ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ИМИДЖ ТРЕНЕРА КАК ФАКТОР МОТИВАЦИИ ПОДРОСТКОВ К ЗАНЯТИЮ СПОРТОМ: НА ПРИМЕРЕ СООБЩЕСТВА ВО ВКОНТАКТЕ ТРЕНЕРА ПО ХОККЕЮ ШУМЕЙКО ДАНИИЛА ВАДИМОВИЧА
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Концепция проекта 8
1.1 Специфика профессионального имиджа тренера по хоккею 8
1.2 Характер мотивации подростков к занятию спортом 10
1.3 Сообщества во ВКонтакте как канал трансляции профессионального имиджа 14
1.4 Характеристика базисного субъекта - тренера по хоккею Шумейко Д.В. и брифинг с
заказчиком проекта 20
1.5 Основные принципы и идеи проекта по созданию профессионального имиджа тренера
по хоккею Шумейко Даниила Вадимовича в сообществе во ВКонтакте как фактора мотивации подростков к занятию спортом 22
2. Механизм реализации проекта 24
2.1 План поэтапной реализации проекта по формированию профессионального имиджа тренера как фактора мотивации подростков к занятию спортом на примере тренера Шумейко Даниила Вадимовича 24
2.2 Стратегия разработки контент-плана для имиджевого сообщества тренера по хоккею
Шумейко Д.В 25
2.3 Характеристика имиджевого контента сообщества тренера по хоккею Шумейко Д.В. 27
3. Отчет о реализации проекта 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ЛИТЕРАТУРЫ 52
ПРИЛОЖЕНИЕ А 57
В современном мире профессиональный имидж играет важнейшую роль в продвижении любой сферы деятельности. Общество выдвигает высокие требования к профессиональным качествам специалистов в разных областях, в том числе и к тренерам. Профессиональный имидж тренера по хоккею влияет на развитие спортсменов, их становление в жизни. Ведь тренер не просто обучает, передает свои знания и развивает определенные спортивные навыки у своих подопечных, он также становится примером для подражания, придает уверенности в себе, мотивирует и закаляет характер спортсменов на успех и победу. Поэтому, для привлечения подростков к занятию спортом и воспитания выдающихся спортсменов, популяризации спорта в целом, важно повышение эффективности работы тренера и постоянное усовершенствование самого себя, что и отражается в имидже тренера, который наряду с прочим выступает мотиватором к занятию спортом.
Данная выпускная квалификационная работа посвящена вопросу становления имиджа начинающего тренера по хоккею. Актуальность данной темы заключается в том, что в нашем государстве утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2021 г. N 1661 Государственная программа Российской Федерации "Развитие физической культуры и спорта", в которой поставлено множество задач, в том числе: вовлечение граждан, прежде всего детей и молодежи, в регулярные занятия физической культурой и массовым спортом; развитие детско-юношеского спорта; совершенствование системы подготовки спортивного резерва. Ознакомившись с этими задачами, можно прийти к тому, что успешная реализация программы во многом зависит от профессионализма тренеров. Формирование их профессионального имиджа, демонстрация личного примера, мотивация воспитанников и внушение ценностей спорта и здорового образа жизни играют ключевую роль в достижении целей государственной программы.
Степень теоретической разработанности темы. При написании данной ВКР принимались во внимание работы следующих авторов: Рыжикова А., Боташева З.Х., Булатова Э.М., Кубекова Б.С. о педагогическом имидже как об одном из ключевых условий обеспечения эффективной педагогической деятельности; Ташкинова К.С. об имидже тренера ДЮСШ по хоккею как о составляющей психологической атмосферы командного коллектива; Шевырева Е.Г., Петрова А.В., Архипова Д.Н. Петрова О.В. о роли и значении имиджа тренера в работе с юными спортсменами; Агамирова Е.В. и Колоколова И.В. о влияние восприятия образа педагога физической культуры на мотивацию детей младшего возраста. Теоретическую базу также составляют идеи следующих авторов Загородниковой А.Ю., Степановой О.Н., Завьяловой О.Б., Константинова Р.А., Бушуевой Т.Н. и других, которые говорят о том, что имидж тренера является одним из факторов, способствующих повышению результативности спортсменов. Современные реалии диктуют необходимость разработки методов, форм и приемов для формирования эффективного имиджа тренера в процессе профессионального становления.
Проблема: невыявленость специфики профессионального имиджа тренера по хоккею во ВКонтакте как фактора мотивации подростков к занятию спортом.
Объектом проектной работы является профессиональный имидж тренера по хоккею в сообществе во ВКонтакте.
Предметом данной работы является специфика профессионального имиджа тренера по хоккею Шумейко Д.В. во ВКонтакте как фактора мотивации подростков к занятию спортом.
Целью данной проектной работы является выявление специфики и разработка профессионального имиджа тренера по хоккею Шумейко Д.В. во ВКонтакте для мотивации подростков к занятию спортом.
Для достижения данной цели необходима постановка и решение следующих задач выпускной квалификационной работы:
- разработать концепцию проекта по созданию профессионального имиджа тренера по хоккею Шумейко Д. В. в сообществе во ВКонтакте;
- изучить теоретические основы профессионального имиджа;
- выявить специфику профессионального имиджа тренера по хоккею;
- изучить характер мотивации подростков к занятию спортом;
- проанализировать сообщества во ВКонтакте как канал трансляции профессионального имиджа;
- охарактеризовать базисный субъект профессионального имиджа тренера по хоккею Шумейко Д.В.;
- описать концепцию проекта по созданию профессионального имиджа тренера по хоккею Шумейко Даниила Вадимовича в сообществе во ВКонтакте как фактора мотивации подростков к занятию спортом
- разработать план поэтапной реализации проекта по формированию профессионального имиджа тренера как фактора мотивации подростков к занятию спортом на примере тренера Шумейко Даниила Вадимовича, провести брифинг с заказчиком проекта;
- разработать стратегию контент-плана для имиджевого сообщества тренера по хоккею Шумейко Д.В.
- охарактеризовать имиджевый контент сообщества тренера по хоккею Шумейко Д.В.
- оценить эффективность реализации проекта
- сформулировать рекомендации по созданию имиджа тренера по хоккею во ВКонтакте для мотивации подростков к занятию спортом.
Теоретико-методологическая база проекта включает в себя: концепцию профессиограммы Э. Бернейса, которая представляет собой признаки профессии и перечень трудовых норм к работнику, теория самоэффективности А. Бандуры помогает посмотреть на имидж с точки зрения её достижения, источники которой включают в себя опыт собственных успехов, наблюдения за чужими достижениями, вербальные убеждения и воспринимаемое эмоциональное состояние; положение Э. Эриксона о психосоциальном развитии, о том, что влияние человека во многом зависит от его способности соответствовать возрастным потребностям его подопечных; положение А.Ю. Панасюка о профессиональном имидже как об образе, который создаёт представление о человеке являющимся специалистом в определённой области; определение имиджа Д.И. Спичевой как коммуникативно-управленческого феномена знаково-символической природы. Эмпирическими методами являются: контент-анализ, с помощью которого изучалось качественно-количественное содержание сообщений с целью получения среза нужной и достоверной информации об имидже тренера и его составляющих. Следующим методом является мониторинг социальных медиа, при котором происходит регулярный процесс отслеживания, анализа, обработки информации в информационно-коммуникативных процессах относительно интересующих субъектов, в нашем случае тренеров по хоккею и другим видам спорта. Также используется метод исследования интернет-сообществ, при котором страницы в социальных сетях изучаются на предмет взаимоотношений, связей и обменов информацией и эмоциями с целевой аудиторией. Тестирование на мотивацию по методике А.А. Реана служит для того, чтобы определить, динамику мотивации подростков к занятию спортом до и после формирования имиджа тренера.
Ресурсное обеспечение данного проекта:
1. Финансовые ресурсы (особенностью данного проекта является отсутствие бюджета в привычном понимании, поскольку его концепция основана на инструментах интернета, собственных знаниях и умениях и не требует значительных затрат);
2. Временные ресурсы (с 1 ноября 2024 года по 13 июня 2025 года);
3. Информационно-методические (социальная сеть ВКонтакте - это основной ресурс проекта, посредствам которого будет разработана страница тренера по хоккею);
4. Материально-технические ресурсы: компьютер, телефон с камерой, графические редакторы.
Конечным продуктом проекта является создание профессионального имиджа тренера по хоккею в социальной сети «ВКонтакте», рост мотивации подростков заниматься спортом, благодаря созданию актуальной информационной и мотивационной среды и коммуникации с аудиторией в сообществе.
Практическая значимость работы заключается в формировании рекомендаций для специалистов по связям с общественностью, которые работают в области имиджмейкинга в спортивной сфере, так как продукт, который создан в ходе данного проекта может быть использован для создания и укрепления имиджа тренера, а также для построения стратегии мотивации подростков к занятию спортом.
Данная выпускная квалификационная работа состоит из введения, основной части, заключения, списка использованной литературы и приложений. Введение содержит необходимые компоненты для проекта, такие как: цель, задачи, методы, формулировка практической значимости проекта, предмета и объекта, и теоретико-методологической базы. Основная часть ВКР представляет собой три главы, первая из которых раскрывает теоретическую часть данного проекта и его концепцию, вторая - практическую, а третья глава представляет собой отчет.
Первая глава состоит из пяти разделов, в которых решаются следующие поставленные задачи:
- разработать концепцию проекта по созданию профессионального имиджа тренера по хоккею Шумейко Д. В. в сообществе во ВКонтакте;
- изучить теоретические основы профессионального имиджа;
- выявить специфику профессионального имиджа тренера по хоккею;
- изучить характер мотивации подростков к занятию спортом;
- проанализировать сообщества во ВКонтакте как канал трансляции профессионального имиджа;
- охарактеризовать базисный субъект профессионального имиджа тренера по хоккею Шумейко Д.В. и провести брифинг с заказчиком проекта;
- описать концепцию проекта по созданию профессионального имиджа тренера по хоккею Шумейко Даниила Вадимовича в сообществе во ВКонтакте как фактора мотивации подростков к занятию спортом.
Вторая глава состоит из трёх разделов, решающих поочерёдно следующие практические задачи проекта:
- разработать план поэтапной реализации проекта по формированию профессионального имиджа тренера как фактора мотивации подростков к занятию спортом на примере тренера Шумейко Даниила Вадимовича
- разработать стратегию контент-плана для имиджевого сообщества тренера по хоккею Шумейко Д.В.
- охарактеризовать имиджевый контент сообщества тренера по хоккею Шумейко Д.В.
Отчёт о реализации проекта включает в себя оценку промежуточных результатов проекта, а также количественные и качественные показатели эффективности и рекомендации.
В заключении работы подводятся итоги проекта, описываются результаты проведения аналитической, стратегической и внедренческой работы, формулируются выводы. В ходе проекта стало ясно, что профессиональный имидж тренера по хоккею играет важную роль как в спортивном развитии и мотивации его подопечных, так и в их личностном становлении
В ходе проекта стало ясно, что профессиональный имидж тренера по хоккею играет важную роль как в спортивном развитии его подопечных спортсменов, так и в их личностном становлении. Сегодня к тренерам, как и к другим специалистам, выдвигаются высокие требования профессионализма: важно не только тренировать спортсменов и развивать их навыки и физические качества, но и быть для спортсменов примером, поддержкой и источником мотивации. Чтобы привлекать подростков в спорт и воспитывать сильных и уверенных в себе игроков, тренеру необходимо постоянно работать над собой. Всё это напрямую отражается на его имидже — а значит, и на результатах его работы.
Исходя из определения профессионального имиджа, профессиограммы, которая состоит из общей характеристики профессии, квалификационных требований, основных задач и функций, средств и методов работы тренера, а также руководствуясь профессиональным стандартом, мы предлагаем структуру имиджа, как коммуникативно-управленческого феномена знаково-символической природы.
Если следовать структуре профессиограммы Э. Бернейса, а также определению имиджа Д.И. Спичевой, то специфика структуры имиджа состоит из трёх составляющих: коммуникации, знакового-символического послания и управления. Однако, для начала важно дать характеристику мотивации подростков к занятию спортом.
Важными характеристиками профессионального имиджа тренера являются: восприятие тренера учениками, коллегами и обществом, их представление и отношение к нему, как к профессионалу, способность тренера направлять мнение о себе в выгодное для него русло. Профессиональный имидж тренера осуществляется с целью оказания воздействия на каждую из целевых аудиторий. Важно не только разбираться в тактике и физической подготовке, но и уметь мотивировать игроков, поддерживать их настрой и развивать командный дух не только через прямое управление, но и через родителей, спонсоров, начальство и т.д. Современному тренеру необходимо активно использовать цифровые технологии, анализировать игры, вести соцсети, чтобы популяризировать спорт. Всё это помогает ему выстраивать доверительные отношения с игроками, их родителями, коллегами и спортивным сообществом, делая его настоящим лидером своей профессии, который способен мотивировать и прививать спортивный образ жизни для своих подопечных.
Социальные сети, в частности «ВКонтакте», являются мощным инструментом формирования профессионального имиджа тренера по хоккею. Их грамотное ведение способствует укреплению репутации перед его подопечными, которые уже у него занимаются, их мотивации к занятию спортом, а также укрепляет связь с родителями этих детей; привлечению новых спортсменов из других команд и взаимодействию с аудиторией сообщества в целом. Однако максимального эффекта можно достичь только при стратегическом планировании контента и активном участии тренера в коммуникации с подписчиками.
Создано сообщество во ВКонтакте, как транслятор профессионального имиджа тренера по хоккею Шумейко Д.В., а также, как мотивационная среда для подростков, которые очень уязвимы в таком возрасте и им необходим пример в лице тренера, как профессионала в своем виде спорта и мотиватора к ведению спортивного и здорового образа жизни.
Был разработан план поэтапной реализации проекта по формированию профессионального имиджа тренера по хоккею Шумейко Д.В. как фактора мотивации подростков к занятию спортом. В данном плане-графике учтены временные рамки написания выпускной квалификационной работой и самим проектом, план включает в себя краткое описание каждого этапа проекта, а также статус выполнения каждой задачи.
Для формирования имиджа тренера как мотиватора, в его сообществе должны быть имиджевые, информационные, развлекательные и коммуникативные посты, на основе заданных направлений разработан контент-план для формирования профессионального имиджа тренера как фактора мотивации подростков к занятию спортом в сообществе во ВКонтакте.
Профессиональный имидж тренера как фактор мотивации подростков к занятию спортом формируется в сообществе во ВКонтакте с помощью наполнения сообщества разнообразным контентом, и соответствия выбранной структуре профессионального имиджа: коммуникация, управление, знаково-символическое послание.
Таким образом, сообщество во ВКонтакте помогло сформировать профессиональный имидж тренера по хоккею Шумейко Д.В. как мотиватора для подростков заниматься спортом. У подростков вырос уровень мотивации, так как это показали результаты тестирования, охваты, лайки, комментарии, личные сообщения тренеру как от детей, так и от родителей, а также солдаут на дополнительные летние учебно-тренировочные сборы.
1. Аверин В. А. Психология личности: учеб. пособие / В. А. Аверин. - СПб.: Изд-во СПбГУ, 2023. - 288 с.
2. Аверьянов Л.Я. Контент-анализ. - М.: КноРус, 2007. - 456 с.
3. Апанасюк Л. А., Папченко Е. В. Формирование имиджа тренера как фактор успешности его профессиональной деятельности // Вестник спортивной науки. 2013. № 5. 89-93 с.
4. Базарова Т. С. Имидж делового человека: учеб. пособие / Т. С. Базарова. - М.: Дело, 2023. - 128 с.
5. Бандура А. Теория социального научения. — СПб.: Евразия, 2000. — 320 с.
6. Бернейс Э. «Кристаллизация общественного мнения» / изд.: Диалектика / Вильямс 1923 г. - 81 с.
7. Букатин А. Ю. Юный хоккеист: пособие для тренеров / А. Ю. Букатин, В. М. Колузганов. - Москва: Физкультура и спорт, 1986. - 206 с.
8. Бушуева Т.Н. Формирование имиджа спортивного тренера как фактора результативности соревновательной деятельности: дис. канд. пед. наук. Челябинск, 2007. 194 с.
9. Базарова Т. С. Имидж делового человека: учеб. пособие / Т. С. Базарова. - М.: Дело, 2023. - 128 с.
10. Веселов Ю.В. Доверие в цифровом обществе / Ю.В. Веселов // Вестник Санкт Петербургского университета. Социология. - 2020. -Т. 13. -Вып. 2. - 129-143 с.
11. Власенко, И. А. Алгоритм мониторинга страниц социальной сети "ВКонтакте" / И. А. Власенко // Библиотечное дело. - 2017. - № 15(297). - 5-8 с..
12. Гогунов Е.Н., Мартьянов Б.И. Психология физического воспитания и спорта:
13. Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 288 с.
14. Горчакова В. Г. Имидж личности как объект психолого-педагогического исследования // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2009. № 103. 144-152 с.
15. Дедов Н. П. Психология спортивной деятельности: учеб. пособие / Н. П. Дедов. - М.: Юрайт, 2023. - 256 с.
16. Деркач, А. А. Педагогическое мастерство тренера [Текст] / А. А. Деркач, А. А. Исаев. - М. : Физкультура и спорт, 1981. - 375 с. - Библиогр.: 370-374 с.
17. Денис Сорокин IFBB PRO | Программы тренировок, сообщество во Вконтакте» - URL:https://vk.com/densorokinfit?from=search дата обращения (03.05.2025).
18. Жуков Д. А. Коммуникативные навыки и имидж тренера: монография / Д. А. Жуков. - М.: Советский спорт, 2022. - 160 с.
19. Жуков Р. С. Роль имиджа в профессиональной деятельности тренера // Вестник спортивной науки. 2011. № 5. 64-67 с.
20. Загородникова А.Ю., Степанова О.Н. профессиональный имидж тренера как
фактор качества учебно-тренировочного процесса юных спортсменов // Ученые записки университета Лесгафта. 2023. №6 (220). - URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/professionalnyy-imidzh-trenera-kak-faktor-kachestva-uchebno-trenirovochnogo-protsessa-yunyh-sportsmenov(дата обращения: 01.03.2025).
21. Зязюн И. А. Имидж педагога и тренера: монография / И. А. Зязюн, Е. Н. Скаткин. - М.: Педагогика, 2023. - 240 с.
22. Инструкция по видам контента [Электронный ресурс]: https://smmplanner.com/blog/instrukciya-po-vidam-kontenta/(дата обращения: 01.03.2025).
23. Исследование компании Mediascope о российской аудитории социальных сетей и площадок «ВКонтакте», TikTok, Telegram, «Одноклассники», Facebook. [Электронный ресурс]. - URL:https://www.sostav.ru/publication/mediascope-51211.html(дата обращения: 16.02.2025).
24. Как создать и настроить сообщество «ВКонтакте», [Электронный ресурс]. - URL: https://expert.vk.com/articles/kak-sozdat-i-nastroit-soobschestvo-vkontakte/(дата обращения: 25.05.2024).
25. Какой формат страницы выбрать во «Вконтакте»: личная страница, группа или сообщество, и как её создать? [Электронный ресурс]. - URL: https://teachline.ru/blog/kakoy-format-stranitsy-vybrat-vo-vkontakte/(дата обращения: 26.01.2025).
26. Калюжный А. А. Эффективное общение и имидж тренера: учеб. пособие / А. А. Калюжный. - СПб.: Питер, 2023. - 240 с.
27. Качества выдающегося спортивного тренера, [Электронный ресурс]. - URL: https://olympics.com/athlete365/ru(дата обращения: 20.11.2024).
28. Климин В. П., Колосков В. И. Управление подготовкой хоккеистов. М.: Физкультура и спорт, 1982.
29. Коваленко Г.А. Социальная сеть всемирной паутины интернет как потенциальная модель обучения (на примере социальной сети «ВКонтакте») / Г.А. Коваленко, Г.А. Хаертдинова // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - № 3. - 795 с.
30. Кому доступна профессия тренера по хоккею, и как ее получить, [Электронный ресурс]. - URL:https://sportuniverhub.com/kak-stat-trenerom-po-khokkeyu-i-chto-nuzhno-znat-ob-etoj-professii(дата обращения: 15.11.2024).
31. Константинов Р.А. Совершенствование мастерства спортивных тренеров // Современное общество. 2018. № 4. 29-33 с.
32. Контент-план для социальных сетей [Электронный ресурс]. - URL: https://inscale.ru/blog/kontentplan-dlya-socialnyx-setej-instrukciya-primery(дата обращения: 15.04.2025).
33. Коробейникова Ю.В. Проблема формирования мотивов к занятиям спортом у детей подросткового возраста // Вестник БФУ им. Канта: филология, педагогика, психология. 2012. № 11. 150-156 с.
34. Кузин В. В., Кутепов М. Е. Проблемы подготовки спортивных резервов // Физкультура и спорт. - 1999. - 25-30 с.
35. Леонтьев А. А. Педагогика здравого смысла // Вопросы психологии. 2001. № 5. 57-65 с.
36. Маслоу А.Г. Теория человеческой мотивации. - Торонто: 1943. - 370 с.
37. Митягина Е.В. Методы анализа социальных медиа (на примере социальной сети ВКонтакте) / Е.В. Митягина, Т.В. Ашихмина, Е.В. Котельников // Advanced Science. - 2017. - № 1 (5). - 30 с.
38. Основы теории коммуникации / Под ред. М.А. Василика. - М.: Гардарики, 2003. - 469 с.
39. Оформление сообществ во «ВКонтакте»: самые важные правила [Электронный ресурс]. - URL:https://smmplanner.com/blog/oformlieniie- so obshchiestv-vo-vkontaktie-samyie-vazhnyie-pravila/(дата обращения: 25.04.2025).
40. Панарина Л. Г. Имидж современного педагога: монография / Л. Г. Панарина. - М.: Владос-Пресс, 2023. - 160 с.
41. Панасюк А. Ю. Формирование имиджа: стратегия, психотехнологии, психотехники / А. Ю. Панасюк. - 3-е изд., стер. - Москва : Омега-Л, 2009. - 265, [1] с.; 20 с.
42. Педагогика: Большая современная энциклопедия / Сост. Е. С. Рапацевич. Минск., 2005. 187 с.
43. Питерова А. Ю., Медведева А. А. Продвижение личного бренда в социальных сетях. [Электронный ресурс]. - URL:https://cyberleninka.ru/article/n/prodvizhenie-lichnogo-brenda-v sotsialnyh-setyah
44. Постановление Правительства РФ от 30.09.2021 N 1661 (ред. от 21.12.2024) "Об
утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие физической культуры и спорта" - URL:
https://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 397234/(дата обращения: 05.11.2024).
45. Присутствие спортивного тренера в социальных сетях: сила маркетинга в социальных сетях в сфере спортивного тренерства, [Электронный ресурс]. - URL: https://fastercapital.com/ru/content/(дата обращения: 25.04.2025).
46. Психология мотивации спортсмена: учеб. пособие / под ред. Р. А. Пилояна. - М.: Советский спорт, 2023. - 264 с.
47. Психология сарафанного радио, [Электронный ресурс]. - URL:
https://trends.rbc.ru/trends/social/63d3df369a7947b08eafa2e5(дата обращения:
16.04.2025).
48. Реан А. А. Психология мотивации: учеб. пособие / А. А. Реан, Е. П. Ильин. - СПб.: Питер, 2023. - 384 с.
49. Румянская Н. В. Профессиональный имидж педагога: учеб. пособие / Н. В. Румянская. - М.: ТЦ Сфера, 2023. - 192 с.
50. Рыжикова А. В., Боташева З. Х., Булатова Э. М., Кубекова Б. С. Педагогический
имидж как одно из ключевых условий обеспечения эффективной педагогической деятельности // Известия ДГПУ. Психолого-педагогические науки. 2022. №1-2. С. 79-83 URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskiy-imidzh-kak-odno-iz-
klyuchevyh-usloviy-obespecheniya-effektivnoy-pedagogicheskoy-deyatelnosti(дата обращения: 01.05.2025).
51. Смирнов М. И. Визуальная составляющая имиджа тренера / М. И. Смирнов. - М.: Издательство МЭИ, 2022. - 128 с.
52. Спичева Д. И. Имидж как коммуникативно-управленческий феномен: социально-философский анализ: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук: автореф. дис. Спичева Д. И. канд. философских наук: 09.00.11. - Томск, 2014. - 142 с.
53. Столин В. В. Психологические аспекты формирования имиджа тренера /
В. В. Столин, Е. Ю. Чеботарёва. - М.: Наука, 2022. - 160 с.
54. Ташкинов К.С, Кузьменко Г.А , Иванков Ч. Т. Запрос юного хоккеиста как
основание определения критериев психолого-педагогической готовности
родителей к процессу сопровождения спортивного совершенствования // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2022. №4. URL:https://cyberleninka.ru/article/n/zapros-yunogo-hokkeista-kak-osnovanie-opredeleniya-kriteriev-psihologo-pedagogicheskoy-gotovnosti-roditeley-k-protsessu(дата обращения: 01.05.2025).
55. Тренер по футболу | Coach Olegych, сообщестов во «ВКонтакте» - URL: https://vk.com/football coach olegych?from=search (дата обращения 01.05.2025).
56. Тренер по хоккею «i artemov coach i na hockey 52», сообщество во «ВКонтакте» - URL:https://vk.com/artemov coach (дата обращения 01.05.2025).
57. Тип сообщества для возможности продвижения и публикации контента [Электронный ресурс]. - Режим доступа:https://vk.com/@procontent.comm-kakoi-tip-soobschestva-vybrat-chtoby-imet-vse-neobhodimye-vo?ref=group block(дата обращения 20.03.2025).
58. Формирование имиджа. От внутреннего к внешнему. [Электронный ресурс]. -
URL: https://coachinstitute.ru/media/formirovanie-imidzha-ot-vnutrennego-k-
vneshnemu/(дата обращения: 03.05.2025).
59. Что такое сообщества во ВК — что выбрать и чем отличаются, [Электронный ресурс]. - URL:https://onespot.one/all-posts/chem-otlichayutsya-soobshchestva-vo-vk(дата обращения: 26.04.2025).
60. Что такое хоккейная лига - простой принцип, [Электронный ресурс]. - URL: https://ice-profy.ru/kakie-byvayut-hokkejnye-ligi(дата обращения 20.03.2025).
61. Шевырева Е.Г., Петров А.В., Архипова Д.Н., Петрова О.В. Роль и значение имиджа тренера в работе с юными спортсменами // Современные проблемы науки и образования. 2021. № 2. [Электронный ресурс]. - URL:https://science- education.ru/ru/article/view?id=30638(дата обращения: 25.02.2025).
62. Шестёркина Л.П., Борченко И.Д. Основные характеристики новых социальных медиа. [Электронный ресурс]. - URL:https://cyberleninka.ru/article/n/osnovnye-harakteristiki-novyh sotsialnyh-media(дата обращения: 25.03.2025).