ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Образ страны, его характеристики и способы представления в СМИ 9
Глава 2. Образ Вьетнама и его граждан в отражении публикаций журнала «Вьетнам» 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 82
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ. 85
Иллюстрированный журнал «Вьетнам»- один из семи видов газет и журналов Вьетнамского информационного агентства (VNA) - национального информационного агентства при правительстве Социалистической Республики Вьетнам. Его первый номер был выпущен 15 октября 1954 года, всего через 5 дней после освобождения столицы Ханоя от французских колонизаторов. Это официальное издание Вьетнама. Печатная версия выходит на 4-х иностранных языках: на английском и китайском ежемесячно; на испанском и лаосском - каждые 2 месяца. Электронная версия доступна на 10 языках: вьетнамском, английском, французском, китайском, японском, русском, испанском, лаосском, кхмерском и корейском. Таким образом, журнал представляет Вьетнам для внутренней и иностранной аудитории практически по всему миру.
Создание образа страны и ее граждан для мировой аудитории — это процесс формирования позитивной, аутентичной и многомерной картины жизни страны и ее населения. Это предполагает сосредоточение внимания на положительных аспектах ее культуры, истории, социально-политических событий и пр., одновременно преодолевая негативные стереотипы и недопонимание. Это не только передача информации, но и процесс создания благоприятного впечатления о Вьетнаме и его жителях в сознании аудиторий других стран.
В контексте развития международных отношений формирование образа страны и народа Вьетнама является важной задачей. Вьетнам, как неотъемлемая часть международного сообщества, прилагает постоянные усилия для создания и сохранения позитивного и многогранного образа на международной арене. Во все более интегрированном и нестабильном мире это становится неотложной задачей для государства, приносящей много очень важных выгод. Прежде всего, позитивный образ Вьетнама может привлечь интерес и инвестиции со стороны иностранных инвесторов и международного бизнеса. Политическая и экономическая стабильность наряду с сильным потенциалом развития будут решающими факторами при принятии решений об инвестировании в эту страну. Положительный имидж также создает благоприятные условия для экономического сотрудничества, обмена технологиями и расширения
экспортных рынков, играя важную роль в повышении конкурентоспособности вьетнамской экономики в этот период.
Во-вторых, положительный образ также может способствовать росту туризма и торговли. Вьетнам известен своими прекрасными природными ландшафтами, богатой культурой и разнообразной кухней, а положительный образ страны повысит интерес со стороны иностранных посетителей. Это не только помогает увеличить доходы туристической отрасли, но и создает благоприятные условия для расширения экспортных рынков и укрепления торгового сотрудничества с другими странами. Кроме того, привлечение инвестиционных ресурсов и квалифицированной рабочей силы из других стран также будет способствовать устойчивому развитию страны.
В-третьих, позитивный образ Вьетнама также может способствовать созданию основы для мира и международного сотрудничества. Продвижение двустороннего и многостороннего сотрудничества в регионе и во всем мире может быть проще благодаря оптимистичному и привлекательному образу Вьетнама. Это может помочь создать среду, благоприятствующую обсуждению и решению международных проблем, от изменения климата до безопасности и мира. Создание и поддержание положительного образа помогает формировать и укреплять позиции страны на международной арене, одновременно защищая национальные интересы и репутацию в международных переговорах и решении вопросов. Это чрезвычайно важно в мире, подверженном глобальным вызовам, где каждая страна должна продемонстрировать свои возможности.
Между двумя странами, Вьетнамом и Россией, установились тесные связи со времен «холодной войны» и продолжали развиваться в более поздние периоды. Они поддерживают тесное сотрудничество во многих областях, включая политику, экономику, оборону и культуру.
Медиаиндустрия Вьетнама помогает в решении задачи создания образа страны на международной арене. Иллюстрированный журнал «Вьетнам» является каналом для формирования образа страны и ее граждан с помощью предоставляемых публикаций, фото- и видеоматериалов, в том числе для российской аудитории.
Проблема создания образа страны при помощи средств массовой информации рассматривается в научной литературе, решается на практике различными СМИ. Так, теоретической основой нашего исследования является ряд работ. Понятие «образ 4
страны», «имидж страны» анализируют в своей работе «Внешний имидж государства в медиапространстве» Д.П.Гавра, А.С.Савицкая и Д.П.Шишкин1, а также А.А.Гравер в диссертации «Образ, имидж и бренд страны: понятия и направления исследования»2. В статье «О соотношении понятий «имидж государства» и «имидж страны» рассуждает в своей статье И.В. Лябухов3. М. Г. Шевцова рассматривает значение имиджа страны как один из важных способов самоидентификации4.
Методы и проблемы построения имиджа страны (т. е. намеренно формируемого образа страны) рассматриваются в работах Д.А.Клименко «Основные составляющие странового имиджа и технологии его продвижения (на примере формирования имиджа Италии в России»)5, А Пупковой «Формирование имиджа страны: публичная дипломатия vs становой брэндинг»6.
Опыт СМИ по формированию образа страны или отражению образа страны в СМИ других государств рассматривают Нгуен Суан Тханг и В.В. Барабаш в работе «Проблемы формирования имиджа Вьетнама в российских СМИ в аспекте развития российско-вьетнамских отношений»7; Ю.В.Быба «Имидж современного российского
1 Гавра Д. П., Савицкая А. С., Шишкин Д. П. Внешний имидж государства в медиапространстве// Вестник СПБГу, Язык и литература. Серия 9, 2011, выпуск 3. C. 187-196.
https://cyberleninka.rU/article/n/vneshniy-imidzh-gosudarstva-v-mediaprostranstve
2 Гравер А.А. Образ, имидж и бренд страны: понятия и направления исследования// Вестник Томского госуниверситета. Философия, Социология, Политология. 2012, №3 (19), с. 12-19.
http://www.ifes-ras.ru/images/abook_file/book-2017-culture_of_vietnam.pdf
3 Лябухов И.В.О соотношении понятий «имидж государства» и «имидж страны» / Политология - Журнал Известия Алтайского государственного университета. 4-1(72).2011. С.250-253.
https://cyberleninka.ru/article/n/o-sootnoshenii-ponyatiy-imidzh-gosudarstva-i-imidzh-strany-k-postanovke- problemy
4 Швецова М. Г. Роль СМИ в конструировании образа страны / Проблемы истории, филологии, культуры. - Москва — Магнитогорск — Новосибирск: журнал издается под руководством отделения историко-филологических наук РАН. №3. 2012. С.288-298.
https://cyberleninka.ru/article/n/rol-smi-v-konstruirovanii-obraza-strany/viewer
5 Клименко Д.А.Основные составляющие странового имиджа и технологии его продвижения (на примере формирования имиджа Италии в России). Вестник МГУ, сер.10 Журналистика. 2010. № 1.С.165-182.
https://cyberleninka.ru/article/n/osnovnye-sostavlyayuschie-stranovogo-imidzha-i-tehnologii-ego-prodvizheniya-na- primere-formirovaniya-imidzha-italii-v-rossii
6 Пупкова А. Формирование имиджа страны: публичная дипломатия vs страновой брендинг // Информационно аналитический интернет-журнал «Политическое образование». 2015. C.1. http://www.lawinrussia.ru/node/345780.
7 Барабаш В. В., Нгуен Суан Тханг. Проблемы формирования имиджа Вьетнама в российских СМИ в аспекте развития российско-вьетнамских отношений [Электронный ресурс]: Гуманитарные, социально- государства: состояние и перспективы формирования» , Чан Ван Ле в диссертации «Роль средств массовой информации Вьетнама в формировании имиджа страны» .
Отдельные аспекты создания образа страны в СМИ представлены в статьях Чан Ван Ле и В.В.Хорольского «Культура Вьетнама как фактор продвижения образа страны за рубежом» , Чан Ван Ле «СМИ Вьетнама как фактор диалога с мировой культурой» .
В магистерской диссертации Чан Ван Хиеу анализировалась русскоязычная версия журнала «Вьетнам» в лингвистическом аспекте .
Объектом исследования в данной работе выступает формирование образа государства в общественно-политических СМИ.
Предметом исследования - формирование образа Вьетнама в журнале для зарубежной аудитории.
Цель исследования - выявить особенности представления образа Вьетнама и его граждан в публикациях журнала «Вьетнам».
Для достижения цели исследования необходимо выполнить ряд задач:
1) Представить типологическую характеристику журнала «Вьетнам».
2) На основе изучения теоретической литературы выявить особенности
формирования образа государства и его жителей в СМИ.
3) Проанализировать содержательную структуру журнала в аспекте создания образа Вьетнама.
^Проанализировать публикации журнала, которые представляют основные
особенности образа страны:
- Географические: ландшафт, климат, природные ресурсы и т. д.;
- Культурно-исторические: традиционная и современная культура;
- Религиозные: развитие религий;
- Хозяйственные: основные способы хозяйствования населения, уровень экономического развития;
- Социально-политические: социально-политическое устройство.
5)Проанализировать портретные материалы, которые показывают образы граждан Вьетнама. Методы исследования:
- Анализ научной литературы по проблемам создания образа страны в СМИ.
- Описательный метод.
- Анализ контента (содержания).
- Функциональный анализ.
Материалом для анализа выступили публикации иллюстрированного журнала «Вьетнам», электронная версия на русском языке за 2022 -2024 гг. Представлен анализ 46 публикаций. Ссылка журнала: https://vietnam.vnanet.vn/russian/
Структура работы определяется поставленной в ней целью и задачами. Выпускная квалификационная работа состоит из Введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы. Во введении обосновывается актуальность работы, характеризуются ее объект и предмет, цель, задачи, методы исследования и материалы анализа.
Первая глава «Образ страны, ее характеристики и способы представления в
СМИ» является теоретической. В ней рассмотрены основные понятия «образ страны», «имидж страны», и то, как СМИ могут отражать этот образ.
Вторая глава «Образ Вьетнама и его граждан в отражении публикаций журнала «Вьетнам»» - аналитическая. Представлена типологическая характеристика журнала «Вьетнам», рассмотрена его содержательная структура, анализируются материалы, описан отраженный здесь образ Вьетнама.
Целью данной выпускной квалификационной работы было рассказать о том, как в иллюстрированном журнале «Вьетнам» представлен образ страны и ее граждан. В первой главе «Образ страны, ее характеристики и способы представления в СМИ» были рассмотрены аспекты исследования проблемы наполнения понятия «образ страны» и особенности его отражения в СМИ. Были выявлены основные характеристики, с которыми исследователи связывают вопрос отражения или формирования образа страны в СМИ. Это характеристики: Географические (ландшафт, климат, природные ресурс), - Культурно-исторические: традиционная и современная культура; Религиозные: развитие религий; Хозяйственные: основные способы хозяйствования населения, уровень экономического развития; Социально-политические: социально-политическое устройство. А также портретные материалы, которые показывают образы граждан Вьетнама.
Во второй главе «Образ Вьетнама и его граждан в отражении публикаций журнала «Вьетнам» был представлен анализ материалов журнала» за 2022-2024 гг. в аспекте отражения образа Вьетнама.
В итоге, можно сделать выводы, что этот электронный журнал, целевой аудиторией которого является широкое международное сообщество, представляет позитивный, красочный образ Вьетнама, отмечает достижения страны, ее развитие и укрепление его позиций в мире.
Так, в публикациях, связанных с географическими характеристиками, представлены замечательные и разнообразные описания природных ресурсов Вьетнама. Природа Вьетнама создает возможности не только для ведения сельского хозяйства, но также для отдыха, наблюдений за нетронутой природой, прекрасные возможности для туристического развития. Мы отметили, что в публикациях, видимо, ставится цель привлечения туристов и развитие туристического бизнеса. В то же время за указанный период публиковались материалы, показывающие суровость климата страны.
Культурно-историческая тематика журнала за этот период отражала культурные события- фестивали, торжественные мероприятия и т. п., также постоянно рассказывается об уникальных исторических и архитектурных объектах Вьетнама, что придает образу Вьетнама исключительность и неповторимость.
Религиозный вопрос важен для любой страны. В журнале размещаются публикации о религиозной жизни в стране, о международных религиозных связях Вьетнама. Подчеркиваются уважительное отношение в стране к различным религиям, права гражданина на свободу вероисповедания.
Хозяйственные характеристики. Анализ выбранных за представленный период публикаций данной тематики показывает, что описывается активное экономическое развитие Вьетнама, восстановление экономики после пандемии, на конкретных примерах показано развитие отраслей экономики, а также внимание к традиционным ремесленным формам заработка населения, сезонным видам работ (сбор уникальных грибов, лекарственных трав). Эта информация также сообщается и подается с целью отразить образ развивающейся страны, которая преодолевает трудности и проблемы.
Социально-политическая жизнь страны также представлена в журнале. В нашей выборке- сообщения о международных контактах Вьетнама, взаимодействии с лидерами влиятельных стран, что также показывает заинтересованность мирового сообщества в контактах и совместной деятельности с Вьетнамом. И «образ страны» в публикациях этой тематики, а также тематики экономической, перерастает в «имидж».
В журнале публикуются портретные зарисовки о замечательных гражданах Вьетнама. Мы выбрали публикации, показывающие людей, работающих в разных сферах: врач, художница, молодой предприниматель, шеф-повар, получивший международную известность, выдающийся агроном, спортсменка-победительница, молодая-женщина- научный работник, знаменитый фотограф... Материалы рассказывают не только о достижениях героя, но описывают те трудности, которые он преодолел и преодолевает для достижения высоких результатов в своей деятельности. Эти особенности героев подаются как замечательные национальные черты вьетнамского народа, что также работает на создание образа страны, где живут и работают такие люди.
Образ Вьетнама — это страна с величественными и красивыми природными ландшафтами. Страна имеет богатую историю и давние культурные традиции, которые бережно сохраняются. Вьетнам также известен как страна, правительство которой всегда старается налаживать дипломатические отношения с другими странами и имеет долгосрочные стратегии развития. Это также страна с развитой экономикой, образованием, социальной жизнью. Граждане Вьетнама — это люди, которые усердно работают и вносят свой вклад в развитие страны во всех областях, от экономики до культуры и образования.
Иллюстрированный журнал «Вьетнам» вносит свой вклад в отражении образа страны на международной арене СМИ, в данном случае
1. Барабаш В. В., Нгуен Суан Тханг. Проблемы формирования имиджа Вьетнама в российских СМИ в аспекте развития российско-вьетнамских отношений [Электронный ресурс]: Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки; Издательство Наука и образование - Электрон. журн. -Краснодар, 2015. - № 10-2.- С. 169-171.
2. Булгаров М.А., Тонян М.Н., Кутовая А.А. К вопросу о сущности понятия «Имидж страны». World Science: problems and innovations: сб. ст. IX Меж- дунар. науч . - практ . конф .: в 2 ч . Пенза: Наука и Просвещение, 2017. Ч. 2. C. 110-113.
3. Быба Ю.В. Имидж современного Российского государства: состояние и перспективы формирования: дис. ... канд. полит, наук. -М., 2009.
4. Гавра Д. П., Савицкая А. С., Шишкин Д. П. Внешний имидж государства в медиапространстве// Вестник СПБГу, Язык и литература. Серия 9, 2011, выпуск 3.
5. Гравер А.А. Образ, имидж и бренд страны: понятия и направления исследования// Вестник Томского госуниверситета. Философия, Социология, Политология. 2012, №3 (19), с.12-19.
6. Клименко Д.А.Основные составляющие странового имиджа и технологии его продвижения (на примере формирования имиджа Италии в России). Вестник МГУ, сер.10 Журналистика. 2010. № 1.С.165-182.
7. Киселев И. Ю. Проблема образа государства в международных отношениях в рамках конструктивистской парадигмы // www.elitarium.ru. 2007.2007. Апрель, 8.
8. Ли М. Понятия «образ» и «имидж» в русском и китайском языках // Общество: философи, история, культура. 2017. № 6. С. 116-121
9. Лябухов И.В.О соотношении понятий «имидж государства» и «имидж страны» / Политология - Журнал Известия Алтайского государственного университета. 4¬1(72).2011. С.250-253.
10. Пупкова А. Формирование имиджа страны: публичная дипломатия vs страновой брендинг // Информационно - аналитический интернет-журнал «Политическое образование».
11. Телегина К.И. Понятие и структура имиджа государства . Исторические, фи¬лософские, политические и юридические науки , культурология и искусствствоведение // Вопросы теории и практики . 2014. № 12-2 ( 50 ) . С. 191-194 .
12. Хорольский В.В.Чан Ван Ле. СМИ Вьетнама как фактор диалога с мировой культурой [Электронный ресурс]: науч. журнал Вестник ВГУ. Серия: Филология. Журналистика / Тулупов В.В. [и др.]; Фед. гос. образовательное учреждение высшего образования «Воронежский гос. ун-т» - Электрон. журн. - Воронеж, 2017. - № 2. - С. 135-138.
13.Чан Ван Ле. СМИ Вьетнама как фактор диалога с мировой культурой [Электронный ресурс]: науч. журнал Вестник ВГУ. Серия: Филология. Журналистика / Тулупов В.В. [и др.]; Фед.гос. образовательное учреждение высшего образования «Воронежский гос. ун-т» - Электрон. журн. -Воронеж, 2017. - № 2. - С. 135-138.
14.Чан, Ван Хиеу. Русскоязычный журнал «Вьетнам» в аспекте медиалингвистики [Электронный ресурс]: магистерская диссертация: 45.04.01 / В. Х. Чан. — Красноярск: СФУ, 2016. http://elib.sfu-kras.ru/handle/2311/26634
15.Швецова М. Г. Роль СМИ в конструировании образа страны / Проблемы истории, филологии, культуры. - Москва — Магнитогорск — Новосибирск: журнал издается под руководством отделения историко-филологических наук РАН. №3. 2012. С.288-298.