ДОКУМЕНТАЛЬНЫЙ ФИЛЬМ «ДРЕЙФ»
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПРОЦЕСС РАБОТЫ НАД ФИЛЬМОМ 5
1.1 Замысел фильма 5
1.2 Референсы 7
1.3 Организация процесса работы 13
1.4 Съемочная группа и техника 16
1.5 Раскрытие героя 17
1.6 Принцип монтажа 21
ГЛАВА 2. ИТОГ РАБОТЫ 23
2.1 Художественная задача 23
2.2 Сложности работы 24
2.3 Содержание кадров в фильме 26
2.4 Продукт 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 50
ГЛАВА 1. ПРОЦЕСС РАБОТЫ НАД ФИЛЬМОМ 5
1.1 Замысел фильма 5
1.2 Референсы 7
1.3 Организация процесса работы 13
1.4 Съемочная группа и техника 16
1.5 Раскрытие героя 17
1.6 Принцип монтажа 21
ГЛАВА 2. ИТОГ РАБОТЫ 23
2.1 Художественная задача 23
2.2 Сложности работы 24
2.3 Содержание кадров в фильме 26
2.4 Продукт 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 50
У документального кино множество задач, например, обучение, исследование, пропаганда. Их все объединяет общая задача - правдиво рассказать об окружающей действительности. Документальный фильм можно назвать «отпечатком времени», фиксацией реальности.
Фильм-портрет можно определить как художественно-публицистический жанр кино- и тележурналистики, в котором при помощи художественных средств создается портрет героя. Портрет как выдающихся, так и обычных людей остается популярным жанром в современном документальном кино. Зрителю интересно смотреть на других людей, изучать, стараться понять, поэтому данный жанр не теряет свою актуальность. На мой взгляд, «простые» люди точнее отражают эпоху, чем известные личности, и по ним можно судить о состоянии общественной жизни.
Художники, фотографы и скульпторы с давних времен создают изображения людей, но «застывший» кадр не может в полной мере запечатлеть жизнь. В фильме режиссер-документалист показывает человека наиболее приближенно к реальности. Материал документального кино - жизнь, но каждый режиссер наблюдает, понимает и творчески интерпретирует действительность по-своему, так как обладает собственным взглядом на реальность.
Данный фильм также обладает образовательным потенциалом, так как объясняет смысл философской практики дрейфа и популяризирует ее, а также рассказывает о ее создателях - художественно-политической ассоциации художников «Ситуационистский интернационал».
Цель работы - создание авторского документального фильма в жанре портрет на основе сложившихся в профессии традиций, реализация замысла и раскрытие характера героя. Описание работы над проектом и теоретической базы, а также распространение фильма среди зрителей.
Для реализации цели были решены следующие задачи:
1. Изучение теоретической базы, опыта режиссеров
документального кино;
2. Организация процесса работы;
3. Съемка героя;
4. Выбор кадров и создание истории с помощью монтажа.
Объектом исследования является герой фильма Федор Смоляков - историк, кандидат философских наук, старший научный сотрудник Краснодарского государственного историко-археологического музея-
заповедника им. Е.Д. Фелицына, а также экскурсовод, основатель экскурсионного бюро «Кубань расходящихся тропок» и книжного издательства «Асебия». Предметом же исследования можно назвать традиции и методы создания документальных фильмов в жанре портрета.
В структуре работы можно выделить несколько составных частей. Во введении обосновывается актуальность работы, формулируются цели и задачи. Первая глава содержит описание процесса работы, включающее как изученную теоретическую базу, опыт режиссеров-документалистов, так и практическую часть: организацию работы, технику раскрытия героя, съемку и монтаж фильма. Вторая глава резюмирует проделанную работу: описана художественная задача, сложности, возникшие в процессе реализации, обосновано наличие тех или иных фрагментов в фильме, а также описан дальнейшая судьба проекта. В заключении кратко изложены выводы работы.
Фильм-портрет можно определить как художественно-публицистический жанр кино- и тележурналистики, в котором при помощи художественных средств создается портрет героя. Портрет как выдающихся, так и обычных людей остается популярным жанром в современном документальном кино. Зрителю интересно смотреть на других людей, изучать, стараться понять, поэтому данный жанр не теряет свою актуальность. На мой взгляд, «простые» люди точнее отражают эпоху, чем известные личности, и по ним можно судить о состоянии общественной жизни.
Художники, фотографы и скульпторы с давних времен создают изображения людей, но «застывший» кадр не может в полной мере запечатлеть жизнь. В фильме режиссер-документалист показывает человека наиболее приближенно к реальности. Материал документального кино - жизнь, но каждый режиссер наблюдает, понимает и творчески интерпретирует действительность по-своему, так как обладает собственным взглядом на реальность.
Данный фильм также обладает образовательным потенциалом, так как объясняет смысл философской практики дрейфа и популяризирует ее, а также рассказывает о ее создателях - художественно-политической ассоциации художников «Ситуационистский интернационал».
Цель работы - создание авторского документального фильма в жанре портрет на основе сложившихся в профессии традиций, реализация замысла и раскрытие характера героя. Описание работы над проектом и теоретической базы, а также распространение фильма среди зрителей.
Для реализации цели были решены следующие задачи:
1. Изучение теоретической базы, опыта режиссеров
документального кино;
2. Организация процесса работы;
3. Съемка героя;
4. Выбор кадров и создание истории с помощью монтажа.
Объектом исследования является герой фильма Федор Смоляков - историк, кандидат философских наук, старший научный сотрудник Краснодарского государственного историко-археологического музея-
заповедника им. Е.Д. Фелицына, а также экскурсовод, основатель экскурсионного бюро «Кубань расходящихся тропок» и книжного издательства «Асебия». Предметом же исследования можно назвать традиции и методы создания документальных фильмов в жанре портрета.
В структуре работы можно выделить несколько составных частей. Во введении обосновывается актуальность работы, формулируются цели и задачи. Первая глава содержит описание процесса работы, включающее как изученную теоретическую базу, опыт режиссеров-документалистов, так и практическую часть: организацию работы, технику раскрытия героя, съемку и монтаж фильма. Вторая глава резюмирует проделанную работу: описана художественная задача, сложности, возникшие в процессе реализации, обосновано наличие тех или иных фрагментов в фильме, а также описан дальнейшая судьба проекта. В заключении кратко изложены выводы работы.
Данный фильм создан в традициях кинематографического направления Cinema verite. Работа в этом направлении подразумевает участие режиссера в фильме, выступающего в качестве субъективного наблюдателя, а также отсутствие оценки происходящего автором работы. Примером одной из техник съемки может послужить «живая», следящая за движением, активная камера, имитирующая взгляд зрителя.
Основными методами, использованными для создания портрета героя, стали длительное наблюдение и интервью. Принцип наблюдения по традиции синема верите - максимально точно фиксировать реальность. Задача документалиста - быть наблюдателем, не тревожащим действительность. Важно сделать так, чтобы жизнь не менялась от присутствия камеры, герой не надевал защитную маску. Этот уровень откровенности заложил один из основоположников документального кино Роберт Флаэрти, первый использовавший метод длительного наблюдения в съемке. Портрет героя также создавался с помощью фиксации человека через его окружение, например, детали интерьера. Способ реализации данного метода в моем фильме можно сравнить с работами выпускников школы документального кино и театра Марины Разбежкиной и Михаила Угарова, то есть с методами работы режиссера Марины Разбежкиной.
С помощью наблюдения мы чаще всего фиксируем внешнее. Чтобы по- настоящему раскрыть героя в фильме нужно добраться до внутреннего. Метод, которым я пользовалась для получения от героя искренних слов и эмоций, можно назвать интервью. Оно было основано не на четких вопросах интервьюера, а на «дружеской беседе» между режиссером и героем на заданную тему. Данный метод использовали многие режиссеры, снимающие портретные фильмы, но сильное влияние на мой фильм оказали работы Марины Голдовской, например, фильм «Горький вкус свободы» о журналистке Анне Политковской.
Федор не проговаривает в фильме вслух трагедию своей жизни, она складывается из всех отрывков наших с ним бесед, читается между строк в разговорах с друзьями и экскурсантами, прослеживается в действиях и отражается в окружающих его предметах. С помощью монтажа я создаю общую картину, совокупность физиологических, социальных и психосоциальных факторов. В этом сравнении поведения, различных сфер жизни, убеждений и действий и раскрывается характер героя. Также в данном процессе большую роль играет монтаж, создающий интересную и понятную для зрителя нить повествования.
Для выстраивания определенных отношений между режиссером и героем, необходимых для достижения искренности героя, использовались техники режиссера Виталия Манского. Простыми словами - чтобы героя открылся тебе, необходимо открыться ему. Я позволяла себе рассказывать личные истории, которыми давала пример необходимого уровня откровенности, задавала тон беседы.
Съемочная группа состояла из одного человека: в качестве режиссера, оператора, интервьюера и монтажера выступала я. Герою было проще привыкнуть к присутствую одного человека, что позволило легче и быстрее перейти на доверительный уровень.
Таким образом, на основе опыта режиссеров-документалистов и сложившихся в профессии традиций создания работ в жанре портрета, был создан собственный фильм. Данная работа является итогом обучения на специализации «Документальное кино», так как включает в себя знания, полученные в процессе обучения. Также, благодаря последующей публикации на площадках и участии в кинофестивалях, фильм служит вкладом в будущее для меня, как режиссера документального кино.
Основными методами, использованными для создания портрета героя, стали длительное наблюдение и интервью. Принцип наблюдения по традиции синема верите - максимально точно фиксировать реальность. Задача документалиста - быть наблюдателем, не тревожащим действительность. Важно сделать так, чтобы жизнь не менялась от присутствия камеры, герой не надевал защитную маску. Этот уровень откровенности заложил один из основоположников документального кино Роберт Флаэрти, первый использовавший метод длительного наблюдения в съемке. Портрет героя также создавался с помощью фиксации человека через его окружение, например, детали интерьера. Способ реализации данного метода в моем фильме можно сравнить с работами выпускников школы документального кино и театра Марины Разбежкиной и Михаила Угарова, то есть с методами работы режиссера Марины Разбежкиной.
С помощью наблюдения мы чаще всего фиксируем внешнее. Чтобы по- настоящему раскрыть героя в фильме нужно добраться до внутреннего. Метод, которым я пользовалась для получения от героя искренних слов и эмоций, можно назвать интервью. Оно было основано не на четких вопросах интервьюера, а на «дружеской беседе» между режиссером и героем на заданную тему. Данный метод использовали многие режиссеры, снимающие портретные фильмы, но сильное влияние на мой фильм оказали работы Марины Голдовской, например, фильм «Горький вкус свободы» о журналистке Анне Политковской.
Федор не проговаривает в фильме вслух трагедию своей жизни, она складывается из всех отрывков наших с ним бесед, читается между строк в разговорах с друзьями и экскурсантами, прослеживается в действиях и отражается в окружающих его предметах. С помощью монтажа я создаю общую картину, совокупность физиологических, социальных и психосоциальных факторов. В этом сравнении поведения, различных сфер жизни, убеждений и действий и раскрывается характер героя. Также в данном процессе большую роль играет монтаж, создающий интересную и понятную для зрителя нить повествования.
Для выстраивания определенных отношений между режиссером и героем, необходимых для достижения искренности героя, использовались техники режиссера Виталия Манского. Простыми словами - чтобы героя открылся тебе, необходимо открыться ему. Я позволяла себе рассказывать личные истории, которыми давала пример необходимого уровня откровенности, задавала тон беседы.
Съемочная группа состояла из одного человека: в качестве режиссера, оператора, интервьюера и монтажера выступала я. Герою было проще привыкнуть к присутствую одного человека, что позволило легче и быстрее перейти на доверительный уровень.
Таким образом, на основе опыта режиссеров-документалистов и сложившихся в профессии традиций создания работ в жанре портрета, был создан собственный фильм. Данная работа является итогом обучения на специализации «Документальное кино», так как включает в себя знания, полученные в процессе обучения. Также, благодаря последующей публикации на площадках и участии в кинофестивалях, фильм служит вкладом в будущее для меня, как режиссера документального кино.
Подобные работы
- Рауль Ванейгем и эволюция его социологических идей
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018



