АННОТАЦИЯ 3
Введение 3
Глава 1. Военная организация как составная часть общества 15
1.1. К вопросу о изучении военного дела рёлкинцев 15
1.2. Причины включения рёлкинской культуры в зону широких военных действий 20
Глава 2. Видовой и качественный состав вооружения рёлкинцев 31
2.1. Основные виды наступательного и оборонительного вооружения 31
2.1.1. Классификация клинкового холодного оружия ближнего боя, бытовавшего в
Томско-Нарымском Приобье в рёлкинской культуре (по Соловьёву А.И.) 37
2.1.2. К вопросу о видовом и качественном составе оружия дальнего боя, бытовавшего в
Томско-Нарымском Приобье в рёлкинской культуре 40
2.2. Облик рёлкинских пеших воинов и всадников 48
2.3. Элитаризация и сакрализация рёлкинских воинов 55
Глава 3. Рёлкинский воин как прообраз эпического героя в мифологии селькупов 62
Заключение 69
Список использованных источников и литературы 75
Приложение
Во второй половине I тыс. н. э. Среднее Приобье было вовлечено в сложные исторические процессы, охватившие всю Западную Сибирь. Интенсивное освоение железа ещё в предшествующий период привело к значительному совершенствованию материально-технической базы, что неизбежно отражалось на развитии социально-экономических отношений внутри общества. Эти процессы усиливались под воздействием разнообразных контактов с южными культурами, где разложение первобытнообщинных отношений зашло далеко и появились первые государства - енисейских кыргызов и Тюркский Каганат. В Приобье складываются новые этнокультурные общности, на основе которых позднее формируются некоторые западносибирские народности .
Рёлкинская культура выделена в Среднем Приобье Чиндиной Л. А. в конце 60-х - начале 70-х годов. Исследование уникального для Среднего Приобья могильника Рёлка, отразившего в себе почти всю историю культуры, позволило существенно уточнить хронологические и территориальные рамки культуры, её специфику, генезис, этнические особенности. Граница её определилась на севере по широте pp. Ваха - Васюгана, на юге - по р. Оми и чуть севернее г. Новосибирска, на западе - по водоразделу рек Иртыша и Васюгана, на востоке - до Енисея. Время бытования VI - к. IX вв.
В основу выделения рёлкинской культуры было положено единство керамики, погребального обряда, художественных изделий (местный тип украшений, культовое литье). Локальное различие в соотношении разнотипной керамики дало основание разделить культуру на два ареала: Нарымский и Томский. Вариантность керамики внутри этих районов наводила на мысль о возможном выделении в дальнейшем более дробных локальных группировок внутри единой культурной общности . Все материалы могильника Рёлка были опубликованы.
Рёлкинская культура сформировалась на основе кулайских традиций. Непосредственный переход от кулайской культуры к рёлкинской совершался в Нарымской и северных частях Томского Приобья, сохраняя локальные различия на протяжении всего существования рёлкинской культуры. В VI в. в связи с экспансией алтайских тюрков в Верхнее Приобье население юга Томского Приобья, а также потомки населения кулайской культуры (верхнеобская (одинцовская)), объединяются с северными сородичами. В складывании рёлкинской культуры важную роль сыграл пришлый юго-восточный компонент, в Среднем и Верхнем Притомье непосредственно связанный с выделенной позднее лачиновской культурой , примерной территорией распространения которой является современный Кузбасс.
Рёлкинскую культуру характеризуют многочисленные поселения, могильники, священные места, а также многообразие категорий и обилие вещей. В системе источников выделяется чёткий комплекс как специфических культуроопределяющих признаков - погребальный обряд, керамика, культовое литьё, местные украшения, специфические жилища, так и в целом характеризующих культуру - поселения, жилища со всем интерьером, общепринятый распространённый инвентарь.
В настоящее время в Томской области известно не менее сотни поселений и городищ (Кисловка-2, 7; Нёготка-4; Мысовая-2; Круглое озеро-1, 2; Малгет; комплекс
археологических памятников и др.). Поселения располагались по берегам водоёмов и насчитывали приблизительно 100 жилищных, хозяйственных, бытовых, культовых построек. Жилища различного типа: от небольших полуземлянок до крупных двухкамерных каркасных и срубных сооружений с очагами, с определёнными местами для отдельных семей. Как исключение встречаются жилища с земляными канами по типу дальневосточных .
Погребальный обряд известен по небольшим курганным могильникам (2-3 кургана) и крупным: Архиерейская Заимка, Вахтовский, Рёлкинский, Салтаковский,
Тимирязевский-1, Тимирязевский-2 и др. Умерших в основном хоронили по обряду ингумации - на поверхности или в неглубоких могилах, сверху насыпали небольшие курганы. На крупных некрополях для семейной общины существовало своё место погребений. В результате мелкие курганные насыпи сливались в большой курган, под которым покоились десятки родственников. Были и небольшие курганы с одним погребённым .
Экономика рёлкинской культуры претерпела существенные изменения по сравнению с экономикой кулайской культуры. Она, как и прежде, базировалась на комплексном многоотраслевом хозяйстве, однако путь адаптации в природной среде шёл не за счёт обширных миграций, а через наращивание потенциала производящего хозяйства: скотоводства и земледелия. Другой путь подъёма экономики был связан со специализацией отдельных отраслей хозяйства пушной охоты, чёрной металлургии, металлообработки в рамках семейных общин, «людей одной реки». Совершенствуются технологии традиционных форм охоты, рыболовства, собирательства: утверждаются сезонность, новые технические средства промысла. Формируется локальная специфика в зависимости от местных природных условий, близости к пограничным районам, активно развивается торговый обмен, особенно с югом, оттуда поступали медь, готовые бронзовые, серебряные, железные изделия, в том числе и культовая посуда, наборные пояса и их готовые фурнитуры различного содержания, некоторые виды оружия в богатой оправе ножен и др., шёлковые и шерстяные ткани, породистые лошади. В обмен на дорогой импорт шла высококачественная пушнина, соболий, беличий, бобровый меха.
Рёлкинское общество состояло из позднеродовых объединений, таких как патриархальная семья, семейная община, группа семейных общин со свойственными им чертами внутреннего единства: общность земель семейных общин, наличие единых тотемистических и антропоморфных предков, кладбищ, мировоззрения. Именно в рёлкинской культуре чётко проявляются трёхчленное деление мироздания с особыми духами в каждом мире, сложная система посредничества между мирами, осуществляемая культурным героем, шаманом с многочисленными помощниками. В то же время у рёлкинцев сильно пошатнулись родовые устои, что отразилось в интенсивном дроблении семейных общин, индивидуализации хозяйственной деятельности, становлении территориальных принципов собственности, активном процессе имущественной и социальной дифференциации. В обществе появляются элитарные прослойки воинов, кузнецов, более обеспеченных людей, о чём свидетельствует особый погребальный обряд: сожжение, жертвоприношение; более богатое сопровождение специфическим инвентарём. Таким как первоклассное оружие, дорогостоящие ткани, элитные пояса, жертвенные животные, обособление жилищ-мастерских кузнецов-универсалов на общих поселениях и т.д.
Любая культурная система проходит три этапа развития: становление, расцвет, старение. В культурогенезе, как явлении, происхождение, становление культур, выявление их корней, выяснение культурно-определяющих признаков является первым этапом. На последующих этапах идёт преобразование изначальных признаков, традиций и появление качественно новых. Констатируют две формы культурогенного процесса: эндогенную и экзогенную. Первая форма является преимущественно результатом внутреннего непрерывного развития автохтонных традиций и преобразования их в иные системы под воздействием определенных факторов естественного процесса развития. Вторая форма свидетельствует о внешнем воздействии на культурогенез. Появление нового населения, вступившего в тесный контакт с аборигенным населением .
Исходными факторами зарождения культур было развитие социально - экономических, экологических и этнических процессов. Эти три направления движущих сил культурогенеза всегда взаимодействовали. Множественность конкретных проявлений в каждом из факторов, также влиявших на ход культурных процессов, создавала индивидуальность, специфику культур. Уловить хитросплетения взаимодействия общих и частных факторов - значит установить механизм смены и образования культур. Задача эта всегда сложная. В основе положительных результатов лежит существовавшая некогда в реальной действительности система доминанты определенных факторов при зарождении новых культур. Необходимо только остерегаться абсолютизации доминирующих факторов при отрыве от других и от общеисторической обстановки .
На окончательное оформление рёлкинской культуры оказали влияние контакты с соседними районами. Активное воздействие население Среднего Приобья испытывало с южной стороны, связанное с продвижением к северу населения из Верхнего Приобья, обусловленное отчасти перемещениями племен в период политической активности Первого Тюркского каганата. Определенные воздействия фиксируются с северо -запада, из районов лесного Прииртышья и Нижнего Приобья, только так можно объяснить появление керамики с орнаментом из ромбических штампов в Нарымском Приобье.
В конце IX-X вв. рёлкинская культура прекратила существование под давлением тюрок. Часть самодийского местного населения отступила к северу, часть была истреблена или ассимилирована тюрками. В конце I - начале II тысячелетия н.э. население здесь стало редким, происходит некоторое запустение. Немногочисленные памятники XI-XIII вв. (Еловский I, Басандайский могильники) содержат погребения с конём или с чучелом коня и характеризуют процесс смещения местного самодийского и пришлого тюркского компонентов. В Нарымском Приобье на основе рёлкинской формируется культура конца I - начала II тысячелетия н. э., генетически связанная с нарымскими селькупами .
Актуальность данной работы заключается в целенаправленном выявлении значения военного дела рёлкинской культуры, определения места военного дела и роли рёлкинского воина в период существования рёлкинской культуры для конкретной оценки и интерпретации явлений, происходивших как в данном обществе, так и в соседствующих с ним. Так как за последние 30 лет появились новые материалы и научные разработки.
Научная проблема заключается в слабой изученности в научной сфере тематики, связанной с образом рёлкинского воина, определением ранжирования рёлкинских воинов, определением роли социокультурного облика рёлкинского воина в период существования рёлкинской культуры на территории Среднего Приобья.
Объект исследования: военное дело как неотъемлемая часть культур раннего средневековья Западной Сибири.
Предмет исследования: оружие как атрибут военного дела и воины как особая социальная категория рёлкинского общества, определяющая форму военной организации.
Хронологические рамки работы: VI - к. IX вв. н.э.
Территориальные рамки работы: Среднее Приобье.
Граница определяется на севере по широте pp. Ваха - Васюгана, на юге - по р. Оми и чуть севернее г. Новосибирска, на западе - по водоразделу рек Иртыша и Васюгана, на востоке - до Енисея.
Цель: выявить особенности военного дела и роль воина в рёлкинском культурном социуме.
Задачи:
1. Изучить историю исследования военного дела в рёлкинской культуре;
2. Дать краткую характеристику особенностей вооружения и оценку боевых качеств;
3. Показать причины военизации рёлкинского общества и дать характеристику социокультурного облика рёлкинских воинов.
Методы исследования:
Сравнительно-исторический метод является основным, состоящим из трёх направлений:
1) Сравнительно-типологический - применим в случае, например, когда на одном хронологическом срезе появляется однотипное оружие (например, плоские, мелкие стрелы, отличаются высокими баллистическими качествами, имеют индоиранские корни). Также рассматриваются хронологические и территориальные различия;
2) Сравнительно-генетический - помогает рассмотреть процесс происхождения рёлкинцев, его генетическую связь с потомками;
3) Сравнительно-диффузионный - помогает определить, природу входивших в культуру признаков. Например, характер производства импортного вооружения, атрибутов (подражание и т.д.);
Системный подход - изучение частного в общей системе строго при наличии междисциплинарного «синтеза». Применим в данной работе, например, в случае использования определённой технологии производства у кузнецов. Археологи в данном случае узнают о методах. А именно при обращении к самым различным дисциплинам.
Метод археолого-этнографических параллелей и фольклора - входит в системный подход. Применим при верификации отдельных мифологических сюжетов.
Структурно-семиотический метод - применим при выделении каких-либо образов, в частности, в изображениях воинов на бляхах, подвесках из определённых коллекций, мотивах личин, фигурок воинов, различных скоплений вещей, обрядовых вещах - тайниках. Например, у древних хакасов в могилах присутствовало трупосожжение, также, как и в Среднем Приобье.
Результатами проведенного исследования должно стать:
1. Определение роли и технического, функционального, морфологического, ритуального значения рёлкинского вооружения среди раннесредневекового вооружения Западной Сибири.
2. Выявление основных черт социокультурного облика воина и его роли в рёлкинском обществе при защите территории от внешних воздействий, в частности.
3. Определение ранжирования воинского состава, особенностей потестарного
устройства в рёлкинском обществе.
4. Предложение мнения по вопросу о тюркизации рёлкинского общества и о
особенностях товарооборота в Среднем Приобье.
5. Определение значения археологических находок, в реконструкции облика
рёлкинских пеших воинов и всадников, в частности, их морфологических, функциональных, ритуальных особенностей.
В данной работе были использованы следующие источники и литература:
К написанию первой главы применимы: монографии исследователей, касающихся военных вопросов культур Западной Сибири (в частности, рёлкинская): Л.А. Чиндиной, А.И. Соловьёва, В.В. Горбунова, Л.М. Плетнёвой; статьи по изучению вооружения; статьи, касающихся экономического и социального устройства общества, обзор внешних и внутренних контактов / конфликтов.
К написанию второй главы применима следующая литература: А.И. Соловьёв «Военное дело коренного населения Западной Сибири: Эпоха средневековья.»; Д.Г. Савинов «Археологические формы «тюркизации» населения Западной Сибири в историческом контексте»; ряд статей по функциональному, техническому значению вооружения, по значению вооружения в погребальном обряде воинов рёлкинского общества.
К написанию третьей главы применима следующая литература: мифы и сказки об Итте - К. Доннер; по этнографии применимы работы Е.Д. Прокофьевой и особенно Г.И. Пелих, где описаны конкретный фольклор и поздняя история селькупов; «Мифология селькупов» и работы Н.А. Тучковой; обобщающие статьи в энциклопедии «Мифы народов мира» разделы «Культурный герой», его военная ипостась, в частности, о первопредке и герое Итте, раздел «богатырь», раздел «самодийская мифология»; сюжеты из карело-финского поэтического эпоса «Калевала».
При написании данной работы необходимо обращение к коллекциям могильников Рёлка, Тимирязевский I, II, Архиерейская Заимка, а также Красный Яр, Юрт-Акбалык; ряд поселений, городищ рёлкинской культуры (например, Лебяжье, Чёрный Мыс); клады Елыкаевский, Парабельский, Ишимский; коллекции культового литья; по опубликованным материалам, их описание и краткая характеристика.
Городища: Чёрный Мыс, Лебяжье, Шеломок, Тимирязевское IV, Тимирязевское I, Максимо-Ярское, Новиковское, Тух-Эмтор IV, Кижировское, Могильный Мыс, Пекулякское, Богатырские Бугры; Поселения: Умна 1, Карасево озеро, Круглое озеро I, Гришкинское, Подверетье, Чистый Яр, Ключевое, Инкинское, Чузик, Высокоярское, Карасий бор, Лисий Мыс, Неготское IV, Паргалякское II, Кондрашкинское I, Чехломейское 3 .
Можно перечислить некоторые виды и названия памятников:
Городище Лебяжье.
Памятник открыт Я.А. Яковлевым в 1987 г., раскапывался в 1990 г. Расположен в нижнем течении р. Кети - правого притока Средней Оби, в 1,8-2,0 км к северу от бывшей д. Лебяжье Северского сельсовета Колпашевского района Томской области.
Всего в раскопе обнаружено 139 находок: 108 - фрагменты керамической посуды, 29 - отходы металлообработки, I - абразив на обломке пластины песчаника, I - небольшая речная галька .
Основная часть находок этой группы представляет собою обломки сильно ошлакованной глиноземной обмазки стенок или пода горна (печи?) и кричные шлаковидные подтёки. Обнаружено также 3 куска обожженной глины и большая крица .
Селище Черномысовское Кладбище (Чёрный Мыс)
Местонахождение селища - деревня Чёрный Мыс. До конца 1970-х гг. располагалась у 136-го км русла р. Кеть (правого притока р. Обь) от нижнего (нарымского) устья. Гидрографически этот участок соответствует Копыловскому участку указанного водотока, ландшафтно - приурочен к правой надпойменной террасе, административно - входит в территорию Колпашевского района Томской области. Немного ниже по течению от этого населённого пункта находилось кладбище. Терраса в этом месте разрезана руслом древнего водотока, в котором ныне расположено старичное озеро, и образует ориентированный к югу мыс. Высота берега в межень достигает здесь примерно 6 м. Вершина мыса давно срыта при прокладке грунтовой автомобильной дороги Север - Лебяжье, которая около кладбища раздваивается и пересекает пойму в виде двух насыпей .
Могильник Рёлка.
Могильник расположен на левом берегу р. Оби, в пос. Молчаново Томской области, на мысу высокой прислоненной надпойменной террасы, называемой местными жителями Рёлка. Зафиксировано 38 курганных насыпей. Могильник был открыт в 1947 г. разведочной группой Томского университета в составе Е. М. Пеняева, В. С. Синяева и А. И. Уварова . На археологической карте Томской области он известен под названием селища Рёлки и датирован карасукским временем .
Весь инвентарь могильника по его назначению делится на 6 больших групп: 1) орудия труда и бытовые предметы; 2) оружие; 3) конское убранство; 4) принадлежности одежды и украшения; 5) антропоморфные и зооморфные изображения; 6) керамика. Систематизированный и надежно датированный материал могильника явился эталонным для синхронизации и выявления среднеобских памятников рёлкинского типа. Они составляют одну культурную общность, в которой чётко проступают два локальных варианта - Нарымский и Томский. Особенности регионов ярко отражает керамика I и II типов. Памятник существовал в VI-VIII вв., но фиксировал период существования рёлкинской культуры частично .
Тимирязевское поселение I.
Тимирязевское поселение I расположено на левом коренном берегу р. Томи, в пос. Тимирязево (Томский район. Томская область), с левой стороны от дороги на нижний склад. Часть поселения разрушена при проведении указанной дороги. Северная и южная части заняты огородами. Раскопки производились в 1974-1975 гг. В.И. Матющенко и Л.М. Плетнёвой .
Тимирязевский курганный могильник II. Раскопки М. Ф. Косарева, Р. А. Ураева в 1909 г. Томский областной краеведческий музей
При раскопках было выяснено, что памятник двухслойный. В коллекцию вошли керамика, железный нож, бронзовые предметы, бронзовый и железный шлаки, каменный инвентарь. Часть материала опубликована .
Материал поселения Тимирязевское I представлен двумя керамическими комплексами: кулайским и керамикой V-VIII вв. н.э. Эти комплексы хорошо выделяются по признакам формы, орнамента, технологии изготовления. Рассматривается лишь последний комплекс.
Тимирязевский курганный могильник II.
Тимирязевский курганный могильник II расположен на гривах по левую сторону дороги, идущей от тракта Томск - Коларово в пос. Тимирязево (Томский район, Томская область) 3,5 км от г. Томска. Могильник раскапывался М. Ф. Косаревым в 1959 г. (16 курганов), был составлен план, на который нанесено 110 курганов. В настоящее время могильник почти полностью за строен. Осталось 7-8 курганов. В 1975 г. раскопки производили О.Б. Беликова, Л.М. Плетнёва. Раскопано с 1 по 4 курган, остальные из раскопок 1959 г. .
Курганный могильник у Архиерейской заимки.
Раскопки могильника произвел в 1896 г. библиотекарь Томского университета С.К. Кузнецов. Им было раскопано 36 курганов. С. К. Кузнецов писал в Археологическую комиссию: «Я произвел раскопки возможно тщательно. Кладбище снято на план (площадь 2000 кв. сажен). Разрыто всего 36 курганов, среди которых попадались до 5 сажен в диаметре» .
Точное местоположение могильника неизвестно. Имеющиеся сведения противоречивы. На археологической карте Томской области могильник значится на р. Б. Киргизке, недалеко от её устья .
По материалам известны: несколько погребений с трупосожжением, черешковые железные трёхлопастные наконечники стрел, трёхгранные костяные наконечники стрел, железные треугольные наконечники стрел, бляшки-тройчатки, множественные бронзовые подвески, железные пластины, дроты, железные рукоятки, бронзовые пластины с изображением медведя, бронзовые чаши, бронзовые, стеклянные бусы, бронзовые, железные пряжки, китайские монеты, эполетообразная застёжка, железные топоры -тёсла, бронзовые бляшки, железные кольца, железные ножницы, железные ножи, железные цепочки, железные наконечники стрел: ярусный (1 экз.); бронебойные (2 экз.); плоский лопаточковидный (1 экз.); железные ножи, ножи-кинжалы, бронзовое изображение птицы с личиной на груди, железные, тонкие панцирные пластины, кузнеч ные клещи, бронзовое изображение лося с личиной, бронзовые серьги, обрывки бересты, обломок наконечника копья; каменный клин, каменные оселки, бронзовые нашивки, остатки сожженных костей человека, фигурно вырезанная бронзовая пластина, бронзовая фигурка зайца полого литья, бронзовые заклёпки .
Ишимский клад
Комплекс древних предметов, найденный в 1911 (близ деревни Ишимка, в 50 км к С. от Ачинска) на островке среди болот в тайге. Здесь было жертвенное место (подобное Гляденовскому костищу), посещавшееся населением в течение тысячелетия, начиная с первых вв. до н. э. Клад содержал вещи, принесённые в дар богам и связанные с древним шаманским ритуалом. Среди них: оружие - железные мечи, кинжалы, копья, наконечники стрел (в том числе древнейшие бронзовые, а также железные); металлические зеркала (местной и китайской работы), амулеты-украшения, выполненные в зверином стиле. Среди последних есть вещи южного происхождения, типичные для тагарской и таштыкской культур, но большинство характерно для лесной полосы Сибири и Приуралья (Пьяноборская культура). Сочетание различных привозных вещей свидетельствует о далёких торговых связях местных таёжных охотников - поставщиков пушнины. Клад хранится в Красноярском краеведческом музее .
Первые раскопки проводил помощник консерватора Красноярского музея А.П. Ермолаев в 1911 г. Всего он собрал и доставил в музей более 140 предметов. Материалы датируются сер., кон. I тыс. н.э.
Среди материалов известны: длинный железный меч с красивой, покрытой серебром рукоятью, пять железных кинжалов, семь железных наконечников копий, два боевых топорика, более двадцати железных наконечников стрел, множество загадочных фигурок людей, птиц, животных, изготовленных из белого либо желтого металла, обломки медных бляшек, сплющенные пластинки серебра, кусочки обожженного дерева и углей, черепки глиняных горшков, бронзовая птица с распущенными крыльями, бронзовое полированное зеркало с «чудным» узором на обратной стороне, литая пряжка с изображением двух зверей, обращенных головами в разные стороны, медведь с человеческой личиной на груди.
Некоторые культовые предметы представлены в приложении Е.
Елыкаевский клад
Найден на окраине села Елыкаево, которое находится в 20 км от Кемерово. Нашёл клад И. Мошеев-Шариков 31 мая 1906 г. при распашке земли. Находка была сдана в Томский университет.
В составе «клада» есть предметы вооружения, изготовленные из железа, украшения и предметы культа, отлитые из бронзы. Предметы вооружения представлены наконечниками стрел и копий, мечами и кинжалами, бронзовые антропо-, зооморфные личины .
Всего в кладе 148 предметов. Клад относится к раннему Средневековью, а также к началу гуннского периода - III век до н.э. - II век н.э.
Парабельский клад
Памятник находится на правом берегу р. Вяловка, правом притоке р. Парабель (левый приток р. Обь) в Парабельском районе Томской области. Бронзовые изделия были собраны при распашке земли между с. Парабель и д. Малые Бугры местным населением в 1955 г. В тот же год и в 1956 гг. раскопками на месте находок занимался сотрудник Томского областного краеведческого музея Р.А. Ураев.
Коллекция ТОКМ №297 (25 ед.) и № 298 (55 ед.) состоит из предметов бронзового оружия - наконечников стрел, копий, кинжалов и бронзовых предметов - птиц, животных, людей; и изделий, передающих сложные образы в различных сочетаниях. Все они датируются в широких пределах VI в. до н.э. - V в. .
В заключении стоит отметить, что основные выдвинутые предполагаемые результаты в целом удалось получить. В данной работе удалось выполнить поставленные цель и задачи.
Изучена история исследования военного дела в рёлкинской культуре; дана краткая характеристика особенностей вооружения и оценка боевых качеств; показаны причины военизации рёлкинского общества и дана характеристика социокультурного облика рёлкинских воинов.
Роль и высокое техническое, функциональное, морфологическое, ритуальное значение рёлкинского среди раннесредневекового вооружения Западной Сибири, удалось обосновать, главным образом, во второй главе.
Высококачественным оружием были топоры, так как они являлись основным оружием ближнего боя таёжной зоны. В качестве рукоятки выбирался узел мощного сучка, ввиду повышения прочности оружия, и силы удара. Кроме того, по материалам памятников рёлкинской культуры можно заметить, что в частности в могильнике Рёлка содержалось более высококачественное клинковое оружие. Но это не означало крайней исключительности случая.
Стоит отметить, что рассмотренные материалы, указывают на явное развитие боевого оружия у рёлкинцев на протяжении существования культуры. Среднеобское население в раннем средневековье получало высококачественное боевое оружие, по всей вероятности, от южных соседей. К примеру, типы рёлкинского боевого оружия Архиерейской заимки и Елыкаевского клада аналогичны распространенному в то время среди евразийского кочевого мира. Южное происхождение подчеркивается своеобразным декоративным оформлением деталей оружия, например, оправа ножен в Рёлке.
Согласно результатам исследования, анализ рёлкинского оружия во второй половине I - начале II тыс. (период внешнеполитической дестабилизации и всевозможных межэтнических перемещений) военная техника коренного населения лесной полосы по качественному и количественному соотношению боевых средств не уступала вооружению соседей и находилась на высоком для своего времени уровне. Этот хронологический промежуток характеризуется наиболее интенсивным притоком кочевнических форм оружия.
Однако, импорт вооружения в целом, вряд ли был приоритетным в торговых отношениях рёлкинцев с внешним миром. Кузнечное дело у среднеобского населения было развито достаточно хорошо, чтобы производить в нужном количестве и качестве
необходимое вооружение. В Архиерейской заимке, в погребении 5 совершенном по обряду кремации, кроме оружия: стрелы, кинжал, нож, панцирные пластинки; поясных наборов, глиняного сосуда, птицевидного идола и бронзовой чаши, также были найдены щипцы - инструмент кузнеца. В Малгетских кузнечно-литейных мастерских раннего средневековья найдены наконечники стрел, панцирные пластинки.
Рёлкинское население жило в сложный культурно-исторический период VI- кон. IX вв. В степях Евразии и соседних лесостепных областях завершается распад первобытнообщинных отношении и зарождаются новые - элитарные, в данном случае касательно рёлкинского общества. Специфика кочевого и полукочевого хозяйства определила и своеобразные политические формы организаций и взаимоотношений с различными культурами.
В VI в. образовался Великий Тюркский каганат. Его появление сыграло огромную роль в истории соседних племен и, в частности, среднеобских. Наличие сильного соседа требовало усиления военного потенциала, укрепляло и стабилизировало торговые связи. И то, и другое, влекло к резким изменениям в экономике, к социальным сдвигам. Судя по материалам могильника Рёлка, шёл интенсивный товарообмен с югом. Оттуда поступала медь, готовые бронзовые и железные изделия, украшения, ткани.
Но всё же рёлкинское высококачественное вооружение однозначно в большей степени было импортным, так как во время существования рёлкинской культуры металлургические традиции на таёжных территориях Среднего Приобья только начали укрепляться. Отчасти, это произошло вследствие активных периодических схваток тюрок на территорию рёлкинцев в данном случае. А также, вследствие частичной колонизации и начала процесса тюркизации местного населения и на соседних территориях.
Сложившаяся ситуация была крайне неблагоприятной не только для рёлкинцев, но и для культур Нижнего Приобья, потчевашской, верхнеобской (одинцовской). Появился новый враг в лице тюрок, которые начали нападать на их пограничные территории. Однако междоусобные столкновения у культур и в данной ситуации не прекращались. С другой стороны, рёлкинцы славились своими исключительными познаниями на кузнечном поприще, ввиду традиций предков переданных через века, развитие которого было жизненно необходимым ввиду сложившихся обстоятельств для культур «таёжного круга» и не только.
С первых стычек со «степным миром» стало понятно, что тюрки в значительной мере по уровню развития военных традиций выше нежели таёжные культуры. Появилась необходимость в более новом, передовом комплексе вооружения и применении иных тактик в зависимости от особенностей местности. Представители таёжных культур были 70
блестящими охотниками и мастерами засад. В бесконечных междоусобных стычках, вследствие охотничьих вылазок и пр. они изучили особенности местности и отлично ориентировались. Эти факторы были долгое время сдерживающим элементом для продвижения тюрок. Но, к сожалению, перед «великой силой» воинственное таёжное общество не выдержало.
Выявление основных черт социокультурного облика воина и его роли в рёлкинском обществе при защите территориальной целостности, в частности, от внешних воздействий удалось определить в первой главе в пункте 1.2., также во второй главе, главным образом, в пункте 2.3.
Удалось более точно определить наличие ранжирования воинского состава, особенностей потестарного устройства в рёлкинском обществе во второй и в конце третьей главы.
Распределение и состав оружия в могилах указывает на наличие ранжирования воинов на элитарную верхушку - предводителей, вождей и рядовых воинов - дружина, ополчение. Само ранжирование происходило, по-видимому, ввиду имеющейся степени социально-экономического уровня развития общества. Практически во всех курганах имеется наличие 1-го, 2-х, местами и 3-х погребений с сожжением. Частичная и полная кремация повествует об особом отношении к усопшим в данной общности.
Различие в погребальном инвентаре, могло также свидетельствовать о наличии ранжирования воинов. Причём, как родовая верхушка, вожди, так и рядовые воины подразделялись в свою очередь в «званиях».
Рядовые воины могли подразделяться на пехоту (легковооруженные - ополчение, тяжеловооруженные (см. прил. О), смешанные (см. прил. Н)), конница, стрелки (охотники, специализированные стрелки). Стоит подчеркнуть, что в силу специализации рёлкинского общества в охоте, войско в основном состояло из стрелков и смешанных видов войск. Количество воинов в коннице было минимальным, не смотря на свидетельство о развитии коневодства и экспорте лошадей пород «сильных и благородных». Из-за чего и традиции тактического искусства были соответствующие.
Если возвратиться к тематике богатырей-героев, то, возможно, и среди обычных рядовых были «наполовину» богатыри, так как заслуга военных побед разделялась на каждого и почитали, как уже говорилось особо отличившихся.
Скорее, всего перед боем в особо отведённых местах шаманы начинали сражаться с духами «под и над землёй», дабы помочь защитникам родины. К тому же данной реальности никак нельзя отрицать. Общество рёлкинцев глубоко верили в силу духов покровителей и в посредников между миром живых и павших.
Вожди не были «однообразны», возможно они имели ряд качеств, талантов, которые определяли путь развития рёлкинского населения. Например, могли быть вожди-строители, командиры, торговцы, военачальники. Каждый из них выполнял особые социально - экономические, военно-политические функции.
Политика вождя-строителя была направлена на обустройство поселений, селищ, городищ. В свою очередь мог изменяться быт членов общества. Из-за развития конструкционных форм жилищ, различных мастерских, могло происходить улучшение качества производимых орудий труда, культовых предметов, военного вооружения, предметов обихода, повседневной одежды.
Политика вождя-командира была направлена на оборонительное устройство городищ, возможно, строительство особых пунктов разведки на пограничных территориях. Постоянные тренировки и формирование новых тактических традиций. Возможно, происходило развитие металлургии, появление секретных технологий изготовления вооружения, в том числе вследствие подражания соседним культурам.
Политика вождя-торговца была направлена на развитие торговых, дипломатических отношений с соседними культурами и с остальным миром. Также, качественное развитие внутренней торговли имело место быть. Главной силой политики были «золото и дипломатия». Однако, в данном случае лучше сказать «пушнина и дипломатия». Рёлкинцы конечно, скорее всего, торговали золотыми изделиями, однако в добыче пушнины они заняли доминирующее положение.
Политика вождя-миротворца соответственно была направлена на поддержание порядка в обществе, тенденция к единению общества. Скорее всего, происходило формирование и развитие милиционных единиц в обществе.
Всё выше сказанное является только лишь авторским предположением на счёт вопроса о ранжировании воинов в рёлкинском обществе.
Предложение мнения по вопросу о тюркизации рёлкинского общества и о особенностях товарооборота в Среднем Приобье.
Впервые, как первооткрыватель культуры Чиндина Л.А. даёт и обосновывает основные факторы, повлиявшие на включение рёлкинского общества в театр военных действий, происходивших приблизительно в конце IX в. на территории южных районов Западной Сибири .
Уже после Л.А. Чиндиной касательно данного вопроса пишет в своей монографии А.И. Соловьёв . Там он обосновывает все возможные аспекты, связанные с вынужденной милитаризацией в обществе рёлкинцев. Сделав подробный геологический анализ местности, данный исследователь характеризует окружающую среду, тем самым даёт подробное обоснование причин включения многих культур, рёлкинской в том числе, в театр военных действий происходивший на территории южных районов Западной Сибири.
Позже Д.Г. Савинов в специальной статье по вопросам тюркизации даёт своё объяснение соответствующим процессам, происходившим на территории южных районов Западной Сибири.
Чиндина Л.А., подмечая особый вклад Савинова Д.Г. в изучении истории Западной Сибири, пишет: «Д.Г. Савинов внёс теоретико-методологический вклад в изучение эпохальной для сибирского региона проблемы тюркизации, археологически фиксируемых формах и исторически адекватной трактовке этого процесса, что важно для исследования контактов, взаимодействия степных и лесных западносибирских культур. В понимании Д.Г. Савинова раннесредневековые общества Западной Сибири нельзя рассматривать только как пассивных реципиентов инноваций, идущих с Юга на Север, это было сосуществование, взаимодействие двух цивилизаций - тюркский кочевой степной и угро-самодийской оседлой лесостепной и южнотаёжной, представленной высокоорганизованными военизированными сообществами рёлкинцев, потчевашцев, усть-ишимцев. Особенно отрадно, что эта точка зрения согласуется с давно высказанным мной положением о социальных особенностях рёлкинского общества, в котором «родовая и военная верхушка исполняла потестарные и военные обязанности» ».
Таким образом, можно заметить, что рёлкинское общество играло не менее важную роль в противостоянии степному миру. О вопросах тюркизации территорий Южной Сибири до к. IX в. приходится говорить не с полной уверенностью в силу неопределённости данной ситуации. Дело в том, что активизация процесса тюркизации начинается именно в к. IX в., о чём пишут многие исследователи, в частности Чиндина Л.А. Рёлкинцам более чем повезло с особенностью их ареала. Частая болотистая местность, труднопроходимые леса и пр. не давали долгое время алтайским тюркам, в частности, продвигаться вглубь территории расселения рёлкинской культурной общности. «Степняки» были сильны, зачастую, в военных манёврах на открытом пространстве. Они также были профессионалами в дальнем бою, однако при засадах, коих было достаточно много, им было трудно быстро перегруппироваться. Степные народы славились, главным образом, в высоком уровне развития конных войск. И в силу особенностей природы «степняки» летом увязывали в болотах, а зимой же не хватало корма лошадям и продовольствия. Возможно, рёлкинцам помогали в борьбе с тюрками, как раз-таки кыргызы, в качестве оплаты за проживание на соответствующей территории. Скорее всего, гонимыми уйгурами кыргызам не оставалось иного выхода как сотрудничать. Кроме того, они могли активно осуществлять внутреннюю торговлю, что способствовало военизации рёлкинского общества. «Потчевашцы» и «верхнеобцы» приняли первые удары «степняков» на себя, в силу благоприятных для военных манёвров территории. Что могло дать время рёлкинцам на усиление военизационных процессов.
Удалось определить значение археологических находок, реконструкции облика рёлкинских пеших воинов и всадников, в частности, их морфологических, функциональных, ритуальных особенностей.
Дальнейшая перспектива исследования выполненной автором работы представляется в более точном исследовании уже вопросов о уровне военного дела и категориях воинов в рёлкинской культуре, а также в реконструкции исторических событий, личностей, явлений.
1. Анучин Д.Н. О древнем луке и стрелах // Труды XII археологического съезда. - М., 1887.
2. Арсланова Ф.Х. Керамика раннесредневековых курганов Казахстанского Прииртышья // Средневековые древности Евразийских степей. М.: Наука, 1980. С. 79-104. / Плетнева Л.М. Томское Приобье в начале II тыс. н.э. по археологическим источникам. Томск: Изд-во Том. ун-та, 1997. 349 с.
3. Бахрушин С.В. Остяцкие и вогульские княжества в XVI-XVII вв. / С. В. Бахрушин.
- Л., 1935.
4. Беликова О.Б. Среднее Причулымье в X-XIII вв. Томск: Изд-во Том. ун-та, 1996. 269 с.
5. Беликова О.Б., Плетнёва Л.М. Памятники Томского Приобья в V-VIII вв. н. э. - Томск: Изд-во Томск, ун-та, 1983.
6. Березовская Н.В. К вопросу о датировке валиковой керамике в низовьях р. Томи / Березовская Н.В. // Актуальные проблемы древней и средневековой истории. - Томск, 1997.
7. Бобров В.В. Лебединский клад / Бобров В.В., Добжанский В. Н. // Проблемы изучения Сибири в научно-исследовательской работе музеев: Тез. докл. науч.-практ. конф.
- Красноярск, 1989.
8. Военное дело древних племен Сибири и Центральной Азии. Новосибирск. 1981.
9. Волков В. В. Гобийский всадник. - МИА, 1965, т. 130.
10. Доннер К.Р. Самоедский эпос // Земля Верхнекетская. Томск, 1997. С.145-162.
11. Дульзон А.П. 1955. Остяцкие могильники XVI- XVII вв. у с. Молчанове на Оби. - «Учен. зап. ТГПИ», т. 13.
12. Дульзон А.П. Археологические памятники Томский области (Материалы к археологической карте Среднего Приобья) // Труды ТОКМ. Томск, 1956. Т. 5.
13. Евтюхова Л. А. Каменные изваяния Южной Сибири и Монголии. - МИА, 1952, т. 24.
14. Земля Колпашевская. Сборник научно-популярных очерков / под ред. Я.А. Яковлева; Администрация Колпашевского района; Томский государственный историко-архитектурный музей. - Томск: Издательство Томского университета, 2000.
15. Зиняков Н.М. Чёрная металлургия и кузнечное ремесло Западной Сибири в эпоху раннего железа и средневековья. Кемерово 1996.
...89