АННОТАЦИЯ 3
ВВЕДЕНИЕ 3
1 Методологические основания исследования 8
1.1 Изучение вещи в литературоведении 8
1.2 Гротеск в литературоведении 15
1.3 Художественный мир Ю. В. Буйды: критика и исследования 20
2 Художественные функции вещи в романе Ю. В. Буйды «Синяя кровь» 35
2.1 Характерологическая функция вещи 35
2.1.1 Устойчивая вещная формула и образ персонажа 35
2.1.2 Нарушения вещной формулы и деструкция персонажа 39
2.1.3 Система двойничества и вещные миры персонажей 44
2.1.4 Характерологические функции одежды и обуви: образ Иды Змойро 53
2.2 Миромоделирующая функция вещи 57
2.3 Вещь и гротеск в романе Ю. В. Буйды «Синяя кровь» 64
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 76
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 79
Ю. В. Буйда (род. в 1954 г.) - российский писатель, журналист и редактор. Автор сборников рассказов «Прусская невеста» (1998, 2015), «Жунгли» (2010, 2011, 2013), «Львы и лилии» (2013), романов «Синяя кровь» (2011, 2012, 2014), «Вор, шпион и убийца» (2013, 2014), «Женщина в желтом» (2015), «Пятое царство» (2018); «Сады Виверны» (2021), «Дар речи» (2023) и др. Произведения писателя опубликованы в журналах «Знамя», «Новый мир», «Октябрь», «Дружба народов» и др. Произведения писателя отмечены премиями журнала «Октябрь» (1992), «Знамя» (1995, 1996, 2011), премией им. Аполлона Григорьева (1998), премией «Большая книга» (2013, 2021, 2023), шорт-лист премии «Русский Букер» (1994, 1999) .
Для творчества Ю. В. Буйды характерно предельное внимание к предметному миру. Персонажей рассказов, а также романного творчества, окружает исключительный вещный мир, составляющий их портретные характеристики и описание быта. В романе Ю. В. Буйды «Синяя кровь» преобладающая роль в описании портрета персонажей отводится вещи как носителю характерологической функции. Примечательным оказывается соотношение определенного героя с конкретной вещью, через которую определяется уникальность его образа на фоне подобных «уникальных» объектов. Персонаж имеет исключительный «набор» предметов, который составляют особые специфические элементы. Так, введение в повествование нового героя неизменно сопровождается описанием наиболее выразительных деталей его образа, начиная с портретных и заканчивая бытовыми. Подобное описание на авторском уровне позволяет вывести образ персонажа за предел внешней «первоначальной» характерологии, а на уровне читателя - способствует переходу на глубинный уровень интерпретации. В данной позиции вещь является «проводником», носителем эстетических пристрастий героя, а также метафорой, символом, определяющим образ героя, инструментом его воплощения и завершенности в пространственном целом, «впечатлением» оставленным персонажем в сознании Другого. Вещь в романе обнаруживается и как элемент определенной исторической эпохи, и как деталь сказочного мифологического повествования, и как элемент эстетики гротеска. Вещь рассматривается с функциональной и содержательной позиций, а также с позиции эстетической функции.
Вещь в эстетическом поле художественного произведения имеет широкий спектр содержательных функций. Тип художественного мышления и миропонимания художника во многом определяется характером отбора эмпирических предметов из множества подобных во внешнем мире и спецификой преобразования их во «внутреннем» мире произведения, вариативностью способов их воплощения. Определенным образом осмысленная, переработанная авторским сознанием вещь составляет различные ряды в пространстве художественного мира как элемент объективного мира и как носитель субъективных интенций.
Термин «вещь», в данной работе будет употребляться в следующих значениях:
1) «отдельный предмет, изделие» ; 2) «то, что принадлежит к личному движимому имуществу» ; 3) «всякий отдельный предмет (преимущественно бытового обихода, трудовой деятельности и т.п.)» .
Однако по отношению к термину «вещь», употребляемому нами в указанных значениях, контекстуальным синонимом является термин «предмет». Для этого необходимо обозначить круг значений данного понятия:
1) «всякое материальное явление, вещь» ;
2) «всякое конкретное, материальное явление, воспринимаемое органами чувств и мышлением как нечто существующее особо» ;
3) «вещь (преимущественно бытового обихода, трудовой деятельности и т.п.), обслуживающая ту или иную потребность, продукт» .
«Вещь» и «предмет» - многозначные понятия, употребляемые не только в бытовом материальном контексте, но и в философском дискурсе. Однако в данном исследовании при отсутствии дополнительного комментария или примечания, указанные термины будут использоваться согласно приведенным определениям. Помимо обозначенных терминов, в данной работе применяется термин «вещный ряд» (или «вещные ряды»). Данное понятие используется в нескольких значениях:
• как обозначение вещей одной предметной категории («Вещные ряды платьев», «Вещные ряды обуви» и т. д.);
• как обозначение вещей одного контекста (эпизода в произведении), создающих посредством разрозненных предметов (элементов разных категорий) общее целое. Е. Р. Коточигова в статье «Вещь в художественном изображении», пишет: «Вещный мир в произведении имеет свою композицию. <...> детали могут выстраиваться в ряд, в совокупности интерьер-пейзаж-портрет» ; «Вещи могут выстраиваться в последовательный ряд» .
Вещные ряды предстают особым способом художественного миромоделирования . Миромоделирование как функцию вещи в литературном произведении исследователь О. А. Джумайло характеризует как «отражение уклада жизни в целом, как понимает его автор. <...> концепция мира художественного произведения - «вещь» штучная, и подход к ней неосуществим без понимания всего мировоззренческого «интерьера» автора» .
Научная новизна исследования заключается в том, что в данной работе последовательно рассматриваются художественные функции вещи, явленные в романе «Синяя кровь», проблема специфики и структуры смыслопорождения отдельной вещи, вещного ряда и всего вещного мира произведения через специфику авторского мифа Ю. В. Буйды.
Актуальность выпускной работы обусловлена, с одной стороны, вниманием современной литературоведческой науки к изучению творчества писателей XXI века для выявления их уникальных способов художественного миромоделирования, с другой - непрекращающимся интересом гуманитарных наук к знаковому, эмблематическому и символическому характеру вещи как в реальном пространстве бытия человека, так и во «внутреннем» пространстве произведения.
Объект исследования - роман Ю. В. Буйды «Синяя кровь».
Предмет исследования - основные принципы строения единичной вещи, структура и потенции смысла вещного ряда, художественные функции вещного мира.
Целью настоящей работы является выявление художественных функций вещных рядов как способа художественного миромоделирования в романе Ю. В. Буйды «Синяя кровь».
Задачи:
1. выявить основные модусы исследований, посвященных рассмотрению концепта «вещи» в модернизме, постмодернизме, в барочной и необарочной эстетике, а также в эстетике гротеска;
изучить исследования, посвященные рассмотрению гротеска художественном произведении;
3. изучить исследования, посвященные специфике поэтики Ю. В. Буйды как писателя постклассической эпохи;
4. осуществить сбор материала, относящегося к категории вещи, непосредственно участвующей в формировании портрета персонажей;
5. классифицировать собранный материал на основании художественных функций вещи;
6. рассмотреть категорию вещи в романе Ю. В. Буйды «Синяя кровь» с учетом специфики поэтики писателя;
7. определить основные принципы построения единичной вещи и вещных рядов в романе.
Материалом исследования стал текст романа Ю. В. Буйды «Синяя кровь».
Теоретической базой исследования по изучению анализа вещественного аспекта в художественной литературе послужили работы отечественных литературоведов В. Н. Топорова, А. П. Чудакова и др., в изучении эстетики гротеска М. М. Бахтина, Ю. В. Манна, Л. Е. Пинского, Б. М. Эйхенбаума и др., специфики художественного мира и особенностей поэтики Ю. В. Буйды М. В. Безрукавой, Т. Г. Прохоровой, Т. Л. Рыбальченко, Т. Г. Сорокиной и др.
Методологической основой исследования послужили труды отечественных и зарубежных ученых по анализу художественного произведения (М. М. Бахтина,
A. Б. Есина, В. И. Тюпы и др.), структурному методу в литературоведении (Р. Барта, Ю. М. Лотмана, Ю. Н. Тынянова), исследованию нарратива (В. И. Тюпы, Б. А. Успенского,
B. Шмида), жанровой теории (М. М. Бахтина, Н. Л. Лейдермана, Ю. Н. Тынянова).
Методы исследования: структурно-типологический, структурно-описательный, описательно-функциональный.
Структура работы соответствует поставленным целям и задачам исследования. Работа состоит из введения, двух глав, включающих 10 параграфов, заключения, списка использованных источников и литературы (72 наименования).
Во введении дается основная характеристика работы: дается определение терминов «вещь» и «предмет», подчеркивается актуальность и новизна исследования, обозначаются объект и предмет, приводятся цели и задачи исследования, а также материал, методологическая база и методы исследования.
В первой главе представлены методологические основания исследования: история изучения вещи в отечественном литературоведение, обзор исследований, посвященных гротеску, а также критических и исследовательских работ по творчеству Ю. В. Буйды.
Во второй главе изучаются художественные функции вещи в романе Ю. В. Буйды «Синяя кровь». В первом разделе рассматривается характерологическая функция вещного мира, заключающаяся в создании портрета персонажа посредством устойчивой вещной формулы и последующего нарушения данной формулы, в системе двойничества, переданной через вещные миры персонажей, а также в исследовании характерологической функции одежды и обуви на примере образа главной героини Иды Змойро. Во втором разделе рассматривается миромоделирующая функция предметного мира в романе Ю. В. Буйды «Синяя кровь». Третий раздел посвящен связи вещи и гротеска в романе Ю. В. Буйды «Синяя кровь».
В заключении подводятся итоги и намечаются перспективы работы.
В ходе проведенного исследования нами была рассмотрена специфика реализации вещного аспекта в романе Ю. В. Буйды «Синяя кровь», преимущественно с характерологической функции, при помощи таких методов, как структурно-типологический, структурно-описательный и описательно-функциональный.
В романе Ю. В. Буйды «Синяя кровь» вещь выполняет характерологическую функцию. Следствием этого становится создание образа персонажа посредством вещной формулы, состоящей из устойчивого набора предметных компонентов.
Вещные атрибуты портрета являются неизменными и свидетельствуют о завершенности образа героя, о его цельности. «Формульность» выстраивается из следующих элементов: а) определенного состава вещных компонентов портрета; б) элементов «заклинательности» - повторения дублирующих друг друга описаний, при сохранении их лексической неизменности. Формульный характер построения образа персонажа «подчиняется» внутренним законам художественного мира, чем обусловлены многочисленные примеры добавления или редуцирования определенных компонентов формулы. «Формульность» является следствием внутренней завершенности персонажа.
Наличие завершенных портретных формул у целого ряда героев способствует сопоставлению их образов и выявлению содержательных закономерностей и последующего выстраивания системы «двойничества». Двойники Змойро позволяют рассмотреть как наиболее выразительные элементы портрета Иды, так и переломные этапы в ее жизни. Двойничество в романе Ю. В. Буйды «Синяя кровь» оказывается также элементом, формирующим целостность произведения, посредством установления связей и тождественных черт у героев.
Другим примером реализации характерологической функции становится деструкция образа героя посредством нарушения портретной «формулы» что оказывается выражено в двух формах: а) содержательном, или смысловом, нарушении устойчивого вещного ряда, явленном в виде «ненормы» в характерологии персонажа; б) редукции, или минус-приеме, компонентов предметного мира героев, проявленной через упразднение отдельных элементов.
Содержательное нарушение составляют группы несовместимых друг с другом вещей реалистического плана описания - это предметы характерные для разных топосов. Редукция, или минус-прием, в романе выражена в четырех различных типах: а) заведомое «отсутствие» вещи, когда оно специально подчеркивается; б) отсутствие предмета как следствие совершенного над ним действия; в) постепенная редукция, явленная последовательным упразднением отдельных элементов до полного исчезновения героя; г) редуцирование компонентов «формулы» до отдельных наиболее значимых вещных элементов. Следствиями данного приема являются создание предметного и смыслового акцента, перенос из реалистического плана реальности в символический, демонстрация лиминального положения героя и т. д.
Иной формой реализации вещного аспекта в романе становится участие предметных объектов в миромоделировании. Данная функция состоит из следующих обязательных элементов: 1) вещей, данных в совокупности; 2) предметов, не относящихся к одежде, но принадлежащих к сферам, формирующим образ внешнего мира, или субъективной картины миры героя. Миромоделирующая функция отличается от характерологической, поскольку не имеет задачи интерпретировать героя через выразительную деталь портрета, но позволяет сформировать мир, в котором живет персонаж и отношение его к этому миру. Миромоделирующая функция вещи в романе Ю. В. Буйды «Синяя кровь» реализуется на нескольких уровнях: на уровне автора и уровне героя. С позиции автора — это создание художественного мира; с позиции героя
— выстраивание отношения к миру, уникального взгляда на него.
В третьем разделе второй главы рассматривалась связь гротеска и вещи в романе Ю. В. Буйды «Синяя кровь». Гротескная картина мира в произведении создается посредством культуры материально-телесного низа и карнавального мировосприятия, свойственных гротеску на этапе Средневековья и Возрождения.
Гротескная картина мира выстраивается через количественную и качественную формы гротеска. Качественная форма выражена посредством специфических второстепенных персонажей; гротескного сравнения; ретроспективного характера передачи сюжета в формах мифа, сказания, предания, сопряженных с гротескной иронией. Количественный гротеск явлен в виде гиперболы (качественной и количественной). Иной формой обращение к гротеску становится рассмотрение гротеска с позиции реалистического мировосприятия — включения в описания портретных характеристик: а) неуместного предметного элемента, вызывающего комический эффект; б) вещного элемента, сопряженного с эстетикой безобразного, который в сумме с телесным обликом героя формирует по кумулятивному принципу портрет персонажа.
Вещь в романе Ю. В. Буйды «Синяя кровь» оказывается своеобразным реквизитом или костюма героя. Это следствие карнавальной картины миры и составляющей ее театральной линии, связанной с образом главной героини произведения Идой Змойро и распространяющейся на весь художественный мир романа.
Перспективы научного исследования заключаются в изучении вещного мира в других произведениях Ю. В. Буйды («Дон Домино», «Ермо», «Дар речи» и др., сборниках рассказов «Прусская невеста», «Львы и лилии» и др.), рассмотрение преимущественно бытовых элементов предметного мира, исследование гротеска и карнавальной культуры в иных произведениях автора, выявление общих вещных элементов художественного мира Ю. В. Буйды и их функций.
1. Абашева М. П. Поэтика циклизации в прозе Ю. Буйды / М. П. Абашева, М. В. Куриленко // Вестник Пермского университета. Российская и зарубежная филология. - 2020. - Т. 12, вып. 2. - С. 72-80.
2. Абашева М. П. Природа мифа в творчестве Юрия Буйды / М. П. Абашева, М. В. Куриленко // Филология и культура. - 2021. - № 3 (65). - С. 38-45.
3. Анарина Н. Г. Сакральная телесность японской художественной вещи // Вещь в японской культуре. - М.: Вост. лит. - 2003. - С. 185-201.
4. Бабенко Н. Г. Лингвопоэтика «костюмного портрета» литературного персонажа // Вестник Северо-Осетинского государственного университета имени К. Л. Хетагурова. - 2012. - № 4. - С. 178-181.
5. Барт Р. Введение в структурный анализ повествовательных текстов // Зарубежная эстетика и теория литературы XIX-XX вв. Трактаты, статьи, эссе. — М.: Изд- во Московского университета, 1987. — С. 387-423.
6. Бахтин М. М. Автор и герой: К философским основам гуманитарных наук / М. М. Бахтин. — СПб.: Азбука, 2000. — 336 с.
7. Бахтин М. М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса / М. М. Бахтин. - М.: Худож. лит., 1990 (1-е изд. - 1965). - 543 с.
8. Бахтин М. М. Эпос и роман / М. М. Бахтин. —СПб.: Азбука, 2000. — 304 с.
9. Безрукавая М. В. Проза Ю. Буйды: герой в пространстве эстетического понимания жизни // Историческая и социально-образовательная мысль. - 2015. - С. 236¬240.
10. Безрукавая М. В. Неомодернизм в современной русской прозе: художественные модели мира, концепции человека, авторские стратегии: дис. ... докт. филол. наук. / М. В. Безрукавая. - Краснодар, 2020. —389 с.
11. Безрукавая М. В. Художественная модель мира в прозе Ю. В. Буйды 2010-х годов // Современные исследования социальных проблем. - 2016. - № 1 (25). - С. 75-85.
12. Бодрийяр Ж. Система вещей / Ж. Бодрийяр; Пер. с франц. и сопров. ст. С. Зенкина. - М.: Рудомино, 1999. - 218 с.
13. БуйдаЮ. В. Синяя кровь /Ю. В. Буйда. -М.: Эксмо, 2011. - 288 с.
14. Василевич А. П. Цвет и названия цвета в русском языке / В П. Василевич, С. Н. Кузнецова, С. С. Мищенко; под общ. ред. А. П. Василевича. - М.: КомКнига, 2005. - 216 с.
15. Власов В. Г. Иллюстрированный художественный словарь. / В. Г. Власов. — СПб: Икар, 1993. —272 с.
..72