» [Электронный ресурс]. URL: https://ridero.ru.
6. Сайт виртуального издательства «Bookscriptor» [Электронный ресурс]. URL: https://bookscriptor.ru.
7. Сайт издательства «Corpus» [Электронный ресурс]. URL: https://corpus.ru.
8. Сайт издательства «АСТ» [Электронный ресурс]. URL: ast.ru.
9. Сайт издательства «Махаон» [Электронный ресурс]. URL:
https://old.machaon.net.
10. Сайт издательства «ОЛМА Медиа Групп» [Электронный ресурс]. URL: https://olmamedia.ru.
11. Сайт издательства «Просвещение» [Электронный ресурс]. URL: https://prosv.ru.
12. Сайт издательства «Росмэн» [Электронный ресурс]. URL: https://rosman.ru.
13. Сайт издательства «Феникс» [Электронный ресурс]. URL:
https://phoenixrostov.ru.
14. Сайт издательства «Экзамен» [Электронный ресурс]. URL: https://examen.biz.
15. Сайт корпорации «Российский учебник» [Электронный ресурс]. URL: rosuchebnik.ru.
..89


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ