Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование экологической культуры молодежи на примере деятельности социально-ориентированных НКО

Работа №18458

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

социальная работа

Объем работы77
Год сдачи2018
Стоимость6300 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
763
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
1 Экологическая культура как объект социального воздействия 6
1.1 Понятие экологической культуры, ее структура и функции 6
1.2 Современное состояние и актуальные проблемы экологической
культуры молодежи 14
2 Формирование экологической культуры молодежи: основные
субъекты и методы 31
2.1 Субъекты формирования экологической культуры 31
2.2 Формы и методы формирования экологической культуры 38
3 Деятельность социально-ориентированных НКО по формированию
экологической культуры и возможности ее совершенствования 44
3.1 Опыт деятельности Красноярской региональной общественной
молодежной экологической организации «Зеленый кошелек» по формированию экологической культуры молодежи 44
3.2 Опыт деятельности Межрегиональной общественной
организации «Большая Байкальская Тропа» по формированию экологической культуры молодежи 50
3.3 Рекомендации по совершенствованию деятельности Красноярской региональной общественной молодежной экологической организации «Зеленый кошелек»,
Межрегиональной общественной организации «Большая
Байкальская Тропа» 56
Заключение 63
Список использованных источников 65
Приложение А Опрос студентов СФУ с целью выявления уровня
экологической культуры 71
Приложение Б Вопросы для КРОМЭО «Зеленый кошелек», МОО
«Большая Байкальская Тропа» 75
Приложение В Памятка «Как помочь планете?» 76


На протяжении всего существования человек тесно взаимодействует с внешним миром. Преобразования разного рода в жизни человека оказывают непосредственное влияние на состояние окружающей среды. Сегодня процессы изменения общественных отношений, новых форм и видов деятельности развиваются ускоренно, также реформируется экономика, совершенствуется производство. Изменения не проходят бесследно для окружающего людей мира. Его состояние ухудшается, проблемы экологической направленности становятся актуальнее. Вместе с этим изменяется и сознание людей. Призывы к социально-ответственному поведению, к формированию экологичного мышления среди населения звучат чаще. Человек должен осознавать себя важным элементом жизнедеятельности, поступки которого предопределяют будущее. В настоящее время проблема экологической культуры является злободневной. Эту тему поднимают первые лица государств, общественные деятели, политики, средства массовой информации, местные власти, жители городов и сел.
Еще в XX веке Д.С. Лихачев поделился мнением о том, что в экологии есть два раздела: экология биологическая и экология культурная, или нравственная. Убить человека биологически может несоблюдение законов биологической экологии, убить человека нравственно может несоблюдение законов экологии культурной. И нет между ними пропасти, как нет четко обозначенной границы между природой и культурой [1]. Соблюдение человеком моральных и нравственных законов жизни на земле - залог существования всего человечества. Только сохраняя и передавая знания об экологической культуре, можно говорить о том, каким образом люди выстраивают отношения с внешним миром. Правильные внутренние ценностные ориентиры способствуют поддержанию человеческой жизнедеятельности.
На законодательном уровне затрагивается тема экологической культуры в «Основах государственной молодежной политики Российской Федерации на период о 2025 года», «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года». В частности, одной из задач в сфере молодежной политики является формирование экологической культуры, вовлечение молодежи в реализацию проектов экологических организаций [2]. Немаловажную роль экологических организаций признают на федеральном, региональном, местном уровнях. Каждая организация вносит свой вклад в общее дело, имеет свои цели и задачи, направления деятельности, работает с разными категориями населения, в том числе и с молодежью.
На ежегодном оглашении Президентом Послания Федеральному Собранию предыдущий 2017 год был объявлен Годом экологии [3]. Данный шаг позволил сконцентрироваться большому количеству россиян над проблемой, которая касается каждого гражданина. Привлечение внимания общества, осознание себя причастным к большому делу, разработка и реализация мер по улучшению ситуации, межведомственное взаимодействие, подведение итогов - это малая часть того, что было сделано разными субъектами в Год экологии.
Согласно опубликованным данным на сайте фонда «Общественное мнение» в сентябре 2017, 80% респондентов обеспокоены экологической ситуацией в стране. Половина опрошенных оценивает экологическую ситуацию в своем регионе как удовлетворительную, треть - как плохую. Больше всего люди переживают из-за мусора и свалок, грязных водоемов и плохой питьевой воды, выбросов предприятий и плохого состояния воздуха [4]. Стоит отметить, проблема широко известна, актуальна и относительно не нова. Обеспокоенность респондентов свидетельствует о неравнодушии к глобальной проблеме, а конкретные недовольства можно рассмотреть в качестве направлений деятельности по улучшению сложившейся ситуации.
Принятие на себя ответственности за прошлое, настоящее и будущее является приоритетом в современном мире. Безразличное отношение неприемлемо, поскольку последующие поколения будут пользоваться тем, что им осталось от предков. Каждый человек на протяжении жизни должен сформировать у себя высокий уровень экологической культуры, поддерживать его и повышать.
Объект выпускной квалификационной работы - экологическая культура.
Предмет - формирование экологической культуры у молодежи.
Цель - разработать предложения по совершенствованию деятельности социально-ориентированных НКО по формированию экологической культуры.
Задачи:
- рассмотреть понятие экологической культуры;
- описать современное состояние и актуальные проблемы экологической культуры молодежи;
- изучить деятельность субъектов формирования экологической культуры;
- изучить опыт деятельности социально-ориентированных НКО по формированию экологической культуры молодежи.
Методы:
- анализ документов;
- анкетирование;
- интервью.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Данная выпускная квалификационная работа была посвящена изучению формирования экологической культуры молодежи.
В первой главе были рассмотрены понятие, структура, проблемы экологической культуры. Под экологической культурой авторами понимается составная часть развития общемировой культуры, которая характеризуется острым глубоким и всеобщим сознанием себя как части природной среды и как субъекта, ответственного перед собой, перед живущими и последующими поколениями. На сегодняшний день нет единого подхода к пониманию, что входит в сущность, структуру, уровни, функции экологической культуры. Исследователи говорят о низком уровне экологической культуры у населения в целом, в том числе и у молодежи. Преобладают в обществе отношения потребительские, нежели созидательные.
Вторая глава была посвящена рассмотрению субъектов формирования экологической культуры. Основными из них являются органы власти, бизнес, некоммерческие организации, образовательные учреждения и иные участники. Авторы выделяют наиболее распространенные методы формирования экологической культуры, такие как: традиционные (акции, лекции, рассказы, экскурсии, конференции), инновационные (тренинги, мониторинг, практикумы, экспедиции, образования в природе, сторителлинг). Только слаженная работа субъектов на результат способна изменить отношение людей к окружающему миру, важен комплексный подход к формированию экологической культуры молодежи. Способы работы с целевыми группами по решению проблемы формирования устаревают, необходимо закрепление новых способов, которые будут воплощаться в жизнь специально подготовленными людьми.
В третьей главе рассмотрен опыт деятельности КРОМЭО «Зеленый кошелек» и МОО «Большая Байкальская Тропа». Некоммерческие организации, выигрывая гранты на реализацию проектов, вносят немаловажный вклад в формирование экологической культуры. Стоит отметить, что и трудностей в поддержании деятельности хватает. В ходе изучения предоставленной информации были выявлены следующие проблемы, с которыми сталкиваются организации:
- отсутствие массовой вовлеченности отдельных категорий граждан;
- неэффективная информационная работа;
- отсутствие продвижения в социальных сетях;
- не совсем удобное расположение информации на сайте;
- отсутствие поддержки со стороны органов власти;
- финансовые трудности;
- отсутствие помещения для выполнения работы;
- высокая стоимость участия в проектах;
- просветительская проектная работа преимущественно проводится зимой;
- отсутствие проекта по раздельному сбору отходов в мероприятиях по очистке территорий.
В работе предложены рекомендации по уменьшению выявленных недостатков.



1 Лихачев, Д. С. Русская культура. СПб., 2000. - С. 91-101.
2 Молодежная политика [Электронный ресурс] : Режим доступа: http:// gokrk.ru/futureagency/molodejnaya_politika/
3 Послание Президента Федеральному Собранию от 01.12.2016 [Электронный ресурс] : Официальные сетевые ресурсы Президента России. - Режим доступа: http://kremlin.ru/events/president/news/53379
4 Что в экологической ситуации больше всего беспокоит людей? И готовы ли они к экологичному поведению? [Электронный ресурс] : Режим доступа: http://fom.ru/Obraz-zhizni/13693
5 Ахмадуллин, Н. Р. Формирование экологической культуры младших школьников средствами физического воспитания : автореф. дис. ... докт. пед. наук. - Казань, 2004. - 10 с.
6 Дулатова, Г. Е. Современные определения экологической культуры // Актуальные задачи педагогики: материалы II междунар. науч. конф. - Чита : Молодой ученый, 2012. - С. 96-99.
7 Реймерс, Н.Ф. Начало экологических знаний. Москва : МНЭПУ, 1993. - 243 с.
8 Московская международная декларация об экологической культуре. - Москва, 1998.
9 Гирусов, Э. В. Методологические проблемы теории взаимодействия общества и природы: автореф. дисс. ... канд. философ. наук. - Москва, 1978. - 18 с.
10 Лихачев, Б. Т. Воспитание и космизм. - Москва, 1999.
11 Лихачев, Б. Т. Структура экологической культуры личности и педагогические основы ее формирования // Экологическое образование в России: теоретические аспекты: Сб. тр. к 25-летию Научного Совета по экологическому образованию президиума РАО. - Москва, 1997. - С. 68-81.
12 Зверев, И. Д. Приоритеты экологического образования // Развитие непрерывного экологического образования. Материалы 1-ой Моек. науч. прак. конф. по непрерывному экологическому образованию. - Москва: МНЭПУ, 1995. - 122 с.
13 Лещинская, В. В. Экологическая культура для устойчивого развития // Научные и технические библиотеки. - Москва, № 3. - 2006. - С. 58-62.
14 Стукаленко, Н. М., Понятова, О. М. Результаты исследования системного подхода к экологической подготовке учителей в условиях непрерывного образования // Фундаментальные исследования. - 2012. - № 3. - С. 59-63.
15 Винокурова, Н. Ф. Интеграция экологических знаний Н. Новгород: Издательство Волго-Вятской акад. гос. службы, 1996. - 73 с.
16 Соколова, Т. Ю. Формирование экологической культуры младших школьников в условиях дополнительного образования: дисс. ... канд. пед. наук. - Киров, 2006. - 204 с.
17 Ногтева, Е. Ю., Лушников, И. Д. Развитие экологической культуры учащихся, 2004.
18 Глазачев, С. Н. Экологическая культура и образование: ответ на вызов глобальных проблем // Истоки единства: проблемы воссоздания социально - экологического пространства России и Беларуси. - Москва, 2002. - С.11-30.
19 Моисеева, Л. В., Зебзеева, В. А., Михеева, Е. В. Экологическая субкультура детства: проблемы становления и развития: монография. - Екатеринбург, 2009. - 301 с.
20 Игнатенко Ю. В., Лекомцева С. М., Бадьина Т. А. Экологическое образование как основа экологической культуры общества // Материалы VI Международной студенческой электронной научной конференции «Студенческий научный форум» [Электронный ресурс] : Режим доступа: http ://www. scienceforum .ru/2014/458/3511
21 Ермолаева, П. О. Экологическая культура российского и американского студенчества // Социологические исследования. - 2012. - № 12. - С. 80-88.
22 Хапай, Н. А. Экологическая культура молодежи современной России: социологический анализ. - Майкоп, 2009.
23 Алексеев, С. В. Формирование экологической культуры как механизм социализации подрастающего поколения // Федерация экологического образования Санкт-Петербурга.
24 Ходченков А. В. Экологическая культура российской молодежи: противоречия становления (социологический анализ). - Ростов-н/Д: РГПУ. - 60 с.
25 Бабашина, М. Г. Особенности экологической культуры студентов России и Германии: сравнительный социологический анализ // Вестник МГЛУ. - 2013. - №24 (684).
26 Рахимова, Н. Экологическое образование в России: современная тенденция - формирование «моды на экологию» / Экология и право // Экопросвещение.
27 Ильин, А. Н. Перманентное обновление вещей как способ демонстрации статуса в обществе потребления // Социологическая наука и социальная практика. - 2016. - № 3. - С. 38-53.
28 Смирнов, П. И. Глобализация и основные проблемы человечества // Журнальный клуб Интелрос : Credo, 2013. - №3.
29 Башлакова, О. И. Экологическая безопасность как основа устойчивого развития современной России // Среднерусский вестник общественных наук, 2015. - № 2. - С. 16-22.
30 Ферару, Г. С. Методические подходы к формированию и реализации региональной экологической политики // Вопросы государственного и муниципального управления. - 2011. - № 1. - С. 28-29.
31 Швейцер, А. Благоговение перед жизнью Москва : Прогресс, 1992. - С. 49-51.
32 Шерматова, М. П. Экологическое воспитание подрастающего поколения и его роль в их подготовке к жизни // Ученые записки Худжандского государственного университета им. академика Б. Гафурова. Гуманитарные науки. - 2015. - №2. - (43). - С. 249-253.
33 Трешневиков, А. Н. Проблемы экологической безопасности России //Право и безопасность [Электронный ресурс] : Режим доступа:
http:// dpr.ru/pravo/pravo_16_21.htm/
34 Башлакова, О. И. Проблемы экологической безопасности России // Вестник МГИМО, 2015. - №3. - С. 112-121.
35 Заключение Счетной палаты на проект бюджета 2011-2013 гг. // Федеральный портал PROTOWN.RU. [Электронный ресурс] : Режим доступа: http://www.protown.ru/information/hide/6367.html
36 23 декабря 2016 г. Российская газета - Федеральный выпуск №7160 (292) Федеральный закон от 19 декабря 2016 года N 415-ФЗ "О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов" [Электронный ресурс] : Режим доступа: https://www.rg.ru/2016/12/23/budjet-dok.html
37 Кирилюк, O. K. Экологическая культура современного общества Материалы II Международного симпозиума 24-26 ноября 2004 г. Чита: 2004. - Т. 1.
38 Об охране окружающей среды [Электронный ресурс] : федер. закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ ред. от 31.12.2017 // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru.
39 Шекера, О. О., Царенко, А. В. Роль i дiяльнicть мiжнapoдниx громадських оргашзацш по захисту навколишнього середовища. npaBOBi питания // Науково-практичний журнал «Здоров’я сусшльства». - 2012. - №1. - С. 75-82.
40 Экологические организации [Электронный ресурс] : Режим доступа: http://cbs-bataysk.ru /docs/ekologia/zakon/ekoorg.htm
41 Гринпис [Электронный ресурс] : Режим доступа:
http://www.greenpeace.org/russia/ru/about/worldwide/
42 Всемирный фонд дикой природы [Электронный ресурс] : Режим доступа: http://new.wwf.ru/what-we-do/green-economy/
43 Батырова, М. Д. Роль и место семьи в формировании экологической культуры ребенка // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - №11.
44 Сластенин, В. А. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр Академия, 2002. - 576 с.
45 Новый блог ученых СФУ: «Раздельный сбор отходов: теория и предстоящая практика» [Электронный ресурс] : Режим доступа: http://news.sfu- kras.ru/node/19355
46 Программа экологического воспитания детей и молодежи в системе образования РФ на 2017-2020 годы [Электронный ресурс] : Режим доступа: http://new.ecobiocentre.ru/upload/pdp02.pdf
47 Сеидова, Э. Я. Пути и возможности организации природоохранительной деятельности подростков в процессе преподавания географии // Известия ВУЗов. Поволжский регион. Гуманитарные науки. -2017. - №1 (41). - С. 150-160.
48 Пахомов, В. И., Пахомова, Т. Н. Полевая экологическая практика как средство формирования экологической компетентности обучающихся // Эксперимент и инновации в школе. - 2011. - № 4. - С. 61-68.
49 Зарипова, М. Д. Формы и методы экологического воспитания учащихся // Молодой ученый. - 2014. - №1. - С. 524-525.
50 Данилина, Н.Р. Кто такие «Друзья заповедных островов» и куда они движутся. - ЭкоЦентр Заповедники. - Москва, 179 с.
51 Бекк, Е. А. Инновационные технологии формирования экологической культуры младших школьников во внеклассной работе // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2015. - №3. - С. 11¬13.
52 Гришин, Л. А. Экологическая игра, как средство формирования ответственного отношения младших школьников к природе // Материалы VI
Международной студенческой электронной научной конференции «Студенческий научный форум».
53 Гирусов, Э. В. Природные основы экологической культуры. - 1989.
54 Максимова, М. В. Роль игры в экологическом воспитании дошкольников // Молодой ученый. - 2015. - №22. - С. 826-830.
55 Бодрова, Л. А. Проектная деятельность как средство формирования экологической культуры школьников // Ярославский педагогический вестник. - 2012. - № 1. - Т. 2. - С. 69-72.
56 Хайзбулина, И. А., Николаева, И. И. Формирование экологической культуры младших школьников в учебно-воспитательном процессе начальной школы // Международный студенческий научный вестник. - 2017. - № 3.
57 Пушкарева, С. С., Иванова, Н. А. Сторителлинг как средство формирования экологической грамотности младших школьников // Молодой ученый. - 2017. - №15.2. - С. 154-156.
58 Зеленый кошелек [Электронный ресурс] : Режим доступа:
http://www.greenpurse.ru/
59 Большая Байкальская Тропа [Электронный ресурс] : Режим
доступа: https:// greatbaikaltrail. org/


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ