Введение 3
1 Феномен студенческих медиа 7
1.1 Определение студенческих медиа и их роль в современном
образовании 7
1.2 Исторический контекст возникновения студенческой периодики в
России 10
1.3 Классификация студенческих медиа 12
1.4 Проблематика студенческих медиа:
вызовы и тенденции в современном медиапространстве 15
1.5 Особенности создания и ведения студенческих медиа: финансирование,
кадровое обеспечение, организационные аспекты 17
2 ТВ-ТГПУ. Возникновение, Особенности работы студенческого
медиацентра, личный вклад 20
2.1 Ретроспектива: история возникновения ТВ-ТГПУ и его значимость в
образовательном процессе 20
2.2 Структура ТВ-ТГПУ: организационная схема, роли и обязанности
сотрудников, сотрудничество с другими структурами университет 21
2.3 Анализ производимого контента: форматы программ, жанровое
разнообразие, акценты и приоритеты 24
2.4 Департамент фотографии: его роль и задачи, взаимодействие с другими
подразделениями медиацентра 36
2.5 Обучение студентов медианавыкам: курсы, тренинги, мастер-классы 38
2.6 Работа с медиаресурсами: доступ к профессиональной технике и программному обеспечению, возможности для самостоятельного творчества 41
2.7 Управление медиацентром: организационная структура, роль руководителя, распределение задач и функций 42
2.8 Взаимодействие со студентами и студенческим сообществом:
формирование команды, привлечение новых активистов, организация проектов с участием студентов 44
2.9 Кадровый состав: подбор, обучение и мотивация сотрудников, рост
профессиональных навыков 45
2.10 Сотрудничество с академическими и административными
структурами университета: взаимодействие с факультетами, администрацией и студенческими организациями 48
2.11 Оценка и мониторинг результатов работы: система оценки 50
Заключение 60
Список использованной литературы 63
Приложение А Проект «Дом стоит» 67
Приложение Б Уровни университетских мероприятий 76
Студенческие медиацентры становятся все более значимыми и востребованными в современном высшем образовании. Они представляют собой специальные организации, созданные с целью обеспечения студентов доступом к средствам массовой информации, обучением медианавыкам и созданием площадок для самовыражения и профессионального развития. Работа студенческого медиацентра имеет свои особенности, которые следует изучить и учесть для эффективного функционирования данной структуры.
Актуальность темы
1. Современное высшее образование ставит перед студентами не только задачу получения академических знаний, но и развития широкого спектра компетенций, включая медиа навыки и умение работать с современными информационными технологиями. Студенческие медиацентры предоставляют студентам площадку для приобретения и развития этих навыков, что позволяет им лучше адаптироваться к современной информационной среде и повышает их конкурентоспособность на рынке труда.
2. Студенческие медиацентры играют важную роль в развитии студенческой жизни. Они предоставляют студентам возможность самовыражения, творчества и социальной активности. Через медиацентры студенты могут создавать и распространять информацию, участвовать в медиапроектах, организовывать культурные и образовательные мероприятия. Такие центры способствуют формированию активной студенческой общественности и созданию благоприятной атмосферы для обмена идеями и опытом.
3. Студенческие медиацентры являются неотъемлемой составляющей информационной среды университетов. Они обеспечивают доступ студентов к различным источникам информации, а также создают и распространяют информацию о жизни университета и его достижениях. Медиацентры способствуют формированию университетской идентичности и укреплению имиджа университета внутри и вне образовательного сообщества.
Цель данной дипломной работы состоит в изучении особенностей работы студенческого медиацентра и выявлении факторов, влияющих на его эффективность.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1. Анализ сущности и роли студенческого медиацентра в образовательной среде;
2. Исследование основных функций и задач, возлагаемых на медиацентр;
3. Изучение методов организации работы и управления медиацентром;
4. Анализ факторов, влияющих на эффективность деятельности студенческого медиацентра.;
Объект нашего исследования - Студенческий медиацентр.
Предмет - особенности организации работы студенческого медиацентра ТВ- ТГПУ.
В первой главе исследования:
• Рассмотрим, что из себя представляет студенческое медиа
• История формирования студенческой периодики в России
• Проведём классификацию студенческих медиа
• Рассмотрим проблематику и особенности введения студенческих медиа.
Во второй главе:
• История возникновения студенческого медиа ТВ-ТГПУ
• Рассмотрим контент производимый ТВ-ТГПУ
• Проанализируем работу «Департамента Фотографии» ТВ-ТГПУ
• Рассмотрим особенности работы студенческого медиацентра
• Рассмотрим этапы обучение и формирование команды
• Рассмотрим схемы сотрудничества ТВ-ТГПУ с другими структурами
• Рассмотрим оценивание работы в команде ТВ-ТГПУ.
Целью работы было изучение особенностей работы студенческого медиацентра и выявлении факторов, влияющих на его эффективность. Мы ставили перед собой такие задачи, как:
1. Анализ сущности и роли студенческого медиацентра в образовательной среде;
2. Исследование основных функций и задач, возлагаемых на медиацентр;
3. Изучение методов организации работы и управления медиацентром;
4. Анализ факторов, влияющих на эффективность деятельности студенческого медиацентра.;
Все задачи, поставленные нами в ходе исследования, выполнены.
В ходе данной дипломной работы была проведена детальная аналитическая работа, посвященная структуре ТВ-ТГПУ. В результате изучения функциональных подразделений и деятельности команды были получены следующие выводы:
1. ТВ-ТГПУ представляет собой типичный студенческий медиацентр, работающий по типу корпоративных СМИ, обслуживая информационные потребности университета и студентов.
2. Основной задачей ТВ-ТГПУ является предоставление студентам платформы для самореализации в медиапространстве и развитие личностных компетенций.
3. ТВ-ТГПУ нуждается в доработке системы обучения активистов. Важно обратить внимание на привлечение сторонних преподавателей из медиасферы, которые смогут передать активистам не только необходимые знания и навыки, но и делиться своим профессиональным опытом. Это позволит обеспечить более качественное и актуальное обучение.
4. Для получения статистики предпочтений аудитории ТВ-ТГПУ нужно провести анкетирование среди подписчиков группы VK ТВ-ТГПУ. Это поможет выявить предпочтение аудитории и скорректировать формальные и содержательные характеристики контента, который производится. Анкетирование позволит собрать мнения и предпочтения аудитории, а также получить обратную связь от них. Эти данные будут полезны для определения наиболее интересных и востребованных тем, форматов и жанров контента, что поможет адаптировать работу ТВ-ТГПУ под потребности своей аудитории и повысить эффективность своей деятельности.
5. Материалы развлекательного характера являются самым востребованным контентом среди аудитории ТВ-ТГПУ. Это подтверждается высоким уровнем привлечения и внимания, которые такие работы получают. Развлекательный контент способен привлечь и удержать внимание зрителей. Он способствует активному взаимодействию аудитории, привлекает больше просмотров, лайков и комментариев. Учитывая это, развитие и продвижение развлекательного контента может быть одним из ключевых направлений работы ТВ-ТГПУ для удовлетворения интересов своей аудитории и повышения эффективности своей деятельности.
6. В связи с повышенным интересом к развлекательному контенту, планируется переработка информационно-отчетных материалов с мероприятий в более привлекательный развлекательный формат. Это позволяет адаптировать содержание к предпочтениям и ожиданиям аудитории, делая его более привлекательным. Такая переработка помогает удовлетворить запросы аудитории, привлечь больше внимания к материалам и усилить привлекательность представляемого контента.
7. В рамках модернизации системы департаментов ТВ-ТГПУ возникает потребность в создании креативного департамента, который будет заниматься разработкой идей для оптимизации рабочего процесса. Тестовое внедрение департамента планируется в октябре 2023 г. со следующим набором в структуру. Этот отдел будет ответственным за поиск новых подходов, методов и инструментов, которые помогут повысить эффективность работы и достичь поставленных целей. Креативный отдел будет включать в себя специалистов с различными навыками и экспертизой, чтобы обеспечить разносторонний подход к разработке идей. Они будут работать в тесном взаимодействии с другими департаментами, анализировать текущие процессы, выявлять слабые места и предлагать инновационные решения. Внедрение креативного отдела позволит ТВ-ТГПУ стать более гибкой и адаптивной структурой, способной эффективно реагировать на изменения в медиапространстве и лучше отвечать на потребности своей аудитории.
1. Шестеркина, Л. П. Студенческая журналистика на просторах интернета: вопросы профессионального становления / Л. П. Шестеркина // Журналистский ежегодник. - 2015. - № 4. - С. 18-23.
2. Ним, Е. Г. Медиапространство: основные направления исследований / Е. Г. Ним // Бизнес. Общество. Власть. - 2013. - № 14. - С. 31-41.
3. Левинская, А. Р. Медиацентр как форма студенческого самоуправления / А. Р. Левинская // Формирование профессионализирующей среды в условиях учебно-воспитательного процесса вуза : Сборник материалов II открытой научно¬практической конференции, Пермь, 24 апреля 2014 года. - Пермь: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет», 2014.
- С. 36-37.
4. Туголукова, Е. Н. Классификация и проблематика вузовских СМИ / Е. Н. Туголукова // Ученые записки Санкт-Петербургского университета управления и экономики. - 2012. - № 2(37). - С. 70-75.
5. Шматков, Р. Н. Электронные студенческие СМИ как эффективное средство социализации и профориентации / Р. Н. Шматков // Вестник Сибирского государственного университета путей сообщения: Гуманитарные исследования. - 2018. - № 2(4). - С. 90¬93.
6. Кисляков, П. А. Психологическое восприятие студенческой молодежью просоциальных медиа / П. А. Кисляков, Е. А. Шмелева // Перспективы науки и образования. - 2020. - № 3(45). - С. 269-284.
7. Берестова, С. М. Мотивация студентов к профессиональной деятельности посредством реализации медиа проектов в студенческой среде / С. М. Берестова // L итоговая студенческая научная конференция Удмуртского государственного университета : материалы всероссийской конференции, Ижевск, 18-21 апреля 2022 года. - Ижевск: Издательский дом «Удмуртский университет», 2022.
- С. 253-255.
8. Жилавская, И. В. Медиаобразовательная среда вуза / И. В. Жилавская // Вопросы теории и практики журналистики. - 2014. - № 2. - С. 58-73.
9. Жижина, М. В. Особенности социальных представлений студенческой молодежи о масс-медиа / М. В. Жижина // Психолого-педагогические исследования. - 2018. - Т. 10, № 4. - С. 1-14.
10. Головин, Ю. А. Студенческие медиа-структуры в системе профессиональной подготовки и воспитания журналистов / Ю. А.
Г оловин // Высшее образование для XXI века: проблемы воспитания : доклады и материалы XIV Международной научной конференции: в 2 частях, Москва, 14-16 декабря 2017 года. Том Часть 2. - Москва: Московский гуманитарный университет, 2017. - С. 494-500.
11. Деминова, М. А. Студенческие медиа в социальной сети: опыт работы редакции / М. А. Деминова, М. С. Лаврищева // Меди@льманах. - 2021. - № 6(107). - С. 72-82.
12. Алексеев, А. А. Актуальность и основные тенденции развития современных студенческих медиа / А. А. Алексеев, Е. Г. Антропова, В. С. Яковенко // Экономика. Управление. Инновации - 2019 : Сборник научных трудов Международной научно-практической конференции, Санкт-Петербург, 17 мая 2019 года / Под редакцией В.П. Пилявского, А.В. Климина. - Санкт-Петербург: Автономная некоммерческая образовательная организация дополнительного профессионального образования «Санкт-Петербургский Институт Бизнеса и Инноваций», 2019. - С. 4-10.
13. Джалилов, Р. А. Новые медиа как составляющая студенческой жизни / Р. А. Джалилов // Наука через призму времени. - 2020. - № 5(38). - С. 119-122.
14. Соколова, А. В. Способы популяризации науки в научно¬популярных студенческих медиа / А. В. Соколова // Наука сегодня: фундаментальные и прикладные исследования : Материалы международной научно-практической конференции, Вологда, 26 сентября 2018 года. - Вологда: ООО «Маркер», 2018. - С. 98-101.
15. Лепина, Л. С. Студенческие медиа как инструмент формирования новых компетенций в цифровой среде / Л. С. Лепина // МеШаобразование : Материалы Третьей международной научно-практической конференции, Челябинск, 27-28 ноября 2018 года. - Челябинск: Челябинский государственный университет, 2018.
16. Рыжкина, В. А. Роль студенческих СМИ в современных масс-медиа / В. А. Рыжкина // Государство, общество, бизнес в условиях цифровизации : Сборник научных трудов по материалам Всероссийской научно-практической конференции, Саратов, 13 февраля 2020 года. - Саратов: Поволжский институт управления имени П.А. Столыпина - филиал ФГБОУ ВПО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации», 2020. - С. 132-133.
17. Юдина, Е. Ю. Проект в медиапроекте: создание контента студенческого медиа / Е. Ю. Юдина // Медиасреда. - 2022. - № 1. - С. 63-67.
18. Иванова, П. Г. Стратегии студенческих медиа в системе массовой коммуникации высших учебных заведений / П. Г. Иванова // Журналистика в 2022 году: творчество, профессия, индустрия : Материалы международной научно-практической конференции, Москва, 03-04 февраля 2023 года. - Москва: Факультет журналистики Федерального государственного образовательного учреждения высшего образования «Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова», 2023. - С. 327-328.
19. Антонова, Л. Г. Студенческие медиа как корпоративные СМИ и направления их функционирования / Л. Г. Антонова, А. В. Соколова // Российская пиарология: тренды и драйверы : Сборник научных трудов в честь профессора А.Д. Кривоносова / Под редакцией Е.Ю. Кармаловой, К.В. Киуру. Том Выпуск 10. - Санкт-Петербург : Санкт-Петербургский государственный экономический университет, 2021. - С. 21-25.
20. Кутляева, Р. Г. Проблема формирования контента студенческих СМИ: перспективы «Гросс медиа» / Р. Г. Кутляева // Международная молодёжная научная конференция «XV королёвские чтения», посвящённая 100-летию со дня рождения Д. И. Козлова : тезисы докладов, Самара, 08-10 октября 2019 года. Том 2. - Самара: АНО «Издательство СНЦ», 2019. - С. 804-805.
21. Ключникова, Т. Н. Влияние социальных медиа на идентичность студенческой молодежи / Т. Н. Ключникова // Образование и общество. - 2018. - № 6(113). - С. 107-112.
22. Агасиева, Т. С. Трансформация студенческой прессы: от печатных издания до Новых Медиа / Т. С. Агасиева, М. А. Гальчева // Актуальные проблемы формирования и контроля коммуникационных потоков в современном обществе : Материалы IV Всероссийской научно-практической конференции, Пятигорск, 20 апреля 2017 года. - Пятигорск: Пятигорский государственный университет, 2017. - С. 42-44.