ВВЕДЕНИЕ 3
1 Языковое сознание в отечественной психолингвистике 5
1.1 Структура языкового сознания 5
1.2 Исследование языкового сознания в возрастном аспекте 6
1.3 Ассоциативный эксперимент как метод исследования языкового сознания 8
Выводы к главе 1 13
2 Анализ содержания образов языкового сознания носителей русского языка 14
2.1 Моделирование ассоциативного эксперимента 14
2.2 Психолингвистическое описание результатов ассоциативного эксперимента 18
2.2.1 Семантическая интерпретация результатов АЭ респондентов подросткового
возраста 19
2.2.2 Семантическая интерпретация результатов АЭ респондентов юношеского возраста
24
2.2.3 Семантическая интерпретация результатов АЭ респондентов среднего возраста (1¬й период) 28
2.2.4 Семантическая интерпретация результатов АЭ респондентов среднего возраста (2¬й период) 32
2.3 Сравнительно-сопоставительный анализ образов языкового сознания 37
Выводы к главе 2 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 45
ПРИЛОЖЕНИЕ А 49
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 50
ПРИЛОЖЕНИЕ В 51
ПРИЛОЖЕНИЕ Г 52
ПРИЛОЖЕНИЕ Д
Стремительно развивающиеся технологии привносят изменения во все сферы жизни, и внимание ученых оказывается направлено на постоянное изучение этих сменяющих друг друга изменений.
Актуальность работы обусловлена обращением к феномену языковое сознание, (Е.Ф. Тарасов, А.А. Леонтьев, Л.С. Выготский, Н.В. Уфимцева, И.А. Стернин и др.), к наиболее разработанному и эффективному методу его исследования - ассоциативному эксперименту (АЭ), количество работ на основе которого (в частности, свободного АЭ) постоянно растёт (Пищальникова В.А., Карданова-Бирюкова К.С., Панарина Н.С., Степыкин Н.С., Хлопова А.И., Шевченко С.Н. и др.). Однако не меньший интерес для лингвистов представляет исследование «технологий в лингвистике» (Ионова С.В., Асрори Ш., Юхмина Е.А., Горошко Е.И. и др.).
Цель работы - установление сходств и различий в представлениях о технологиях в языковом сознании людей разных возрастных групп.
Цель направлена на проверку гипотезы о том, что содержание представлений о технологиях в языковом сознании россиян имеют возрастные отличия.
Достижение цели предполагает решение следующих задач:
1. Провести анализ научной литературы по теме исследования.
2. Описать и проанализировать методы экспериментальных исследований и анализа результатов свободного ассоциативного эксперимента (САЭ).
3. Составить список слов-стимулов для проведения САЭ.
4. Провести САЭ с носителями русского языка разных возрастных групп.
5. Обработать и проанализировать данные, полученные в результате САЭ.
6. Описать структуру и содержание образов языкового сознания респондентов разных возрастных групп.
7. Выявить сходства и различия в представлениях о технологиях в языковом сознании россиян разных возрастных групп.
Исследование проведено на материале 623 реакций носителей русского языка четырёх возрастных групп на 5 слов-стимулов. Источником для материала послужили результаты свободного ассоциативного эксперимента, проведённого на платформе Интернет-платформы.
Для сбора материала использовался метод свободного ассоциативного эксперимента. При анализе и описании материала использовались методы качественного и количественного анализа, метод семантической интерпретации и метод сравнительно-сопоставительного анализа.
Объектом исследования является возрастная и гендерная специфика языкового сознания современных носителей русского языка, предметом - представление о технологиях в языковом сознании россиян.
Теоретическую базу исследования составляют работы московской, омской, кемеровской психолингвистических школы, в которых исследуются разные типы языкового сознания.
Практическая значимость данного исследования заключается в возможности применения сформированных в ходе анализа ассоциативных полей, а также семных описаний в качестве материала для словарей.
Новизна исследования. Впервые проанализирован и смоделирован образ технологий, характерный для разных возрастных групп россиян.
Структура работы. Исследование состоит из введения, основной части, заключения и списка использованной литературы.
Во введении обозначены квалификационные параметры исследования: актуальность, цель и задачи, объект и предмет, методы и материал исследования.
В первой главе определяется содержание понятия «языковое сознание», описаны методы его исследования, описан метод ассоциативного эксперимента и методы интерпретации его результатов.
Во второй главе описано языковое сознание носителей русского языка разных возрастных групп, выявлены сходства и различия в их представлениях о технологиях.
В заключении обобщаются результаты проведённого исследования.
В работе была представлена и проанализирована актуальная семантика слов, входящих в тематическую группу «технологии», в языковом сознании носителей русского языка разного возраста.
Для отбора слов-стимулов нами были разработаны два критерия: отсутствие связи с технологиями до относительно недавнего времени, и наоборот, изначальная связь с технологиями, которая, однако, порождала совсем другие значения. Выбранные слова были проверены на соответствие критериям с помощью Национального корпуса русского языка и толковых словарей, после чего был проведён ассоциативный эксперимент.
Полученные данные были обработаны методом семантической интерпретации для выявления актуальной семантики, необходимой для получения представления об образе технологий в актуальном языковом сознании.
По результатам анализа гипотеза о существовании как сходств, так и различий в представлениях о технологиях в языковом сознании людей разных возрастных групп подтвердилась: так, например, у всех возрастных групп актуален как образ «старого», дискового телефона, так и «гаджета», «современного» мобильного телефона; при этом отношение к технологиям в значении «результата научного прогресса» у испытуемых подросткового возраста оказалось негативным, в то время как в языковом сознании людей 2-го периода среднего возраста технологии, наоборот, предстают как то, что улучшает жизнь.
При этом степень «включенности» «технологических» значений в значения слов- стимулов является достаточно высокой: слово заказ, ранее никак не связанное с технологиями, сейчас имеет ядерное значение «через интернет» с преобладающей встречаемостью.
Таким образом, мы описали сходства и различия в структуре и содержании представлений о технологиях носителей русского языка разных возрастных групп, а также получили представление о том, в какой степени технологии «закрепились» в языковом сознании россиян на данный момент.
1. "Яндекс" занимает 90 процентов рынка умных устройств в России // РИА Новости. - [Б.м.], - 09.09.2023. - URL: https://ria.ru/20230909/yandeks-1895138819.html (дата обращения: 3.06.2024)
2. Алексеева А.А. Представления о России ее жителей (по данным ассоциативного эксперимента) // Сибирский филологический журнал. - 2011. - № 2. - С. 227-234.
3. Архипова С.В. Ассоциативный эксперимент в психолингвистике // Вестник БГУ. Язык, литература, культура. - 2011. - № 11. - С. 6-9.
4. Беликов С.В. РОЛЬ АССОЦИАТИВНОГО ЭКСПЕРИМЕНТА В ФОРМИРОВАНИИ ЛИНГВОКУЛЬТУРНОГО КОНЦЕПТА «ХАРБИН» // Филология и человек. - 2023. - № 2. - С. 122-135.
5. Белоусов К.И., Павлова Д.С. ГЕОКОНЦЕПТЫ РОССИЙСКИХ ГОРОДОВ В ЯЗЫКОВОМ СОЗНАНИИ ВОСПИТАННИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ЦЕНТРА "СИРИУС" // Социо- и психолингвистические исследования. - 2020. - № 8. - С. 61-70.
6. Борисова Ю.А. Ассоциативный эксперимент в современных психолингвистических исследованиях // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. 2019. - Т. 8. - № 1А. - С. 265-275.
7. Васягина Н.Н. Особенности отражения образа отца в современной российской ментальности / Н. Н. Васягина, И. В. Ельцова. - Текст : непосредственный // Педагогическое образование в России. - 2020. - № 5. - С. 137-145.
8. Виноградова О.Е. Направленный ассоциативный эксперимент в описании семантики слова // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. - 2013. - № 161. - С. 66-73.
9. Гацалова Л.Б. Гендерные стереотипы в осетинском языке (на материале ассоциативных экспериментов) // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Гуманитарные науки. - 2017. - № 1 (768). - С. 9-37.
10. Гордеева З.А. Исследование ассоциативного поля зоонима на примере направленного ассоциативного эксперимента «Кошка какая?» // Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования. - 2015. - № 1 (5). - С. 33-35.
11. Горошко Е.И. Проблемы проведения свободного ассоциативного эксперимента // Известия ВГПУ. - 2005. - № 3. - С. 53-61.
12. Данилова О.А. Направленный ассоциативный эксперимент: от теории к практике // Уральский филологический вестник. Серия: Психолингвистика в образовании.
- 2015. - № 4. - С. 71-75.
13. Ежедневная аудитория помощника «Алиса» от «Яндекса» составила 8 млн
человек // Сервисы / vc.ru. - [Б.м.], 25.01.2019. - URL: https://vc.ru/services/56568-
ezhednevnaya-auditoriya-pomoshnika-alisa-ot-yandeksa-sostavila-8-mln-chelovek (дата
обращения: 3.06.2024)
14. Жигачева Е.С. Ассоциативное поле гидронима Байкал в языковом сознании молодежи г. Улан-Удэ // Вестник БГУ. Язык, литература, культура. - 2015. - № 10. - С. 72-75.
15. Зайнуллин М.В. О сущности языкового сознания // Вестник Башкирск. ун-та.
- 2011. - № 4. - С. 1243-1245.
16. Заказ // Викисловарь. - [Б.м.], 2.04.2023. - URL:
йА^://ги.’№1кйопагу.огд/’мк1/заказ
17. Залевская А.А. Значение слова через призму эксперимента: монография. - Тверь: Твер. гос. ун-т. - 2011. - 240 с.
18. Зимняя И.А. Лингвопсихология речевой деятельности. - М. : Моск. психол. соц. ин-т; Воронеж : НПО «МОДЭК». - 2001. - 432 с.
19. Исламова Э.А., Болгарова Р.М. Человек в зеркале ассоциативного эксперимента // Вестник ТГГПУ. - 2019. - № 1 (55). - С. 13-17.
20. История // Компания Яндекс - [Б.м.], 2017. - URL:
https://yandex.ru/company/history/2017(дата обращения: 3.06.2024)
21. Колышева О.Н. ВОЙНА В ЯЗЫКОВОМ СОЗНАНИИ МОЛОДЫХ РОССИЯН: АССОЦИАТИВНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ // Вестник РУДН. Серия: Теория языка. Семиотика. Семантика. - 2021. - № 2. - С. 339-358.
22. Коноваленко И.В. Структура концепта «Власть» (по данным ассоциативного эксперимента) // Вестник ОмГУ. - 2011. - № 3. - С. 168-171.
23. Коногорова А.В. Ассоциативный эксперимент как метод когнитивного исследования // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2010. - № 6.
- С. 146-148.
24. Леонтьев А.А. Словарь ассоциативных норм русского языка (САНРЯ). - 1977.
- 190 с. - URL:
https://books.google.ru/books?hl=ru&id=7FZJAQAAIAAJ&dq=editions%3AUOM39015051099920&focus=searchwithinvolume&q=эксперимент (дата обращения: 24.03.2024)
25. Леонтьев А.А. Языковое сознание и образ мира // Вопросы психолингвистики. - 2016. - № 1 (27). - С. 296-299.
26. Миронова Н.И. Семантический анализ ассоциативного поля // Вопросы психолингвистики. - 2016. - № 2 (28). - С. 192-201.
27. Назаркина В.В. Ассоциативный эксперимент в формировании межкультурной компетенции // Символ науки. - 2016. - № 11-4. - С. 45-47.
28. Национальный корпус русского языка. - [М.], 2003-2024. - URL:
https://ruscorpora.ru/new/index.html(дата обращения: 3.06.2024)
29. Овчинникова И.Г. К проблеме определения феномена «Языковое сознание» // Языковое бытие человека и этноса. - 2010. - № 17.
30. Поиск повторяющихся слов // ToolzDot. - [Б.м.], 2024. - URL:
https://toolzdot.com/ru/text-list/duplicate-word-finder/ (дата обращения: 21.06.2024)
31. Попова З.Д., Стернин И.А. Когнитивная лингвистика. Монография. - 2007. - экз. 16. - 314 с.
32. Прохорова И.О. Словесные ассоциации как феномен культуры. Ассоциативный эксперимент // Полилингвиальность и транскультурные практики. - 2008. - № 1. - С. 5-9.
33. Романова Т.В. Образ России по материалам ассоциативного эксперимента (моделирование и интерпретация) // Политическая лингвистика. - 2014. - № 4. - С. 76-81.
34. Российская психолингвистика: итоги и перспективы (1966-2021):
Коллективная монография. / Научн. ред. И.А. Стернин, Н.В. Уфимцева, Е.Ю. Мягкова. - М.: Институт языкознания-ММА. - 2021. - 626 с.
35. Рудакова А.В., Стернин И.А. Психолингвистический эксперимент и описание семантики слова // Вопросы психолингвистики. - 2016. - № 1 (27). - С. 194-209.
36. Салькова В.В. ВЛИЯНИЕ ПАНДЕМИИ COVID-19 НА ДИНАМИКУ АССОЦИАТИВНЫХ РЯДОВ У НОСИТЕЛЕЙ РУССКОГО ЯЗЫКА (ПО ДАННЫМ АССОЦИАТИВНОГО ЭКСПЕРИМЕНТА) // Тульский научный вестник. Серия История. Языкознание. - 2021. - № 3 (7). - С. 85-96.
37. Сергеева О.М. Малоструктурированные методы психодиагностики в работе психолога. Часть 1. Психосемантические методы психодиагностики: Учебно-методическое пособие. - Н.Новгород, 2022. - 34 с.
38. Скребцова Т.Г. Американская школа когнитивной лингвистики / Послесл. Н. Л. Сухачева. - СПб, 2000. - 202 с.
39. Соломатина В.И. Ассоциативный дифференциальный гендерный словарь лексического ядра русского языка. Электронное издание. - Воронеж : Центр коммуникативных исследований ВГУ. - 2020. - 151 с.
40. Степыкин Н.И. 2020. Аргументация процедуры отбора слов-стимулов в рамках проекта «мультилингвальный ассоциативный тезаурус вежливости». Вопросы журналистики, педагогики, языкознания, 39 (2): 299-305.
41. Стернин И.А, Рудакова А.В. Психолингвистическое значение слова и его описание. - «Ламберт», 2011. - 192 с.
42. Стернин И.А. Проблемы интерпретации результатов ассоциативных экспериментов // Вопросы психолингвистики. - 2020. - № 3 (45). - С. 110-125.
43. Тарасов Е.Ф. Межкультурное общение — новая онтология анализа языкового
сознания // Этнокультурная специфика языкового сознания. - [Б.м.], 1996. - URL:
https://iling-ran.ru/library/psylingva/sborniki/Book1996/Part1-1.htm (дата обращения: 12.04.2024)
44. Утробина Т.Г. ВЕРБАЛЬНО-ВИЗУАЛЬНАЯ РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ СМЫСЛА В РЕГИОНАЛЬНОЙ ДЕТСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ // Этнопсихолингвистика. - 2020. - № 3. - С. 61-79.
45. Уфимцева Н.В. Языковое сознание - образ мира - языковая картина мира // Вопросы психолингвистики. - 2015. - № 24. - С. 115-119.
46. Уфимцева Н.В. Языковое сознание: динамика и вариативность. - М. : Институт языкознания РАН, 2011. - 252 с.
47. Уфимцева Н.В., Тарасов Е.Ф. Проблемы изучения языкового сознания // Вопросы психолингвистики. - 2009. - № 10. - С. 18-25.
48. Хлопова А.И. Отражение политических событий в свободном ассоциативном эксперименте // Знание. Понимание. Умение. - 2019. - № 2. - С. 194-200.
49. Шелховская М.Р. Ассоциативно-вербальная сеть как способ репрезентации языковой картины мира студента // Вестник ЧелГУ. - 2008. - № 20. - С. 176-180.
50. Шолпан У. АССОЦИАТИВНОЕ ПОЛЕ "ПАНДЕМИЯ":
ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ // The Scientific Heritage. - 2022. - № 88. - С. 67¬70.