РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ МУЖСКОГО И ЖЕНСКОГО В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
|
Введение 3
1 Гендерный подход в образовательной системе России 6
1.1 Понятия и принципы гендерной педагогики 6
1.2 Структура гендерной компетентности 13
2 Реализация гендерного подхода 17
2.1 Гендерная компетенция учителей Северска и Томска 17
2.2 Гендерная система в школьной образовательной программе. 28
Заключение 32
Списак литературы 36
Приложение А Программа исследования 39
Приложение Б Расшифровка интервью 44
1 Гендерный подход в образовательной системе России 6
1.1 Понятия и принципы гендерной педагогики 6
1.2 Структура гендерной компетентности 13
2 Реализация гендерного подхода 17
2.1 Гендерная компетенция учителей Северска и Томска 17
2.2 Гендерная система в школьной образовательной программе. 28
Заключение 32
Списак литературы 36
Приложение А Программа исследования 39
Приложение Б Расшифровка интервью 44
Актуальность. Сейчас мы живем в очень динамичном или изменчивом обществе. Как одна из важнейших сфер общества, образование должно быть обеспеченно всеми необходимыми ресурсами для гармоничного функционирования, а также для осуществления поставленных задач, данная сфера жизнедеятельности должна постоянно обновляться и усовершенствоваться вслед за динамично-развивающемся обществом. Институт образования влияет на формирование полноценной личности путем активного участия в процессе социализации подрастающего поколения, что является одной из основных задач данной сферы, отсюда следует, что при этом действии должны также создаваться благоприятные условия для эффективного развития. И безусловно в процессе становления, социализации, формировании личности важную роль играет гендерная идентичность (осознание себя с определениями мужественности и женственности, действующими в данной культуре).
Проблемная ситуация. С одной стороны, как уже было изложено выше институт образования должен соответствовать современной картине общества с своими знаниями, навыками и, соответственно, условиями. А картина такова, что при переходе от традиционного к инновационному происходит разрушение или изменение ценностей, установок, стереотипов, в том числе представлений о мужском и женском поведении. К этому, не всегда семья как первичный агент социализации может показать, привить полную и глубокую картину взаимоотношений между мужчинами и женщинами (например, российский ученый в области педагогики А.В. Мудрик в своей работе приводит ситуацию, когда ребенок, который растет в неполноценной семье, без одного родителя, не знает, как могут вести себя мужчина и женщина в определенной ситуации). Также происходит изменение брачно-семейных отношений. Меняется социокультурный контекст, связанный с пониманием мужского и женского. Постепенно в институт образование приходит понимание того, что учащиеся школ - это не бесполые дети, а мальчики и девочки со своими социокультурными представлениями, личностными запросами, потребностями и определенным багажом гендерных стереотипов поведения. С осознанием данной тенденции в педагогике появляется понятие гендерный подход - это методологическая ориентация в педагогической деятельности, позволяющая посредством опоры на систему взаимосвязанных понятий, идей и способов действий обеспечивать и поддерживать процессы гендерного самопознания, самостроительства и самореализации личности ребенка, развития его неповторимой индивидуальности. [9] Очевидно следует вывод, что для положительной результативности гендерного подхода нужна профессиональная готовность педагогов, иными словами гендерная компетентность (динамическое образование личности
(студента/специалиста), включающее представления о предназначении мужчин и женщин в обществе, особенностях собственной женской/мужской индивидуальности, образе Я, знания о гендерных особенностях субъектов педагогического взаимодействия; ценностное отношение к представителям обоих полов, их взаимоотношениям.) [23]
Получается, что, в-первых, в федеральном законе «ОБ ОБРАЗОВАНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ», который регламентирует всю сферу образования, дается определение: «образование - единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов». Во-вторых, нет четкой картины, представления, толкования того, как именно образовательный процесс соответствует современным интересам, и соответствует ли вовсе, решает ли, отвечает ли поставленным выше вопросам современного образования. Следствием этого появляются вопросы, адресованные гендерной компетентности нынешних учителей: Каковы особенности? Каким образом действует? Имеет ли место вообще? Обращают ли учителя внимание на гендерные вопросы и потребности современных учеников?
Проблема: Как осуществляется гендерное образование в школах?
Объект исследования: Учителя средних общеобразовательных школ города Северска.
Предмет исследования: Гендерная компетентность учителей средних
общеобразовательных школ города Северска и Томска.
Цель: Проанализировать и выявить картину гендерного подхода и гендерной компетентности учителей в школах города Северска и Томска.
Для осуществления обозначенной цели служат следующие задачи:
1. Описать на основе анализа литературы структуру гендерной компетенции;
2. Проанализировать гендерный подход с позиции социологического понимания и педагогического;
3. Описать физиологические, психологические, интеллектуальные, поведенческие особенности есть мальчиков и девочек в образовательном процессе;
...
Проблемная ситуация. С одной стороны, как уже было изложено выше институт образования должен соответствовать современной картине общества с своими знаниями, навыками и, соответственно, условиями. А картина такова, что при переходе от традиционного к инновационному происходит разрушение или изменение ценностей, установок, стереотипов, в том числе представлений о мужском и женском поведении. К этому, не всегда семья как первичный агент социализации может показать, привить полную и глубокую картину взаимоотношений между мужчинами и женщинами (например, российский ученый в области педагогики А.В. Мудрик в своей работе приводит ситуацию, когда ребенок, который растет в неполноценной семье, без одного родителя, не знает, как могут вести себя мужчина и женщина в определенной ситуации). Также происходит изменение брачно-семейных отношений. Меняется социокультурный контекст, связанный с пониманием мужского и женского. Постепенно в институт образование приходит понимание того, что учащиеся школ - это не бесполые дети, а мальчики и девочки со своими социокультурными представлениями, личностными запросами, потребностями и определенным багажом гендерных стереотипов поведения. С осознанием данной тенденции в педагогике появляется понятие гендерный подход - это методологическая ориентация в педагогической деятельности, позволяющая посредством опоры на систему взаимосвязанных понятий, идей и способов действий обеспечивать и поддерживать процессы гендерного самопознания, самостроительства и самореализации личности ребенка, развития его неповторимой индивидуальности. [9] Очевидно следует вывод, что для положительной результативности гендерного подхода нужна профессиональная готовность педагогов, иными словами гендерная компетентность (динамическое образование личности
(студента/специалиста), включающее представления о предназначении мужчин и женщин в обществе, особенностях собственной женской/мужской индивидуальности, образе Я, знания о гендерных особенностях субъектов педагогического взаимодействия; ценностное отношение к представителям обоих полов, их взаимоотношениям.) [23]
Получается, что, в-первых, в федеральном законе «ОБ ОБРАЗОВАНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ», который регламентирует всю сферу образования, дается определение: «образование - единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов». Во-вторых, нет четкой картины, представления, толкования того, как именно образовательный процесс соответствует современным интересам, и соответствует ли вовсе, решает ли, отвечает ли поставленным выше вопросам современного образования. Следствием этого появляются вопросы, адресованные гендерной компетентности нынешних учителей: Каковы особенности? Каким образом действует? Имеет ли место вообще? Обращают ли учителя внимание на гендерные вопросы и потребности современных учеников?
Проблема: Как осуществляется гендерное образование в школах?
Объект исследования: Учителя средних общеобразовательных школ города Северска.
Предмет исследования: Гендерная компетентность учителей средних
общеобразовательных школ города Северска и Томска.
Цель: Проанализировать и выявить картину гендерного подхода и гендерной компетентности учителей в школах города Северска и Томска.
Для осуществления обозначенной цели служат следующие задачи:
1. Описать на основе анализа литературы структуру гендерной компетенции;
2. Проанализировать гендерный подход с позиции социологического понимания и педагогического;
3. Описать физиологические, психологические, интеллектуальные, поведенческие особенности есть мальчиков и девочек в образовательном процессе;
...
Таким образом, в ходе исследовательской работы была осуществлена цель проанализировать и выявить картину гендерного подхода и гендерной компетентности учителей в школах города Северска и Томска.
Во время анализа литературы были представлены основные понятия гендерной педагогики (гендерный подход, гендерная компетентность, полоролевые стереотипы, гендерные стереотипы, гендерная роль, гендерный контракт, гендерная система, гендерная культура, гендерный дисплей) ее принципы: 1) Идейность, как обоснование гендера 2) Дидактика, как связь понятия и его применение в образовательном процессе 3) Процесс, использование гендерного аспекта в методах и техниках обучения 4) Управление, как свод требований к образовательному процессу, учитывающий гендерный аспект), также была описана структура гендерной компетентности, состоящая из 3 компонентов: когнитивный, мотивационный и операциональный.
Также был осуществлен поиск и отбор информантов в соответствии с целями исследования. Основной трудностью являлось то, что не все информанты соглашались участвовать из-за плотной занятости и ситуации с пандемией, поэтому было необходимо искать дополнительные варианты.
В ходе анализа интервью было выявлено, что гендерная компетенция учителей находится на стадии осознания значимости, но так таковой ее пока нет у современных учителей в виду того, что актуальность данной проблемы и подходы по ее решению не являются первостепенной задачей и мотивами развития института образования в России.
Когнитивный компонент гендерной компетентности педагогов крайне слаб. Знания о гендере, и сопутствующих ему понятий, у современных педагогов очень интуитивные, положительное направление понимания есть, но четкости нет. Была выявлена особенность понимания учителей с высоким стажем педагогической деятельности. Что касается современной картины особенностей мальчиков и девочек. Учителя отмечают, что для современного общества характерно размытие гендерных рамок, однако у некоторых педагогов это идет в разрез с их традиционными полоролевыми представлениями, поэтому они очень сильно актуализируют, по их мнению, проблемное явление, когда мальчики имеют женские характеристики, например, манерность, зацикливание на внешности. У некоторых педагогов путаются понятия гендерной и сексуальной идентификации, в следствие этого детям задаются вопросы об их половой ориентации. Получается, что данный аспект компетенции сильно проигрывает ожидаемому уровню знания и понимания гендера.
Изучение ценностного компонента, показало очень неоднозначные результаты. Мнение о том, как институт образования будет реагировать, на изменения гендерной системы очень противоречиво среди респондентов. Часть считает, что изменение представлений - это негативная черта современного общества, и она также негативно отразится на образовании, часть считает, что в по данному аспекту никаких изменений не будет, потому что это не актуальная проблема для властей, также присутствует мнение о свободно-либеральном изменении образования, приход к пониманию и осознанию новых гендерных течений у нынешних и бедующих учителей. При этом, также противоречиво отношение к половому воспитанию и гендерному подходу в образовании, картина отношения имеет два полюса, на одном принцип того, что школа должна заниматься половым воспитание и работать над гендерной идентификацией и социализацией учащихся, на другом, мнение о том, что школа должна оказывать малейшее влияние, а подобными вопросами должна занимать семья. И, наконец, основная часть данного блока касается представлений о мужественности и женственности учителей, здесь картина однозначна, в независимости от стажа работы и населенного пункта, педагоги мыслят гендерную систему в рамках традиционной парадигмы, однако некоторые, все-таки отмечают к этому осознание выбора своей идентификации и уклада жизни. Таким образом, ценностный компонент гендерной компетенции также не является сильной стороной современных учителей.
Деятельностный компонент. Происходит ли процесс воспитания учеников в фокусе гендерной социализации? Да, происходит. Получают ли учащиеся, по мнению учителей, социально значимый опыт в межличностном отношении с другим полом, или знания об особенностях противоположного пола, а гендерных установках и т.д.? Да, получают. Но, и вновь, картина также неоднозначна. С одной стороны, среди респондентов есть приверженцы того, что дети сами собой получат эти знания, и такие темы, это очень интимные вещи, о которых должны говорить в семье, то есть или семья, или глубоко компетентный человек (психолог или врач) должен транслировать знания о гендерных и половых особенностях, сами же учителя данного блока лишь дают слабые реакции, на конкретные ситуации. С другой стороны, педагоги считающие, что школе необходимы половое воспитание и гендерный подход, но в силу других более злободневных проблем образования, нет возможности заниматься им.
...
Во время анализа литературы были представлены основные понятия гендерной педагогики (гендерный подход, гендерная компетентность, полоролевые стереотипы, гендерные стереотипы, гендерная роль, гендерный контракт, гендерная система, гендерная культура, гендерный дисплей) ее принципы: 1) Идейность, как обоснование гендера 2) Дидактика, как связь понятия и его применение в образовательном процессе 3) Процесс, использование гендерного аспекта в методах и техниках обучения 4) Управление, как свод требований к образовательному процессу, учитывающий гендерный аспект), также была описана структура гендерной компетентности, состоящая из 3 компонентов: когнитивный, мотивационный и операциональный.
Также был осуществлен поиск и отбор информантов в соответствии с целями исследования. Основной трудностью являлось то, что не все информанты соглашались участвовать из-за плотной занятости и ситуации с пандемией, поэтому было необходимо искать дополнительные варианты.
В ходе анализа интервью было выявлено, что гендерная компетенция учителей находится на стадии осознания значимости, но так таковой ее пока нет у современных учителей в виду того, что актуальность данной проблемы и подходы по ее решению не являются первостепенной задачей и мотивами развития института образования в России.
Когнитивный компонент гендерной компетентности педагогов крайне слаб. Знания о гендере, и сопутствующих ему понятий, у современных педагогов очень интуитивные, положительное направление понимания есть, но четкости нет. Была выявлена особенность понимания учителей с высоким стажем педагогической деятельности. Что касается современной картины особенностей мальчиков и девочек. Учителя отмечают, что для современного общества характерно размытие гендерных рамок, однако у некоторых педагогов это идет в разрез с их традиционными полоролевыми представлениями, поэтому они очень сильно актуализируют, по их мнению, проблемное явление, когда мальчики имеют женские характеристики, например, манерность, зацикливание на внешности. У некоторых педагогов путаются понятия гендерной и сексуальной идентификации, в следствие этого детям задаются вопросы об их половой ориентации. Получается, что данный аспект компетенции сильно проигрывает ожидаемому уровню знания и понимания гендера.
Изучение ценностного компонента, показало очень неоднозначные результаты. Мнение о том, как институт образования будет реагировать, на изменения гендерной системы очень противоречиво среди респондентов. Часть считает, что изменение представлений - это негативная черта современного общества, и она также негативно отразится на образовании, часть считает, что в по данному аспекту никаких изменений не будет, потому что это не актуальная проблема для властей, также присутствует мнение о свободно-либеральном изменении образования, приход к пониманию и осознанию новых гендерных течений у нынешних и бедующих учителей. При этом, также противоречиво отношение к половому воспитанию и гендерному подходу в образовании, картина отношения имеет два полюса, на одном принцип того, что школа должна заниматься половым воспитание и работать над гендерной идентификацией и социализацией учащихся, на другом, мнение о том, что школа должна оказывать малейшее влияние, а подобными вопросами должна занимать семья. И, наконец, основная часть данного блока касается представлений о мужественности и женственности учителей, здесь картина однозначна, в независимости от стажа работы и населенного пункта, педагоги мыслят гендерную систему в рамках традиционной парадигмы, однако некоторые, все-таки отмечают к этому осознание выбора своей идентификации и уклада жизни. Таким образом, ценностный компонент гендерной компетенции также не является сильной стороной современных учителей.
Деятельностный компонент. Происходит ли процесс воспитания учеников в фокусе гендерной социализации? Да, происходит. Получают ли учащиеся, по мнению учителей, социально значимый опыт в межличностном отношении с другим полом, или знания об особенностях противоположного пола, а гендерных установках и т.д.? Да, получают. Но, и вновь, картина также неоднозначна. С одной стороны, среди респондентов есть приверженцы того, что дети сами собой получат эти знания, и такие темы, это очень интимные вещи, о которых должны говорить в семье, то есть или семья, или глубоко компетентный человек (психолог или врач) должен транслировать знания о гендерных и половых особенностях, сами же учителя данного блока лишь дают слабые реакции, на конкретные ситуации. С другой стороны, педагоги считающие, что школе необходимы половое воспитание и гендерный подход, но в силу других более злободневных проблем образования, нет возможности заниматься им.
...
Подобные работы
- ЖЕНЩИНЫ В ПОЛИТИКЕ В ШКОЛЬНОМ ПРЕДМЕТЕ «ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ»
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4945 р. Год сдачи: 2019 - Развитие полоролевой идентичности в юношеском и зрелом возрасте (19.00.13)
Диссертации (РГБ), психология. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2004 - ГЕНДЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ И ИХ УЧЁТ В ШКОЛЬНОЙ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЕ
Бакалаврская работа, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2021 - Особенности организационной культуры в трудовых коллективах с гомогенным гендерным составом (на примере ДОО)
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2022 - Развитие полоролевой идентичности в юношеском и зрелом возрасте
Диссертации (РГБ), психология. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2004 - Представления о красоте в римском обществе IV века н.э.
Дипломные работы, ВКР, история . Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2019





