Введение 4
Глава 1. Создание томского рабфака 11
1.1. Дискуссии о необходимости рабфаков 11
1.2. Первые рабфаки в Советской России 16
1.3. Этапы развития Томского рабфака 21
Глава 2. Учебный процесс на рабочем факультете ТГУ 27
2.1. Организация учебного процесса 27
2.2. Вовлечение рабфаковцев в университетскую жизнь 39
2.3. Недовольство студентов учебным планом 46
Глава 3. Проблемы функционирования рабочего факультета ТГУ 51
3.1. Бытовые трудности студентов 51
3.2. Питание рабфаковцев 57
3.3. Положение студентов национальных меньшинств 62
Заключение 67
Список использованной литературы и источников 71
В последнее десятилетие в отечественной историографии возник неподдельный интерес к истории развития советского высшего образования. Этот интерес вызван стремлением распространения университетского образования на слаборазвитые территории в условиях ограниченного финансирования:
1. экономический рост, связанный с налоговым отчислением образовательных учреждений в бюджет региона, а также доходы, полученные от иногородних студентов1;
2. рост человеческого капитала (университеты служат «поставщиком» высококвалифицированных кадров на рынок труда2;
3. прогресс, т.к. «это производство новых знаний и технологий, коммерциализация разработок (число лицензий, патентов и пр.)»3.
В подобной ситуации оказалась и Советская Россия в 1920-х гг. Чтобы понять, каким образом в прошлом удалось преодолеть эту проблему и не допустить повторения ошибок, следует обратиться к истории развития советского высшего образования.
В 1920-30-е гг. происходил процесс не только подготовки в вузах специалистов в различных сферах народного хозяйства, но и становление советской интеллигенции. В этом большую роль играли рабочие факультеты (рабфаки), которые были призваны готовить молодых людей из рабоче-крестьянской среды к учебе в вузах. Именно создание рабфаков послужило мощным толчком в развитии сферы образования в Советской России и роста производства в 1920-30 гг.
Актуальность темы, избранной в качестве бакалаврской работы, обусловлена необходимостью рассмотрения советского опыта в решении вопроса создания многопрофильного образовательного центра на территории слаборазвитой Сибири.
Ни для кого не секрет, что территории Сибири и Дальнего Востока были аграрносырьевым придатком России на протяжении многих лет. Однако благодаря открытию Императорского Томского университета в 1888 г. и последующим его развитием город, а затем и регион начали стремительно развиваться и расти. В настоящее же время Томский государственный университет носит статус национального-исследовательского университета, до последнего времени являлся участником проекта «5-100» и занимает 250 место в мировом рейтинге «QS World University Rankings»4.
За свою более полуторавековую историю ТГУ смог вырасти из первого университета далёкой и неосвоенной Сибири в одно из ведущих образовательных учреждений России.
Доказательство того факта, что на слаборазвитых территориях можно построить университетское образование и сделать его не элитарной привилегией, а доступным социальным лифтом для всех, позволяет говорить о настоящей новизне исследования. Реконструируя историю томского рабфака в 1920-1930 гг. можно проследить, как практически с нуля воспитывалось поколение за поколением будущих советских инженеров, врачей и гуманитарных работников.
Всю историографию изменения советской высшей школы можно условно разделить на два этапа, исходя из содержания работ и акцентов, которые расставляли их авторы.
Исследования первого этапа, 1918-1960-х гг. в основном были посвящены проблеме подготовки кадров, т.к. этот вопрос оставался основным во время подготовки к индустриализации страны и ее проведения, а также в послевоенные годы. Одной из ключевых работ этого периода стала обобщающая монография А.С. Бутягина и Ю.А. Салтанова "Университетское образование в СССР"5, вышедшая в свет в 1957 г. Она позволила в целом охарактеризовать высшее образование Советского государства и достаточно кратко обозрела роль рабочих факультетов в жизни общества. Наряду с положительными качествами монографии в ней нашлись и отрицательные стороны. Настоящей ахиллесовой пятой работы стало отсутствие объективности: монография подверглась крайне жёсткой цензуре, и была по-настоящему «отшлифована» в Министерстве высшего образования СССР: ущемленная роль партии в становлении системы высшего образования вызвало недовольство рецензентов6.
1960-1980-е гг. характеризуется первым шагом в сторону научного осмысления проблем истории высшего образования СССР. История советской высшей школы стала отдельной темой исследования.
Так, с конца 1950-х и до начала 1990-х гг. отечественные исследователи активно интересовались проблемами университетского образования. Коллективные труды и работы единичных авторов были посвящены принципиальным вопросам истории и структуры системы высшей школы СССР, специфике государственной политики в сфере высшего образования, роли партии в процессе подготовки кадров.
В качестве яркого примера можно привести две достаточно фундаментальные работы: «Россия - ХХ век. Советская историография под редакцией» Ю.Н. Афанасьева7 и «Историк и власть: историческая наука в СССР и концепция истории феодальной России в контексте политики и идеологии (1930-1950-е годы)» А.М. Дубровского, - также опирались на архивные документы и активно привлекали новые сведения. Однако в них стоит отметить особенность, с которой автор раскрывает процесс сталинской «патриотизации» исторической науки и то, каким образом отечественная история становится орудием политической и идеологической борьбы партийного руководства страны8.
В 1960-х гг. были опубликованы такие монографии, как «Развитие высшего образования в СССР» Е.В. Чуткерашвили9 и «КПСС - организатор революционного преобразования высшей школы» В.В. Украинцева10; в 1970-х гг. - «Борьба КПСС за строительство советской школы» Н.Л. Сафразьяна. Эти исследования продолжили линию предшественников и стали последователями господствующей парадигмы, способствуя её укреплению в советской науке.
...
Вклад рабочих факультетов в развитие Советской России сложно переоценить. Он был действительно огромен и отразился на всей жизни страны. Начиная от приобретения элементарных знаний и получения общего развития, студенты получили базу теории «под свой классовый инстинкт». С благодарностью приняв удостоенное государством право получения высшего образования, рабоче-крестьянская молодёжь впервые получила возможность продолжить своё обучение после школы с целью получения навыка, необходимого на производстве. Целеполагание, прилежность и труд стали их главными качествами.
«На рабфаке изменился очень и очень. Я прежде не мог овладеть книгой, а вот теперь я в этом отношении окреп. Трудно овладеть книгой на русском языке. Как говорят товарищи, я стал массовик, имеются организаторские способности, и я сам чувствую это. Я могу вести ту работу, которая на меня возложена», - писал неизвестный выпускник рабфак. Те чувства теплоты, нежности и благодарности, которые прослеживается в этих скромных словах, говорят больше статистических данных и отчетов. Студенчество, еще само не понимая, сколько всего в них вложили рабочие факультеты, принимали во внимание только банальности. Но рабфак - это не только «читать», «писать», «слушать» и «запоминать». Рабфак - это про воспитание трудящихся и созидательный труд на благо Родины.
«Я совершенно другой человек по сравнению с 22 годом, в настоящее время нет у меня ни бога, ни черта, ни рая, ни ада. Считаю трудящихся царем природы», - писал двадцатилетний крестьянин. Эти слова как нельзя лучше характеризуют коренные изменения, произошедшие в человеке за время обучения на факультете. Люди начинали понимать важность и необходимость работы, ценность её для человека и общества в целом.
«Стал вполне сознательным гражданином, стал политически грамотным, бросил пить, понял вред пьянства, на третьем курсе бросил курить, получил туберкулёз на рабфаке», - сообщал один из членов РЛКСМ (Всесоюзного ленинского коммунистического союза молодёжи). Несомненно, свой результат и показала работа профсоюзных организаций, комячеек, различных кружков и объединений, физическая культура и спорт. Рабочие факультеты показали их не последнюю важность в становлении личности рабфаковца. Они не были прямо связанны с деятельностью на производстве, но косвенно влияли на здоровье, мировоззрение и взгляды будущих работников.
«Я приехала на рабфак, была неразвитая, ничем не интересовалась, ни в чем не разбиралась, а в настоящее время я, как вновь рожденная, с новыми знаниями с другими взглядами, только вот здоровье потеряла на 70% - tbc, 2-я стадия», - сообщала двадцатиоднолетняя студентка, кандидат в РЛКСМ. Рабфак привил своим студентам стремление познавать, желание изучать мир и видеть его во всех красках. Он взрастил в студентах зерно жизни, жизни, где есть место благородному и честному труду.
Слова выпускников рабочих факультетов наполнены большой благодарностью и чувством признательности за все то, что подарила им учеба. Без преувеличения, можно заключить, что рабочие факультеты стали настоящей кузницей будущих работников на предприятиях и заводах. Они привили студентам гуманность, взаимопомощь, коллективизм и др.
Рабочие факультеты подготовили своих выпускников к жизни на общих факультетах. Своей «закалкой» они облегчили их вступительные экзамены и дальнейшее поступление в вузы, которое было сложнее с каждым годом. Академические требования повышались, и вместе с ними усиливалась работа партийных, комсомольских и профсоюзных организаций. Благодаря их деятельности выпускники рабочих факультетов сумели отработать основные сложности вступительных экзаменов на двух - трех-месячных курсах и успешно их преодолеть.
...
1. Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ). Ф. 296 (Отдел по просвещению национальных меньшинств наркомата просвещения РСФСР; Комитет по просвещению национальных меньшинств РСФСР (КОМНАЦ) наркомата просвещения РСФСР). Оп. 1. Д. 90.
2. Государственный архив Томской области (ГАТО) Ф. Р-42. Оп. 2. Д. 1112 , 1112, 1128, 1129;
3. Государственный архив Томской области (ГАТО) Ф. Р-815 (Томский государственный университет). Оп. 2. Д. 3529;
4. Государственный архив Томской области (ГАТО) Ф. Р-1932. Оп. 1. Д. 1;
5. Декрет Совета Народных Комиссаров. О правилах приема в высшие учебные заведения от 02.08.1918, ст. 632.
6. Четыре года работы томского рабфака / Томск, 1924. С. 67.
7. Знамя Революции. 1920. 23 апреля. Рабочая и профессиональная жизнь.
8. Знамя Революции. 1920. 29 июля. Томский рабочий факультет.
9. Знамя Революции. 1920. 7 ноября. Рабочий факультет.
10. Знамя Революции. 1921. 1 января. Рабочий факультет, как основа рабоче
крестьянского университета.
11. Красное Знамя. 1921. 5 октября. Первый выпуск томского рабочего факультета.
12. Красное Знамя. 1921. 16 ноября. Высшая школа. Рабфак.
13. Красное Знамя. 1922. 3 февраля.
14. Красное Знамя. 1922. 15 февраля. Профессиональная жизнь в Губпрофсовете.
Обеспечение студентов Рабфака и их семей.
15. Красное Знамя. 1922. 24 мая. Ю.А. 2-хлетие Томского Рабочего факультета. Из воспоминаний.
... всего 27 источников