АННОТАЦИЯ 3
Введение 3
1 Поддержка выхода Великобритании из ЕС со стороны представителей массовой
культуры 16
1.1 Проявление положительного мнения о событиях 2016-2020 гг. в кинокартинах,
выпускаемых в данный период 16
1.2 Идеи сторонников Брекзита в сфере музыки и публицистики 29
2 Негативное мнение о Брекзите в массовой культуре 40
2.1 Отражение мнения против выхода из ЕС в фильмах 2016-2020 гг 40
2.2 Негативное изображение событий 2016-2020 гг. и их последствий в выступлениях
музыкантов и статьях популярных газет 53
Заключение 64
Список использованных источников и литературы 66
Актуальность работы обусловлена значимостью массовой культуры в современном мире. Развитие информационных технологий, появление сети Интернет стали характерными чертами постиндустриального общества. Количество источников информации и новых форм досуга на рубеже XX-XXI вв. резко возросло, что закономерно привело к внедрению массовой культуры в повседневную жизнь. Традиционная триада из телевидения, радио и газет стала активно видоизменяться, становится более массовой, благодаря развитию цифровых носителей и онлайн-ресурсов . Таким образом, современную массовую культуру можно назвать способом освоения действительности, доступным всем членам общества, вне зависимости от социального статуса и уровня образования . Тесная связь с общественностью вводит ее в зависимость от исторических условий и влияния окружающей действительности. С помощью массовой культуры транслируются ценности, нормы и взгляды, характерные для определенного периода. Ее изучение помогает лучше понять ситуацию в обществе, как формируется популярное мнение и какие факторы на него влияют.
Именно общественность играла ведущую роль в принятии решения о выходе Великобритании из Европейского Союза. 23 июня 2016 г. был проведен референдум, по результатам которого 51.9% проголосовавших выразили поддержку, что стало основанием для начала процедуры выхода из ЕС. 31 января 2020 г. Великобритания покинула объединение. Данное событие актуализировало обращение научного сообщества Европы, России и других стран к изучению современного положения Соединенного Королевства и его прошлого.
Выход Великобритании из Европейского союза или Брекзит (понятие, образованное от слияния слов “Britain” и “exit”), считается одним из крупнейших событий современной истории. Британия является первой страной, покинувшей объединение, что стало началом большого количества дискуссий: является ли выход из ЕС освобождением или Британия потеряла одну из важнейших точек опоры, какие факторы повлияли на принятие данного решения, какие перспективы развития европейского объединения и др. Существует точка зрения, что с момента британского голосования по Брекзиту начался новый период в мировой политике, новизна которого заключается в подъеме популистских партий и росте популярности евроскептицизма, критического настроения граждан по отношению к Европейскому союзу в целом, либо к его отдельным элементам . М. М. Мчедлова и Д. Б. Казаринова, говоря об актуальности изучения Брекзита, отметили: “Он вскрыл старые проблемы, которые казались решенными или снятыми с повестки дня историей” .
Актуальность данной темы также обусловлена нынешней политической обстановкой в Великобритании. По данным опроса компании YouGov, 62% опрошенных среди населения Британии считают, что Брекзит “был скорее ошибкой” , что может говорить о снижении популярности евроскептических взглядов в британской обществе. Кроме того, на местных выборах в Англии, Консервативная партия заняла третье место, уступив Лейбористской и Либерально-демократической. Газета The Guardian охарактеризовала результаты как “худшие за последние 40 лет” . В совокупности данные факты побуждают к началу нового обсуждения такой темы, как Брекзит.
Массовая культура Великобритании представлена немногими
специализированными трудами. Преимущественно исследователи разделяют культурные направления, изучая данную тему фрагментарно, поэтому историографию можно разделить на тематические блоки по направлениям массовой культуры.
Изучая музыкальную индустрию, исследователи уделяют повышенное внимание периоду 1960-1980-х гг., который характеризуется как расцвет британской культуры, ввиду роста ее популярности в других странах. Например, А. С. Колесник посвятил работу изучению изображений исторических событий, конкретных исторических личностей в текстах песен рок-групп Великобритании, что позволило выявить механизмы и специфику репрезентаций прошлого в британской рок-культуре, а также их влияние на современников в контексте событий 2016 г . Отдельно стоит отметить работу Бокарева В.В., опубликованную в 2009 г., где используется творчество Дж. Леннона при изучении молодежного протестного движения 1960-1970-х гг. , что демонстрирует длительность использования в научной среде британской популярной музыки в качестве источника при изучении исторических событий.
Среди зарубежных авторов можно выделить С. Рейнольдса, который провел подробный анализ британской музыкальной индустрии и ввел такое понятие, как “ретромания”, характеризующее состояние поп-музыки, при котором одной из наиболее популярных тем становится обращение к прошлому. Музыканты не только используют исторические сюжеты в текстах, но также стараются повторить стиль исполнителей ХХ в. В качестве причин автор выделяет нестабильность в политике Великобритании и экономический кризис, что в совокупности вынуждает исполнителей искать новые музыкальные направления и стремится к росту популярности за рубежом .
Большое количество работ посвящено изучению британских СМИ, которые также являются частью массовой культуры. Такие средства массовой информации, как газеты и телевидения преимущественно рассматриваются с двух сторон: как источник изучения общества и как “четвертая власть” , способная влиять на восприятие действительности, что делает ее непосредственным участников исторического процесса. Например, Е. В. Тенева утверждает, что одним из способ манипулирования общественным мнением, со стороны британских печатных изданий, является стратегия эмоционализации, то есть эмоциональное воздействие на читателя при освещении какого-либо события . Также стоит отметить статью Е. В. Мартыненко , в рамках которой автор рассматривает британские газеты в качестве инструмента формирования ценностных ориентиров общества и приходит к выводу, что благодаря этому они являются значимыми участниками исторических событий .
Брекзит также побудил научное сообщество к изучению деятельности британских СМИ и их влиянию на результаты референдума и дальнейшие события. А. В. Жидков утверждает, что газетам и телевидению удалось культивировать негативный образ Брюсселя с помощью тиражирования сообщений евроскептических политиков, трансляции скандальных и провокационных новостей, связанных с вопросами миграции и финансово¬юридических аспектов членства в Европейском Союзе . С. А. Реутский рассматривает публикацию статей в британских популярных газеты как один из методов евроскептиков в политической агитации перед референдумом 2016 г . Авторы имеют схожие точки зрения, что заинтересованным политическим группам с помощью СМИ удалось повлиять на общественное мнение.
После 2020 г. в научном сообществе сохраняется интерес к изучению роли массовой культуры в событиях 2016-2020 гг. Например, М. С. Саркисян и Е. В. Зимина сопоставляют референдумы о независимости Шотландии в 2014 г. и о членстве Великобритании в ЕС 2016 г. Авторы приходят к выводу, что в культуре медийного дискурса произошел сдвиг в сторону жесткой риторики, угроз и манипуляций. По их мнению, пресса сыграла ключевую роль в переосмыслении политических взглядов и ценностей британцев .
Хотя рассмотренные исследования не охватывают все изданные научные работы, можно заметить определенную тенденцию. Наибольшее внимание научного сообщества уделено изучению публицистических статей, которые сыграли значительную роль в процессе выхода Великобритании из Европейского Союза. Другие направления, в частности популярная музыка, рассматриваются в качестве источника, отражающего тенденции развития британского общества.
Одной из составляющей частей данной работы является дискуссия о необходимости участия Великобритании в европейской интеграции, поэтому необходимо также рассмотреть ее отражение в научной литературе.
Среди англоязычных работ стоит отметить книгу М. Беллофа “Интеллектуал в политике и другие эссе” , в которой автор положительно относится к развитию европейской интеграции. Он высказывает мнение, что объединение со стороны Европы является наиболее эффективным способом решения послевоенных проблем.
Противоположная точка зрения отражена в работе У. Уоллеса “Какова цена взаимозависимости? Суверенитет и взаимозависимость в британской политике” . Автор выделяет причиной скептического отношения Великобритании к любой форме интеграции укоренившийся в общественном сознании страх потери суверенитета и национальной идентичности.
Отдельно стоит отметить одну из наиболее масштабных зарубежных работ. Книга С. Джорджа “Неудобный партнер: Британия в Европейском сообществе” вводит новое понятием “неудобный партнер”, обозначающее роль Великобритании в процессе европейской интеграции, так как она оказывала сопротивление основным инициативам объединений. Книга имеет три тома, выпущенных в 1990 г., 1994 г., 1998 г., где автор последовательно рассматривает трансформацию отношений Великобритании и европейских объединений, делая акцент на увеличении контроля над британской политикой.
Подписание Маастрихтского договора в 1992 г., завершившего процесс создание Европейского Союза, стало началом нового этапа споров о необходимости участия Великобритании в дальнейшем развитии объединения. Авторы чаще обращаются к событиям прошлого, анализируя опыт британского участия в европейской интеграции.
Ярким примером является дискуссия между Э. Деллом и Р. Гриффитсом. В книге “План Шумана и отказ Великобритании от лидерства в Европе” Э. Делл концентрируется на правительстве К. Эттли и реконструирует британскую реакцию на План Шумана, который предусматривал объединение угольной и металлургической промышленности западноевропейских стран. Автор критикует Великобританию за изначальный отказ от участия, утверждая, что данное объединение укрепило франко-германские отношения, что стало причиной упадка внешнеполитического влияния Британии.
Р. Гриффитс опубликовал ответ на работу Э. Делла, где утверждал, что причина отказа была обоснована опасением Великобритании оказаться в чрезмерной экономической зависимости от Европы. Ее политика была направлена на предотвращение более тесной европейской интеграции, а конечный результат - это “неудачная попытка найти правильную тактику” .
Трансформация взглядов произошла в работах М. Белоффа. В отличие от ранее упомянутой книги “Интеллектуал в политике и другие эссе”, где автор поддерживает европейскую интеграцию, в произведении “Великобритания и Европейское сообщество: диалог глухих” он утверждает, что сохранение политической и экономической независимости не может сочетаться со вступлением в Европейский Союз, а убежденность в этом некоторых премьер-министров является обманом электората, либо попыткой повлиять на структуру объединения изнутри. М. Белофф дает прогноз, что противостояние взглядов Великобритании и ЕС на устройство международной политики продолжится, ввиду сохранения фундаментальных различий в политических интересах и усиливающихся намерений Союза расширяться.
К числу евроскептических работ можно также отнести сборник документов “Великобритания и европейская интеграция после Второй мировой войны. Документы современной истории” . Во введении указана позиция, которой придерживаются авторы. Они сравнивают Европейский Союз с “варикозной веной на британской политической жизни”, утверждая, что он является причиной упадка авторитета должности премьер - министра. Данная работа является одной из немногих, где отмечается неоднозначная реакция со стороны общественности на политические процессы.
Еврооптимистическая точка зрения была высказана Г. Айбет в книге “Динамика сотрудничества в области европейской безопасности, 1945-1991 годы” . Она придерживается позитивной позиции, утверждая, что европейские объединения необходимы для укрепления безопасности не только в политике и экономике, но и в культуре. Автор указывает на такие причины существования общеевропейского объединения, как сохранение незыблемости государственных границ, осуществление военной разрядки и организации мирного сосуществования стран с различным общественным строем.
Схожей позиции придерживается Х. Парр в книге “Политика Великобритании в отношении Европейского сообщества. Гарольд Вильсон и роль Великобритании в мире, 1964-1967” . Автор утверждает, что присоединение Великобритании к европейской интеграции являлось обоснованным решением. Автор считает Г. Вильсона прагматиком, который принял решение сфокусировать внешнюю политику на европейском направлении, как на наиболее выгодном, из-за двух причин: опасение провала экономического плана развития и падение курса фунта стерлингов.
Резюмируя, можно отметить, что после создания Европейского Союза усилилась дискуссия вокруг необходимости участия Великобритании в европейской интеграции. Появилось большое количеств работ, открыто транслирующих определеную позицию. Отдельно стоит отметить обращение научного сообщества к связи общества и политики.
Работы, опубликованные после 2016 г., преимущественно посвящены анализу причин Брекзита и его влияния на внешнюю политику Великобритании. На передний план выходит обсуждение проблемы британской идентичности, является ли решение покинуть ЕС последствием имперского кризиса, который длительное время активно обсуждается в научном сообществе.
Отдельно стоит отметить усиление эмоциональности текстов. Например, А. Г арднер отмечает, что написание статьи “Брекзит, границы и имперская идентичность: сравнительный взгляд” является терапией после травмирующего события, в роли которого выступил референдум 23 июня 2016 г. Автор утверждает, что Европейский Союз, несмотря на свои слабые стороны, является способом разорвать цикл имперских проектов, доминирующих в европейской истории. В данной статье он проводит сравнение между Британской и Римской империями, указывая на сложность процесса формирования имперской и постимперской идентичности, ввиду наличия большого количества этнических разделений, которые могут конфликтовать с позицией “ядра”.
В коллективной монографии “Тлеющие угли империи в Британии после Брекзита” представлено свое видение причин Брекзита и его влияния на перспективу отношений Лондона как с другими странами, так и с отдельными регионами внутри Великобритании. В центре повествования находится “имперский” контекст Брекзита, его отражение в жизни британского общества, формирование внешнеполитической стратегии страны. Авторы объясняют замысел произведения как первую попытку создать совместное исследование имперских оснований выхода Великобритании из Европейского Союза. В процессе раскрытия темы они неоднократно обращаются к проблемам коллективной памяти, национальной идентичности и роли в ней имперского компонента.
Тема имперского кризиса также поднимается в статье А. Родригеза “Имперская ностальгия и горькая реальность: Великобритания, Соединенные Штаты и Брекзит” . Автор отмечает, что выход из Европейского Союза был необходим для сохранения контроля над государством, его границами и суверенитетом. Одним из основных пунктов этого процесса он выделяет усиления контроля над миграцией. По мнению А. Родригеза, данная мера является положительной для сохранения собственной идентичности, ввиду ограничения ассимиляции других культур, однако Великобритания таким образом подчеркивает фрагментарность своего общества. Автор утверждает, что Брекзит стал “питательной средой” для сепаратистских движений.
Необходимо отметить статью М. Даннинга и Д. Хьюза “Власть, привычки и национальный характер: образная динамика Брекзита” . Авторы опираются на подход социолога Н. Эмберса, озвученном на одной из лекций в 1960 году. Его идея заключается в том, что национальная идентичность является одним из самых больших препятствий в создании межгосударственных объединения, но Вторая мировая война нанесла ущерб национальной гордости, что стало поводом для сближения европейских государств. Однако Н. Эмберс отмечает, что, в отличие от других ключевых европейских наций того времени, британцы вышли из войны с чувством гордости. Долгосрочный распад Британской империи оставил это относительно непоколебимым. Это, по его предположению, отразилось на том, как британцы относились к остальной Европе. По мнению авторов статьи, данная тенденция сохраняется, что стало причиной Брекзита, но Великобритания останется связана с ЕС системой взаимозависимостей, при этом потенциал ее власти в Европе, по сравнению с другими странами, будет потерян.
В отечественной историографии работы преимущественно посвящены изучению нового политического положения Великобритании на международной арене. Например, Кавешникова Н. Ю в статье “Великобритания и Европейский Союз: долгая история развода” анализирует влияние европейского вопроса на партийную политику Великобритании. Автор делает вывод, что после Второй мировой войны политика всех британских правительств была в разной степени евроскептична, что выражалось в сопротивлении углублению европейской интеграции.
В статье “От “Большой” к “Глобальной Британии”: новое и старое во внешнеполитических установках Соединенного Королевства” Е. В. Хахалкина сопоставляет концепцию “Большой Британии”, возникшую в сер. XIX в, и современную идею “Глобальной Британии”. Автор приходит к выводу, что “Большая Британия” была направлена на сплочение империи и содействие росту ее могущества, но в настоящее время для страны важнее преодолеть внутренний раскол по европейской проблематике и укрепить влияние Великобритании на международной арене. Статья отмечает актуальность вопроса о состоятельности идеи “Глобальной Британии” в этой роли.
Таким образом, можно отметить, что процесс взаимодействия Великобритании и европейских объединений остается противоречивой темой и объектом продолжительных дискуссий. После Брекзита публикуется больше статей, ищущих причины данного события во внутренних социальных процессах, но данное направление исследований остается до конца не освоенным.
Среди работ, связанных с массовой культурой в период 2016-2020 гг., преобладают статьи, посвященные популярным газетам. Отдельно отмечается влияние СМИ на результат референдума о членстве Великобритании в ЕС. Однако, Брекзит является масштабным событием, затронувшим все британское общество, что позволяет выдвинуть гипотезу: массовая культура была вовлечена в политическую дискуссию, образовавшуюся вокруг Брекзита, что отразилось в высказываниях ее представителей и в содержании соответствующих произведений на территории Великобритании.
Научная новизна заключается в том, что изучение Брекзита в отражении массовой культуры позволит в будущих исследованиях дать оценку влияния данного события на британское общество. Продукты массовой культуры, из-за разнообразия форм и способов транслирования точек зрения разных социальных групп, являются полезным историческим источником. Данная работа направлена на сопоставление сразу нескольких культурных направлений, что в совокупности позволит оценить их включенность в политическую жизнь страны. Таким образом, данная работа может стать полезной для более детального понимания социальной обстановки в период 2016-2020 гг.
Объект исследования - комплекс вопросов, связанных с процессом выхода Великобритании из Европейского Союза в 2016-2020 гг.
Предмет исследования - отражение процесса выхода Великобритании из ЕС (Брекзита) в британской массовой культуре.
Цель исследования - Сравнить точки зрения о Брекзите в трех областях британской массовой культуры и оценить их вовлеченность в события 2016-2020 гг. для более детального понимания социальной обстановки в данный период.
Задачи:
1. Изучить кинофильмы, посвященные выходу Великобритании из ЕС, определить цель их создания и общие темы;
2. Проанализировать выступления популярных музыкантов и установить предполагаемое влияние Брекзита на музыкальную индустрию;
3. Сопоставить мнения о процессе выхода Великобритании из ЕС в статьях британских таблоидных газет;
4. Сравнить изученный материал и дать оценку вовлеченности массовой культуры в события 2016-2020 гг.
Хронологические рамки исследования охватывают период 2016-2020 гг. В феврале 2016 г. Д. Кэмерон объявил официальную дату проведения референдума о членстве Великобритании в ЕС, что стало началом для агитационных кампаний и обсуждения темы Брекзита в СМИ. 31 января 2020 г. является официальной датой Брекзита, однако в этот
Брекзит оказал существенное влияние на массовую культуру Великобритании. Каждое из трех направлений являлось участником политических событий 2016-2020 гг.
Кинематограф использовался сторонниками Брекзита для политической агитации. Их целью было склонить население к определенной позиции, что проявилось в содержании. Можно выделить две ключевые темы, которые в разной степени раскрывались в произведениях, направленных на поддержку выхода Великобритании из ЕС.
Во-первых, режиссеры сходятся во мнении, что Европейский союз является устаревшей системой. Он был создан как необходимая мера в период экономического кризиса и внешней угрозы, однако в настоящее время организация потеряла свои первоначальные функции.
Во-вторых, членство в ЕС в данных фильмах определяется как главная причина низкого экономического роста. Кроме того, отмечается, что цель объединения - усиления централизованной власти и контроля над странами-участницами. Три картины, из четырех проанализированных, привели в пример Швейцарию, демонстрируя, что государства могут свободно и успешно развивать экономику без Европейского Союза.
Стоит отметить, что до 2017 г. сторонники кампании “Остаться” не использовали кино как метод агитации. Произведения, снятые противниками Брекзита, выпускались в период 2017-2020 гг. Преимущественно целью их создания было донести до Правительства требование о необходимости проведения второго референдума. Именно поэтому в их содержании поднимались такие темы, как рост сепаратистского движения, падение влияния страны на международной арене и миграционный вопрос.
Можно выделить общий метод трансляции еврооптимистической позиции в фильмах: создание резко негативного образа будущего. Режиссеры проводят связь между выходом Великобритании из Европейского Союза и началом затяжного экономического кризиса, военных конфликтов и дальнейшего распада объединения.
В музыкальной индустрии наиболее популярной была позиция против Брекзита. Евроскептические взгляды представляют единичное исключение. Музыканты не участвовали в политической агитации перед референдумом, однако он оказал влияние на формат дальнейших выступлений. Под влиянием политических событий исполнители преобразовывали свои концерты, что проявилось в таких направлениях, как изменение текста песен, использования символов ЕС в качестве декораций и скандирование соответствующих лозунгов. С помощью этого музыканты популяризировали аргументы против выхода из ЕС и призывали британское общество участвовать в протестных демонстрациях.
На основе предполагаемого влияния на музыкальную индустрию, они выделяли два аргумента в пользу сохранения членства в объединении. В первую очередь это сохранение международного авторитета в данной культурной сфере. Британская музыка является одним из главных источников влияния на остальной мир. На территории Великобритании было создано большое количество знаменитых коллективов и сольных исполнителей, которые сохраняют лидирующие позиции в мировых рейтингах. Брекзит может поместить страну в культурную изоляцию, ввиду снижения музыкального экспорта и сокращения участия страны в тематических мероприятиях.
Вторым аргументом является экономическая выгода. После выхода Британии из Европейского Союза возникнет необходимость оформления виз, увеличения стоимости альбомов, сувенирной продукции, введения дополнительных расходов для организации концертов. Исполнители утверждают, что уменьшение прибыли от музыкального творчества может негативно отразиться на экономике страны.
Каждая из четырех популярных газет, проанализированных в данной работе, являлась участником агитационной кампании перед референдумом. Если “Сан” и “Экспресс” с самого начала публиковали статьи в поддержку Брекзита, то “Гардиан” и “Дейли Мейл” первоначально старались отражать аргументы каждой стороны политических дебатов. С приближением референдума они стали чаще выражать определенное мнение.
Ключевым отличием изданий является уровень эмоциональности повествования. “Сан” и “Дейли Мейл” чаще обращалась к чувствам читателя и выпускали сенсационные и провокационные статьи, что сохранялось на протяжении всего изучаемого периода. В работах “Экспресс” и “Гардиан” заметна поддержка иллюзии объективности в попытке отразить разные стороны конфликта, однако евроскептические и еврооптимистические взгляды редакций стали доминирующими в текстах газет.
Резюмируя, стоит отметить, что три направления массовой культуры являлись активными участниками политические события 2016-2020 гг. В каждом из них можно увидеть дублирование тем, которые первоначально содержались в выступлениях политических и общественных деятелей.
Brexit Means Brexit: The Unofficial Version” : [документальный фильм] / режиссер П. Форбс. - L.: British Broadcasting Corporation, 2017.
2. “Brexit: A Very British Coup” : [документальный фильм] / режиссер П. Форбс.- L.: British Broadcasting Corporation, 2016.
3. “Brexit: The movie” : [документальный фильм] / режиссер М. Даркин - Brexit: The movie [Youtube канал], 2016.
4. “Brexit: The Uncivil War” : [художественный фильм] / режиссер Т. Хейнс. - L.: Channel 4, 2019.
5. “Postcards from the 48%” : [документальный фильм] / режиссер Д. Уилкинсон.
- Vimeo AI-Powered Video Platform, 2018. - Режим доступа: подписка.
6. “Years and Years” : [художественный фильм] / режиссер Р. Ти Дейвис. - L.: British Broadcasting Corporation, 2019.
Выступления и высказывания музыкантов:
7. Британские музыканты раскритиковали Brexit в открытом письме Мэй // РИА
Новости, 2018 URL: https://ria.ru/20181007/1530150085.html (дата обращения:
27.05.2024).
8. Спелись: британские артисты выступили против Brexit // Газета.ру, 2018
URL: https://www.gazeta.ru/culture/2018/10/08/a_12012889.shtml (дата обращения:
27.05.2024).
9. Ора, Стинг, Ширан и другие звезды написали Мэй письмо о доминировании // Вести, 2018 URL: https://www.vesti.ru/article/1445846 (дата обращения: 27.05.2024).
10. Мик Джаггер показал клип “Gotta get a grip”, посвященный выходу Великобритании из Евросоюза // Locals, 2017 URL: https://locals.md/2017/novoe-video- mick-jagger-gotta-get-a-grip/ (дата обращения: 28.04.2024).
11. Мик Джаггер предположил, что выход Великобритании из ЕС в перспективе может быть полезным // ТАСС, 2016 URL: https://tass.ru/mezhdunarodnaya- panorama/3176165 (дата обращения: 28.04.2024).
12. Bob Geldof letter warns Theresa May of Brexit danger // The Irish Times, 2018. -
URL: https://www.irishtimes.com/culture/bob-geldof-letter-warns-theresa-may-of-brexit-
danger-1.3655419 (дата обращения: 27.05.2024).
13. BOJO'S DEFEAT Supreme Court Brexit ruling - what was the decision and what happens next? // The Sun, 2019 URL: https://www.thesun.co.uk/news/9851041/what-is- happening-brexit-latest-news/ (дата обращения: 04.05.2024).
14. Elton John attacks Brexit and says he’s not a ‘stupid, colonial English idiot’ during
concert // Independent, 2019. - URL: https://www.independent.co.uk/arts-
entertainment/music/news/elton-john-brexit-european-english-rocketman-farewell-tour- verona-italy-a8937736.html (дата обращения: 10.05.2024).
15. EU can't always get what you want! Rolling Stone Sir Mick Jagger says Brexit might be good for us // Daily Mail, 2016 URL: https://www.dailymail.co.uk/news/article- 3524578/EU-t-want-Rolling- Stone-Mi ck-J agger-says-Brexit-good-us.html (дата обращения: 28.04.2024).
..109