Введение 2
1 Социальная политика в Российской Федерации: стратегия и приоритеты 4
1.1 Сущность социальной политики, сферы ее реализации, основные принципы, формы и
механизмы 4
1.2 Нормативно - правовые документы, регламентирующие деятельность социальной
политики 11
1.3 Государственные программы в сфере социальной политики 12
2 Реализация социальная политики на территории Томской области 18
2.1 Региональные программы в сфере социальной политики (на примере Томской области)
18
2.2 Характеристика деятельности Комитета по труду и социальной политике
Законодательной Думы Томской области и его деятельность по реализации государственных программ в сфере социальной политики 25
2.3 Цели и задачи бюджетной политики, плановые показатели социально-экономического
развития Томской области на 2019-2021 годы. Расходы бюджета Томской области на социальную сферу 39
Заключение 50
Список использованной литературы 53
Приложение А
Социальная политика в России - это взаимодействие всех органов управления, чья непосредственная работа влияет на социальную сферу общества, которая в первую очередь опирается на улучшения качества жизни всего общества в целом, а также предоставление важных социальных услуг гражданам Российской Федерации.
Одним из самых важных и нужных условий для повышения степени социальной значимости в российские экономики - это повышения качества и уровня жизни общества. Соответственно социальное положение в Российской Федерации напрямую связано с состояния социальной сферы во всех регионах страны.
Социальная политика государства должна учитывать не только материальные, политические, но и духовные интересы общества, она является одной из приоритетных и стратегически важных направлений развития страны. Опираясь на Конституцию Российской Федерации, которая признает, что: Российская Федерация - это прежде всего социальное государство, деятельность которого должна быть ориентирована обеспечение достойной жизни всего народа [1].
Основная проблема в современном Российском государстве - это ежегодное снижение уровня реальных доходов населения, и сильное расслоение между богатыми и бедными. В 2018 эта дифференциация не изменилась к 2017 году, и составляет 33 % от общего объема денежных доходов, на необеспеченное население, 1,8 % наименее обеспеченное население. Также остро стоит проблема в области здравоохранения и образования - это отражается на качестве предоставляемых услуг, а также в нехватке квалифицированных специалистов в этих областях. Еще одна немало важная проблема - это проблема, связанная с очень маленькими пенсиями и реальными доходами граждан. Все сказанное выше и обусловило актуальность данной исследовательской работы.
Объектом исследовательской работы является социальная политика Российской Федерации.
Предметом исследования выступает реализация социальной политики Комитетом по труду социальной политике Законодательной думы Томской области.
Цель дипломной работы - анализ реализации социальной политики на территории Томской области.
В соответствии с поставленной целью необходимо выделить ряд задач исследования:
1. Дать общую характеристики сущности социальной политики и ее законодательного обеспечения в РФ;
2. Охарактеризовать государственные программы в сфере социальной политики РФ в целом и на территории Томской области в частности;
3. Описать работу Комитета по труду и социальной политике Законодательной Думы Томской области и его деятельности по реализации государственных программ в сфере социальной политики;
4. Дать оценку социальной направленности экономики Томской области.
Системный подход к предмету исследования реализован посредством таких общенаучных методов, как методы научной абстракции, моделирования, сравнения, анализа и синтеза, статистического, логического и графического анализа, метод экспертных оценок.
В работе использовались труды таких российских ученых, как: А.Н. Аверин, Е.В., П.А. Жданчикова, Л.В. Константиновой, П. Мичович, Е.Е. Новопаловской, П.В. Романова и некоторых других. Также в исследовании рассматриваются различные нормативно-правовые акты федерального и регионального уровней, а также анализируются данные статистики, федерального и регионального уровня.
Работа структурирована в соответствии с поставленными целями и задачами и включает в себя: введение, две главы, каждая из которых делится на несколько параграфов, заключение, список использованной литературы, приложение, а также графический и иллюстративный материал в виде таблиц и рисунков.
На сегодняшний день во всех развитых странах мира - социальная политика государства это значительный пласт проводимых им мероприятий. Неслучайна закономерность: чем благополучнее и развитие государство, тем более социально защищено его население. Основная цель социальной политики - это всесторонняя поддержка различных слоев населения, особенно наиболее уязвимых его членов, например: сирот, инвалидов, пенсионеров, многодетных семей и т.д. Следовательно, социальная политика государства - это огромнейшая сфера его влияния, требующая постоянных инвестиций и мониторинга актуальных запросов населения. Поскольку только своевременное реагирование со стороны государства позволит избежать противоречий и неудовлетворенности в обществе.
В связи с обозначенной широтой влияния государства, часть исследовательской работы была посвящена нормативно-правовой базе, регулирующей сферу социальной политики в Российской Федерации. Так, была проведена классификация нормативно-правовых актов, регламентирующих общественные отношения в социальной сфере. В соответствии с ней, законодательную базу можно рассматривать как трех уровневую систему. Первый уровень представляют законы федерального масштаба (непосредственно сами федеральные законы, а также иные нормативные акты, действие которых распространяется на всю территорию Российской Федерации), они являются основой для разработки региональных и муниципальных (местных) нормативно-правовых актов. Второй уровень представляет собой группа нормативно-правовых актов, действие которых также распространяется на всю территорию Российской Федерации, но в отличие от первого уровня они обладают другой спецификой. Так, они направлены на уточнение федеральных законов первого уровня и содержат нормативы, тарифы и так далее. Третий уровень образован нормативно-правовыми актами, направленными на реализацию социальной политики на региональном или местном уровне. Он включает в себя законы и документы регионов и муниципалитетов.
Социальная политика в Российской Федерации реализуется путем разработки государственных программ федерального уровня. В них указываются ключевые моменты: показатели, которые должны быть достигнуты, сроки реализации мероприятий, особенности финансирования и т.д. На основании государственных программ регионами разрабатываются собственные программы, которые позволяют достичь поставленных государством задач в определенные им сроки. Каждая программа имеет определенную цель. Так, программа «Развитие здравоохранения» направлена на повышение здоровья нации, его долголетия и т.д. При этом, все разрабатываемые программы должны отвечать общим принципам, таким как гуманность, социальная справедливость и т.д.
В соответствии с общероссийскими программами, а также майскими задачами, поставленными Президентом, можно сделать вывод о том, что основными задами Томской области на региональном уровне являются следующие стратегические задачи:
- создание условий для реализации гражданами своих прав на качественное образование, соответствующее потребностям развития рынка;
- улучшение состояния здоровья населения, развития массовой физической культуры, спорта, туризма;
- развитие культурного потенциала страны, доступность культурных ценностей широким слоям населения;
- создание цивилизованного рынка труда;
- обеспечение адресной и дифференцированной поддержки граждан с доходами ниже прожиточного минимума за счет бюджетных средств;
- повышение финансовой устойчивости пенсионной системы и реального размера пенсий;
- проведение системных изменений в жилищной сфере с целью повышения качества жилищных услуг и соответствия их платежеспособному спросу населения.
В данной работе был проведен подробный анализ бюджета Томской области, что обусловлено его огромнейшей ролью в воплощении региональных проектов. Бюджет является одним из универсальных механизмов, с помощью которых государство участвует в финансировании расходов и содействует развитию социальных отраслей. Услуги этих отраслей потребляются всеми гражданами страны и с позиций совокупных интересов относятся к разряду общественных благ, то есть тех благ, оплата которых индивидуально каждым пользователем невозможна или нерациональна.
Анализ бюджета Томской области показал, что общая сумма расходов на социальную сферу составляет в 2019 году 38 млрд.руб., в тоже время общая сумма бюджета - 64 млрд.руб., следовательно, можно сделать вывод о том, в процентном соотношении расходы на социальную сферу составляют свыше 50%. Так как бюджет региона является дефицитным, то он содержит расходы на погашение долга. Кроме того, существуют и иные направления, также необходимые, такие как ЖКХ, развитие экономики, общегосударственные вопросы. Следовательно, можно сделать вывод, что бюджет Томской области вполне отвечает социальной направленности, что обозначено как одна из его целей.
Основными задачами непосредственно Комитета по труду и социальной политики Законодательной Думы Томской области на 2019 год являются:
- совершенствование законодательства в сфере образования, здравоохранения, культуры и туризма, физической культуры и спорта, социальной поддержки и занятости населения; обеспечение государственных гарантий оказания бесплатной доступной и качественной медицинской помощи;
- совершенствование законодательства в части трудоустройства граждан, в том числе по созданию рабочих мест для инвалидов и иных лиц, имеющих ограничения здоровья;
- мониторинг правоприменения нормативных правовых актов Томской области, а также другие задачи, решение которых позволит устранить некоторые проблемы реализации социальной политики на территории Томской области.
Если говорить именно о финансировании отрасли «социальная политика», то анализ бюджета Томской области показал, что расходы на указанную отрасль находятся на одном и том же уровне в 2018 и 2019 году, а в 2020 будут даже снижены. Безусловно, расходы на такие отрасли как здравоохранение, образование, не менее важны, однако хотелось бы отметить, что общегосударственные расходы, в которые входит обеспечение аппарата чиновников, выборы и т.д. значительно повышаются ежегодно. Повышение доли финансирования возможно привлечением средств путем сокращения финансирования других направлений, например: «общегосударственные расходы», а также созданием условий для привлечения инвестиций в указанную сферу в регионе.
1. Конституция Российской Федерации: принята 12 дек. 1993 г. [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс : справ. правовая система. - Электрон. дан. - М., 2019. - URL: http://www.consultant.ru(дата обращения 09.05.2019).
2. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 15.04.2019)//СПС КонсультантПлюс
3. О государственных пособиях гражданам, имеющим детей [Электронный
ресурс]: Федеральный закон от 19 мая 1995 г. № 81-ФЗ (ред. от 29 июля 2018 г.) // КонсультантПлюс : справ. правовая система. - Электрон. дан. - М., 2019. - URL:
http://www.consultant.ru(дата обращения 10.05.2019).
4. О государственной социальной помощи [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ (ред. от 1 апр. 2019 г.) // КонсультантПлюс : справ. правовая система. - Электрон. дан. - М., 2019. - URL: http://www.consultant.ru(дата обращения 10.05.2019).
5. О минимальном размере оплаты труда [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 19 июня 2000 г. № 82-ФЗ (ред. от 25 дек. 2018 г.) // КонсультантПлюс : справ. правовая система. - Электрон. дан. - М., 2019. - URL: http://www.consultant.ru(дата обращения 10.05.2019).
6. О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 15 дек. 2001 г. № 166-ФЗ (ред. от 27 дек. 2018 г.) // КонсультантПлюс : справ. правовая система. - Электрон. дан. - М., 2019. - URL: http://www.consultant.ru(дата обращения 10.05.2019).
7. О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 28 дек. 2017 г. № 418-ФЗ (ред. от 1 мая 2019 г.) // КонсультантПлюс : справ. правовая система. - Электрон. дан. - М., 2019. - URL: http://www.consultant.ru(дата обращения 10.05.2019).
8. О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 29 ноября 2018 г. № 459-ФЗ // КонсультантПлюс : справ. правовая система. - Электрон. дан. - М., 2019. - URL: http://www.consultant.ru(дата обращения 10.05.2019).
9. О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года [Электронный ресурс]: Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 //СПС КонсультантПлюс
10. О мероприятиях по реализации государственной социальной политики [Электронный ресурс]: Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 597 // КонсультантПлюс : справ. правовая система. - Электрон. дан. - М., 2019. - URL: http://www.consultant.ru(дата обращения 10.05.2019).
11. Постановление Правительства Российской Федерации 26 декабря 2017 г. № 1640 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие здравоохранения» //СПС КонсультантПлюс
12. О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года [Электронный ресурс]: Распоряжение Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1662-р (ред. от 28 сент. 2018 г.) // КонсультантПлюс : справ. правовая система. - Электрон. дан. - М., 2019. - URL: http://www.consultant.ru(дата обращения 10.05.2019).
13. О региональных аспектах социальной политики Правительства Российской Федерации [Электронный ресурс]: Постановление Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 15 февраля 2017 г. № 31-СФ // КонсультантПлюс : справ. правовая система. - Электрон. дан. - М., 2019. - URL: http://www.consultant.ru(дата обращения 10.05.2019).
14. О Законодательной Думе Томской области [Электронный ресурс]: Закон Томской области № 182-ОЗ от 12 ноября 2015 г. (в ред. от 10 ноября 2017 г.) // Официальный портал Администрации Томской области. - Режим доступа: https://tomsk.gov.ru(дата обращения: 10.05.2019).
15. Об областном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов [Электронный ресурс]: Закон Томской области от 29 дек. 2018 года № 151-ОЗ (с изм. на 14 марта 2019 года) // Официальный портал Администрации Томской области. - Режим доступа: https://tomsk.gov.ru(дата обращения: 10.05.2019).
16. Положение об отделе по труду и социальной политике аппарата Законодательной Думы Томской области [Электронный ресурс]: Распоряжение Председателя Законодательной Думы Томской области от 2 мая 2012 № 112-л // Официальный портал Администрации Томской области. - Режим доступа: https://tomsk.gov.ru(дата обращения: 10.05.2019).
17. Закон Государственной Думы Томской области от 11.10.2007 №231-ОЗ «О бюджетном процессе в Томской области» (с изм. от 14.03.2019)[электронный ресурс]//режим доступа:http://docs.cntd.ru/document/951821009 5
18. Стратегия социально-экономического развития Томской области до 2030 года [Электронный ресурс]: Постановление Законодательной Думы Томской области от 26 марта 2015 г. № 2580 // КонсультантПлюс : справ. правовая система. - Электрон. дан. - М., 2019. - URL: http://www.consultant.ru(дата обращения 10.05.2019).
19. Распоряжение Администрации Томской области «Об утверждении Перечня государственных программ Томской области (с изменениями на 7 ноября 2018 года) (редакция, действующая с 01 января 2019 года)» [электронный ресурс]//режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/467919207
20. Отчет комитета по труду и социальной политике об итогах работы за 2018 год [Электронный ресурс]: Постановление Законодательной Думы Томской области от 28 февраля 2019 г. № 1535 // Официальный сайт Законодательной Думы Томской области. - Режим доступа: https://duma.tomsk.ru(дата обращения: 11.05.2019).
21. Статистический ежегодник. 2018 : статистический сборник / Н. П. Дырко, Н. И. Ласкеева, И. А. Лаптева. - Томск : Томскстат, 2018. - 87 с.
22. Аверин А. Н. Социальная политика. Теория и методология : учеб. пособие / А. Н. Аверин. - М. : Изд-во РАГС, 2011. - 175 с.
23. Аристов Е. В. Изменения в законодательстве Российской Федерации в отношении лиц, находящихся в состоянии бедности, как реализация конституционной нормы о достойном уровне жизни / Е. В. Аристов// Закон и право. - 2016. - № 7. - С. 49-54.
24. Афонина Е. В. Бюджетно-правовые механизмы реализации социальной политики / Е. В. Афонина // Вестник Поволжского института управления. - 2016. - № 3(54). - С. 46-51.
25. Баранова И. В. Направления социальной политики в России / И. В. Баранова // Экономические науки. - 2016. - № 42-3. - С. 19-21.
26. Бастина А. Ю. Направления и приоритеты социальной политики в России на современном этапе / А. Ю. Бастина, В. И. Ахмеева [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://scienceforum.ru/2012/article/2012000344(дата обращения: 13.05.2019).
27. Григорьева И. А. Социальная политика: основные понятия / И. А. Григорьева // Журнал исследований социальной политики. - 2003. - Т. 1. - № 1. - С. 29-44.
28. Департамент Финансов Томской области. Официальный сайт. [электронный ресурс]//режим доступа: http://budget.findep.org/budget.html
29. Жданчиков П. А. Региональные проблемы социальной политики / П. А. Жданчиков // Финансовая аналитика: проблемы и решения. - 2016. - № 22. - С. 14-28.
30. Зимарин К.А., Закирова Ю.А. Бюджетная политика и особенности бюджетного процесса в Российской Федерации // Вестник УГНТУ. Наука, образование, экономика. Серия: Экономика . 2014.
31. Каюров Е.А. Конституционно-правовое регулирование государственных
(муниципальных) финансов в России // Право. Журнал Высшей школы экономики. 2013. №2.
32. Константинова Л. В. Социальная политика: штрихи к социологической концепции / Л. В. Константинова // Социологические исследования. - 2005. - № 2. - С. 36-43.
33. Кундакчян P. M. Институциональные проблемы развития отраслей социальной
сферы (на примере здравоохранения) // ПСЭ. 2010. №2. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/institutsionalnye-problemy-razvitiya-otrasley-sotsialnoy-sfery-na- primere-zdravoohraneniya(дата обращения: 06.06.2019).
34. Лекомцев Е.А. Национальные проекты стратегический курс России, путь к новому качеству жизни россиян. // СПб., Иерархия, 2012 г., стр. 121
35. Мануйлов Н.А. Правовые основы социального управления//Экономист. №5. 2014. С.23-28.
36. Лавриненко И. М. Государственная социальная политика Российской Федерации: опыт и проблемы трансформации : дис. ... д-ра ист. наук / И. М. Лавриненко. - М., 2000. - 231 с.
37. Мичович П. Новая модель государственной социальной политики Российской Федерации / П. Мичович // Уровень жизни населения регионов России. - 2016. - № 4(202). - С. 85-100.
38. Мищенко С.В. Механизмы координации денежнокредитной и налогово-бюджетной политики // Известия Санкт-Петербургского университета экономики и финансов. - 2012. - № 2. - С. 23.
39. Новопавловская Е. Е. Социальная политика российского государства: современное состояние и тенденции развития / Е. Е. Новопавловская, Е. А. Переверзев // Проблемы правоохранительной деятельности. - 2018. - № 3. - С. 11-20.
40. Орлов Е. В. Философский язык Аристотеля : монография / Е. В. Орлов. - Новосибирск : Изд-во СО РАН, 2011. - 317 с.
41. Пьянзина О. В. Механизмы реализации социальной политики государства через обеспечение социальных гарантий / О. В. Пьянзина, Н. Ю. Богачева // Международный научный журнал «Символ науки». - 2016. - № 10-3. - C. 171-173.
42. Сенчагов В. Бюджетная политика и ее роль в обеспечении экономического роста // Вопросы экономики. - 2007. - № 5. - С. 65, 68-80.
43. Смирнов С. Н. Социальная политика : учеб. пособие / С. Н. Смирнов, Т. Ю. Сидорина. - М. : ИД ГУ ВШЭ, 2004. - 431 с.
44. Социальная политика : учеб. / Е. И. Холостова [и др.] ; под ред. Е. И. Холостовой, Г.И. Климантовой. - М. : Изд-во Юрайт, 2015. - 395 с
45. Социальная политика в современной России: реформы и повседневность / под ред. П. В. Романова, Е. Р. Ярской-Смирновой. - М. : ООО «Вариант», Центр социальной политики и гендерных исследований, 2008. - 456 с.
46. Социальная политика : учеб. / под общ. ред. Н. А. Волгина. - М. : Изд-во РАГС, 2018. - 548 с.
47. Стыров М.М. Проблемы и перспективы финансирования социальной сферы в России // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2013. №5 (29). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-i-perspektivy-fmansirovaniya-sotsialnoy-sfery-v- rossii(дата обращения: 05.06.2019).
48. Тарасова Н.А., Васильева И.А., Сушко Е.Д. Анализ параметров социальной политики на основе прогнозирования показателей финансирования социальной сферы // Проблемы прогнозирования. 2009. №5. URL:https://cyberleninka.ru/article/n/analiz-parametrov-sotsialnoy-politiki-na-osnove-prognozirovaniya-pokazateley-finansirovaniya-sotsialnoy-sfery
49. Тихонова Н. Е. Российская социальная политика: выбор без альтернативы? / Н. Е. Тихонова, О. И. Шкаратан // Социологические исследования. - 2001. - № 3. - С. 21-32.
50. Токаева Т. И. О некоторых вопросах совершенствования механизма
финансирования социальной сферы // Пространство экономики. 2006. №2. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/o-nekotoryh-voprosah-sovershenstvovaniya-mehanizma2- finansirovaniya-sotsialnoy-sfery(дата обращения: 06.06.2019).
51. Холостова Е. И. Социальная работа : история, теория и практика : учебник / Е. И. Холостова. - М. : Изд-во Юрайт, 2012. - 905 с.
52. Холостова Е. И. Социальная политика и социальная работа : учеб. пособие / Е. И. Холостова. - М. : Дашков и К°, 2007. - 216 с.
53. Федеральная служба статистики [Электронный ресурс]: режим
доступа: http://www.gks.ru/
54. Финансовое право: Учебник. 3-е изд., перераб. И доп. / Отв. Редактор О. Н. Горбунов. - М.: Юристь, 2015. — 587 с. 2
55. Финансы: учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям, специальности «Финансы и кредит» (0805105) / Под ред. Г. Б. Поляка. — 3¬е изд., перераб. И доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2014.-703 с.
56. Цифры и факты // Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики (Росстата) [Электронный ресурс]. - URL: http://www.gks.ru(дата обращения: 10.05.2019).
57. Цифры и факты // Официальный портал Администрации Томской области. - Режим доступа: https://tomsk.gov.ru(дата обращения: 10.05.2019).
58. Цифры и факты // Официальный сайт Томскстата [Электронный ресурс]. - URL: http://tmsk.gks.ru(дата обращения: 10.05.2019).
59. Чулков А.С. Проблемы финансирования учреждений образования и науки в
период бюджетной реформы и пути их решения // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. 2014. №6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-
finansirovaniya-uchrezhdeniy-obrazovaniya-i-nauki-v-period-byudzhetnoy-reformy-i-puti-ih- resheniya-1 (дата обращения: 06.06.2019).
60. Экономика общественного сектора: учебник / Под ред. П.В. Савченко, И.А. Погосова, Е.Н. Жильцова. - М.: ИНФРА-М, 2010. - С. 488.