Формирование знаний правил дорожного движения посредством игровой деятельности Николаевский - на - Амуре промышленно-гуманитарный техникум
|
Проведено эмпирическое исследование.
База исследования: муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение с приоритетным осуществлением деятельности по художественно - эстетическому развитию детей детский сад № 2 «Белочка» (Хабаровский край, г. Николаевск-на-Амуре).
Выборка: 24 ребенка и 15 родителей старшей группы.
Есть приложения.
Введение……………………………………………………………………… 3
1 Теоретические основы изучения формирования представлений у детей старшего дошкольного возраста о правилах дорожного движения…6
1.1 Сущность понятия «правила дорожного движения» в психолого - педагогической литературе………………………6
1.2 Особенности организации педагогического процесса по формированию представлений у детей старшего дошкольного возраста о правилах дорожного движения……………………10
1.3 Методы формирования у детей 5-6 лет представлений о правилах дорожного движения…14
2. Опытно-экспериментальная работа по исследованию эффективности формирования основ безопасного поведения детей старшего дошкольного возраста…………17
2.1 Выявление уровня сформированности у детей старшего дошкольного возраста представлений о правилах дорожного движения…………17
2.2 Анализ и интерпретация полученных результатов………… 19
2.3 Программа по формированию знаний правил дорожного движения посредством игровой деятельности у детей старшего возраста……25
2.4 Результаты исследования и их интерпретация……… 27
Заключение……………………………………………………….. 33
Список использованных источников………… 36
Приложение……………………………………………………… 38
База исследования: муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение с приоритетным осуществлением деятельности по художественно - эстетическому развитию детей детский сад № 2 «Белочка» (Хабаровский край, г. Николаевск-на-Амуре).
Выборка: 24 ребенка и 15 родителей старшей группы.
Есть приложения.
Введение……………………………………………………………………… 3
1 Теоретические основы изучения формирования представлений у детей старшего дошкольного возраста о правилах дорожного движения…6
1.1 Сущность понятия «правила дорожного движения» в психолого - педагогической литературе………………………6
1.2 Особенности организации педагогического процесса по формированию представлений у детей старшего дошкольного возраста о правилах дорожного движения……………………10
1.3 Методы формирования у детей 5-6 лет представлений о правилах дорожного движения…14
2. Опытно-экспериментальная работа по исследованию эффективности формирования основ безопасного поведения детей старшего дошкольного возраста…………17
2.1 Выявление уровня сформированности у детей старшего дошкольного возраста представлений о правилах дорожного движения…………17
2.2 Анализ и интерпретация полученных результатов………… 19
2.3 Программа по формированию знаний правил дорожного движения посредством игровой деятельности у детей старшего возраста……25
2.4 Результаты исследования и их интерпретация……… 27
Заключение……………………………………………………….. 33
Список использованных источников………… 36
Приложение……………………………………………………… 38
В настоящее время вопросам безопасного поведения на дороге подрастающего поколения уделяется много внимания. Но проблема безопасного поведения на улицах по-прежнему сохраняет свою актуальность.
Ежедневно, выходя на улицу, дети наравне со взрослыми являются непосредственными участниками дорожного движения. Они осваивают роль пешехода, пассажира и велосипедиста для начала рядом со взрослыми, а затем и самостоятельно.
Дети - самая уязвимая категория участников дорожного движения. Зачастую виновниками дорожно-транспортных происшествий являются они сами, играя вблизи дорог, катаясь на велосипедах по дорогам, переходя улицу в неположенных местах, играя в игры кто перебежит перед машиной, неправильно входят в транспортные средства и выходят из них. За каждой из дорожных трагедий - судьба ребёнка и горе родителей. Из года в год стремительно растет число транспорта. [16, с.79]
Максимально защитить их от возможной беды - обязанность родителей и воспитателей. Но очень часто родители недостаточно уделяют времени обучению ребенка правилам безопасности, они просто ограничиваются запретами, что наоборот вызывает у ребенка все больший интерес, а порой и сами «демонстрируют» неправильное поведение на дороге.
Для воспитателей главной задачей является формирование у ребенка сознательного отношения к соблюдению правил безопасного поведения на улице, выработка прочной привычки в применении знаний и выполнении правил в обыденной жизни. При этом педагог должен четко знать все особенности воспитания дорожной грамотности у дошкольников. Высокий уровень детского дорожно-транспортного травматизма во многом обусловлен недостатками в организации воспитания и обучения детей дошкольного возраста безопасному поведению на улице. [20, с.45].
Познавая окружающий мир, дети часто сталкиваются с опасностями и становятся жертвами своего незнания, беспечности и легкомыслия. У них нет опыта, знаний, и не сформированы навыки безопасного участия в дорожном движении. Большинство дошкольников не знают, как себя вести в той или иной ситуации. Поэтому воспитатели, педагогические работники и родители должны помочь ребенку стать дисциплинированным пешеходом, неукоснительно выполняющим ПДД. [10, с.15]
Н.Н. Авдеевым, Е.П. Арнаутовой, К.Ю. Белой, Е.Ю. Протасовой, Э.Я. Степаненковой, Р.Б. Стеркиным изучалась проблема профилактики детского дорожно-транспортного травматизма, создания системы целенаправленного обеспечения детей знаниями и ценностными ориентирами с целью формирования представлений о правилах дорожного движения, воспитания осознанного безопасного поведения на улице, исследовались разнообразные формы, методы и приемы воспитательно - образовательного процесса. Однако до сих пор остается актуальным поиск эффективных методов и средств формирования представлений детей о правилах дорожного движения, воспитании личности, которая не только владеет знаниями по безопасному поведению, но и уважает здоровье и жизнь другого человека.
Это ведет к возникновению противоречия между потребностями современных родителей в безопасности детей дошкольного возраста и недостаточной разработанностью проблемы формированием знаний о правилах дорожного движения у детей старшего дошкольного возраста посредством игровой деятельности.
Таким образом, мы можем выявить актуальную проблему исследования: каковы возможности игровой деятельности как средства формирования у детей представлений о правилах дорожного движения?
Актуальность выделенной проблемы позволила сформулировать тему исследования: «Формирование знаний правил дорожного движения посредством игровой деятельности».
Цель исследования: выявить эффективность игровой деятельности в формирований знаний правил дорожного движения у детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования - процесс формирования у детей знаний о правилах дорожного движения.
Предмет исследования: игровая деятельность как эффективная форма формирование навыков безопасного участия в дорожном движении детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме формирования у детей представлений о правилах дорожного движения.
2. Выявить уровень сформированности у детей 5-6 лет представлений о правилах дорожного движения.
3. Определить и апробировать содержание работы по формированиюу детей 5-6 лет знаний о правилах дорожного движения посредством игровой деятельности.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что игровая деятельность является эффективным методом в формировании знаний правил дорожного движения.
Методы исследования: анализ научно-методической литературы, констатирующий, формирующий и контрольный этапы психолого - педагогического эксперимента, качественная и количественная обработка полученных результатов.
Теоретическая и практическая значимость: рассмотрены вопросы, определена роль игрововой деятельности, подобрана система в области обучения дошкольников ПДД.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка источников информации.
Ежедневно, выходя на улицу, дети наравне со взрослыми являются непосредственными участниками дорожного движения. Они осваивают роль пешехода, пассажира и велосипедиста для начала рядом со взрослыми, а затем и самостоятельно.
Дети - самая уязвимая категория участников дорожного движения. Зачастую виновниками дорожно-транспортных происшествий являются они сами, играя вблизи дорог, катаясь на велосипедах по дорогам, переходя улицу в неположенных местах, играя в игры кто перебежит перед машиной, неправильно входят в транспортные средства и выходят из них. За каждой из дорожных трагедий - судьба ребёнка и горе родителей. Из года в год стремительно растет число транспорта. [16, с.79]
Максимально защитить их от возможной беды - обязанность родителей и воспитателей. Но очень часто родители недостаточно уделяют времени обучению ребенка правилам безопасности, они просто ограничиваются запретами, что наоборот вызывает у ребенка все больший интерес, а порой и сами «демонстрируют» неправильное поведение на дороге.
Для воспитателей главной задачей является формирование у ребенка сознательного отношения к соблюдению правил безопасного поведения на улице, выработка прочной привычки в применении знаний и выполнении правил в обыденной жизни. При этом педагог должен четко знать все особенности воспитания дорожной грамотности у дошкольников. Высокий уровень детского дорожно-транспортного травматизма во многом обусловлен недостатками в организации воспитания и обучения детей дошкольного возраста безопасному поведению на улице. [20, с.45].
Познавая окружающий мир, дети часто сталкиваются с опасностями и становятся жертвами своего незнания, беспечности и легкомыслия. У них нет опыта, знаний, и не сформированы навыки безопасного участия в дорожном движении. Большинство дошкольников не знают, как себя вести в той или иной ситуации. Поэтому воспитатели, педагогические работники и родители должны помочь ребенку стать дисциплинированным пешеходом, неукоснительно выполняющим ПДД. [10, с.15]
Н.Н. Авдеевым, Е.П. Арнаутовой, К.Ю. Белой, Е.Ю. Протасовой, Э.Я. Степаненковой, Р.Б. Стеркиным изучалась проблема профилактики детского дорожно-транспортного травматизма, создания системы целенаправленного обеспечения детей знаниями и ценностными ориентирами с целью формирования представлений о правилах дорожного движения, воспитания осознанного безопасного поведения на улице, исследовались разнообразные формы, методы и приемы воспитательно - образовательного процесса. Однако до сих пор остается актуальным поиск эффективных методов и средств формирования представлений детей о правилах дорожного движения, воспитании личности, которая не только владеет знаниями по безопасному поведению, но и уважает здоровье и жизнь другого человека.
Это ведет к возникновению противоречия между потребностями современных родителей в безопасности детей дошкольного возраста и недостаточной разработанностью проблемы формированием знаний о правилах дорожного движения у детей старшего дошкольного возраста посредством игровой деятельности.
Таким образом, мы можем выявить актуальную проблему исследования: каковы возможности игровой деятельности как средства формирования у детей представлений о правилах дорожного движения?
Актуальность выделенной проблемы позволила сформулировать тему исследования: «Формирование знаний правил дорожного движения посредством игровой деятельности».
Цель исследования: выявить эффективность игровой деятельности в формирований знаний правил дорожного движения у детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования - процесс формирования у детей знаний о правилах дорожного движения.
Предмет исследования: игровая деятельность как эффективная форма формирование навыков безопасного участия в дорожном движении детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме формирования у детей представлений о правилах дорожного движения.
2. Выявить уровень сформированности у детей 5-6 лет представлений о правилах дорожного движения.
3. Определить и апробировать содержание работы по формированиюу детей 5-6 лет знаний о правилах дорожного движения посредством игровой деятельности.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что игровая деятельность является эффективным методом в формировании знаний правил дорожного движения.
Методы исследования: анализ научно-методической литературы, констатирующий, формирующий и контрольный этапы психолого - педагогического эксперимента, качественная и количественная обработка полученных результатов.
Теоретическая и практическая значимость: рассмотрены вопросы, определена роль игрововой деятельности, подобрана система в области обучения дошкольников ПДД.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка источников информации.
Анализируя всё выше изложенное можно сказать, что систематическая работа с детьми по обучению правилам дорожного движения, использование эффективных, современных методов и приемов, которые педагог может определять самостоятельно в соответствии с задачами воспитания и обучения, возрастными и индивидуальными особенностями детей, спецификой их образовательных потребностей и интересов дают положительные результаты.
В ФОП ДО достаточно подробно отражены воспитательные задачи и содержание образовательной деятельности в сфере дорожно-транспортной безопасности. позволяют в кротчайший срок передать большую по объему информацию, поставить перед дошкольниками проблемы и указать пути их решения, вызвать в сознании яркие картины и дорожные ситуации, активизировать память и чувства. Содержание образования в них определяется действующими правилами дорожного движения.
Специфика формирования представлений о правилах дорожного движения у детей старшего дошкольного возраста состоит в педагогической
работе по передаче детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода, и пассажира транспортного средства, которая строится, постепенно усложняясь: представлений об основных источниках опасности на улице, приобщения к безопасному поведению на проезжей части дороги, при переходе улиц, перекрестков, при перемещении в автомобиле до осознанного выполнения основных правил безопасного поведения в стандартных опасных ситуациях, возникающих на дороге.
Так же проанализировав методическую литературу можно сказать, что проблема формирования навыков безопасного поведения детей на дороге является одной из актуальных в развитие дошкольников. В своих работах исследователи подчёркивали важность взаимодействия педагогов и родителей по осуществлению работы в направление безопасного движения на дороге.
Интерес к данной проблеме в научно-методической литературе достаточно высокий имеется достаточно большое количество междисциплинарных исследований по формированию безопасного поведения дошкольников на дороге и по овладению компетенциями воспитателей по организации целенаправленного психолого-педагогического сопровождения процесса формирования безопасного поведения ребенка на дороге с раннего возраста.
Дети дошкольного возраста отличаются повышенной восприимчивостью и впечатлительностью, поэтому дошкольный возраст является наиболее благоприятным периодом для формирования основ безопасного поведения в различных сферах жизнедеятельности. Особое значение имеет подбор эффективных методов и приемов, направленных не только на защиту ребенка, но и формирующих навыки поведения на дороге, ситуациях, подготавливающих ко встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями.
По мнению большинства исследователей данной проблемы, наиболее эффективным является использование игровых методов и приемов для формирования знании правил дорожного движения у детей дошкольного возраста, таких, как дидактические игры, игры-драматизации, игровые проблемные ситуации, игровое моделирование, игровые персонажи. Среди способов формирования безопасного поведения выделяю также: «погружение» в виртуальную среду, «погружение» в моделируемую среду, и средства -художественные и мультимедийные средства, дидактические игры и проблемные ситуации.
В ходе экспериментального исследования была апробирована программа по формированию знаний правил дорожного движения у детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность.
Результаты констатирующего этапа продемонстрировали недостаточный уровень сформированности знаний правил дорожного движения у значительного числа обследованных дошкольников. Это определило необходимость поиска условий для развития знаний правил дорожного движения.
На формирующем этапе эксперимента осуществлялась реализация программа по формированию знаний правил дорожного движения у детей старшего дошкольного возраста посредством игровой деятельности. Основными направлениями деятельности по формированию знаний правил дорожного движения у дошкольников являются: развивающая работа, психологическое просвещение и организация предметно-развивающей среды. Первое направление включало в себя проведение игр на формирование знаний правил дорожного движения у дошкольников. Для формирования безопасного поведения на дороге использовались различные виды игр: игры-эстафеты, дидактические игры, сюжетно-ролевые игры. Работа с родителями по формированию основ безопасного поведения дошкольников, включает в себя просветительскую, консультационную деятельность, проведение различных конкурсов, оформление папки-передвижки. В целях реализации программы формирования знании правил дорожного движения у дошкольников в предметно-развивающую. среду группы включен уголок безопасности
На контрольном этапе эксперимента наблюдается существенная положительная динамика в показателях когнитивного и поведенческого компонентов безопасного поведения. Это является свидетельством того, что игры способствуют формированию поведенческого и когнитивного компонентов безопасного поведения. Таким образом, проведенное экспериментальное исследование продемонстрировало свою эффективность. Следовательно, цель нашего исследования достигнута, задачи выполнены.
В ФОП ДО достаточно подробно отражены воспитательные задачи и содержание образовательной деятельности в сфере дорожно-транспортной безопасности. позволяют в кротчайший срок передать большую по объему информацию, поставить перед дошкольниками проблемы и указать пути их решения, вызвать в сознании яркие картины и дорожные ситуации, активизировать память и чувства. Содержание образования в них определяется действующими правилами дорожного движения.
Специфика формирования представлений о правилах дорожного движения у детей старшего дошкольного возраста состоит в педагогической
работе по передаче детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода, и пассажира транспортного средства, которая строится, постепенно усложняясь: представлений об основных источниках опасности на улице, приобщения к безопасному поведению на проезжей части дороги, при переходе улиц, перекрестков, при перемещении в автомобиле до осознанного выполнения основных правил безопасного поведения в стандартных опасных ситуациях, возникающих на дороге.
Так же проанализировав методическую литературу можно сказать, что проблема формирования навыков безопасного поведения детей на дороге является одной из актуальных в развитие дошкольников. В своих работах исследователи подчёркивали важность взаимодействия педагогов и родителей по осуществлению работы в направление безопасного движения на дороге.
Интерес к данной проблеме в научно-методической литературе достаточно высокий имеется достаточно большое количество междисциплинарных исследований по формированию безопасного поведения дошкольников на дороге и по овладению компетенциями воспитателей по организации целенаправленного психолого-педагогического сопровождения процесса формирования безопасного поведения ребенка на дороге с раннего возраста.
Дети дошкольного возраста отличаются повышенной восприимчивостью и впечатлительностью, поэтому дошкольный возраст является наиболее благоприятным периодом для формирования основ безопасного поведения в различных сферах жизнедеятельности. Особое значение имеет подбор эффективных методов и приемов, направленных не только на защиту ребенка, но и формирующих навыки поведения на дороге, ситуациях, подготавливающих ко встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями.
По мнению большинства исследователей данной проблемы, наиболее эффективным является использование игровых методов и приемов для формирования знании правил дорожного движения у детей дошкольного возраста, таких, как дидактические игры, игры-драматизации, игровые проблемные ситуации, игровое моделирование, игровые персонажи. Среди способов формирования безопасного поведения выделяю также: «погружение» в виртуальную среду, «погружение» в моделируемую среду, и средства -художественные и мультимедийные средства, дидактические игры и проблемные ситуации.
В ходе экспериментального исследования была апробирована программа по формированию знаний правил дорожного движения у детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность.
Результаты констатирующего этапа продемонстрировали недостаточный уровень сформированности знаний правил дорожного движения у значительного числа обследованных дошкольников. Это определило необходимость поиска условий для развития знаний правил дорожного движения.
На формирующем этапе эксперимента осуществлялась реализация программа по формированию знаний правил дорожного движения у детей старшего дошкольного возраста посредством игровой деятельности. Основными направлениями деятельности по формированию знаний правил дорожного движения у дошкольников являются: развивающая работа, психологическое просвещение и организация предметно-развивающей среды. Первое направление включало в себя проведение игр на формирование знаний правил дорожного движения у дошкольников. Для формирования безопасного поведения на дороге использовались различные виды игр: игры-эстафеты, дидактические игры, сюжетно-ролевые игры. Работа с родителями по формированию основ безопасного поведения дошкольников, включает в себя просветительскую, консультационную деятельность, проведение различных конкурсов, оформление папки-передвижки. В целях реализации программы формирования знании правил дорожного движения у дошкольников в предметно-развивающую. среду группы включен уголок безопасности
На контрольном этапе эксперимента наблюдается существенная положительная динамика в показателях когнитивного и поведенческого компонентов безопасного поведения. Это является свидетельством того, что игры способствуют формированию поведенческого и когнитивного компонентов безопасного поведения. Таким образом, проведенное экспериментальное исследование продемонстрировало свою эффективность. Следовательно, цель нашего исследования достигнута, задачи выполнены.



