Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ДОХОДНОЙ ЧАСТИ МЕСТНОГО БЮДЖЕТА НА ПРИМЕРЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ГОРОД ТОМСК»

Работа №184712

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

экономика

Объем работы89
Год сдачи2019
Стоимость4890 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
10
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


РЕФЕРАТ 3
ВВЕДЕНИЕ 3
1 Теоретические основы формирования доходной части местного бюджета РФ 5
1.1 Понятие, функции бюджета и бюджетной системы, принципы формирования, роль
местного бюджета в бюджетной системе РФ 10
1.2 Законодательные основы и участники организации бюджетного процесса 10
1.3 Основы и элементы формирования доходной части местного бюджета 13
2 Формирование и анализ доходной части бюджета на примере МО «Город Томск» 17
2.1 Организация бюджетного процесса, формирование доходов в МО «Город Томск 17
2.2 Казначейское исполнение бюджета. Структура доходной части местного бюджета 21
2.3 Анализ динамики структуры и исполнения доходной части бюджета МО «Город Томск»
в части налоговых доходов 28
2.4 Анализ динамики структуры и исполнения доходной части бюджета МО «Город Томск»
в части неналоговых доходов 3 5
2.5 Анализ динамики поступления межбюджетных трансфертов, как источника
формирования доходной части МО «Город Томск» 42
3 Проблемы и направления совершенствования формирования и исполнения доходной части
местного бюджета МО «Город Томск» 46
3.1 Проблемы формирования доходной части бюджета в условиях программно - целевого
планирования 46
3.2 Анализ направлений и теоретические аспекты решения проблем исполнения доходной
части местного бюджета МО «Город Томск» 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 65
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВ АННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 69
ПРИЛОЖЕНИЕ А 76
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 77
ПРИЛОЖЕНИЕ В 78
ПРИЛОЖЕНИЕ Г 79
ПРИЛОЖЕНИЕ Д 80
ПРИЛОЖЕНИЕ Ж 81
ПРИЛОЖЕНИЕ И 82
ПРИЛОЖЕНИЕ К 83
ПРИЛОЖЕНИЕ Л 84
ПРИЛОЖЕНИЕ М 85
ПРИЛОЖЕНИЕ Н 86


Для любой страны бюджет, принципы и процессы его исполнения, являются формой выражения политики органов государственной власти и органов местного самоуправления, так как он является финансовой основой их функционирования в направлении развития социально-экономической сферы общества, аккумулирования финансовых средств, которые поступают из различных источников, с целью использования органами местного самоуправления этих средств в соответствии со своими задачами и функциями.
Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что в настоящее время в России основными проблемами, стоящими на пути экономического развития государства и отдельных его территорий, является недостаточное обеспечение финансово-экономической самостоятельности муниципальных образований, обеспеченных собственными источниками поступлений, что неизбежно ставит муниципальные образования и их органы в зависимость от органов государственной власти субъектов РФ.
Таким образом, цель работы - рассмотреть теоретические аспекты формирования бюджетов, принципы бюджетного процесса РФ, исследовать источники и особенности формирования доходной части местного бюджета на примере бюджета муниципального образования «Город Томск» (МО «Город Томск»), а так же проанализировать проблемы и возможности увеличения собственных доходов бюджета как с точки зрения поиска внутренних резервов, так и возможности внесения изменений в законодательные и нормативные документы с целью улучшения процесса исполнения бюджета по доходам.
В соответствии с целью, в данной работе необходимо решить задачи:
- во-первых, раскрыть понятие бюджета как экономической категории, рассмотреть виды, принципы формирования и роль местного бюджета в бюджетной системе РФ;
- во-вторых, рассмотреть основы и элементы, законодательную базу формирования доходной части местных бюджетов РФ;
- в-третьих, рассмотреть процесс формирования и структуры доходной части местного бюджета МО «Город Томск» и ознакомиться с казначейской системой его исполнения;
- в-четвёртых, выявить проблемы собираемости доходов бюджета МО «Город Томск» и определить направления увеличения их поступлений.
Объектом исследования в данной работе является доходная часть бюджета МО «Город Томск». Предметом работы является структура доходов бюджета МО «Город Томск» изучение механизма, принципов, совершенствования формирования доходной части местного бюджета в условиях финансово-экономического кризиса.
Теоретическая значимость работы состоит в том, что результаты исследования способствуют систематизации теоретической базы, необходимой для обеспечения эффективного функционирования местного бюджета.
Практическая значимость заключается в том, что результаты работы могут быть использованы для анализа формирования доходной части местного бюджета, направленного на совершенствование системы межбюджетных отношений и финансового обеспечения МО.
При написании работы мною были использованы нормативные акты, регулирующие вопросы местного бюджета в РФ, как принятые на федеральном уровне, так и на уровне местного самоуправления, отчеты, заключения об исполнении бюджета МО «Город Томск».
Методологическая основа исследования основывается на анализе научных и литературных источников, обобщения информации, анализа и описания её в систематизированном виде. Для анализа использовался системный подход с сравнительно-сопоставительным методом. Структура работы состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы.
Первая глава работы раскрывает основные понятия и принципы формирования бюджетной системы РФ, основ и элементов формирования доходной части местных бюджетов. Во второй главе рассматриваются процессы формирования и структуры доходной части бюджета МО «Город Томск», проводится анализ динамики структуры и исполнения доходной части бюджета МО «Город Томск» в части налоговых, неналоговых доходов и безвозмездных поступлений. В третьей главе определяются проблемы формирования и увеличения доходной части бюджета, приводятся выводы, а так же рассматривается комплекс мер в направлении решения проблем повышения качества собираемости доходов.
Работа основана на федеральных законах, законах субъектов РФ, муниципальных правовых актах представительного органа МО «Город Томск» печатных и электронных периодических изданиях, журналах («ECONOMICS», «Социум и власть», «Бухгалтерский учёт в некоммерческих организациях», «Вестник государственной академии экономики и права», «Вопросы экономики», «Актуальные проблемы российского права», «Финансы», «Финансы и кредит»), трудах и публикациях, размещенных в сети Интернет.
Научной основой работы послужили работы отечественных авторов по государственным и муниципальным финансам, таких как: Болтинова О.В., Виницина В.В., Голошевская А.Н., Дементьев Д.В., Дроздова Н.Л., Ерошкина Л.А., Кирюшкина А.Н., Коротина Н.Ю., Курченко Л.Ф., Моттаева А.Б., Нешитой А.С, Одинг, Н.Ю., Папело В.Н., Поляк Г.Б., Савулькин Л.И., Сорокин М.А., Умерова С.А., Щербань Е.Г., Юшков А.О., Ярцева И.Ю., а так же зарубежных авторов: Сей Ж.Б., Смит А., Эрроу К. Дж. посвященных вопросам формирования доходной части бюджета, связанных с поиском резервов роста увеличения собственных доходов муниципального образования.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В ходе выполнения работы поставленные задачи по изучению структуры бюджета, путей формирования доходной части местных бюджетов были выполнены, а так же рассмотрены проблемы собираемости неналоговых доходов и пути их преодоления:
Во-первых, раскрыто понятие бюджета, как формы образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления, рассмотрены его трёхуровневая структура, функции, а так же принципы построения бюджетной системы РФ. Определено место, роль и функции бюджета муниципального образования в бюджетной системе РФ, как финансового инструмента регулирования развития территории.
Во-вторых, рассмотрены источники формирования доходной части местного бюджета, состоящие из налоговых, неналоговых и безвозмездных поступлений, а так же классификация, на основании которой эти источники группируются, для обеспечения сопоставимости показателей бюджетной системы РФ. Исследовано понятие «бюджетного федерализма», как формы бюджетного устройства, процесс межбюджетного регулирования, в целях выравнивания доходной базы бюджетов до минимально необходимого уровня.
В-третьих, исследован процесс исполнения местного бюджета МО «Город Томск», с применением автоматизированной казначейской системы, позволяющей осуществлять приходно-расходные операции на едином счёте, с объединением в общий технологический процесс всех структурных подразделений департамента финансов администрации Города Томска, чем достигается централизация информации в единой базе данных и возможность получать любую информацию об исполнении бюджета в режиме реального времени, что бывает крайне необходимо для принятия тех или иных управленческих решений.
В-четвертых, рассмотрена законодательная база, регулирующая основы построения бюджетной системы и взаимосвязи между участниками бюджетного процесса, основой которой является БК РФ изучены нормативы доходов, зачисляемых в местный бюджет.
В-пятых, проанализированы динамика структуры налоговых и неналоговых доходов, безвозмездных поступлений за период 2002-2018 годов, с расчетом удельного веса по видам поступлений и по структуре доходов. Изучены Заключения Счётной палаты города Томска на отчёты об исполнении бюджета МО «Город Томск», в связи с чем определены проблемы по налоговым и неналоговым поступлениям, требующим принятия мер по их увеличению.
В - шестых, рассмотрена сущность и проблемы программно-целевого планирования МО «Город Томск» на фоне увеличения межбюджетных трансфертов, так как трансферты, а именно рост субвенций на исполнение государственных полномочий, в их числе, ограничивают самостоятельность местного бюджета в принятии решений, при этом большинство субсидий выделяются без финансового обеспечения на их администрирование.
В-седьмых, в результате проведенного анализа доходной части бюджета установлено, что бюджетная обеспеченность МО «Город Томск» в основном, зависит от межбюджетных трансфертов. Основная проблема системы межбюджетных отношений, существующей на настоящий момент, состоит в том, что трансферты на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований имеют малую долю по сравнению с трансфертами, не имеющими выравнивающего эффекта, но при этом не создающими стимулы к развитию. Доминирование целевых трансфертов, значительный объем делегированных полномочий, сопровождаемый передачей субвенций, не оставляют муниципальным образованиям финансовых источников и административно-управленческого потенциала для проведения собственной политики, реализации собственных целей. ограничивая самостоятельность на уровне местного самоуправления. Доля дотаций низкая, то есть эффект выравнивания бюджетной обеспеченности невелик.
Таким образом, одним из путей решения этой проблемы необходимо долгосрочное закрепление за бюджетом МО «Город Томск» нормативов отчислений налога на имущество организаций, УСН, акцизов на ГСМ, торгового сбора, транспортного налога.
Долгосрочное закрепление нормативов отчислений налогов должно:
- давать возможность для местного органа власти самостоятельно прогнозировать собственные доходы, обеспечивать их стабильность, способствовать росту
заинтересованности органа местного самоуправления в экономическом развитии.
Другой мерой увеличения неналоговых поступлений может служить продление действия ЕНВД на бессрочный период, что позволит избежать выпадающих доходов бюджета МО «Город Томск» в среднем около 400 млн. руб в год.
Так же, в части увеличения поступлений налога на имущество физических лиц предложен рассмотрение вопроса о принятии закона, который ограничивал бы сроки строительства, так как у органов местного самоуправления нет рычагов воздействия, побуждающих собственников недвижимости оформить правоустанавливающие документы. Такая мера необходима в связи с тем, что при неограниченных сроках строительства дома не вводятся в эксплуатацию, налогоплательщиками затягивается оформление прав собственности а значит, не взимается налог на имущество физических лиц. Действующим законодательством не закреплены сроки, в которые налогоплательщик обязан оформить право собственности на объекты недвижимости.
Учитывая, что основную долю в общем объеме неналоговых доходов составляют доходы от арендной платы, продажи за земельных участков и муниципального имущества, в работе предложены меры по по увеличению поступлений, и уменьшению задолженности по ним, как основных резервов роста доходов бюджета МО «Город Томск», такие как: вовлечение в оборот неиспользуемых муниципальных объектов, бесхозных земельных участков, повышение эффективности использования муниципального имущества, становление арендной платы за пользование землёй, муниципальным имуществом в размере их рыночной стоимости, реализация комплекса мер по сокращению объема дебиторской задолженности, оформление большинства земель мичуринских участков, погребных, гаражных кооперативов, не оформленных надлежащим образом, по причине отсутствия соответствующей регистрации.
Так же, для увеличения поступлений неналоговых доходов, предложены пути использования московского опыта по организации платных парковочных мест, расположенных на автомобильных дорогах общего пользования на территории МО «Город Томск», в виде взимания сборов при организации платных парковок, а так же денежные взысканий (штрафы) за нарушение законодательства РФ о безопасности дорожного движения. В связи с этим, предложены практические меры по введению системы повышенных штрафов за ненадлежащее содержание придомовых и тротуарных территорий, связанных с травматизмом людей в осенний, зимний и весенний период, в связи с гололёдом.
В работе предложен ещё один путь увеличения неналоговых поступлений - введение лесного сбора на вывоз вырубленного леса с территории МО «Город Томск». Данная мера, позволит не только увеличить доходную часть бюджета города, но и, если не обеспечить, то значительно сократить незаконную вырубку леса «чёрными лесорубами».
В связи с упразднением в 2003 году Лесного кодекс РСФСР и принятием нового, в Лесной кодекс была внесена поправка, согласно которой территории городских лесов не могли уменьшаться и должны были быть переданы в собственность города. Деятельность, не связанная с предназначением городских лесов и осуществлением на ней строительства, был а запрещена, в связи с чем из лесного фонда были исключены многие территории, являвшиеся ранее лесными, были переведены в «земли сельхозназначения, поросшие кустарником» и исключены из лесного фонда, а в последствии стали продаваться бизнесменам, что привело к беспрепятственной вырубке леса на данных участках. С тех пор городские леса больше не состоят на учете в государственном кадастре и отсутствуют в реестре муниципальной собственности, что дает возможность распоряжаться ими, как угодно и кому угодно. Речь идёт о таких лесах в черте города - в районе пос. Басандайка, в Академгородке, мкр. Наука, в районе пос. Спутник, по Кузовлевскому тракту.
В этой связи, учитывая, что осуществление контроля за вывозом незаконно вырубленного леса в виде как взимания штрафов, так и установления налога на вывоз леса с территории города, при одновременном проведении мер по их инвентаризации и постановки территорий городских лесов на кадастровый учет, законодательно находится в компетенции органов управления МО «Город Томск», предлагается провести инвентаризацию городских лесов и поставить территорию городских лесов на кадастровый учет. Таким образом, плата за вывоз незаконно вырубленный лесной муниципальный фонд, при надлежащем администрировании, могла бы стать источником увеличения неналоговых доходов местного бюджета от недобропорядочных организаций и предпринимателей.
Ещё одной мерой увеличения неналоговых доходов является задача по достижению конкурентоспособности и привлекательности территории города Томска, а одним из основных факторов конкурентоспособности любого города является его туристическая привлекательность, ведь туристы приносят доход предприятиям города. Однако общий архитектурный фон города не соответствует туристической направленности из -за неряшливого вида фасадов многих жилых зданий.
Так, одной из мер, которая позволит привести город в надлежащий внешний вид, может являться приведение в соответствующий вид балконов и лоджий жилых домов, в соответствии с архитектурными планами домов, а так же позволит пополнить доходную часть бюджета, в виде штрафов и сборов, при устранении ненадлежащего их вида.
По моему мнению, решением данной проблемы может стать вменение в обязанность УК, ТСЖ и прочих организаций, ответственных за содержание общего имущества дома, согласовывать с соответствующими инстанциями внешний вид остекляемых и ремонтируемых балконов и лоджий, для дальнейшего доведения принятого решения до собственников, с целью единообразия и упорядочения балконов и лоджий конкретного дома. Указанные согласования могут оплачиваться УК и ТСЖ в виде определённых сборов и входить в обязанности органов местного самоуправления. Приведение в надлежащий вид внешнего вида балконов и лоджий малоимущих граждан может быть оплачено полностью или частично из фондов социальной поддержки.
Так как все дороги в городе различаются по категориям, то начать такое переустройство можно с улиц первой категории- это центральные магистрали и дороги, по которым ездят маршрутки, трамваи и троллейбусы.
Таким образом, в ходе работы сделаны выводы, что усиление экономической самостоятельности и сбалансированности бюджета МО «Город Томск», а так же перспективы развития его доходной части, в части налоговых и неналоговых поступлений, связаны с поиском внутренних резервов их роста и, следовательно, увеличения их доли в структуре доходных источников, а так же с повышением качества и эффективности администрирования указанных доходов.



1. Конституция Российской Федерации [Электрон. ресурс] : принята всенародным голосованием 12.12.1993 (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Консультант Плюс: оправ. правовая система - Версия Проф. - Электрон. дан. - М., 2018 (дата обращения 07.12.2018).
2. Бюджетный кодекс Российской Федерации [Электрон. ресурс]: федер. закон от 31.07.1998 № 145-ФЗ (в ред. от 27.12.2018)// Консультант Плюс: справ. правовая система - Версия Проф. - Электрон. дан. - М., 2018. (дата обращения 07.12.2018).
3. О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством РФ отдельных законодательных актов РФ [Электрон. ресурс]: федер. закон от 26.04.2007 № 63-ФЗ (в ред. от 30.09.2017)// Консультант Плюс: справ. правовая система - Версия Проф - Электрон. дан. - М., 2018.- Ч.1, ст.2 (дата обращения 15.12.2018).
4. Налоговый кодекс Российской Федерации [Электрон. ресурс]: федер. закон от 31.07.1998 № 146-ФЗ (в ред. от 27.12.2018)// Консультант Плюс: справ. правовая система - Версия Проф.- Электрон. дан.- М., 2018 (дата обращения 17.03.2019).
5. Гражданский кодекс Российской Федерации (ч .I) [Электрон. рресурс]: федер. закон от
30.11.1994 № 51-ФЗ (ред.от 03.08.2018, с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2019)//
Консультант Плюс: справ. правовая система - Версия Проф.- Электрон. дан.- М., 2019 (дата обращения 17.04.2019).
6. Жилищный кодекс Российской Федерации [Электрон. ресурс]: федер. закон от 29.12.2004 № 188-ФЗ (с изм. и доп., вступ. в силу с 26.04.2019) // Консультант Плюс: справ. правовая система - Версия Проф - Электрон. дан. - М., 2019 (дата обращения 17.04.2019).
7. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях федер. закон от
30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 01.04.2019) // Консультант Плюс: справ. правовая система -
Версия Проф - Электрон. дан. - М., 2019. -Ст. 8. (дата обращения 15.03.2019).
8. Лесной кодекс Российской Федерации [Электрон. ресурс]: федер. закон от 04.12.2006 № 200-ФЗ (ред. от 03.08.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2019) // Консультант Плюс: справ. правовая система - Версия Проф. - Электрон. дан. - М., 2019. (дата обращения 17.04.2019).
9. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации
[Электрон. ресурс]: федер. закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ (в ред. от 27.12.2018) // Консультант Плюс: справ.правовая система - Версия Проф. - Электрон. дан. - М., 2018 (дата обращения 10.01.2019).
10. Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме
[Электрон. ресурс]: Постановление Правительства РФ от 13.08.2006 № 491 (ред. от
15.12.2018) // Консультант Плюс: справ.правовая система - Версия Проф. - Электрон. дан. - М., 2019 (дата обращения 18.04.2019).
11. О порядке формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структуре и принципах назначения [Электрон. ресурс]: Приказ Минфина России от 08.06.2018 № 132н (в ред. от 30.11.2018) // Консультант Плюс: отрав. правовая система - Версия Проф. - Электрон. дан. - М., 2018 - Ч. II ст. 7. (дата обращения 25.12.2018).
12. Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда[Электрон. ресурс]: Постановление Госстроя РФ от 27.09.2003№ 170 (Зарегистрировано в Минюсте РФ 15.10.2003 № 5176) ) // Консультант Плюс: справ.правовая система - Версия Проф - Электрон. дан. - М., 2019. - Ст. 3.6. (дата обращения 19.04.2019).
..63


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ