Введение 3
1Физическая подготовка и ее характеристика5
2 Специальная выносливость и ее характеристика 9
3 Основные средства развития специальной выносливости в триатлоне 13
4 Основные методы развития специальной выносливости в триатлоне 19
Заключение 24
Список используемых источников 26
Под «выносливостью» в самом обобщенном смысле подразумевают комплекс свойств индивида, в решающей мере определяющих его способность противостоять утомлению в процессе деятельности [15]. Выносливость делится на специальную и общую. Под общей выносливостью в широком смысле правомерно понимать совокупность функциональных свойств организма, составляющих неспецифическую основу проявления выносливости в различных видах деятельности. В данной работе я буду рассматривать специальную выносливость, которая составляет специфическую основу проявления выносливости в триатлоне.
Специальная выносливость - это способность организма человека преодолевать наступающее утомление при выполнении отдельных видов заданной работы [20]. В научно-методической литературе имеется немало работ, посвященных исследованию методики воспитания этого важнейшего физического качества у высококвалифицированных представителей разных видов спорта. Наиболее важное значение выносливость имеет в циклических видах спорта, которые не зря называют «видами спорта на выносливость». Триатлон является наиболее показательным в этой группе дисциплин, поскольку в нем представлены три этапа, требующих развития в первую очередь выносливости, как общей, так и специальной. В то же время для триатлона многие вопросы в подготовке спортсменов освещены недостаточно полно. В этой связи поиск наиболее эффективных и научно обоснованных путей развития и совершенствования специальной выносливости у триатлонистов представляется весьма актуальным и необходимым для теории и практики триатлона. Но на длинных и сверхдлинных дистанциях преимущественно уровень ее развития определяет спортивный результат.
Объект исследования: физическая подготовка в триатлоне.
Предмет исследования: развитие специальной выносливости в триатлоне.
Цели исследования: изучение особенностей развития специальной выносливости в триатлоне.
Задачи исследования:
1. Дать определение физической подготовке и охарактеризовать её особенности в триатлоне.
2. Дать характеристику специальной выносливости в триатлоне.
3. Рассмотреть основные средства развития специальной выносливости в триатлоне.
4. Рассмотреть основные методы развития специальной выносливости в триатлоне.
1. Физическая подготовка — это педагогический процесс, направленный на развитие двигательных способностей, создающих благоприятные условия для совершенствования всех сторон подготовки. Физическая подготовка в триатлоне представляет собой систематический процесс тренировок и развития физических качеств спортсмена для успешного выступления в данном многоэтапном виде спорта. Главным физическим качеством в триатлоне является выносливость, так как соревнования по триатлону могут длится несколько часов, и спортсмену нужно поддерживать работоспособность на протяжении всей дистанции. Уровень общей выносливости спортсмена отражает, насколько хорошо функционирует его сердечно-сосудистая система и каковы его адаптационные резервы.
2. Специальная выносливость в триатлоне относится к способности атлета сохранять высокий уровень производительности во всех трех этапах (плавание, велосипед, бег) в течение продолжительного времени. Особенно важно для спортсменов, занимающихся длинными и средними дистанциями в циклических видах спорта, развивать специальную выносливость, которая позволит организму выполнять продолжительную работу с высокой и умеренной интенсивностью. Это требует максимальной мобилизации аэробных возможностей. Таким образом, создаются условия для переноса больших объемов тренировочной нагрузки, полного восстановления после нагрузок и формирования необходимых навыков для достижения высокого уровня аэробных возможностей во время специальных тренировок..
3. Для достижения целей физического воспитания используются три группы средств: физические упражнения, оздоровительные силы природы и гигиенические факторы. Физические упражнения играют основополагающую роль в физическом воспитании, в то время как природные гигиенические факторы выступают вспомогательными элементами этого процесса. Средствами для развития специальной выносливости в триатлоне являются в первую очередь специально-подготовительные упражнения, предельно приближённые к соревновательным по форме, структуре и отличительным чертам воздействия на функциональные системы организма, а так же комбинация упражнений разной длительности при выполнений программы некоторого занятия.
4. В триатлоне для развития специальной выносливости в основном
используют методы непрерывного упражнения (равномерный и переменный), методы интервального прерывного упражнения (интервальный и повторный), соревновательный и игровой. Равномерный метод характеризуется непрерывным длительным режимом работы с равномерной скоростью. Переменный метод включает в себя занятия на пересеченной местности; часть ускорений проводят на подъеме меняющейся кривизны на отрезках 100–800 м с различной интенсивностью. Между ускорениями движение продолжают с малой интенсивностью. Повторный метод в триатлоне включает в себя выполнение отрезков с максимальной скоростью и длительной паузой отдыха. Интервальный метод включает в себя серии из отрезков с различной интенсивностью и небольшими паузами для отдыха, чтобы ставить спортсмена в условия не довосстановления. Соревновательный метод используется на контрольных тренировках или подводящих стартах для проверки спортивной формы триатлета. Игровой метод используют для эмоциональной разгрузки спортсмена и повышению его мотивации.
1. Агеева, Г. Ф. Теория и методика физической культуры и спорта / Г. Ф. Агеева, Е. Н. Карпенкова. — 4-е изд., стер. — Санкт-Петербург : Лань, 2024 — 55 с.
2. Букша, С. Б. Элективный модуль по физической культуре и спорту. Курс общефизической подготовки : учебное пособие / С. Б. Букша, Н. О. Платонова. — Керчь: КГМТУ, 2021. — 138 с.
3. Вандышева, О. Д. Физическая культура: практикум: учебное пособие / О. Д. Вандышева, В. И. Вандышев. — Челябинск: ЮУТУ, 2022. — 80 с.
4. Ванюшин, Ю. С. Физическая культура и спорт: их значение для жизнедеятельности человека: монография / Ю. С. Ванюшин, Р. Р. Хайруллин. — Казань : Поволжский ГУФКСиТ, 2022. — 49 c.
5. Горячева, Н. Л. Физическая подготовка акробатов: учебно-методическое пособие / Н. Л. Горячева. — Волгоград : ВГАФК, 2019. — 160 с.
6. Ериков, В. М. Краткий словарь терминов по адаптивной физической культуре / В. М. Ериков, А. А. Никулин. — Санкт-Петербург: Лань, 2023. —200 c.
7. Захаров, Е. Н. Энциклопедия физической подготовки: методические основы развития физических качеств / Е. Н. Захаров, А. В. Карасев, А. А. Сафонов. — Москва : ЛЕПТОС, 1994. - 360 с.
8. Зобкова, Е. А. Основы спортивной тренировки / Е. А. Зобкова. — 2-е изд., стер. — Санкт-Петербург: Лань, 2023.— 43 с.
9. Иванченко, Е. И. Теория и практика спорта: учебное пособие: в 3 частях / Е. И. Иванченко. — 3-е изд., стер. — Минск: БГУФК, — 158 c.
10. Курамшин, Ю. Ф. Теория и методика физической культуры : учеб. для студентов вузов по направлению 521900 "Физическая культура" и специальности 022300 - "Физическая культура и спорт" / под ред. Ю. Ф. Курамшина. - Москва : Советский спорт, 2004. - 464 с.
11. Матвеев, А.П. Методика физического воспитания с основами теории : учеб. пособ. / А.П. Матвеев, С.Б. Мельников – М. : Просвещение, 2001. – 191 с.
12. Налобина, А.Н. Актуальные проблемы адаптивной физической культуры и спорта — Омск: СибГУФК, 2017. — 232 с.
13. Радченко, Д. Г. Военно-патриотическое воспитание обучающихся в процессе освоения учебной дисциплины «Физическая культура и спорт» в вузах : учебное пособие / Д. Г. Радченко, Т. А. Кондратюк. — Красноярск : СибГУ им. академика М. Ф. Решетнёва, 2019. – 146 с .
14. Родин, Ю. И. Научные основы физической культуры. Часть 1. Теория физической культуры : Учебное пособие / Ю. И. Родин. – Москва : Московский педагогический государственный университет, 2023. – 254 с.
15. Рыбакова, Е. О. Теория и методика физической культуры : учебное пособие / Е. О. Рыбакова, Т. В. Кугушева. - Чайковский : ЧГИФК, 2018. - 272 с.
16. Сидоров, Д. Г. Реализация рабочей программе по учебной дисциплине «Физическая культура и спорт». Особенности проведения практических занятий в общеобразовательном пространстве: учебно-методическое пособие / Д. Г. Сидоров. — Нижний Новгород: ННГАСУ, 2023. — 187 с.
17. Смелкова, Е. В. Физическая культура в вузе для девушек. Оздоровительная гимнастика: учебное пособие для вузов / Е. В. Смелкова, Г. Г. Шаламова. — Санкт-Петербург: Лань, 2024. — 98 c.
18. Стародубцев, М.П. Основы теории и методики физического воспитания: учебное пособие / М. П. Стародубцев, Т. В. Сапсаева, О. И. Пономарев [и др.]. — Санкт-Петербург: СПбГУТ им. М.А. Бонч-Бруевича, 2021.— 104 с.
19. Стеблецов, Е. А. Биомеханика физических упражнений / Е. А. Стеблецов, И. И. Болдырев. — 2-е изд., стер. — Санкт-Петербург: Лань, 2024.— 185 c.
20. Теория и методики физического воспитания: Учеб. для студентов фак. физ. культуры пед. ин-тов по спец. 03.03 «Физ. культура» /Б. А. Ашмарин, Ю. А. Виноградов, 3. Н. Вяткина и др.; Под ред. Б. А. Ашмарина.— М.: Просвещение, 1990.—287 с.
21. Теория физической культуры и спорта. Учебное пособие /Сиб. федер. ун-т; [Сост. В.М. Гелецкий]. − Красноярск: ИПК СФУ, 2008. − 342 с.
22. Триатлон: теория и практика тренировки : монография /Е. Н. Данилова, А. Н. Христофоров, Л. И. Вериго [и др.]. – Красноярск : Сиб. федер. ун-т, 2015. – 244 с.
23. Федякин, А. А. Теория и организация адаптивной физической культуры / А. А. Федякин. — 2-е изд., испр. — Санкт-Петербург : Лань, 2024. — 44 c.
24. Холодов, Ж.К. Теория и методика физической культуры и спорта: учебник./ Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов – Москва: Издательский центр «Академия», 2013. – 480 с.
25. Черепов Е.А. Теория и методика физической культуры: курс лекций / Черепов Е. А. - Челябинск : ЮУрГУ, 2015. - 70 с.