Введение 6
1 Теоретическая часть. Теоретические и методологические основы
оптимизации организационной структуры предприятия 9
1.1 Понятие, сущность и значение структуры управления
предприятием 9
1.2 Типы организационных структур управления, их преимущества
и недостатки 13
1.3 Анализ эффективности структур управления и способы
их оптимизации 24
2 Аналитическая часть. Анализ финансово - хозяйственной
деятельности ООО АЖЗ» 32
2.1 Характеристика предприятия 32
2.2 Анализ баланса 34
2.3 Анализ финансового состояния 42
2.4 Управленческий анализ 52
2.5 Заключительная оценка деятельности предприятия 63
2.6 Вопросы экологии 66
3 Проектная часть. Способы оптимизации организационной
структуры управления ООО «АЖЗ» 70
3.1 Направления совершенствования организационной структуры 70
3.2 Мероприятия по совершенствованию организационной структуры ООО «АЖЗ» 73
3.3 Расчет эффективности предлагаемых мероприятий 86
Заключение 95
Список сокращений 101
Список использованных источников 102
В современном мире изменения происходят весьма стремительно, и эти изменения сегодня - гораздо более глубокие, чем, например, пятьдесят, тридцать или даже десять лет назад. Причин тому несколько. Во-первых, постоянное быстрое развитие высоких технологий, способствующее свободному обмену информацией.Во-вторых, наступившая эпоха глобализации, когда происходит постепенная, но все более и более реальная интернационализация экономических процессов и, как результат,формирование единой экономики. Третьей причиной следует назвать ускорение темпов жизни: все выше скорость, с которой принимаются решения, все выше скорость изменений и все явственнее и актуальнее необходимость быстрее к ним приспосабливаться. Различного рода изменения стали сегодня вполне нормальным и привычным явлением в жизни компаний абсолютно во всех сферах деятельности.
Вместе с внешним миром должны меняться и организации. Меняться, чтобы эффективно функционировать в дальнейшем. Порой вопрос встает еще острее: либо организация меняется, либо она прекращает свое существование. Подстраиваясь под новые требования внешней среды, организация может, а зачастую и должна, изменить свое внутреннее устройство, то есть организационную структуру, а также систему управления, в рамках которой создается тот или иной вид структуры.
Повышение эффективности работы предприятия в значительной мере определяется организованностью системы управления, зависящей от четкой структуры предприятия и деятельности всех ее элементов в направлении выбранной цели. Успех предприятия зависит не только от формы выбранной структуры, но и мероприятий, на основе которых проводятся постоянные корректировки механизмов управления. Необходимость совершенствования системы управления на современном этапе определяется многими факторами. Как правило, их состав во многом зависит от потенциала предприятия.
Степень разработанности проблемы.Исследованию проблем функционирования развития и совершенствования организационных структур управления предприятий посвящены труды таких известных российских и зарубежных ученых как А. А. Богданов, Б. 3. Мильнер, В. В.Глухов, Л. И. Евенко, B. C. Рапопорт, О. Т. Лебедев, Б. А. Лагоша, П. Друкер, Г. Берл, Г. Кунц, С. О. Доннел и другие. Однако, как показывает практика степень изученности данной проблемы на настоящий момент недостаточна.
Предлагаемая тема исследования является на сегодня актуальной, поскольку организационные структуры управления предприятиями большинства российских предприятий по многим показателям не соответствуют не только условиям современной рыночной экономики, но и общим правилам построения структур.
Актуальность и недостаточная исследованность проблемы определили выбор темы, цель и задачи работы.
Целью бакалаврской работы является разработка мер по оптимизации организационной структуры управления ООО «Абаканский железобетонный завод» (ООО «АЖЗ»).
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть понятие, сущность и значение структуры управления предприятием;
2. Изучить типы организационных структур управления, их преимущества и недостатки;
3. Провести анализ эффективности различных структур управления и способы их оптимизации;
4. Провести анализ финансово-хозяйственной деятельности ООО «АЖЗ»;
5. Изучить возможные направления оптимизации организационной структуры ООО «АЖЗ»;
6. Предложить мероприятия по совершенствованию организационной структуры ООО «АЖЗ», способствующие повышению эффективности деятельности фирмы.
7. Рассчитать эффективность предложенных мероприятий и сделать выводы о проделанной работе.
Объектом исследования является общество с ограниченной ответственностью «Абаканский железобетонный завод».
Предметом исследования является организационная структура управления предприятием.
Научная новизна заключается в разработке комплекса методических рекомендаций по совершенствованию организационной структуры управления малого предприятия в рыночных условиях.
Практическая значимость результатов предлагаемой бакалаврской работы обусловлена потребностями современных предприятий в научном и практическом обосновании и обеспечении проводимых организационно¬управленческих изменений.
Решения поставленных в работе задач осуществляются на основе системного подхода, логического и экономического анализа. При проведении прикладных исследований использованы: распорядительная документация, статистическая и бухгалтерская отчетность полиграфических предприятий.
Теоретическую и методологическую базу рассматриваемой бакалаврской работы составили труды ведущих специалистов по проблемам организации и управления производством, публикации периодической печати, данные статистических и аналитических исследований по выбранной теме. В процессе исследования использовались методы анализа и синтеза, нормативный метод, метод аналогий, приемы прогнозирования, метод экспертной оценки.
Бакалаврская работа состоит из введения, трех частей, заключения, библиографического списка и приложений.
Эффективность работы предприятия следует оценивать по его конечным показателям. При этом влияние структуры управления на эффективность осуществляется не непосредственно, а через особенности технологического и экономического соединения отдельных элементов производительных сил в целостную систему. Оптимальная комбинация таких элементов не только позволяет в наибольшей степени реализовать полезные свойства каждого из них, но и создает новые качества у производственного объекта в целом, усиливает потенциал общественного разделения труда и действенность управления им. Известно, что ориентация на прибыль является объективной закономерностью функционирования предприятия, поскольку именно она представляет собой систематически воспроизводимый ресурс, в котором прямо или опосредованно отражаются взаимосвязи и реализуются экономические интересы всех внутренних и внешних субъектов, формирующих микро- и макросреду предприятия.
В теории наиболее эффективной структурой для управления предприятиями в современных условиях считают командно-интегрированную структуру управления.
Стабильный и устойчивый ее уровень свидетельствует о высокой конкурентоспособности предприятия и эффективности бизнеса. Естественно возникает вопрос: какая структура управления будет наиболее соответствовать экономическим задачам конкурентоспособного предприятия?
К решению этой проблемы можно подойти, проанализировав деятельность работы предприятия, сделав соответствующий анализ и на его основе, разобрать ряд предложений и рекомендаций по совершенствованию действующих организационных структур.
ООО «АЖЗ» - динамично развивающаяся коммерческая организация. Современное положение на рынке предприятие обрело благодаря высококвалифицированному персоналу, а также действующей системе управления.
Однако в рассматриваемой организации наблюдается снижение объемов реализации продукции, а также очень низкий уровень рентабельности основного вида деятельности. На протяжении 2015-2016 годов платежеспособность организации снизилась, возросла задолженность перед кредиторами. Причиной этому стало возрастание сроков изготовления железо¬бетонных изделий, отсутствие фирменного стиля для компаний, их имидж- рекламы и подготовки представительских материалов. Этого можно было бы избежать, имея хороший прогнозный блок, маркетинговую службу и более совершенную организационную структуру, быстрее реагирующую на изменения предпочтений покупателей.
Анализ финансово-хозяйственной деятельности позволил выявить структурно-динамические сдвиги, произошедшие на предприятии в 2015 году. После проведения финансового и управленческого анализа предприятия можно сделать следующие выводы:
Сумма средств, вовлеченных ООО «АЖЗ» в хозяйственный оборот составила 12 340 тыс.руб. По всем показателям предприятие относится к сфере малого бизнеса.
Активный капитал полностью представлен краткосрочными активами.
В балансе предприятия задействованы не все статьи, отражающие стадии кругооборота. Наибольшее количество оборотного капитала составляют производственные запасы - 55 %. Остальную долю составляет дебиторская задолженность - 65,4 %. Для данной отрасли такая доля задолженности является характерной, но не очень благоприятно для фирмы. За 2016 год наблюдается увеличение суммы задолженности в 1,2 раза.
В структуре пассивного капитала основную долю составляет заемный капитал (96 %). Доля собственного капитала очень низка - 4 %. За анализируемый период произошло увеличение доли заемного капитала на 17 %. Увеличение доли заемного капитала в структуре капитала компании считается рискованным.
На конец 2016 года внешние признаки свидетельствуют об очень низкой платежеспособности фирмы. Денежные активы отсутствуют. Наблюдается острый недостаток наиболее ликвидных активов для покрытия наиболее срочных обязательств. Это объясняется отсутствием денежных средств на счетах предприятия и наличием большой суммы кредиторской задолженности. Коэффициентный анализ ликвидности так же иллюстрирует низкий уровень ликвидности предприятия.
В 2016 году фирмой был достигнут положительный финансовый результат (прибыль до налогообложения составила 400 тыс. руб.). По сравнению с аналогичным периодом прошлого года сумма чистой прибыли незначительно снизилась (на 9 %). Это связано со снижением суммы выручки от реализации, что неблагоприятно характеризует деятельности предприятия в текущем периоде.
Все показатели деловой активности иллюстрируют высокий уровень экономической эффективности деятельности предприятия. Однако, показатели рентабельности свидетельствуют о том, что на каждый рубль затрат приходится низкая прибыль. В сравнении с прошлым годом все показатели рентабельности увеличились.
Необходимо принимать меры для повышения рентабельности предприятия. Для исправления положения необходимо проанализировать вопросы ценообразования на предприятии, ассортиментную политику, существующую систему контроля затрат и рассмотреть все возможные способы повышения рентабельности предприятия.
Объем произведенной продукции и оказанных услуг за 2016 год снизился по сравнению с 2015 годом на 21 337 тыс.руб. Снижение объемов реализации и является основной причиной снижения эффективности деятельности предприятия. Руководству необходимо пересматривать сбытовую, товарную и ценообразовательную политику ООО «АЖЗ» и находить решения для повышения объемов реализации и прибыльности работы фирмы.
Снижение рентабельности деятельности, возрастание издержек производства и управления, снижение платежеспособности организации - следствия недостаточной эффективности ее организационной структуры. Недостаточная эффективность линейно-функциональной оргструктуры ООО «АЖЗ» обусловлена наличием недостатков в данной системе, характерным для всех механистических структур.
Данная организационная структура в ООО «АЖЗ» обладает достаточно четкой системой взаимных связей функций и подразделений, в связи с чем принципиально состав подразделений и систему их взаимосвязей менять не следует. Также в данной организационной структуре существует четкая система единоначалия - один руководитель сосредотачивает в своих руках руководство всей совокупностью процессов, имеющих общую цель. Для обеспечения эффективности функционирования системы необходимо по возможности сохранять данное свойство имеющейся структуры. Однако, действующая в ООО «АЖЗ» организационная структура имеет малую гибкость и приспособляемость к изменению ситуации.
Поэтому из работающих в компании руководителей необходимо отобрать наиболее профессиональных для замещения должностей руководителей проектов (направлений). Руководители проектов (направлений) и созданные группы работников основных направлений деятельности предприятия образуют проектную организационную структуру. Остальные - административные руководители вместе с группами работников второстепенных направлений деятельности будут образовывать кросс-функциональную структуру, так как эти группы работников будут находиться в подчинении и руководителей проектов.
Как показал анализ технико-экономических показателей ООО «АЖЗ» отдел сбыта работает по старой, традиционной схеме, т. е. с теми потребителями продукции, с которыми давно налажен контакт. Необходимо проводить мероприятия, направленные на повышение эффективности сбытового канала. Но для этого необходимо принять в штат квалифицированных сотрудников, специалистов в области сбыта и маркетинга. учитывая масштабы организации, количество кадровых сотрудников и объемы реализации, для ООО «АЖЗ» в структуре коммерческого блока достаточно будет иметь маркетолога
Неотъемлемой частью продвижения продукции ООО «АЖЗ» должна быть рекламная деятельность. При формировании рекламных кампаний особое значение также приобретает выбор творческой стратегии передачи информации потребителям по коммуникативным каналам.
Особое внимание необходимо обратить на выставочные мероприятия. Участие в работе выставок и ярмарок является эффективным и мощным средством формирования маркетинговых коммуникаций предприятий. В Сибирском федеральном округе регулярно проводятся выставки-ярмарки с участием не только местных производителей товаров и услуги, но и с участием производителей из Центральных и Южных регионов России.
Еще одним важным мероприятием должно стать интернет продвижение продукции. Ведь с каждым годом все большее число компаний приходит к пониманию того, что продвижение товаров на рынок с помощью интернет¬сайта является одной из самых результативных маркетинговых стратегий.
Согласно прогнозируемым финансовым результатам, увеличение выручки от реализации продукции в прогнозном году составит 14 681 тыс.руб. При этом себестоимость увеличится только на 426 тыс.руб. В результате фирма получит чистую прибыль в размере 18 491 тыс.руб., что выше уровня прибыли 2016 года на 18 091 тыс.руб. Такое увеличение прибыли предприятия свидетельствует о высокой эффективности и целесообразности внедрения предложенных мероприятий по оптимизации организационной структуры предприятия.
Прогноз показателей эффективности свидетельствует о том, что в пронозном году планируется увеличение всех показателей эффективности деятельности ООО «АЖЗ». Так оборачиваемость капитала увеличится на 0,9
Рентабельность основной деятельности в прогнозном периоде составит 9,3% и увеличится по сравнению с уровнем 2016 года на 8,5 %.
Таким образом, расчеты показали, что для предприятия целесообразно оптимизация организационной структуры, внедрение коммерческого отдела и проведение рекламной компании для увеличения объема продаж и повышения эффективности деятельности организации.
1. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Курсовая работа : метод. Указания / Т. И. Островских, М. А. Йоцене; Сиб. Федер. Ун -т, ХТИ - филиал СФУ. - Абакан : Ред. - филиала СФУ, 2014. - 35с.
2. Антонов, В. Г. Эволюция организационных структур // Менеджмент в России и за рубежом. - 2012. - №1. С. 25-32.
3. Ансофф, А. Н., Анализ конкурентных преимуществ организации, 2003. - 345с.
4. Ансофф, И. А. Стратегическое управление. - М. : Экономика. Москва, 2009 - 303с.
5. Баринов, В. А., Харченко, В. Л. Стратегический менеджмент : учеб. пособие. - М. : ИНФРА-М, 2006. - 285 с. - (Высшее образование).
6. Внедрение сбалансированной системы показателей / Horvath & Partners; Пер. с нем. - 2-е изд. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2006. - 478 с.
7. Грибов, В. Д., Грузинов, В. П. Экономика предприятия: Уч. пособие. - М. : Финансы и статистика, 2010. - 336 с.
8. Буркова, Н. А., Решение вопросов снижения себестоимости / В. П. Буркова // Справочник экономиста. - 2008. - №7. - с. 23-26.
9. Григорьева, Т. И. Финансовый анализ для менеджеров: оценка, прогноз: учебник для магистров / Т. И. Григорьева. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Юрайт, 2014. - 462 с.
10. Друкер, П. Эффктивное управление. Экономические задачи и оптимальные решения / Питер Друкер. - Пер. с англ. М. Котельниковой. - М. : ФАИР-ПРЕСС, 2003. - 288с.
11. Дихтль, Е., Хершген, X. Практический маркетинг. - М. : Высшая школа, 1995. - 64 с.
12. Ефимова, О. В. Финансовый анализ: современный инструментарий для принятия экономических решений: учебник; рекомендовано УМО по образованию в области финансов, учета и мировой экономики / О. В. Ефимова . - 2-е изд., стер. - М. : Омега-Л, 2010. - 350 с.
13. Завальный, П. Н., Силантьев, А. Ю. Современные модели управления крупными компаниями // Менеджмент. - 2013. - №4. -С. 129-137
14. Забелина, О. В., Толкаченко, Е. Л. Финансовый менеджмент. - М. : Экзамен, 2008. - 224с.
15. Информационные технологии в менеджменте (управлении): учебник и практикум; допущено УМО ВО / под общ. ред. Ю. Д. Романовой. - М. : Юрайт, 2015. - 478 с.
16. Йоцене, М. А. Методические рекомендации по написанию выпускной квалификационной работы: методические указания / М. А. Йоцене, Н. Л. Сигачева; Сиб. федер. ун-т; ХТИ - филиал СФУ. - Абакан: Ред. изд. сектор ХТИ - филиала СФУ, 2012. - 18 с.
17. Календжян, С. О., Беме, Е. Система эффективного управления: В 3-х книгах: Книга 1: Теория и практика применения делегирования полномочий и ответственности: Учебные программы для руководителей и специалистов. - 5-е изд. - М.: Высшая школа корпоративного управления РАНХиЕС, 2013. - 90с.
18. Кандалинцев, В. М. Стратегическое планирование по времени принятия решений / В. Кандалинцев // Еенеральный директор. - 2009. - №9. с.23-25.
19. Кантор, Е. Л. Экономика предприятия - СПб.: Питер, 2002. - 352 с.
20. Ковалев, В. В., Волкова, О. Н. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учебник. - М. : ТК Велби; Проспект, 2010. - 184с.
21. Кэмпбэл, Д. Стратегический менеджмент. - М. : Проспект, 2003. -235с.
22. Лукичёва, Л. И. Управление персоналом: учеб. пособие; рекомендовано Советом Учебно-методического объединения вузов России по образованию в области менеджмента / Л. И. Лукичёва. - 5-е изд., стер. - М. : Омега-Л, 2009. - 263 с.
23. Любушин, Н. П., Лещева, В. Б., Дьякова, В. Г. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. - 354с.
24. Магомедов, М. Д. Экономика организации (предприятия): учебник; рекомендовано УМО по образованию в области технологии продуктов питания и пищевой инженерии / М. Д. Магомедов, Е. Ю. Куломзина, И. И. Чайкина. - М.: «Дашков и К», 2010. - 276 с.
25. Мазурова, И. И., Белозерова, Н. П. Анализ финансовой отчетности коммерческой организации. - СПб.: СПбГУЭФ, 2008. - 322с.
26. Маркарьян, Э. А., Маркарьян, С. Э., Герасименко, Г. П. Управленческий анализ в отраслях: Учеб. Пособие. Изд.2-е, исп. и доп. - М. : ИКЦ Март, 2008. - 320с.
27. Маркова, В. Д., Кузнецова, С. А. стратегический менеджмент: Курс лекций. —М. : ИНФРА-М; Новосибирск: Сибирское соглашение, 2007. - 288 с.
28. Методические рекомендации по написанию и оформлению выпускной квалификационной работы по специальности «Экономика и управление на предприятии (по отрослям)» : метод. Указания / сост. М. А. Йоцене, Е. И. Федорова ; Сиб. Федер. Ун-т, ХТИ - филиал СФУ. - Абакан : РИО ХТИ - филиал СФУ, 2010. - 48 с.
29. Методические рекомендации по организации выполнения выпускной квалификационной работы по специальности «Экономика и управление на предприятии (по отраслям)» : метод. Указания / сост. М. А. Йоцене, Е. И. Федорова ; Сиб. Федер. Ун-т, ХТИ - филиал СФУ. - Абакан : РИО ХТИ - филиал СФУ, 2010. - 24 с.
30. Основы менеджмента. Чернышев, М. А., Коротков, Э. М., Солдатова, И. Ю., проф. И. Ю. Солдатовой., Чернышева М. А., Под ред. проф. И. Ю. Солдатовой., Солдатовой И. В., Чернышов М. А. - ред.-сост., Изд.: ИТК «Дашков и К», НАУКА/ИНТЕРПЕРИОДИКА МАИК, Наука-Пресс. - 2006 г. - 122с.
31. Опыт конкуренции в России: причины успехов и неудач / кол.
Авторов проекта и координатор исследований А. Ю. Юданов. - М. :Финансовая компания «ИНТРАСТ»; КНОРУС, 2007. - 464 с.
32. Организация преддипломной практики для студентов специальности «Экономика и управление на предприятии (по отраслям)» : метод. указания / сост. М. А. Йоцене; Сиб. федер. ун-т, ХТИ - филиал СФУ. - Абакан: РИО ХТИ - филиала СФУ, 2010. -26 с.
33. Вивоваров, С. Э., Максимцев, И. А., Рогова, И. Н., Хутиева, Е. С. Операционный менеджмент: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения. - СПб.: Питер, 2011. - 544 с.: ил. - ( Серия «учебник для вузов»).
34. Попов, Е. В. Продвижение товаров и услуг. - М. : Финансы и статистика, 2003. - 453с.
35. Прыкина, Л. В. Экономический анализ предприятия: Уч. для вузов -2- е изд., перераб. и доп. - М. : Юнити-Дана, 2003 - 407с.
36. Семенов, В. И. Управление продажами и прибылью / В. И. Семенов // Справочник экономиста. - 2008. - №4.- с. 23-25.
37. Семенов, В. И. Стадии развития организации // Управление персоналом. - 2001. - №9. - С32-41.
38. Сурков, С. А. Построение структуры организации на основе системы мотивации.// Менеджмент в России и за рубежом. - 2006. - №10. - С.14-19.
39. Сысоева, Е. Ф., Плетнёв, Ю. М. Организационная структура финансово-экономической службы промышленного предприятия // Менеджмент в России и за рубежом. - 2012г. - №4.- с.48-57.
40. Шеметов, П. В. Менеджмент: управление организационными системами: учеб. пособие; допущено Советом УМО вузов России по образованию в области менеджмента / П. В. Шеметов, Л. Е. Чередникова, С. В. Петухова. - М.: Омега-Л, 2009. - 407 с.
41. Фатхутдинов, Р. А. Стратегический маркетинг: Учебник. - М. : ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез», 2000. - 640 с.