Формирование экологической культуры молодежи на примере деятельности социально-ориентированных НКО
|
Введение 3
1 Экологическая культура как объект социального воздействия 6
1.1 Понятие экологической культуры, ее структура и функции 6
1.2 Современное состояние и актуальные проблемы экологической
культуры молодежи 14
2 Формирование экологической культуры молодежи: основные
субъекты и методы 31
2.1 Субъекты формирования экологической культуры 31
2.2 Формы и методы формирования экологической культуры 38
3 Деятельность социально-ориентированных НКО по формированию
экологической культуры и возможности ее совершенствования 44
3.1 Опыт деятельности Красноярской региональной общественной
молодежной экологической организации «Зеленый кошелек» по формированию экологической культуры молодежи 44
3.2 Опыт деятельности Межрегиональной общественной
организации «Большая Байкальская Тропа» по формированию экологической культуры молодежи 50
3.3 Рекомендации по совершенствованию деятельности Красноярской региональной общественной молодежной экологической организации «Зеленый кошелек»,
Межрегиональной общественной организации «Большая
Байкальская Тропа» 56
Заключение 63
Список использованных источников 65
Приложение А Опрос студентов СФУ с целью выявления уровня
экологической культуры 71
Приложение Б Вопросы для КРОМЭО «Зеленый кошелек», МОО
«Большая Байкальская Тропа» 75
Приложение В Памятка «Как помочь планете?» 76
1 Экологическая культура как объект социального воздействия 6
1.1 Понятие экологической культуры, ее структура и функции 6
1.2 Современное состояние и актуальные проблемы экологической
культуры молодежи 14
2 Формирование экологической культуры молодежи: основные
субъекты и методы 31
2.1 Субъекты формирования экологической культуры 31
2.2 Формы и методы формирования экологической культуры 38
3 Деятельность социально-ориентированных НКО по формированию
экологической культуры и возможности ее совершенствования 44
3.1 Опыт деятельности Красноярской региональной общественной
молодежной экологической организации «Зеленый кошелек» по формированию экологической культуры молодежи 44
3.2 Опыт деятельности Межрегиональной общественной
организации «Большая Байкальская Тропа» по формированию экологической культуры молодежи 50
3.3 Рекомендации по совершенствованию деятельности Красноярской региональной общественной молодежной экологической организации «Зеленый кошелек»,
Межрегиональной общественной организации «Большая
Байкальская Тропа» 56
Заключение 63
Список использованных источников 65
Приложение А Опрос студентов СФУ с целью выявления уровня
экологической культуры 71
Приложение Б Вопросы для КРОМЭО «Зеленый кошелек», МОО
«Большая Байкальская Тропа» 75
Приложение В Памятка «Как помочь планете?» 76
На протяжении всего существования человек тесно взаимодействует с внешним миром. Преобразования разного рода в жизни человека оказывают непосредственное влияние на состояние окружающей среды. Сегодня процессы изменения общественных отношений, новых форм и видов деятельности развиваются ускоренно, также реформируется экономика, совершенствуется производство. Изменения не проходят бесследно для окружающего людей мира. Его состояние ухудшается, проблемы экологической направленности становятся актуальнее. Вместе с этим изменяется и сознание людей. Призывы к социально-ответственному поведению, к формированию экологичного мышления среди населения звучат чаще. Человек должен осознавать себя важным элементом жизнедеятельности, поступки которого предопределяют будущее. В настоящее время проблема экологической культуры является злободневной. Эту тему поднимают первые лица государств, общественные деятели, политики, средства массовой информации, местные власти, жители городов и сел.
Еще в XX веке Д.С. Лихачев поделился мнением о том, что в экологии есть два раздела: экология биологическая и экология культурная, или нравственная. Убить человека биологически может несоблюдение законов биологической экологии, убить человека нравственно может несоблюдение законов экологии культурной. И нет между ними пропасти, как нет четко обозначенной границы между природой и культурой [1]. Соблюдение человеком моральных и нравственных законов жизни на земле - залог существования всего человечества. Только сохраняя и передавая знания об экологической культуре, можно говорить о том, каким образом люди выстраивают отношения с внешним миром. Правильные внутренние ценностные ориентиры способствуют поддержанию человеческой жизнедеятельности.
На законодательном уровне затрагивается тема экологической культуры в «Основах государственной молодежной политики Российской Федерации на период о 2025 года», «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года». В частности, одной из задач в сфере молодежной политики является формирование экологической культуры, вовлечение молодежи в реализацию проектов экологических организаций [2]. Немаловажную роль экологических организаций признают на федеральном, региональном, местном уровнях. Каждая организация вносит свой вклад в общее дело, имеет свои цели и задачи, направления деятельности, работает с разными категориями населения, в том числе и с молодежью.
На ежегодном оглашении Президентом Послания Федеральному Собранию предыдущий 2017 год был объявлен Годом экологии [3]. Данный шаг позволил сконцентрироваться большому количеству россиян над проблемой, которая касается каждого гражданина. Привлечение внимания общества, осознание себя причастным к большому делу, разработка и реализация мер по улучшению ситуации, межведомственное взаимодействие, подведение итогов - это малая часть того, что было сделано разными субъектами в Год экологии.
Согласно опубликованным данным на сайте фонда «Общественное мнение» в сентябре 2017, 80% респондентов обеспокоены экологической ситуацией в стране. Половина опрошенных оценивает экологическую ситуацию в своем регионе как удовлетворительную, треть - как плохую. Больше всего люди переживают из-за мусора и свалок, грязных водоемов и плохой питьевой воды, выбросов предприятий и плохого состояния воздуха [4]. Стоит отметить, проблема широко известна, актуальна и относительно не нова. Обеспокоенность респондентов свидетельствует о неравнодушии к глобальной проблеме, а конкретные недовольства можно рассмотреть в качестве направлений деятельности по улучшению сложившейся ситуации.
Принятие на себя ответственности за прошлое, настоящее и будущее является приоритетом в современном мире. Безразличное отношение неприемлемо, поскольку последующие поколения будут пользоваться тем, что им осталось от предков. Каждый человек на протяжении жизни должен сформировать у себя высокий уровень экологической культуры, поддерживать его и повышать.
Объект выпускной квалификационной работы - экологическая культура.
Предмет - формирование экологической культуры у молодежи.
Цель - разработать предложения по совершенствованию деятельности социально-ориентированных НКО по формированию экологической культуры.
Задачи:
- рассмотреть понятие экологической культуры;
- описать современное состояние и актуальные проблемы экологической культуры молодежи;
- изучить деятельность субъектов формирования экологической культуры;
- изучить опыт деятельности социально-ориентированных НКО по формированию экологической культуры молодежи.
Методы:
- анализ документов;
- анкетирование;
- интервью.
Еще в XX веке Д.С. Лихачев поделился мнением о том, что в экологии есть два раздела: экология биологическая и экология культурная, или нравственная. Убить человека биологически может несоблюдение законов биологической экологии, убить человека нравственно может несоблюдение законов экологии культурной. И нет между ними пропасти, как нет четко обозначенной границы между природой и культурой [1]. Соблюдение человеком моральных и нравственных законов жизни на земле - залог существования всего человечества. Только сохраняя и передавая знания об экологической культуре, можно говорить о том, каким образом люди выстраивают отношения с внешним миром. Правильные внутренние ценностные ориентиры способствуют поддержанию человеческой жизнедеятельности.
На законодательном уровне затрагивается тема экологической культуры в «Основах государственной молодежной политики Российской Федерации на период о 2025 года», «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года». В частности, одной из задач в сфере молодежной политики является формирование экологической культуры, вовлечение молодежи в реализацию проектов экологических организаций [2]. Немаловажную роль экологических организаций признают на федеральном, региональном, местном уровнях. Каждая организация вносит свой вклад в общее дело, имеет свои цели и задачи, направления деятельности, работает с разными категориями населения, в том числе и с молодежью.
На ежегодном оглашении Президентом Послания Федеральному Собранию предыдущий 2017 год был объявлен Годом экологии [3]. Данный шаг позволил сконцентрироваться большому количеству россиян над проблемой, которая касается каждого гражданина. Привлечение внимания общества, осознание себя причастным к большому делу, разработка и реализация мер по улучшению ситуации, межведомственное взаимодействие, подведение итогов - это малая часть того, что было сделано разными субъектами в Год экологии.
Согласно опубликованным данным на сайте фонда «Общественное мнение» в сентябре 2017, 80% респондентов обеспокоены экологической ситуацией в стране. Половина опрошенных оценивает экологическую ситуацию в своем регионе как удовлетворительную, треть - как плохую. Больше всего люди переживают из-за мусора и свалок, грязных водоемов и плохой питьевой воды, выбросов предприятий и плохого состояния воздуха [4]. Стоит отметить, проблема широко известна, актуальна и относительно не нова. Обеспокоенность респондентов свидетельствует о неравнодушии к глобальной проблеме, а конкретные недовольства можно рассмотреть в качестве направлений деятельности по улучшению сложившейся ситуации.
Принятие на себя ответственности за прошлое, настоящее и будущее является приоритетом в современном мире. Безразличное отношение неприемлемо, поскольку последующие поколения будут пользоваться тем, что им осталось от предков. Каждый человек на протяжении жизни должен сформировать у себя высокий уровень экологической культуры, поддерживать его и повышать.
Объект выпускной квалификационной работы - экологическая культура.
Предмет - формирование экологической культуры у молодежи.
Цель - разработать предложения по совершенствованию деятельности социально-ориентированных НКО по формированию экологической культуры.
Задачи:
- рассмотреть понятие экологической культуры;
- описать современное состояние и актуальные проблемы экологической культуры молодежи;
- изучить деятельность субъектов формирования экологической культуры;
- изучить опыт деятельности социально-ориентированных НКО по формированию экологической культуры молодежи.
Методы:
- анализ документов;
- анкетирование;
- интервью.
Данная выпускная квалификационная работа была посвящена изучению формирования экологической культуры молодежи.
В первой главе были рассмотрены понятие, структура, проблемы экологической культуры. Под экологической культурой авторами понимается составная часть развития общемировой культуры, которая характеризуется острым глубоким и всеобщим сознанием себя как части природной среды и как субъекта, ответственного перед собой, перед живущими и последующими поколениями. На сегодняшний день нет единого подхода к пониманию, что входит в сущность, структуру, уровни, функции экологической культуры. Исследователи говорят о низком уровне экологической культуры у населения в целом, в том числе и у молодежи. Преобладают в обществе отношения потребительские, нежели созидательные.
Вторая глава была посвящена рассмотрению субъектов формирования экологической культуры. Основными из них являются органы власти, бизнес, некоммерческие организации, образовательные учреждения и иные участники. Авторы выделяют наиболее распространенные методы формирования экологической культуры, такие как: традиционные (акции, лекции, рассказы, экскурсии, конференции), инновационные (тренинги, мониторинг, практикумы, экспедиции, образования в природе, сторителлинг). Только слаженная работа субъектов на результат способна изменить отношение людей к окружающему миру, важен комплексный подход к формированию экологической культуры молодежи. Способы работы с целевыми группами по решению проблемы формирования устаревают, необходимо закрепление новых способов, которые будут воплощаться в жизнь специально подготовленными людьми.
В третьей главе рассмотрен опыт деятельности КРОМЭО «Зеленый кошелек» и МОО «Большая Байкальская Тропа». Некоммерческие организации, выигрывая гранты на реализацию проектов, вносят немаловажный вклад в формирование экологической культуры. Стоит отметить, что и трудностей в поддержании деятельности хватает. В ходе изучения предоставленной информации были выявлены следующие проблемы, с которыми сталкиваются организации:
- отсутствие массовой вовлеченности отдельных категорий граждан;
- неэффективная информационная работа;
- отсутствие продвижения в социальных сетях;
- не совсем удобное расположение информации на сайте;
- отсутствие поддержки со стороны органов власти;
- финансовые трудности;
- отсутствие помещения для выполнения работы;
- высокая стоимость участия в проектах;
- просветительская проектная работа преимущественно проводится зимой;
- отсутствие проекта по раздельному сбору отходов в мероприятиях по очистке территорий.
В работе предложены рекомендации по уменьшению выявленных недостатков.
В первой главе были рассмотрены понятие, структура, проблемы экологической культуры. Под экологической культурой авторами понимается составная часть развития общемировой культуры, которая характеризуется острым глубоким и всеобщим сознанием себя как части природной среды и как субъекта, ответственного перед собой, перед живущими и последующими поколениями. На сегодняшний день нет единого подхода к пониманию, что входит в сущность, структуру, уровни, функции экологической культуры. Исследователи говорят о низком уровне экологической культуры у населения в целом, в том числе и у молодежи. Преобладают в обществе отношения потребительские, нежели созидательные.
Вторая глава была посвящена рассмотрению субъектов формирования экологической культуры. Основными из них являются органы власти, бизнес, некоммерческие организации, образовательные учреждения и иные участники. Авторы выделяют наиболее распространенные методы формирования экологической культуры, такие как: традиционные (акции, лекции, рассказы, экскурсии, конференции), инновационные (тренинги, мониторинг, практикумы, экспедиции, образования в природе, сторителлинг). Только слаженная работа субъектов на результат способна изменить отношение людей к окружающему миру, важен комплексный подход к формированию экологической культуры молодежи. Способы работы с целевыми группами по решению проблемы формирования устаревают, необходимо закрепление новых способов, которые будут воплощаться в жизнь специально подготовленными людьми.
В третьей главе рассмотрен опыт деятельности КРОМЭО «Зеленый кошелек» и МОО «Большая Байкальская Тропа». Некоммерческие организации, выигрывая гранты на реализацию проектов, вносят немаловажный вклад в формирование экологической культуры. Стоит отметить, что и трудностей в поддержании деятельности хватает. В ходе изучения предоставленной информации были выявлены следующие проблемы, с которыми сталкиваются организации:
- отсутствие массовой вовлеченности отдельных категорий граждан;
- неэффективная информационная работа;
- отсутствие продвижения в социальных сетях;
- не совсем удобное расположение информации на сайте;
- отсутствие поддержки со стороны органов власти;
- финансовые трудности;
- отсутствие помещения для выполнения работы;
- высокая стоимость участия в проектах;
- просветительская проектная работа преимущественно проводится зимой;
- отсутствие проекта по раздельному сбору отходов в мероприятиях по очистке территорий.
В работе предложены рекомендации по уменьшению выявленных недостатков.
Подобные работы
- РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НЕКОММЕРЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ (НА ПРИМЕРЕ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫЙ ФОНД ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ЦЕНТР ЗДОРОВОЙ МОЛОДЕЖИ)
Бакалаврская работа, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2018 - КОММУНИКАТИВНОЕ ВОСПРОИЗВОДСТВО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ РОССИЯН В КОНТЕКСТЕ ПРОЦЕССУАЛЬНОСТИ
СОЦИАЛЬНОГО ДОВЕРИЯ
Магистерская диссертация, социология. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2019 - Принципы ненасилия в гражданском участии молодёжи (на примере экологических движений)
Магистерская диссертация, социология. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2023 - ПРОЕКТИРОВАНИЕ ОБЩЕСТВЕННОГО УЧАСТИЯ В РАЗВИТИИ СОЛИДАРНОГО ОБЩЕСТВА ГОРОДСКОГО ОКРУГА «ГОРОД БЕЛГОРОД»
Дипломные работы, ВКР, управление проектами. Язык работы: Русский. Цена: 4325 р. Год сдачи: 2018 - Состояние и перспективы развития НКО Ставропольского края по защите животных
Дипломные работы, ВКР, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4265 р. Год сдачи: 2020 - Волонтёрское движение как механизм социального партнёрства
Бакалаврская работа, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4245 р. Год сдачи: 2021 - Анализ и совершенствование организации управления развитием городскими территориями Международная Академия Бизнеса и Новых Технологий
Дипломные работы, ВКР, государственное регулирование экономики. Язык работы: Русский. Цена: 1200 р. Год сдачи: 2025 - Становление и развитие волонтёрского движения в России
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4250 р. Год сдачи: 2023



