КОММУНИКАТИВНЫЕ СТРАТЕГИИ В ОНЛАЙН-КУРСЕ (НА ПРИМЕРЕ DUOLINGO И LINGUALEO)
|
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Онлайн-курс как речевой жанр 5
1.1 Характеристика педагогического дискурса 5
1.2 Характеристика Интернет-дискурса 10
1.3 К определению понятия «речевой жанр» 22
1.4 Характеристика речевого жанра «онлайн-курс» 24
Выводы по первой главе 30
Глава 2. Коммуникативные стратегии в онлайн-курсе 32
2.1 К определению понятий коммуникативных стратегий и тактик 32
2.2 Типология коммуникативных стратегий в онлайн-курсе 33
2.3 Объясняющая стратегия: основные характеристики 35
2.4 Оценивающая стратегия: основные характеристики 38
2.5 Содействующая стратегия: основные характеристики 39
2.6 Организующая стратегия: основные характеристики 41
2.7 Контролирующая стратегия: основные характеристики 42
Выводы по второй главе 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 50
Глава 1. Онлайн-курс как речевой жанр 5
1.1 Характеристика педагогического дискурса 5
1.2 Характеристика Интернет-дискурса 10
1.3 К определению понятия «речевой жанр» 22
1.4 Характеристика речевого жанра «онлайн-курс» 24
Выводы по первой главе 30
Глава 2. Коммуникативные стратегии в онлайн-курсе 32
2.1 К определению понятий коммуникативных стратегий и тактик 32
2.2 Типология коммуникативных стратегий в онлайн-курсе 33
2.3 Объясняющая стратегия: основные характеристики 35
2.4 Оценивающая стратегия: основные характеристики 38
2.5 Содействующая стратегия: основные характеристики 39
2.6 Организующая стратегия: основные характеристики 41
2.7 Контролирующая стратегия: основные характеристики 42
Выводы по второй главе 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 50
Данная работа посвящена исследованию особенностей реализации коммуникативных стратегий педагогического дискурса в онлайн-курсе, обусловленных спецификой виртуального канала связи, особенностями онлайн-курсов Duolingo и Lingualeo.
Актуальность работы обусловлена изменениями, происходящими в педагогической парадигме под влиянием компьютерных технологий (Добренькова Е.В., Нестерова Т.Г., Рыбинцева Н.О., Серостанова Н.Н. и др.). Современное образование активно использует Интернет-технологии, а также VR/AR, ИИ и др.
Также актуальность работы обусловлена пристальным вниманием исследователей к речевым жанрам и жанровой организации Интернет дискурса (Е.И. Горошко, О.В. Лутовинова, Л.Ю. Щипицина и др.). В фокусе нашего внимания находится гибридный речевой жанр онлайн-курс, возникший на стыке педагогического и Интернет-дискурсов.
Дискурсивные изменения образовательной сферы приводят к изменению коммуникативных тактик, являющихся конкретной реализацией коммуникативных стратегий педагогического дискурса, востребованность исследования которых отражено в работах И.Н. Борисовой, О.С. Иссерс, В.И. Карасик, Ю.Ю. Поспелова, Ю.В. Сорокина, и др. Фиксирование подобных изменений также обуславливает актуальность нашего исследования.
Новизна исследования определяется тем, что в нашей работе:
1) Впервые описан онлайн-курс в качестве речевого жанра педагогического и Интернет-дискурсов;
2) Впервые описаны коммуникативные стратегии и тактики гибридного жанра онлайн-курса
Объект исследования - речевой жанр «онлайн-курс».
Предмет исследования - коммуникативные стратегии, используемые в онлайн курсе.
Цель работы - описать коммуникативные стратегии и их языковое воплощение.
Для выполнения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
1) Разграничить понятия образовательного и педагогического дискурса;
2) Охарактеризовать педагогический дискурс;
3) Описать Интернет-дискурс;
4) Описать речевой жанр «онлайн-курс»;
5) Выявить типы коммуникативных стратегий, используемых в речевом жанре «онлайн-курс»;
6) Определить особенности реализации данных коммуникативных стратегий;
7) Проанализировать тактики, реализующие коммуникативные стратегии в онлайн-курсе и их языковое воплощение.
Материалом исследования послужили тексты онлайн-курсов Duolingo и Lingualeo общим объемом 135 уникальных текстов.
Выбор методов исследования определяется его целью и задачами. Для описания содержательных особенностей онлайн-курс был использован интерпретативный метод. Для сбора материала был использован метод сплошной выборки. Для описания языкового воплощения исследуемых коммуникативных стратегий и тактик были использованы метод контекстуального анализа, а также методы дискурс анализа и стилистический анализа.
Структура работы: Квалификационная работа состоит из двух глав. В первой главе приводится теоретическое основа исследования, раскрываются понятия «Интернет-дискурс» и «Педагогический дискурс», а также описывается речевой жанр «онлайн-курс» с точки зрения модели описания. Во второй главе приводятся характеристика и типология коммуникативных стратегий с последующим анализом реализации данных стратегий в онлайн- курсе. В заключении подводятся итоги исследования
Актуальность работы обусловлена изменениями, происходящими в педагогической парадигме под влиянием компьютерных технологий (Добренькова Е.В., Нестерова Т.Г., Рыбинцева Н.О., Серостанова Н.Н. и др.). Современное образование активно использует Интернет-технологии, а также VR/AR, ИИ и др.
Также актуальность работы обусловлена пристальным вниманием исследователей к речевым жанрам и жанровой организации Интернет дискурса (Е.И. Горошко, О.В. Лутовинова, Л.Ю. Щипицина и др.). В фокусе нашего внимания находится гибридный речевой жанр онлайн-курс, возникший на стыке педагогического и Интернет-дискурсов.
Дискурсивные изменения образовательной сферы приводят к изменению коммуникативных тактик, являющихся конкретной реализацией коммуникативных стратегий педагогического дискурса, востребованность исследования которых отражено в работах И.Н. Борисовой, О.С. Иссерс, В.И. Карасик, Ю.Ю. Поспелова, Ю.В. Сорокина, и др. Фиксирование подобных изменений также обуславливает актуальность нашего исследования.
Новизна исследования определяется тем, что в нашей работе:
1) Впервые описан онлайн-курс в качестве речевого жанра педагогического и Интернет-дискурсов;
2) Впервые описаны коммуникативные стратегии и тактики гибридного жанра онлайн-курса
Объект исследования - речевой жанр «онлайн-курс».
Предмет исследования - коммуникативные стратегии, используемые в онлайн курсе.
Цель работы - описать коммуникативные стратегии и их языковое воплощение.
Для выполнения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
1) Разграничить понятия образовательного и педагогического дискурса;
2) Охарактеризовать педагогический дискурс;
3) Описать Интернет-дискурс;
4) Описать речевой жанр «онлайн-курс»;
5) Выявить типы коммуникативных стратегий, используемых в речевом жанре «онлайн-курс»;
6) Определить особенности реализации данных коммуникативных стратегий;
7) Проанализировать тактики, реализующие коммуникативные стратегии в онлайн-курсе и их языковое воплощение.
Материалом исследования послужили тексты онлайн-курсов Duolingo и Lingualeo общим объемом 135 уникальных текстов.
Выбор методов исследования определяется его целью и задачами. Для описания содержательных особенностей онлайн-курс был использован интерпретативный метод. Для сбора материала был использован метод сплошной выборки. Для описания языкового воплощения исследуемых коммуникативных стратегий и тактик были использованы метод контекстуального анализа, а также методы дискурс анализа и стилистический анализа.
Структура работы: Квалификационная работа состоит из двух глав. В первой главе приводится теоретическое основа исследования, раскрываются понятия «Интернет-дискурс» и «Педагогический дискурс», а также описывается речевой жанр «онлайн-курс» с точки зрения модели описания. Во второй главе приводятся характеристика и типология коммуникативных стратегий с последующим анализом реализации данных стратегий в онлайн- курсе. В заключении подводятся итоги исследования
В связи с активным развитием Интернет-коммуникации происходят значительные трансформации в сфере образования. Интеграция новых технологий, а также усиление аксиологического принципа, приводят появлению новых форм обучения. Особый интерес ученых представляет рассмотрение трансформации традиционных форм педагогического дискурса под влиянием виртуального канал связи. Несмотря на это, до сих пор не поднимался вопрос о рассмотрении онлайн-курсов по типу Duolingo и Lingualeo в качестве речевого жанра. Настоящее исследование должно положить начало изучению данного вида коммуникации.
Основу анализа гибридного жанра онлайн-курса составили описание дискурсов, формирующих его: Интернет-дискурс и педагогический дискурс. Педагогический дискурс существует в качестве более узкого понятия образовательный дискурс, и представляет собой коммуникацию между учеником и учителем во время занятия. Анализ параметров данного дискурса проводился, опираясь на модель В.И. Карасика, которая показала, что коммуникативная цель представляет собой систему передачи знаний и навыков ученику, а также воспитание его в качестве полноценного члена общества. К участникам данного дискурса относятся непосредственно ученик и учитель, коммуникация которых предстает в видео статусно-ролевых отношений, где у второго имеется намного больший социальный статус. Коммуникация в педагогическом дискурсе ограничена временем и местом проведения занятия, что выражается в видео различных жанровых форм: урок, лекция, экзамен, практика, семинар и пр. В качестве канала связи выступают как устный, так и письменный, где речь учителя обладает довольно клишированным характером, а также строится относительно его статуса и, соответственно, возможности оценивать действия ученика.
Трансформация учебной парадигмы происходит под влиянием Интернет-дискурса, суммируя все подходы к его изучению, можно определить как общение в виртуальной реальности посредством Интернета. В отличии от педагогического дискурса, Интернет-общение представляет собой уникальное слияние письменной и устной форм общения, где первое является средством выражения, а второе - коммуникативным фактором, определяющим форму общения. Подобное слияние побуждает пользователей замещать внеязыковые факторы устной речи (эмоции, жесты, мимика, тон и пр.) специальными письменными средствами, например смайлики, эмодзи, верхний регистр и т.д. Также на ведение коммуникации в Сети влияет виртуальный канал связи. Благодаря ему, между пользователями появляется дистантность, а их личность становится анонимной. Это приводит к статусной равноправности, сниженной нормативности и, зачастую, публичности коммуникации. В связи тем, сколько сфер жизни затрагивает Интернет, трудно определить точный список целей коммуникации. Однако некоторые исследователи выводят на первый план третичную социализацию и развлечение как принадлежащих собственно Интернет-дискурсу. Опираясь на типологию жанров Е.И. Горошко, в которой жанры разделяются на бумажные, дигитальные, конвергентные, мутированные и гибридные, мы определяем объект нашего исследования как гибридный жанр, существующий на стыке Интернет- и педагогического дискурсов.
Речевой жанр определяется нами как совокупность высказываний, объединенных общей смысловой направленностью, типичных для речевого поведения говорящего, обладающих ярко выраженной ситуативной спецификой и иллюстрирующих поведение говорящего как активного участника коммуникативного процесса. Двойственная суть выделяемого нами жанра находит свое отражение в модели анализа речевого жанра Т.В. Шмелевой. Коммуникативная цель сохраняет постулаты педагогического дискурса, заключаясь в передаче информации и становлении индивида как члена общества. С другой стороны, образ автора сменяется с учителя на маскота курса, за которых стоит команда разработчиков, возлагающих на себя ответственность за успешность обучения. Образ адресата расширяется, представляя собой любого человека, заинтересованного в изучении иностранного языка. Диктумное содержание сохраняет пропозицию педагогического дискурса, а именно передача информации и ее закрепление. Для языкового воплощения характерна неформальность Интернет-дискурса, а также построение отношений в горизонтальной плоскости. Статусность маскота в качестве учителя сохраняется за счет доверия пользователя к его компетентности.
Предметом нашего анализа являются коммуникативные стратегии. Они представляют собой набор средств, необходимых для реализации коммуникативной цели. Поскольку коммуникативная цель соотносится с глобальной целью дискурса, мы, вслед за В.И. Карасиком, выделяем пять коммуникативных стратегий: объясняющая, оценивающая, контролирующая, содействующая и организующая.
Объясняющая стратегия является важнейшей для реализации коммуникативной цели. Она заключается в передаче системы знаний от учителя к ученику, а также социальном воспитании. Данная стратегия реализуется посредством следующих коммуникативных тактик: «объяснение», «пример», «упражнение», «перевод слова», «контекстное погружение». Важной особенностью является следование заложенным педагогическим дискурсом основам. Онлайн-курсы сохраняют структуру проведения урока, начиная с сообщения теоретической информации, заканчивая ее практическим закреплением. Также для данной стратегии важен погружение в социокультурный контекст изучаемого языка, что проявляется в стремлении сформировать у пользователя картины мира посредством повествовательных предложений, передающих знания о грамматическом устройстве языка, а также его культурной части.
Оценивающая стратегия реализуется посредством нового для педагогического дискурса подхода - отсутствие отрицательной оценки. Онлайн-курсы строят неразрывную положительную связь с пользователем для удержания его внимания. Поэтому, данные платформы положительно оценивают почти любое действие пользователя.
Схожей функцией обладает и содействующая стратегия. Однако она направлена на организацию процесса обучения в момент, когда ученик не справляется с заданием и ему требуется эмоциональная поддержка. В силу отсутствия негативной оценки данные стратегии почти слились в одну, однако их все еще разделяет временной параметр использования, а также характер оценки. Так, для оценивающей стратегии характерно более нейтральная оценка, зачастую указывающая объективные достижения ученика, в то время как содействующая стратегия имеет более эмпатичный характер для мотивации пользователя попробовать еще раз и не забрасывать обучение.
Организующая стратегия основана на необходимости побудить пользователя выполнить задания и, тем самым, продолжить коммуникацию. Она выражается следующими тактиками: «название задания», «приветствие», «обращение». Называние задания выражается императивными конструкциями, которые необходимы для сохранения заинтересованности в выполнения заданий. Другие тактики больше направлены на поддержание коммуникации вне заданий, строя близкую связь с учеником посредством приветствия, как в полноценном диалоге, или личного обращения.
Контролирующая стратегия заключается в фиксации готовности ученика продолжать обучение. Поскольку в онлайн-курсе происходит коммуникация с неживой системой, которая не может воспринимать ответы в свободной форме, для реализации данной стратегии используются тактики «продолжение» и «напоминание». Данные тактики представляют собой встроенный функционал онлайн-курсов в виде специальных кнопок, сигнализирующих системе о готовности продолжать обучение, а также в виде уведомлений, которые предупреждают пользователя совершить определенные действия для продолжения успешного обучения. Тактика «продолжение» характеризуется ответом на несуществующий вопрос о готовности пользователя и выражается в виде слов: готов, далее и т.д., которые также как и системе, сигнализируют пользователю о продолжении урока.
Таким образом, мы проанализировали воплощение коммуникативных стратегий педагогического дискурса в гибридном речевом жанре онлайн- курса и выявили особенности их воплощения, возникшие на почве двойственного характера самого жанра.
Одной из перспектив нашего исследования является необходимость в построении типологии всех онлайн-курсов и анализе их речевых особенностей.
Основу анализа гибридного жанра онлайн-курса составили описание дискурсов, формирующих его: Интернет-дискурс и педагогический дискурс. Педагогический дискурс существует в качестве более узкого понятия образовательный дискурс, и представляет собой коммуникацию между учеником и учителем во время занятия. Анализ параметров данного дискурса проводился, опираясь на модель В.И. Карасика, которая показала, что коммуникативная цель представляет собой систему передачи знаний и навыков ученику, а также воспитание его в качестве полноценного члена общества. К участникам данного дискурса относятся непосредственно ученик и учитель, коммуникация которых предстает в видео статусно-ролевых отношений, где у второго имеется намного больший социальный статус. Коммуникация в педагогическом дискурсе ограничена временем и местом проведения занятия, что выражается в видео различных жанровых форм: урок, лекция, экзамен, практика, семинар и пр. В качестве канала связи выступают как устный, так и письменный, где речь учителя обладает довольно клишированным характером, а также строится относительно его статуса и, соответственно, возможности оценивать действия ученика.
Трансформация учебной парадигмы происходит под влиянием Интернет-дискурса, суммируя все подходы к его изучению, можно определить как общение в виртуальной реальности посредством Интернета. В отличии от педагогического дискурса, Интернет-общение представляет собой уникальное слияние письменной и устной форм общения, где первое является средством выражения, а второе - коммуникативным фактором, определяющим форму общения. Подобное слияние побуждает пользователей замещать внеязыковые факторы устной речи (эмоции, жесты, мимика, тон и пр.) специальными письменными средствами, например смайлики, эмодзи, верхний регистр и т.д. Также на ведение коммуникации в Сети влияет виртуальный канал связи. Благодаря ему, между пользователями появляется дистантность, а их личность становится анонимной. Это приводит к статусной равноправности, сниженной нормативности и, зачастую, публичности коммуникации. В связи тем, сколько сфер жизни затрагивает Интернет, трудно определить точный список целей коммуникации. Однако некоторые исследователи выводят на первый план третичную социализацию и развлечение как принадлежащих собственно Интернет-дискурсу. Опираясь на типологию жанров Е.И. Горошко, в которой жанры разделяются на бумажные, дигитальные, конвергентные, мутированные и гибридные, мы определяем объект нашего исследования как гибридный жанр, существующий на стыке Интернет- и педагогического дискурсов.
Речевой жанр определяется нами как совокупность высказываний, объединенных общей смысловой направленностью, типичных для речевого поведения говорящего, обладающих ярко выраженной ситуативной спецификой и иллюстрирующих поведение говорящего как активного участника коммуникативного процесса. Двойственная суть выделяемого нами жанра находит свое отражение в модели анализа речевого жанра Т.В. Шмелевой. Коммуникативная цель сохраняет постулаты педагогического дискурса, заключаясь в передаче информации и становлении индивида как члена общества. С другой стороны, образ автора сменяется с учителя на маскота курса, за которых стоит команда разработчиков, возлагающих на себя ответственность за успешность обучения. Образ адресата расширяется, представляя собой любого человека, заинтересованного в изучении иностранного языка. Диктумное содержание сохраняет пропозицию педагогического дискурса, а именно передача информации и ее закрепление. Для языкового воплощения характерна неформальность Интернет-дискурса, а также построение отношений в горизонтальной плоскости. Статусность маскота в качестве учителя сохраняется за счет доверия пользователя к его компетентности.
Предметом нашего анализа являются коммуникативные стратегии. Они представляют собой набор средств, необходимых для реализации коммуникативной цели. Поскольку коммуникативная цель соотносится с глобальной целью дискурса, мы, вслед за В.И. Карасиком, выделяем пять коммуникативных стратегий: объясняющая, оценивающая, контролирующая, содействующая и организующая.
Объясняющая стратегия является важнейшей для реализации коммуникативной цели. Она заключается в передаче системы знаний от учителя к ученику, а также социальном воспитании. Данная стратегия реализуется посредством следующих коммуникативных тактик: «объяснение», «пример», «упражнение», «перевод слова», «контекстное погружение». Важной особенностью является следование заложенным педагогическим дискурсом основам. Онлайн-курсы сохраняют структуру проведения урока, начиная с сообщения теоретической информации, заканчивая ее практическим закреплением. Также для данной стратегии важен погружение в социокультурный контекст изучаемого языка, что проявляется в стремлении сформировать у пользователя картины мира посредством повествовательных предложений, передающих знания о грамматическом устройстве языка, а также его культурной части.
Оценивающая стратегия реализуется посредством нового для педагогического дискурса подхода - отсутствие отрицательной оценки. Онлайн-курсы строят неразрывную положительную связь с пользователем для удержания его внимания. Поэтому, данные платформы положительно оценивают почти любое действие пользователя.
Схожей функцией обладает и содействующая стратегия. Однако она направлена на организацию процесса обучения в момент, когда ученик не справляется с заданием и ему требуется эмоциональная поддержка. В силу отсутствия негативной оценки данные стратегии почти слились в одну, однако их все еще разделяет временной параметр использования, а также характер оценки. Так, для оценивающей стратегии характерно более нейтральная оценка, зачастую указывающая объективные достижения ученика, в то время как содействующая стратегия имеет более эмпатичный характер для мотивации пользователя попробовать еще раз и не забрасывать обучение.
Организующая стратегия основана на необходимости побудить пользователя выполнить задания и, тем самым, продолжить коммуникацию. Она выражается следующими тактиками: «название задания», «приветствие», «обращение». Называние задания выражается императивными конструкциями, которые необходимы для сохранения заинтересованности в выполнения заданий. Другие тактики больше направлены на поддержание коммуникации вне заданий, строя близкую связь с учеником посредством приветствия, как в полноценном диалоге, или личного обращения.
Контролирующая стратегия заключается в фиксации готовности ученика продолжать обучение. Поскольку в онлайн-курсе происходит коммуникация с неживой системой, которая не может воспринимать ответы в свободной форме, для реализации данной стратегии используются тактики «продолжение» и «напоминание». Данные тактики представляют собой встроенный функционал онлайн-курсов в виде специальных кнопок, сигнализирующих системе о готовности продолжать обучение, а также в виде уведомлений, которые предупреждают пользователя совершить определенные действия для продолжения успешного обучения. Тактика «продолжение» характеризуется ответом на несуществующий вопрос о готовности пользователя и выражается в виде слов: готов, далее и т.д., которые также как и системе, сигнализируют пользователю о продолжении урока.
Таким образом, мы проанализировали воплощение коммуникативных стратегий педагогического дискурса в гибридном речевом жанре онлайн- курса и выявили особенности их воплощения, возникшие на почве двойственного характера самого жанра.
Одной из перспектив нашего исследования является необходимость в построении типологии всех онлайн-курсов и анализе их речевых особенностей.



