АННОТАЦИЯ 4
Введение 3
1 Теоретические основы клиентоориентированного маркетинга 5
1.1 Понятие и сущность потребительской лояльности 5
1.2 Классификация и уровни системы лояльности компании 8
1.3 Концепция клиентоориентированного маркетинга: сущность, методы и тенденции
развития 12
2 Методические подходы к построению и оценке эффективности системы лояльности в
организации 19
2.1 Анализ существующих методов и инструментов формирования системы лояльности
и оценки ее эффективности 19
2.2 Исследование опыта внедрения системы лояльности в зарубежных и российских
компаниях 23
2.3 Выбор типа программ повышения лояльности как основа для построения
клиентоориентированной политики организации на примере кондитерской «TORTA» .29
3 Направления формирования системы потребительской лояльности
клиентоориентированной компании «TORTA» 33
3.1 Исследование системы потребительской лояльности в компании 33
3.2 Рекомендации по формированию и внедрению системы потребительской лояльности
в клиентоориентированной компании 37
3.3 Обоснование эффективности разработанной системы лояльности 44
Заключение 48
Список использованных источников и литератруры 50
Приложение А Форма анкетирования 54
Приложение Б Результаты анкетирования 56
Приложение В Результаты акции 58
В современных условиях бизнес требует высокой адаптации и оперативного реагирования от руководителей и сотрудников. В связи с внешними изменениями окружающей среды потребности и нужды потребителей также изменяются и не всем организациям удаётся соответствовать новым требованиям рынка. Грамотно проводимые маркетинговые кампании, в основе которых лежит концепция
клиентоориентированности, являются ключевыми элементами в ведении успешного бизнеса. Современный этап развития экономики характеризуется жесткой конкуренцией и высокими темпами роста, в связи с чем возрастает роль потребителя в деятельности предприятия, которые должны больше внимания уделять новым запросам, интересам и ожиданиям клиентов.
На протяжении долгих лет основной целью предприятий было повышение доходов, увеличение рентабельности и сокращение затрат, при этом на втором плане стояло удовлетворение запросов потребителей, что приводило к оттоку значительной части клиентов.
Столкнувшись с данной проблемой, предприятия ставили новые задачи, среди которых наиболее важной была - удержание клиентов, для этого предприятиям требовалось использовать методы и инструменты формирования лояльности.
На сегодняшний день тема потребительской лояльности является наиболее важной в маркетинге организации, этому способствует не только растущая конкуренция, но и развитие Интернета. Возможности потребления становятся неограниченными, а у потребителей появляется возможность делиться своими впечатлениями и опытом использования продуктов или услуг с другими пользователями, в связи с этим мы можем наблюдать трансформацию маркетинга из вертикального в горизонтальный, где потребители являются не только участниками, но и создателями маркетинга, именно поэтому современные маркетинговые модели предоставления товаров или услуг становятся клиентоориентированными.
Как говорилось ранее, важной задачей перед руководителями компаний стоит удержание клиентов, для этого необходимо проводить маркетинговые исследования, следить за происходящими изменениями и потребительскими предпочтениями, адаптироваться к новым условиям, а также разрабатывать эффективные стратегии, направленные на формирование лояльности у клиентов. В настоящее время современные технологии позволяют автоматизировать некоторые процессы для маркетологов, что, на первый взгляд, упрощает работу, однако такие инструменты со временем теряют свою актуальность и становятся совершенно бесполезными, прежние схемы привлечения и удержания клиентов устаревают, а создание новых бывает крайне затратно.
В данной работе мы рассмотрим теоретические аспекты потребительской лояльности, классификацию и ее уровни, методы формирования в связке с концепцией клиентоориентированного маркетинга. В практической части мы проведем исследование потребительской лояльности на примере томской компании - кондитерской «TORTA», проанализируем варианты внедрения системы лояльности, а также ее эффективность.
Актуальность исследования состоит в том, чтобы на основе теоретических знаний в области маркетинга определить методологию концепции лояльности в клиентоориентированной организации, выявить практическое применение методов ее оценки, непосредственно формирование и инструменты.
В ходе исследования были изучены основные теоретические аспекты концепции клиентоориентированного маркетинга, выявлена роль данной концепции в формировании лояльности в организациях.
Задачи:
1. Рассмотреть теоретические аспекты потребительской лояльности;
2. Изучить концепцию клиентоориентированного маркетинга;
3. Выявить перспективные методические подходы к формированию потребительской лояльности в клиентоориентированной организации ;
4. Проанализировать подходы к оценке эффективности потребительской лояльности;
5. Разработать мероприятия по формированию и развитию системы потребительской лояльности в клиентоориентированной организации ;
Объект исследования - система потребительской лояльности в клиентоориентированной организации.
Предмет исследования - подходы, методы, организационно-управленческие отношения, формирующие систему лояльности потребителей.
Методы исследования: анализ и синтез, сравнение и обобщение, систематизация, бенчмаркинг, эмпирические методы иссл едования: опрос и наблюдение.
Отрасль, по тематике которой выполняется работа: сфера общественного питания.
Теоретические основы клиентоориентированного маркетинга
Подводя итоги, хочется еще раз отметить актуальность клиентоориентированного маркетинга в современных условиях. К сожалению, агрессивная внешняя среда порой не позволяет организациям быстро адаптироваться и реагировать грамотно на изменения, поэтому организациям следует подходить к вопросу изучения внедрения той или иной маркетинговой стратегии более внимательно. Количество информации, содержащих теоретические знания о данной концепции, достаточно много, однако, изучив детально, можно выявить больше закономерностей и тенденции, чтобы на следующем этапе тестировать разные стратегии, основанные на теории. Ориентация на потребителя - главный принцип клиентоориентированности, позволяющий повышать лояльность клиентов.
Исходя из многочисленных исследований о потребительской лояльности можно сделать некоторые выводы: основным мотивом покупки услуг в сфере общественного питания является получение удовольствия, то есть положительные эмоции и впечатленияот потребления.
Ценность для потребителя - это разность выгод и издержек. Выгоды - это качество, которым обладает услуга (товар) для удовлетворения потребностей. Издержки - это та стоимость, которую нужно заплатить потребителю, чтобы купить услугу (товар). Соответственно, производителям следует делать упор на главные принципы и тенденции.
Так как с каждым годом продолжается совершенствование технологий в области удовлетворения запросов клиентов, налаживание все более тесного личного взаимодействия, даже на больших расстояниях («в удаленном доступе»), следует уделить внимание цифровым технологиям и внедрять концепцию
клиентоориентированного маркетинга через различные технологии, включая интернет - ресурсы.
В данной работе были изучены различные источники, с помощью которых удалосьсистематизировать теоретические данные, а также применить некоторые из них в рамках анализа выбранной компании, рассмотрели опыт внедрения программ потребительской лояльности в зарубежных и российских компаниях, провели SWOT- анализ всемирно-известной компании Starbucks и проанализировали ее на соответствие критериям клиентоориентированной концепции [28].
В практической части мы провели SWOT-анализ и конкурентный анализ кондитерской «TORTA», в результате которых выявили определенные преимущества и возможности роста компании, а также конкурентные преимущества, разработали модели стратегии для улучшения системы потребительской лояльности в компании.
Таким образом, каждая организация должна работать над маркетинговой стратегией всоответствии со своей спецификой; для организаций общественного питания клиентоориентированность - ключевой фактор успеха; при разработке программы лояльности - нужная конкретная цель; лояльность клиентов и лояльность сотрудников находится в прямой зависимости.
1. Акции. Baba Roma // [Томск], 2022 - URL: https://babaroma.ru/sales_ (дата обращения: 12.04.2023).
2. Акцораева Н.Г. Программа лояльности // Мировая наука - №5 (14) - 2018. - С. 7.
- URL: https://cyberleninka.rU/article/n/programma-loyalnosti/viewer (дата обращения: 17.04.2023).
3. Белевцева И.А. Потребительская лояльность как фактор повышения эффективности деятельности торговой организации // Kant - №3 (6) - 2012. - С. 4. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/potrebitelskaya-loyalnost-kak-faktor-povysheniya- effektivnosti-deyatelnosti-torgovoy-organizatsii/viewer (дата обращения: 17.04.2023).
4. Битохова Д.А. Лояльность потребителей: теоретический аспект // Научные
междисциплинарные исследования. - 2020. - №3-1. - URL:
https://cyberleninka.rU/article/n/loyalnost-potrebiteley-teoreticheskiy-aspekt (датаобращения: 14.11.2022).
5. Бонусная карта // Кондитерская TORTA. [Томск], 2022 - URL: https://torta- torta.ru/ (дата обращения: 12.09.2022)
6. Бусаркина В.В. Понятие клиентоориентированности предприятия и проблемы ее оценки // Евразийский международный научно-аналитический журнал - URL: http://www.meconomy.ru/art.php3?artid=23079 (дата обращения: 17.09.2022)
7. Волчков Д.А. Современные инструменты создания квалифицированного и лояльного персонала / Волчков Д.А., Полагин К.С., Филимончик Е.В. [и др.] // Телекоммуникации информационные технологии. - 2015. - Т.2. - С. 62-65.
8. Голубкова, Е.Н. Внедрение концепции CRM на предприятии / Голубкова, Е.Н., Давтян, Д.М. // Маркетинг в России и за рубежом - 2017. - № 3. - С . 45-52.
9. Грошев И. Особенности влияния организационной культуры на эффективность деятельности персонала фирмы// Проблемы теории и практики управления. - 2006. - №7.
- С. 114-119.
10. Джонсон М. Ориентация на клиента - ключевой фактор успеха предприятия // Проблемы теории и практики управления. - 2018. - №2. - С. 10-13.
11. Добровидова М.А. Эффективные технологии повышения лояльности потребителей // Маркетинг и маркетинговые исследования - 2005. - № 3. - С. 48-53.
12. Дымшиц М. Н. Потребительская лояльность: механизмы повторной покупки / М.Н. Дымшиц. - М.: Вершина, 2017. - 200 с.
13. Ильинский С. В. Психологические факторы лояльности сотрудников организации // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия: Психология. - 2017.
- №2 (22). - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskie-faktory-loyalnosti-
sotrudnikov-organizatsii (дата обращения: 09.07.2022).
14. Казакова А.Н. Концепция CRM и CRM системы на предприятиях / Казакова
А.Н., Файзуллина А.Г. // Символ науки. - 2016. - №1-1. - URL:
https://cyberleninka.rU/article/n/kontseptsiya-crm-i-crm-sistemy-na-predpriyatiyah (дата
обращения: 14.11.2022).
15. Ковалева Н. И. Формирование и развитие корпоративной культуры
организации / Н. И. Ковалева, И. Е. Шпилевая, А. С. Печерская. // Молодой ученый. - 2016. - № 11 (115). - С. 1758-1761. - URL: https://moluch.ru/archive/115/30565/ (дата
обращения: 20.03.2023).
...44