Административное задержание как мера административно-процессуального принуждения (Российская Академия Народного Хозяйства и Государственной Службы (Смоленский филиал))
Введение…………………………………………………………………………..3
1. Место и роль административного задержания в системе мер административного принуждения
1.1 Понятие и правовая природа административного задержания…….7
1.2 Основания административного задержания 14
2. Организационные основы реализации административного задержания
2.1 Организационно-правовые вопросы осуществления административного задержания..22
2.2 Проблемы правовой регламентации и основные направления совершенствования административного задержания…………………………34
Заключение……………………………………………………………………….42
Библиографический список………45
Приложение………………………………………………………………………49
Российская Федерация как демократическое, социальное, правовое государство обязано обеспечить стабильность общественных отношений, защиту интересов личности, общества и государства. Фундаментальную роль в успешном решении социально-экономических проблем в Российской Федерации играет принятая 12 декабря 1993 года Конституция Российской Федерации. С этого момента основной ценностью являются права и свободы человека и гражданина.
Данный ориентир послужил толчком к принятию в Российской Федерации огромного массива нормативных актов, направленных на совершенствование комплекса демократических идей, отражающих интересы, потребности, культуру и многообразие общества.
Вместе с тем предоставление населению определенного объема прав предполагает и соблюдение корреспондирующих этим правам обязанностей. Неотъемлемым элементом системы субъективных прав и обязанностей является механизм их обеспечения государством в целях организации общественного порядка.
В этих целях компетентные государственные органы и должностные лица наделены правом применять ряд мер административно-принудительного характера, которые получили в Кодексе об административных правонарушениях Российской Федерации название «меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях».
Актуальность выпускной квалификационной работы обоснована тем, что институт административного задержания занимает важное место в системе мер административного принуждения, создавая необходимые и легитимные условия для установления личности правонарушителя и обстоятельств совершения административного правонарушения.
Административное задержание считается самой жесткой мерой обеспечения производства по делу об административном правонарушении, поскольку существенно ограничивает конституционное право человека на свободу и личную неприкосновенность.
Применение административного задержания обосновано необходимостью ограничения передвижения антиобщественных элементов и их изоляции с целью прекращения противоправной деятельности и уменьшения угрозы, которую они представляют для окружающих.
Научные исследования подтверждают высокий уровень внимания, уделяемого административному задержанию как мере обеспечения проведения процесса в отношении административных правонарушений, предусмотренного Кодексом об административных правонарушениях РФ. Более того, в российском законодательстве существует множество нормативных актов, выходящих за рамки установленных КоАП РФ, которые регулируют и предусматривают различные формы административного задержания.
Задержание прямо затрагивает честь и достоинство гражданина, поэтому необходимо ясное и строгое нормативно-правовое регулирование оснований и процедуры проведения задержания.
К сожалению, некоторые элементы процедуры административного задержания не в полной мере урегулированы действующим административным законодательством, невысок научно-методический уровень разработки организационно-тактических основ задержания, что служит основным источником конфликтных ситуаций, возникающих между должностным лицом уполномоченным осуществлять административное задержание и задерживаемым лицом, при применении данной принудительной меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях.
Развитие и реализация института административного задержания должно способствовать укреплению авторитета органов исполнительной власти за счет образования юридических предпосылок совершенствования единой государственной административной политики в соответствии с принципами административного законодательства как правовой основы защиты прав, свобод и законных интересов граждан Российской Федерации.
Таким образом, действующие российские законы об административном правонарушении, включая в первую очередь Кодекс об административных правонарушениях РФ, нуждаются в изменениях, так как они содержат определенные противоречия и законодательные пробелы в этой области. Именно это стало основанием для выбора темы данного исследования.
Объектом выпускной квалификационной работы являются общественные отношения, возникающие в связи с реализацией такой меры административно-процессуального принуждения как административное задержание.
Предметом выпускной квалификационной работы являются нормы Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, регламентирующие правовые основания и процессуальный порядок административного задержания, нормативное правовое регулирование порядка осуществления иных видов задержания, а также практика применения рассматриваемой меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях в органах внутренних дел (полиции).
Цель выпускной квалификационной работы – исследование административного задержания как меры административно-процессуального принуждения.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. исследовать понятие и признаки административных правонарушений в сфере трудовых отношений;
2. проанализировать основания административного задержания;
3. рассмотреть организационно-правовые вопросы осуществления административного задержания;
4. выявить проблемы правовой регламентации и основные направления совершенствования административного задержания.
Методологической основой выпускной квалификационной работы послужила метод материалистической диалектики как всеобщий метод познания действительности и вытекающие из него частнонаучные методы исследования: системный, функционального анализа, сравнительного правоведения, историко-логический, социологический.
Теоретическую основу выпускной квалификационной работы составили научные статьи, учебники и учебные пособия таких ученых как: А. В. Кирин, М. Б. Смоленского, А. В. Мелехина и др.
Правовую основу выпускной квалификационной работы составили положения Конституции Российской Федерации, Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации, иное федеральное законодательство РФ, а также иные правовые акты, регламентирующие положения об административном задержании.
Административное задержание является одной из мер административного принуждения, применяемой для предотвращения или пресечения совершения административных правонарушений. Его основная цель заключается в обеспечении проведения производства по делам об административных правонарушениях путем временного ограничения свободы движения лица, подозреваемого в совершении правонарушения. Эта мера исключает возможность противодействия со стороны задержанного и обеспечивает выполнение решения, вынесенного по соответствующему административному делу.
Подходя к понятию задержания с точки зрения науки, оно может быть определено как временное ограничение свободы физического лица на определенный период времени. Это ограничение вводится с целью решения вопросов, связанных с предполагаемым совершением преступления, административного правонарушения или других юридических оснований, указанных в соответствующих нормативных актах.
Сущность административного задержания заключается в ограничении свободы физического лица. Данная мера обеспечения производства в соответствии с действующим законодательством может быть применена в исключительных случаях, если это необходимо для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении, исполнения постановления по делу об административном правонарушении.
Целью задержания как обеспечительной меры является создание условий для проведения производства по делу о соответствующем административном правонарушении, с тем, чтобы были проверены факты, подтверждены или устранены конкретные подозрения, обосновывающие задержание, подготовлены необходимые документы для передачи дела на рассмотрение суда.
Основания задержания — это предпосылки проведения задержания, обстоятельства, требующиеся для признания задержания законным. Основаниями административного задержания являются: правильное и своевременное рассмотрение дела об административном правонарушении; исполнение постановления по делу об административном правонарушении.
Фактическими основаниями для применения административного задержания являются ряд обстоятельств. В первую очередь, это отсутствие у лица документов, подтверждающих его личность, либо отказ лица предоставить такие сведения. Также задержание может быть применено, если лицо игнорирует законные требования о прекращении совершения административного правонарушения. Другим важным фактором является наличие достаточных оснований полагать, что лицо попытается скрыться или уклониться от исполнения наказания. Административное задержание может быть применено в случае совершения лицом административного правонарушения, за которое предусмотрено наказание в виде административного ареста.
Мотивы задержания — необходимость устранить обстоятельства, препятствующие составлению протокола об административном правонарушении, либо необходимость совершить различные процессуальные действия для выяснения обстоятельств совершения административных правонарушений, посягающих на установленный режим Государственной границы, связанных с нарушением таможенных правил или влекущих в качестве одной из мер административного наказания административный арест.
Отсутствие четкого определения административного задержания в Федеральном законе «О полиции» создает определенные проблемы для сотрудников полиции в понимании и применении данной процессуальной меры. Несмотря на наличие перечня оснований для применения задержания, неопределенность в понимании самого процесса и его характеристик может привести к ошибкам и неправомерным действиям со стороны правоохранительных органов.
Непонятное и противоречащее логике закона определение целей и мотивов применения административного задержания в ч. 1 ст. 27.3 КоАП РФ нуждается в дополнении. Предлагается дополнить его фразой: «Эта мера применяется, когда необходимо устранить обстоятельства, препятствующие составлению протокола об административном правонарушении, либо при необходимости совершить различные процессуальные действия для выяснения обстоятельств совершения административных правонарушений, посягающих на установленный режим Государственной границы, связанных с нарушением таможенных правил или влекущих в качестве одной из мер административного наказания административный арест».
Определение категорий лиц, которые не могут быть подвергнуты административному задержанию, является важным аспектом в правовом регулировании данной процедуры. Отсутствие четкого законодательного определения таких категорий может привести к неправомерному ограничению свободы граждан и нарушению их прав. Изучение федеральных законов, которые могут напрямую регулировать этот вопрос, является необходимым шагом для разработки соответствующих правовых механизмов. Закрепление в КоАП РФ круга лиц, которые не подлежат административному задержанию, может стать эффективным решением данной проблемы.
Итак, составление протокола об административном задержании часто вызывает множество трудностей, таֹк как правильное его составление и заполнение не в полной мере регламентированֹо КоАП РФ, следовательно, необходимо дополнить данный Кодекс в части, касающейся правил составления протоколֹа об административном задержании.
1. Конвенция о защите прав человека и основных свобод (Заключена в г. Риме 04.11.1950) (с изм. от 24.06.2013) (вместе с Протоколом [№ 1] (Подписан в г. Париже 20.03.1952), Протоколом № 4 об обеспечении некоторых прав и свобод помимо тех, которые уже включены в Конвенцию и первый Протокол к ней (Подписан в г. Страсбурге 16.09.1963), Протоколом № 7 (Подписан в г. Страсбурге 22.11.1984)) // Собрание законодательства РФ, 08.01.2001, N 2, ст. 163
2. Международный пакт о гражданских и политических правах (Принят 16.12.1966 Резолюцией 2200 (XXI) на 1496-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН) // Ведомости Верховного Совета СССР, 28.04.1976, N 17, ст. 291
3. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный текст Конституции РФ с внесенными поправками от 14.03.2020 опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020.
4. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 15.10.2020, с изм. от 16.10.2020) // Российская газета, N 256, 31.12.2001
5. Федеральный конституционный закон от 30.01.2002 N 1-ФКЗ (ред. от 13.12.2024) «О военном положении» // Российская газета, N 21, 02.02.2002.
6. Федеральный закон от 08.05.1994 N 3-ФЗ (ред. от 13.07.2024) «О статусе сенатора Российской Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» // Российская газета, N 130, 08.07.1999.
7. Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 13.12.2024) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2025) // Российская газета, N 202, 08.10.2003.
8. Федеральный закон от 07.02.2011 № 3-ФЗ (ред. от 28.12.2024) «О полиции» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2025) // Российская газета, N 25, 08.02.2011.
9. Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ (ред. от 28.12.2024) «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2025) // Российская газета, N 263, 23.11.2011.
10. Федеральный закон от 21.12.2021 N 414-ФЗ (ред. от 13.12.2024) «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2025) // Российская газета, N 294, 27.12.2021.
11. Постановление Правительства РФ от 15.10.2003 N 627 (ред. от 26.11.2013) «Об утверждении Положения об условиях содержания лиц, задержанных за административное правонарушение, нормах питания и порядке медицинского обслуживания таких лиц» // Российская газета, N 211, 21.10.2003.
12. Постановление Правительства РФ от 11.04.2005 N 205 (ред. от 24.08.2020) «О минимальных нормах питания и материально-бытового обеспечения осужденных к лишению свободы, а также о нормах питания и материально-бытового обеспечения подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в следственных изоляторах Федеральной службы исполнения наказаний, в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел Российской Федерации и пограничных органов федеральной службы безопасности, лиц, подвергнутых административному аресту, задержанных лиц в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации на мирное время» // Российская газета, N 78, 15.04.2005.
13. Постановлением Пленума Верховного Судֹа РФ от 2ֹ4 марта 2005 г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов прֹи применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»
14. Определение Конституционного Суда РФ от 04.04.2006 N 101-О «По жалобе гражданина Республики Таджикистан Насруллоева Хабибулло на нарушение его конституционных прав частями первой и второй статьи 466 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации»
15. Апелляционное определение Пермского краевого суда от 21.07.2015 по делу N 33-7114-2015
16. Административное право: учебное пособие / Г.Н. Василенко, А.М. Воронов, М.М. Дикажев; под ред. А. П. Шергина, О. В. Зиборова, В. И. Кайнова. – Москва: Юнити-Дана, 2021. – 473 с.
17. Административное право: учебник и практикум для вузов / под редакцией А. И. Стахова. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2025. – 480 с.
18. Административное право: учебник / под общ. ред. А. С. Телегина; Пермский государственный национальный исследовательский университет. – Пермь, 2020. – 340 с.
19. Административно-деликтное право: учебник / А. В. Кирин; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». – М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2023. – 542 с.
20. Административное право РФ: учебник / А. В. Мелехин, Т. А. Диканова, И. Б. Кардашова [и др.]; под ред. А. В. Мелехина. — Москва: Юстиция, 2023. – 502 с.
21. Алехин А.П., Кармалицкий, А.А., Козлов, Ю.М. Административное право РФ: учебник / А.П. Алехин. – М., Зерцало, 2020. – 240 с.
22. Братановский С. Н. Административное право России: учебник / С. Н. Братановский, Н.В. Галицкая. – Москва: Директ-Медиа, 2022. – 304 с.
23. Иванов Д. В. Административное право Российской Федерации: учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению подготовки бакалавров «Юриспруденция» / Д.В. Иванов. – Москва: Университет Синергия, 2020. – 300 с.
24. Осинцев Д.В. Административное право: учебник для вузов / Д. В. Осинцев. – 5-е изд. – Москва: Юрайт, 2024. – 617 с.
25. Смоленский М.Б., Административное право: учебник / М. Б. Смоленский, М. В. Алексеева. – Москва: КноРус, 2024. – 248 с.