РЕЧЕВОЙ ЖАНР ТУРИСТИЧЕСКОГО ОТЗЫВА В ИНТЕРНЕТ-ДИСКУРСЕ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Теоретико-методологические основания описания речевого жанра туристического отзыва в интернет-дискурсе 6
1.1. Теория речевых жанров 6
1.2. Понятие речевого жанра и типы речевых жанров 10
1.3. Интернет-дискурс и виртуальное жанроведение 13
1.4. Речевой жанр отзыва о путешествии как объект лингвистического
исследования 19
1.5. Описательная модель речевого жанра отзыва о путешествии 23
Выводы 27
Глава 2. Реализация туристического отзыва в интернет-дискурсе 29
2.1. Коммуникативная цель и тип РЖ туристического отзыва 29
2.2. Образ коммуникантов (автор / адресат) 37
2.3. Образ прошлого и образ будущего 39
2.4. Композиция РЖ туристического отзыва 41
2.5. Тип диктумного содержания 44
2.6. Языковое воплощение РЖ туристического отзыва 46
2.7. Невербальные компоненты 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
ЛИТЕРАТУРА 58
Глава 1. Теоретико-методологические основания описания речевого жанра туристического отзыва в интернет-дискурсе 6
1.1. Теория речевых жанров 6
1.2. Понятие речевого жанра и типы речевых жанров 10
1.3. Интернет-дискурс и виртуальное жанроведение 13
1.4. Речевой жанр отзыва о путешествии как объект лингвистического
исследования 19
1.5. Описательная модель речевого жанра отзыва о путешествии 23
Выводы 27
Глава 2. Реализация туристического отзыва в интернет-дискурсе 29
2.1. Коммуникативная цель и тип РЖ туристического отзыва 29
2.2. Образ коммуникантов (автор / адресат) 37
2.3. Образ прошлого и образ будущего 39
2.4. Композиция РЖ туристического отзыва 41
2.5. Тип диктумного содержания 44
2.6. Языковое воплощение РЖ туристического отзыва 46
2.7. Невербальные компоненты 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
ЛИТЕРАТУРА 58
Данная работа посвящена описанию речевого жанра туристического отзыва в интернет-дискурсе.
В настоящее время получать информацию о деятельности той или иной компании, об использовании какого-либо продукта или предоставлении кем - либо услуг стало популярным с помощью отзывов, размещенных в интернете. Современный человек уверен в полезности отзывов, поскольку может опираться на мнение того, кто уже опробовал на себе какую -то услугу, товар, посетил мероприятие; можно, используя чей-то опыт, учесть ошибки и недочеты, а чему-то уделить больше внимания. Одной из таких сфер, в которой отзывы наиболее популярны и востребованы, является туризм. Число путешественников постоянно растет, а туризм стал одной из неотъемлемых частей жизни современного общества.
Актуальность работы обусловлена, с одной стороны, указанным фактом, поскольку туризм развивается, люди пишут отзывы о путешествиях, и важно понимать, как они создаются, какие в них используются средства, что, возможно, поможет отличить настоящие отзывы от специально созданных, фейковых. В настоящий момент жанр туристического отзыва, функционирующий в интернете, изучен недостаточно.
С другой стороны, актуальность работы определяется также ее включенностью в антропоцентрическую, коммуникативную парадигму современного языкознания, а также тем, что в жанроведении поставлена задача создания энциклопедии речевых жанров русского языка. В связи с этим актуальным является описание отдельных речевых жанров, функционирующих в разных типах дискурса.
Актуальность работы определяется и тем, что туристический отзыв, функционирующий в интернете, рассматривается как виртуальный речевой жанр (далее: РЖ), и данное исследование выполняется в русле виртуального жанроведения - одного из современных лингвистических направлений, выделившихся из жанроведения. Среди главных задач виртуального жанроведения исследователи называют выявление и описание отдельных речевых жанров интернет-дискурса и сопоставление их с традиционными «бумажными» жанрами [Горошко, 2009]. До появления и распространения интернета отзывы размещались в газетах, журналах, книгах отзывов и т.п.
Под виртуальным речевым жанром в данной работе понимается речевой жанр, функционирующий в интернете.
В тексте работы для номинации исследуемого речевого жанра будем использовать следующие названия отзыв о путешествии, туристический отзыв и отзыв туриста как синонимичные.
Отзывы туристов изначально появлялись в качестве необязательной опции сайтов турагентств, но с развитием индустрии туризма и появлением новых интернет-платформ, позволяющих обмениваться наблюдениями и рекомендациями, появились специальные сайты, на которых размещаются только отзывы о путешествиях. Таким образом, мы можем наблюдать формирование нового явления в новой коммуникативной сфере - интернете.
Объектом исследования является речевой жанр отзыва о путешествиях.
Предмет исследования - характерные черты и средства языкового воплощения РЖ отзыва о путешествиях.
Целью работы является описание РЖ туристического отзыва в интернет-дискурсе.
Цель исследования объясняет постановку следующих задач:
1. Изучить теоретические сведения по теме исследования и определить основные черты жанра отзыва;
2. Разработать описательную модель РЖ отзыва о путешествии;
3. Описать особенности РЖ туристического отзыва в интернет- дискурсе;
4. Проанализировать средства языковой репрезентации исследуемого РЖ.
Материалом исследования послужили 50 отзывов о путешествиях в Норвегию, размещенных на сайте: http://www.otzyv.ru.
Методы исследования. Для решения поставленных задач был использован общелингвистический метод научного описания в совокупности приемов: дискурсивного анализа, лингвистического моделирования,
сравнения, контекстуального анализа, статистических подсчетов.
Теоретическая значимость работы. Данное исследование вносит вклад как в развитие современной теории речевых жанров, так и виртуального жанроведения.
Практическая значимость работы. Основные результаты работы могут быть использованы для дальнейших исследований в области теории речевых жанров, для более углубленного изучения РЖ отзыва, что, возможно, позволит отличить «настоящие» отзывы от «фейковых», которые пишутся по заказу турагентств и отелей.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
В настоящее время получать информацию о деятельности той или иной компании, об использовании какого-либо продукта или предоставлении кем - либо услуг стало популярным с помощью отзывов, размещенных в интернете. Современный человек уверен в полезности отзывов, поскольку может опираться на мнение того, кто уже опробовал на себе какую -то услугу, товар, посетил мероприятие; можно, используя чей-то опыт, учесть ошибки и недочеты, а чему-то уделить больше внимания. Одной из таких сфер, в которой отзывы наиболее популярны и востребованы, является туризм. Число путешественников постоянно растет, а туризм стал одной из неотъемлемых частей жизни современного общества.
Актуальность работы обусловлена, с одной стороны, указанным фактом, поскольку туризм развивается, люди пишут отзывы о путешествиях, и важно понимать, как они создаются, какие в них используются средства, что, возможно, поможет отличить настоящие отзывы от специально созданных, фейковых. В настоящий момент жанр туристического отзыва, функционирующий в интернете, изучен недостаточно.
С другой стороны, актуальность работы определяется также ее включенностью в антропоцентрическую, коммуникативную парадигму современного языкознания, а также тем, что в жанроведении поставлена задача создания энциклопедии речевых жанров русского языка. В связи с этим актуальным является описание отдельных речевых жанров, функционирующих в разных типах дискурса.
Актуальность работы определяется и тем, что туристический отзыв, функционирующий в интернете, рассматривается как виртуальный речевой жанр (далее: РЖ), и данное исследование выполняется в русле виртуального жанроведения - одного из современных лингвистических направлений, выделившихся из жанроведения. Среди главных задач виртуального жанроведения исследователи называют выявление и описание отдельных речевых жанров интернет-дискурса и сопоставление их с традиционными «бумажными» жанрами [Горошко, 2009]. До появления и распространения интернета отзывы размещались в газетах, журналах, книгах отзывов и т.п.
Под виртуальным речевым жанром в данной работе понимается речевой жанр, функционирующий в интернете.
В тексте работы для номинации исследуемого речевого жанра будем использовать следующие названия отзыв о путешествии, туристический отзыв и отзыв туриста как синонимичные.
Отзывы туристов изначально появлялись в качестве необязательной опции сайтов турагентств, но с развитием индустрии туризма и появлением новых интернет-платформ, позволяющих обмениваться наблюдениями и рекомендациями, появились специальные сайты, на которых размещаются только отзывы о путешествиях. Таким образом, мы можем наблюдать формирование нового явления в новой коммуникативной сфере - интернете.
Объектом исследования является речевой жанр отзыва о путешествиях.
Предмет исследования - характерные черты и средства языкового воплощения РЖ отзыва о путешествиях.
Целью работы является описание РЖ туристического отзыва в интернет-дискурсе.
Цель исследования объясняет постановку следующих задач:
1. Изучить теоретические сведения по теме исследования и определить основные черты жанра отзыва;
2. Разработать описательную модель РЖ отзыва о путешествии;
3. Описать особенности РЖ туристического отзыва в интернет- дискурсе;
4. Проанализировать средства языковой репрезентации исследуемого РЖ.
Материалом исследования послужили 50 отзывов о путешествиях в Норвегию, размещенных на сайте: http://www.otzyv.ru.
Методы исследования. Для решения поставленных задач был использован общелингвистический метод научного описания в совокупности приемов: дискурсивного анализа, лингвистического моделирования,
сравнения, контекстуального анализа, статистических подсчетов.
Теоретическая значимость работы. Данное исследование вносит вклад как в развитие современной теории речевых жанров, так и виртуального жанроведения.
Практическая значимость работы. Основные результаты работы могут быть использованы для дальнейших исследований в области теории речевых жанров, для более углубленного изучения РЖ отзыва, что, возможно, позволит отличить «настоящие» отзывы от «фейковых», которые пишутся по заказу турагентств и отелей.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Данная работа представляет собой описание комплексного речевого жанра туристического отзыва в интернет-дискурсе.
Туристический отзыв - рассказ о личном опыте путешествия, которым автор хочет поделиться с потенциальным туристом.
Исследуемый речевой жанр является рефлексией по поводу путешествия и добровольным желанием авторов поделиться впечатлениями о поездке, оценке ее по критериям, важным с точки зрения автора.
РЖ туристического отзыва - это информативный речевой жанр, обладающий особенностями оценочных и императивных речевых жанров.
В выборе речевых средств при построении текста авторы отзывов комбинируют публицистический и разговорный стили, зачастую в пользу последнего - для большего сближения с читателем.
В ходе работы была составлена описательная модель речевого жанра, содержащая в себе такие параметры, как: коммуникативная цель и тип РЖ; образ коммуникантов (автора и адресата); образ прошлого и образ будущего; композиция РЖ; тип диктумного содержания; средства языкового воплощения; невербальные компоненты.
При анализе отзывов было выявлено, что в большинстве своем тексты отзывов начинаются с уточнения о месте и цели поездки с дальнейшим повествованием об опыте путешествия как о прошедшем и составляются в хронологической последовательности или с выделением рубрик. В ряде отзывов выделяется отклонение от этой схемы и структурное описание с позиции субъективно важных тем (понравилось / не понравилось / советую). Несмотря на существование законов построения жанра, в текстах отзывов о путешествиях наблюдается индивидуальность и субъективность построения.
туристического отзыва и основными жанрообразующими средствами является оценочные слова и конструкции, лексика, называющая чувства и эмоции, топонимы, слова, входящие в семантическое поле «Путешествие», и лексемы, подчеркивающие специфику путешествия в Норвегию, ее достопримечательностей, а также глаголы в форме прошедшего времени.
В репрезентации РЖ туристического отзыва также участвуют конструкции для связи с адресатом, конструкции выражения мнения, так как это основополагающие черты отзыва в целом.
В связи с тем, что исследуемые отзывы функционируют в интернете, в их реализации участвуют и невербальные элементы: фотографии в тексте отзыва, различные опциональные возможности, предоставляемые интернет- ресурсом, помогающие автору и адресату поддерживать и развивать коммуникацию.
На наш взгляд, исследование РЖ туристического отзыва в интернет- дискурсе является перспективным в плане создания энциклопедии речевых жанров в целом и речевых жанров, бытующих в интернете. Предложенная методика анализа РЖ отзывов о путешествиях может быть использована при описании других комплексных информативных РЖ, других типов отзывов. В перспективу исследования входит изучение речевого жанра туристического отзыва в сопоставительном аспекте.
Туристический отзыв - рассказ о личном опыте путешествия, которым автор хочет поделиться с потенциальным туристом.
Исследуемый речевой жанр является рефлексией по поводу путешествия и добровольным желанием авторов поделиться впечатлениями о поездке, оценке ее по критериям, важным с точки зрения автора.
РЖ туристического отзыва - это информативный речевой жанр, обладающий особенностями оценочных и императивных речевых жанров.
В выборе речевых средств при построении текста авторы отзывов комбинируют публицистический и разговорный стили, зачастую в пользу последнего - для большего сближения с читателем.
В ходе работы была составлена описательная модель речевого жанра, содержащая в себе такие параметры, как: коммуникативная цель и тип РЖ; образ коммуникантов (автора и адресата); образ прошлого и образ будущего; композиция РЖ; тип диктумного содержания; средства языкового воплощения; невербальные компоненты.
При анализе отзывов было выявлено, что в большинстве своем тексты отзывов начинаются с уточнения о месте и цели поездки с дальнейшим повествованием об опыте путешествия как о прошедшем и составляются в хронологической последовательности или с выделением рубрик. В ряде отзывов выделяется отклонение от этой схемы и структурное описание с позиции субъективно важных тем (понравилось / не понравилось / советую). Несмотря на существование законов построения жанра, в текстах отзывов о путешествиях наблюдается индивидуальность и субъективность построения.
туристического отзыва и основными жанрообразующими средствами является оценочные слова и конструкции, лексика, называющая чувства и эмоции, топонимы, слова, входящие в семантическое поле «Путешествие», и лексемы, подчеркивающие специфику путешествия в Норвегию, ее достопримечательностей, а также глаголы в форме прошедшего времени.
В репрезентации РЖ туристического отзыва также участвуют конструкции для связи с адресатом, конструкции выражения мнения, так как это основополагающие черты отзыва в целом.
В связи с тем, что исследуемые отзывы функционируют в интернете, в их реализации участвуют и невербальные элементы: фотографии в тексте отзыва, различные опциональные возможности, предоставляемые интернет- ресурсом, помогающие автору и адресату поддерживать и развивать коммуникацию.
На наш взгляд, исследование РЖ туристического отзыва в интернет- дискурсе является перспективным в плане создания энциклопедии речевых жанров в целом и речевых жанров, бытующих в интернете. Предложенная методика анализа РЖ отзывов о путешествиях может быть использована при описании других комплексных информативных РЖ, других типов отзывов. В перспективу исследования входит изучение речевого жанра туристического отзыва в сопоставительном аспекте.
Подобные работы
- РЕЧЕВОЙ ЖАНР «ИНТЕРНЕТ-ОТЗЫВ ТУРИСТА» В РУССКОЙ И АНГЛИЙСКОЙ ЛИНГВОКУЛЬТУРАХ: ПЕРЕВОДЧЕСКИЙ АСПЕКТ
Бакалаврская работа, лингвистика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2025 - Оценочные аспекты жанра «отзыв в Интернете»: лингвокультурологическая специфика
Бакалаврская работа, лингвистика. Язык работы: Русский. Цена: 4345 р. Год сдачи: 2023 - Отзыв о предприятии общественного питания как речевой жанр (на материале интернет-текстов)
Магистерская диссертация, лингвистика. Язык работы: Русский. Цена: 4965 р. Год сдачи: 2021 - РЕЧЕВОЙ ЖАНР ОТЗЫВА О ФИЛЬМЕ В ИНТЕРНЕТ-ДИСКУРСЕ
Бакалаврская работа, филология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - РЕЧЕВОЙ ЖАНР ИНТЕРНЕТ-ОТЗЫВА О ПУТЕШЕСТВИИ (НА МАТЕРИАЛЕ ОТЗЫВОВ РОССИЙСКИХ ПУТЕШЕСТВЕННИКОВ О ПОЕЗДКАХ В ИНДИЮ)
Магистерская диссертация, филология. Язык работы: Немецкий. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018 - Лексические средства выражения оценки в интернет-отзывах сайта Booking.com
Магистерская диссертация, русский язык. Язык работы: Русский. Цена: 5550 р. Год сдачи: 2021 - Путеводитель по Иссык-Кульской области: особенности создания многоязычного продукта
Магистерская диссертация, филология. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2023 - Лингвокультурологический портрет
местного жителя и туриста в отзывах российских туристов
Бакалаврская работа, туризм. Язык работы: Русский. Цена: 6400 р. Год сдачи: 2016 - ЖАНРОВАЯ СПЕЦИФИКА ТУРИСТИЧЕСКОГО ИНТЕРНЕТ-ДИСКУРСА
Дипломные работы, ВКР, лингвистика. Язык работы: Русский. Цена: 4265 р. Год сдачи: 2020



