Формирование правил поведения в общественных местах в процессе реализации нормативных проектов детей старшего дошкольного возраста (Кpacнoяpcкий Гocудapcтвенный Педaгoгичеcкий Унивеpcитет(
|
Проведено экспериментальное исследование.
База исследования: Муниципальный детский сад г. Красноярска МБДОУ №259.
Выборка: 35 детей 5-6 лет.
Есть приложения.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВИЛ ПОВЕДЕНИЯ В ОБЩЕСТВЕННЫХ МЕСТАХ У ДЕТЕЙ 8
СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 8
1.1. Понятие «правила поведения в общественных местах» в современной науке и практике 8
1.2. Особенности формирование у детей старшего дошкольного возраста правил поведения в общественных местах 13
1.3. Обоснование педагогических условий формирование правил поведения в общественных местах в ходе реализации нормативных проектов детьми старшего дошкольного возраста 19
Выводы по главе 1 26
ГЛАВА 2. ОПЫТ ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВИЛ ПОВЕДЕНИЯ В ОБЩЕСТВЕННЫХ МЕСТАХ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 28
2.1. Методы и методики исследования сформированности правил поведения в общественных местах у детей старшего дошкольного возраста 28
2.2. Реализация условий формирование правил поведения в общественных местах у детей старшего дошкольного возраста в ходе реализации нормативных проектов детьми старшего дошкольного возраста 78
2.3. Анализ и интерпретация результатов исследования 84
Выводы по главе 2 93
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 94
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 96
ПРИЛОЖЕНИЯ 99
База исследования: Муниципальный детский сад г. Красноярска МБДОУ №259.
Выборка: 35 детей 5-6 лет.
Есть приложения.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВИЛ ПОВЕДЕНИЯ В ОБЩЕСТВЕННЫХ МЕСТАХ У ДЕТЕЙ 8
СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 8
1.1. Понятие «правила поведения в общественных местах» в современной науке и практике 8
1.2. Особенности формирование у детей старшего дошкольного возраста правил поведения в общественных местах 13
1.3. Обоснование педагогических условий формирование правил поведения в общественных местах в ходе реализации нормативных проектов детьми старшего дошкольного возраста 19
Выводы по главе 1 26
ГЛАВА 2. ОПЫТ ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВИЛ ПОВЕДЕНИЯ В ОБЩЕСТВЕННЫХ МЕСТАХ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 28
2.1. Методы и методики исследования сформированности правил поведения в общественных местах у детей старшего дошкольного возраста 28
2.2. Реализация условий формирование правил поведения в общественных местах у детей старшего дошкольного возраста в ходе реализации нормативных проектов детьми старшего дошкольного возраста 78
2.3. Анализ и интерпретация результатов исследования 84
Выводы по главе 2 93
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 94
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 96
ПРИЛОЖЕНИЯ 99
Актуальность: Формирование подрастающего поколения – важнейшая задача, стоящая перед обществом во все времена, во всех странах и у всех народов мира. На фоне драматических событий последних лет, ярко выраженные процессы морально-нравственной деградации общества, наблюдаемые в благополучных прежде странах Западной Европы и Северной Америки, с новой силой напоминают о том, что в долгосрочной перспективе межпоколенческая преемственность фундаментальных, проверенных временем поведенческих, моральных и культурных норм, идей и традиций, является абсолютно необходимым условием стабильного существования общества и государства. Преодоление сложившихся негативных тенденций, очевидно, возможно только путем организации более серьезной системной воспитательной работы, с расширением круга рассматриваемых вопросов, решаемых задач, и повышением уровня предъявляемых к результатам воспитательного процесса требований.
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, действующему с 01.01.2014 г., один из основных принципов дошкольного образования – приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства, а одна из важнейших задач – формирование общей культуры личности, развитие социальных, нравственных, интеллектуальных качеств. Формирование детей осуществляется на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи и общества, а образование рассматривается, прежде всего, как процесс приобщения ребенка к основным компонентам человеческой культуры (знание, мораль, искусство, труд) [3, с. 64].
Таким образом, нравственное формирование детей дошкольного возраста является одной из основных воспитательных задач, стоящих перед современным дошкольным образовательным учреждением. В свою очередь,
одним из ключевых аспектов нравственного формирование ребенка является формирование общей культуры поведения, культуры поведения в обществе и семье.
Культура поведения в общественных местах – неотъемлемая часть общей культуры поведения человека. Она является показателем уважения человека к обществу в целом, к каждому из его членов в отдельности (в том числе – к правам и свободам других людей) и – не в последнюю очередь – к самому себе как к неотъемлемой части общественного организма. Кроме того, определенные правила поведения в тех или иных общественных местах зачастую установлены не только ради соблюдения норм морали как таковой, но и из соображений безопасности, что требует исключительно ответственного подхода к формированию.
Различные аспекты нравственного формирование личности, в том числе – вопросы формирования культуры поведения, активно исследовались отечественными учеными, педагогами и психологами. О.С. Богданова, Н.И. Болдырев, Е.В. Бондаревская, Т.Е. Конникова, И.Ф. Свадковский и др. занимались изучением общих вопросов нравственного формирование. Проблематику и особенности формирования культуры поведения детей дошкольного возраста изучали А.М. Виноградова, С.А. Козлова, И.Ф. Мулько, В.Г. Нечаева, Р.С. Буре, Л.И. Божович и другие исследователи.
Наряду с такими формами деятельности дошкольников как игра, познавательно-исследовательская деятельность, продуктивная деятельность, творческая деятельность в различных видах искусства (музицирование, художественное и артистическое творчество и т.д.), роль которых в образовательном процессе достаточно хорошо изучена, сегодня большое внимание уделяется проектной деятельности, которая подразумевает создание собственного замысла и успешное воплощение его в жизнь. Изучением вопросов применения проектной деятельности в процессе нравственного формирование дошкольников занимались Н.Е. Веракса, О.И.Давыдова, В.А. Деркунская, Т.А.Данилина, Л.А. Каменщикова, Л.С. Киселева, М.В.
Крупенина, Т.В. Хабарова и другие ученые.
Отмечается, что в дошкольном возрасте дети способны реализовывать исследовательские, творческие и нормативные проекты [3, с. 64]. Нормативный проект предполагает создание и последующее применение новых правил, призванных регулировать поведение детей в группе детского сада. Такой проект всегда инициируется педагогом, который ставит перед воспитанниками проблему, требующую решения посредством разработки новой нормы, и является гарантом соблюдения вновь созданных и установленных правил поведения. При этом новые правила придумывают сами воспитанники. Актуальность и ценность такого подхода обусловлены прежде всего необходимостью разрешения реальных конфликтных ситуаций; нормативная проектная деятельность является эффективным способом продуктивного выхода из них с сохранением детской инициативы [3, с. 64].
Тем не менее, нормативных проектов, направленных на формирование культуры поведения детей в общественных местах, сегодня разрабатывается и реализуется в детских садах недостаточно.
Таким образом, возникает противоречие между:
потребностью общества и государства в формировании правил поведения в общественных местах у детей дошкольного возраста и возрастными возможностями детей в их усвоении;
активным, деятельностным усвоением детьми правил поведения в общественных местах и преимущественно знание-теоретическим подходом к их формированию в педагогическом процессе детского сада;
требованием к педагогам формировать правила поведения в общественных местах у детей дошкольного возраста и недостаточной эффективностью используемых форм, методов и средств их формирование.
Выявленное противоречие позволило нам сформулировать проблему исследования: «Каковы педагогические условия формирование правил поведения в общественных местах у детей старшего дошкольного возраста?».
Постановка проблемы позволила определиться с темой: «ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВИЛ ПОВЕДЕНИЯ В ОБЩЕСТВЕННЫХ МЕСТАХ В ПРОЦЕССЕ РЕАЛИЗАЦИИ НОРМАТИВНЫХ ПРОЕКТОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА».
Цель исследования: выделить и обосновать педагогические условия, способствующие формированию правил поведения в общественных местах в процессе реализации нормативных проектов детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: процесс формирование правил поведения в общественных местах детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: педагогические условия, способствующие формированию правил поведения в общественных местах детей старшего дошкольного возраста в процессе реализации нормативных проектов.
Задачи:
1. в процессе изучения и анализа научной и методической литературы уточнить понятие «формирование правил поведения в общественных местах»;
2. охарактеризовать возрастные возможности формирование у детей старшего дошкольного возраста правил поведения в общественных местах;
3. обосновать педагогические условия, способствующие формированию правил поведения в общественных местах детей старшего дошкольного возраста.
4. подобрать методы и разработать диагностический инструментарий для изучения сформированности правил поведения в общественных местах у детей старшего дошкольного возраста;
5. описать реализацию педагогических условий, способствующих формированию правил поведения в общественных местах детей старшего дошкольного возраста в процессе реализации нормативных проектов.
Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что формирование правил поведения в общественных местах детей старшего дошкольного возраста будет возможным, если: стимулировать обобщенные
эмоционально окрашенные представления детей о правилах поведения в общественных местах; вовлекать детей в процесс создания правил поведения в общественных местах; проектировать игровые ситуации соблюдения детьми правил поведения в общественных местах.
Методы исследования: в работе использовались теоретические методы исследования: анализ, синтез, абстрагирование, обобщение, индукция, дедукция, моделирование, классификация, дифференциация; эмпирические методы исследования: наблюдение и беседа, педагогический эксперимент; интерпретационные методы: количественный и качественный анализ результатов исследования.
База исследования: муниципальное дошкольное образовательное учреждение г. Красноярска МБДОУ № 259
Практическая значимость исследования состоит в том, что материалы работы могут быть использованы воспитателями и родителями в образовательном процессе ДОО с целью изучения сформированности правил поведения в общественных местах детей старшего дошкольного возраста и выстраивания дальнейшей траектории по их формированию.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав (теоретической и практической) и выводов по ним, заключения, списка использованных источников, приложения.
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, действующему с 01.01.2014 г., один из основных принципов дошкольного образования – приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства, а одна из важнейших задач – формирование общей культуры личности, развитие социальных, нравственных, интеллектуальных качеств. Формирование детей осуществляется на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи и общества, а образование рассматривается, прежде всего, как процесс приобщения ребенка к основным компонентам человеческой культуры (знание, мораль, искусство, труд) [3, с. 64].
Таким образом, нравственное формирование детей дошкольного возраста является одной из основных воспитательных задач, стоящих перед современным дошкольным образовательным учреждением. В свою очередь,
одним из ключевых аспектов нравственного формирование ребенка является формирование общей культуры поведения, культуры поведения в обществе и семье.
Культура поведения в общественных местах – неотъемлемая часть общей культуры поведения человека. Она является показателем уважения человека к обществу в целом, к каждому из его членов в отдельности (в том числе – к правам и свободам других людей) и – не в последнюю очередь – к самому себе как к неотъемлемой части общественного организма. Кроме того, определенные правила поведения в тех или иных общественных местах зачастую установлены не только ради соблюдения норм морали как таковой, но и из соображений безопасности, что требует исключительно ответственного подхода к формированию.
Различные аспекты нравственного формирование личности, в том числе – вопросы формирования культуры поведения, активно исследовались отечественными учеными, педагогами и психологами. О.С. Богданова, Н.И. Болдырев, Е.В. Бондаревская, Т.Е. Конникова, И.Ф. Свадковский и др. занимались изучением общих вопросов нравственного формирование. Проблематику и особенности формирования культуры поведения детей дошкольного возраста изучали А.М. Виноградова, С.А. Козлова, И.Ф. Мулько, В.Г. Нечаева, Р.С. Буре, Л.И. Божович и другие исследователи.
Наряду с такими формами деятельности дошкольников как игра, познавательно-исследовательская деятельность, продуктивная деятельность, творческая деятельность в различных видах искусства (музицирование, художественное и артистическое творчество и т.д.), роль которых в образовательном процессе достаточно хорошо изучена, сегодня большое внимание уделяется проектной деятельности, которая подразумевает создание собственного замысла и успешное воплощение его в жизнь. Изучением вопросов применения проектной деятельности в процессе нравственного формирование дошкольников занимались Н.Е. Веракса, О.И.Давыдова, В.А. Деркунская, Т.А.Данилина, Л.А. Каменщикова, Л.С. Киселева, М.В.
Крупенина, Т.В. Хабарова и другие ученые.
Отмечается, что в дошкольном возрасте дети способны реализовывать исследовательские, творческие и нормативные проекты [3, с. 64]. Нормативный проект предполагает создание и последующее применение новых правил, призванных регулировать поведение детей в группе детского сада. Такой проект всегда инициируется педагогом, который ставит перед воспитанниками проблему, требующую решения посредством разработки новой нормы, и является гарантом соблюдения вновь созданных и установленных правил поведения. При этом новые правила придумывают сами воспитанники. Актуальность и ценность такого подхода обусловлены прежде всего необходимостью разрешения реальных конфликтных ситуаций; нормативная проектная деятельность является эффективным способом продуктивного выхода из них с сохранением детской инициативы [3, с. 64].
Тем не менее, нормативных проектов, направленных на формирование культуры поведения детей в общественных местах, сегодня разрабатывается и реализуется в детских садах недостаточно.
Таким образом, возникает противоречие между:
потребностью общества и государства в формировании правил поведения в общественных местах у детей дошкольного возраста и возрастными возможностями детей в их усвоении;
активным, деятельностным усвоением детьми правил поведения в общественных местах и преимущественно знание-теоретическим подходом к их формированию в педагогическом процессе детского сада;
требованием к педагогам формировать правила поведения в общественных местах у детей дошкольного возраста и недостаточной эффективностью используемых форм, методов и средств их формирование.
Выявленное противоречие позволило нам сформулировать проблему исследования: «Каковы педагогические условия формирование правил поведения в общественных местах у детей старшего дошкольного возраста?».
Постановка проблемы позволила определиться с темой: «ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВИЛ ПОВЕДЕНИЯ В ОБЩЕСТВЕННЫХ МЕСТАХ В ПРОЦЕССЕ РЕАЛИЗАЦИИ НОРМАТИВНЫХ ПРОЕКТОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА».
Цель исследования: выделить и обосновать педагогические условия, способствующие формированию правил поведения в общественных местах в процессе реализации нормативных проектов детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: процесс формирование правил поведения в общественных местах детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: педагогические условия, способствующие формированию правил поведения в общественных местах детей старшего дошкольного возраста в процессе реализации нормативных проектов.
Задачи:
1. в процессе изучения и анализа научной и методической литературы уточнить понятие «формирование правил поведения в общественных местах»;
2. охарактеризовать возрастные возможности формирование у детей старшего дошкольного возраста правил поведения в общественных местах;
3. обосновать педагогические условия, способствующие формированию правил поведения в общественных местах детей старшего дошкольного возраста.
4. подобрать методы и разработать диагностический инструментарий для изучения сформированности правил поведения в общественных местах у детей старшего дошкольного возраста;
5. описать реализацию педагогических условий, способствующих формированию правил поведения в общественных местах детей старшего дошкольного возраста в процессе реализации нормативных проектов.
Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что формирование правил поведения в общественных местах детей старшего дошкольного возраста будет возможным, если: стимулировать обобщенные
эмоционально окрашенные представления детей о правилах поведения в общественных местах; вовлекать детей в процесс создания правил поведения в общественных местах; проектировать игровые ситуации соблюдения детьми правил поведения в общественных местах.
Методы исследования: в работе использовались теоретические методы исследования: анализ, синтез, абстрагирование, обобщение, индукция, дедукция, моделирование, классификация, дифференциация; эмпирические методы исследования: наблюдение и беседа, педагогический эксперимент; интерпретационные методы: количественный и качественный анализ результатов исследования.
База исследования: муниципальное дошкольное образовательное учреждение г. Красноярска МБДОУ № 259
Практическая значимость исследования состоит в том, что материалы работы могут быть использованы воспитателями и родителями в образовательном процессе ДОО с целью изучения сформированности правил поведения в общественных местах детей старшего дошкольного возраста и выстраивания дальнейшей траектории по их формированию.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав (теоретической и практической) и выводов по ним, заключения, списка использованных источников, приложения.
В условиях современного общества, предъявляющего все более высокие требования к уровню социальной адаптации личности, формирование нормативного поведения у детей становится одной из приоритетных задач дошкольного образования. Дети старшего дошкольного возраста активно вступают во взаимодействие с социумом за пределами семьи и детского сада, что требует от них не только знания элементарных правил поведения, но и способности применять их в конкретных жизненных ситуациях. Это делает особенно актуальным поиск эффективных педагогических средств и условий, способствующих целенаправленному формированию норм и правил поведения в общественных местах.
Настоящее исследование было направлено на теоретическое обоснование и экспериментальную проверку эффективности специально организованных педагогических условий, способствующих формированию правил поведения у детей старшего дошкольного возраста. В ходе работы были поставлены и последовательно решены все задачи, вытекающие из сформулированной цели и гипотезы.
На теоретическом этапе были проанализированы психолого-педагогические подходы к понятию нормативного поведения, выявлены возрастные особенности усвоения правил детьми дошкольного возраста, а также обоснована необходимость интеграции нормативного содержания в образовательный процесс через специально разработанные педагогические условия.
На констатирующем этапе проведена диагностика исходного уровня сформированности правил поведения у воспитанников контрольной и экспериментальной групп. Результаты показали, что в большинстве случаев уровень сформированности правил у детей является средним или низким, что свидетельствует о недостаточной эффективности традиционных методов и отсутствии системного педагогического подхода к формированию социальной нормативности.
В ходе формирующего эксперимента в работу с детьми экспериментальной группы были внедрены специально организованные педагогические условия, включающие нормативные проекты, моделирование социальных ситуаций, обсуждение и эмоционально-ценностное осмысление норм поведения. Реализация данных условий обеспечила создание развивающей среды, в которой знания, ценности и поведение формировались в единстве и взаимодействии.
Результаты контрольного этапа исследования убедительно продемонстрировали эффективность предложенной системы: в экспериментальной группе произошло значительное увеличение числа детей с высоким уровнем сформированности правил поведения, при этом практически исчезли дети с низкими показателями. В то же время в контрольной группе, где не проводились специальные мероприятия, изменения носили слабовыраженный, случайный характер и не повлияли существенно на общую картину.
Таким образом, гипотеза исследования была подтверждена: специально организованные педагогические условия являются эффективным средством формирования правил поведения в общественных местах у детей старшего дошкольного возраста. Предложенная система способствует не только когнитивному усвоению норм, но и формированию положительного отношения к ним, а также реальному нормативному поведению в социально значимых ситуациях.
Практическая значимость исследования заключается в возможности внедрения разработанных условий в практику дошкольного образования. Представленные методы и приемы могут быть использованы педагогами, воспитателями, методистами для повышения качества работы по формированию нормативного поведения у детей.
Настоящее исследование было направлено на теоретическое обоснование и экспериментальную проверку эффективности специально организованных педагогических условий, способствующих формированию правил поведения у детей старшего дошкольного возраста. В ходе работы были поставлены и последовательно решены все задачи, вытекающие из сформулированной цели и гипотезы.
На теоретическом этапе были проанализированы психолого-педагогические подходы к понятию нормативного поведения, выявлены возрастные особенности усвоения правил детьми дошкольного возраста, а также обоснована необходимость интеграции нормативного содержания в образовательный процесс через специально разработанные педагогические условия.
На констатирующем этапе проведена диагностика исходного уровня сформированности правил поведения у воспитанников контрольной и экспериментальной групп. Результаты показали, что в большинстве случаев уровень сформированности правил у детей является средним или низким, что свидетельствует о недостаточной эффективности традиционных методов и отсутствии системного педагогического подхода к формированию социальной нормативности.
В ходе формирующего эксперимента в работу с детьми экспериментальной группы были внедрены специально организованные педагогические условия, включающие нормативные проекты, моделирование социальных ситуаций, обсуждение и эмоционально-ценностное осмысление норм поведения. Реализация данных условий обеспечила создание развивающей среды, в которой знания, ценности и поведение формировались в единстве и взаимодействии.
Результаты контрольного этапа исследования убедительно продемонстрировали эффективность предложенной системы: в экспериментальной группе произошло значительное увеличение числа детей с высоким уровнем сформированности правил поведения, при этом практически исчезли дети с низкими показателями. В то же время в контрольной группе, где не проводились специальные мероприятия, изменения носили слабовыраженный, случайный характер и не повлияли существенно на общую картину.
Таким образом, гипотеза исследования была подтверждена: специально организованные педагогические условия являются эффективным средством формирования правил поведения в общественных местах у детей старшего дошкольного возраста. Предложенная система способствует не только когнитивному усвоению норм, но и формированию положительного отношения к ним, а также реальному нормативному поведению в социально значимых ситуациях.
Практическая значимость исследования заключается в возможности внедрения разработанных условий в практику дошкольного образования. Представленные методы и приемы могут быть использованы педагогами, воспитателями, методистами для повышения качества работы по формированию нормативного поведения у детей.



