Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Роль социальной среды в психологическом развитии младших школьников (Возрастная психология, Московский Университет им. С.Ю Витте)

Работа №184634

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

психология

Объем работы38
Год сдачи2023
Стоимость600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
16
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Есть приложения.

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПО РОБЛЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 6
1.1. Понятие и общая характеристика социальной среды 6
1.2. Психологические особенности младшего школьного возраста 9
1.3. Роль социальной среды и социальных факторов в развитии личности ребенка 18
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 21
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ СОЦИАЛИЗАЦИИ И АДАПТАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ К ШКОЛЕ 22
2.1. Методы и организация исследования уровня социальной адаптации и социализации младших школьников к школе 22
2.2. Работа с младшими школьниками в направлении формирования у них необходимых социальных качеств 23
2.3. Методические рекомендации для родителей и педагогов по созданию необходимых условий адаптации младшего школьника к школе 27
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 33
ПРИЛОЖЕНИЯ 35


Становление и развитие личности происходит на протяжении всей жизни человека, но особенно четко этот процесс прослеживается в детском и подростковом возрасте. Именно в это время закладываются многие факторы, которые будут служить ориентиром дальнейшего развития личности человека. Каждый человек, в процессе реализации себя как личности, исполняет свою социальную роль. И здесь важно, чтобы его социальная роль не вступала в противоречия с обществом, не вносила в общество деструктивные элементы, элементы разрушения.
Социальная среда оказывает сильное воздействие на человека, влияет на его поведение, привычки, формирует его взгляды, характер, систему ценностей. Постоянно общаясь с другими людьми, человек невольно подпадает под их влияние. Он часто перенимает их привычки, манеры, особенности поведения. Помимо этого, индивид вынужден считаться со взглядами, убеждениями других, чтобы не оказаться в положении «белой вороны». Наиболее ярко это проявляется в детском возрасте, когда ребенок берет пример с родителей, сверстников, учителя.
Влияние оказывается как на поведение человека, сформированные привычки, отношения, так и на характер и систему ценностей. Ежедневное общение с другими людьми напрямую влияет на человека. Он часто заимствует их привычки, модели и образцы поведения. Между тем, человек вынужден считаться с мнением других, надеясь не попасть в неприятное положение. Это хорошо просматривается в детском возрасте, когда ребенок следует примеру родителей, сверстников, учителей.
Данная тема является актуальной, так как единства в оценке влияния среды на развитие человека пока нет. Огромную важность среды признают педагоги всего мира. При оценке степени влияния среды эти взгляды не совпадают. Есть конкретный общественный строй, конкретные условия жизни человека, его семья, школа, друзья.
История вопроса о влиянии социальной среды на воспитание ребенка уходит своими корнями в глубокую древность. Не считая педагогов, эта тема волнует умы многих выдающихся людей разных эпох и народов.
К началу XX в. относится расцвет творчества таких видных отечественных педагогов, как А. С. Макаренко П. П. Блонский, А. П., Н. К. Крупская, А. В. Луначарский, С. Т. Шацкий, Л.И. Маленков, В.А. Сластенин, Т.А. Куликова, Н.П. Листаренко и др.
Объект исследования – психологическое развитие младших школьников.
Предмет исследования - роль социальной среды в психологическом развитии младших школьников.
Цель исследования – теоретически и практически обосновать роль социальной среды в психологическом развитии младших школьников.
Задачи курсовой работы:
1. Изучить психолого-педагогические исследования по проблеме психологического развития младших школьников.
2. Рассмотреть роль социальной среды в психологическом развитии младших школьников.
3. Представить описание диагностических методик, направленных на оценку психологического развития младших школьников.
4. Изучить уровни психологического развития младших школьников в ходе констатирующего эксперимента.
5. Реализовать опытно-экспериментальную работу по психологическому развитию младших школьников в социальной среде в ходе формирующего эксперимента.
6. Оценить эффективность опытно-экспериментальной работы по психологическому развитию младших школьников в ходе контрольного эксперимента.
Гипотеза исследования: процесс психологического развития младших школьников будет осуществляться успешно, если:
- организовать социальную среду развития ребенка в условиях школы,
- реализовать комплекс занятий с детьми, направленный на психическое развитие младших школьников.
Методы исследования:
- теоретические: теоретической основой работы послужили труды К.Д. Ушинского, С.Л. Рубинштейна, Л.С. Выготского, Н.Н. Поддьякова и других ученых;
- практические: эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный), наблюдение.
Практическая значимость результатов исследования заключается в том, что выявленные особенности психологического развития младшего школьника в школе могут быть использованы педагогами в методических целях.
Для написания курсовой работы были применены следующие методы:
- теоретические методы (анализ, синтез, обобщение, сравнение, моделирование, классификация);
- эмпирические методы (наблюдение, изучение опыта, беседа).
База исследования: Государственное бюджетное образовательное учреждение «Школа № 498» г. Москвы.
Структура работы включает в себя: введение, две главы, выводы, заключение, список литературы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Исходя из вышеизложенного, следует отметить, что мной в представленной работе были рассмотрены и изучены крайне важные и актуальные аспекты, касающиеся социализации, адаптации и роли социальной среды в психологическом развитии младших школьников, это всё позволило прийти к следующим выводам.
Социальная среда определяется как всё то, что окружает человека в его социальной жизни, включающая взаимодействующих индивидов, групп, институтов, культур и т.д. Оно служит объектом его психического отражения - либо непосредственного, либо опосредствованного результатами труда других людей, а так же конкретное проявление, своеобразие общественных отношений на определенном этапе их развития.
Социальная среда оказывает большое влияние на становление личности. Под ее воздействием у ребенка формируются свои представления, идеи, ценности. Благоприятными условиями становятся те, в которых человек чувствует своё дальнейшее развитие, находит свой смысл жизни и двигается в данном направлении. Главное чтобы отношения человека и социальных условий, которые его окружают, носили характер взаимодействия.
Младший школьный возраст является наиболее ответственным этапом школьного детства. Основные достижения этого возраста обусловлены ведущим характером учебной деятельности и являются во многом определяющими для последующих лет обучения: к концу младшего школьного возраста ребенок должен хотеть учиться, уметь учиться и верить в свои силы. Полноценное проживание этого возраста, его позитивные приобретения являются необходимым основанием, на котором выстраивается дальнейшее развитие ребенка как активного субъекта познаний и деятельности.
Для повышения уровня адаптированности детей к школе психологу необходимо осуществлять работу по трём категориям: дети, учитель, родители.
Реалии современной жизни подводят педагогов к необходимости учета возрастающего значения социокультурной деятельности подрастающего поколения. Очевидно, что социализация как процесс взаимодействия личности со средой может вступить в противоречие, если социокультурная деятельность не становится механизмом формирования необходимых качеств личности.
Для того чтобы образовательное учреждение так и оставалось главным в формировании личности школьника, необходимо учителям научиться находить подход к каждому ребенку. Нужно как можно больше внимания уделять развитию творческой деятельности у учащихся и, развитию их интеллектуальных способностей. А также, стараться понять каждого ребенка как отдельную личность, направлять его, и помогать ему в определении своего места в жизни.
Таким образом, после нашего исследования можно делать выводы о том, что, несомненно, каждый компонент влияет на развитие личности ребенка. Но нельзя выделять какой-то один компонент, они все взаимосвязаны между собой и взаимодополняют друг друга. Если с самого рождения в семье ребенка не научили «что такое хорошо, а что такое плохо», то образовательное учреждение с помощью различных мероприятий (классные часы, беседы, конкурсные программы и т.д.) развивает в нем эти чувства. Большое количество времени ребенок находится в школе, он учится, общается, развивает свои творческие способности. Поэтому решающую роль в становлении личности ребенка играет социальная среда, посредством образовательного учреждения.
В заключении можно сказать, что воспитание младших школьников за счет средств социальной среды, помогает ему в дальнейшей жизни быстро приспосабливаться в различных жизненных ситуациях в обществе.



1. Алейникова Т.В. Возрастная психофизиология: учебник для студентов высших учебных заведений / Т.В. Алейникова. − Ростов-на-Дону: УНИИ валеологии РГУ, 2016.
2. Артемов С.Д. Социальные проблемы адаптации: учебник / С.Д. Артемов. − М.: Просвещение, 2019.
3. Безруких М.М., Фарбер Д.А. Физиология развития ребенка. Руководство по возрастной физиологии: учебное пособие / М.М. Безруких, Д.А. Фарбер. − М.: Издательство Московского психолого-социального института, 2017.
4. Бодалева А.А. Психология общения: энциклопедический словарь / А.А. Бодалева. − М.: КогитоЦентр, 2021.
5. Галакова О.В. Модель развития социальной компетентности младших школьников / О.В. Галакова // Вестник ВГТУ. − 2022. − №10. − С. 131-137.
6. Давыдов В.В. Возрастная и педагогическая психология: учебник / В.В. Давыдов. − М.: Эксмо, 2017.
7. Данилова Н.Н. Психофизиология: учебник / Н.Н. Данилова. − М.: АСТ, 2018.
8. Зимняя И.А. Педагогическая психология: учебник / И.А. Зимняя. − М.: Логос, 2018.
9. Ковалев Г.А. Психическое развитие ребенка и жизненная среда / Г.А. Ковалев // Вопросы психологии. − 2021.
10. Коломинский Я.Л. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста: учебное пособие / Я.Л. Коломинский. − М.: Просвещение, 2017.
11. Коптева Н.В. Психологическое консультирование в школе: учебное пособие / Н.В. Коптева. − М.: Проспект, 2019.
12. Лурия А.Р. Нейропсихология памяти: учебник / А.Р. Лурия. − М.: Педагогика, 2017.
13. Мардахаев Л.В. Социальная педагогика: учебник / Л.В. Мардахаев. − М.: Академия, 2017.
14. Матвеева Л.Г. Что я могу узнать о своем ребенке? Психологические тесты: учебно-практическое пособие / Матвеева Л.Г. − Челябинск: Южный Урал, 2018.
15. Никитина И.Н. К вопросу о понятии социальной адаптации: учебник / И.Н. Никитина. − М.: Эксмо, 2016.
16. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной: учебное пособие / Р.В. Овчарова. − М.: Проспект, 2020.
17. Родионова Л.А. Социально-коммуникативное развитие младших школьников как одно из приоритетных направлений образования детей / Л.А. Родионова // Аспекты и тенденции педагогической науки. − 2017.
18. Сухаревская Е.Ю. Социальное взаимодействие - феномен современного Российского образования / Е.Ю. Сухаревская // Научно-методический журнал России. − 2019. − № 11.
19. Элькони Д.Б. Особенности психического развития детей 6-7 лет: учебник / Д.Б. Элькони. − М.: Просвещение, 2018.
20. Яницкий М.С. Адаптационный процесс: учебник / М.С. Яницкий. − Кемерово: Кемеровский государственный университет, 2016.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ