Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАБОТА НАД МЕЛОДИЕЙ В КЛАССЕ ФОРТЕПИАНО В ДМШ И ДШН

Работа №184687

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы83
Год сдачи2025
Стоимость4365 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
19
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Оглавление 2
Введение 4
Глава 1. Характеристика мелодии 7
1.1 Понятие “мелодия” 7
1.2 Строение мелодии 7
1.3 Типы мелодий 9
1.4 История развития мелодии 18
1.4.1 Развитие мелодии в разных эпохах 18
1.4.2 Педагогические подходы к работе над мелодией в разные эпохи 22
Глава 2. Работа над мелодией 26
2.1. Основные аспекты работы над мелодией 26
2.2 Музыкальный слух 28
2.3 Виды музыкального слуха и их развитие 29
2.4 Работа над интонированием 33
2.5 Работа над фразировкой 38
2.6 Метроритм и агогика 43
2.7 Специфика работы над кантиленой 47
2.7.1 Работа над звуком 49
2.7.2 Наиболее важные приёмы игры на фортепиано в работе над звуком 53
2.7.3 Работа над штрихом Legato 54
2.7.4 Педализация 61
2.8 Специфика работы над аккомпанементом 62
2.9 Анализ мелодии 64
Глава 3. Анализ музыкального произведения 67
Заключение 75
Список литературы 77


“Вся прелесть музыки — в мелодии”, - говорил великий композитор Франц Йозеф Гайдн. Эти слова содержат в себе глубокий смысл музыкального искусства. Другой великий композитор, Рихард Вагнер писал: “Мелодия - единственная форма музыки; без мелодии музыка немыслима, а музыка и мелодия неразрывны.” Ему также принадлежат слова: “Музыка не может мыслить, но она может воплощать мысль.”
Мелодия является главным смысловым центром произведения, поэтому работе над ней нужно уделять пристальное внимание. Для выразительной игры требуется не только понимать художественный образ мелодии, но и уметь вести мысль, чувствовать подъёмы, кульминацию и спады; охватывать и анализировать форму музыкального произведения, соблюдая в ней интонации, фразировку, метроритм, артикуляцию, агогические нюансы и динамику; слышать богатство и разнообразие гармоний, которые обогащают мелодию.
Нет похожих друг на друга мелодий, каждая мелодия уникальна сама по себе и передаёт определённый художественный образ. Важно подмечать отличительные черты той или иной мелодии, знать стиль композитора и той эпохи, в которой он творил.
Работа над мелодией синтезирует в себе основные проблемы исполнительства: работа над интонированием, фразировкой, артикуляцией, метроритмом и агогикой, звукоизвлечением, динамикой и фактурой. В работе над мелодией задействованы все виды слуха - мелодический, гармонический, полифонический, звуковысотный, гармонический, темброво-динамический. Большое значение имеет внутренний слух, так как музыка рождается сначала в сознании (то есть во внутреннем слухе) исполнителя, и только потом реализуется при помощи пианистических движений.
Эмоциональное выразительное исполнение произведения связано не только с интуицией исполнителя, но и с глубоким анализом как первичных средств музыкальной выразительности (интонация, ритм, гармония), так и вторичных (темповые указания, артикуляция, динамика и другие авторские указания).
Основы грамотного музыкального исполнения закладываются ещё в музыкальной школе, поэтому необходимо научить ученика работать над мелодией, которая является душой и смыслом музыки. Главной задачей обучения является не просто механическое воспроизведение нот. Юный музыкант должен чувствовать мелодию, понимать её основной смысл и уметь передать его через своё исполнение. Репертуар обучающегося должен быть построен таким образом, чтобы в его программе встречались мелодии разных типов - напевные и речитативные, кантиленные и декламационные, изобразительные и танцевальные. Ученик должен понимать, что неповторимой, индивидуальной мелодию делают особые интонации, метроритм, артикуляция, динамика, фразировка. Осознанное исполнение всех этих элементов позволит юному музыканту передать художественный образ, задуманный автором.
Анализируя совместно с педагогом нотный текст, ученик получает определённые теоретические знания, которые в более старших классах может применять на практике самостоятельно: определять начала периодов, предложений и фраз, выделять наиболее выразительные интонации, внимательно относиться к артикуляционным и динамическим указаниям, определять гармонии, сопровождающие мелодию. Такая детальная работа поможет ученику вдумчиво разучить, а потом исполнить музыкальное произведение.
Большое внимание в данной квалификационной работе уделяется исполнению кантиленной мелодии, так как именно работа над певучей мелодией помогает развить такие качества как выразительное интонирование и фразировка, красивое звукоизвлечение, умение слушать протяжённость звука.
Дипломная работа состоит из введения, трёх глав, заключения. В первой главе даётся определение понятию “мелодия”, рассматривается её строение, разновидности, а также развитие мелодии на протяжении веков. Во второй главе говорится о разных аспектах работы над мелодией - интонировании, фразировке, работе над метроритмом и агогикой, звуком, работе над мелодией кантиленного типа и аккомпанементом. Третья глава посвящена практическому применению теоретических знаний на примере работы над пьесой из репертуара средних классов ДМШ и ДШИ. Даётся анализ музыкального произведения с опорой на теоретическую информацию, представленную в главах ранее.
Актуальность данной работы состоит в том, что мелодия требует отдельной работы, так как она - важнейший составной элемент музыкального произведения. Зная элементы, из которых состоит мелодия, музыкант лучше понимает её художественный образ, грамотно работает с каждым элементом мелодии, добиваясь её наилучшего исполнения.
Цель исследования: рассмотреть специфику работы над мелодией в классе фортепиано в ДМШ и ДШИ
Объект исследования: процесс работы над мелодией в классе фортепиано в ДМШ и ДШИ;
Предмет исследования: совокупность методов, приёмов и особенностей работы над мелодией в классе фортепиано в ДМШ и ДШИ;
Методы: систематизация теоретических знаний, обобщение методической литературы, практический анализ музыкального произведения;
Задачи:
- дать определение мелодии;
- выявить различные типы мелодий и их особенности;
-выявить строение мелодии - период, предложение, фраза, интонация;
- рассмотреть, как со временем менялась и развивалась мелодия;
- рассмотреть значение штрихов, динамики, фразировки, агогики при работе над мелодией;
- рассмотреть значение и работу над аккомпанементом;
- выяснить особенности анализа мелодии в ДМШ и ДШИ-
- проанализировать работу над мелодией в конкретном музыкальном произведении из репертуара среднего класса ДМШ и ДШИ.
Организация или отрасль, по тематике которой выполняется работа, - музыкальная педагогика.
Практическая значимость: теоретическая и практическая информация может быть использована преподавателями фортепиано при работе над мелодией в классе фортепиано ДМШ и ДШИ.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Мелодия выражает главную мысль произведения. Часто она может казаться простой и незамысловатой, но работа над мелодией очень важна и занимает особое место в классе фортепиано.
Все детали мелодии - интонации, фразировка, метроритм, штрихи, динамика, звук - должны быть осмыслены учеником как во время работы, так и в момент концертного исполнения. Педагог должен стремиться, чтобы ученик переживал эмоциональный строй мелодии, уметь играть её выразительно. Понимая общий план произведения, ученику будет легче делить мелодию на периоды, предложения, фразы, мотивы и интонации.
С самого начала обучения ребёнка знакомят с основными музыкальными терминами: фраза, мотив, предложение, цезура, кульминация, секвенция. Первые шаги в анализе структуры мелодии учащийся делает совместно с педагогом, а в средних и старших классах анализирует самостоятельно. Ученик должен освоить основные закономерности исполнения мелодии:
1. Мелодия исполняется ровным звуком без “толчков” и “провалов”;
2. После длинных нот короткие играются тише;
3. Мелкие длительности исполняются легче, чем длинные;
4. Конец и начало фразы играются “без толчков”.
В течение всех лет обучения педагог должен развивать у учащегося все виды слуха - мелодический, гармонический, полифонический, звуковысотный, темброво - динамический и внутренний. Чем более развит слух ученика, тем тоньше и красочнее он слышит исполняемую мелодию и передаёт её содержание.
Также важен в работе над мелодией метроритм. Так как звуковысотность и ритмическая организация превращают цепочку звуков в музыкальную мысль, работу над ритмом нельзя выпускать из внимания. Ритм помогает передать жанровость мелодии и её характер - задорный, напевный или торжественный. Играя как можно больше разнообразных в ритмическом плане мелодий, музыкант учится лучше чувствовать движение музыки и её организацию во времени. Агогика, с который учащийся также познакомится в процессе обучения, поможет добавить в исполнение больше свободы и художественной выразительности.
Педагог должен давать ученику мелодии разного типа, особо уделяя внимание кантилене. Именно она поможет овладеть навыком “пения” на фортепиано, развивая лирическое начало юного музыканта и помогая в медленном темпе прорабатывать интонации, фразировку и связное ведение мелодии.
Во время своего исполнения ученик должен извлекать из инструмента красивый звук, соответствующий характеру мелодии, находить нужное прикосновение к клавишам и глубину погружения руки. Игровому аппарату необходимо оставаться свободным на протяжении всего исполнения музыкального произведения - чтобы ничто не мешало мелодии литься естественно и широко.
Мелодии кантиленного типа важно играть связным штрихом “на одном дыхании”. Полезно вычленять в них мелодические обороты с ярко выраженными тяготениями и добиваться более выразительной связности этих звуков. Мелодиям другого типа подбирается штрих, соответствующий их звуковому образу и характеру.
Осмысленное исполнение фразы невозможно без динамики, так как именно динамика передаёт эволюцию эмоционального развития.
Большую роль в произведении играет аккомпанемент. Он помогает раскрыть все тонкости и нюансы мелодического развития. Грубый аккомпанемент лишает художественного очарования даже самую выразительную мелодию. Поэтому, чтобы добиться задуманного образа произведения, необходимо проработать аккомпанемент отдельно, а затем добиться гармоничного соотношения между мелодией и её сопровождением.
Из всего сказанного видно, какую большую роль занимает работа над мелодией, сколько требуется внимания и труда. Как много аспектов и нюансов содержит в себе эта работа. Однако старательный ученик, любящий музыку и стремящийся к выразительному исполнению, качественно работая над мелодией, обязательно добьётся своей цели!



1. Алексеев А. Д. Методика обучения игры на фортепиано издание третье, дополненное - Государственный музыкально-педагогический институт имени Гнесиных, кафедра педагогики и методики - Москва, 1971
2. Алексеев А. Д. Из истории фортепианной педагогики - Киев, 1974
3. Асафьев Б. В. Музыкальная форма как процесс книга первая и вторая, издание второе - Издательство “Музыка” Ленинградское отделение, 1971
4. Бельканто интонация - https://www.belcanto.ru/intonazia.html
5. Бельканто туше - https://www.belcanto.ru/tushe.html
6. Википедия - свободная энциклопедия 1Д1|^://П1.1к1ресйа.огцД1к1/1е.1одия
7. Достал Я. Ребёнок за роялем - Издательство “Музыка” Москва, 1981
8. Коган Г. М. Работа пианиста - М.: Классика-XXI, 2004. - 204 с.
9. Любомудрова Н. А. Методика обучения игре на фортепиано - Московская государственная дважды ордена Ленина консерватория имени П.И. Чайковского, кафедра истории и теории исполнительского искусства - Издательство “Музыка” Москва, 1982
10. Милич Б. Е. Воспитание ученика-пианиста - Издательство “Кифара”, 2002
11. Музыкальная интонация https://study-music.ru/music_intonation/
12. Спиридонова В. М. методическая работа Исполнительский и методический анализ фортепианного произведения - Казань, 1981
13. Нейгауз Г. Г. Об искусстве фортепианной игры записки педагога, издание пятое - Москва “Музыка”, 1987
14. Тимакин Е.М. Воспитание пианиста методическое пособие, издание второе - Москва “Советский композитор”, 1989
15. Типы мелодий в музыке https://ampedstudio.ru/types-of-melodies/
16. Фейнберг С. Е. Пианизм как искусство издание второе, дополненное - издательство “Музыка” Москва, 1969
17. Цыпин Г. М. Обучение игре на фортепиано - Москва “Просвещение”, 1984
18. Чупринюк И. Б. методическая разработка Работа над кантиленой в старших классах ДМШ и ДШИ - Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования “Детская школа искусств им. Л. А. Георгиевой муниципального образования город Новороссийск - Новороссийск, 2020
19. Щапов А. П. Некоторые вопросы фортепианной техники - издательство “Музыка” Москва 1968


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ