ОБРАЗ ТЕХНОЛОГИЙ В РОССИЙСКОМ ЯЗЫКОВОМ СОЗНАНИИ (НА МАТЕРИАЛЕ АССОЦИАТИВНОГО ЭКСПЕРИМЕНТА)
|
ВВЕДЕНИЕ 3
1 Языковое сознание в отечественной психолингвистике 5
1.1 Структура языкового сознания 5
1.2 Исследование языкового сознания в возрастном аспекте 6
1.3 Ассоциативный эксперимент как метод исследования языкового сознания 8
Выводы к главе 1 13
2 Анализ содержания образов языкового сознания носителей русского языка 14
2.1 Моделирование ассоциативного эксперимента 14
2.2 Психолингвистическое описание результатов ассоциативного эксперимента 18
2.2.1 Семантическая интерпретация результатов АЭ респондентов подросткового
возраста 19
2.2.2 Семантическая интерпретация результатов АЭ респондентов юношеского возраста
24
2.2.3 Семантическая интерпретация результатов АЭ респондентов среднего возраста (1¬й период) 28
2.2.4 Семантическая интерпретация результатов АЭ респондентов среднего возраста (2¬й период) 32
2.3 Сравнительно-сопоставительный анализ образов языкового сознания 37
Выводы к главе 2 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 45
ПРИЛОЖЕНИЕ А 49
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 50
ПРИЛОЖЕНИЕ В 51
ПРИЛОЖЕНИЕ Г 52
ПРИЛОЖЕНИЕ Д
1 Языковое сознание в отечественной психолингвистике 5
1.1 Структура языкового сознания 5
1.2 Исследование языкового сознания в возрастном аспекте 6
1.3 Ассоциативный эксперимент как метод исследования языкового сознания 8
Выводы к главе 1 13
2 Анализ содержания образов языкового сознания носителей русского языка 14
2.1 Моделирование ассоциативного эксперимента 14
2.2 Психолингвистическое описание результатов ассоциативного эксперимента 18
2.2.1 Семантическая интерпретация результатов АЭ респондентов подросткового
возраста 19
2.2.2 Семантическая интерпретация результатов АЭ респондентов юношеского возраста
24
2.2.3 Семантическая интерпретация результатов АЭ респондентов среднего возраста (1¬й период) 28
2.2.4 Семантическая интерпретация результатов АЭ респондентов среднего возраста (2¬й период) 32
2.3 Сравнительно-сопоставительный анализ образов языкового сознания 37
Выводы к главе 2 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 45
ПРИЛОЖЕНИЕ А 49
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 50
ПРИЛОЖЕНИЕ В 51
ПРИЛОЖЕНИЕ Г 52
ПРИЛОЖЕНИЕ Д
Стремительно развивающиеся технологии привносят изменения во все сферы жизни, и внимание ученых оказывается направлено на постоянное изучение этих сменяющих друг друга изменений.
Актуальность работы обусловлена обращением к феномену языковое сознание, (Е.Ф. Тарасов, А.А. Леонтьев, Л.С. Выготский, Н.В. Уфимцева, И.А. Стернин и др.), к наиболее разработанному и эффективному методу его исследования - ассоциативному эксперименту (АЭ), количество работ на основе которого (в частности, свободного АЭ) постоянно растёт (Пищальникова В.А., Карданова-Бирюкова К.С., Панарина Н.С., Степыкин Н.С., Хлопова А.И., Шевченко С.Н. и др.). Однако не меньший интерес для лингвистов представляет исследование «технологий в лингвистике» (Ионова С.В., Асрори Ш., Юхмина Е.А., Горошко Е.И. и др.).
Цель работы - установление сходств и различий в представлениях о технологиях в языковом сознании людей разных возрастных групп.
Цель направлена на проверку гипотезы о том, что содержание представлений о технологиях в языковом сознании россиян имеют возрастные отличия.
Достижение цели предполагает решение следующих задач:
1. Провести анализ научной литературы по теме исследования.
2. Описать и проанализировать методы экспериментальных исследований и анализа результатов свободного ассоциативного эксперимента (САЭ).
3. Составить список слов-стимулов для проведения САЭ.
4. Провести САЭ с носителями русского языка разных возрастных групп.
5. Обработать и проанализировать данные, полученные в результате САЭ.
6. Описать структуру и содержание образов языкового сознания респондентов разных возрастных групп.
7. Выявить сходства и различия в представлениях о технологиях в языковом сознании россиян разных возрастных групп.
Исследование проведено на материале 623 реакций носителей русского языка четырёх возрастных групп на 5 слов-стимулов. Источником для материала послужили результаты свободного ассоциативного эксперимента, проведённого на платформе Интернет-платформы.
Для сбора материала использовался метод свободного ассоциативного эксперимента. При анализе и описании материала использовались методы качественного и количественного анализа, метод семантической интерпретации и метод сравнительно-сопоставительного анализа.
Объектом исследования является возрастная и гендерная специфика языкового сознания современных носителей русского языка, предметом - представление о технологиях в языковом сознании россиян.
Теоретическую базу исследования составляют работы московской, омской, кемеровской психолингвистических школы, в которых исследуются разные типы языкового сознания.
Практическая значимость данного исследования заключается в возможности применения сформированных в ходе анализа ассоциативных полей, а также семных описаний в качестве материала для словарей.
Новизна исследования. Впервые проанализирован и смоделирован образ технологий, характерный для разных возрастных групп россиян.
Структура работы. Исследование состоит из введения, основной части, заключения и списка использованной литературы.
Во введении обозначены квалификационные параметры исследования: актуальность, цель и задачи, объект и предмет, методы и материал исследования.
В первой главе определяется содержание понятия «языковое сознание», описаны методы его исследования, описан метод ассоциативного эксперимента и методы интерпретации его результатов.
Во второй главе описано языковое сознание носителей русского языка разных возрастных групп, выявлены сходства и различия в их представлениях о технологиях.
В заключении обобщаются результаты проведённого исследования.
Актуальность работы обусловлена обращением к феномену языковое сознание, (Е.Ф. Тарасов, А.А. Леонтьев, Л.С. Выготский, Н.В. Уфимцева, И.А. Стернин и др.), к наиболее разработанному и эффективному методу его исследования - ассоциативному эксперименту (АЭ), количество работ на основе которого (в частности, свободного АЭ) постоянно растёт (Пищальникова В.А., Карданова-Бирюкова К.С., Панарина Н.С., Степыкин Н.С., Хлопова А.И., Шевченко С.Н. и др.). Однако не меньший интерес для лингвистов представляет исследование «технологий в лингвистике» (Ионова С.В., Асрори Ш., Юхмина Е.А., Горошко Е.И. и др.).
Цель работы - установление сходств и различий в представлениях о технологиях в языковом сознании людей разных возрастных групп.
Цель направлена на проверку гипотезы о том, что содержание представлений о технологиях в языковом сознании россиян имеют возрастные отличия.
Достижение цели предполагает решение следующих задач:
1. Провести анализ научной литературы по теме исследования.
2. Описать и проанализировать методы экспериментальных исследований и анализа результатов свободного ассоциативного эксперимента (САЭ).
3. Составить список слов-стимулов для проведения САЭ.
4. Провести САЭ с носителями русского языка разных возрастных групп.
5. Обработать и проанализировать данные, полученные в результате САЭ.
6. Описать структуру и содержание образов языкового сознания респондентов разных возрастных групп.
7. Выявить сходства и различия в представлениях о технологиях в языковом сознании россиян разных возрастных групп.
Исследование проведено на материале 623 реакций носителей русского языка четырёх возрастных групп на 5 слов-стимулов. Источником для материала послужили результаты свободного ассоциативного эксперимента, проведённого на платформе Интернет-платформы.
Для сбора материала использовался метод свободного ассоциативного эксперимента. При анализе и описании материала использовались методы качественного и количественного анализа, метод семантической интерпретации и метод сравнительно-сопоставительного анализа.
Объектом исследования является возрастная и гендерная специфика языкового сознания современных носителей русского языка, предметом - представление о технологиях в языковом сознании россиян.
Теоретическую базу исследования составляют работы московской, омской, кемеровской психолингвистических школы, в которых исследуются разные типы языкового сознания.
Практическая значимость данного исследования заключается в возможности применения сформированных в ходе анализа ассоциативных полей, а также семных описаний в качестве материала для словарей.
Новизна исследования. Впервые проанализирован и смоделирован образ технологий, характерный для разных возрастных групп россиян.
Структура работы. Исследование состоит из введения, основной части, заключения и списка использованной литературы.
Во введении обозначены квалификационные параметры исследования: актуальность, цель и задачи, объект и предмет, методы и материал исследования.
В первой главе определяется содержание понятия «языковое сознание», описаны методы его исследования, описан метод ассоциативного эксперимента и методы интерпретации его результатов.
Во второй главе описано языковое сознание носителей русского языка разных возрастных групп, выявлены сходства и различия в их представлениях о технологиях.
В заключении обобщаются результаты проведённого исследования.
В работе была представлена и проанализирована актуальная семантика слов, входящих в тематическую группу «технологии», в языковом сознании носителей русского языка разного возраста.
Для отбора слов-стимулов нами были разработаны два критерия: отсутствие связи с технологиями до относительно недавнего времени, и наоборот, изначальная связь с технологиями, которая, однако, порождала совсем другие значения. Выбранные слова были проверены на соответствие критериям с помощью Национального корпуса русского языка и толковых словарей, после чего был проведён ассоциативный эксперимент.
Полученные данные были обработаны методом семантической интерпретации для выявления актуальной семантики, необходимой для получения представления об образе технологий в актуальном языковом сознании.
По результатам анализа гипотеза о существовании как сходств, так и различий в представлениях о технологиях в языковом сознании людей разных возрастных групп подтвердилась: так, например, у всех возрастных групп актуален как образ «старого», дискового телефона, так и «гаджета», «современного» мобильного телефона; при этом отношение к технологиям в значении «результата научного прогресса» у испытуемых подросткового возраста оказалось негативным, в то время как в языковом сознании людей 2-го периода среднего возраста технологии, наоборот, предстают как то, что улучшает жизнь.
При этом степень «включенности» «технологических» значений в значения слов- стимулов является достаточно высокой: слово заказ, ранее никак не связанное с технологиями, сейчас имеет ядерное значение «через интернет» с преобладающей встречаемостью.
Таким образом, мы описали сходства и различия в структуре и содержании представлений о технологиях носителей русского языка разных возрастных групп, а также получили представление о том, в какой степени технологии «закрепились» в языковом сознании россиян на данный момент.
Для отбора слов-стимулов нами были разработаны два критерия: отсутствие связи с технологиями до относительно недавнего времени, и наоборот, изначальная связь с технологиями, которая, однако, порождала совсем другие значения. Выбранные слова были проверены на соответствие критериям с помощью Национального корпуса русского языка и толковых словарей, после чего был проведён ассоциативный эксперимент.
Полученные данные были обработаны методом семантической интерпретации для выявления актуальной семантики, необходимой для получения представления об образе технологий в актуальном языковом сознании.
По результатам анализа гипотеза о существовании как сходств, так и различий в представлениях о технологиях в языковом сознании людей разных возрастных групп подтвердилась: так, например, у всех возрастных групп актуален как образ «старого», дискового телефона, так и «гаджета», «современного» мобильного телефона; при этом отношение к технологиям в значении «результата научного прогресса» у испытуемых подросткового возраста оказалось негативным, в то время как в языковом сознании людей 2-го периода среднего возраста технологии, наоборот, предстают как то, что улучшает жизнь.
При этом степень «включенности» «технологических» значений в значения слов- стимулов является достаточно высокой: слово заказ, ранее никак не связанное с технологиями, сейчас имеет ядерное значение «через интернет» с преобладающей встречаемостью.
Таким образом, мы описали сходства и различия в структуре и содержании представлений о технологиях носителей русского языка разных возрастных групп, а также получили представление о том, в какой степени технологии «закрепились» в языковом сознании россиян на данный момент.



