АННОТАЦИЯ 3
Введение 5
1. Исторические предпосылки и социальные причины возникновения левой культуры в японском обществе после Второй мировой войны 14
2.1. Исторический контекст возрождения культуры левых - демилитаризация и
демократизация 14
1.2. Новые левые в Японии и их побочные культуры 20
2. Левая культура в японских произведениях ACG: происхождение и развитие 26
2.1. Послевоенная среда издательской индустрии и радио и телевидения в Японии, заложившая основу для появления левых произведений ACG 26
2.2 Истоки японской манги и аниме после Второй мировой войны: Тэдзука Осаму 27
2.3 Критика японского милитаризма и Второй мировой войны: «Дораэмон» Фудзико
Фудзио 37
2.4 Феминизм, экологизм и марксистская антивоенная идея: Хаяо Миядзаки и его произведения 40
2.5 Антивоенное аниме 1970-1990-х годов: Ёсинобу Нисидзаки и «Космический крейсер «Ямато», Ёсиюки Томино и «Мобильный воин Гандам» 50
Заключение 58
Список источники и литературы 63
Приложение 71
Уникальная социально-политическая обстановка, сложившаяся в Японии после Второй мировой войны, стала результатом статуса побежденной страны и ее уникального международного положения, в котором критика милитаризма и возрождение левой культуры пронизывали все японское общество. Именно в этом контексте японские манга и аниме начали зарождаться и развиваться как вид искусства. А зарождавшаяся японская левая культура стала в определенной степени сотрудничать с мангой и аниме. Можно сказать, что они существовали во взаимодействии. Это взаимодействие основано на конкретном историческом контексте Японии после Второй мировой войны. Япония как побежденная страна подверглась масштабной трансформации, которая включала в себя политико-экономические и социокультурные преобразования. В соответствии с принципами демилитаризации и демократизации, привлечение иностранной политической идеологии и иностранного капитала привели к тому, что японское общество перешло к инклюзивной и открытой культурной среде, а старая теория японского национального превосходства, основанная на милитаризме, была отвергнута и заменена идеей демократизации в рамках парламентской политики. Это вызвало возрождение и развитие гуманистической мысли в левой культуре, и воплотилось в сотрудничестве между левой культурой и мангой и аниме.
Актуальность исследования: манга и аниме, уникальные формы художественного выражения в Японии после Второй мировой войны, включают в себя печатные издания, теле- и радиопередачи, интернет-издания, а также разнообразные товары, связанные с произведениями манги и аниме. Есть более подходящий термин для выражения всей этой совокупности - ACG (Animation, Comics and Games). В Японии ACG - это общий термин для аниме, манги и игр. Художественный стиль аниме описывается как «второй человеческий мир», искусство не реалистичное, а скорее в стиле традиционной японской графики. Содержание манги и аниме - это не отражение реального мира, а скорее его реконструкция, то есть создание аниме-мира, параллельного нашему реальному миру. Поэтому манга и аниме широко используют научную фантастику, фэнтези и другие сюрреалистические жанры. И в этом случае манга и аниме стали лучшим средством коммуникации для левой культуры Японии, сформировавшейся после Второй мировой войны. Поскольку манга и аниме не зависят от традиционных средств массовой информации, в них легче разнообразить выражение различных идей и идеологий. Конечно, это также связано с уникальными обстоятельствами и политикой Японии после Второй мировой войны. Это также связано с технологическим прогрессом после Второй мировой войны. Изначально манга выходила в виде бумажных изданий, благо политическая обстановка и издательская цензура в Японии после Второй мировой войны создавали для этого благоприятные условия. Технологический прогресс впервые отразился в развитии издательской индустрии. Достижения в области издательских технологий позволили быстро популяризировать манги за счет дешевизны. За этим последовало развитие радио- и телеиндустрии, что позволило появиться аниме как телевизионным сериалам. В это время экономическое и технологическое развитие Японии было крайне необходимо, так как оно обеспечило хорошую инфраструктуру для радио- и телевещания, а также недорогое телевидение и телевизионные услуги. Уникальная модель экономического развития Японии, созданная после Второй мировой войны, позволила осуществить эти изменения. Эта модель экономического стимулирования сочетала в себе государственное регулирование, промышленную кооперацию и механизмы рыночного регулирования, которые обычно воплощались в политике.
Еще одна важная причина повышенного внимания левой культуры к манге и аниме заключается в том, что они неразрывно связаны с людьми, родившимися в Японии после Второй мировой войны. Это искусство сопровождало почти каждое поколение в Японии после Второй мировой войны. Они продемонстрировали уникальный статус и ценность манги и аниме как в своей повседневной жизни, так и в политике. Из-за милитаризма в Японии предвоенная левая культура была практически уничтожена. Хотя после Второй мировой войны японские старые левые, такие как Коммунистическая партия Японии (КПЯ) и Японская социалистическая партия (ЯСП), возобновили свою политическую деятельность, их идеология характеризовалась скорее приверженностью к парламентской борьбе, чем традиционными способами распространения политической культуры. Поэтому после Второй мировой войны левая культура Японии, можно сказать, была создана заново, поэтому она не получила большого влияния от традиционной левой культуры, а скорее адаптировалась к социальным изменениям в Японии после Второй мировой войны. Неизбежным результатом стало то, что левая культура и манга и аниме объединились друг с другом.
Основываясь на критике и размышлениях о милитаризме и государственном синтоизме, левая культура стала уделять больше внимания гуманистической мысли. Самыми непосредственными из них были критика божественности императора, критика больших нарративов и забота о достоинстве личности. Будущее — это скорее стремление и надежда на лучшую жизнь. Художественная форма манги и аниме, дающая простор для творчества, и жанр контента, достаточный для создания богатого и красочного вымышленного мировоззрения, несомненно, являются хорошей основой для создания собственных работ.
Степень изученности. Что касается исследования левой культуры и манги и аниме, то систематических исследований на эту тему в России не существует. Есть исследования леворадикальной культуры отдельных авторов или отдельных произведений манги и аниме в России, но нет макроуровневых исследований, которые поместили бы их в уникальный исторический контекст Японии после Второй мировой войны. Таким образом, данная работа представляет собой систематическое исследование взаимодействия левой культуры и манги и аниме с учетом исторического контекста. После распада Советского Союза культура манги и аниме стала оказывать влияние на российскую молодежь, и японские манга и аниме, как важная часть культурного экспорта современной Японии, были широко восприняты российским обществом. Начиная с 90-х годов двадцатого века, на территорию России было широко завезено большое количество произведений японской анимационной культуры. Это были как официальные переводы, так и произведения японской культуры манги и аниме, переведенные и озвученные самими российскими любителями манги и аниме. В России в XXI веке японская культура манги и аниме сформировала обширные субкультурные сети и оффлайн-сообщества. В интернете можно найти не только множество сообществ, посвященных японской культуре манги и аниме, но и объявления об аниме-фестивалях в крупных городах России. В России существует обширный сайт Anime conventions, на котором можно узнать, что в 2024 году по всей
России будет организовано более 80 аниме-фестивалей в более чем сорока городах .
В Китае эти манги и аниме повлияли на несколько поколений китайцев. Возьмем для примера «Дораэмон»: он появился в Китае в 1980-х годах, и до сих пор в Китае один за другим появляются манги, телесериалы и фильмы о Дораэмоне. Можно сказать, что «Дораэмон» сопровождает каждое поколение китайцев после реформ и открытости . Японские манга и аниме с левой идеологией были созданы их авторами с сильным идеализмом, надеждой на будущее и воодушевлением для людей будущего. Эти работы оказали глубокое влияние на мир и сформировали коллективную память поколений. Эта коллективная память привела к позитивному отношению к будущему и смелому подходу к решению проблем человеческого общества в настоящем.
Обобщая ряд исследований, систематически изучавших мангу и аниме в Японии, мы решили определить начало этой традиции с 1990-х годов, отмеченных теорией репрезентации манги (яп. v У #' Ш Ж Ш ), предложенной Фоносукэ Нацумэ. Первая работа Фоносукэ Нацумэ, посвященная изучению манги и аниме, вышла в 1992 году под названием «Где Осаму Тэдзука» (яп. ^Ж'7п^Й ЕШУЪ ) . а кульминацией теории репрезентации манги стала книга «:^WSM EX |fv>#'®B%^^J » в 1995 году. Позднее мы также можем увидеть такие работы, как Фоносукэ Нацумэ «Проблема исследования манги — Эволюционная карта критики» (яп. V У #^®ШШ Ж^Г^^^Ж®) в 2004 году, Ито Цуёси «Тэдзука мертв — К открытой теории выражения манги» (яп. т У Я ■ А X ■ т У К &bi>frk.v'yti%Wfc^ ) и Акиты Такахиро «От кадров к фильму — манга и фильмы по манге» (яп. |"uvJ тУ^ ГУТ/LAJ ^ УУ^'^У У#'^®) в 2005 году.
Кроме того, в мире стало расти число исследований отдельных японских манг и аниме левого толка, которые также появлялись с 1990-х годов. Например, Uchida Yorifumi «Hayao Miyazaki's “Nausicaa of the Valley of the Wind” and Modern Man's View of the Global Environment» в 1996 году, Накамуры Нобухиро «Laputa in the sky and "The Tower of Babel"» в 2007 году, Kani Yosuke «An Imagined Community CalledNewtype or an analysis of contemporary discourse concerning Mobile Suit Gundam» в 2010 году, Kazunori Kado «The Environmental Thought in GHIBLI's Movies: A Consideration concerned with the Japanese-style climate» в 2016 году, Ju-yu «Catherine Cheng Ecological Time in Hayao Miyazaki’s Nausicaa of the Valley of the Wind» в 2017 году и др.
Научная проблема: исторические причины и развитие выбора левой культурой манги и аниме в качестве одного из своих культурных средств, и механизмы взаимодействия левой культуры и манги и аниме как вида искусства. Действительно, Япония после Второй мировой войны была полностью буржуазным обществом, поэтому манга и аниме как вид искусства в основном обслуживало потребителей. Другими словами, использование манги и аниме в качестве инструмента левой культуры и взаимодействие между левой культурой манги и аниме по-прежнему основывались на коммерческой деятельности. Поэтому коммерческая деятельность является важной частью исследования. Кроме того, в сочетании с вышеперечисленным, существует механизм взаимодействия между официальной политикой, индустрией и рынком, который лежит в основе деловой активности в Японии. В то же время этот механизм является и основой технологического прогресса, поскольку технологический прогресс в Японии после Второй мировой войны в основном и в равной степени основывался на экономических целях.
Для понимания результатов распространения левой культуры через мангу и аниме не менее важно рассмотреть механизмы взаимодействия официальной политики, промышленности и рынка. Они могут отражать экономическое, социальное и политическое влияние левой культуры манги и аниме на Японию. Что касается вопроса о новых и старых левых в Японии, то здесь не место выделять их взаимодействие с манги и аниме, потому что манга и аниме — это не прямое оружие этих сил, а косвенное средство коммуникации. Скорее, важно рассмотреть взаимодействие между левой культурой и мангой и аниме в Японии в целом, поскольку это взаимодействие существует скорее на макроуровне, где оно выходит за рамки фракций и географии.
Объект исследования: общество Японии в 1945-1990 гг.
Предмет исследования: Левая культура Японии и ее гуманистические идеи в японском обществе после Второй мировой войны, представленная в японской манге и аниме.
Цель работы: выявить причины и механизмы развития левой культуры и ее гуманистических идей в японской манге и аниме в Японии в 1945-1990 гг. Для этого, в зависимости от конкретного вопроса, необходимо решить следующие четыре задачи:
2. Охарактеризовать исторические предпосылки и социальные причины возникновения левой культуры и ее гуманистических идей в японском обществе в 1945-1990 гг.
2. Выявить причины того, почему манга и аниме стали одной из форм самовыражения левой культуры, а также влияние гуманистической мысли левой культуры на мангу и аниме.
3. Выявить причины и тенденции изменения содержания гуманистических идей в аниме в 1945-1990 гг.
4. Выявить влияние левых и гуманистических манги и аниме в Японии на японское общество.
Что касается первой задачи, то конкретная методология исследования заключается в том, чтобы сначала обобщить тексты официальной политики, связанной с развитием левой культуры в Японии после Второй мировой войны, а затем объединить их с конкретными исследованиями экономического, социального и политического аспектов внутреннего рынка Японии после Второй мировой войны, чтобы системно реконструировать среду для развития левой культуры в Японии. Далее следуют конкретные события в развитии левой культуры в Японии, левые организации и их претензии. Это поможет нам составить картину левой культуры в Японии после Второй мировой войны. Помимо прочего, необходимо рассмотреть влияние международных левых движений на японскую левую культуру, систематически проанализировать важные этапы в развитии левой культуры в Японии в хронологическом порядке, а также сфокусировать внимание на социальном, политическом и экономическом контексте каждого момента.
Что касается второй и третьей задач, то первый шаг заключается в систематическом анализе процесса взаимодействия манге и аниме и левой культуры, чтобы выявить первоначальные причины и движущие силы выбора левой культурой аниме в качестве формы выражения. В этом процессе необходимо объединить конкретные произведения манги и аниме и данные интервью известных авторов манги и аниме левого толка. Также необходимо обратиться к источникам о деятельности левых организаций, связанной с манги и аниме.
В четвертой задаче первое, что необходимо рассмотреть, — это воздействие на общество на макроуровне, т. е. удалось ли левой культуре через мангу и аниме лучше повлиять на японское общество. Каковы политические и социокультурные аспекты этого влияния? Рассматривать воздействие на макроуровне не так просто, поскольку существует множество переменных, связанных с окружающей средой. В связи с этим мы обращаемся к источникам, которые непосредственно отражают эти воздействия, таким как пресса, социальные комментарии и политические тексты. Трудности заключаются в том, как точно оценить воздействие на левых в целом на макроуровне.
Причина в том, что в Японии после Второй мирово войны и старые, и новые левые раскололись на множество различных фракций с разными идеями, и все они приняли различные стратегии коммуникации. Поэтому и здесь в качестве основных источников используются новости и социальные комментарии. Также для определения влияния используются интервью, основанные на качественных исследованиях, и социологические исследования, основанные на количественных данных.
Источники: Для источника исследования были выбраны работы Хаяо Миядзаки, Фудзико Фудзио, Акиры Ториямы и Мицуки Ёкоямы, а также их интервью. Среди конкретных аниме-работ - «Hi no Tori», «Метрополис» и «Адольф» Осаму Тэдзуки. «Долина ветра», «Мальчик и птица» и «Небесном замке Лапута» Хаяо Миядзаки, «Дораэмон» Фудзико Фудзио. И «Космический крейсер «Ямато» Ёсинобу Нисидзаки и «Мобильный воин Гандам» Ёсиюки Томино. Для того чтобы обеспечить точную интерпретацию произведения, приводится японская версия с добавленными китайскими субтитрами, что облегчит автору анализ на его родном языке.
Хронологические рамки: временные рамки исследования - 1945-1990 гг. критерии для разработки этих рамок определяются, с одной стороны окончанием Второй мировой войны, а с другой - экономическим кризисом, начавшимся в 1990 году. Основное внимание уделяется периоду 1945-1990 годов, когда в японском обществе высокими темпами распространялась левая культура, когда манга и аниме начало стремительно развиваться, а также когда изменилась политическая, экономическая и социальная обстановка в Японии.
Территориальные рамки определяются предметом исследования и охватывают Японию в ее современных границах.
Методы и методология: основными методологиями и подходами станут классический марксизм и теория индустрии культуры. При анализе исторических событий мы будем использовать классическую марксистскую теорию классового анализа, чтобы рассмотреть причины, развитие и последствия событий. Теория классового анализа, созданная К. Марксом и Ф. Энгельсом, и усовершенствованная и отработанная В.И. Лениным в «Задачи революционной молодежи» в 1914 году, определяет и разделяет классы с точки зрения отношений владения средствами производства и рассматривает социальные противоречия, борьбу и конфликты на классовой основе. Теория индустрии культуры — это западная марксистская теория, выдвинутая Теодором Адорно, которая подчеркивает роль культуры как индустрии потребления в капиталистических обществах, разрушение массовой культуры и отчуждение создателей массовой культуры, пролетариата, в потребителей индустрии культуры. В нашей работе мы рассматриваем мангу и аниме в Японии в 1945-1990 годах как культурную индустрию и, исходя из этого, рассматриваем распространение и влияние этой культурной индустрии в японском обществе.
В качестве основных методов используются такие методы исторических исследований, как историко-генетический метод, хронологический метод, сравнительный метод. Историко-генетический метод позволяет понять сложную причинно-следственную связь между левым движением, левой культурой и ее гуманистической мыслью, развитием манги и аниме и сотрудничеством между левой культурой и мангой и аниме в Японии после Второй мировой войны. Существует необходимость выявления, анализа и построения систематической причинно-следственной связи и взаимодействия всех составляющих этой системы. Хронологический метод будет служить вспомогательным методом для историко-генетического анализа, то есть исторические события расположены в хронологическом порядке и проанализированы в последовательном развитии. Сравнительный метод относится к выявлению уникальных и общих черт сотрудничества между левой культурой и мангой и аниме в Японии после Второй мировой войны.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, приложения и списка литературы. В главе 1 основное внимание уделено выполнению первой задачи. В главе 2 рассматриваются вторая и третья задачи.
Прежде всего дадим ответ по нашей первой задаче: охарактеризовать исторические предпосылки и социальные причины возникновения левой культуры и ее гуманистических идей в японском обществе в 1945-1990 гг. Развитие левой культуры и левого движения в Японии с периода после Второй мировой войны по 1990 год мы можем разделить его на три этапа: 1945-1955, 1955-1968 и 1968-1990 годы. В период 1945-1955 гг. левое движение в Японии было в основном организовано в политические партии, а его основной политической деятельностью была парламентская борьба, митинги и демократические демонстрации в гражданском обществе. В этот период левая культура в Японии в основном основывалась на размышлениях о войне, критике милитаризма и государственном синтоизме. На этом этапе мы видим традиционные политические партии, такие как Японская коммунистическая партия, и студенческие политические группы, такие как Всеяпонская федерация органов студенческого самоуправления, которые сыграли очень важную роль в левом движении. Однако в то же время развитие левого движения в Японии было сильно ограничено из-за идеологического противостояния социализма и капитализма времен Холодной войны и вмешательства США в дела Японии. Мы видим такие события, как Красная чистка, которые наносят огромный ущерб левым. С другой стороны, столкновение линий в левом крыле усугубило его раскол в нем, поскольку под влиянием международного коммунистического движения левое крыло в Японии было разделено на множество фракций. В период 1955-1968 гг. в Японии произошло серьезное столкновение левых сил из-за репрессий на официальном уровне против левого движения в стране в результате вмешательства США. В этих условиях в Японии начали зарождаться новые левые. Новые левые в Японии организованы в более гибкие гражданские политические группы, которые ведут более гибкую политическую борьбу. На этом этапе левая культура Японии характеризовалась оппозицией Договору о взаимном сотрудничестве и гарантиях безопасности между США и Японией, множественными требованиями и идеологиями, а также большим количеством новых левых групп различной идеологии, которые по-разному отстаивали свои собственные требования. Однако главным событием, объединившим левых и новых левых в Японии в этот период,
Японо-американский договор о безопасности продлевался каждые 10 лет, поэтому масштабные левые движения вспыхнули в 1960 и 1970 годах, когда он должен был быть продлен. В период 1968-1990 гг. стали появляться крайне левые организации, представленные Красной армией. Эти крайне левые организации взяли за основу своей теории насильственную революцию, но часто совершали теракты. В этих условиях левая культура в Японии оказалась в крайне неблагоприятной ситуации, поскольку японский народ постепенно настроился против левых, а общая социальная атмосфера становилась неблагоприятной для развития левой культуры.
Перейдем ко второй задаче: выявить причины того, почему манга и аниме стали одной из форм самовыражения левой культуры, а также влияние гуманистической мысли левой культуры на мангу и аниме. Совершенно очевидно, что японская издательская индустрия первой пережила возрождение после Второй мировой войны. Это возрождение было не только технологическим, но и отвечало потребностям культурной индустрии. После Второй мировой войны потребительский спрос на культурную индустрию Японии значительно вырос вместе с оживлением экономики. Мы можем увидеть это в институциональных аспектах. Например, создание профсоюза работников издательств в 1953 году символизировало, что японская издательская индустрия двинулась по пути стандартизации, а в 1960-х годах количество новых публикаций в японской издательской индустрии также достигло своего пика. Все это послужило хорошей основой для левых авторов ACG, которые впервые приняли форму изданий манги. В период 1945-1960 годов в Японии также возрождались кино-, радио- и телеиндустрия, был издан ряд отраслевых стандартов и законов. Вместе с промышленным развитием Японии после Второй мировой войны фильмы и телесериалы все больше и больше становились формой развлечения для японцев. В этом контексте аниме также стало неотъемлемой частью японской культурной индустрии ACG. С точки зрения форм художественного творчества, содержание манги и аниме - это не отражение реального мира, а скорее его реконструкция, то есть создание аниме-мира, параллельного нашему реальному миру. Поэтому манга и аниме широко используют научную фантастику, фэнтези и другие сюрреалистические жанры. И в этом случае манга и аниме стали лучшим средством коммуникации для левой культуры Японии, сформировавшейся после Второй мировой войны. Поскольку манга и аниме не зависят от традиционных средств массовой информации, в них легче разнообразить выражение различных идей и идеологий.
Теперь скажем о результатах нашей третьей задачи: выявить причины и тенденции изменения содержания гуманистических идей в аниме в 1945-1990 гг. Для японской манги и аниме можно разделить на 2 этапа: 1945-1970 гг. и 1970-1990 гг. В период 1945-1970 гг. Японская манга и аниме испытали влияние левой культуры того же периода, и появился ряд произведений, размышляющих о войне, критикующих милитаризм и государственном синтоизме, таких как «Дораэмон», «Esper Mami» и «Hi no Tori». В двух произведениях Фудзико Фудзио прямая критика войны и милитаризма, а также человеческого будущее - главная тема. В «Hi no Tori» Осаму Тэдзука, напротив, более глубоко рассуждает о войне и человеческом обществе. В своих произведениях они оба писали о своем детстве, пережитом во время войны, как о своеобразном опыте. Они использовали преступления, совершенные японской нацией во время войны, в качестве опыта рефлексии и критики, и художественно обрабатывали их как размышления о войне. В период 1970-1990 гг в Японской манге и аниме наблюдалось более разностороннее развитие, когда некоторые авторы манги и аниме, содержащие левые идеи, глубже задумывались о войне, милитаризме и государственном синтоизме, и эти авторы расширяли рамки своих размышлений, охватывая человеческое сообщество, а не останавливались на Японии после поражения. В это время также появилось более разнообразное левое мышление, например, Миядзаки рассуждает о движении человеческого общества к индустриализации в «Небесный замок Лапута» и «Навсикая из Долины ветров». В «Навсикая из Долины ветров» обсуждаются проблемы, вызванные технологическим развитием человеческого общества в направлении индустриальной цивилизации, взаимоотношения между техникой и человеком, а также взаимоотношения между человеком и природой. В «Мобильном воине Гандам» Ёсиюки Томино есть и позитивные аспекты пионерского духа человечества.
Левые манга и аниме Японии 1945-1970 годов заставили людей задуматься о военных ошибках, совершенных в прошлом, чтобы японское общество не повторило этих ошибок. Эти размышления и критика вызвали широкий спектр мыслей в японском обществе и оказали глубокое влияние на многие поколения японцев. Собственный военный опыт авторов позволил людям, которые также пережили войну, сопереживать теме войны с точки зрения ее жертв, а значит, лучше критиковать войну и милитаризм. Но мы нашли исключение: Осаму Тэдзука, потому что его деятельность была гораздо более масштабной. Его идеи охватывают теории причины и следствия, реинкарнации и анимизма, и его мышление распространяется на все человеческое общество, а не только на Японию. Вместо того чтобы напрямую определять абсолютную природу войны, Осаму Тэдзука рассматривает ее как часть развития человеческого общества, которое является лишь частью круговорота мира. Напротив, левая манга и аниме 1970-1990 гг. исследовали отношения между технологиями и людьми, войной и обществом, войной и людьми, людьми и природой с точки зрения человеческого общества и призывали людей к поиску лучшего будущего. Например, в фильме Хаяо Миядзаки «Навсикая из Долины ветров» мы видим, что, когда технологии используются для войны, человеческая цивилизация уничтожается за семь дней, а когда они используются для развития добра, человечество и природа примиряются. В то же время в «Космическом крейсере «Ямато» мы можем узнать, что в технологии нет первородного греха, есть только пользователи технологии. Если они используют технологию для совершения греховных поступков, это их собственная вина. Мы также видим из «Мобильного воина Гандам», что будущее человечества не может оставаться на Земле, но только выйдя за пределы Земли и расширившись во Вселенную, человечество сможет развиваться лучше.
Далее подытожим рассмотрение нашей четвертой задачи: выявить влияние левых и гуманистических манг и аниме в Японии на японское общество. Первое, что нам нужно рассмотреть, это распространение этих левых манг и аниме с точки зрения левой идеологии: как и известные аниме, которые мы показали, эти левые манги и аниме глубоко продвинули размышления японских левых о войне, милитаризме и государственном синтоизме после Второй мировой войны. Несмотря на то, что из-за последствий холодной войны в Японии произошел ряд событий, направленных против левого движения, и не хватало тщательной ликвидации императорского культа и государственного синтоизма при вмешательстве Д. Макартура, эти левые авторы оставались непоколебимы, используя свои манги и аниме для критики войны и милитаризма, который ее начал, а также императора и
государственного синтоизма, втянувших в нее страну и ее народ. Левые манги и аниме стали носителями левой идеи в Японии после Второй мировой войны, и они оказали глубокое влияние на японцев после Второй мировой войны, сподвигнув их принять участие в левом движении в Японии.
С 1970 года, в связи с бурным экономическим и культурным развитием Японии, аниме постепенно стало основной формой распространения левых идей в ACG. В этот период новые компьютерные технологии в аниме позволили левым авторам продолжить более разнообразную критику и размышления о войне, милитаризме и государственном синтоизме. Также вместе с индустриальным развитием пришли и серьезные экологические проблемы в японском обществе. Противоборствующие лагеря в холодной войне, локальные конфликты и ядерное сдерживание также привнесли в мир людей всевозможные негативные эмоции. И левые авторы все чаще стали обращать внимание на эти новые проблемы и, вместе с развитием левой мысли, проявлять собственную критику и размышления о них в своих произведениях. Левые авторы также вкладывают в мангу и аниме свои надежды на развитие человеческого общества, и эти надежды, наряду с другими левыми идеями, дают зрителям возможность задуматься и поразмышлять.
Подытоживая работу, следует констатировать, что основными причинами развития левой культуры и ее идей в манге и аниме 1945-1990 гг являлись 1) травматический личный опыт авторов манги и аниме, пережитый в юношеские и детские годы; 2) сохранение культа императора и государственного синтоизма без осуществления покаяния и признания вины в милитаризме, 3) длительное присутствие американских войск, подписание и продление Договора о безопасности и затем Договора о взаимном сотрудничестве и гарантиях безопасности, сохранявших это присутствие практически бессрочно, особенно на о. Окинава. Эти же причины лежали в основе активизации левого протестного движения в рассматриваемый период. Основными механизмами трансляции и развития левых идей в манге и аниме являлись приемы фэнтези и НФ в форме аллегорических притч: аллюзии на кармическое воздаяние в работах Тэдзуки Осаму, изображение трагического опыта войны у Фудзико Фудзио, акцент на ответственность конкретного человека или общества в использовании технологий у Хаяо Миядзаки, Ёсинобу Нисидзаки, анализ последствий несправедливого распределения власти, пропаганды и культа личности и их преодоления через терпимость и взаимопонимание у Ёсиюки Томино.