Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ НА ПРИМЕРЕ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «МИР МОИХ ПУТЕШЕСТВИЙ ОСНОВЫ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ТУРИЗМА»

Работа №184456

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

география

Объем работы94
Год сдачи2016
Стоимость4955 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
18
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 6
1 Исторический и нормативно - правой аспекты профилизации обучения общего
образования в России 9
1.1 Международный опыт реализации профильного обучения в зарубежных
странах 10
1.2 Истоки профильного обучения в России 12
1.3 Нормативно-правовая база современного профильного обучения в системе
общего образования России 18
2 Теоретико-методологическое обоснование разработки программы элективного
курса по географии 24
2.1 Понятие элективного курса и его место в учебном плане старшей школы 24
2.2 Структура элективного курса и методические рекомендации по разработке
программ элективных курсов 26
2.3 Особенности составления программ элективных курсов 32
2.4 Обзор программ элективных курсов по географии 10-11классов школ города
Томска и города Северска 37
3 Программа элективного курса по географии «Мир моих путешествий: Основы
самостоятельного туризма» 425
3.1 Пояснительная записка 42
3.2 Цель и задачи курса 43
3.3 Место курса в учебном плане 44
3.4 Формируемые универсальные учебные действия обучающегося 45
3.5 Учебно-тематический план 47
3.6 Содержание программы курса 48
3.7 Методы и формы обучения 52
3.8 Оценочные средства 53
3.9 Руководство по изучению курса 53
3.10 Список информационных источников для учителя и обучающихся 55
Заключение 56
Список использованных источников и литературы 58
Приложение А Комплекс мер по профессиональной ориентации в Томской области на 2012-2015годы
Приложение Б Сетевой План-график мероприятий по проведению профессиональной ориентации обучающихся, реализуемых на территории Томской области
Приложение В Макет. Типового положения о профессиональной ориентации в общеобразовательной организации
Приложение Г Комплекс мер по совершенствованию профильного обучения в общеобразовательных организациях Томской области
Приложение Д Список профильных классов, открытых в ОУ г. Северска 74
Приложение Е Учебные планы профильных 10 классов ОУ г. Северска 75
Приложение Ж Перечень сетевых элективных курсов внеурочной деятельности ОУ г. Северска
Приложение И Дидактический материал к занятию 6 ЭК «Мир моих путешествий» 85
Приложение К Дидактический материал к занятию 7 ЭК «Мир моих путешествий» 87
Приложение Л Презентация к уроку-введению ЭК «Мир моих путешествий» 90
Приложение М Методические указания к выполнению и защите проектов, сопровождающихся компьютерной презентацией


Актуальность темы данной выпускной квалификационной работы заключается в том, что за последнее время интерес у обучающихся к предмету география ежегодно снижается, поскольку, по словам самих же школьников, они не видят практической значимости знаний, получаемы при изучении данного предмета.
Социологи утверждают [14], что путешествие в современном мире является неотъемлемой частью образа жизни каждого человека, а следовательно, планирование самого путешествия может быть рассмотрено как одна из форм самореализации личности. Поскольку путешествие ориентировано непосредственно на человека, то можно говорить о том, что планирование его оказывает влияние на стандарты коммуникативного взаимодействия, отношения между людьми и странами, на формирование единого социально-экономического и культурно-познавательного пространства. Из чего можно сделать вывод, что интерес к путешествиям, а так же потребность в них, есть у каждого современного школьника. И одна из основных задач школы научить ребенка грамотно ориентироваться в информационном поле, уметь применять свои знания по разным школьным дисциплин в повседневной жизни, быть уверенным в правильности своего выбора и отвечать за него. Сформировать эти знания и умения можно на элективных курсах в рамках профильного обучения. Это подтверждается проводимыми исследованиями, в которых на вопрос о причинах выбора определенного профиля обучения на ступенях старшей школы приблизительно 30% школьников ответили: «мои интересы и склонности» [11].
Объектом исследования настоящей работы является профильное обучение в системе общего образования, предметом исследования - элективный курс по географии для обучающихся 10 классов.
Цель магистерской диссертации - разработать практико¬ориентированную программу элективного курса по географии для обучающихся 10 классов общеобразовательных организаций «Мир моих путешествий: основы самостоятельного туризма».
Для достижения поставленной цели были определены задачи исследования:
1) рассмотреть историю становления профильного обучения в школах России и опыт зарубежных стран, нормативно-правовую базу реализации современной профилизации обучения общего образования в России;
2) изучить теоретико-методологическое обоснование программ элективных курсов и провести анализ реализующихся программ элективных курсов по географии в муниципальных общеобразовательных организациях г. Северска.
3) разработать программу элективного курса по географии «Мир моих путешествий: Основы самостоятельного туризма» для школьников 10 классов общеобразовательных организаций.
Научная новизна: подготовлена программа элективного курса по географии «Мир моих путешествий: основы самостоятельного туризма» и проведена её частичная апробация в МБОУ «Северская гимназия» г. Северск.
Практическая значимость. Разработанная программа элективного курса по географии для 10 классов «Мир моих путешествий» будет способствовать формированию ключевых компетенций обучающихся общеобразовательных организаций, позволит им расширить возможности выстраивания индивидуальной образовательной траектории, а также совершенствовать профессиональную ориентацию.
Теоретическую основу исследования составляют Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ, «Концепция профильного обучения на старшей ступени общ его образования» от 18.07.2002 No 2783, а также труды следующих авторов, как Г. А Воронина, В.П. Максаковский, П.С. Лернер, В.П. Дронов, В.Л.Бабурин, Ю.Н. Гладков.
Для решения поставленных задач использовались следующие общенаучные методы теоретического и эмпирического исследования: наблюдение, сравнение, анализ, обобщение, эксперимент (педагогическая проба).
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Профильное обучение, ориентированное на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся с учетом реальных потребностей рынка труда, является одной из мер обеспечения государственных гарантий доступности качественного образования как приоритетного направления государственной политики в области образования.
2. Реализация элективного курса по географии «Мир моих путешествий: основы самостоятельного туризма» позволяет создать условия для построения индивидуальных образовательных программ старшеклассников, обеспечить преемственность между общим и профессиональным образованием и более эффективно подготовить выпускников школы к освоению программ высшего профессионального образования
Структуру диссертационного исследования предопределили поставленные цель и задачи. Работа изложена на 94 страницах и состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников (55 наименований). Текст работы включает 4 рисунка и 11 приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Таким образом, подводя итоги в данной квалификационной работе можно сделать определённые выводы.
Реформы в современной системе образования - это ответ новым требованиям, которые предъявляет общество в условиях глобализации мира, мира компьютерных технологий. Наиболее важные среди этих требований - быть самостоятельным, уметь брать ответственность за успешность своего выбора и осуществления жизненных планов, уметь учиться.
Благодаря реформам современного образования при помощи элективных курсов, которые обучающиеся имеют право выбирать самостоятельно, появилась возможность в полной мере реализовать задачи профильного обучения в системе общего образования России.
В настоящее время на правительственном уровне разрабатываются и реализуются проекты, направленные на повышение уровня географического образования населения РФ. Внедрение же системы элективных курсов на старшей ступени общего образования способствует популяризации географического образования среди школьников.
Посредством представленной программы элективного курса по географии для 10 классов средних общеобразовательных организаций «Мир моих путешествий: основы самостоятельного туризма» реализуются задачи профильного обучения в соответствии с требованиями ФГОС.
Практико-ориентированная направленность данного элективного курса способствует формированию ключевых компетенций выпускников средних общеобразовательных школ, формированию целостной системы универсальных учебных действий, а так же приобретению опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности.
Опираясь на вышеизложенное, можно резюмировать следующее:
- элективные курсы занимаю важное место в современной профилизации обучения на старшей ступени общего образования;
- элективные курсы позволяют обучающимся в полной мери удовлетворить свои образовательные потребности;
- элективные курсы делают возможным создание индивидуального пространства познавательной деятельности школьников;
- посредством элективных курсов решается множество задач, которые ставят новые стандарты образования (ФГОС) перед школой.



1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ,
2. О Концепции модернизации Российского образования на период до 2010 года // Бюллетень Минобразования РФ. Высшее и среднее профессиональное образование.- 2002.- №2.- С. 2-32.
3. Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования Утверждена Приказом Министра образования № 2783 от 18.07.2002// География в школе. Информируем читателя. - 2003. - № 10. - С. 64-75.
4. Письмо Министерства образования и науки РФ от 4 марта 2010 г. N 03-412 "О методических рекомендациях по вопросам организации профильного обучения".
5. Письмом Минобразования России от 13.11.2003 г. № 14-51-277/13 «Об элективных курсах в системе профильного обучения на старшей ступени общего образования».
6. Концепция содержания географического образования в 12-летней школе // География в школе. Информируем читателя. - 2000. - № 2.
7. Андрюшова Ю.С. Влияние географии на развитие эмоциональной сферы личности школьника // География в школе. Методика и опыт.. - 2002. - № 6. - С. 49-52.
8. Бабурин В.Л. География Российского порубежья: мы и наши соседи (эл. курс): учебник 10-11 класс / В.Л. Бабурин - М.: Просвещение, 2016. - 304 с.
9. Воронина Г.А. Элективные курсы: алгоритмы создания, примеры программ. Профильное обучение. М.: Айрис-пресс, 2008, 121 с.
10. Гладкий Ю.Н. Глобальная география (эл. курс) // Профильное обучение: учеб. пособие для учащихся 10-11 классов. - М.: - Дрофа, 2009. - 320 с.
11. Кузнецов, А.А. Базисный учебный план старшего звена школы в условиях введения профильного обучения / А.А. Кузнецов, Л.О. Филатова // Вопросы образования. - 2004. - № 3. - С. 162.
12. Лернер П.С. Роль элективных курсов в профильном обучении. // Профильная школа - 2004, № 3 - С. 12-17.
13. Максаковский В.П. О проекте Образовательного стандарта основного общего и
среднего (полного) общего образования по географии // География [Электрон. ресурс]: - М.: Первое сентября - 2002. - №40. - Электрон. версия печат. публ. - URL:
http://geo.1september.ru/article.php?ID=200204002(дата обращения 01.2016)
14. Мозговой А. В. Социокультурная мотивация путешествий людей в современном обществе: дис. канд. социолог. наук. / А. В. Мозговой. - Ростов-на-Дону, 2004. - 128 с.
15. Ожегов С.И. Словарь русского языка: ок. 57000 слов / С.И. Ожегов: под ред. чл.- корр. АНСССР Н.Ю.Шведовой. - 20-е изд., стереотип. - М.: Рус. яз., 1989.—750 с.
16. Осмоловская И.М. Элективная дифференциация. Организация
дифференцированного обучения в современной общеобразовательной школе. - М.: Воронеж, 1998. - С. 76-78.
17. Педагогический энциклопедический словарь: гл. ред. Б.М. Бим-Бад. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2002. - 528 с.
18. Профильное обучение: Типовые профили / под ред. А.А. Кузнецова - М.: СпортАкадемПресс, 2005. - 212 с.
19. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 г. №1756-р об одобрении Концепции модернизации российского образования на период до 2010г.: сб. норм. док. для ОУ РФ. - М.: Дрофа, 2004. - 443 с.
20. Реализация задач профильного обучения по предмету «География» // География. От издателя [Электрон. ресурс]: — М.: Первое сентября - 2007. - №2. - Электрон. версия печат. публ. - URL: http://geo.1september.ru/article.php?ID=200700217(дата обращения 01.2016).
21. Рыжаков М.В. Школьная география: современное состояние и перспективы развития // География в школе. Методика и опят.. - 2003. - № 10. - С. 47-53.
22. Сиротин В.И. О введении профильного обучения на старшей ступени общего образования и месте географии в примерных учебных планах возможных профелей // География в школе. Модернизация школы: профильное обучение. - 2002. - № 9. - С. 40-43.
23. Элективные курсы в профильном обучении: сб. / Министерство образования РФ - Национальный фонд подготовки кадров / под ред. А.Г. Каспражаком - М.: Вита-Пресс, 2004.- С. 9-85.
24. Баранников А. В.. Элективные курсы в профильном обучении // Первое сентября. - 2004 г., № 102 - С. 1-2.
25. Биржаков М.Б. Введение в туризм / М.Б. Биржаков. - М-СПб.: «Издательский Дом ГЕРДА», НП «Издательство «Невский Фонд», 2014. — 544 с.
26. Большой атлас мира. Географический / пер. с испанского И.М. Будовнич, С.Н. Городской, А.В. Казанцевой - М.: АСТ: Астрель, 2010-368с.
27. География. Элективные курсы10-11 классы. Профильное обучение: сб. программ. / под редакцией В.П. Дронова. - М.: Дрофа, 2007, 192с.
28. Далингер В.А. Проектирование элективных курсов по геометрии посредством локальной аксиоматизации / В.А. Далингер // Современные проблемы науки и образования. -
2006. - No 3. - С. 67-70
29. Директива Совета европейского экономического сообщества № 90/314 ЕЕС «О путешествиях, отпусках и поездках, включающих все» // Организационно-правовые основы туристского и гостиничного бизнеса.: нормат.-правовые док. / под ред. В. Н. Акишина, И. В. Гончаровой [и др.]. - М.: Финстатинформ, 1998. - 534 с.
30. Душина И.В. О гуманизации содержания школьной географии // География в школе. Методика и опыт. - 2005. - № 4. - С. 39-3
31. Егорова А.М. Интегрированный элективный курс как средство развития
музыкальных потребностей старшеклассников негуманитарного профиля
общеобразовательной школы // Известия ПГПУ им. Белинского. - 2012. - №28 - С. 762-768.
32. Зорин И.В., Квартальнов В.А. Энциклопедия туризма: справочник. - М: Финансы и статистика, 2001.-368с.
33. Информационно образовательный ресурс для образования всех уровней /
Профильное обучение в школе [Электрон. ресурс]: - 1998-2016. - Режим доступа:
http://www.profile-edu.ru/profilnoe-obuchenie-v-shkole.html(дата обращения: 2014-2016).
34. Кашпур В.В. Субъекты взаимодействия вузов и школ и их ожидания / Кашпур
B. В., Афанасьева Д.О., Иванова В.С. // Взаимодействие вузов и школ для становления открытого образовательного пространства: потенциал, проблемы, задачи управления.: монограф. сб. / под редакцией Г.Н. Прозументовой. - Томск: ТМЛ-Прес, 2012 - С.75-86.
35. Крысин Л.П. Толковый словарь иноязычных слов / Л.П. Крысин. - М.: Эксмо, 2008. - 944 с.
36. Малкова И.Ю. Создание и реализация сетевых проектов профильного обучения в старшей школе / Малкова И.Ю., Е.В. Вторина // Взаимодействие вузов и школ для становления открытого образовательного пространства: потенциал, проблемы, задачи управления.: монограф. сб. / под редакцией Г.Н. Прозументовой. - Томск: ТМЛ-Прес, 2012 -
C. 190-207.
37. Маринин М. Туристские формальности и безопасность в туризме. - М.: Финансы и статистика, 2003. - 140с.
38. Методика внеурочной работы по географии в школе: учеб.-метод. пособие для студентов ф-та ГГФ кф. географии Том. гос. ун-та / сост.: Т.В. Ромашова - Томск, 2014. - 26с.
39. Методика обучения географии в общеобразовательных учреждениях: учебное пособие для студентов вузов / Душина И.В., Пятунин В.Б., Летягин А.А. [и др.]. -М.: Дрофа,
2007. -203с.
40. Обучение и воспитание: методики и практика 2013/2014 учебного года: сб . м-ов VIII Международной научно-практической конференции / под общ. ред. С. Чернова. - Новосибирск: ЦРНС, 2013. - 244 с.
41. Официальный сайт Министерства образования и науки Российской Федерации [Электрон. ресурс] - 2011-2016. - Режим доступа:Ы1р://минобрнауки.рф(дата обращения: 2015-2016).
42. Официальный сайт Департамента общего образования Томской области [Электрон. ресурс] - 2016. - Режим доступа:https://edu.tomsk.gov.ru/(дата обращения: 2015¬2016).
43. Официальный сайт МАУ ЗАТО Северск ресурсный центр образования [Электрон. ресурс]: Профильное и предпрофильное обучение. - Электрон. дан.- Томск, 2016. - режим доступаhttp://center-edu.ssti.ru/profil.php(дата обращения: 2015-2016).
44. Официальный сайт Томского областного института повышения квалификации и переподготовки работников образования [Электрон. ресурс]: профильное обучение и профориентация школьников. - Электрон. дан. - Томск, 2003-20216. - Режим доступа: http://edu.tomsk.ru/page/111(дата обращения: 2016).
45. Официальный сайт Управления образования Администрации ЗАТО Северск [Электрон. ресурс] - 2016. - Режим доступа:http://edu.tomsk-7.ru/(дата обращения: 2015¬2016).
46. Профессиональный сайт для работников турбизнеса «TravelInform» [Электрон. ресурс]. - 2003-2016. - Режим доступа:www.travelinform.ru
47. Профильное обучение в старшей школе в субъектах Российской Федерации: опыт регионов / В.В. Вержбицкий, Ю.Ю. Власова [и др.] / под ред. Ю.Ю. Власовой. - .М.: Просвещение-регион, 2007. - 256 с.
48. Розанов Л.Л. Концепция модернизации школьных учебников по географии // География в школе. Методика и опыт. - 2005. - № 4. - С. 35-37.
49. Рябова И.А. Словарь международных туристских терминов / И. А. Рябова, Д. К. Исмаев, С. Н. Путилина. - М.: Книгодел, 2005. - 466 с.
50. Сетевая энциклопедия «Википедия». [Электрон. ресурс]. - 2001-2016. - Режим доступа: ru.wikipedia.org
51. Специализированные организации по туризму / Международно-правовое регулирование туристических услуг: Учеб. пособие / Авторский коллектив «Allpravo.Ru» [Электрон. ресурс]. - 2006-2016. - Режим доступа:www.allpravo.ru
52. Сухоруков, В.Д. Методика обучения географии: предметный аспект // География в школе. Методика и опыт. - 2004. -№4. - С. 14-26.
53. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» [Электрон. ресурс]: - 2016. - Режим доступа:http://festival.1september.ru/(дата обращения 2016.).
54. Щербо И. Реализация профильного обучения в школе // Директор школы. - 2005. - № 4. - С. 47-56.
55. Электронный помощник турагента. [Электрон. ресурс]. - 2002-2016. - Режим доступа:www.tonkosti.ru


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ