Введение 3
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ КОММУНИКАЦИИ В
НОВЫХ МЕДИА 12
1.1 Новые медиа, как инструмент массовой коммуникации 12
1.2 Политическая коммуникация и участие глав регионов в публичной
политике на федеральном и региональном уровнях 17
1.3 Методы формирования имиджа политика в интернет-среде 20
1.4 Возможности Telegram-канала как инструмента политической
коммуникации 26
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ КОММУНИКАЦИИ ГЛАВ
РЕГИОНОВ РОССИИ В МЕССЕНДЖЕРЕ TELEGRAM 31
2.1. Особенности ведения Telegram-каналов глав регионов РФ 31
2.2. Концептуализация имиджа региональных губернаторов и его
репрезентация в Telegram-каналах 64
Заключение 71
Список использованных источников 73
Сегодня интернет и социальные сети стали обыденностью почти для всех граждан Российской Федерации. Так, согласно результатам исследования, которое привел генеральный директор АНО «Диалог Регионы» Владимир Табак, аудитория Рунета составляет 103 миллиона человек в 2024 году. В среднем каждый пользователь проводит в нем 4,5 часа, из которых 22% уходит на потребление контента, 18% — на общение в мессенджерах, еще столько же — на социальные сети.1 Особый вклад внес и Covid-19, который стал стимулом к тому, чтобы люди изменили свое отношение к интернету. В связи с локдауном аудитория стала все чаще работать удаленно, используя средства дистанционной коммуникации, основанные на сети интернет. Кроме того, люди чаще начали использовать этот инструмент не только для работы, но и для саморазвития, отдыха, а также для взаимодействия с политиками и государством. По данным ВЦИОМ (опрос ноября 2024 г.) телевизор остаётся главным источником политико-экономических новостей для 40% россиян, однако цифровые площадки почти сравнялись с эфиром: 32% опрошенных получают такую информацию с новостных и официальных сайтов, 30% — из соцсетей и блогов, ещё 30% — из каналов и групп в мессенджерах (прежде всего Telegram и WhatsApp).2 Более того, среди пользователей сети интернет и новых медиа наибольший интерес вызывают политические события. Таким образом, очевидно, что социальные сети становятся новым каналом для политической коммуникации. При этом губернаторы РФ и главы республик стали одними из первых, кто перешел в мессенджер Telegram в связи с началом специальной военной операции. Так, к сегодняшнему дню практически все политические деятели имеют страницу на этой площадке.
Властные структуры и политические деятели стали использовать Telegram-каналы для оперативного общения с гражданами, распространяя важные сообщения, указания или заявления, получая при этом обратную связь. Для многих пользователей, которые вовлечены в политическую деятельность, защита личных данных и переписки является преимущественным аспектом. Также Telegram дает возможность установить прямой контакт с аудиторией. В то же время у мессенджера нет прямых конкурентов. В РФ ограничен доступ к западным площадкам, которые служили альтернативой (не считая VK). Большим плюсом также является то, что Telegram обладает интуитивно понятным интерфейсом и позволяет легко создавать каналы, группы и чаты. Поэтому Telegram стал де-факто важным инструментом для обмена информацией и политической коммуникации, и играет роль прямого канала коммуникации глав субъектов и других политических акторов (министерств, ведомств как федерального, так и регионального уровня, правительств регионов и так далее). Он также способствует формированию общественного мнения и становится инструментом «молниеносной» передачи информации и ее распространения.
Стоит отметить, что губернатор (или иное высшее должностное лицо субъекта РФ) — ключевой актор российской модели федерализма. От того, насколько эффективно выстроена региональная исполнительная власть, зависит реализация национальных проектов и, в конечном итоге, успешность внутренней политики страны. Поэтому для главы региона важно не только принимать управленческие решения, но и продумано освещать их. Систематический анализ медийной активности губернаторов позволяет оценить, какими инструментами и с какой результативностью они ведут коммуникацию с обществом. Медиа служат новой площадкой для политической массовой коммуникации, в том числе и на региональном уровне. Поэтому необходимо изучить особенности ведения Telegram-каналов глав регионов России и методы использования властью интернет-среды.
В нашем исследовании мы рассматриваем Telegram-каналы трёх российских губернаторов как площадку их политической коммуникации. Однако анализировать сам контент без учёта целей и образа каждого политика было бы поверхностно: стратегия постов, тон высказываний и выбор тем всегда подчинены тому имиджу, который глава региона стремится закрепить. Имидж — это «быстрая рамка» для восприятия. Психологи отмечают, что пользователю сети достаточно нескольких десятков секунд, чтобы сформировать первичное отношение к публичной фигуре; далее это впечатление служит фильтром для оценки последующей информации. Поэтому для губернатора цифровой образ не второстепенная деталь, а ресурс, от которого зависит доверие аудитории и, шире, успех любых общественнополитических инициатив.
...
Проведённое исследование позволило установить совокупность особенностей, характеризующих использование Telegram-каналов губернаторами Ямало-Ненецкого автономного округа, Пермского края и Мурманской области и отражающих современные практики политической коммуникации в цифровой среде. Методологически работа сочетала качественный и количественный анализ, что обеспечило надёжность выводов и дало возможность сопоставить как содержательные, так и статистические параметры общения с аудиторией.
Изученные кейсы демонстрируют, что каждая из фигур выстраивает собственную коммуникативную стратегию. Глава ЯНАО делает ставку на энергичное повествование и подчёркивает комплексное развитие региона; пермский губернатор придерживается сдержанного делового тона, акцентируя цифры и инфраструктурные проекты; руководитель Мурманской области соединяет официальную риторику с персональным нарративом, формируя образ модернизатора. При всей разнице стилей каналы объединяют три устойчивые черты: позитивно-ориентированная повестка, обращение к аудитории от первого лица и регулярное сопровождение текста визуальными материалами. Такая подача усиливает эффект близости, повышает вовлечённость подписчиков и позволяет оперативно транслировать новости, отчёты о поездках или реакции на внештатные события, демонстрируя открытость власти.
Исследование подтвердило, что Telegram стал основным инструментом формирования публичного имиджа региональных лидеров. Возможность обходить посредничество традиционных СМИ и говорить «напрямую» способствует росту доверия к источнику и облегчает продвижение приоритетных смыслов. Цифровой образ губернатора, складывающийся из последовательности, прозрачности и эмоциональной интонации сообщений, превращается в ресурс политического капитала, влияя на поддержание общественной легитимности реализуемых инициатив.
В целом сравнительный анализ показал, что Telegram-каналы прочно встроены в систему государственной коммуникации: губернаторы успешно адаптируют официальные сообщения к формату мессенджера, сочетая информирование с элементами сторителлинга и персонализации. Тем самым они достигают двойной цели — оперативно доносят управленческие решения и одновременно поддерживают доверительный диалог с населением. Поставленные в работе задачи выполнены: выявлены специфические формы и приёмы политического общения через Telegram, продемонстрирована их роль в укреплении взаимодействия власти и общества, а также обозначены направления оптимизации цифровой стратегии региональных лидеров.
1. Антонова Л. Г. Медиатексты в современной массовой коммуникации
// Ярославский педагогический вестник. 2011. Т. 1, № 2. С. 275-278. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/mediateksty-v-sovremennoy-
massovoy-kommunikatsii (дата обращения: 26.03.2025).
2. Бакулев Г. П. Массовая коммуникация: западные теории и концепции [Электронный ресурс]. — М.: Аспект Пресс, 2005. — 176 с. URL: https://buklib.net/books/22030/ (дата обращения: 26.03.2025).
3. Почепцов Г. Г. Теория коммуникации: монография [Электронный ресурс]. — М.: Рефл-бук; К.: Ваклер, 2001. — 656 с. URL: http://socium.ge/downloads/komunikaciisteoria/pochepcov%20teoria%20 komunikacii.pdf (дата обращения: 26.03.2025).
4. Бирючева Е. И. Дискурсивные маркеры имиджеобразующей
деятельности российских губернаторов в социальных медиа / Е. И. Бирючева, А. А. Гнедаш, Н. А. Рябченко // Общество: политика, экономика, право. 2024. № 12. С. 24-34. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/diskursivnye-markery- imidzheobrazuyuschey-deyatelnosti-rossiyskih-gubernatorov-v- sotsialnyh-media (дата обращения: 26.03.2025).
5. Матвейчев О. А. Уши машут ослом: сумма политтехнологий. — М.: Эксмо, 2013. — 640 с.
6. Селентьева Д. О. Политическая имиджелогия: учебное пособие для бакалавриата и магистратуры. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Юрайт, 2019. — 164 с.
7. Ляховенко О. И. Телеграм-каналы в системе экспертной и политической коммуникации в современной России // Galactica Media: Journal of Media Studies. 2022. Т. 4, № 1. С. 114-144.
8. Дементьева К. В. Динамика развития региональных Telegram-каналов
// Мир науки, культуры, образования. 2024. № 6 (109). С. 451-454. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/dinamika-razvitiya-regionalnyh-
telegram-kanalov (дата обращения: 26.05.2025).
9. Никовская Л. И. Публичная политика в регионах России: характеристика типов и ресурс влияния / Якимец В. Н. // Вестник МГИМО-Университета. 2011. № 1 (16). С. 224-235.
10. Мирошниченко И. В. Публичная политика как зонтичная концепция политической науки // Государственное управление: электронный вестник. 2014. № 47. С. 354-376.
11. Красин Ю. А. Политическая рефлексия и модернизация // Россия реформирующаяся: ежегодник / отв. ред. М. К. Горшков. Вып. 10. — М.; СПб.: Ин-т социологии РАН; Нестор-История, 2011. С. 127-140.
12. Агеев Р. Е. Выборы. Управление избирательной кампанией / Р. Е. Агеев, П. Я. Мешков — СПб.: Питер, 2022. — 496 с.
13. Национальный рейтинг губернаторов. Сентябрь-октябрь 2024 [Электронный ресурс]. URL: https://russia-rating.ru/info/22767.html (дата обращения: 13.05.2025).
14. «Минченко консалтинг». Индекс плотности федеральных контактов губернаторов, октябрь 2024 / URA.RU [Электронный ресурс]. URL: https://ura.news/articles/1036290521 (дата обращения: 13.05.2025).
15. «Би-порт». Чибис — 6-я позиция в рейтинге СЗФО «Медиалогии» [Электронный ресурс]. URL: https://b-port.com/news/3008077utm (дата обращения: 13.05.2025).
... всего 28 источников